Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Организация аудиторской деятельности в РФ

Глава 1. Организация аудиторской деятельности в РФ

Виды аудита

 

Основные виды аудита:

 

1) внутренний аудит;

2) внешний аудит.

 

Внутренний аудит – неотъемлемая часть общей системы управленческого контроля. Задачи внутреннего аудита – решение отдельных функциональных проблем управления, разработка и проверка информационных систем предприятия. Он может быть независимым, т. е. непосредственно подчиняться не исполнительному органу предприятия, а внешним учредителям.

 

Функции внутреннего аудита на предприятиях могут выполнять специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии. Работа внутреннего аудита имеет информационное и консультационное значение; она содействует оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.

 

Функции внутреннего аудита:

 

1) проверка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработка рекомендаций по улучшению этих систем;

2) проверка бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности;

3) проверка наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;

4) работа над специальными проектами и контроль над отдельными элементами структуры внутреннего контроля;

5) оценка используемого экономическим субъектом программного обеспечения;

6) проверка соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства;

7) проверка деятельности различных звеньев управления;

8) оценка эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценка проверок в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;

9) разработка и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.

 

Внутренний аудит – это независимая деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в ее интересах. Цель внутреннего аудита – помощь членам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренние аудиторы предоставляют своей организации (предприятию) данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую информацию.

 

Внутренними аудиторами являются сотрудники, состоящие в штате предприятия.

 

Функции внутреннего аудитора:

 

1) оценка экономичности и эффективности операций компании;

2) проверка уровня достижений программных целей;

3) проверка систем контроля, направленная на выработку политики компании в рамках законодательства;

4) подтверждение достоверности информации, используемой руководством при принятии решений.

 

Внешний аудит регламентируется юридически и позволяет внешним группам наблюдать и контролировать деятельность организации и ее руководства.

 

Оценка работы службы внутреннего аудита основываясь на следующих вопросах:

 

– выполняется ли работа лицами, которые имеют соответствующее образование и опыт работы в качестве внутренних аудиторов;

– надлежащим ли образом контролируется и документально оформляется работа ассистентов внутреннего аудитора;

– получены ли необходимые аудиторские доказательства, которые помогут сделать правильные выводы;

– соответствуют ли подготовленные отчеты (заключения) результатам выполненной работы;

– соответствующим ли образом раскрыта информация о любых исключениях или необычных фактах, выявленных при внутреннем аудите;

 

Основной обязанностью внешних аудиторов является оценка регулярной финансовой отчетности предприятий. В ходе аудиторской проверки финансовой отчетности внешний аудитор вникает в систему внутреннего контроля. По результатам своей проверки контрольных систем внешние аудиторы выдают для руководства отчеты, в которых указывают слабые стороны системы. В последнее время внешние аудиторы не ограничиваются проверкой финансовой отчетности, а дополнительно дают качественную оценку деятельности организаций, экономичности, эффективности и результативности их работы.

 

Исполнителями внешних аудиторских услуг являются аудиторские фирмы. Помимо аудита, они оказывают клиентам широкий спектр услуг в области налогообложения, консультаций по вопросам управления и работы информационных систем, по прекращению платежей.

 

В настоящее время также выделяют управленческий, или производственный, аудит. Их задачами являются проверка и совершенствование организации и управления предприятием, качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности, рациональности использования средств, их экономии.

 

Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудиторами, является одним из видов консультационных услуг.

 

Аудит хозяйственной деятельности в анализе хозяйственной деятельности организации. Проведение аудита хозяйственной деятельности может осуществляться как по заказу руководства, так и по требованию третьей стороны, в том числе и государственных органов.

 

Аудит на соответствие требованиям заключается в анализе определенной финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях установления ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам. Если такие условия установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляется сотрудниками предприятия, которые выполняют функцию внутреннего аудита. Если условия устанавливаются кредиторами, то они часто связаны с финансовыми отчетами компании.

 

Аудит на соответствие требованиям, установленным государственными актами, проводится ревизорами, работающими в государственном органе. Результаты аудита докладываются соответствующему государственному органу.

