Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические особенности профессиональной деятельности таможенника

1. Профессиональная деятельность таможенника как процесс высоко формализованного контроля

2. Психологическая характеристика таможенного коллектива

3. Пихологические особенности общения сотрудников таможенных органов с подконтрольными лицами

4. Стрессогенность профессиональной деятельности таможенника и проблема повышения стрессоустойчивости

5. Психологические аспекты профотбора сотрудников таможенных органов.

 

1. Таможенный коллектив – целенаправленно организованная общность профессионалов для совместной деятельности по защите экономических и иных (нравственных и экологических норм, безопасности и т.д.) интересов государства и его граждан в сфере внешних связей, регламентированной Таможенным кодексом. Таким образом, профессиональная деятельность таможенника, с точки зрения психологического анализа, - это процесс высоко формализованного контроля.

2. Главной особенностью таможенного коллектива является четкость и уставная определенность его организации. В таможенном коллективе точно и однозначно выражены отношения подчинения (субординация). Это определяет особенные требования к профессиональным и личным качествам руководителей всех рангов, к стилю руководства. Руководитель таможенного коллектива ограничен в делегировании ответственности, он несет, в конечном итоге, всю полноту ответственности за результаты деятельности своего подразделения.

Вторым следствием рассмотренной особенности является повышенная требовательность к уровню дисциплинированности сотрудников. Сотрудник таможенного коллектива ограничен в самостоятельности и произвольности принятия решений. В то же время сотрудники многих подразделений таможенных органов по роду выполняемых задач обязаны постоянно принимать решения (выполняя разрешительно - запретительную функцию). Это порождает специальную задачу воспитания ответственной активности сотрудников. Одним из способов решения этой задачи может быть, например, организация специальных форм выражения личного мнения о ходе работы и имеющихся трудностях (письменные отчеты по заданным позициям и пр.).

Второй важной психологической особенностью таможенного коллектива, вытекающей из задачи защиты интересов государства, является высокий уровень сплоченности, развитость чувства «мы» против нарушителей, посягающих на эти интересы. Эта особенность роднит таможенный коллектив с армейским. Но есть и существенная разница. Для армейского коллектива сплоченность – непосредственное условие выживания. Для таможенного коллектива сплоченность опосредуется личным переживанием значимости целей и задач таможенной деятельности. Утрата, в рамках профессионального самоопределения, чувства служения Родине, понимания общественной значимости своей деятельности не только как квалифицированного труда, но как миссии, приводит, разумеется, не к гибели, но к разложению коллектива, к размыванию сущности деятельности. Повышению сплоченности способствует поддержание традиций и ритуалов, обеспечивающих коллективное переживание чувства профессиональной гордости и чести.

Производными от выше названных являются такие психологические особенности таможенных коллективов как повышенная взаимная требовательность сотрудников, в особенности начальников к подчиненным, и, одновременно, забота о «чести мундира».

Уже названная регламентированность отношений в коллективе, а также функция таможенных органов представлять государство во взаимоотношениях с зарубежными лицами и организациями формирует такую особенность таможенной деятельности как необходимо обезличенный, отстраненный, «процедурный» или «этикетный» характер ее осуществления. Это в особенности ярко проявляется в общении сотрудников таможенных органов с клиентами.

3. И.Н. Колобова выделяет такие характерные черты общения таможенных специалистов с подконтрольными лицами:1

Общение сотрудника таможенного органа и подконтрольного лица является ролевым, заданным их юридическим статусом. Законодательные акты об их правах и обязанностях определяют границы их общения и его содержание. Также определяющее значение играют общественные ожидания и установки относительно роли таможенника. Поведение таможенного служащего в процессе ролевого общения стандартизируется, вырабатывается, а затем в разнообразных формах закрепляется, особый стереотип, шаблон или нормативный образец поведения. Наигрывается «профессиональная маска» - фиксированная сумма стандартных поведенческих реакций. Независимо от конкретной ситуации взаимодействия с подконтрольным лицом, сотрудник стремится к постоянному сохранению маски доброжелательности, приветливости, сдержанности и ровного отношения. Это обеспечивается определенной совокупностью речевых, мимических и пантомимических знаков, постоянное воспроизведение которых в поведении сотрудника создает условия для оптимального бесконфликтного протекания ролевого общения. «Сбрасывание» профессиональной маски равносильно отказу от выполнения ролевых функций. Умение максимально адекватно осуществлять свою роль в соответствующих шаблонах поведения есть первый признак уровня профессионализма и квалификации сотрудника.

