Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция № 1. Общая характеристика психологии как науки

Вопросы к экзамену по психологии

 

1. Общая характеристика психологии как науки

2. Ощущение и восприятие

3. Память как высшая психическая функция

4. Внимание как объект психологического исследования

5. Эмоциональная сфера психики

6. Психические состояния

7. Мотивационная сфера психики

8. Мышление (часть 1)

9. Мышление (часть 2)

10. Мышление (часть 3)

11. Речь и речевая деятельность

12. Воля и волевые процессы

13. Сознание

14. Бессознательное

15. Личность (часть 1)

16. Личность (часть 2)

17.Качества мышления и структура интеллекта

18.Оценка интеллекта

19.Способы активизации мышления

20.Расстройства мышления

21.Общая характеристика воображения

22.Виды воображения

23Мысленный эксперимент

24.Сознание как высшая ступень развития психики

25.Взаимодействие сознания и подсознания

26.Психические состояния человека

 

Лекция № 8. Мышление (часть 1)

Мышление в психологии определяют как процесс познавательной деятельности человека, представляющий собой опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.

Познание человеком окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия. Однако чувственная картина мира, которую создают наши ощущения и восприятия, хоть и необходима, но недостаточна для его глубокого, всестороннего познания. В этой картине действительности практически отсутствует представление о сложнейших взаимодействиях различных объектов: предметов, событий, явлений и т. п. Нет объяснения причинно-следственных связей между ними, их переходов друг в друга. Опираясь на данные ощущений и восприятия и выходя за пределы чувственного, мышление расширяет границы нашего познания. Оно позволяет опосредованно, путем умозаключений, постигать то, что не дано непосредственно в восприятии. Мышление соотносит между собой данные ощущений и восприятия, сравнивает их, раскрывает их взаимодействие. Таким образом, при помощи мышления выявляются закономерные взаимосвязи между явлениями и объектами и отсеиваются случайные совпадения.

Но, рассматривая мышление как относительно самостоятельную познавательную функцию, не следует забывать, что любой вид мышления, даже самый развитый (абстрактное мышление), не может быть оторван от чувственного познания мира, поскольку всякий познавательный процесс начинается с ощущений и восприятия. Именно они обусловливают адекватность мышления как отражения, обеспечивая непосредственную связь человеческого сознания с внешним миром. Это отражение непрерывно проходит проверку и подтверждает свою адекватность в процессе практической деятельности.

Виды мышления выделяют по различным признакам. Основная принятая классификация различает следующие три вида:

1) наглядно-действенное мышление;

2) наглядно-образное мышление;

3) словесно-логическое (или понятийное) мышление.

Именно в таком порядке виды мышления развиваются в процессе фило– и онтогенеза.

Наглядно-действенное мышление – это вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов. Решение задачи в его рамках осуществляется в ходе реального, физического преобразования ситуации, в процессе действий с предметами. Путем физического контакта с предметами происходит постижение их свойств.

В процессе филогенеза люди решали встающие перед ними задачи сначала именно в рамках практической, предметной деятельности. Только потом из нее выделилась деятельность теоретическая. Это касается и мышления. Лишь по мере развития практической деятельности теоретическая мыслительная деятельность выделяется как относительно самостоятельная. Аналогичный процесс наблюдается не только в ходе исторического развития человечества, но и в онтогенезе. Формирование мышления у ребенка происходит постепенно. Сначала оно развивается внутри практической деятельности и в большой степени определяется тем, как развивается умение обращаться с предметами.

На начальной стадии развития ребенка такое манипулирование происходит спонтанно и неосмысленно. Далее характер действий начинает приобретать осмысленность и определяется уже качествами предмета, с которым взаимодействует ребенок. На этой основе и формируется наиболее ранний генетически вид мышления – наглядно-действенное. Его первые проявления можно наблюдать уже в конце первого – начале второго года жизни ребенка. В преддошкольном возрасте (до 3 лет включительно) именно этот вид мышления является преобладающим. Уже первые предметные действия ребенка позволяют ему выявить характерные особенности объекта манипуляций и взаимосвязь его с другими объектами. Ребенок познает объекты окружающего мира путем непосредственного контакта с ними. Он соотносит друг с другом те или иные предметы или части предметов, которые воспринимает в данный момент как наглядно, так и при помощи действий. Собирание пирамидок, складывание кубиков и подобные этому занятия маленького ребенка есть не что иное, как процесс постижения мира предметов в наглядно-действенной форме, процесс развития наглядно-действенного вида мышления. Дети чуть старше проделывают более сложные манипуляции, тем самым постигая в непосредственных действиях и более сложные способы сочленения деталей и предметов.