 

Аудит финансовой отчетности и специальный аудит заключаются в проверке отчетности субъекта с целью заключения о правильности ее составления в соответствии с установленными критериями. Этот вид аудита проводится сторонними аудиторами, нанятыми компанией, отчеты которой проверяются. Результаты аудита финансовой отчетности публикуются и рассылаются широкому кругу пользователей.

Специальный аудит направлен на проверку конкретных вопросов деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил. Обязательный аудит регламентируется государством. В Российской Федерации Правительством РФ утверждены основные критерии деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке.

Инициативный(добровольный) аудит проводится по решению экономического субъекта на основе договора с аудитором (аудиторской фирмой). Характер и масштабы такой проверки определяет клиент.

 

Первоначальный аудит проводится аудитором первый раз для данного проверяемого субъекта, что увеличивает риск и трудоемкость проверки, поскольку аудитор располагает небольшой информацией об особенностях деятельности клиента, уровне внутреннего контроля и др.

Согласованный аудит – это аудит, проводимый повторно.

Часто аудиторская фирма оказывает и консультационные услуги проверяемому предприятию. Это позволяет снизить риск аудита и повысить его надежность, не увеличивая объем аудиторской выборки.

 

Очень распространена классификация аудита по видам проверяемых субъектов:

 

1) общий аудит – аудит предприятий, организаций независимо от организационно-правовой формы;

2) аудит бирж;

3) аудит страховых организаций;

4) аудит внебюджетных фондов;

5) аудит инвестиционных фондов и др.

 

Если рассматривать классификацию аудита исходя из истории его развития, то можно выделить:

 

1) подтверждающий аудит – проверка и подтверждение достоверности бухгалтерских документов;

2) системно ориентированный аудит – анализ системы внутреннего контроля предприятия;

3) аудит, основанный на риске, – проверка тех областей, где аудиторский риск выше, сокращение времени проверки участков с низкими рисками.

 

 

Методы фактической проверки

 

1. Осмотр. С его помощью выясняются условия хранения имущества и документов, состояние производственных, складских, торговых помещений. Осмотру подвергаются различные объекты (территория, места хранения материальных ценностей, документов, производственное, торговое оборудование, контрольно-кассовые машины). В процессе осмотра могут быть обнаружены доказательства, свидетельствующие о нарушениях и злоупотреблениях.

2. Обследование. Является продолжением осмотра с одновременным ознакомлением с нормативными и оправдательными документами. Аудитор может получать разъяснения от ответственных лиц. Этот метод эффективен при проверке технологий производства, порядка приема, хранения, отпуска, реализации материалов, сырья, продукции.

3. Инвентаризация. С ее помощью выявляется фактическое наличие имущества, сопоставляется фактическое наличие имущества с данными бухгалтерского учета, проверяется полнота отражения в учете обязательств. Инвентаризация – наиболее эффективный метод фактической проверки достоверности показателей баланса.

4. Контрольный запуск сырья, материалов. Его используют, когда необходимо установить фактический расход сырья и материалов, выход готовой продукции, количество отходов. Метод эффективен при проверке действующих норм расхода сырья и материалов. Он заключается в проведении эксперимента (например, изготовление образцов продукции), с помощью которого уточняются нормы, усиливается контроль над списанием фактических расходов сырья и материалов. Недостаток – необходимость нормирования, искажение качественных характеристик продукции.

5. Лабораторный анализ качества сырья, материалов, товаров, готовой продукции. Позволяет контролировать количество поступающих материалов, сырья, готовой продукции, выявлять факты использования некондиционного сырья, несоблюдения норм расходов. Анализ проводится отделом технического контроля или соответствующими специализированными организациями.

6. Экспертная оценка. Эксперт – не состоящий в штате аудиторской организации специалист, имеющий достаточные знания и опыт в определенной области, отличной от бухгалтерского учета и аудита. Эксперт может выполнять следующие работы: оценку отдельных видов имущества, определение количества и состояния имущества, измерение объема выполненных работ и работ, подлежащих выполнению по неисполненным договорам, юридическую оценку и интерпретацию договоров, учредительных документов, нормативных актов. Результаты экспертной оценки оформляются в виде заключения, в котором содержатся ответы на вопросы, предусмотренные в договоре на оказание услуг. Заключение эксперта включается в рабочую документацию аудиторской организации.

7. Опрос. Аудитор может получать необходимые разъяснения и дополнительные сведения, необходимую информацию от третьих лиц. Этот метод используют в тех случаях, когда необходимо установить достоверность фактов, полученных в процессе проверки, данных, отраженных в документах. Опрос может проводиться письменно или устно.

8. Проверка объема выполненных работ. Ее проводят с помощью обмеров, что позволяет выяснить соответствие характера, качества, стоимости выполненных работ тем, которые указаны в актах приема-сдачи, нарядах, сметах, соответствие выполненных работ их составу, предусмотренному сметными нормами, законченность объектов, этапов и видов работ, их частей.

 

Методы документальной проверки:

 

1. Методы формальной проверки. Одним из основных методов формальной проверки является проверка соблюдения правил составления, оформления, полноты и подлинности документов. От правильности оформления документов зависит объективность получаемой информации, так как первичные документы являются основанием для записи в регистрах бухгалтерского учета. Все первичные документы должны содержать обязательные реквизиты: наименование документа, дату составления, содержание хозяйственной операции, измерители операции, наименование организации, наименование должностей и лиц, ответственных за составление документов, подписи, расшифровки. При необходимости в документации могут быть приведены дополнительные реквизиты.

 

2. Сопоставление учетных и отчетных показателей с установленными нормами – позволяет выявить завышение или занижение себестоимости продукции, ошибки в применении норм естественной убыли, исчисления и уплаты налогов. Проверка соответствия операций, отраженных в документах, установленным нормам дает возможность выяснить правомерность хозяйственных операций. Счетный контроль позволяет выяснить правильность сделанных в документации, бухгалтерских регистрах и формах отчетности вычислений. Этот метод используют для проверки правильности расчетов и итогов в горизонтальных и вертикальных графах ведомостей. Счетный контроль может сопровождаться различными методами документальной проверки.

 

3. Методы проверки реальности отраженных в документах обязательств. Таких методов используется очень много: сопоставление данных проверяемых документов данным других документов, являющихся основанием для отражения операций; проверка записей в регистрах бухгалтерского учета; сканирование; встречная проверка; взаимная проверка; контрольное сличение; восстановление натурально-стоимостного учета. Сканирование – непрерывный просмотр операций для выявления нетипичных. Встречная проверка состоит в сопоставлении различных экземпляров одного и того же документа (они могут находиться в различных организациях). Взаимная проверка является разновидностью встречной проверки, но проводится по взаимосвязанным операциям в одной организации. Контрольное сличение позволяет выявить возможность искажений в инвентарных ведомостях и других документах по материальным ценностям. Для этого сопоставляют данные последней инвентаризации с предыдущей, данные от движения материальных ценностей за смежные периоды. На основании первичных документов по приходу и расходу материальных ценностей полностью восстанавливается натурально-стоимостной учет.

 

 

Глава 3. Планирование аудита

Система бухгалтерского учета

 

Для аудитора очень важно иметь представление о системе бухгалтерского учета проверяемого предприятия. Оно должно быть достаточным, чтобы определить и понять основные типы операций, которые проводятся предприятием; способы осуществления операций; значимые учетные записи, счета, представленные в финансовой отчетности; процедуры представления отчетности; оценку осведомленности и действий руководства относительно организации системы бухгалтерского учета. Такое представление аудитор должен иметь на этапе планирования, так как уровень и качество системы бухгалтерского учета влияют на выбор подхода к аудиторской проверке.

 

Система бухгалтерского учета предприятий – это совокупность конкретных форм и методик, которые обеспечивают возможность организациям вести учет имущества и обязательств путем сплошного непрерывного документального и взаимосвязанного их отражения в учетных регистрах на основании первичных документов.

 

Система бухгалтерского учета включает:

 

1) учетную политику;

2) рабочий план счетов;

3) формы первичных документов (типовые и утвержденные организацией) и документов для нужд управленческого учета;

4) порядок проведения инвентаризации;

5) методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;

6) правила документооборота;

7) технологию обработки учетной информации;

8) порядок контроля за хозяйственными операциями и другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета (включая структуру бухгалтерии, распределение обязанностей между работниками и др.).