Однако в процессе ролевого в своей основе общения, клиент таможенного органа, а также и сотрудник не могут не проявить своих личных интересов и индивидуальных особенностей. Задачей таможенного специалиста является создать благоприятный психологический фон общения. Каждый специалист вырабатывает индивидуальный стиль ролевого поведения.

Чувства, возникающие у сотрудника и подконтрольного лица в процессе их общения, могут быть конъюнктивными (сближающими, объединяющими) или дизъюнктивными (разъединяющими, отчуждающими). Сотрудник является организующей и регулирующей стороной общения с клиентом, поэтому одной из его важных функций является устранение условий для возникновения отрицательного эмоционального фона общения. Известно, что инициатором дизъюнктивных чувств нередко бывает подконтрольное лицо. Резко выраженные клиентом недовольство, недоверие, неприязнь порой легко заражают сотрудника провоцируют ответить тем же. Не следует сообщать подконтрольному лицу, что нам нет никакого дела до его проблем, или что его действия создают нам проблему. Конструктивная,(а значит высоко профессиональная) позиция сотрудника должна быть иной. Сотрудник должен суметь «самортизировать» негативные эмоции, а затем найти способ разрядить негативные эмоции клиента, перенаправить энергию эмоций в позитивное русло совместного решения общей задачи.

Инициатором дизъюнктивных чувств может стать и сам сотрудник, как правило вследствие эмоциональных перегрузок. Перечислим некоторые причины эмоциональных перегрузок:

- большая персональная ответственность за выполнение обязанностей;

- пристальное внимание контролирующих работу таможенника специальных органов;

- разнообразие постоянно меняющихся объектов наблюдения и др.

Заметим, что клиент как правило не намерен «амортизировать» негативные эмоции таможенника, более того, иногда он склонен их стимулировать и использовать в своих интересах. При этом клиент, как правило, может рассчитывать на безнаказанность своей эмоциональной несдержанности, а сотрудник, напротив, не имеет оснований для подобного рода ожиданий. Поэтому сотруднику следует формировать установку на сдерживание эмоций средствами сознательного самоконтроля. Излишняя эмоциональная включенность является профессионально вредной. Умение держать себя в руках, не снимать профессиональную маску – необходимое профессиональное качество таможенного специалиста.

4. Все выше изложенное позволяет утверждать, что профессиональная деятельность таможенника характеризуется повышенной стрессогенностью. Организационные мероприятия, помогающие снизить эмоциональную напряженность сотрудников:

- комнаты психологической разгрузки;

- спортивные залы, тренажеры;

- комфортно организованные пункты питания и др.

Большое значение в профилактике психоэмоциональных перегрузок сотрудников играет здоровая атмосфера в трудовом коллективе. Общий деловой настрой и оптимизм, трудовые достижения, поддержка инициатив сотрудников создают благоприятный морально-психологический климат, способствуют уверенной и четкой работе и хорошему настроению.

5. Проблема профессионального отбора сотрудников таможенных органов имеет два взаимосвязанных аспекта: диагностика личностных и операциональных качеств, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности и качеств, препятствующих профессиональной деформации личности профессионала ТО.

Приведем выводы, сделанные Р.А. Сафаровым по данному вопросу.2

«К числу основных социально-психологических характеристик, определяющих облик таможенника, следует отнести:

- широту и многосторонность знаний и представлений в сочетании с выраженным стремлением к их развитию, к расширению своего кругозора и культурного уровня (культурно-когнитивный аспект социально-психологического облика),

- умение правильно осмысливать свой жизненный опыт, вырабатывать на его основе рациональные поведенческие правила, корректировать свое поведение (аутопедагогический аспект);

- устойчивость убеждений, умение реализовывать их в практике профессиональной деятельности, поступать в соответствии с ними, а не вопреки им во всех, в том числе сложных ситуациях (ценностно-поведенческий аспект);

- развитые волевые качества, настойчивость, решительность, умение мобилизовать себя в экстремальных условиях (волевойаспект);

- развитая способность к общению, умение правильно понять окружающих и быть правильно понятым ими, способность получить и верно оценить исходящую от них информацию (коммуникативный аспект);

- высокий уровень лояльности к руководящим лицам, к сотрудникам, к гражданам, чьи интересы затрагивает его профессиональная деятельность, умение держать себя в нормативных границах (характерологический аспект).

