Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сила общая и сила индивидуальная

Их объединение является тайной единства Творца и Шхины. Индивидуальная сила – это запрещение получения даже в минимальной мере. Общая сила – это рост отдачи до тех пор, пока не начнет делать это от всей души и изо всех сил.

О ЕгудеКомментарий к Пасхальной Агаде

"Вот скудный хлеб, который ели отцы наши в земле египетской"[пасхальная агада]:

ибо заповедь о вкушении мацы была дана сыновьям Исраэля еще до их выхода из Египта в олицетворение избавления, которому предстоит пройти в спешке. Получается, что заповедь о вкушении мацы была дана им еще тогда, когда пребывали в рабстве. И намерение заповеди относилось ко времени избавления, ибо тогда выйдут в спешке. И поэтому приятно нам вспоминать во время вкушения мацы сегодняшней – вкушение мацы египетской; ибо мы пребываем тоже как будто в рабстве вне земли [Израиля], а наши намерения в этой заповеди – также привлечь избавление, которому предстоит свершиться, как можно быстрее в наши дни, путем вкушения [подобного тому, какое имело место с] отцами нашими в Египте.

"В этом году – здесь... в будущем году – свободные люди":

как сказано выше, в намерении этой заповеди следует нам пробудить надежное избавление, предстоящее для нас путем заповеди отцов наших в Египте о вкушении мацы.

"Рабами были мы":

Сказано в трактате Псахим (стр. 116), что начинает с осуждения, а заканчивать [надо] хвалой. И в вопросе осуждения не согласны Рав и Шмуэль: Рав говорит, что начинать надо с того, что «идолопоклонниками были отцы наши», а Шмуэль говорит, что начинать надо с того, что «рабами были мы». И Галаха на стороне Шмуэля. И нужно понять его несогласие. Смысл слов «начинать с осуждения, а заканчивать хвалой» согласуется со сказанным о «преимуществе света из тьмы». И потому нужно помнить о вопросе осуждения, из которого будет максимально познана нами мера милости Его, которую проявил к нам. И известно, что всё наше начало есть лишь вопрос осуждения, поскольку «отсутствие предшествует существованию». И потому «диким ослом рождается человек» [Иов, 11:12]. А в конце своем приобретает форму человека. И это присуще всем деталям в творении. Тот же принцип был и в укоренении общности нации Исраэля.

И смысл сказанного обусловлен тем, что Творец произвел творение, как нечто из ничего. А раз так, то нет никакого существования, которое не было до того в отсутствии. Однако, что касается этого отсутствия, оно имеет отдельную форму для каждой из деталей творения. Ибо, разделив действительность на 4 вида: неживой, растительный, животный и человеческий – мы находим, что началом неживого вида обязательно будет абсолютное отсутствие. Однако начало растительного вида – это отсутствие не абсолютное, а лишь [отсутствие] на предшествующей ему ступени, считающейся отсутствием в его масштабе. Речь идет о высевании и разложении, обязательных для каждого семени; и он получил это от неживой формы. То же – с отсутствием существования животного и человека. Ибо растительная форма считается отсутствием относительно животной. А животная форма считается отсутствием относительно человеческой.

И посему учит нас писание о вопросе отсутствия, предшествующего существованию человека, и являющегося формой животного. И об этом написано: «диким ослом рождается человек». И обязательно для каждого человека, чтобы было у него начало в животной стадии. И говорит писание: «человека и животное спасешь Ты, Господи» [Псалмы, 36:7]. И как вызывает у животного все его желания, обязательные для его существования и для завершения его дел – так же вызывает у человека все его желания, обязательные для его существования и для завершения его дела.

И следует вместе с тем понять: в чем преимущество формы человека над животным со стороны их собственной подготовки? Однако это рассматривается по их пожеланиям. Ибо пожелания человека, разумеется, отличны от пожеланий животного. И именно в этом размере отделяется также избавление Творца для человека от избавления Творца для животного.

И вот, после всех изысканий и проверок мы не находим особой необходимости, заложенной в человеческом позыве, которой бы не было во всем животном виде, кроме пробуждения к Божественному слиянию. Ведь только человеческий вид готов к нему, и никто кроме него. И получается, что весь вопрос существования человеческого вида оценивается лишь по той самой заложенной в нем подготовительной основе к тому, чтобы стремиться к работе Творца. И в этом возвышается он над животным. И уже говорили многие о том, что – даже в отношении отвлеченного разума для выполнения миссий и политического руководства – мы находим большой интеллект во многих представителях животного вида.

