Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие воображения, способы создания образов воображения.

Воображение – это процесс создания образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше. Воображение – необходимый элемент творческой деятельности, выражающийся в построении образа конечного и промежуточного продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Т.е. воображение позволяет представить результат труда до его начала, представить не только конечный продукт, но и промежуточные результаты.

Воображение тесно связано с мышлением. Так же как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. тогда, когда нужно отыскать новое решение. Но опережающее отражение действительности в процессе воображения происходит в виде ярких представлений, а опережающее отражение в процессе мышления происходит путем оперирования понятиями. Если исходные данные задачи известны, то ход ее решения подчинен преимущественно законам мышления (например, научная проблема). Если проблемная ситуация отличается неопределенностью и исходные данные с трудом поддаются точному анализу, то в действие приходят преимущественно механизмы воображения (например, работа писателя). Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления, когда отсутствует нужная полнота знаний, и все-таки представить себе конечный результат. Хотя иногда намеченные фантазией пути решения бывают недостаточно точны.

Воображение тесно связано с восприятием и памятью, т.к. воображение всегда строится на переработанном материале прошлых восприятий, которые человек запомнил. Например, создавая образ пустыни, человек опирается на прошлый опыт (он знает, что такое песок, видел на картинке или в зоопарке верблюда).

Процессы создания образов воображения.Технология создания образов воображения имеет аналитико-синтетический характер, т.е. осуществляется с помощью анализа и синтеза. Человек расчленяет ранее сложившуюся систему представлений и создает на этой основе новые образы. Если придумать даже что-то совершенно необычайное, то при тщательном рассмотрении выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, являются результатами преднамеренного или непреднамеренного анализа бесчисленного множества фактов.

Но анализ и синтез при создании образов воображения могут осуществляться в различных формах.

1. Агглютинация (в переводе с греческого - склеивание) – соединение различных качеств, свойств, частей, характерных для двух разных объектов. Путем агглютинации строятся многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр). Также этот прием используется в техническом творчестве (танк-амфибия соединяет качества танка и лодки, аккордеон – сочетает фортепьяно и баян, троллейбус).

2. Гиперболизация (гипербола – увеличить объект, литола - уменьшить) – увеличение или уменьшение предметов, или изменение количества частей предмета (великан, мальчик-с-пальчик, многорукие богини в Индии, дракон с семью головами, одноглазый циклоп).

3. Подчеркивание – заострение каких-либо признаков (дружеские шаржи или злые карикатуры).

4. В том случае, если представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, это способствует осуществлению схематизации (создание художником национального орнамента, элементы которого взяты из растительного мира; образ итальянца, американца и т.д.).

5.Типизация – используется в художественной литературе, скульптуре, живописи; здесь характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах, и воплощение этого в конкретном образе.

Виды воображения. По степени активности в процессе создания новых образов различают два вида воображения: активное и пассивное.

Активное воображение возникает из потребностей человека и стимулирует его творческую и практическую активность. Активное воображение может быть творческим и воссоздающим.

Воссоздающее – это воссоздание образов существующих предметов, создание образов, соответствующих описанию.

Творческое – это самостоятельное создание новых, несуществующих образов в процессе деятельности (открытия в науке, изобретения в технике, создание произведений искусства). Творчество – это работа и памяти, и мышления.

Воображение необходимо и в педагогической деятельности (педагогическое творчество). Учитель должен быть в состоянии предвидеть комплекс причин, обусловливающих поведение учащихся, предвидеть ход урока, предугадать реакции учеников. Кроме этого, воспитание – это проектирование личности, создание идеального образа, но в индивидуальном порядке.

Пассивное воображение – это когда фантазия создает образы, которые не воплощаются в жизнь, намечает программы поведения, которые не осуществляются и зачастую не могут быть осуществлены. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным.

Преднамеренное воображение проявляется тогда, когда образы возникают в результате специального намерения человека. Преднамеренно вызванные образы, которые человек не стремится воплотить в жизнь, называются грезами. Всем людям свойственно грезить о чем-то радостном, приятном, заманчивом. Но если в процессе воображения у человека преобладают грезы, то это дефект развития личности. У таких людей воображение выступает как замена действительности: человек уходит в область фантастических представлений, чтобы скрыться от тяжелых условий, неразрешимых задач.

Непреднамеренное воображение возникает при ослаблении деятельности сознания без специальных намерений человека. Например, в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне, при патологических расстройствах сознания (галлюцинации).

Особый вид воображения – мечта - это создание образов желаемого будущего. В отличие от грез мечта выступает побудительной силой деятельности.