Следующий вид мышления, появляющийся в онтогенезе, – наглядно-образное мышление. Для этого вида характерна уже опора на образы предметов, на представления об их свойствах. Человек представляет себе ситуацию, представляет изменения, которые хочет получить, и те свойства объектов, которые позволят ему в ходе деятельности прийти к желаемому результату. В этом виде мышления действие с образом предметов и ситуаций предшествует реальным действиям в предметном плане. Человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы. Образ может заключать в себе разностороннее видение предмета. Поэтому данный вид мышления дает более полное представление о свойствах предмета, чем наглядно-действенное мышление.

Начальные стадии наглядно-образного мышления формируются у детей в дошкольном возрасте – от 4 до 7 лет. Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но отходит на второй план. Для познания предмета ребенку уже не обязательно непосредственно манипулировать с ним. Ему вполне достаточно иметь наглядное и отчетливое представление об этом предмете. На этом этапе развития мышления дети еще не владеют понятиями. Поэтому два первых рассмотренных нами вида мышления относят к допонятийной стадии мышления.

Переход на понятийную стадию сопряжен с формированием следующего вида мышления – словесно-логического. Оно представляет собой наиболее поздний этап развития мышления в фило-и онтогенезе. Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Понятия же формируются на основе языковых средств. Предтечей словесно-логического мышления является внутренняя речь. Дети примерно до 5 лет, даже когда играют в одиночестве, проговаривают вслух все свои действия, описывают манипуляции. Ближе к школьному возрасту у них формируется способность к внутренней речи – они уже не проговаривают вслух, а продумывают последовательность своих действий, т. е. они начинают мыслить не при помощи наглядных образов, а при помощи слов, что является основой для формирования понятий. Однако развитие словесно-логического вида мышления вовсе не означает, что предшествующие виды перестают развиваться или даже совсем исчезают. Они продолжают развиваться и совершенствоваться под влиянием словесно-логического мышления. И во взрослом возрасте присутствуют все три вида. Существуют многие сферы деятельности, в которых необходимо наглядно-действенное или наглядно-образное мышление. Например, в работе конструктора не обойтись без развитого наглядно-действенного вида мышления, а в творчестве художника или писателя – без наглядно-образного.

Помимо классификации видов мышления в плоскости «допонятийное – понятийное», их различают еще по ряду различных признаков. Так, выделяют теоретическое и практическое, интуитивное и логическое (аналитическое, дискурсивное), реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное, произвольное и непроизвольное мышление.

Теоретический и практический виды мышления отличаются характером задач, которые необходимо решить и, как следствие этого, рядом динамических и структурных аспектов.

Теоретическое мышление – это установление закономерностей в тех или иных процессах, выявление причинно-следственных связей, открытие законов. Этот вид мышления присущ ученым-теоретикам, исследователям. К задачам практического мышления относятся подготовка и осуществление преобразований мира в предметном плане. Практическое мышление связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и т. п. Из современных видов деятельности можно привести как пример работу программиста – при написании программ, обеспечивающих функционирование производства и учета продукции, присутствует немалая доля практического мышления. Вообще, в процессе напряженной трудовой деятельности практическое мышление часто протекает в условиях дефицита времени, необходимости действовать в авральном режиме. Поэтому практическое мышление ничуть не менее сложный вид, чем теоретическое.

Иногда проводят противопоставление теоретического мышления и эмпирического. В этом случае критерий иной – характер обобщений, с которыми имеет дело мышление. В первом случае это научные понятия, а во втором – житейские, ситуационные обобщения.

По степени развернутости мышление делят на аналитическое и интуитивное. Аналитическое мышление представляет собой поэтапно развернутый во времени процесс, достаточно четко представленный в сознании. Основными характеристиками интуитивного мышления являются, напротив, быстрота протекания, отсутствие явно выраженных этапов и минимальная осознанность. Таким образом, для их сравнения используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), степень осознанности протекания.

