Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛЕТНЯЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКАГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ: декан факультета педагогики и психологии детства Ильина И.Ю. __________________
«_____»________________ 20___ г.
Протокол №____ от_______20___г. заседания Совета факультета педагогики и психологии детства
План учебного процесса
Рабочая программа учебной практики составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования и учебным планом по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование», профили «Дошкольное образование» и «Дополнительное образование». ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛЕТНЯЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
СОГЛАСОВАНИЕ:
сРОК ДЕЙСТВИЯ ПРОГРАММЫ: 2016–2017 г.г. Место учебной практики в структуре ООП Летняя педагогическая практика является обязательной частью профессиональной подготовки бакалавров направления «Педагогическое образование» (профили «Дошкольное образование» и «Дополнительное образование») и рассматривается как форма связи процесса обучения в университете с будущей практической деятельностью. Учебная практика имеет продолжительность две недели и трудоемкость в объеме трех зачетных единиц. Студенты очной формы обучения проходят практику на втором курсе, в конце четвертого семестра. Цель учебной практики Целью практики является содействие формированию у студентов готовности к организации досуговой деятельности детей младшего школьного возраста в период летних каникул. Задачи учебной практики 1. Обогатить теоретические знания студентов об особенностях организации досуговой деятельности детей, специфике педагогического взаимодействия с ними в условиях летнего отдыха детей. 2. Формировать у студентов опыт планирования и самостоятельного проведения организационной, воспитательной, физкультурно-оздоровительной и туристско-экскурсионной работы в условиях лагеря дневного пребывания. 3. Способствовать становлению у студентов ответственного и творческого отношения к проведению воспитательной работы с временным детским коллективом в период каникул.
4. Компетенции, формируемые у студента в процессе прохождения учебной практики
Место учебной практики в процессе формирования компетенций Учебная практика базируется на дисциплинах базовой и вариативной части общекультурного и общепрофессионального модулей ООП, изучаемых студентами в первом–четвертом семестрах. Содержание заданий, включенных в программу практики, актуализирует знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения следующих дисциплин: «Возрастная анатомия и физиология», «Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста», «Безопасность жизнедеятельности», «Русский язык и культура речи», «Детская литература», «Социальная психология», «Возрастная психология», «Социальная педагогика», «Дополнительное образование». Учебная практика тесно интегрируется с дисциплиной «Досуговая педагогика», обеспечивая эффективное решение общих образовательных задач и формирование профессиональных компетенций.
6. Влияние учебной практики на последующее освоение дисциплин ООП
Приобретенный студентами опыт становится необходимой основой для последующего изучения ряда обязательных дисциплин, включенных в вариативный блок дисциплин ООП («Дошкольная педагогика», «Теория и технологии развития речи детей», «Теория и технологии физического воспитания детей» и др.).
Формы проведения учебной практики Форма проведения практики – производственная. Студенты выполняют функции отрядного вожатого летнего лагеря дневного пребывания. Руководство практикой осуществляется преподавателями кафедры дошкольной педагогики и психологии ПГГПУ при участии практических работников (отрядных воспитателей, начальника лагеря). Подготовительный этап Каждый студент готовит и за неделю до практики сдает факультетскому руководителю практики папку практических материалов. На установочной конференции проверенные материалы возвращаются студенту. В состав папки практических материалов входят картотеки: - игр на знакомство, - подвижных игр, - пальчиковых игр, - логических игр, - шуточных загадок и пр. Каждая картотека включает не менее 10 игр с указанием вида игры, задач, описание хода игры.
Основной этап Задание 1. Ознакомление с ДОЛ и оформление информационной справки. Форма отчетности: информационная справка «Организация работы ДОЛ». В справке отражаются: − общие сведения о лагере: название и адрес лагеря, его принадлежность; деятельностная направленность; нормативно-правовая база;характеристика материальной базы; характеристика прилегающей местности; режим работы, продолжительность смены, количество смен за летний период; − состав детей в лагере: общая численность детей; количество отрядов и особенности их комплектования; деятельностная направленность отрядов; − педагогический состав: количество педагогов (из них – педагогов, вожатых, руководителей кружков и т. п.); структура педагогического управления.
Задание 2.Установление контакта с детьми, проведение игр на знакомство, выявление интересов и направленности личности детей. Форма отчетности: информационно-аналитическая справка «Социальные, культурные и личностные особенности воспитанников». В справке должна быть представлены сведения о: - численности отряда, - возрасте детей; - группе здоровья, особенностях физического и психического развития (если таковые имеются); - гендерном, национальном, социальном (количество детей из не полных, многодетных, малообеспеченных семей и семей, находящихся в социально опасном положении) составе отряда; - общем культурном уровне и интересах воспитанников; - структуре самоуправления отряда; - межличностной структуре отряда; характере, частоте и интенсивности конфликтных ситуаций между детьми. К справке прилагаются составленные на основе опыта работы в лагере три педагогические ситуации/педагогические задачи, отражающие проблему толерантного восприятия и учета педагогом социальных, культурных и личностных различий воспитанников.
