Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Явления невнимания. Поэтическая, профессорская и студенческая рассеянность. Сверхвнимание. Абсорбция. Опыт потока. Отрицательные эффекты внимания.Рассеянность – это способность человека сосредоточиться на чем-либо в течении длительного времени. 1. Поэтическая – рождение мысли приводит к тому, что внимание достигающих высоких степеней концентрации в каждый момент времени перескакивать с одного объекта на другой и создаёт противоположный эффект. 2. Профессорская (псевдорассеянность) – здесь идёт максимальная концентрация на одном объекте в ущерб адекватному реагированию на внешние бытовые обстоятельства. 3. Студенческая – возникает состояние порхающего внимания и возникает состояние пустой головы, низкая концентрация внимания переключения с одного объекта на другой. Феномен не внимания (дорожный гипноз, рассеянность, гиперактивность) Опыт потока – субъект активен и забывает о себе не прилагая усилия он остаётся внимательным, он ясно и честно осознаёт цели и результаты своих действий и без расчёта вознаграждения испытывает наилучшее от процесса деятельности. Абсорбция (от лат. поглощение) - феномен предельного внимания, человек не управляет а только реагирует на происходящее вокруг. Сверхвнимание (концентрация) – это активное деятельное состояние внимания.
Субъективные переживания внимания. Объективные маркеры состояния внимания. При длительном внимании у нас возникает утомление, и концентрация на каком-то одном предмете может вызвать падение интенсивности внимания. Субъективное переживание внимания – это проявление в напряжении непроизвольном интересе, погруженностью в деятельность. Объективные маркеры состояния внимания – главный определяющий признак, это изменение продуктивной деятельности. Объективные признаки – подразделяются на мимические и пантомимические: 1. мимические – сокращение лобного мускула и поднимание бровей; 2. пантомимические – движение всего тела, наклон тела и т.д., задержка дыхания. Внимание как селекция. Концепция внимания У. Джеймса. Занимается проблемами колебания внимания. Перцепция – это мысленное ожидание наступающего явления.
Внимание как активизация организма. Моторная теория внимания Теадюль Рибо. Внимание – умственный моноидеизм, это господство одной идеи в сознании, сопровождаемый естественным (при направленном внимании) или искусственными (при произвольном внимании) приспособлением индивида. Рибо выделил 3 физиологических моментов внимания: 1) сосудистые 2) дыхательные 3)мимические и пантомимические
Внимание как активизация организма. Концепция волевого внимания Н.Н. Ланге Внимание - это целесообразная реакция организма моментально улучшающее условия восприятия. 3 фазы протекания актов внимания: 1) первичное восприятие 2) реакция, улучшающая восприятия 3) улучшенное восприятия Виды внимания: 1) рефлексивное – лишено эмоционального компонента и осуществляющая автоматически (расширение зрачка в темном помещении) 2) инстинктивное внимание – это приспособительная реакция, опосредуется эмоциональным состоянием (реакция удивления) 3) волевое внимание – это сознательное предвосхищение того, что должно быть воспринято (ожидание того, что должно быть)
Формирование внимания как ВПФ. Л.С. Выготский Развитие психики: - натуральные психические процессы - высшие психические процессы Каждая психика – функция проявления в виде внешнего действия, а потом переходит во внутренний план (интероризуется). По его мнению внимание – это интероризированный акт указания на значимые признаки того или иного объекта. Путь перехода функции внимания от натуральной непосредственной формы к внешние, а затем и внутренней опосредованной деятельности, отражен на параллелограмме развития внимания. Дошкольники - используют внешние средства регуляции, внимание неэффективно, поэтому они используют карточки. Школьники – манипулирование карточками. Взрослые – поступают по тому же принципу, что и дошкольники. Таким образом, дошкольники используют непосредственное, школьники опосредованное и взрослые опосредованное тоже.
Внимание как процесс умственного самоконтроля в концепции П.Я. Гальперина Суть его концепции – всякое действие (в том числе действенное) состоит из 2-х частей: 1) ориентировочное (внутренне психическое) 2) исполнительное (внешнее предметное)
Этап умственного (внутреннего) действия: 1) формирование мотивационной основы действия 2) формирование ориентационной схемы деятельности 3) становление материализованной основой деятельности 4) формирование действия в грамотной речи 5) действие во внешней речи про себя 6) действие в умственном плане Внимание – это результат интероризации обобщения и сокращения действия контроля, существующего первоначально во внешней форме. «Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание есть контроль»
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |