Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Начальная ступень. «Храмоведение» (26 ч.)

Рабочая программа

По предмету «Закон Божий»

Срок реализации: 8 лет

Возраст обучающихся: 7-14 лет

Год разработки: 2013

 

Педагоги:

Священник Дмитрий Занин

Елизавета Ивановна Попова

г. Чернушка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вероучительными предметами начальной ступени являются: «Закон Божий» (в том числе: священная библейская история, устройство православного храма, богослужение и история Церкви; «Основы христианской нравственности» на основе Евангелия и житий святых).

Вероучительными предметами старшей ступени являются: «Священное Писание»: «Ветхий и Новый Завет»; «Православное Богослужение» («Литургика»); «Основы православного вероучения»/(«Катехизис»); «История Христианской Церкви», «Христианская этика».

Рабочая программа по предметной области «Закон Божий» определяет обязательную часть учебного курса, относящимся к результатам образования, является ориентиром для составления авторских (рабочих) программ для всех образовательных учреждений Русской Православной Церкви.

Программа по «Основам православной веры» содержит следующие разделы: требования к результатам освоения, содержание курса, место курса в учебном плане образовательного учреждения, примерное тематическое планирование с указанием видов учебной деятельности и примерного количества часов на изучение соответствующего раздела курса.

Данная программа предполагает постепенное углубление и расширение вероучительных знаний от начального образования до выпускного класса, учитывает специфику возрастных и психолого-педагогических особенностей учащихся. Логика построения курса опирается на святоотеческую традицию и опыт преподавания Закона Божия в учебных заведениях Российской империи, русского зарубежья XX века и отечественный опыт преподавания за последние двадцать лет.

На каждой ступени обучения предлагаются соответствующие данному возрасту воспитанников нравственные доминанты, вытекающие одна из другой и составляющие единство образовательного процесса.

Изучение «Основ православной веры» должно рассматриваться в системе межпредметных связей и соотноситься с другими предметами: основы хорового и церковного пения, церковно-славянский язык, историей Христианской Церкви, духовным искусством. Это позволит расширить мировоззренческие задачи курса, создать широкий историко-культурологический контекст, помогающий более глубоко и основательно раскрыть обучающимся значение Православия в мировой истории, Русской Православной Церкви в становлении российской государственности, всех сфер общественной жизни, уклада и духовно-нравственного облика народов России, их культурно-исторических традиций.

Главное в духовной жизни воспитанников в школе – воцерковление и послушание. Ребенок должен научиться общению со своими сверстниками, совместному деланию, служению ближним, осознать роль и значение учителя в его жизни, проходить уроки послушания учителю, родителям, формировать в себе навык к добру.

Важно помочь детям осознать христианские добродетели, основные нравственные установления Церкви, понять, как должен вести себя христианин, давать нравственную оценку своим поступкам, различать в себе грех и закреплять навыки духовной жизни в борьбе с грехом, оказывать посильную помощь в семье, друзьям, другим людям, принимать активное участие в жизни школы, помогать в Храме.

Важно научить ребенка всматриваться в свою душу, помочь ему осознать, что христианские ценности заложены в душах человеческих Богом, они присутствуют и в наших желаниях.

Святитель Василий Великий писал: «И в нас есть естественные добродетели, с которыми душа имеет сродство не по человеческому научению, но по самой природе. Никакая наука не учит нас ненавидеть болезнь, но сами собою имеем отвращение ко всему, что причиняет нам скорбь, так и в душе есть какое-то не учением приобретенное уклонение от зла».

Другим важным подходом является систематическое ориентирование ребенка на добро, воспитание в нем желания и стремления к добру. Для этого он должен научиться отличать добро от зла в своих собственных делах и поступках.

Цели курса:

ü донести до детей Евангельскую нравственность, чтобы она стала основой их жизни, помочь им осознать себя чадами Церкви Христовой, «родными Богу и своими для святых»;

ü помочь выстроить в сознании ребенка правильную лестницу иерархических ценностей, выделяя главное место в ней для Бога. Выражаясь словами блаженного Августина, помочь осознать ребенку, что "если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем".

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:

приблизить детей к литургической жизни Церкви;

заложить основы христианского мировоззрения через приобщение к православному вероучению и святоотеческому наследию;

формировать высокообразованную и культурную личность, патриота и гражданина своего Отечества через приобщение к культурно-историческим традициям Православия, Российского государства;

формировать опыт духовной жизни во Христе;

формировать уважительное отношение, христианскую любовь к людям на примере историй из Священного Писания и житий святых;

заложить основы добродетельной жизни - жизни по совести, воспитывать трудолюбие и послушание, умение служить ближним;

дать представления о системе нравственных ценностей православной традиции, развивать нравственные чувства.

познавательных:

формировать интеллектуальное и духовное стремление к познанию Бога и укреплению в вере;

формировать духовный подход к осмыслению изучаемого материала, умение делать выводы, исходя из опыта Церкви и святых отцов;

научить понимать и пересказывать Библейские притчи, иносказания и образы, объяснять их;

научить искать нравственный смысл в тех или иных исторических или Библейских событиях и применять его к современной жизни;

формировать стремление к изучению, сохранению и развитию национальных культурно-исторических традиций.

коммуникативных:

формировать принцип иерархичности в отношениях с людьми: послушание и уважение к старшим; доброе и уважительное отношение к ровесникам и младшим;

научить выстраивать свои отношения не по принципу собственных желаний и требований, а по нормам христианского человеколюбия;

научить жертвовать личными интересами ради пользы и блага ближнего; в тоже время привить чувство неприкосновенности частной жизни.

научить соработничеству, сотворчеству со своими сверстниками.

Изучение курса «Закон Божий» направлено на достижение следующих целей:

заложить основы православного мировоззрения и мировосприятия;

дать знания о важнейших событиях священной библейской и церковной истории, о внутренней и внешней сторонах жизни Церкви, о нравственном духовном законе;

помочь овладеть основными навыками добродетельной жизни (по совести), богослужебной жизни через участие в Таинствах и Богослужениях, посильных храмовых послушаниях, правилами поведения в храме и личной молитвы;

воспитать нравственные чувства, уважение и любовь к родителям и старшим, к Родине, бережное отношение к окружающему миру, как творению Божию;

формировать ценностные жизненные ориентиры;

научить применять полученные знания для духовного и творческого совершенствования и помощи ближнему.

Предметные результаты изучения «Закона Божия»:

ü знание, что Бог есть Творец мира, Иисус Христос Сын Божий – Спаситель мира;

ü знание и понимание Молитвы Господней, молитв перед и после трапезы, до и после учения, причастного стиха, основных песнопений Пасхи (тропарь, стихиры, избранные песни Пасхального канона);

ü представление о Библии как Священной книге, знание основных сюжетов Священной Истории Ветхого Завета (о сотворении мира, падении денницы, о первых людях и их грехопадении, истории Каина и Авеля, о Великом потопе, об Аврааме и Моисее); знание главных событий земной жизни Господа Иисуса Христа, основных притч;

ü представление о Церкви как собрании людей во имя Христа; храме и его устройстве, внешней и внутренней символике, священнослужителях, церковнослужителях;

ü знание названий двунадесятых и великих праздников;

ü знание о Таинстве Покаяния и Евхаристии;

ü знание имен двенадцать апостолов; представление о жизни апостолов Петра и Павла, архидиакона Стефана, великомучеников Георгия Победоносца и Пантелеимона, мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, святителя Николая Чудотворца, равноапостольных Константина и Елены;

ü представление о Крещении Руси, апостоле Андрее Первозванном и равноапостольных Владимире и Ольге, о жизни благоверного князя Александра Невского, преподобного Сергия Радонежского, святителя Алексия Московского, благоверного князя Димитрия Донского, священномученика Патриарха Ермогена, преподобного Серафима Саровского, блаженных Ксении Петербургской и Матроны Московской, праведных Иоанна Кронштадтского и воина Федора Ушакова; о новомучениках и исповедниках Российских;

ü знание десяти заповедей Божиих, заповедей Блаженств;

ü умение петь тропари двунадесятых праздников, тропарь и стихиры Пасхи;

ü сознанное участие в Таинствах Исповеди и Причащения.

 

Использование своих знаний для:

ü выявления и осознания собственных греховных поступков;

ü построения исповеди и исправления грехов.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ВЫПУСКНИКАМИ ШКОЛЫ ПРОГРАММЫ ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ

Важное место в обучении «Основам православной веры» отводится целенаправленной работе по развитию у младших школьников ценностных ориентаций и общеучебных (метапредметных) умений, навыков и способов деятельности, помогающих воспринимать все сферы жизни в контексте православного мировоззрения и осмысливать изучаемые предметы через призму христианской веры.

Итогом такой работы должны стать:

ü овладение базовыми понятиями православного вероучения;

ü умение извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний;

ü развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере в контексте православного мировосприятия;

ü умение анализировать и духовно осмысливать прочитанные тексты.

Личностные результаты изучения «Основ православной веры»:

ü укоренение в православной вере, традиции и культуре;

ü ознакомление с основами веры в контексте Библейской истории;

ü приобретение начального опыта личного аскетизма и добродетели (Богообщения и жертвенного служения людям);

ü любовь к Родине, её святыням и культуре, формирование исторической памяти;

ü благоговейное отношение к святыням Православной Церкви;

ü отношение к миру как дару Божьему, который нужно беречь и преумножать;

ü осознание присутствия Божия в собственной жизни и в мире;

ü усвоение норм христианской нравственности на уровне поступка и поведения.

 

Предметные результаты изучения «Основ православной веры»:

ü осмысленно выполнять личное молитвенное правило, уметь читать молитвы по молитвослову; знать начальные молитвы наизусть;

ü свободно ориентироваться и действовать в храмовом пространстве во время богослужений и вне богослужебного времени;

ü отличать облачение священнослужителей, знать название священных сосудов и церковной утвари;

ü знать некоторые основные догматы Церкви (об ангельском невидимом мире, о Боговоплощении, о Святой Троице, о Воскресении);

ü знать Заповеди Божии и Заповеди блаженства;

ü пересказывать отдельные истории Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

ü на слух узнавать и уметь продолжить Библейский рассказ или историю из жития святого;

ü ориентироваться в хронологии событий Библейской истории (в рамках пройденного материала);

ü уметь рассказывать о важнейших событиях из истории России и Русской Православной Церкви: просвещении славян, происхождении славянской письменности, Крещении Руси, о первых русских святых, о первых монастырях, о событиях, связанных с современным светским праздником Днем народного единства (4 ноября);

ü иметь представление и уметь объяснять, какое место и значение имеют в жизни Церкви Соборы;

ü видеть учительный смысл в действиях конкретных личностей Библейской истории;

ü знать смысл некоторых Церковных Таинств;

ü знать и объяснять золотое правило нравственности, основные понятия христианской нравственности;

ü знать основные христианские добродетели;

ü осознавать важность поста как добродетельного пути к Богу;

ü уметь рассказывать о церковных праздниках;

ü объяснять следующие понятия: мир как творение Божие, БОГ – Троица, свойства Божии, Церковь как семья, грехопадение, грех как нарушение воли Божией, молитва как образ Богообщения, Крест и Воскресение Христовы – главное содержание Евангелия, крестное знамение, храм, Евангелие (значение слова), невидимый мир и видимый мир, ангелы, святые, Таинства, двунадесятые праздники, евангельские притчи; благословение священника, родителей;

ü осознанно приступать к Таинству Исповеди;

ü оценивать свои поступки и поступки людей, исходя из понятий христианской нравственности.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Изучение «Основ православной веры» в школе является первым этапом в системе православного образования.