Задание 3.Организация, проведение и самоанализ трех досуговых мероприятий разного характера. Формы отчетности: конспекты мероприятий спортивно-оздоровительного, туристическо-краеведческого, познавательного, художественно-творческого, развлекательного или иного характера; самоанализ их проведения. Структура конспекта: Титульный лист: – форма проведения мероприятия (беседа, конкурс, игровая программа и т. д.); – тема мероприятия; – фамилия, имя, отчество студента; – курс, группа, факультет. Содержание конспекта: - возраст воспитанников, отряд; – цель, образовательные задачи; – участники мероприятия (администрация лагеря, вожатый, воспитатель, гости, члены отряда и т. д.); – продолжительность; – место проведения; – оборудование и оформление (плакаты, выставка книг, магнитофон и т. д.); – подготовительный этап (обсуждение темы и формы проведения мероприятия с активом отряда, выбор творческого актива по подготовке мероприятия, индивидуальная работа с воспитанниками по подборке материала и т. д.); – ход мероприятия в виде сценария, включающего в себя вводную (мотивация, целеполагание), основную и заключительную (рефлексия, выводы) части; – список литературы, использованной при подготовке мероприятия.
Примерный план самоанализа: 1. Общие сведения: – дата проведения; – форма работы, входит ли она в систему воспитательной работы данного отряда или является эпизодической; – психолого-педагогическое обоснование целевых ориентиров, содержания и формы данного мероприятия: соответствие работы общим задачам воспитания, уровню развития детского коллектива, возрастным особенностям воспитанников. 2. Анализ подготовки сценария: – кто был инициатором проведения данного мероприятия? – как оно готовилось: как обеспечивалась активная позиция воспитанников, в чем проявилась их самостоятельность и инициатива? – удалось ли в подготовительный период вызвать у воспитанников понимание значимости предстоящей работы, сформировать эмоциональное отношение к ней? 3. Ход мероприятия: – реализация требований учета социальных, культурных и личностных различий воспитанников; – разнообразие видов деятельности (познавательная, трудовая, игровая, художественная, спортивная, туристическая, общественно-полезная и т. д.), в которую вовлекались воспитанники в процессе подготовки и проведения мероприятия; – эмоциональные состояния, возникавшие в процессе мероприятия, их адекватность целям и задачам; – характер взаимоотношений («вожатый – воспитанник», «воспитанник – воспитанник» и т. д.), которые складывались во время подготовки и проведения мероприятия. 4. Общая оценка: – насколько удалось достигнуть поставленных целей; – причины успехов, неудач, ошибок; – выводы, предложения по совершенствованию.
Задание 4. Рефлексия. Форма отчетности: рефлексивный отчет по результатам прохождения педагогической практики. В отчете фиксируются: - личностные целевые установки на предстоящую практику; - содержание деятельности; яркие впечатления, интересные ситуации, смешные случаи, которые имели место в процессе взаимодействия с детьми и коллегами; - анализ собственной педагогической деятельности (эффективности выбранной модели взаимодействия с участниками образовательного процесса; уровня сформированности умения работать в команде, организовывать сотрудничество детей, учитывать индивидуальные особенности воспитанников); - анализ трудностей, возникших во время практики, и их причин; - оценка степени подготовленности к практике; - выявление личностных достижений, - определение перспектив работы над собой. Примечание: задание выполняется в свободной форме и не оценивается.
Задание 5. Фотоотчет. Форма отчетности: фотоколлаж.
