Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие «физическая культура». Соотношение понятий «культура» (общества, личности) и «физическаякультура». Основные аспекты в понимании физической культуры.

БИЛЕТ № 1

Понятие «физическая культура». Соотношение понятий «культура» (общества, личности) и «физическаякультура». Основные аспекты в понимании физической культуры.

Физическая культура– это неотъемлемаячасть культуры, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья, совершенствования двигательных возможностей, способствующих гармоничному развитию личности.

Культура - это система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям..

 

В ее структуре можно вы­делить три относительно самостоятельных компонента (аспекта): деятельностный, ценностный и результативный. Рассмотрим их сущность.

1. Деятельностный аспект физической культуры заключается в том, что физическое совершенствование происходит только в ре­зультате оптимальной, целенаправленной двигательной активности человека. Причем не любой, а только такой, которая осуществля­ется по законам физического воспитания, т.е. по законам развития силы, выносливости, законам формирования техники движений, законам активного отдыха и т.д.

В отличие от многих других видов физической активности че­ловека, физкультурная деятельность имеет ряд принципиальных особенностей:

Во-первых, она обязательно содержит двигательный компонент, который в ней, как правило, является преобладающим.

Во-вторых, деятельность в сфере физической культуры пред­ставлена наиболее рациональными формами двигательных дейст­вий, имеющими свою конкретную методику занятий. При воспита­нии скоростных способностей, к примеру, методика будет сущест­венно отличаться от таковой при воспитании общей выносливости практически по всем параметрам.

В-третьих, физкультурная деятельность человека всегда направ­лена на совершенствование самого себя, например овладение ра­циональной техникой упражнения, развитие двигательных способностей, формирование правильной осанки, укрепление здоровья и т.д. Цели, лежащие вне самого человека, хотя и могут существо­вать и решаться параллельно, но ведущими при этом не являются.

2. Ценностный аспект физической культуры, как следует из оп­ределения, представлен обширной совокупностью материальных и духовных ценностей, специально созданных для эффективного фи­зического совершенствования человека.

Материальные ценности воплощены в физкультурно-спортивных сооружениях (стадионы, бассейны, залы), специальном обору­довании и инвентаре (гимнастические и легкоатлетические сна­ряды, лыжи, мячи, тренажеры и т.д.). Физкультурное занятие без таких предметных ценностей менее эффективно, либо просто не­возможно.

Духовные ценности физической культуры представлены исто­рически отобранными и апробированными на практике физиче­скими упражнениями, сконцентрированными в форме гимнастики, с ее громадным набором упражнений; спорта, игры и туризма, ос­нованных на физической активности.

Кроме того, к духовным ценностям физической культуры по праву относятся накопленные практикой и наукой специальные физкультурные знания, отраженные в соответствующих теориях физической культуры и спорта, и содержащиеся в различных мето­дических пособиях, учебниках, монографиях, справочниках дости­жений, правилах соревнований и т.д.

3. Результативный аспект физической культуры включает в себя всю совокупность полезных результатов, которые человек приоб­рел в процессе деятельного использования ценностей физической культуры в своей жизни.

К ним можно отнести: полученные в процессе физкультурных занятий двигательные умения и навыки; саму способность быстро овладевать новыми движениями, развитую в ходе занятий; возрос­шую физическую работоспособность; пропорционально развитое телосложение и осанку; физкультурные знания; нравственные и эстетические качества, возвышающие личность человека и т.д.

Срочные и кумулятивные биохимические изменения в организме под влиянием мышечной работы. Их суть. Роль кумулятивных изменений в адаптации организма под влиянием систематической тренировки.

Отставленные изменения

Отставленными называют те изменения, которые обнаруживаются в организме через некоторое время после ее окончания, например, на следующий день после тренировочного занятия. В этот период в организме может наблюдаться недовосстановление веществ, затраченных за работу: энергетических субстратов, минеральных соединений. Наиболее часто имеет место недовосста- новление разрушенных за работу белков, как наиболее медленно восстанавливающихся веществ. Из продуктов метаболизма на следующий день после тренировки наиболее реальна повышенная концентрация конечного продукта белкового обмена - мочевины. Это связано с тем, что окончательный распад белков, начавших разрушаться во время работы, происходит сравнительно медленно и завершается практически в то же время, что и восстановление белков.

Следующим важным моментом отставленных изменений может быть суперкомпенсация (свсрхвосстановление) распавшихся за работу веществ. Это, в первую очередь, характерно для энергетических субстратов.

Таким образом, отставленные биохимические изменения отражают ход восстановительных процессов. Один из биохимических показателей отставленного эффекта тренировки - содержания мочевины в крови - в течение длительного периода времени использовался вна счете наиболее объективного показателя хода восстановительных провесов.

 

БИЛЕТ№ 2

Основные формы (виды и разновидности) физической культуры в современном обществе. Отличительные особенности базовой, профессионально-прикладной, оздоровительно-рекреативной и реабилитационной физической культуры, спорта как компонента физической культуры.

Формы физической культуры – это структурно-оформившиеся виды и разновидности физической культуры. Формы и функции физической культуры взаимосвязаны и могут существенно влиять друг на друга.

Базовая физическая культура

·Школьная физическая культура

·Общая физическая подготовка взрослого населения

Спорт

·Массовый или базовый

·Спорт высших достижений

·Профессиональный спорт

Фоновая физическая культура

·Гигиеническая гимнастика

·Рекреационная физическая культура

БИЛЕТ №3

Познавательная функция.

Функция духовного воспитания. Поскольку человекедин во всех своих проявлениях, то его физкультурно-спортивная деятельность затрагивает не только сердечно-сосудистую и нервно- мышечную системы, но и всю духовнуюсферу: мышление, восприятие, память, внимание, поведение. мораль и др.Для того, чтобы научиться выполнять какое-либо физическое упражнение, развить физические качества, овладетьсекретами мастерства в избранном виде спорта, нужно проявить трудолюбие, целеустремленность и волю, иногда и смелость, нужно сконцентрировать внимание, активизироватьмышление, воображение, память и т.д.

Экономическая функция. С одной стороны физическаякультура как отрасль народного хозяйства, требует для своегоразвития финансовых затрат, с другой выступает как одна издовольно выгодных сфер капиталовложений. Экономическаяценность физической культуры видна на следующих примерах:

− производительность труда у людей систематически занимающихся физическими упражнениями выше на 3-5%;

− потери рабочего времени по причине простудных заболеваний, бытового и производственного травматизма у них снижены в 2-3 раза;

−оказание платных услуг: предоставление в аренду спортивных сооружений и инвентаря; продажа населению абонементов и разовых билетов на посещение катков, кортов, бассейнов, тренажерных залов и т.п.;

Функция досуга. Как известно, досуг- это свободное отосновной работы время, используемое человеком для своегодуховного и физического развития, для самообразования, общественной деятельности и т.д. Люди по-разному относятсяк физической культуре. У одних она становится обязательнымкомпонентом их образа жизни, другие используют ее эпизодически, а в жизни третьих она практически отсутствует (ониникогда не находят свободного времени для занятий, ошибочно считая их бесполезной тратой времени).В настоящее время в сфере досуга физическая культураиспользуется в двух направлениях:

активные занятия физкультурой и спортом, позволяющие удовлетворять разнообразные индивидуальные интересы и потребности людей. Например, развивать физические качества, компенсировать дефицит физических нагрузок, поддерживать уровень физического состояния, развлекаться, общаться и т.д.

опосредованное «потребление» физической культуры через различные средства массовой информации, а именно чтение спортивной прессы, прослушивание спортивных репортажей, просмотр спортивных передач, посещение стадионов в качестве зрителя. Конечно, такие формы досуга не идут по своей реальной пользе ни в какое сравнение с активными занятиями физическими упражнениями, но их нельзя считать бесполезной тратой времени.

Познавательная функция. В процессе активной двигательной деятельности человек познает самого себя, свои физические и волевые качества, двигательные возможности.Кроме того, физкультурная и особенно спортивная практикараскрывает обществу человеческие возможности ранее емунеизвестные. Об этом можно судить по динамике мировыхрекордов. Спорт высших достижений является своеобразноймоделью для познания воздействия максимальных физических и психических нагрузок на организм человека.

К специфическим функциям физической культуры относятся следующие:

− функция физического воспитания;

− оздоровительная функция;

− соревновательная функция.

Функция физического воспитания. Общество посредством физического воспитания стремится приобщить людей кценностям физической культуры. Материальные и духовныеценности не значимы сами по себе, а только тогда, когда человек, приобщенный к физической культуре, данные ценностиосваивает, с пользой применяет и по возможности развивает.От этого выигрывают и общество и сам человек.

