Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Динамические процессы в малых группах.Групповая динамика - это совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе и знаменуют собой движение ее развитие. Один из основных процессов – образование малых групп. Становление и развитие происходит по двум направлениям: 1. По пути принятия членами группы уже существующих норм групповой жизни.Групповые нормы — это определенные правила, выработанные группой в процессе жизнедеятельности, принятые ее большинством и регулирующие отношения между ее членами. Последствием этого пути является феномен группового давления(т.е. как группа влияет на принятие личностью определенных решений). В этой связи выделяют понятия конформизма и нонконформизма. Конформизм — подчинение суждения или действия человека групповому давлению (мнению большинства) в ситуации конфликта между его собственным мнением (опытом) и мнением большинства. Конформность — склонность человека как члена группы неосознанно выбирать и следовать мнению группового большинства. Негативизм — демонстрация поведения, или мнения, противоречащего мнению большинства, независимо от того, право это большинство или нет. Нонконформизм — демонстрация мнения или поведения, опирающегося на собственный опыт, независимо от мнения или поведения группового большинства. В. Э. Чудновский выделил 2 типа конформного поведения: внешнее и внутреннее. Внешнее подчинение — это реакция приспособленчества , которая может сопровождаться внутренним конфликтом, но может осуществляться и без него, как принятое личностью внешнее приспособление к группе. Внутреннее подчинение — это переживание мнения группы как своего собственного, которое может проистекать из бессознательного принятия постулата «большинство всегда право», а может быть результатом сознательного выбора личности. 2. Постепенное становление групповых норм и ценностей. Последствием развития по этому пути будет групповая сплоченность. Подход к сплоченности с точки зрения ценностно-ориентационного единства разработан А. В. Петровским. Сплоченность - это характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам (лицам, задачам, идеям, событиям), наиболее значимым для группы в целом. Но это единство не пред-полагает совпадений оценок и позиций членов группы во всех отношениях (в сфере вкусов, эстетических ценностей, читательских интересов). Сплоченность характеризует те отношения в группе, которые опосредованы целями и задачами деятельности, то есть касаются деловых и нравственных оценок. Факторы достижения групповой сплоченности. - эмоциональная привлекательность членов группы — сходство членов группы между собой — предпочитаемый группой способ взаимодействия и ведущий социальный мотив членов группы (больше шансов стать сплоченной группа, чья деятельность основана не на конкуренции, а на кооперации и в которой преобладает мотив сотрудничества). — особенности групповых целей. Существует несколько подходов к выделению этапов развитиямалой группы. Модель Л. И. Уманского. Точка, с которой начинается групповое развитие, находится в середине отрезка и называется конгломерат. Конгломерат — это совокупность незнакомых друг с другом людей. Далее развитие группы может происходить в обоих направлениях. Направление задает общая ценностная направленность группы. В случае просоциальной ориентации группа начинает развиваться вверх, через ряд стадий к высшей точке, коллективу; при асоциальной ориентации — к антиколлективу. Путь к высшей точке лежит через стадии кооперации и автономизации. Кроме того, перед стадией кооперации в развитии группы в ряде случаев можно выделять также промежуточные стадии: номинальной группы и группы-ассоциации. Номинальная группа: формальная группа, имеющая название, внешне заданную цель и структуру. Пока только это и объединяет ее членов. Группа-ассоциация: заданные извне цели, способы и виды деятельности приняты членами группы. Возникает первичная межличностная интеграция. Группа-кооперация: хорошо развита структура деловых отношений; члены группы ориентированы на сотрудничество в решении целевых вопросов. Группа-автономия: формируется чувство «мы», групповые эталоны и нормы. Группа ориентирована на себя, свои внутренние отношения. Возможно гипертрофированное развитие черт автономии, что приводит к переориентации с общественно значимых целей на собственно групповые. Это препятствует ее дальнейшему развитию. Группа-коллектив: высшая стадия развития группы. Широкая кооперация с другими социальными группами; внутренняя сплоченность, кооперативность в инструментальной сфере.