Специфика курса заключается в тесной взаимосвязи со всеми предметами, как вероучительного содержания (церковнославянский язык, церковное пение, основы православной культуры), так и дополнительными, такими как предметная область «Духовное искусство».

Предметная область «Основы православной веры» является уникальной базой для предметной интеграции с целью формирования целостного православного мировоззрения, позволяет снижать нагрузку обучающихся и оптимизировать учебный процесс.

Обучение «Основам православной веры» проводится по 1 часу в неделю, что составляет 182ч.

НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ

Для младших школьников рекомендуются занятия в форме уроков-встреч, уроков-бесед, творческих мастерских по 30-40 минут.

Сетка часов учебного плана. Начальная ступень

 

Учебные предметы Количество часов в неделю (всего за год)
I-й год II-й год III-й год IV-й год
Священная библейская история 1 час (28 часов) 1 час (28 часов) - -
История Христианской Церкви - - 0,5 часа (14 часов) -
Устройство православного храма и богослужение   1 час (28 часов) - -
Основы христианской нравственности - - 0,5 часа (14 часов) 1 час (28 часов)
Итого: 1 час (28 час.) 2 часа (56 час.) 1 час (28 час.) 1 час (28 час.)

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ

«Закон Божий» (112 часов)

Бог - Троица. Бог - Отец, Бог - Сын – Иисус Христос, Бог – Дух Святой. Свойства Божии. Мир видимый и мир невидимый. Человек – образ и подобие Божие. Священное Писание: Библия, Евангелие – книга жизни.

Молитвы.Утреннее и вечернее молитвенное правило (в сокращении или полностью по благословению духовника школы). Молитва Животворящему Кресту. Молитва перед началом и после учения, тропари двунадесятых праздников, тропарь Пасхи.

«Священная библейская история» (56 часов)

Ветхий Завет(28 часов).О сотворении мира. Понятие о видимом и невидимом мире. Творение Ангельского мира. Архангел Михаил и Небесное воинство. История Шестоднева. Как Бог сотворил первых людей. Грехопадение как непослушание прародителей. Каин и Авель. Всемирный потоп. Жизнь Ноя и его детей после потопа. Призвание Авраама и явление ему Бога в виде трех странников. Бог заключает завет с Авраамом. Ветхозаветные патриархи. История Иосифа. Египетское рабство. Рождение пророка Моисея и призвание его к освобождению евреев от рабства египетского. Пасха и исход евреев из Египта. Переход евреев чрез Чермное море. Чудеса в пустыне. Дарование Закона на горе Синай.

Новый Завет (28 часов).Рождество Пресвятой Девы Марии. Введение Ее во храм. Благовещение Божией Матери и посещение Ею праведной Елисаветы. Рождение Святого Иоанна Предтечи. Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Сретение Господа нашего Иисуса Христа. Первое чудо в Кане Галилейской. Нагорная проповедь. Заповеди блаженства. Воскрешение сына Наинской вдовы. Воскрешение дочери Иаира. Чудесное насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами. Избрание апостолов. Исцеление дочери хананеянки. Учение Иисуса Христа о двух главных заповедях. Притча о милосердном самарянине. Притча о блудном сыне. Притча о мытаре и фарисее. Притча о сеятеле. Притча о немилосердном должнике. Притча о богатом и Лазаре. Притча о талантах. Преображение Господне. Воскрешение Лазаря. Вход Господень в Иерусалим. Предательство Иуды и Тайная вечеря. Страдание, смерть и погребение Господа нашего Иисуса Христа. Воскресение Христово. Явление воскресшего Господа Иисуса Христа ученикам: на пути в Эммаус, десяти апостолам, при море Тивериадском. Вознесение Господне.