И согласно этому, поймем также вопрос отсутствия, предшествующего существованию человека, являющийся вопросом отрицания позыва и желания к близости с Творцом, что есть ступень животного.И из этого поймем слова Мишны, которая сказала: «начинает с осуждения, а заканчивает хвалой». Т.е. нужно помнить и мыслить о том отсутствии, предшествующем нашему существованию, в положительном смысле, как об осуждении, предшествующем хвале. И из него поймем хвалу в большем величии и с большей силой, как сказано: «начинает с осуждения, а заканчивает хвалой».

И это также вопрос четырех наших изгнаний – изгнание за изгнанием – предшествующих четырем избавлениям – избавление за избавлением – вплоть до четвертого избавления, являющегося абсолютным совершенством, ожидаемым для нас как можно скорее. А изгнание есть вопрос «отсутствия, предшествующего существованию», что является вопросом избавления. И исходя из того, что это отсутствие и есть подготовка к существованию, относимому к нему, так же как высевание готовит к сбору урожая – согласно этому все буквы избавления мы находим в изгнании [геула - гола], кроме буквы алеф, которая указывает на «Повелителя мира» [Алуфо шель олам].

И это призвано научить нас тому, что форма отсутствия есть ничто иное как отрицательная стадия существования. А форма существования, являющегося избавлением, известна нам по сказанному: «и не будут больше учить друг друга, ибо все узнают Меня, от мала до велика». А раз так, то будет форма предшествующего ему отсутствия, т.е. форма изгнания – лишь отрицательной стадией знания Творца, что является недостатком в «алеф», недостающей нам в изгнании и ожидаемой для нас в избавлении, которое есть слияние с «Повелителем мира». А это и есть всё спасение наших душ – не более и не менее. И об этом мы сказали, что все буквы избавления имеются в изгнании, кроме буквы алеф – «Повелителя мира».

И для того чтобы понять этот достойный вопрос о том, что само отсутствие подготавливает относимое к нему существование, мы изучим его на примере существования этого материального мира. Ведь понятие свободы мы видим как чрезвычайно возвышенное. Не вкусит ее никто кроме избранников чудесной силы. Да и они – только посредством соответствующей подготовки. Однако б ольшая часть народа вообще не способна ощутить в ней вкус. А с другой стороны, касательно понятия порабощения – малый и великий равны в нем. И даже меньший из народа не сможет его терпеть.

(Как мы видели на примере польского народа, потерявшего свое царство только потому, что большая его часть не понимала, что надо по достоинству ценить преимущество свободы, и не хранила ее. И потому попали в ярмо порабощения под властью правительства России на сто лет. И в то время все стенали под гнетом порабощения, мучительно желая свободы – все от мала до велика. И хотя пока что не умели ценить в душе вкус свободы по его подобию и образу, и каждый представлял его себе по-своему – тем не менее, в отсутствие свободы, что есть порабощение, отчетливо запечатлелась эта чудесная сила в их душах: почитать и любить свободу. И вместе с тем, когда они освободились от ярма порабощения, мы находим, что многие из них недоумевают в душе и совершенно не знают, что же они заработали всей этой свободой. А часть из них к тому же сожалеет, и сказала бы, что их правительство отягощает их налогами и поборами еще более, чем чужое правительство, и что хорошо бы жить в прежние времена. Это потому, что на них еще не действовала как полагается сила отсутствия.)

И теперь мы поймем разногласие между Равом и Шмуэлем. Ибо Рав истолковывает Мишну так: начинает с осуждения, чтобы отсюда был максимально осознан размер избавления. И потому говорит, что начинать надо со времени Тераха. И не говорит как Шмуэль, поскольку в Египте любовь к Нему и работа на Него была уже заложена в малой части нации. А вопрос дополнительной тяжести рабства в Египте не является сам по себе недостатком в существовании нации, называемой человеком.

Шмуэль же истолковывает Мишну так, что отсутствие подготавливает существование и считается поэтому частью Его избавления, за что также надо благодарить. А посему, не следует начинать с того, что «вначале идолопоклонниками были отцы наши», так как то время не входит даже в стадию «отсутствия, предшествующего существованию», поскольку совершенно отторгаются от вида существования человека, ибо были максимально далеки от любви к Нему, как евнух, отторгнутый от любви.