По вектору направления мышление делится на реалистическое и аутистическое мышление. Реалистическое мышление направлено вовне и регулируется логикой. Аутистическое мышление имеет противоположный вектор – оно связано с желанием человека уйти от реальности, углубиться в свой внутренний мир, мыслить в соответствии с собственной логикой. Его иногда еще называют эгоцентрическим мышлением в силу нежелания и невозможности принять чужую точку зрения.

По критерию новизны и оригинальности решаемых задач мышление делят на продуктивное (творческое) и репродуктивное (воспроизводящее). Продуктивное мышление направлено на создание нового способа решения той или иной задачи или усовершенствование уже существующего способа. Репродуктивное мышление характеризуется применением готовых знаний и умений.

По степени включенности в мышление волевых процессов его подразделяют на произвольное и непроизвольное. Произвольное мышление задействовано при целенаправленном решении поставленной задачи. Непроизвольное мышление представляет собой свободное течение мыслей, не преследующее никаких целей (например, созерцание природы).


 

 

Лекция № 9. Мышление (часть 2)

В рамках каждого из основных психологических направлений осуществлялся свой концептуальный подход к понятию мышления и исследованию мыслительных процессов. Остановимся на этом подробнее.

1. Мышление в психологии ассоцианизма. В основе этого направления психологии лежит принцип ассоциаций, т. е. образования и актуализации связей между представлениями («идеями»). Закономерности ассоциаций исследовались в работах Д. Гартли, Дж. Пристли, Дж. С. Милля и др. Они выделили четыре вида ассоциаций:

1) по сходству;

2) по контрасту;

3) по близости во времени или в пространстве;

4) по отношению (причинность, присущность). Основной закон ассоциаций был сформулирован так: ассоциация тем прочнее и вернее, чем чаще она повторяется.

В то время психология мышления еще не сформировалась как особый раздел психологии. Всякий психический процесс представлялся ассоцианистам как непроизвольная смена образов. Развитие мышления рассматривалось как процесс накопления и укрепления ассоциаций. Рациональное сводилось к чувственному. Человек как субъект осознанной, направленной мыслительной деятельности не изучался. Вообще считалось, что мыслительные процессы недоступны для экспериментального исследования.

2. Вюрцбургская школа. Представители этого направления в психологии (О. Кюльпе, Н. Ах, К. Марбе и др.), в противоположность ассоцианистам, рассматривали мышление как внутреннее действие. Они выдвинули положение о том, что мышление имеет свое специфическое содержание, не сводимое только к наглядно-образному. Вюрцбургской школе также принадлежит утверждение о том, что мышление имеет предметную направленность.

Представители вюрцбургской школы начали первые экспериментальные исследования мыслительных процессов. Однако их эксперименты ограничивались лишь методом систематического самонаблюдения, когда квалифицированные психологи в качестве испытуемых должны были сообщать о процессах собственного мышления при выполнении заданий, требующих мыслительных действий. Это могли быть задания по толкованию сложных текстов, выявлению соотношений между объектами, установлению причинно-следственных связей и т. п.

В дальнейшем Н. Ахом была предпринята первая попытка создания объективного метода исследования мышления. Он создал методику образования искусственных понятий.

Несмотря на большой вклад вюрцбургской школы в исследования мышления и преодоление механистического подхода ассоцианизма, ее позиция была внутренне противоречива. Выдвинув принцип деятельности как основной в исследовании мышления, представители данного направления трактовали деятельность в чисто идеалистическом плане. Избавившись от крайности «чистой чувственности» ассоцианистов, они впали в крайность «чистого мышления».

3. Гештальтпсихология. Основным положением, вокруг которого строилась вся концепция гештальтпсихологии, являлось следующее: содержанием любого психического процесса являются не отдельные элементы, а некоторые целостные образования, конфигурации, формы – так называемые гештальты. Центральным объектом исследования данного направления психологии было восприятие. При этом основным принципом исследований было деление объекта восприятия на «фигуру» и «фон». Изучались факторы, способствующие восприятию «фигур», или гештальтов: близость отдельных элементов друг к другу, сходство элементов, направленность к «хорошей фигуре» (замкнутой, простой, симметричной).

Впоследствии законы, открытые при изучении восприятия, были перенесены и на исследования мышления. К. Коффка, один из представителей гештальтпсихологии, активно занимавшийся исследованиями мышления, в противовес вюрцбургской школе вновь вернулся к идее чувственного созерцания, но уже с другой точки зрения. Он считал, что мышление – это преобразование структуры наглядных ситуаций.