Сензитивным периодом для развития воображения является дошкольный возраст, т.к. ведущей деятельностью здесь является игра, а необходимый элемент игры – воображаемая ситуация, вводимая при помощи слов «как будто». Богатую пищу воображению дают ролевые игры, которые позволяют не только усваивать общественный опыт, но и углубляют и закрепляют ценные качества личности (смелость, решительность, организованность, находчивость). Хотя говорить о настоящем творчестве в дошкольном возрасте еще рано, т.к. недостаточно опыта.

 

10.Эмоции и чувства,свойства и виды эмоций.

 

Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, испытывает те или иные чувства. Одни события вызывают у него радость, другие – негодование, одни вещи ему нравятся, другие – нет, одних людей он любит, других ненавидит, к третьим равнодушен.

Чувства – переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает, к другим людям и самому себе.

Эмоции - физические состояния и процессы, возникающие в результате действия на индивида значимых явлений и ситуаций и проявляющиеся в форме непосредственных переживаний.

Эмоции и чувства для человека выступают показателем того, как происходит процесс удовлетворения потребностей. Человек сопоставляет информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает в момент ее возникновения. Если вероятность удовлетворения потребности велика, появляются положительные чувства. Отрицательные эмоции порождаются невозможностью удовлетворения потребности или же падением ее вероятности по сравнению с прогнозом, который субъект давал ранее.

Функции эмоций и чувств:

1.Отражательная (позволяют определить полезность или вредность события).

2.Побудительная (эмоциональное переживание содержит образ предмета и пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию).

3.Подкрепляющая (значимые события быстрее и надолго запечетлеваются в памяти).

4.Переключательная (обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность).

5.Приспособительная (благодаря эмоциям устанавливается значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных потребностей, поэтому организм может эффективно приспособиться к тем или иным окружающим условиям).

6. Коммуникативная (мимика и пантомимика позволяет человеку передавать свои переживания другим людям). Благодаря этой функции человек может воздействовать на других людей.

Выражение эмоций и чувств. Нередко слова "эмоции" и "чувства" употребляются как синонимы. Но эмоции имеют ситуативный характер. Эмоции - это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства. Например, эмоцией называется не само чувство любви к музыке, а состояние восхищения, которое человек переживает в данный момент, слушая концерт.

Эмоции и чувства по своему качеству могут быть положительными и отрицательными. Но иногда отрицательные эмоции могут иметь положительную окраску (гнев на плохой поступок). А иногда возможно переживание противоположных эмоций ("Мне грустно и легко",- Пушкин). Это явление называют амбивалентностью (двойственностью) чувств (любовь и ненависть при ревности).

Эмоции и чувства можно рассматривать и с точки зрения того, вызывают они активное или пассивное состояние. Если эмоции побуждают к поступкам, высказываниям, увеличивают напряжение сил, их называют стеническими (от греч. "стенос" - сила). Например, человек готов "свернуть горы". Радость, гнев, ненависть - стенические эмоции. Если же переживание эмоции характеризуется пассивностью, расслабляет человека, то говорят об астенических эмоциях ("астенос" - слабость). Как говорят, "подкашиваются ноги". Печаль, тоска, уныние - астенические эмоции. Но у некоторых людей одни и те же эмоции могут переживаться как стенические, у некоторых - как астенические. Например, эмоция страха может вызвать у одного человека беспомощное состояние, у другого - бурную реакцию.

По форме протекания все многообразие эмоций и чувств можно разделить на эмоции (в узком смысле этого слова), аффекты, настроения, фрустрация, стрессовые состояния, высшие чувства, страсти, увлечения. Эти формы переживания эмоций и чувств и образуют эмоциональную сферу личности.

Эмоции (в узком смысле этого слова) - непосредственное переживание какого-либо чувства.

Выделяют следующие "фундаментальные эмоции" (по К.Изарду) или основные эмоциональные состояния:

1.Интерес - положительное эмоциональное состояние, способствует развитию умений и навыков, приобретению знаний.

2.Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика.

3.Удивление - не имеет четко выраженного положительного или отрицательного знака, возникает внезапно, тормозит все предыдущие эмоции и направляет внимание на объект его вызвавший. Может переходить в интерес.

4.Страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным. Им астенический характер.

5.Гнев - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое внезапным серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной потребности. Имеет стенический характер.

6.Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (людьми, предметами, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, общение и т.д.) вступает в резкое противоречие с нравственными или эстетическими принципами субъекта.

7.Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций субъекта с жизненными позициями или поведением самого объекта.

8.Страх - отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности, ему грозящей. Имеет как стенический так и астенический характер.

9.Стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении.