И потому начинают с египетского рабства, когда искры любви к Нему чуть-чуть вспыхивали в их сердце, но от нетерпения и тяжелой работы гасли день за днем. И это считается «отсутствием, предшествующим существованию». И потому говорит [Шмуэль], что начинать надо с того, что «рабами были мы».

Таким образом, понятие свободы нации в знании Творца – это очень возвышенное понятие, которое понимают только избранники чудесной силы, причем с помощью соответствующей подготовки. Однако большая часть народа еще не пришла к этому постижению. С другой стороны, тяжесть порабощения понятна каждому, как написал Эвен Эзра в начале раздела Мишпатим: «Нет для человека ничего более трудного в мире, чем быть во власти человека, подобного себе».

Поручительство

Весь народ Израиля ответственен друг за друга

И стал весь народ Израиля ответственен друг за друга, так как Тора была дарована ему только после того, как был опрошен каждый: согласен ли он принять на себя выполнение заповеди «возлюби ближнего» именно так, как написано: «возлюби ближнего своего, как самого себя». Чтобы каждый принял на себя обязанность заботиться обо всех и заботился бы об удовлетворении потребностей каждого в степени не меньшей, чем природой заложено в человеке заботиться об обеспечении собственных потребностей.

И только после того, как весь народ согласился, и как один воскликнули: "Сделаем и услышим", – ведь тогда каждый из народа Израиля сделался ответственным за то, чтобы никто из народа ни в чем не нуждался, – только тогда стали они пригодны для получения Торы, и не раньше. Ведь это всеобщее поручительство освободило каждого от любых забот о потребностях своего тела, и для него стало возможным полностью выполнить заповедь "возлюби ближнего своего, как самого себя" и отдать все, что имеешь, любому нуждающемуся, так как он больше не заботится о потребностях своего тела, поскольку знает и уверен в том, что шестьсот тысяч преданно любящих его находятся рядом, готовые все для него сделать в любую секунду.

И потому еще не были готовы принять Тору во времена Авраама, Ицхака и Якова. Только после исхода из Египта, когда они стали самостоятельным народом, сложилась реальность, когда ни у кого не было никаких сомнений в том, что каждому будет гарантировано обеспечение всех его потребностей.

Но в то время, когда все еще находились среди египтян и были смешаны с ними, заботу о некоторой части своих нужд были вынуждены передать в руки чужих, дикарей, полных любви лишь к себе. И, таким образом, каждому из народа Израиля не могло быть гарантировано обеспечение той части его нужд, которая была передана в руки чужих, ведь товарищи его не могли наполнить его потребности, это было не в их власти. А до тех пор, пока хотя бы один занят заботами о себе, весь народ не может даже приступить к выполнению заповеди «возлюби ближнего своего, как самого себя».

Таким образом, дарование Торы должно было быть отложено до исхода из Египта и становления народа Израиля как единой нации, чтобы обеспечение всех ее потребностей ни в чем не зависело бы от чужих. Только тогда стали способны принять на себя упомянутое поручительство, и Тора была дарована им. Но и после принятия Торы, даже если единицы, не считаясь с остальными, изменят народу Израиля и вернутся в грязь эгоистической любви, то забота о потребностях, которая была возложена на них, заставит остальных заботиться о самих себе. И единицы эти не пожалеют большинства, и таким образом, станет невозможным выполнение заповеди «возлюби ближнего» всем народом Израиля. Эти разгильдяи заставят соблюдающих Тору остаться в трясине эгоистической любви, поскольку не смогут те выполнить заповедь «возлюби ближнего своего, как самого себя» и достичь любви к ближнему без помощи этих разгильдяев.

Таким образом, ты видишь, что каждый из народа Израиля ответственен за всех, как со стороны исполнения, так и с отрицательной стороны. Со стороны исполнения означает, что исполнение поручительства, когда каждый заботится обо всех и обеспечивает потребности каждого, позволяет исполнять Тору и заповеди в совершенстве, то есть доставлять наслаждение Творцу.

С отрицательной стороны означает, что если часть народа не захочет исполнять поручительство, а останутся погруженными в любовь к самим себе, то тем самым и остальных вынудят оставаться погруженными в эту грязь и низость, без какой бы то ни было возможности выбраться из этого мерзкого положения.