Некая исходная ситуация, составляющая задачу для мышления, является неуравновешенным полем, наглядным по своему содержанию. В этом поле имеются места неопределенности, незаполненности содержанием. В результате этого возникает напряжение, для снятия которого необходим переход в другую наглядную ситуацию. Таким образом, в ряде последовательных переходов происходит изменение структуры наглядной ситуации.

Она перестает быть проблемной, не вызывает напряжения. Задача оказывается решенной просто в результате того, что субъект по-другому видит ситуацию. При этом данный закон распространялся на очень широкий круг явлений: от решения задач высшими животными до интерпретации фактов научного творчества, научных открытий.

4. Бихевиоризм (психология поведения). Одним из наиболее видных представителей данного направления был Дж. Уотсон. Он полагал, что предметом изучения психологии может являться только поведение. Уотсон ввел понятие основной структурной единицы поведения – связи стимула и реакции. Сложное поведение, на уровне человека, представляет собой целые системы таких связей. Кроме того, как уже упоминалось в лекции о мотивации, впоследствии в цепочку «стимул – реакция» были введены дополнительные факторы, влияние которых сказывалось на степени реагирования при прочих равных условиях. Понятие мышления, согласно представлениям Уотсона, толковалось очень расширенно, как один из таких факторов. Оно включало как все виды внутренней речевой деятельности, так и любых невербальных форм выражения мысли, таких как жесты и мимика. «Таким образом, – писал Уотсон, – мышление становится общим понятием, включающим все наше безгласное поведение».

Дж. Уотсон выделял три основные формы мышления:

1) простое развертывание речевых навыков (воспроизведение стихов или цитат без изменения порядка слов);

2) решение задач не новых, но редко встречающихся, так что они требовали бы пробного словесного поведения (попытки вспомнить полузабытые стихи);

3) решение новых задач, требующие словесного решения до того, как будет предпринято какое-нибудь открыто выраженное действие.

5. Психоаналитическая концепция. В рамках психоанализа мышление рассматривается в первую очередь как мотивированный процесс. В лекции, посвященной мотивации, мы уже останавливались на том, что базовыми мотивами психоанализ считает сексуальность и агрессию. Эти мотивы носят бессознательный характер, и областью их проявления являются сновидения, оговорки, обмолвки, симптомы болезней (преимущественно неврозов).

Сновидения рассматриваются как разновидность непроизвольного образного мышления. Широко применяемый в психоанализе метод свободных ассоциаций (проговаривание подряд всего, что приходит на ум человеку) позволяет изучать некоторые особенности мыслительной деятельности, точнее, той ее части, которая обусловлена влиянием бессознательной сферы психики. Именно при свободном ассоциировании и происходят так называемые фрейдовские оговорки, ошибки, обмолвки, которые анализируются специалистом. Сновидение также может быть рассмотрено как свободная цепочка ассоциаций.

Еще одним подходом психоанализа к мышлению является теория сублимации З. Фрейда. Он утверждает, что творчество является продуктом сублимирования – удовлетворения подавленных и вытесненных в бессознательную сферу первичных потребностей. Мнение это более чем спорно – сложно представить, чтобы шедевры мировой культуры были созданы только на основе подавленной сексуальности или агрессии. Хотя такие случаи и могут наблюдаться, но обобщать все же неправомерно.

В целом концепция З. Фрейда признана биологизаторской – человек в ней полностью лишается осознанного творческого начала, эстетических потребностей, осознанного стремления к самореализации. Однако позитивные моменты в психоаналитическом подходе, безусловно, существуют. Это акцент на важности проблемы мотивов, анализ проявлений мотивов в мышлении, значимость бессознательного в мышлении.

6. Концепция мышления Ж. Пиаже. Пиаже рассматривает мышление как биологический процесс. Он использует понятие «интеллект», поскольку критически воспринимает трактовку мышления вюрцбургской школы. Если рассматривать его трактовку интеллекта в самом общем виде, то это совокупность биологических характеристик, являющихся фундаментальными для человеческой психики. В качестве таких характеристик выступают организация и адаптация – основные функции интеллекта.

Под организацией в интеллекте понимается его структурированность, т. е. возможность в любой интеллектуальной активности выделить нечто целое и элементы с их связями, составляющие это целое.

Адаптация же включает в себя два взаимосвязанных процесса: ассимиляцию и аккомодацию. Ассимиляция в переводе с латинского означает «уподобление, слияние, усвоение». У Пиаже этот термин подчеркивает воссоздание субъектом некоторых характеристик познаваемого объекта, т. е. до некоторой степени «уподобление» ему, «слияние» с ним в ходе познавательной активности.

Аккомодация (от лат. ассоmodatio – «приспособление, приноровление») – это процесс приспособления самого познающего субъекта к разнообразным требованиям, выдвигаемым объективным миром.

Таким образом, процесс познания мира является двусторонним – происходит не только воспроизведение субъектом характеристик познаваемого объекта, но и изменение самого субъекта в ходе познавательной активности.

В ходе познавательной деятельности человек накапливает некоторый опыт. Данный опыт применительно к определенному периоду развития человека Пиаже называет познавательной структурой текущего периода. Он делает вывод, что не всякое содержание объективного мира может быть ассимилировано человеком, а лишь то, которое в определенной мере соответствует его познавательной структуре на данный момент.

На основе этого вывода Пиаже разрабатывает учение о стадиях развития интеллекта, которым посвящено большинство его исследований. Он выделяет IV такие стадии.

I – сенсомоторный интеллект (от 0 до 2 лет).

II – дооперациональное мышление (от 2 до 11 лет).

III – период конкретных операций (от 7–8 до 11–12 лет).

IV – период формальных операций.

7. Когнитивная психология. Этому направлению свойствен подход к мышлению как процессу переработки информации. Оно возникло на фоне развития вычислительной техники. Кибернетиками было введено понятие искусственного интеллекта. Стал развиваться комплексный междисциплинарный подход к проблеме интеллекта вообще. Это оказало большое влияние на психологическую науку. В результате перенесения понятий кибернетики в изучение поведения возникла новая теория поведения Д. Миллера, Ю. Галантера и К. Прибрама.

Психология же в целом стала рассматривать в качестве своего предмета процесс обработки информации в мозгу человека. Появились информационные теории восприятия, внимания, памяти, эмоций, личности.

Для когнитивной психологии характерен синтетический подход, стремящийся рассматривать все психические процессы в совокупности, избегая ограниченности изолированного рассмотрения отдельных функций. Однако преобладают все же исследования восприятия и памяти – они являются аналогами процессов вычислительной техники, нежели остальные психические функции.

Что же касается мыслительных процессов, то они рассматриваются исходя из определения познавательной активности человека как активности, связанной с приобретением, организацией и использованием знания. Но в данной формулировке отсутствует важнейшее для психологии мышления звено порождения новых знаний, поскольку термин «приобретение» может быть понят лишь как приобретение готовых знаний. Тем самым познание изолируется от мотивационно-эмоциональной сферы личности.

Помимо этого, трактовка мышления как системы обработки информации обладает еще рядом ограничений. Не проводится различий информационно-вычислительных и психологических систем, не рассматриваются процессы целеобразования и смыслообразования, соотношение осознанного и неосознанного в мыслительной деятельности, не анализируется развитие мышления.

В отечественной психологии за основу изучения психики принят деятельностный подход. Это касается и мышления. Мышление рассматривается в контексте деятельности субъекта. Методологическим принципом, лежащим в основе этого подхода, является принцип деятельностного опосредствования. Он отражает детерминацию мыслительных процессов в сознании индивида содержанием, целями и социальной ценностью осуществляемой деятельности. В рамках деятельностного подхода также принято рассматривать мышление в единстве его фило– онто– и социогенетических аспектов. Отечественные исследователи полагают, что возникновение человеческого мышления можно понять только в контексте изучения становления человеческой деятельности, становления человеческой психики, возникновения языка. Развитие мышления отдельного человека выступает прежде всего как часть исторического развития мышления, познания всего человечества. Для того чтобы понять то новое, что возникает на уровне человека, необходимо постоянно соотносить психику человека и животных, деятельность человека и поведение животных.

Изучение развития мышления в филогенезе позволяет вычленить общие черты, присущие мыслительным процессам каждого индивида. Изучение социогенеза показывает влияние на развитие мышления человека конкретно-исторической ситуации, того общества, в котором он живет и развивается, его непосредственного, ближайшего окружения.

Общие характеристики мышления были рассмотрены в предыдущей лекции. Но не был еще затронут вопрос индивидуальных особенностей мышления.

Прежде всего индивидуальные различия в мышлении проявляются в разном соотношении и взаимодополнении трех основных видов мышления – наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического. Не в меньшей степени зависят они и от доли присутствия в индивидуальном типе мышления и таких видов, как практическое или теоретическое, реалистическое или аутистическое, интуитивное или логическое и т. п. Но существуют и другие качества познавательной деятельности, формирующие индивидуальный тип мышления. Это гибкость, быстрота, самостоятельность и творческие характеристики мышления.

Гибкость мышления заключается в способности изменять намеченный вначале путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно выявляются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала. Как составляющую гибкости можно рассматривать еще характеристику подвижности мышления – способности в большей или меньшей степени быстро переключаться с одной задачи на другую в случае необходимости.

Подвижность не надо путать с быстротой мышления. Под быстротой понимают способность принять верное решение в очень короткий срок.

Самостоятельность мышления проявляется прежде всего в умении самостоятельно увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами.

Творческие характеристики мышления – способность находить новые пути в решении задач. Понятие творческого мышления будет более подробно освещено в следующей лекции.


 

 

Лекция № 10. Мышление (часть 3)

Выше было упомянуто, что мышление по одной из классификаций делится на репродуктивное и продуктивное (или творческое). Существует ряд качеств, которые характеризуют творческое мышление:

1) свобода от стереотипов, т. е. нетривиальность мышления, выражающаяся в поиске новых подходов к решению творческих задач, а не использовании привычных шаблонов;

2) критичность мышления – способность объективно оценивать продукт своей мыслительной деятельности;

3) глубина мышления – степень проникновения субъекта в сущность познаваемых явлений;

4) широта (или эрудированность) – возможность привлечения для решения поставленной задачи знаний из различных областей;

5) независимость мышления, определяемая способностью самостоятельно и оригинально сформулировать задачу и решать ее, не поддаваясь постороннему влиянию, умением отстаивать свою позицию;

6) открытость – доступность мышления к новой информации, не пренебрегая ее источниками по каким-либо субъективным причинам;

7) эмпатичность мышления – умение отождествить себя с другим человеком, чтобы проникнуть в ход его мыслей (качество, необходимое при различных видах мыслительного соперничества – от интеллектуальных игр до раскрытия преступлений);

8) антиципация – способность прогнозировать развитие ситуации, предвосхищать результаты своей деятельности.

В творческом мышлении принято выделять четыре стадии: стадию подготовки, созревания, вдохновения и проверки верности решения. Эти стадии могут частично перекрываться, их выделение носит условный характер, однако помогает лучше понять, как протекает процесс творческого мышления.

На стадии подготовки происходят формулировка задачи, сбор информации, примерное обозначение путей решения. Стадия созревания предполагает период отсутствия осознанного внимания к задаче. Информация словно бы переваривается на бессознательном уровне, полученные данные упорядочиваются, систематизируются. Этот процесс подобен тому, как накопленная мозгом за день информация упорядочивается во время сна – что-то отсеивается как несущественное, что-то включается в систему знаний и т. п. Данная стадия может занимать различное количество времени – от нескольких часов до нескольких недель. Стадия вдохновения чаще всего выступает как внезапное озарение, которое может наступить в самый неожиданный момент – во время прогулки, разговора, выполнения каких-либо повседневных дел. Примерами могут служить знаменитая «Эврика!» Архимеда, случай с Исааком Ньютоном и яблоком или открытие периодической системы элементов Д. И. Менделеева, приснившейся знаменитому ученому во сне. Стадия созревания, таким образом, является периодом неосознанного погружения в материал, в то время как мозг отдыхает от обдумывания проблемы. Стадия же вдохновения (или озарения) – момент всплеска мыслительной активности, максимальной сконцентрированности на предмете, после того как достаточно отдохнувший мозг «загружается» переработанной на бессознательном уровне информацией. Ну и, наконец, стадия проверки истинности решения – полностью осознанный период мыслительной деятельности, когда возникшее во время озарения решение проверяется на адекватность путем испытания практическими действиями.

Перечисленные стадии касаются как решения научных, технических задач, так и создания художественных произведений, когда поэт, художник, музыкант, будучи погруженным в материал и затем оставивший на какое-то время обдумывание произведения, неожиданно находит самые точные образы для передачи своего замысла.

С творческим мышлением непосредственно связан еще один важный психический процесс – воображение. В этом процессе отражение действительности происходит в особой форме создания объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), основанного на образах восприятий, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речевого общения. Воображение – это деятельность по анализу и синтезу сенсорного опыта, которая либо обусловливается влиянием сознательно поставленной цели (в процессе творчества), либо происходит спонтанно, под воздействием чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Воображение присуще только человеку. Животные могут оперировать образами, присутствовавшими ранее в их непосредственном опыте. Но создавать новые образы ни одно живое существо, кроме человека, не в состоянии. Только для человека характерно, что он может мысленно представить себе нечто, чего не воспринимал или не совершал в прошлом. Только у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он не сталкивался в своем прошлом опыте.

Воображение является необходимым условием любой деятельности человека – от игровой до трудовой. Это связано с тем, что, прежде чем осуществить тот или иной род деятельности, человек должен, как минимум, представить, что именно он будет делать и как он это будет делать. В более сложной, творческой ситуации человек должен еще и представить, каков будет конечный продукт его деятельности. Только создав образ результата, он может наметить адекватные пути разрешения задачи.

Среди прочих психических процессов воображение занимает место между восприятием и памятью, с одной стороны, и мышлением – с другой. Но, несмотря на тесную взаимосвязь, оно является отдельной, совершенно особой психической функцией. Можно сказать, что это самый идеальный (или самый «психический») из психических процессов, поскольку он замкнут внутри психики человека и сам по себе не имеет соприкосновения с реальностью, а только через другие процессы – на входе это восприятие, а на выходе – мышление.

Однако, несмотря на эту замкнутость, воображение оказывает огромное влияние на развитие человеческого общества. Именно эта функция дает человеку возможность осуществлять творческую деятельность, а также предвидеть последствия своей повседневной деятельности, строить планы на будущее. Таким образом, вся человеческая культура, как материальная, так и духовная, не могла бы существовать, если бы люди не обладали функцией воображения.

Образы воображения в отличие от образов восприятия могут быть нереалистичными, фантазийными. Восприятие и память являются основой для воображения. Оно же, в свою очередь, служит основой наглядно-образного мышления. Это позволяет человеку решать задачи в условиях невозможности или нецелесообразности предметных действий.

Воображение, как и мышление, может быть репродуктивным (воссоздающим) и творческим. Репродуктивное воображение участвует в повседневной деятельности человека, творческое – включается при решении творческих задач и является основой продуктивного мышления.

Выделяют несколько видов воображения. Прежде всего это две большие группы, каждая из которых подразделяется на несколько подгрупп: активное и пассивное воображение. Под активным воображением понимают действие данной психической функции в условиях осознанно поставленной цели. К данной подгруппе относят следующие формы: творческое, артистическое, критическое, воссоздающее и антиципирующее.

Воссоздающее воображение является наиболее простой формой. Оно заключается в репродукции прежних образов восприятия или их комбинировании, сочетании различных элементов. Творческое воображение подразумевает создание новых образов, которые не присутствовали в прошлом опыте субъекта и, кроме того, представляют ценность не только для него, но и для людей, воспринимающих эти образы. Критическое воображение является частным случаем воссоздающего – оно отвечает за способность оценивать свои действия и действия окружающих. Артистическое воображение – частный случай творческого. Антиципирующее воображение (антиципация – предвосхищение результатов деятельности) – форма, очень важная для успешного построения человеком своей жизни.

Пассивное воображение делится на две формы. Это произвольное и непроизвольное воображение. Произвольное воображение включается по воле самого субъекта, и он начинает фантазировать, мечтать, непроизвольное возникает в виде сновидений в процессе естественного сна или внушенных представлений в процессе сна гипнотического.

Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляется в различных формах:

1) агглютинация – сочленение различных качеств, несоединимых в повседневной жизни частей;

2) гиперболизация – преувеличение или преуменьшение образа, а также изменение его отдельных частей;

3) типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;

4) заострение – подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Далее надо рассмотреть еще одно психическое проявление. При изучении творческого мышления психологами была выделена относительно обособленная психическая функция – интеллект. Он тесно взаимосвязан со всеми познавательными функциями человека, однако для того, чтобы успешнее исследовать процесс решения задач, интеллект рассматривается как отдельная функция. Интеллект основывается на памяти, внимании, скорости протекания психических процессов, способности к упражняемости, развитию понимания языка, степени утомляемости при совершении мыслительных операций, способности к логическому мышлению, находчивости и пр.

Концепций интеллекта существует множество, между предст

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...