Аффект – (от лат. аffectuctus – душевное волнение) сильное и кратковременное эмоциональное состояние, связанное с изменением важных для человека жизненных обстоятельств. Характеризуется изменением сознания, нарушением контроля за действиями, утратой самообладания. Быстро овладевает человеком и бурно протекает. Аффекты кратковременны, т.к. вызывают огромную затрату сил. Если обычная эмоция - это душевное волнение, то аффект - буря, взрыв. Человек утрачивает контроль над собой, совершая безрассудные действия, а потом может жалеть об этом и вспоминать как сквозь сон. После аффективной вспышки наступает разбитость и упадок сил. Любая эмоция может перерасти в аффект: радость в восторг, злость в гнев, страх в ужас, страдание в отчаяние. Можно сказать, что аффект плох или хорош в зависимости от того, какая эмоция переживается человеком. Человек может управлять аффектом, сдерживать его наступление на первых этапах.

Настроение - общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека (радостное, печальное, серьезное, легкомысленное, бодрое, вялое). Обычно настроение не осознается человеком, но иногда имеет значительную интенсивность и накладывает отпечаток и на умственную деятельность и на продуктивность работы (все спорится). Настроение – бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для нее складываются обстоятельства. Источники настроения: удовлетворенность или нет ходом жизни, делами на работе, в семье; состояние здоровья, погода и т.д. Настроения различаются и по продолжительности. Это зависит от: возраста (у детей – быстро меняется), характера, темперамента, силы воли и т.д. Настроение оказывает влияние на поведение, стимулирует или подавляет деятельность.

Стресс - (от англ. stress - давление, напряжение) возникает в необычно трудных ситуациях и переживается с большой внутренней напряженностью. По своим психологическим характеристикам близок к аффекту, по длительности протекания - к настроению. Может иметь стенический или астенический характер (пример с экзаменом). Возникает при опасности, больших физических и умственных нагрузках и т.д. Стресс может быть физиологическим и психическим. Психологический стресс в свою очередь – информационным (человек не справляется с задачей, не успевает быстро принять верное решение при высокой ответственности) и эмоциональным (угроза, опасность, обида). Разные люди по-разному переживают стресс («стресс льва», «стресс кролика»). По своей направленности выделяют стресс (положительная направленность, обеспечивает мобилизацию систем организма, например, в случае опасности) и дистресс (отрицательная направленность, носит разрушающий характер, приводит к истощению организма).

Близким по своим проявлениям к стрессу является состояние фрустрации. Фрустрация – (от лат. frustratio – обман, расстройство, разрушение планов) состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Фрустрация сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций, способных дезорганизовать сознание и деятельность. В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию, расстройство, двигательное возбуждение (бесцельные и неупорядоченные движения), апатию. Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воздействующего фактора, состояния человека, типа темперамента и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно часто источник фрустрации - отрицательная социальная оценка.

Высшие чувства.В отличие от эмоций, аффектов, настроений, стрессов, имеющих ситуативный характер и отражающих отношение человека к объекту в данный момент, чувства (в узком смысле этого слова) отражают более сложные, постоянные, устоявшиеся отношения человека. Измеряются не часами, днями, а месяцами, годами. Чувства определяют динамику и содержание эмоций. Чем сильнее чувство, тем в меньшей мере его могут заслонить сиюминутные эмоции.

Чувства различают по содержанию:

1.Моральные или нравственные - эмоциональное отношение личности к поведению других людей и своему. Возникают под влиянием нравственных норм общества и малых групп. К ним относятся: любовь, сострадание, доброжелательность, гуманность, преданность, чувство долга, дружба, симпатии, уважение, чувство чести и т.д.

Аморальные или безнравственные чувства: жадность, эгоизм, жестокость, злорадство, надменность и т.д.

2.Интеллектуальные - переживания, возникающие в ходе умственной деятельности, выражающие отношение личности к процессу познания. К ним относятся: удивление, любознательность, сомнение, радость открытия, любопытство, чувство юмора, ирония (хотя иногда 2 последних чувства относят к 3 группе чувств).

Чувство юмора – относительно-положительное отношение к другим людям с указанием на незначительные недостатки.

Чувство иронии – выражение остро-критического отношения.

3.Эстетические - чувства, возникающие при восприятии или создании прекрасного в природе, искусстве и т.д. Переживаются как эмоции эстетического наслаждения, восторга или презрения, отвращения.

Моральные, интеллектуальные и эстетические чувства иногда именуют высшими чувствами, т.к. в них заключено все богатство эмоциональных отношений человека к действительности. Начинают развиваться у дошкольников.

По силе стремления к объекту выделяют такие виды чувств:

1.Страсть - устойчивое, глубокое и сильное чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. Страсть направляет все помыслы и действия человека на один объект. Страсть может быть положительной и отрицательной. Объектом страсти может быть другой человек, хобби, наука и т.д., алкоголь, наркотики, накопительство и т.п.

2.Увлечение - менее устойчивое, приходящее чувство (в спорте, любви и т.д.).

Чувства людей могут отличаться своей направленностью. Направленность чувств может быть альтруистической, праксической, интеллектуальной, эстетической, гедонистской (потребность в душевном и телесном комфорте).

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...