Р.А. Сафаров отмечает общие и особенные стороны формирования профессиональной деформации таможенников:

Профессионализация психических процессов (представлений, восприятия, эмоций, стремлений), психических свойств (характера, мотивационных особенности, темперамента) и психологических образований (особенностей общения и взаимодействия) таких сотрудников, будучи объективно обусловленной, может выйти за рамки целесообразности и, вызвать у них неадекватные реакции на окружающий мир. Хладнокровие оперативного или следственного работника правоохранительной структуры, защищающее его от избыточной эмоциональной информации, может, в ряде случаев, перерасти в равнодушие, эмоциональную "глухоту", скептицизм, цинизм и пр. Осторожность, как профессионально необходимое качество, - перерасти в подозрительность, недоверчивость, предубежденность и т.д. В силу этого устойчивость к профессиональной деформации должна также рассматриваться как одно из важнейших качеств сотрудника таможенных органов, образующих его социально-психологический портрет.

Это качество выступает в органическом единстве с теми, которые названы выше. Прежде всего, его формирование находится в прямой зависимости от культурно-когнитивных, аутопедагогических, ценностно-поведенческих, волевых, характерологических и коммуникативных особенностей сотрудника. Широта кругозора, культурный уровень, характер жизненного опыта, степень устойчивости убеждений, степень развития волевых качеств, уровень лояльности - именно это в своей совокупности определяет вероятность возникновения и развития профессиональной деформации психики.

Необходимо обратить внимание и на то, что последствиями возникновения профессионально-психологической деформации являются ослабление самоконтроля и самокоррекции, нежелательные изменения ценностных ориентаций, снижение уровня профессиональной лояльности сотрудника. Дальнейшее нарастание деформационного процесса может привести к стойкой деактуализации (длительной невостребованности) рассматриваемых социально-психологических качеств и, в конечном итоге, - к их утрате.

Профессиональная деформация психики является гипертрофированной защитной реакцией сотрудника на действие психогенных (стрессовых) факторов. Не меньшей является, однако, вероятность формирования у него и такой защитной реакции, которая заключается, наоборот, в ослаблении уровня требовательности к лицам, нарушающим закон. Данное негативное явление всегда связано с изменением служебной мотивации сотрудника. В силу этого к числу социально-психологических качеств, профессионально характеризующих таможенника, следует отнести его психологическую устойчивость и мотивационную устойчивость.

Особое значение имеет мотивационная устойчивость таможенников. Правоохранительной практике известны случаи, связанные с попытками криминальных организаций завербовать офицера, склонить его к передаче служебной информации. При этом в вербовочных беседах с сотрудником, например, МВД воздействие на него обычно ограничивается подкупом в сочетании с угрозой. Подобные же беседы с таможенниками чаще всего основаны на иной тактике, предусматривающей наряду с применением традиционных мер воздействия и апелляцию к "гражданским" чувствам вербуемого лица. При этом приводятся такие доводы:

- "многие предприниматели нарушают таможенное законодательство не умышленно, а в связи с наличием в федеральных законах и нормативных актах ГТК противоречий и неопределенностей - поэтому к ним нельзя относиться как к преступникам";

- "нерациональные таможенные правила тормозят развитие российского предпринимательства. Поэтому в интересах страны поддержать наиболее способных бизнесменов, обеспечить им благоприятные условия для расширения производства, пусть даже за счет некоторого нарушения данных правил»

Несомненно, такой подход способен снизить остроту мотивационного конфликта у сотрудника, вставшего на путь должностного преступления, что делает особо важной, можно подчеркнуть - специфически важной - проблему мотивационной устойчивости таможенника.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...