Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Старшая ступень. Основы православного вероучения.(28ч.)Катехизис.

Содержание темы Дата Часы Виды учебных действий
Молитвы. Понятие о Символе Веры. Ангел вопияше (9-я песнь Пасхального канона). Покаянный псалом Давида, 50. Молитва святого СимеонаБогоприимца. Утренние и вечерние молитвы (чтение по молитвослову).   Знание Символа веры, смысла двенадцати членов Символа веры Осмысленно выполнять личное молитвенное правило, уметь читать молитвы по молитвослову; знать начальные молитвы наизусть Понимать значение молитвы, как образ Богообщения
Понятие о Вселенских соборах.     Иметь представление о Вселенских Соборах
Понятие о вере в Бога, необходимости веры и ее исповедовании. Единство Божие. Свойства Божии.   Объяснять следующие понятия: мир как творение Божие, свойства Божии. Умение объяснять понятия «Бог» Молитвы перед и после учения.
Учение о Троице. Непостижимость тайны Пресвятой Троицы. Личные свойства Лиц Пресвятой Троицы. Молитва Трисвятое   Умение объяснять понятия«Троица», БОГ – Троица,
Мир невидимый: ангелы и понятие о них.   Иметь представление о мире невидимом, ангелах
Мир видимый. Создание человека. Образ и подобие Божие в человеке. Назначение человека. Учение о предопределении Божием и промысле о мире и человеке.   Умение рассказать с христианских позиций о назначении и смысле жизни человека, раскрыть смысл слов «образ и подобие Божие в человеке», «обожение».
Учение о втором Лице Пресвятой Троицы. Цель сошествия Сына Божия с Небес.   Понимать учение о втором Лице Пресвятой Троицы
  Понятие о грехе. Понятие о воплощении сына Божия. Значение слова «воплощение».   Умение объяснять понятия «грехопадение», «Боговоплощение», «искупление», «спасение»
Учение о Деве Марии, Приснодеве и Богородице. Достойно есть…   Учение о Богородице, понимание «святости»
Значение Крестной смерти Спасителя. Возможность и способ нашего участия в страданиях и смерти Спасителя. Значение Воскресения Христова. Понятие об аде. Цель явления воскресшего Христа. Вознесение Христа (его толкование).     Умение объяснять значение Крестной смерти Спасителя МолитваСпаси, Господи, люди Твоя…
Учение о Втором Пришествии Христовом, о будущем суде и бесконечном царстве. Понятие об антихристе.   Иметь представление о будущем суде и бесконечном царстве
Учение о Святом Духе. Средства стяжания Святого Духа. Его главнейшие дары   Учение о Духе Святом
Понятие о Церкви. Церковь небесная и земная. Пребывание благодати Божией в Церкви. Свойства Церкви. Единство небесной и земной Церкви. Основание призывания в молитве святых. Святые мощи. Соглашение со святостью Церкви нахождения в ней людей согрешающих.   Церковь как семья. Понимания роли и места православного вероучения в жизни человека; использования полученных знаний об основах веры для устроения православно-христианского образа жизни.
Таинства Церкви. Число Таинств, их благодатная сила. Таинство Крещения - смысл и подготовка. Крещение младенцев. Восприемники. Таинство Миропомазания. Таинство Евхаристии, условия, требуемые для приступающих к Таинству. Таинство Священства. Понятие о Таинстве Брака. Таинство Елеосвящения   Знание смысла и значения Таинств Церкви в жизни человека Молитвы перед Святым Причащением (чтение по молитвослову).
Понятие о воскресении мертвых. Страшный суд. О разделении Заповедей на две Скрижали. О любви к Богу и о любви к ближнему.   Понимать значение о воскресении мертвых
Учение Спасителя о молитве как средстве приобретения надежды. Определение молитвы; ее виды. Молитва Господня. Отче наш.   Знание молитвы Господней, смысла заложенного в ней учения о Надежде
Понятие об искушениях. Десять Заповедей Божиих   Знание заповедей Блаженства, заложенного в них учения
Обязанности в отношении к родителям. Отношение христианина к светским властям, любовь к Отечеству, почитание пастырей, старших возрастом, благодетелей и начальников. Обязанности родителей к детям, пастырей к пасомым, начальников к подчиненным   Представление о христианском понимании брака и нормах христианского поведения Молитвы до и после трапезы. Молитва за живых. Молитва об усопших.
Смертная казнь преступников. Убийство на войне. Невольное убийство. Случаи, относящиеся к законопреступному убийству. Самоубийство. Духовное убийство.   Иметь представлении о смертной казни, невольном убийстве и самоубийсте
Заповеди Блаженства. Необходимость подвига для достижения надежды спасения. Учение Господа о блаженстве. Двойственность сторон в каждой заповеди блаженства.   Понимать Заповеди Блаженства и учение Господа о Блаженстве
  Итого:    

 

 

ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Данное планирование носит рекомендательный характер и может быть изменено в зависимости от специфики учебного заведения.

Старшая ступень. История Русской Церкви (28 часов).