 

Если на предприятии применяют упрощенную форму учета, аудитор должен ответить на следующие вопросы:

 

? количество работников, отвечающих за сохранность товарно-материальных ценностей;

? наличие учетной политики, рабочего плана счетов, использование компьютерных программ;

? порядок ведения книги учета хозяйственных операций;

? порядок записей в учетных регистрах;

? порядок представления отчетности и др.

 

Для оценки системы бухгалтерского учета аудитор должен проанализировать следующие разделы бухгалтерского учета:

 

1) организация бухгалтерского учета;

2) нематериальные активы. Изучаются источники поступления активов, документальное оформление операций, сроки полезного использования, методы начисления амортизации, особенности движения за отчетный период и др.;

3) основные средства. Рассматриваются способы оценки активов, источники поступления, методы начисления амортизации, документальное оформление, процедуры контроля за движением и сохранностью основных средств;

4) незавершенные капитальные вложения;

5) финансовые вложения. Особое внимание уделяется изучению видов финансовых вложений, особенностей финансовых инвестиций;

6) сырье, материалы, товары. Анализируются виды имеющихся запасов, используемые нормативы, методы оценки, процедуры контроля;

 

7) реализация продукции. Изучается деятельность структурных подразделений, осуществляющих выпуск готовой продукции, документальное оформление операций по выпуску продукции, процедуры контроля;

8) издержки обращения;

9) расходы будущих периодов;

10) денежные средства (касса, расчетные счета, валютные счета, прочие счета, денежные документы);

11) капитал, резервы, фонды;

12) целевые поступления и финансирование;

13) заемные средства (кредиты банков, займы). Изучаются виды кредитов и займов, наличие документов, подтверждающих получение и погашение кредитов и займов, процедуры текущего контроля за целесообразностью получения кредитов и займов, их использование их погашением, особенности получения и возврата займов;

14) расчеты с покупателями, заказчиками, поставщиками, подрядчиками, бюджетом. Анализируется правильность заключения договоров, расчета основных налогов;

15) затраты на производство и реализацию, себестоимость продукции. Особое внимание следует уделить разделам, которые служат основанием для составления отчета о прибылях и убытках – себестоимость, затраты, выручка, коммерческие расходы, операционные, внереализационные, чрезвычайные доходы и расходы;

16) учет заработной платы.

 

Аудитор должен обратить внимание на соответствие организации системы бухгалтерского учета предприятия действующим нормативным актам. Если будут обнаружены какие-либо нарушения, он должен отразить это в рабочей документации. Система бухгалтерского учета предприятии считается эффективной, если при регистрации хозяйственных операций они отражаются в соответствии с законодательством, в правильных суммах, правильном временном периоде, указаны детали операций, которые имеют существенное значение, ограничена возможность появления злоупотреблений.

 

 

Пример 1

 

Аудитор оценил надежность системы бухгалтерского учета ООО «Вариант» и отразил результаты в рабочем документе «Оценка надежности системы бухгалтерского учета» (табл. 3).

 

Таблица 3 Оценка надежности системы бухгалтерского учета

 

Виды аудиторских процедур

 

Аудитор должен изучать документы, принимать во внимание критерии достоверности и достаточности, т. е. он должен представлять, какие аудиторские доказательства ему необходимы для проверки того или иного документа.

 

Выбор правильного подхода очень важен, так как для получения аудиторских доказательств по разным критериям необходимы различные аудиторские процедуры. Например, доказательства существования товарно-материальных ценностей на отчетную дату можно получить, используя результаты инвентаризации.

 

Если необходимо получить доказательства по критериям полноты, то простая проверка данных, содержащаяся в регистрах бухгалтерского учета, может не дать желаемого результата, поскольку следует выявить недостающие записи.

 

Аудиторская процедура – это определенный порядок и последовательность действий для получения необходимых аудиторских доказательств на конкретном участке. Виды аудиторских процедур характеризуют цели и направленности сбора аудиторских доказательств.

 

К аудиторским процедурам относятся:

 

1) проверка арифметических расчетов клиента (пересчет);

2) инвентаризация;

3) проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций;

4) подтверждения;

5) устный опрос персонала, руководства, проверяемого субъекта и независимых сторон;

6) проверка документов;

7) прослеживание;

8) аналитические процедуры;

9) подготовка альтернативного баланса.