18. Поэтому мудрецы образно сравнивали поручительство с двумя людьми, плывущими в одной лодке, когда один начал сверлить дыру в дне лодки под собой и на вопрос другого, зачем же он это делает, ответил: «Какое тебе дело? Я же сверлю дыру под собой, а не под тобой». На что второй сказал: «Глупец! Ведь находясь в одной лодке, мы утонем вместе». Так что эти разгильдяи, погруженные в любовь к самим себе, строят тем самым железный забор, не позволяющий изучающим Тору даже приступить к выполнению Торы в указанной степени: возлюби ближнего своего, как самого себя, – что является лестницей, ведущей к слиянию с Творцом. И как же были правы в приведенном примере мудрецы, сказав: «Глупец! Ведь находясь в одной лодке, мы утонем вместе».

19. Рабби Эльазар, сын Рашби в вопросе о поручительстве пошел еще дальше, заявив, что не только народ Израиля ответственен друг за друга, но и все народы мира. Но существует и другое мнение, согласно которому, для начала выполнения Торы, то есть, только для начала исправления мира, достаточно взаимопоручительства одного народа, так как невозможно начинать исправление мира всем народам одновременно. Как писали мудрецы, Творец предлагал Тору всем народам мира, но никто не захотел принять ее, так как были задраны их носы кверху из-за непомерной любви к самим себе, в то время как сами погрязли в разврате, грабежах и убийствах так, что в те дни невозможно было даже помыслить говорить с ними о том, чтобы согласились отказаться от эгоистической любви.

И потому Творец не нашел ни одного народа, с которым можно было бы найти общий язык, достойного принять Тору, кроме сыновей Авраама, Ицхака и Якова, которым зачлись заслуги отцов их. Как написано мудрецами, отцы их выполняли Тору еще до того, как она была дарована им, так как вследствие возвышенности их душ была дана им возможность постичь и идти всеми дорогами Творца. То есть, из-за их приверженности Творцу, им было дано постичь духовный смысл Торы без предварительного выполнения уровней ее практической части, выполнять которую у них не было никакой возможности. И нет сомнения, что телесная чистота и возвышенность душ наших святых отцов оказали огромное влияние на их сыновей, и на сыновей их сыновей – так, что заслуги эти были зачтены и тому поколению, в котором каждый принял на себя эту возвышенную работу, и все, как один, воскликнули: «Сделаем и услышим». И потому мы обязаны были стать избранным народом среди всех народов. Таким образом, только сыны Израиля приняли на себя требуемое поручительство, а не другие народы мира, которые не принимали в этом никакого участия, поскольку сама действительность обязывала к этому. И как мог рабби Эльазар быть не согласен с этим.

Однако, окончание исправления мира наступит, когда все соединятся в своем стремлении к Творцу, и Он откроется всем народам мира, как писали мудрецы: «И станет Творец Царем Вселенной. В тот день станут Он и Имя Его едины». И уточнил написавший: «в тот день», – и не ранее, как написано: «И наполнилась земля знанием о Нем, и устремились к Нему все народы мира». Однако, роль народа Израиля по отношению ко всему миру похожа на роль наших святых праотцов по отношению к народу Израиля. Если бы не заслуги праотцов наших, что были зачтены нам и помогли возвыситься так, что стали мы достойны получения Торы, если бы не праотцы наши, которые выполняли Тору еще до того, как она была дарована им, разумеется, не стали бы мы избранным народом среди других народов. И потому возложено на народ Израиля, изучением Торы и выполнением заповедей ради Творца, совершенствовать себя и все человечество, чтобы стало возможным принятие на себя этой высокой работы любви к ближнему, что является лестницей, ведущей к достижению цели творения – слияния с Творцом.

И каждая заповедь, выполненная любым из народа Израиля, направленная на доставление наслаждения Творцу, без требования какой-либо платы и любви к самому себе, служит толчком к развитию всего человечества. Ведь невозможно это сделать одним скачком, а лишь медленным поступенчатым развитием до степени, необходимой для достижения всем человечеством желательного очищения. Как образно написано мудрецами: «Пока не склонится чаша весов на сторону заслуг». Словно происходит взвешивание на чашах весов, когда масса, которая очищается, достигает необходимой величины, и тогда перевешивает чаша, что означает окончание взвешивания.

И вот слова рабби Эльазара, сына рабби Шимона, который говорил, что о мире судят по большинству, имея в виду роль народа Израиля в совершенствовании мира до определенной степени очищения, при которой они станут достойными принятия на себя работы Творца. И эта степень очищения будет не меньше, чем та, которую достиг народ Израиля, когда удостоился получения Торы. Так называли мудрецы то достижение большинства заслуг, которые перевешивают чашу вины грязной эгоистической любви. И ясно, что если велика чаша заслуг высокого понимания свойств любви к ближнему, то перевесит она чашу вины. И тогда удостоятся согласия в решении воскликнуть: «Сделаем и услышим!», – как это сделал народ Израиля, что невозможно раньше достижения большинством заслуг, когда эгоистическая любовь еще мешает возложению на себя бремени служения Творцу.

Как сказано: «Выполняющий одну заповедь, перевешивает себя и весь мир на сторону заслуг». То есть, в конце концов, каждый из народа Израиля вносит свою лепту в вынесение окончательного решения, подобно тому, как взвешивающий семена кунжута добавляет по зернышку на чашу весов до тех пор, пока не закончит взвешивание. И конечно, каждое зернышко имеет значение, так как без него невозможно закончить взвешивание. И это же имеется в виду, когда говорится, что каждое действие любого из народа Израиля перевешивает весь мир на сторону заслуг, когда завершение его действия склоняет мир, стоящий на чаше весов, на сторону заслуг. И каждый вносит свой вклад в принятие этого окончательного решения, которое было бы невозможным без его действия.

Таким образом, рабби Эльазар, сын РАШБИ, не опровергает сказанного мудрецами, что весь народ Израиля ответственен друг за друга. Просто рабби Эльазар говорит о будущем исправлении всего мира, в то время как мудрецы имели в виду настоящее время, когда только народ Израиля получил Тору.

И рабби Эльазар, сын РАШБИ поддерживает высказывание, в котором говорится, что один грешник приводит к потере многих благ, поскольку, как уже говорилось выше, человек, выполняющий заповедь между ним и Творцом, получает такое же ощущение вдохновения, как и человек, выполняющий заповедь между ним и его ближним. Ведь выполнять любую из этих заповедей требуется ради Творца, без всякой примеси эгоистической любви, без всякого света и надежды на получение в ответ хоть какого-нибудь вознаграждения или уважения за свои усилия, когда здесь, в этой высокой точке, соединяются любовь к Творцу и любовь к ближнему, становясь единым целым.

Таким образом, это приводит к определенному продвижению всего человечества по лестнице любви к ближнему. И эта ступенька, достигнутая выполнением заповеди, большой или маленькой, одним человеком, приведет в конце концов к тому, что чаша весов, со стоящим на ней человечеством, будет склонена на сторону заслуг, так как принятие решения зависит от вклада каждого.

И совершающий одно нарушение, то есть, не сумевший преодолеть эгоистическую любовь и таким образом совершающий кражу, перевешивает себя и весь мир на сторону вины. Ведь в грязи эгоистической любви обнажается низменность природы творения, которая каждый раз, по мере ее использования, поднимается заново и укрепляется. И таким образом человек уменьшает вес находящегося на чаше заслуг, как если бы он вернулся и забрал с чаши весов то единственное зернышко кунжута, которое положил там его товарищ. Тем самым он хоть немного, но приподнял бы чашу вины, и нужно было бы начинать взвешивание заново. Так один человек тянет назад весь мир, и об этом сказано: «Один грешник приводит к потере многих благ», когда из-за того, что не смог удержаться от совершения маленькой ошибки, духовность всего мира оказалась отброшенной назад.

Все вышесказанное объясняет, почему Тора была дарована лишь тогда, когда объединился весь народ Израиля. И не может быть двух мнений по поводу цели творения, ведь она едина для всех: для черных, белых и желтых, – без различия в происхождении, до самого нижнего уровня творения, которым является эгоистическая любовь, что владеет человечеством не хуже, чем египтяне владели народом Израиля. А в этом состоянии ни с кем нет никакой возможности даже начать какие-либо переговоры, как-то объяснить, убедить согласиться принять на себя достижение цели творения, добиться хотя бы простого обещания постараться выйти из узких рамок в широкий мир любви к ближнему, кроме как с народом Израиля, получившим силу сопротивления через неимоверные страдания в четырехсотлетнем рабстве у жестоких египтян. И становятся понятны слова мудрецов, говоривших: «как соль «подслащивает» мясо, так и страдания делают человека человеком», то есть приводят тело к возвышенному очищению. И, кроме того, засчитана им чистота их святых праотцов, что является главным, как о том свидетельствуют главы из Торы.