Оздоровительно-рекреативная функция. Физическая активность – одно из важных условий жизни и развития организма. Человекрождается с потребностью двигаться. Двигательная активность необходима ему, так же как потребность в пище, кислороде, воде. Научно доказано, что импульсы, идущие от работающих мышц, оказывают выраженное влияние на внутренние органы человека. Поэтому, грамотное систематическоевыполнение физических упражнений, не только способствуетразвитию физических качеств и овладению движениями, но исовершенствует деятельность всех систем организма.Решение оздоровительных задач с помощью физическойфизкультуры достигается не только с помощью физическихупражнений, но и широким применением оздоровительныхсил природы и гигиенических факторов. Закаливание, сбалансированное питание, соблюдение режима сна, личной гигиены в сочетании с разумными физическими нагрузкамизначительно укрепляет здоровье, повышает работоспособность и обеспечивает творческое долголетие.

Соревновательно-достиженческая функция. Подавляющее большинствосовременных видов спорта основано на активной двигательной деятельности. Следовательно, такой спорт является неотъемлемой составной частью физической культуры. Особенность спортивной деятельности основана на обязательном наличии в ней элемента состязания, стремления к постоянномупревышению достигнутого, к максимальному результату. Роль соревнования в спорте заключается в том, что каждый участник стремится стать первым, либо превысить свойличный результат. Соревновательные условия повышаютуровень усилий и побуждают человека максимально проявитьсвои силы, умения, волю.

 

БИЛЕТ № 4

БИЛЕТ №5

1.Роль олимпийского движения в развитии современного спорта. Олимпийская хартия: её содержание, история создания, назначение.

1.Роль олимпийского движения в развитии современного спорта. Олимпийская хартия: ее содержание, история создания, назначение.
Цели Олимпийского движения - способствовать развитию физических и моральных качеств, являющихся основой любительского спорта; воспитывать молодёжь в духе лучшего взаимопонимания и дружбы содействуя, таким образом, укреплению мира во всём мире; широко пропагандировать олимпийские принципы создания доброй воли между народами; объединять спортсменов всех континентов раз в четыре года на всемирном спортивном празднике - Олимпийских играх.
Современное Олимпийское движение имеет большое социальное значение, способствует установлению связей между спортивными организациями различных стран. В этом социально, политически и идеологически сложном общественном движении основополагающими являются такие прогрессивные олимпийские принципы, как недопустимость политической, расовой и религиозной дискриминации в спорте, признание суверенитета и равноправия национальных спортивных организаций, невмешательство в их внутреннюю жизнь, демократические основы организации движения, участие в борьбе за достижение всеобщего мира. Неуклонное соблюдение этих принципов - главное условие, обеспечивающее единство Олимпийского движения, прогресс Олимпийских игр.
Благодаря развитию межгосударственных отношений в сфере спортивного сотрудничества, в девятнадцатом столетии активно стали проводиться мировые чемпионаты и международные соревнования, создаваться международные спортивные федерации по гимнастике, бегу на коньках, гребле. Благодаря таким предпосылкам, идея де Кубертена о новом проведении Олимпийских игр в условиях современности была поддержана представителями двенадцати стран, которые в 1894 году на Учредительном собрании приняли решение создать Международный олимпийский комитет, разработали и утвердили Олимпийскую хартию.
Олимпийская хартия – это основной уставной документ в деятельности Международного олимпийского комитета. Структура ее состоит из преамбулы, пяти глав и примечаний. В ней раскрыты основные положения Олимпийского движения современности, особенности функционирования МОК, процедура создания и деятельности Международных Спортивных Федераций и Национальных Олимпийских Комитетов. Глава пятая «Олимпийские Игры» предусматривает положения об организации и проведении Олимпиад, особенности принятия участия в олимпийских играх, структуре и процедуре формирования олимпийских программ. А также, содержит нормы, которые регулируют деятельность Олимпийского арбитража. Более подробно Олимпийская хартия определяет протокол приглашения к участию в Олимпиаде, олимпийскую аккредитацию, использование организаторами и участниками соответствующей символики, церемонии открытия Олимпиады и ее закрытия, церемонию награждения победителей, порядок ведения почетного реестра олимпийских чемпионов и зачетных командных достижений каждой страны.