 

Этот перечень не является исчерпывающим. При необходимости аудитор может применять дополнительные процедуры, комбинируя их в зависимости от целей аудита конкретного объекта.

Проверка арифметических расчетов клиента (пересчет) – это проверка точности данных документов и бухгалтерских записей, выполнение независимых пересчетов. Наиболее очевидными ошибками бухгалтера являются арифметические. Это могут быть неверные подсчеты или опечатки (забытые нули, уменьшенная или увеличенная разрядность чисел, перестановка цифр в числе местами). Такие ошибки носят случайный, а не систематический характер.

 

Инвентаризация – это прием, позволяющий получить точную информацию о наличии имущества экономического субъекта и ориентировочную стоимость этого имущества. Для аудитора инвентаризация является важной аудиторской процедурой. Она выступает в качестве теста средств контроля и теста оборотов и сальдо по счетам. Аудитор не обязан сам проводить инвентаризацию. Он должен оценить эффективность действующего порядка у экономического субъекта.

 

Метод проверки соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций позволяет аудитору осуществлять контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией экономического субъекта. Применение этого способа получения аудиторских доказательств осложняется противоречивостью и неполнотой нормативной базы по вопросам бухгалтерского учета. Поэтому аудитор с начала проверки должен согласовать с клиентом стратегию поведения, так как окончательный выбор в спорной ситуации остается за проверяемым субъектом.

 

Задача аудитора в данном случае – разобраться в ситуации, проанализировать различные варианты решения и оценить их возможные последствия.

 

Подтверждения – это получение аудитором в письменной форме уточнений от независимой стороны реальных остатков на счетах учета денежных средств, расчетов, дебиторской и кредиторской задолженности экономического субъекта. Целью применения данного способа является получение аудиторских доказательств подтверждения отклонения в сальдо взаиморасчетов дебиторской задолженности, обязательств перед кредиторами и остатка денежных средств на счетах банках. Предполагается, что свидетельства внешних контрагентов в отношении этих моментов более объективны, чем внутренние свидетельства. При аудите важно получать подтверждение из банков об остатках денежных средств на счетах, так как часто банковские выписки не содержат подписей и штампов.

 

Письменные запросы направляются не всем контрагентам. В первую очередь они адресуются тем, подтверждение сальдо взаиморасчетов с которыми играет существенную роль в достоверности бухгалтерской отчетности. Такие запросы могут направляться тем организациям, которые по каким-либо причинам привлекли внимание аудитора (если есть подозрение в мошенничестве, сговоре), и в последнюю очередь тем организациям, которые отображены случайным образом. Этот способ получения аудиторских доказательств имеет свою специфику, так как интересующая аудитора информация часто является коммерческой тайной, поэтому аудитор должен подготовить запросы от имени руководства аудиторской организации.

 

Метод устного опроса персонала, руководства, проверяемого субъекта и независимых сторон является дополнительным источником получения разъяснений и информации. Устную информацию аудитор может получить в ходе плановых и внеплановых опросов и неформальных бесед. При плановом опросе аудитору целесообразнее подготовить типовые опросники, что позволит представить результаты опросника в документальном виде. Устная информация может быть положительной, нейтральной и отрицательной. Полученную устную информацию нельзя считать доказательством подтверждения положительных моментов. Ее необходимо подкрепить другими аудиторскими процедурами, сопоставлять со сведениями, получаемыми из более надежных источников. Это относится к нейтральной информации.

 

Информация о негативных событиях должна повлиять на планирование аудита (повлечь за собой корректировку плана и программы аудита). Необходимо тщательно проверить объективность негативных данных с учетом вероятности существования конфликтных ситуаций и столкновения интересов.

 

Аудитор должен проявлять осторожность, чтобы такие факты не повлияли на нейтральность и объективность.

 

При проверке документов аудитор должен убедиться в реальности определенного документа. Для этого учетные записи прослеживаются вплоть до первичного документа, который является основанием учетной записи.

 

В ходе прослеживания аудитор проверяет некоторые первичные документы, убеждается в правильности отражения хозяйственных операций. Этот способ применяется в основном в отношении нетипичных операций. Для определения круга операций, которые целесообразно проверить, можно изучить кредитовые обороты по счетам Главной книги, выделяя необычные операции. Это позволяет быстро установить большое число нетипичных операций клиента со злоумышленным искажением отчетности и с исправлением ранее допущенных ошибок. Операции клиента должны прослеживаться на выборочной основе. Причем это относится не только к нетипичным операциям, но и к стандартным.

 

Аналитические процедуры – это анализ и оценка полученной аудитором оценки, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого экономического субъекта с целью выявления необычных и неверно отраженных в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности. Аналитические процедуры в большинстве случаев направлены на сопоставление какого-либо показателя с эталоном значения: это сравнение остатков по счетам за различные периоды, сравнение показателей бухгалтерской отчетности со сметными или плановыми показателями, сравнение финансовых и нефинансовых данных. Во избежание неправильных выборов аудитор должен тщательно выбирать базу сравнения.

 

Аналитические процедуры включают рассмотрение информации об аудируемом лице с сопоставимой информацией за предыдущие периоды, о других организациях, которые ведут аналогичную деятельность, взаимосвязь между информацией различного рода (например, между расходами на оплату труда и численностью работников).

 

Аналитические процедуры используются:

 

? в качестве аудиторских процедур при проверке по существу;

? обзорная проверка бухгалтерской отчетности;

? при планировании объема других аудиторских процедур;

 

Аналитические процедуры могут осуществляться с помощью способа простого сравнения, комплексного анализа с применением статистических методов.

Для получения доказательств о реальности и полноте отражения в учете экономического субъекта готовой продукции аудитор может составлять баланс сырья и материалов, израсходованных по нормам. Этот способ перекликается с аналитическими процедурами, когда сопоставляются отчетные и нормативные данные в целях выявления необоснованных отклонений.

 

Полученные аудиторские доказательства аудитор должен отразить в своих рабочих документах: бланках, таблицах и протоколах, где фиксируются результаты процессов планирования и выполнения аудиторских процедур.

 

Рассмотрим процесс выбора аудиторской процедуры на конкретных примерах.

 

Пример 6

Аудитор проверяет ООО «Партнер» в течение нескольких лет. Из года в год статьи бухгалтерской отчетности предприятия (в том числе выручка, себестоимость, балансовая прибыль) меняются незначительно. В прошлом году аудитор тщательно проверил состав затрат, относимых на себестоимость продукции, в том числе расходы по списанию ГСМ на служебный автотранспорт, удельный вес которого в себестоимости прошлого года составил 7%.

 

Аудитор определил удельный вес расходов на ГСМ в себестоимости проверяемого года и получил 6,5%. Поскольку в результате применения аналитической процедуры (сравнение удельных весов показателей) аудитор не обнаружил резких колебаний, то он предположил, что списание ГСМ существенных ошибок не содержит и далее его можно не проверять. Тем самым был значительно сокращен объем работ и длительность проверки.

 

Пример 7

Проверяемый сегмент – основные средства. Внутренний и контрольный риск – низкие. Аудиторы проверяли ООО «Лагуна» в течение ряда лет и хорошо с ним знакомы.

 

В ходе опроса (беседы) главным бухгалтером Петровой Ольгой Валентиновной аудитор установил, что на конец отчетного периода на предприятии состоит на учете 300 инвентарных объектов основных средств. Инвентаризация проведена в установленный срок. Учетная политика в отношении основных средств неизменна. В течение отчетного периода имели место операции поступления и выбытия основных средств: поступило 17 объектов (в том числе 14 по договорам купли-продажи и 3 по договору мены), выбыли 15 объектов (в том числе 10 – списано, 5 – продано). В отчетном периоде имело место ротации кадров: в начале отчетного года уволилась бухгалтер, которая вела журнал-ордер №10 (кредитовые обороты счета 02), и ведение этого журнала было получено молодому специалисту – выпускнице вуза.

 

По результатам опроса аудитор выявил следующие важные моменты:

 

? совокупность операций начисления амортизации по вновь приобретенным в отчетном году основным средствам (эти операции отражались в учете неопытным бухгалтером);

? совокупность операций поступления основных средств по договорам мены (отражение в учете таких операций незадолго до проверяемого периода подвергалось Минфином РФ существенному изменению);

? совокупность операций по списанию основных средств (из опыта предыдущих проверок аудитор предполагал, что бухгалтер мог допустить характерную ошибку – не оприходовать материалы, полученные при списании основных средств);

 

? совокупность операций по продаже основных средств по продаже основных средств (из своего опыта аудитор знал, что возможны ошибки в исчислении НДС при продаже основных средств).

 

Аудитор принимает решение сформировать стратегию аудиторской проверки следующим образом:

? наличие основных средств проверить путем просмотра акта инвентаризации. Данная процедура является как процедурой по существу, так и процедурой на соответствие, так как по результатам ее проведения аудитор оценит надежность средств контроля – инвентаризации основных средств;

? правильность отнесения приобретенных активов к основным средства м проверить путем просмотра актов (форма ОС-1). Ввиду небольшого размера этой совокупности (17 единиц), применить процедуру сплошной проверки;

? правильность оформления и отражения в учете операций по поступлению основных средств проверить путем просмотра журнала-ордера №16 и договоров. Поскольку значимой области являются операции по поступлению основных средств по договорам мены, то применить выборочный содержательный метод: отобрать для сплошной проверки только договоры мены и операции по ним. В ходе этой проверки одновременно проверить правильность оценки приобретенных по договорам мены основных средств;

? правильность оформления и отражения операций по выбытию основных средств проверить путем просмотра журнала-ордера №13, актов (форма ОС-4), договоров. Поскольку все операции по выбытию основных средств значимы и число их невелико (15), то применить процедуру сплошной проверки;

? правильность начисления амортизации проверить путем просмотра разработочных таблиц и журнала-ордера №10. Так как значимой областью являются только операции начисления амортизации по вновь поступившим основным средствам (17 единиц), то применить выборочный содержательный метод: отобрать для сплошного просмотра операции начисления амортизации только по вновь приобретенным основным средствам (17 операций). Правильность начисления амортизации по основным средствам, состоящим на учете, на начало отчетного периода, проверить с помощью аналитической процедуры (сравнением с суммами амортизации начисленного в прошлом, проверенном периоде);

? правильность отражения информации в бухгалтерской отчетности проверить путем сравнения данных в отчетности с данными в регистрах учета (журналах-ордерах).

 

Установив процедуры по существу, аудитор с целью подтверждения информации о низком уровне контрольного иска устанавливает ряд процедур на соответствие:

 

? наличие о полной материальной ответственности лиц, ответственность за сохранность основных средств;

? порядок списания основных средств, наличие приказов руководства, заключений комиссии (опрос, просмотр документов).

 

Сформулированную стратегию проверки аудитор в виде следующих документов: плана аудита и программы аудита.

 

Аудиторский риск

 

Правило (стандарт) № 4 «Существенность в аудите» утверждено Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696.

 

Аудиторской деятельности присущ риск выдачи ошибочного заключения, который может быть снижен только проведением проверки в объемах совпадающих или больших, чем объем работ ранее проведенный бухгалтерией клиента.

 

Аудиторский риск – это вероятность того, что аудиторское заключение может быть неверным по следующим причинам:

 

1) бухгалтерская отчетность экономического субъекта может содержать не выявленные существенные ошибки и искажение после подтверждения ее достоверности;

2) признание того, что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений нет.

 

Сущность аудиторского риска состоит в том, что аудитор может допустить некоторые погрешности в своей работе и при подведении общих итогов сделать неверные выводы. Этот риск можно рассматривать как взаимодействие некоторых факторов: риск того, что в бухгалтерской отчетности присутствуют существенные неточности; риск того, что какие либо из имеющихся неточностей не будут выявлены в ходе проверки.

 

Аудиторский риск можно разбить на три составляющие:

 

1) внутрихозяйственный риск;

2) риск средств контроля;

3) риск необнаружения;

 

Аудитор обязан изучить эти виды риска в ходе своей работы, оценивать их и документировать результаты оценки.

 

При оценке риска необходимо использовать не менее трех градаций:

 

1) низкий;

2) средний;

3) высокий;

 

Аудиторски<

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...