Заключительный этап Отчетные материалы практики (отчет, дневник, формы отчетности о выполнении заданий) сдаются в печатном виде групповому руководителю практики в течение первой учебной недели 5-го семестра. Результаты проверки материалов сообщаются студентам на итоговой конференции. Отчеты студентов хранятся на кафедре дошкольной педагогики и психологии в течение шести лет, дневники и приложения – в течение двух лет. На итоговой конференции предусматривается выступление студенческих подгрупп, а также обсуждение различных организационных и содержательных аспектов программы практики. Требования к отчетности Формы отчетности студента: - Дневник студента-практиканта (Приложение 1). - Информационная справка«Организация работы ДОЛ»; - Информационно-аналитическая справка «Социальные, культурные и личностные особенности воспитанников»; - Три педагогические ситуации / педагогические задачи. - Методические разработки трех отрядных мероприятий, самоанализ их проведения. - Рефлексивный отчет. - Фотоотчет. - Отзыв-характеристика администрации лагеря о работе студента с дифференцированной оценкой в форме карты-оценки за подписью руководителя лагеря, заверенная печатью (Приложение 2). Отчетные материалы сдаются групповому руководителю в электронном и печатном виде в течение первой учебной недели 5 семестра. 12. Процедура аттестации студента по результатам прохождения учебной практики
На основании представленной документации, характеристики администрации лагеря, участия в итоговой конференции по результатам практики выставляется дифференцированная оценка: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»
14. Учебная литература и другие информационные источники а) основная учебная литература 1. Гаврилова Т.П. Игра в работе педагога. Пермь: ПГПУ, 2010. 2. Гаврилова Т.П., Лесникова О.В. Тебе, вожатый. Пермь: ПГПУ, 2010. 3. Исаева И. Ю. Досуговая педагогика: учебное пособие. Рекомендовано Редакционно-издательским Советом Российской академии образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений М.: Флинта, 2010. - 200 с. Ссылка в элетронной библиотеке: http://www.biblioclub.ru/book/54554/
б) дополнительная литература 1. Афанасьев С.П., Коморин С.В. Чем занять детей в школьном лагере или 100 отрядных дел: Методическое пособие. – Кострома: РЦНИТ «Эврика–М», 1998. 2. Афанасьев С.П., Коморин С.В. Триста творческих конкурсов. – М., 1997. 3. Бесова М.А. В школе и на отдыхе. Познавательные игры от 6 до 10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. 4. Большаков С. В., Гаврилова Т. П., Шихова Т. Я. : Лето, каникулы, лагерь: Метод. Рекомендации и игровые программы. / С. В. Большаков, Т. П. Гаврилова, Т. Я. Шихова.: - Пермь.: ГКОН, 2001, - 84 с. 5. Гаврилова Т.П., Шихова Т.Я. Педагогическая диагностика личности ребенка и временного детского коллектива в летнем оздоровительном лагере. – Пермь: ПГПУ, 2001. 6. Горизонты лета. /Под ред. А.В. Волкова – М.: МПО-ДО, 1997. 7. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. КИПАРИС. Учебное пособие по организации досуга в лагере и в школе. – М.: Педагогическое общество России, 2001. 8. Досуговое время. Лагерь, общественная организация в процессе становления личности /Под ред. Н.И. Волковой. – С.-Пб.: Ассоциация «Взрослые – детям», 1997. 9. Игры нашего двора. Сборник. – С.-Пб.: Регата, Издательский Дом «Литера», 2000. («Энциклопедия веселой компании»). 10.Игры наших детей: Практикум для родителей и учителей. / Сост. Исаенко В.П. – М.: Культура и спорт, ЮНИТ, 1996. 11.Игры, обучение, тренинг, досуг: / Под ред. В.В. Петрусинского: 4 кн. – М.: Новая школа, 1994. 12.Искать сердцем: воспитание экономической культуры: Программа «Маленький принц Земли»: теория и практика, плюс методика. – М., 1997. 13.Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004. 14.Куприянов Б. В. и др. Организация и методика проведения игр с подростками. – М.: Владос, 2001. 15.Лебедева И.А. Путешествие в страну игр: сюжетно-ролева игра. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998. 16.Летняя страна детства для юных граждан России. Пособие в помощь организаторам летнего отдыха детей / Под ред. Г.П. Будановой – М.: НИИ Семьи, 1997. 17.Лето, дети и туризм: Методическое пособие. – М.: ЦДЮТур РФ, 1997. 18.Методические советы и рекомендации педагогам-организаторам / Составители: Мануйлова С.Г., Телеусова М.В. – Ижевск, 1999. 19.Наумовская Г.А. Программа конкурсных мероприятий юных исполнителей, мастеров и творческих коллективов загородных детских оздоровительных учреждений. С.-Петербурга в летнем сезоне 2000 года «Радуга лета». 20.О детях, лете и газете, а также обо всем на свете. Использование средств коммуникации в работе детских летних учреждений: Научно-методический сборник в помощь организаторам летнего отдыха / Под ред. С. Цимбаленко. – М.: ЮНПРЕСС, 1997. 21.О летнем отдыхе, и не только . . . Научно-методическое пособие / Под ред. Кудинова Ю.П. – М.: НИИ Семьи, 1997. 22.Организация оздоровительной работы в учреждениях летнего отдыха детей. Методические рекомендации для организаторов летнего отдыха детей / Под ред. Кононовой С.Р., Бондаря В.И. – М.: 1997. 23.Педагогика лета./ Сост. Боровик Н. В, Низабова З. К. – Мн.: Красико-Принт, 2002. 24.Поломис К. / Дети на отдыхе / Пер. с чешского Махитки. – М.: Культура и традиции, 1995. 25.Пруха К. Военизированные игры на местности. – М.: Досааф, 1979. 26.Солнцеворот-99, или Сварожский круг: Настольная книга вожатого. - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. 27.Страна чудес Лето: Научно-методический сборник / Под ред. А.В. Волкова. – М.: СПО-ФДО, 1997. 28.Сысоев М.В. Азбука воспитателя, вожатого оздоровительного лагеря / Под ред. засл. Учителя школы Ф, проф. З.К. Шнекендорфа. – 1999. 29.Туристическая игротека: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.С. Константинова – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2000. 30.Шмаков С.А. Каникулы: Прикладная энциклопедия. Учителю, воспитателю, вожатому. М.: Новая школа ,1994. 31.Шмаков С.А. Лето. / М.: Магистр, 1993. в) другие информационные источники. Порядок внесения изменений Изменения в программу практики вносятся по мере необходимости, фиксируются в «Листе регистрации изменений» и утверждаются на заседании кафедры дошкольной педагогики и психологии (ДПП). Изменения в методическое обеспечение программы практики вносятся ежегодно и согласовываются на заседании кафедры ДПП. Приложение 1 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛЕТНЯЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
________________________________ (место прохождения практики)
с 20 июня по 2 июля 2016 г.