И на основании этого были подготовлены к такому состоянию, и потому о них пишется в единственном числе, как сказано: «И предстал Израиль перед горой...», что означает – все, как один, так как каждый из народа Израиля полностью отказался от эгоистической любви к себе, и все их стремления были направлены на благо ближнего, во исполнение заповеди «возлюби ближнего, как самого себя». Таким образом были объединены в единый народ, став как один человек, одно сердце, и только тогда были удостоены получения Торы.

Таким образом, вследствие вышеуказанных обязательных условий, Тора была дарована только народу Израиля, потомкам Авраама, Ицхака и Якова, так как невозможно было даже помыслить о том, что кто-то посторонний согласится принять в этом участие. Именно поэтому народ Израиля был исправлен и стал своеобразным проводником искр очищения для всего человечества, которые умножаются день ото дня, что похоже на увеличивающего свое богатство, пока не достигнет оно желаемой величины, то есть пока не достигнут понимания блаженства и покоя, находящихся в ядре любви к ближнему. И тогда поймут они необходимость склонить чашу весов на сторону заслуг и примут на себя бремя работы на Творца, и тогда чаша вины будет стерта с лица земли.

И осталось только разъяснить, почему Тора не была дарована праотцам. Ведь заповедь «возлюби ближнего, как самого себя», которая является сутью всей Торы – так что все остальные заповеди лишь разъясняют и толкуют ее – невозможна для исполнения одним человеком, а только при предварительном согласии всего народа, которое было достигнуто только после исхода из Египта, когда стали достойны ее выполнения. И каждый был спрошен – согласен ли он принять на себя выполнение этой заповеди. И лишь после того, как все согласились, была дарована им Тора. Однако следует разъяснить, каким образом в Торе было отражено то, что народу Израиля был задан этот вопрос, и все согласились, еще до дарования Торы?

Ответ на это становится очевиден любому, если вспомнить о приглашении, которое Творец послал через Моше народу Израиля еще до принятия Торы. «И сейчас, имеющий уши да услышит глас Мой. Храните союз, заключенный со Мной, и будете избраны из всех народов, потому что Мне вся земля. И будете вы Мне царством служителей (Коэнов) и святым народом», – вот слова Его, обращенные к народу Израиля, когда говорил с ними. И вернулся Моше, и передал старейшинам слова Творца, обращенные к ним. И весь народ, как один, воскликнул: «Сделаем все, что предназначил нам Творец!». И передал Моше Творцу сказанное народом».

И на первый взгляд существует противоречие, ведь разум подсказывает, что если кто-то предлагает своему товарищу какую-то работу и хочет получить его согласие, то он должен объяснить суть работы и назначить вознаграждение за нее. Тогда лишь может получающий работу решить – принимает он ее или нет. Однако, в сказанном мы не находим, на первый взгляд, ни описания сути работы, ни предполагаемого вознаграждения. Ведь говорится: «имеющий уши, да услышит глас Мой. Храните союз, заключенный со Мной», но никак не толкуется – что означает «глас», а что – «союз», и на что это распространяется. И далее говорится: «И будете избраны из всех народов, потому что Мне вся земля», – что воспринимается неоднозначно: или возложено на нас исполнение заповеди приложить усилия, чтобы стать избранными из всех народов, или этим дается обещание из благоволения к нам.

Необходимо также понять связь со сказанным в конце: «…потому что Мне вся земля». Три переводчика: Ункалус, Йонатан бен Узиэль и Иерусалимский Талмуд, а также комментаторы РАШ”И и РАМБА”Н вынуждены были здесь исправить простой смысл написанного. Ибн Эзра от имени рава Маринуса трактует слова «потому что» как «несмотря на то, что», превращая написанное в «... и будете избраны из всех народов, несмотря на то, что Мне вся земля». Однако его комментарий не соответствует сказанному мудрецами, которые говорили, что слова «потому что» имеют четыре значения: «или», «может быть», «однако» и «что», – и он добавляет еще и пятое – «несмотря на то, что». И заканчивается это: «... и будете вы Мне царством служителей и святым народом». И это тоже не воспринимается однозначно: или возлагается на нас исполнение заповеди приложить усилия, чтобы достичь этого, или дается обещание из благоволения к нам. Да и слова «царство служителей» никак не толкуются, и нет им аналога в ТАНАХе. И в принципе, надо дать определение различия между «царством служителей» и «святым народом». Ведь в соответствии с обычным толкованием, статус «служителя» означает одно из проявлений святого народа, и таким образом, понятно, что царство, где все – «служители», и означает царство святого народа, так что слова «святой народ» оказываются лишними.

И в соответствии с тем, о чем говорится в этой статье, становится понятным смысл написанного, который сводится к подобию переговоров-предложения и получения согласия, то есть, описывает суть и предлагает способному услышать все возможные формы работы в занятиях Торой и в выполнении ее заповедей, а также соответствующее этому вознаграждение. Ведь суть работы определена в словах «... и будете вы Мне царством служителей», что означает – будете как «служители», от мала до велика, то есть, как у Коэнов (служителей) нет никакой доли во владении и никакой личной собственности в этом мире, поскольку Творец – их удел, так и весь народ ваш, вся земля ваша, со всем, находящимся на ней, – все будете посвящены лишь Творцу. Так, что не будет никого, занимающегося чем либо, кроме выполнения заповедей Творца и удовлетворения потребностей ближнего своего, чтобы не вознуждался он ни в чем, и не найдешь ты никого, заботящегося о себе.

И таким образом, даже повседневная работа: сев, жатва и т.д., – будет приравнена к священнодействию «служителей», приносящих в Храме жертвы Творцу. Казалось бы, какая связь между выполнением исполнительной заповеди жертвоприношения Творцу, и выполнением исполнительной заповеди «возлюби ближнего своего, как самого себя», однако жнец, выгоревший на солнце в заботах накормить ближнего, подобен стоящему перед алтарем и приносящему жертвы Творцу. Более того, эти соображения приводят к заключению, что исполнительная заповедь «возлюби ближнего своего, как самого себя» намного важнее, чем заповедь жертвоприношения.

Но это еще не все, ведь Тора и заповеди даны для того, чтобы очистить ими Израиль, и это ничто иное, как возвышенность чистых желаний, и затем он удостоится настоящей награды – слияния с Творцом, что является целью творения. И эта награда выражена словами «святой народ» – в стремлении к слиянию с Творцом удостоимся святости, как написано: «Святыми будете, ибо свят Я, Творец ваш».

И, таким образом, видно, что в словах «царство служителей» выражена вся суть работы на пике «возлюби ближнего своего, как самого себя», которая заключается в создании царства, в котором все – «служители», все достояние которых – Творец, и нет у них никакой личной собственности. И мы вынуждены признать, что это единственное определение, которое только можно понять из этих слов «царство служителей», поскольку невозможно истолковать жертвоприношение, как принесение жертв на алтаре всем народом, ибо кто они, чтобы приносили жертвы? И кто они, чтобы раздавать подарки, что положено лишь священнослужителям?

А что касается святости Коэнов (служителей), то разве не сказано – «святой народ»? Однако это может означать лишь то, что только Творец – их достояние, и лишены они любой личной собственности в степени «возлюби ближнего своего, как самого себя», что включает в себя всю Тору. И слова «святой народ» выражают полностью форму вознаграждения, которой является слияние с Творцом.

И теперь полностью становится ясным значение слов «имеющий уши да услышит глас Мой, и храните союз, заключенный со Мной». То есть, заключим союз, о котором Я говорю вам здесь, в том, что будете вы избранным народом из всех народов, то есть, будете избраны служить Мне. И через вас искры очищения будут переданы всем народам мира, объединив их в одно целое. А пока не готовы к этому остальные народы мира, чтобы начать, станете вы избранными из всех народов, и заканчивает: «... потому что Мне вся земля», что означает – все народы мира принадлежат Мне, как и вы, и все придут к слиянию со мной.

«Однако сейчас, пока другие еще не готовы к этой роли, Мне нужно избрать народ, и если согласны вы стать народом, избранным из всех народов, Я буду повелевать вами, и станете вы «царством служителей», что означает возлюбить ближнего своего в высшем понимании заповеди «возлюби ближнего своего, как самого себя», которая является сутью всей Торы и всех заповедей». «И святой народ» – вознаграждение в своей высшей форме – в слиянии с Творцом, включающем в себя все возможные вознаграждения, которые только можно себе представить.

И вот толкование выражения: «Вот слова, с которыми Творец обратился к народу Израиля», – что донесли до нас мудрецы, уточнившие: «вот слова» – «не более и не менее». И откуда они взяли, что Моше добавит или убавит к словам Творца, так, что Творец даже должен был предостеречь его. И нет больше такого примера во всей Торе, напротив, написано о нем: «в любой малости верен он».

И из сказанного ясно видно, что описание сути работы в окончательной форме выражено словами «царство служителей», которые являются конечным определением заповеди «возлюби ближнего своего, как самого себя». И на самом деле Моше могла прийти мысль сдержаться и не открыть сразу суть работы на таком высоком уровне, чтобы народ Израиля не смог найти оправдания своему нежеланию отказаться от всякой личной собственности и передать все свое достояние Творцу, следуя указанию, заключенному в словах «царство служителей». Это перекликается с написанным РАМБАМом, который указывал, что женщинам и маленьким детям запрещено открывать смысл «чистой работы», которое обязывает не получать никакого вознаграждения. Можно только ждать до тех пор, пока они не подрастут и не поумнеют, и тогда станут способны воспринять это на деле. И в соответствии с этим, Творец заранее предостерег Моше: «Не убавь», – чтобы передал им истинное значение этой работы, со всем величием, заключенным в словах «царство служителей».

И в отношении вознаграждения, определенного словами «святой народ», Моше могла прийти мысль максимально расширить для них толкование блаженства и возвышенной утонченности, скрытых в слиянии с Творцом, сделав их пригодными для восприятия и приблизив их, чтобы приняли и согласились на участие в этом великом деле, подобно «служителям», полностью отказавшись от всех личных благ этого мира. И в соответствии с этим было дано ему предостережение «и не добавь», скрыть и не разъяснять всего смысла вознаграждения, а ограничить его словами «святой народ». Ведь если бы он открыл им все блаженство, заключенное в вознаграждении, то обязательно они были бы ввергнуты в заблуждение и приняли бы работу на Творца только для того, чтобы получить это вознаграждение для себя, что означало бы работу на себя и проявление эгоистической любви, и исказило бы все первоначальные намерения.

Таким образом, выяснено, почему о сути работы, заключенной в словах «царство служителей», Моше было сказано: «Не убавь», – а о степени сокрытия смысла вознаграждения, заключенного в словах «святой народ», – «Не добавь».

Предисловие к книге "Паним Меирот"

·1

·2

·3

·4

·5

·6

·7

·8

·9

·10

·11

·12

·13

·14

·15

·16

·17

·18

·19

·20

·21

·22

1Сказано в трактате "Укцин": "Не нашел Творец средства лучшего, чем Мир, способного удержать благословение для Израиля". Сказано: "Силу даст Творец своему народу, благословляя его Миром." И нужно многое понять здесь:

1. Где доказано, что нет ничего лучшего для Израиля, чем Мир?

2. В сказанном объяснено, что Мир - это благословение само по себе, как написано: "дана сила и благословение Миром". Так что следуя их словам, не следовало бы сказать: "дан Мир"?.

3. Почему написана эта статья в завершении шести книг Талмуда? И также нужно понять, что означают слова "Мир" и "сила" и каково их происхождение?

Чтобы разъяснить истинный смыл этой статьи, нам потребуется много времени, так как глубину сердца знатоков Агады невозможно постигнуть. Это означает, что все, связанное с Торой и заповедями имеют явный и скрытый смысл, как сказано: "Золотые яблоки в серебряной оправе – говори о сути их". Однако Алахот подобны превосходному вину. Когда даешь своему другу серебряный кубок с вином в подарок, то важны и внутреннее, и наружное, ведь кубок сам по себе также имеет какую-то ценность, как и вино, что внутри него.

Но не так с Агадой. Она подобна яблокам в приведенном примере - внутренность съедается, а кожура выбрасывается, так как наружная часть не имеет никакого значения, а вся ценность и важность находятся только внутри, во внутренней части. Так и в сказаниях Агады: в видимой глазам простоте нет никакого смысла, а внутреннее скрыто и непонятно никому, кроме постигших истинную мудрость, которая передается избранным единицам.

И кто сможет извлечь это из сердца масс и определить их путь, когда постижение их неполно д

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...