«Устройство православного храма и богослужение» (28 часов). Храм – это Дом Божий. Церковь как собрание верующих людей во имя Христа. Храм. Внешнее строение храма. Символика храма. Внутреннее устройство храма. О святых иконах. Церковная утварь. Церковнослужители, священнослужители. Лица, совершающие богослужение. Благословение священника. Священные облачения (обзорно). Годовой, седмичный и суточный круг богослужения. Церковный календарь. Старый и новый стиль. Посты и постные дни седмицы. Двунадесятые и Великие праздники. Литургия – центральное богослужение. Понятия о Таинствах покаяния и причащения.

«История Христианской Церкви» (14 часов). Двенадцать апостолов. Первоверховные апостолы Петр и Павел. Апостол Иоанн Богослов. Первые христиане. Первомученик архидиакон Стефан. Примеры мученичества: великомученики Георгий и Пантелеимон. Мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Святители Николай Чудотворец и Спиридон Тримифунтский. Равноапостольные Константин и Елена. Святой апостол Андрей Первозванный. Крещение Руси. Святой равноапостольный и великий князь Владимир и великая княгиня Ольга. Житие благоверного князя Александра Невского. Преподобный Сергий Радонежский. Житие благоверного князя Димитрия Донского. Куликовская битва. Казанская икона Божией Матери. Житие преподобного Серафима Саровского, блаженных Ксении Петербургской и Матроны Московской. Новомученики и исповедники Российские.

«Основы христианской нравственности» (42 часа)

Предварительные понятия: нравственный закон. Что такое грех. Христианская добродетель. Житие святого Алексия – человека Божия. Богооткровенный закон. Наша свобода, в чем она. Как совершается наше спасение в Церкви. Христианский подвиг (по Евангелию). Смирение и правдолюбие. Житие преподобного Сергия Радонежского. Притча о блудном сыне (по Евангелию). Церковь – ковчег нашего спасения. Житие святого праведного Иоанна Кронштадтского. Обязанности христианина в отношении к себе. Забота христианина о своей душе. Житие святителя Димитрия Ростовского. Сердце христианина. Житие преподобномученицыЕлисаветы. Христианская надежда. Житие святого равноапостольного Кирилла. Развитие воли христианина. Житие преподобного Серафима Саровского. Труд христианина. Житие преподобного Серафима Саровского (продолжение). Забота христианина о своем теле. Обязанности христианина в отношении к ближним. Христианское бескорыстие.

Житие святой праведной ИулианииЛазаревской. Христианская справедливость (по Евангелию). Христианское милосердие. Житие святителя Николая Чудотворца. Побеждать зло добром (по Евангелию). Нехристианская мораль. Христианская любовь (по Евангелию). Христианская любовь (по житиям святых). Христианская семья. Преподобные Кирилл и Мария – родители преподобного Сергия Радонежского. Любовь к ближним и любовь к Отечеству. Христианская любовь к Отечеству. Житие благоверного князя Александра Невского. Общественное служение христианина. Житие преподобного Иосифа Волоцкого. Обязанности христианина в отношении к Богу. Житие преподобного Сергия Радонежского (продолжение). Обязанности человека к Богопознанию (по Евангелию). Молитва. Учение преподобного Серафима Саровского о молитве. Молитва Господня (по Евангелию). О молитве правильной и неправильной. Примеры благодатной помощи, получаемой по молитве. Молитва к святым. Жизнь христианина в Церкви.

 

 

ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Данное планирование носит рекомендательный характер и может быть изменено в зависимости от специфики учебного заведения.

Начальная ступень

«Священная библейская история» (56 часов).

Ветхий Завет(28 часов).

 

Содержание темы Дата Часы Виды учебных действий
О сотворении мира   Представление о Библии как Священной книге, знание основных сюжетов Священной Истории Ветхого Завета о сотворении мира
Понятие о видимом и невидимом мире   Иметь представление о видимом и невидимом
Творение Ангельского мира   Знать о сотворении мира
4-5 Архангел Михаил и Небесное воинство   Иметь толкование об Архангеле Михаиле и Небесном воинстве
6-7 История Шестоднева.   Иметь представление об истории
Как Бог сотворил первых людей   Иметь представление о первых людях и их грехопадении
Грехопадение как непослушание прародителей  
Каин и Авель   Иметь представление об истории Каина и Авеля
Всемирный потоп   Иметь представление о Великом потопе
Жизнь Ноя и его детей после потопа   Иметь представление о жизни Ноя и его детей после потопа
13 - 15 Призвание Авраама и явление ему Бога в виде трех странников. Бог заключает завет с Авраамом   Иметь представление о Завете Бога с Авраамом
Ветхозаветные патриархи   Знать ветхозаветных Патриархов
История Иосифа   На слух узнавать и уметь продолжить историю из жития Иосифа
18 - 21 Египетское рабство. Рождение пророка Моисея и призвание его к освобождению евреев от рабства египетского   Иметь представление об Аврааме и Моисее
22 - 25 Пасха и исход евреев из Египта. Переход евреев чрез Чермное море. Чудеса в пустыне.   Иметь представление о Пасхе, ее главном смысле.
26 - 27 Дарование Закона на горе Синай.   Иметь представление о Законе
Обобщающий урок   Собеседование по темам уроков
       

Начальная ступень Новый Завет (28 часов).

 

Содержание темы Дата Часы Виды учебных действий
Рождество Пресвятой Девы Марии Введение Ее во храм Благовещение Божией Матери и посещение Ею праведной Елисаветы   Понимать о значении происходящего события. Понимать значение праздника
Рождение Святого Иоанна Предтечи   Понимать о значении происходящего события
Рождество Господа нашего Иисуса Христа   Иметь представление о Рождестве
Сретение Господа нашего Иисуса Христа   Понимать значение праздника
Первое чудо в Кане Галилейской   Понимать суть чудес Иисуса Христа
Нагорная проповедь   Уметь объяснять событие Нагорной проповеди
7-8 Заповеди блаженства   Знать заповеди и уметь их толковать
Воскрешение сына Наинской вдовы.   Понимать суть чудес Иисуса Христа
Воскрешение дочери Иаира   Понимать суть чудес Иисуса Христа
Чудесное насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами   Понимать причины события происходящего
Избрание апостолов   Иметь представления о событиях
Исцеление дочери Хананеянки   Понимать суть чудес Иисуса Христа
Учение Иисуса Христа о двух главных заповедях   Знать главные заповеди, уметь их толковать
Притча о милосердном самарянине. Притча о блудном сыне. Притча о мытаре и фарисее. Притча о сеятеле. Притча о немилосердном должнике. Притча о богатом и Лазаре. Притча о талантах.   Понимать значение притч Уметь рассказать притчу и понимать ее
Преображение Господне. Воскрешение Лазаря   Понимать значение праздника и чудес Иисуса Христа
Вход Господень в Иерусалим   Понимать значение праздника
  Предательство Иуды и Тайная вечеря. Воскресение Христово   Понимать о значении Воскресения Христова для христиан
Явление воскресшего Господа Иисуса Христа ученикам: на пути в Эммаус, десяти апостолам, при море Тивериадском.   Уметь толковать суть явления Господа ученикам  
Страдание, смерть и погребение Господа нашего Иисуса Христа.   Понимать о значении распятия Иисуса Христа
Вознесение Господне.   Знать о Вознесение Господне
Обобщающий урок   Иметь представления о событиях
  Итого:    

ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Данное планирование носит рекомендательный характер и может быть изменено в зависимости от специфики учебного заведения.

 

ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Данное планирование носит рекомендательный характер и может быть изменено в зависимости от специфики учебного заведения.

ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Данное планирование носит рекомендательный характер и может быть изменено в зависимости от специфики учебного заведения.

Начальная ступень. «История Христианской Церкви» (14 часов).

 

№ п/п Содержание темы Дата Часы Виды учебных действий
Двенадцать апостолов.Первоверховные апостолы Петр и Павел. Апостол Иоанн Богослов   Уметь видеть учительный смысл в действиях конкретных личностей
Первые христиане   Иметь представление о первых христианах
Первомученик архидиакон Стефан   Уметь видеть учительный смысл в действиях конкретных личностей
Примеры мученичества: великомученики Георгий и Пантелеимон   Уметь видеть учительный смысл в действиях конкретных личностей
Мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София   Уметь видеть учительный смысл в действиях конкретных личностей
Святители Николай Чудотворец и Спиридон Тримифунтский   На слух узнавать и уметь продолжить историю из жития святого
Равноапостольные Константин и Елена   На слух узнавать и уметь продолжить историю из жития святого
Святой апостол Андрей Первозванный   На слух узнавать и уметь продолжить историю из жития святого
Крещение Руси. Святой равноапостольный и великий князь Владимир и великая княгиня Ольга   Уметь рассказывать о важнейших событиях из истории России и Русской Православной Церкви: просвещении славян, происхождении славянской письменности, Крещении Руси, о первых русских святых, о первых монастырях, о событиях, связанных с современным светским праздником Днем народного единства (4 ноября)
Житие благоверного князя Александра Невского   На слух узнавать и уметь продолжить историю из жития святого
Преподобный Сергий Радонежский   На слух узнавать и уметь продолжить историю из жития святого
Житие благоверного князя Димитрия Донского. Куликовская битва   На слух узнавать и уметь продолжить историю из жития святого
Казанская икона Божией Матери. Житие преподобного Серафима Саровского, блаженных Ксении Петербургской и Матроны Московской.   На слух узнавать и уметь продолжить историю из жития святого
Новомученики и исповедники Российские.   Уметь видеть учительный смысл в действиях конкретных личностей Иметь понятие о Российских новомучениках и исповедниках
  Итого:    

 

Сетка часов учебного плана. Основная ступень

 

Учебные предметы Количество часов в неделю (всего за год)
I-й год обучения II-й год обучения III-й год обучения IV-й год обучения
Священное Писание: Ветхий Завет 1час (28 часов) - - -
Священное Писание: Новый Завет - 1час (28 часов) 1 час (28 часов) -
Православное Богослужение /Литургика   - 1час (28 часов) -
Основы православного вероучения/Катехизис -     1час (28 часов)_
История Христианской Церкви   1час (28 часов) 1 час (28 часов)  
Христианская этика - - - 1час (28 часов)
Итого: 1 час (28 часов) 2 часа (56 часа) 3 часа (84 часа) 2 часа (56 часа)

 

ОСНОВНАЯ СТУПЕНЬ

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ

«Священное Писание: Ветхий и Новый Завет» (70 часов)

2012-13 год «Священное Писание: Ветхий Завет» (28 часов).

Понятие о Священном Писании. Число священных книг и разделение их по содержанию. Канонические и неканонические книги. Важнейшие переводы Священного Писания.