БИЛЕТ №7

Основные этапы и социальное значение развития олимпийского движения в России. Итоги XXII Олимпийских зимних игр в г. Сочи (2014 г.) и их роль в развитии физической культуры, спорта и олимпийского движения.

В современном мире олимпийское движение играет немаловажную роль. Основополагающая цель олимпизма закреплена в Олимпийской хартии. Олимпийские игры стали неотъемлемой частью спортивной и культурной жизни современности, и от дальнейшего развития олимпийской идеи в значительной степени зависит и будущее социальное, экономическое и политическое положение всего мирового сообщества.

На протяжении многих веков олимпийская идея проникала в сознание российской общественности. Этому способствовали несколько факторов:
-Идея использования Олим. Игр в целях улучшения физического воспитания молодёжи
-В стране возрос интерес к ОИ как фактору оживления и развития спорта
-Происходило первоначальное организационно-методическое оформление развития спорта в стране и участия рус. спортсменов в междунар. соревнованиях.
В 1952 году впервые наши олимпийцы выступили на олим. играх в Хельсинки. Надо сказать что выступление было удачным не только на этих, но и на последующих олим. играх.

Следующий сложный этап в развитии ОД был в 1991 г. Это год распада СССР и формирование нового государства. Это повлекло за собой сокращение финансирования, отъезд многих талантливых тренеров и спортсменов за рубеж. Был организован новый орган управления физ. культурой и спортом в стране - Комитет содействия олим. движению при Правительстве Рос. Фед.

Всероссийский олим. комитет был сформирован 1 декабря 1989 г, но после распада СССР Олимпийское собрание России избрало первого президента ВОК (до этого момента были председатели) - В.Г. Смирнова. И в 1992 г ВОК стал называться ОКР.

Впервые в истории олим. движения ведущими учёными и специалистами России было издано для школьников страны красочное пособие « Твой Олим. учебник» (к концу 99г три издания).

Основные итоги развития ОД в 20 вв. подвёл 12 Олимп, конгресс. Он рассматривал 4 вопроса по каждому из которых были приняты рекомендации:

-вклад олим. движения в современное общество.

-Место и роль спортсмена в обществе

-Спорт в его социальном контексте( спорт и политика, спорт и экономика, спорт для всех, спорт в развивающихся странах)

-Спорт и средства массовой информации

Но по прошествии времени остался ряд проблем ОД, осложнявших его нормальноеразвитие:

 

1. Применение допинга - ставит под сомнение честное спортивное соперничество, здоровье спортсменов. Их дружбу и взаимопонимание. Однако применение допинга не только не прекращается, а приняло устрашающие размеры.

2. Объективность судейства( фигурное катание)

3. Олимпийская программа- необоснованные попытки сокращения или увеличения олим. дисциплин могут привести к подрыву самой олим. идеи.

4. координация деятельности МОК, НОК и МСФ

5. излишняя коммерциализация спорта - это может лишить ОИ их гуманистической и воспитательной ценности, подорвать ОД как важный фактор международного взаимопонимания и сотрудничества. Следствием коммерциализации спорта является коррупция среди членов МОК.

XXII Олимпийские зимние игры прошли в городе Сочи с 07 по 23 февраля 2014 года. Впервые Олимпийские зимние игры проводились на территории Российской Федерации.

В Олимпиаде приняли участие 2856 спортсменов из 89 стран. Соревнования проходили по 15 спортивным дисциплинам, в которых было разыграно 98 комплектов наград. Россию представили 225 спортсменов, в том числе 60 москвичей.

Российские спортсмены завоевали 33 медали: 13 золотых, 11 серебряных и 9бронзовых. В результате Россия одержала победу в неофициальном командном зачете. Это лучший показатель за все время участия России в Олимпийских зимних играх.Российские спортсмены завоевали медали в десяти видах спорта, а золотые медали в семи видах. Наибольшее количество наград российская сборная завоевала в фигурном катании - 5(3-1-1). Трехкратным Олимпийским Чемпионом стал Виктор Ан (шорт-трек), двукратными Чемпионами стали - Татьяна Волосожар – Максим Траньков - (фигурное катание), Виктор Вайлд (сноуборд), Александр Зубков и Алексей Воевода (бобслей).

Чемпионами Олимпиады стали: Татьяна Волосожар – Максим Траньков, Екатерина Боброва – Дмитрий Соловьев, Ксения Столбова – Федор Климов, Елена Ильиных – Никита Кацалапов, Юлия Липницкая (фигурное катание, командные соревнования), Аделина Сотникова (фигурное катание, женское одиночное катание), Татьяна Волосожар – Максим Траньков (фигурное катание, парное катание)

Серебряными медалями награждены: Ксения Столбова – Федор Климов (фигурное катание, парное катание)

Бронзовыми призерами стали: Виктор Ан (шорт-трек, 1500 м), Елена Ильиных – Никита Кацалапов (фигурное катание, танцы на льду)

По сравнению с предыдущей Олимпиадой 2010 г. в Ванкувере, в Сочи московские спортсмены завоевали на 8 наград больше, в том числе на 5 золотых, 1 серебряную и 2 бронзовых.

БИЛЕТ № 8

БИЛЕТ № 9

1.Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты процесса
физического воспитания и спортивной тренировки. Типы интервалов отдыха, вводимые в процессе воспроизведения упражнений и между занятиями.

В числе понятий, существенных для характеристики средств и методов физ. воспитания, одним из основных является “нагрузка”.

Понятие “нагрузка” отражает тот очевидный факт, что выполнение любого физ. упражнения связано с переводом функционального состояния организма на более высокий, чем в покое, уровень активности и в этом смысле является надбавкой, нагружающей функциональные системы и вызывающей, если она достаточно велика, утомление. Нагрузка в данном отношении – это дополнительная по сравнению с покоем степень функциональной активности организма, привносимая выполнением упражнения, а так же степень переносимых при этом трудностей. Эффект физических упражнений закономерно связан с параметрами предъявляемых ими нагрузок.

Показателями нагрузки при выполнении физических упражнений являются, с одной стороны, величины, характеризующие совершаемую работу в ее внешне выраженных размерах (расстояние, скорость движений…), с другой –величины функциональных и связанных с ними сдвигов в организме, вызываемых упражнением(ударного и минутного объема крови, потребления кислорода …).

Между “внешней” и “внутренней” сторонами нагрузки при относительно одинаковом исходном состоянии организма существует определенная соразмерность: одни и те же по внешним параметрам нагрузки связаны практически с одними и теми же величинами функциональных сдвигов; чем больше нагрузки по своим внешним параметрам, тем значительнее функциональные сдвиги в организме.

Общая величина нагрузки производна от ее объема и интенсивности. В самом широком смысле понятие “объем нагрузки” относится к ее протяженности во времени и суммарному количеству работы, выполняемой в процессе упражнения или ряда упражнений; понятие же “интенсивность нагрузки” связано с напряженностью работы и степенью ее концентрации во времени.

Соотношение объема и интенсивности нагрузки при выполнении физ. упражнений характеризуется обратно пропорциональной зависимостью: чем больше объем нагрузки, задаваемой в упражнении, тем меньше ее интенсивность, и наоборот, чем больше интенсивность, тем меньше объем.

Разновидности отдыха:Целесообразное использование нагрузок в процессе физ. воспитания неразрывно связано с нормированием и направленным регулированием интервалов отдыха между упражнениями, их повторениями и занятиями в целом.

две разновидности отдыха:

- активный(отдых, организуемый посредством переключения на деятельность, отличающуюся от той, которая вызывала утомление, и способствующая восстановлению)

- пассивный(относительный покой, сменяющий двигательную активность)

В качестве условия восстановления интервалы отдыха в ходе каждого отдельного занятия устанавливаются в соответствии с необходимостью гарантировать определенную степень восстановления к моменту выполнения упражнения на занятие. Интервалымежду занятиями нормируют с таким расчетом, чтобы обеспечить обычное, либо избыточное, либо как минимум частичное восстановление уровня работоспособности.

Регулирование интервалов отдыха в процессе физ.воспитания не только направлено на обеспечение восстановления, но и служит одним из основных средств управления общим эффектом упражнений, нагрузок.

Минимакс-интервал (его называют также стимуляци-онным, или ближнестимуляционным) — это тот наимень-ший интервал между рабочими (нагрузочными) фазами процесса упражнения, который может обусловить повы-шенное проявление оперативной работоспособности в оче-редной рабочей фазе (эффект врабатывания, ближайшего положительного последействия, как, например, при ин-тервале в 3-5 мин между подходами к штанге возрастаю-щего веса).

Напряженный интервал (су перку мул яционный)— интервал, продолжительность которого настолько невелика, что очередная рабочая фаза начинается в условиях нарастающих либо лишь незначительно убывающих функ-циональных сдвигов, вызванных предшествующей нагруз-кой (например, в условиях нарастания концентрации мо-лочной кислоты в крови, как это бывает в интервальном беге с субмаксимальной скоростью при интервалах отдыха, убывающих от 5-6 до 1-2 мин).

Ординарный интервал-продолжительность соразмерна продолжительности фазы относительной нормализации функционального состояния организма, Уровень работоспособности занимающихся к началу очередного занятия успевает возвратиться к тому, какой был в начале предыдущего.

Жесткий интервал между занятиями короче, чем ординарный. При нем происходит более значительная суммация эффектов предыдущего и очередного занятия, в силу чего функциональные сдвиги в системах организма нарастают с более полной мобилизацией его резервных возможностей, в результате может возникать мощный стимул к последующему развертыванию суперкомпенсаторных процессов.

Суперкомпенсаторный интервалсоразмерен по продолжительности с временем, достаточным для наступления суперкомпенсации-своеобразной фазы реагирования организма на предъявленную неординарную нагрузку и сопряженное с ней расходование его ресурсов. Сверхвосстановление в данном интервале позволяет в очередном занятии справляться с более значительной нагрузкой.

2. Восстановление после физической нагрузки: фазы и характеристика физиологических изменений. Методы и приёмы, способствующие ускорению восстановления и повышению его эффективности.

Восстановительные процессы – важнейшее звено работоспособности спортсмена. Способность к восстановлению при мышечной деятельности является естественным свойством организма, существенно определяющим его тренируемость. Поэтому скорость и характер восстановления различных функций после физических нагрузок являются одним из критериев оценки функциональной подготовленности спортсменов.

После прекращения упражнения происходят обратные изменения в деятельности тех функциональных систем, которые обеспечивали выполнение данного упражнения. Вся совокупность изменений в этот период объединяется понятием восстановление. На протяжении восстановительного периода удаляются продукты рабочего метаболизма и восполняются энергетические запасы, пластические (структурные) вещества (белки и др.) и ферменты, израсходованные за время мышечной деятельности.Восстановление- это не только процесс возвращения организма к предрабочему состоянию". В этот период происходят также изменения, которые обеспечивают повышение функциональных возможностей организма, т. е.

Сразу после прекращения работы происходят многообразные изменения в деятельности различных функциональных систем. В периоде восстановления можно выделить 4 фазы: 1) быстрого восстановления, 2) замедленного восстановления, 3) суперкомпенсации (или "перевосстановления"), 4) длительного (позднего) восстановления. Первым двум фазам соответствует период восстановления работоспособности, сниженной в результате утомительной работы, третьей фазе - повышенная работоспособность, четвертой - возвращение к нормальному (предрабочему) уровню работоспособности.

В процессе мышечной работы расходуются кислородный запас организма, фосфагены (АТФ и КрФ), углеводы, (гликоген мышц и печени, глюкоза крови) и жиры. После работы происходит их восстановление. Исключение составляют жиры, восстановления которых может и не быть.

Восстановительные процессы, происходящие в организме после работы, находят свое энергетическое отражение в повышенном потреблении кислорода - кислородном долге.

Кислородный долг - это избыточное потребление О2 сверх предрабочего уровня покоя, которое обеспечивает энергией организм для восстановления до предрабочего состояния, включая восстановление израсходованных во время работы запасов энергии и устранение молочной кислоты.

Устранение молочной кислоты. В период восстановления происходит устранение молочной кислоты из рабочих мышц, крови и тканевой жидкости, причем тем быстрее, чем меньше образовалось молочной кислоты во время работы. Важную роль играет также послерабочий режим. Так, после максимальной нагрузки для полного устранения накопившейся молочной кислоты требуется 60-90 мин в условиях полного покоя - сидя или лежа (пассивное восстановление). Однако, если после такой нагрузки выполняется легкая работа (активное восстановление), то устранение молочной Кислоты происходит значительно быстрее.

Характер и длительность восстановительных процессов могут изменяться в зависимости от режима деятельности спортсменов в послерабочий, восстановительный, период.

Положительный эффект активного отдыха проявляется не только при переключении на работу других мышечных групп, но и при выполнении той же работы, но с меньшей интенсивностью. Например, переход от бега с большой скоростью к бегу трусцой также оказывается эффективным для более быстрого восстановления. Молочная кислота устраняется из крови быстрее при активном отдыхе, т. е. в условиях работы сниженной мощности, чем при пассивном отдыхе. С физиологической точки зрения, положительный эффект заключительной работы невысокой мощности в конце тренировки или после соревнования является проявлением феномена активного отдыха.

 

БИЛЕТ № 10

Сопряженного воздействия.

Метод целостно-конструктивного упражнения.Применяется на

любом этапе обучения. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (например, бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т.п.) Техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части.

Расчлененно-конструктивный метод.Применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.

Метод сопряженного воздействия.Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности.

Методы воспитания физических качеств, представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Методы этой группы можно разделить на методы со стандартными и нестандартными (переменными) нагрузками.

Методы стандартного упражнениямогут быть непрерывным и прерывистым (интервальным).

Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности.

Метод стандартно-интервального упражнения— это, как правило, повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть различные интервалы отдыха.

Методы переменного упражнения. Эти методы характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме. При этом применяются упражнения с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой.

Круговой методпредставляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы.

 

 

2. Острые патологические состояния при спортивной деятельности, механизмы возникновения, признаки, первая помощь и профилактика.

При спортивной деятельности возможны патологические состояния, нарушающие общую жизнедеятельность организма. Эти состояния могут быть как скоро проходящими и не представляющими серьезной опасности для спортсмена, так и настолько тяжелыми, что могут привести к его гибели, если не принять срочных мер доврачебной помощи.

По своему происхождению острые патологические состояния весьма разнообразны. В основе развития острых патологических состояний лежат патофизиологические механизмы. К острым патологическим состояниям относятся: травматический шок, острое перенапряжение, сотрясение мозга, обморочное состояние гипогликемия, гравитационный шок, тепловой и солнечный удары. Травматический шок – реактивное тяжелое общее состояние организма, развивающееся вскоре после травмы и обусловленное резким нарушением нервной регуляции жизненных процессов. Травматический шок выражается тяжелыми расстройствами гемодинамики, дыхания и обмена веществ.
Симптомы:В процессе развития травматического шока различают две фазы: эректильпую и торпидную. Эректильная фаза травматического шока наступает тотчас за травмой, она кратковременна. В этой фазе травматического шока преобладают явления возбуждения. Больной чрезмерно подвижен, многословен, артериальное давление у него повышено, пульс учащен. Торпидная фаза травматического шока развивается после эректильной и имеет затяжной характер. В этой фазе травматического шока сознание больного сохранено, он лежит спокойно, апатичен, безразличен к окружающему.

Первая помощь:1)Останавливают кровотечение (если это возможно) наложением жгутов, тугих повязок, тампонады, а в крайнем случае и наложением зажимов на кровоточащий сосуд, прижатием сосуда и т. д. 2) Освобождают дыхательные пути от слизи, крови, рвотных масс и обеспечивают свободное дыхание. При необходимости проводят искусственное дыхание, производят коникотомию или трахеотомию.3) Тщательно иммобилизуют переломы путем наложения транспортных шин. 4) При остановке сердца делают непрямой массаж сердца, при возникновении сердечной фибрилляции — дефибрилляцию.

Профилактика: Для предупреждения развития травматического шока необходима своевременная и квалифицированная медицинская помощь, ранняя и бережная госпитализация при тяжелых травмах.

Острое перенапряжение.Выполнение чрезмерной мышечной работы в условиях волевого преодоления субъективных ощущений утомления является фактором, ускоряющим развитие перенапряжения. К числу причин, результатом которых может быть физическое перенапряжение, относится интенсивная, но не чрезмерная нагрузка, если она действует на неподготовленный организм, сочетается с напряженной работой или учебой, выполняется после заболе­вания или на фоне хронической инфекции. В основе физического перенапряжения лежит нарушение нейрогуморальной регуляции физиологических функций и обмена веществ, резкое изменение химизма внутренней среды, гормональные дисфункции — увеличение содержания адреналина и его аналогов в крови.

Средства предупреждения и лечения перенапряжения меняются в зависимости от степени его развития. При перенапряжении первой стадии следует уменьшить объем тренировочной нагрузки. Интенсивность выполняемых упражнений должна составлять не более 50%. Нормализация сердечной функции достигается медикаментозными средствами. В комплексе восстановительных процедур особое внимание уделяется сбалансированному питанию с ин

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...