 

Содержание темы Дата Часы Виды учебных действий
Проповедь Евангелия среди славян.   Иметь представление о проповеди
Апостол Андрей Первозванный   Знать о жизни Апостола Андрея Первозванного
Язычество в Киевской Руси   Иметь представление
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий   Знать о жизни
Князья Аскольд и Дир   Знать о жизни
Святые равноапостольные и князь Владимир и его мать княгиня Ольга. Крещение Руси. Распространение христианства в Киевской Руси Святой князь Ярослав Мудрый   Иметь представление о происходящих событиях
Первые монастыри на Руси. Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские   Знать о жизни преподобных
Борьба с католической интервенцией Святой благоверный князь Александр Невский   Иметь представление о происходящих событиях
Татаро-монгольское нашествие   Иметь представление о происходящих событиях
Святитель Алексий Московский и преподобный Сергий Радонежский   Иметь представление о значении жизни преподобного Сергия Радонежского
Троице-Сергиева Лавра Преподобный Андрей Рублев      
Флорентийская уния.    
Автокефалия Русской Церкви   Знать о жизни Святителей
Митрополит Иона     Уметь рассказать о Торжестве Православия
Преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский    
Преподобный Максим Грек   Иметь представления о событиях
Царь Иван Грозный . Смутное время.   Иметь представление о истории
Святой Митрополит Макарий. Святой Митрополит Филипп    
Соборы XVI века   Уметь объяснять, какое место и значение имеют в жизни Церкви Соборы
Святитель Ермоген. Период междупатриаршества. Святители Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, Димитрий Ростовский.    
Учреждение Патриаршества на Руси.. Святой Патриарх Иов Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Святой Патриарх Тихон. Патриарх Сергий Страгородский.    
Император Петр Великий и Синодальный период истории Русской Церкви.    
Преподобный Серафим Саровский. Введенская Оптина Пустынь и ее старцы. Амвросий Оптинский.    
Святитель Филарет Московский.    
Страстотерпец Император Николай Второй.    
Поместный Собор 1917 года      
Новомученники и исповедники Российские.   Иметь представление о Православных Поместных Церквях и их современное состояние
Русская Православная Церковь в Великую Отечественную Войну 1941-1945гг.   Сообщения по темам уроков
  Итого:    

 

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для достижения образовательного результата по предмету «Основы православной веры» необходимо обратить внимание на достаточное материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Закупка учебно-методической литературы относится к материальному обеспечению, поэтому несколько слов об учебных пособиях.

Все ученики должны быть обеспечены единым учебником или учебным пособием и рабочими тетрадями по данному предмету. Так как пока единый учебник по данной дисциплине не разработан, учитель должен сам определить то учебное пособие, по которому класс будет заниматься. Важно обратить внимание на то, чтобы это пособие имело гриф Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

 

Из учебных пособий рекомендуется «Закон Божий» под редакцией прот. Серафима Слободского. Эта книга является общедоступной и, наверное, самой популярной, в силу своей известности, а так же структуры и объема информации, которая в ней содержится. Однако стоит иметь в виду, что в ней есть некоторые неточности, а также язык и образы, которые использованы в этом учебном пособии, могут быть непонятными для современного читателя.

ü Дополнительная литература:

ü Учебно-методический комплект «Вертоград» – учебные пособия по курсу «Закон Божий» для православных гимназий и воскресных школ по курсу «Основы православной культуры» для общеобразовательных школ. Автор учебно-методического комплекта – Лариса Александровна Захарова, директор Пущинской воскресной школы «Вертоград».

ü «Тетрадь-конспект по Закону Божию», «Тетрадь рабочая по Священной истории Ветхого Завета» издательства Минского Свято-Елисаветинского монастыря.

ü «Великие праздники. Основы православной культуры», Протоиерей Борис Балашов.

ü Мультфильмы по Ветхому Завету телеканала «Радость моя» //[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.radostmoya.ru

ü Обучающая компьютерная игра «Устройство храма». Выпущен Храмом мученицы Татианы при МГУ.

«Детский катехизис – ответы на вопросы детей о Боге, Церкви и вере в современном мире», протоиерей Максим Козлов.

ü Православная энциклопедия "Азбука веры"//[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://azbyka.ru/

ü Библия. Жития святых./ Составитель Тростникова Е. В., М.: «Детская литература», 2003.

ü Православно-христианское нравственное богословие, Андреевский И. М., профессор /(Краткое конспективное изложение лекций, прочитанных в Свято-Троицкой Духовной Семинарии).//[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russian-inok.org/books/bogoslovie.html

ü Попов Е. А., протоиерей. Нравственное богословие для мирян: общенародные чтения в порядке десяти заповедей Божиих. (В двух книгах). Ч.1-2. Изд.4.- М.: 2011. 1096 с.

 

Интернет-ресурс:

«Предание.ру» режим доступа: http://predanie.ru/lib/.

На этом сайте в свободном доступе представлен очень большой выбор литературы, в том числе и богословской. Сайт может быть полезен как преподавателям, так и ученикам.

Также для обеспечения более плодотворного образовательного процесса класс должен быть оборудован необходимой мебелью, если есть возможность, то и интерактивной доской, компьютером для учителя с доступом в интернет, соединенным с проектором или телевизором с DVD плеером.

Современные дети привыкли воспринимать информацию не столько из книг, сколько из видеоряда, сопровождаемого комментариями. Наглядные пособия и в прошлом служили залогом достижения наилучших образовательных результатов, тем более это актуально в XXI веке. Ребенку необходимо дать почувствовать, что православная вера не является каким-то неразвивающимся атавизмом, а, напротив, использует достижения цивилизации, «воцерковляя» их и ставя на служение людям и Богу.

Поэтому не стоит бояться использовать интернет, электронные книги и образовательные программы на уроках по «Основам православной веры», естественно, не ограничиваясь только этим.

В начальной школе при определении форм работы с детьми необходимо учитывать их интерес к творчеству.

На уроках «Основ православной веры» можно активно использовать элементы рисования или лепки. Соответственно, в распоряжении учителя в необходимом количестве должны быть пластилин и рисовальные принадлежности.

Говоря о материально-технической базе, стоит упомянуть и разнообразные информативные стенды, файлы и папки, классный фотоальбом и цифровой фотоаппарат, на который запечатлевают все яркие моменты жизни класса.

В каждом кабинете православной школы должен быть святой уголок с иконой.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...