История Шестоднева. Сотворение человека. Заповедь о труде и невкушении плодов с древа познания добра и зла. Наречение имен животным. Сотворение жены. Грехопадение. Последствия грехопадения. Обетование Спасителя. Каин и Авель. Растление людей; избрание Ноя. Всемирный потоп. Столпотворение Вавилонское и рассеяние рода человеческого. Начало истории еврейского народа. Призвание Богом Авраама. История Лота. Содом и Гоммора. Рождение Исаака. Жертвоприношение Исаака. Истории жизни патриархов Исаака и Иосифа. Пророческое благословение Иаковом своих сыновей. Призвание Моисея. Видение Неопалимой купины. Египетские казни (обзор). Исход из Египта. Переход через Чермное (Красное) море. Синайское законодательство. Восстание народа и осуждение на 40‑летнее странствование по пустыне. Медный змей. Смерть Моисея. Иисус Навин. Вступление евреев в землю обетованную. Завоевание земли обетованной. Правление судий: Гедеон, Самсон, Самуил. Период правления царей. Цари Саул, Давид, Соломон. Построение и освящение Иерусалимского храма. Разделение Царства еврейского на Израильское и Иудейское. Пророки Израиля: Илия, Елисей, Иона. Падение Иерусалима. Пророки великие и малые. Пророки Иудеи: Исайя, Иеремия. Вавилонское пленение Пророки Иезикиль, Даниил. Ветхозаветные мессианские пророчества. Возвращение евреев из плена и построение нового храма в Иерусалиме. Иудеи под властью греков. Сирийское владычество. Восстание Маккавеев. Иудеи под властью римлян. Всеобщее ожидание Спасителя.

Год 28 часов

«Священное Писание: Новый Завет» (42 часа). Четвероевангелие.

Рождение Иоанна Предтечи. Благовещение Пресвятой Деве Марии о воплощении от Нее Сына Божия. Рождество Христово. Обрезание и Сретение Господне. Бегство в Египет и избиение младенцев. Отрок Иисус во Храме. Иоанн Предтеча и Креститель Господень, его свидетельство об Иисусе Христе. Крещение Господне. Искушение в пустыне. Первые ученики. Первое чудо в Кане Галилейской. Беседа Господа с самарянкой. Чудеса исцелений. Призвание учеников и чудесный лов рыбы. Исцеление расслабленного при Овчей купели. Исцеление сухорукого в субботу. Избрание двенадцати апостолов. Нагорная проповедь. Усекновение главы Иоанна Предтечи. Чудесное насыщение народа пятью хлебами и двумя рыбами. Хождение по водам. Беседа Иисуса Христа о хлебе жизни. Притча о семени и плевелах. Исцеление бесноватого в стране Гадаринской. Отправление двенадцати апостолов на проповедь и наставления им Господа Иисуса Христа. Исповедание апостолом Петром Иисуса Христа Сыном Божиим и предсказание Господа о Своих страданиях. Преображение Господне. Притча о милосердном царе и безжалостном должнике. Исцеление слепорожденного. Притча о добром пастыре. Беседа Иисуса Христа с богатым юношей о богатстве. Исцеление десяти прокаженных. Обращение Закхея. Вход Господень в Иерусалим. Воскрешение Лазаря. Притча о девах, ожидающих жениха и о талантах. Изображение Страшного суда. Совещание первосвященников об убиении Христа. Предательство Иуды. Тайная Вечеря. Беседа с учениками. Молитва Господа нашего Иисуса Христа в саду Гефсиманском. Суд над Господом нашим Иисусом Христом у первосвященников иудейских, Анны и Каиафы. Отречение апостола Петра и раскаяние его. Погибель Иуды. Иисус Христос на суде у Пилата. Приговор Синедриона. Осуждение Его и путь к Голгофе. Распятие. Смерть. Погребение. Положение во гроб Иосифом Аримафейским. Воскресение Христово. Явление воскресшего Христа Марии Магдалине. Явление воскресшего Христа апостолу Фоме, апостолам на Тивериадском озере, на горе в Галилее. Вознесение Господне.

Год 14 часов.

Книга Деяний святых апостолов.Пятидесятница и история Иерусалимской общины. Жизнь первой христианской общины. Первые обращения в христианство язычников. Распространение христианства за пределами Иудеи. Обращение Савла. Жизнь и служение ап. Павла. Миссионерские путешествия ап. Павла – их роль и значение в истории Церкви. Цель, события и итоги путешествий. Иерусалимский С

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...