Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Явления невнимания. Поэтическая, профессорская и студенческая рассеянность. Сверхвнимание. Абсорбция. Опыт потока. Отрицательные эффекты внимания.

Рассеянность – это способность человека сосредоточиться на чем-либо в течении длительного времени.

1. Поэтическая – рождение мысли приводит к тому, что внимание достигающих высоких степеней концентрации в каждый момент времени перескакивать с одного объекта на другой и создаёт противоположный эффект.

2. Профессорская (псевдорассеянность) – здесь идёт максимальная концентрация на одном объекте в ущерб адекватному реагированию на внешние бытовые обстоятельства.

3. Студенческая – возникает состояние порхающего внимания и возникает состояние пустой головы, низкая концентрация внимания переключения с одного объекта на другой.

Феномен не внимания (дорожный гипноз, рассеянность, гиперактивность)

Опыт потока – субъект активен и забывает о себе не прилагая усилия он остаётся внимательным, он ясно и честно осознаёт цели и результаты своих действий и без расчёта вознаграждения испытывает наилучшее от процесса деятельности.

Абсорбция (от лат. поглощение) - феномен предельного внимания, человек не управляет а только реагирует на происходящее вокруг.

Сверхвнимание (концентрация) – это активное деятельное состояние внимания.

Концентрация Абсорбция
Это будничное состояние сознания Концентрация это работа Активная умственная деятельность Это усилие и получение практических св-тв Это способствование состояния сознания Это игра и развитие Временное отключение любой внутренней инициированной деятельности Снижает напряжение и растворения эго

 

Субъективные переживания внимания. Объективные маркеры состояния внимания.

При длительном внимании у нас возникает утомление, и концентрация на каком-то одном предмете может вызвать падение интенсивности внимания.

Субъективное переживание внимания – это проявление в напряжении непроизвольном интересе, погруженностью в деятельность.

Объективные маркеры состояния внимания – главный определяющий признак, это изменение продуктивной деятельности.

Объективные признаки – подразделяются на мимические и пантомимические:

1. мимические – сокращение лобного мускула и поднимание бровей;

2. пантомимические – движение всего тела, наклон тела и т.д., задержка дыхания.

Внимание как селекция. Концепция внимания У. Джеймса.

Занимается проблемами колебания внимания.

Перцепция – это мысленное ожидание наступающего явления.

 

  Непроизвольное Произвольное
Чувственное Опосредованное и непосредственное Опосредованное
Интеллектуальные Опосредованное и непосредственное Опосредованное

 

Внимание как активизация организма. Моторная теория внимания Теадюль Рибо.

Внимание – умственный моноидеизм, это господство одной идеи в сознании, сопровождаемый естественным (при направленном внимании) или искусственными (при произвольном внимании) приспособлением индивида.

Рибо выделил 3 физиологических моментов внимания:

1) сосудистые

2) дыхательные

3)мимические и пантомимические

 

Внимание как активизация организма. Концепция волевого внимания Н.Н. Ланге

Внимание - это целесообразная реакция организма моментально улучшающее условия восприятия.

3 фазы протекания актов внимания:

1) первичное восприятие

2) реакция, улучшающая восприятия

3) улучшенное восприятия

Виды внимания:

1) рефлексивное – лишено эмоционального компонента и осуществляющая автоматически (расширение зрачка в темном помещении)

2) инстинктивное внимание – это приспособительная реакция, опосредуется эмоциональным состоянием (реакция удивления)

3) волевое внимание – это сознательное предвосхищение того, что должно быть воспринято (ожидание того, что должно быть)

 

Формирование внимания как ВПФ. Л.С. Выготский

Развитие психики:

- натуральные психические процессы

- высшие психические процессы

Каждая психика – функция проявления в виде внешнего действия, а потом переходит во внутренний план (интероризуется).

По его мнению внимание – это интероризированный акт указания на значимые признаки того или иного объекта.

Путь перехода функции внимания от натуральной непосредственной формы к внешние, а затем и внутренней опосредованной деятельности, отражен на параллелограмме развития внимания.

Дошкольники - используют внешние средства регуляции, внимание неэффективно, поэтому они используют карточки.

Школьники – манипулирование карточками.

Взрослые – поступают по тому же принципу, что и дошкольники.

Таким образом, дошкольники используют непосредственное, школьники опосредованное и взрослые опосредованное тоже.

 

Внимание как процесс умственного самоконтроля в концепции П.Я. Гальперина

Суть его концепции – всякое действие (в том числе действенное) состоит из 2-х частей:

1) ориентировочное (внутренне психическое)

2) исполнительное (внешнее предметное)

 

Этап умственного (внутреннего) действия:

1) формирование мотивационной основы действия

2) формирование ориентационной схемы деятельности

3) становление материализованной основой деятельности

4) формирование действия в грамотной речи

5) действие во внешней речи про себя

6) действие в умственном плане

Внимание – это результат интероризации обобщения и сокращения действия контроля, существующего первоначально во внешней форме.

«Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание есть контроль»

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...