Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные стороны и формы спортивного движения в обществе. Общедоступный спорт и спорт высших достижений; особенности и взаимосвязь этих сторон спортивного движения.

В ходе развития спорта в различных сферах жизни об­щества неизбежно происходит своего рода дифференциация спортивной практики — выделение в ней относительно обо­собленных направлений, разделов, вариаций. Это происхо­дит из-за того, что спорт в целом полифункционален, а кон­кретные цели, реализуемые в спортивной практике, пути и условия выполнения их далеко не одни и те же. В современном мировом спортивном движении достаточно явно выделились два типовых направления и соответствующие им разделы спортивной практики, которые часто условно называют «массовый спорт» и «большой спорт», точнее их можно назвать общедоступным, или ординарным, спортом и спортом высших достижений.

Общедоступный, ординарный, спорт правомерно назы­вать массовым, поскольку к нему причастно большое количество людей, практически включенных в собственно спортивную деятельность. В другом случае спорт можно охарактеризовать как ординарный, отнюдь не массовый. В рамках этого вида спортивного движения фактически достигается обыденный (ординарный) уровень спортивных результатов, являющийся, в принципе, общедоступным и значительно менее высоким, чем уровень абсолютных спортивных достижений. Основное отличие ординарного спорта от спорта высших достижений определяется тем, что обычная спортивная деятельность не становится доми­нирующей в образе жизни спортсмена и находится в ли­митирующей зависимости от иной деятельности, которая занимает доминантное место в жизни (вначале — общая и специально-образовательная деятельность, затем — профес­сиональный труд). Затраты времени и сил на спортивные занятия в такой ситуации довольно жестко ограничены, что не может не влиять на уровень спортивных результа­тов. Это не значит, что в личностные установки спортсме­на в такой ситуации не входит стремление достичь высо­ких результатов. Такое стремление, как говорилось, стимулируется самой сутью и внутренней организацией спорта в целом, но объективные условия реализации спортивных притязаний в рамках ординарного спорта вно­сят свои ограничения.

В зависимости от того, в какой из социальных сфер культивируется массовый спорт, система спортивных за­нятий так или иначе модифицируется (строится с опреде­ленными особенностями применительно к специфике той или иной сферы). В ряду таких модификаций наиболее распространены следующие:

«школьный» спорт — практика использования спорта в школьной системе общего образования — воспита­ния подрастающего поколения, где спортивные заня­тия подчинены, прежде всего, общепедагогическим принципам и строятся в соответствии с единой логи­кой и условиями организации многосоставного учебно-воспитательного процесса;

профессионально-прикладной спорт — практика ис­пользования спорта в прикладной подготовке к избран­ной профессиональной деятельности (производственной, военнослужебной и т. д.); ;

физкультурно-кондиционный спорт зрелых контингентов населения, у которых не доминируют чисто спортив­ные установки и занятия спортом строятся, главным образом, по типу физкультурно-спортивной трениров­ки, способствующей сохранению приобретенной ранее «кондиции», со строго регламентированным участием в соревнованиях;

оздоровительно-рекреативный спорт — практика ис­пользования элементов спорта в качестве средства и метода достижения эффекта здорового отдыха — раз­влечения, активного восстановления оперативной рабо­тоспособности и организации интересного, эмоциональ­но насыщенного досуга. Разумеется, эта практика только весьма условно может быть отнесена к спорту, посколь­ку в ней выражены лишь некоторые его типичные чер­ты, причем в крайне модифицированном виде. Спорт высших достижений, как подсказывает его наи­менование, в отличие от ординарного спорта, ориентирован на абсолютные спортивные результаты и неуклонное повы­шение их уровня. Реализация этой установки в наше время возможна лишь при условии повседневных многолетних затрат времени и сил на спортивную деятельность и при условии незаурядной спортивной одаренности индивида. Естественно, что спортивная деятельность в сфере спорта высших достижений превращается в основную, занимая до­минирующее положение в индивидуальном образе жизни спортсмена на долгие годы. Эта сфера спорта — удел срав­нительно немногих, действительно обладающих выдающи­мися спортивными способностями. Так, в странах, разви­тых в спортивном отношении, доля спортсменов, фактически достигающих уровня международного класса, составляет всего лишь сотые доли процента и менее от общего числа занимающихся спортом в стране. Искусственно увеличи­вать число спортсменов, тратящих свое основное время и силы на спортивную деятельность, нет никакой необходи­мости ни с позиций общественной целесообразности, ни с позиций действительного удовлетворения личностных ин­тересов. (В этом отношении характерна неточность термина «большой спорт», используемого применительно к спорту высших достижений: по численности его действительных представителей он вовсе не «большой».)

В современный период своего развития спорт высших достижений все заметнее профессионализируется. Это значит, что у определенной части спортсменов, начинающих с так называемого любительского спорта, спортивная деятельность при известных условиях занимает основное место в образе жизни на более или менее протяженное время, становится главной сферой приложения их сил, и, вместе с тем, основ­ным источником жизненного благополучия, — то есть при­обретает характер профессиональной деятельности. Без та­кой профессионализации мировые высоты современного спорта оказались бы непреодолимыми. В этом отношении спорт не является исключением из других видов деятельно­сти, в которых достигаются высоты человеческих сверше­ний (творчество в искусстве в его высшем выражении, науч­ное творчество, освоение ранее недоступных человеку сфер, в частности космоса, и т. д.). Необходимость спортивной про­фессионализации теперь признана официально (ранее одной из препон тому были санкции против профессионалов в лю­бительском спорте, продиктованные прежним вариантом Олимпийской хартии).

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...