Студентки 521 группы_______________ ___________________________________
Факультетский руководитель практики: Наумова Маргарита Юрьевна, старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии
Пермь – 2016 г. ДНЕВНИК СТУДЕНТА - ПРАКТИКАНТА
Студентка ________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) факультета педагогики и психологии детства II курса 521 группы, обучающаяся по направлению «Педагогическое образование» (профили «Дошкольное образование» и «Дополнительное образование») проходила летнюю производственную практику с 20 июля по 2 июля 2016 г. на базе __________________________________________________________, расположенного по адресу ________________________________________ (полное название, адрес) Преподаватель – групповой руководитель практики: Наумова М. Ю., старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии. Руководитель практики от учреждения: _______________________________ (должность, фамилия, имя, отчество) План практики
Факультетский руководитель практики _____________ / _________________ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
ОТЧЕТ о прохождении учебной практики
студентки _________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество)
факультета педагогики и психологии детства II курса 521 группы, обучающейся по направлению «Педагогическое образование», по профилям «Дошкольное образование» и «Дополнительное образование»
Место прохождения практики: ______________________________________ (точное наименование учреждения, адрес, фамилия, инициалы руководителя учреждения) __________________________________________________________________________________________________________________________________
Период прохождения практики в данном учреждении: с «20» июня по «02» июля 2016 г.
Руководитель практики от учреждения:________________________________ (должность, звание (если имеется), фамилия, имя, отчество)
Содержание практической работы:
Общая характеристика учреждения и нормативно-правовой документации, регламентирующей его деятельность (на основе материалов «Задания 1» кратко опишите структуру, функции, материальную и нормативно-правовую базу ДОЛ) Участие в конкретных видах деятельности учреждения: - в организации и проведении режимных процессов (утренняя гимнастика, гигиенические процедуры, прием пищи, прогулка); - в проведении подвижных игр, спортивного досуга; - в организации мероприятий познавательной направленности; - в организации совместной и самостоятельной художественно-творческой деятельности; - в проведении развлечений.
Характеристика деятельности студента-практиканта воспитателем-наставником: - способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия умение взаимодействовать с детьми, работниками ОУ _____________________________________________________
- готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся ____________________________________________________________________
- готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса ____________________________________________________________________
- способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности _________________________________________________________
- отношение к практике _____________________________________________
- нарушения трудовой дисциплины отсутствовали / имели место
Воспитатель-наставник: _______________ / ____________________________ (подпись) (фамилия, инициалы)
Характеристика факультетским руководителем практики освоенности студентом-практикантом профессиональных компетенций: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Программа практики выполнена полностью / частично / не выполнена Отчетные материалы сданы своевременно / несвоевременно Качество отчетных материалов высокое/ удовлетворительное/ неудовлетворительное Особые отметки ___________________________________________________ __________________________________________________________________
Оценка___________/______________________ ( прописью) Факультетский руководитель практики ________________ / Наумова М.Ю ./
«___» _____________2016 г.
Приложение 2 ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ: декан факультета педагогики и психологии детства Ильина И.Ю. __________________
«_____»________________ 20___ г.
Протокол №____ от_______20___г. заседания Совета факультета педагогики и психологии детства
План учебного процесса
Рабочая программа учебной практики составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования и учебным планом по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование», профили «Дошкольное образование» и «Дополнительное образование». ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛЕТНЯЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
СОГЛАСОВАНИЕ:
сРОК ДЕЙСТВИЯ ПРОГРАММЫ: 2016–2017 г.г. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |