Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение и развитие сознания. Трехаспектная структура сознания: чувственная ткань, значение, личностный смысл.

Возникновение и развитие сознания как главное событие антропогенеза

Психика человека предполагает сосуществование различных уровней психического отражения, из которых наиболее высоким является уровень сознания. Сознание — это такое отражение действительности, в котором выделяются ее объективные, независимые от субъективного состояния свойства и формируется устойчивая картина мира. По А.Н. Леонтьеву, главной предпосылкой возникновения сознания является совместный труд, включающий в себя разделение трудовых функций. Получается, что одни члены группы осуществляют активность, которая ведет к непосредственному биологическому результату, например добывают животное для питания. Другие же совершают, на первый взгляд, биологически бессмысленные действия, например изготавливают орудия охоты. Сами по себе орудия охоты — копья, луки и т.д. — не способны удовлетворить никакой биологической потребности, но выступают условием ее удовлетворения. Чтобы пояснить это положение, перенесемся в первобытные времена. Представьте себе, что голодные женщины и старики, которые обычно и занимались изготовлением орудий, увидев, что их соплеменники собираются на охоту, бросятся за ними следом. Даже если У мужчин уже есть оружие для добычи зверя (например, они захватили его при набеге на соседнее племя), скоро им понадобится новое. А его-то лишенные сознательного отражения (идеального предвосхищения результата своих действий) люди и не смогут изготовить. Другими словами, часть членов племени должна остаться дома и продолжать заниматься своим делом, ожидая, что охотники поделятся с ними добычей в награду за поддержание огня и новую партию вооружения. Охотники, в свою очередь, должны помнить о тех, кто остался дома, и принести им трофеи, а не съесть все на месте. И тем и другим необходимо сознание, иначе они просто одичают и вернутся к животной форме существования. Конечно, нам очень трудно представить, что за картина мира была у первобытного человека, но можно предположить, что в нее были включены образы жилища, охотничьих пространств, членов племени и т.д Если обратиться к структуре деятельности, появляющейся на данном этапе, то мы видим, что начинают обособляться виды активности, в которых предмет (изготовление копья) и мотив (утоление голода) не совпадают между собой. Такой структурный компонент деятельности А.Н. Леонтьев называет «действием». Действие направляется не напрямую на мотив, побудивший его деятельность, а на отличающуюся от мотива цель. Причем, как уже отмечалось, в человеческом обществе происходит разделение обязанностей (особенно это важно для трудовой деятельности). Деятельность становится социально «разделенной», а это требует отражения не только своих целей в их отношении к мотивам (что доступно уже для высших приматов, находящихся на интеллектуальной стадии), но и представления о целях действий и мотивах других людей — участников совместной деятельности. С возникновением целенаправленного действия, таким образом, складывается объективная необходимость и возможность сознания. Другим важнейшим фактором, участвующим в формировании сознания, является язык. Причем язык человека коренным образом отличается от коммуникативных сигналов животных. Человеческий язык — истинный носитель сознания. Сам термин сознание включает в себя две составляющих: со — знание, т.е. совместное, общественное, универсальное для всех знание. Таким образом, «сознание обязано своим возникновением происходящему в труде выделению действий, познавательные результаты которых абстрагируются от живой целостности человеческой деятельности и идеализируются в форме языковых значений», — пишет А.Н. Леонтьев. Конечно, зачаточное сознание первобытного человека несопоставимо с сознанием человека современного. Развиваясь и совершенствуясь, сознание достигает формы самосознания, в котором происходит осознание человеком самого себя, своих качеств и свойств, потребностей, целей и ценностей.

Трехаспектная структура сознания: чувственная ткань, значение, личностный смысл

Сознание имеет сложное строение. Представления о структуре души как конфигурации разнородных сущностей восходят к античности.По А.Н. Леонтьеву, следует говорить о трех, различных по своему функциональному значению образующих сознания. Первая из них — это чувственная ткань сознания. Чувственная ткань сознания заключает в себе чувственные впечатления, чувственные образы. Основная функция чувственной ткани сознания заключается в создании «чувства реальности» внешнего мира: благодаря ей мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его.Чувственная ткань — необходимая, но во многом второстепенная образующая сознания. Например, несмотря на то, что слепые люди лишены визуальной составляющей чувственной ткани сознания, их сознание равноценно, равноправно сознанию зрячего. Люди, страдающие дефектом цветового зрения — дальтонизмом, видят мир лишенным ряда цветов и, соответственно, располагают чувственной тканью сознания, отличной от обычной, что, однако, не оказывает фатального влияния на их картину мира. Второй образующей сознания является значение. Совокупность значений включает в себя не только значения слов языка, но и значения событий, состояний и т.д. В универсальных значениях, с которыми оперирует сознание, в свернутой форме представлен весь опыт культуры, важные для всех людей («общественные») свойства предметов. Однако при одной и той же предметной отнесенности значения слов достаточно сильно различаются для разных людей. Эти различия коренятся, в первую очередь, в несовпадении культурного опыта. Кроме того, значения не существуют изолированно, а объединяются в сложные системы. Третьей образующей сознания является личностный смысл. Личностный смысл, в отличие от универсального значения «для всех», фиксирует, что то или иное событие значит для человека лично, как оно относится к его системе мотивов. Например, одно дело рассуждать о росте преступности и соглашаться с тем, что нужно принимать меры по ее искоренению, и совсем другое — стать жертвой уличного ограбления. Одно и то же понятие «преступление» в первом случае будет иметь универсальное беспристрастное значение, а во втором окрасится субъективным личностным смыслом. Личностный смысл задает пристрастность сознанию и делает его «моим», поскольку личностные смыслы отражают опыт индивидуальной деятельности. Таким образом, как пишет А.Н. Леонтьев: «Сознание выступает перед нами как движение, связывающее сложнейшие моменты: реальность мира, представленную в чувственной ткани, опыт человечества, отраженный в значении, и пристрастность существования каждого из нас, заключающуюся в обретении личностного смысла — значения для индивидуальной жизни».

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...