24.Социализация личности и ее основные характеристики.
Социализация – этопроцесс и результат включения индивида в социальные отношения. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми. Г.М.Андрееватакже определяет социализацию как процесс трансляции норм и ценностей, позволяющих формировать и расширять социальные связи личности с миром в трех основных сферах – предметной деятельности, общении и самосознании. Понятие «социализация» связано с такими понятиями, как «развитие личности», «воспитание» и «обучение». Развитие личности не исчерпывается понятием «социализации», не сводимо только к нему.Развитие личности осуществляется, как минимум, посредством двух процессов: социализация и саморазвитие личности. Таким образом, в социализации личность выступает как объект социального воздействия. В процессе развития– личность выступает не только как объект, но и субъектсоциальных отношений, способный оказывать воздействие на другого человека и на себя, т.е. не сбрасывается со счетов активность самой личности. Факторами социализации являются - целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в процессе деятельности и общения. Воспитание и обучение (в узком смысле) – это специально организован-ная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду (ребенку) и формирования у него социально желательных стереотипов поведения, качеств и свойств личности. Социализация может осуществляться и стихийно. Случайные социальные воздействия имеют место в любой социальной ситуации, т.е. когда взаимо-действуют два или более индивидов. *Например, разговор взрослых о своих проблемах может достаточно сильно повлиять на ребенка, но это едва ли можно назвать воспитательным процессом. В качестве ведущих факторов социализации отмечают - взаимоотноше-ния в семье, роль которых многими исследователями разных психологических традиций рассматривается едва ли не как решающая, взаимоотношений с непо-средственным окружением (сверстники, родственники, знакомые и т.д.), массовую коммуникацию (печатные издания, аудио и видео и т.п.). Социально-психологическими механизмами социализации являются: 1. Подражание - сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения, опыта значимых других людей. 2. Внушение -неосознаваемое, некритическое усвоение и последующее воспроизведение опыта, мыслей, чувств, шаблонов и алгоритмов, предлагаемых авторитетными другими. 3. Убеждение- осознанное, критическое усвоение и последующее воспроизведение ценностей, норм, ориентиров, поведенческих алгоритмов и т.д. 4. Идентификация - отождествление себя с определенными людьми или социальными группами, посредством которой осуществляется усвоение разнообразных норм, отношений, форм и алгоритмов поведения. 5. Эмпатия - эмоциональное сопереживание через чувственную идентификацию себя с другим. Перечисленные механизмы представлены в последовательности, которая отражает их действенность, привязанную к возрастным особенностям. Первоначально у ребенка еще нет необходимого багажа критического отношения к поставляемой информации и преимущество имеют механизмы подражания и внушения. Именно при их посредстве формируется необходимый фундамент для последующего критического отношения к транслируемому опыту, обусловливающего выход на первый план механизма убеждения. Это же касается и механизмов эмпатии и идентификации. Идентифицируя себя со значимым другим, эмпатируясь с ним, ребенок получает возможность как аккумуляции опыта, так и формирования отношения к нему. В психоаналитической традиции (Н.Смелзер) в качестве механизмов социализации называются: 1. Имитация - осознанное стремление ребенка копировать определенные модели поведения; 2. Идентификация - усвоение детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных; 3. Стыд- переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей (возникает у человека из-за ощущения, что его разоблачили); 4. Чувство вины - переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя, вне зависимости от других людей Первые два механизма являются позитивными; стыд и вина – негативные механизмы, запрещающие или подавляющие определенное поведение. Основные направления социализации, по мнению Шевандрина, соответствуют ключевым сферам жизнедеятельности человека: поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной. Таким образом, в процессе социализации люди обучаютсятому, · как себя вести, · как эмоционально реагировать на различные ситуации, переживать и проявлять различные чувства; · каким образом познавать окружающий социальный и физический мир; · как организовывать свой быт; · каких морально-этических ориентиров придерживаться; · как эффективно участвовать в выстраивании формальных и неформальных взаимоотношений и многое, многое другое.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |