Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разница между работником Творца и не работающим на Него

И в этом заметна разница между работником Творца и не работающим на Него, ибо истинно боящийся и не уверенный не обратил бы внимания даже на большие кувшины в ту пору, когда беспокоится, как бы не пришёл неприятель и не перебил мать и сыновей, и не уничтожил всё. Работник же Творца, трудясь и стараясь из страха, хорошо знает и уверен в милости Творца: в том, что всё его и никто не завладеет его имуществом, и уместно ему даже в такую пору присматривать за малыми кувшинами, по обыкновению праведников, «любящих своё богатство».

И потому дарованием Торы приходит к нам сила – тем, что «помнить и хранить – единым речением сказано было, что уста произнести не могут, а ухо не может услышать, и сердце – обдумать и рассудить...». Смысл, заключённый здесь, в том, что «помнить» означает любовь, а «хранить» – трепет, а это две противоположности, как говорилось выше, и сказаны были нам и вручены, как одно, т.е. чтобы связать их воедино. И хотя они весьма противоположны, и совершенно неясно, как может такое быть в действительности, в устах и в ухе, и в материальном сердце, – однако такова сила Торы, что прилепляющийся к ней удостаивается этого: того, чтобы были они связаны и соединены в его сердце, согласно свойству праотца Яакова; и пойми это.

Клипа Ишмаэль и клипа Эйсав

Так сказал Яаков своим сыновьям в годы голода: «Зачем вам показываться?». И объяснил Раши: зачем вам показывать Ишмаэлю и сыновьям Эйсава, будто вы сыты? Но странно это, ведь сыны Эйсава осели в Саире, а сыны Ишмаэля – в пустыне Паран, так какое им до них дело? Он должен был больше остерегаться ханаанца и хиттея – соседей его, живущих на этой земле? Но согласно сказанному выше, всё верно, поскольку Раши разъяснил это двумя простыми смыслами. Первый: зачем вам выглядеть сытыми; второй: зачем вам истощаться от голода. Отсюда ясно, что так сказал им Яаков: если будете есть досыта – следует вам бояться сынов Ишмаэля, если же истощитесь от голода – следует вам бояться сынов Эйсава. Смысл же, заключённый здесь, таков: Ишмаэль – шелуха серебра (любви), а Эйсав – шелуха золота (трепета). Итак, вот чему учил Яаков сыновей своих: если держаться будете за свойство любви, будучи уверенными в Творце, в том, что не ослабнет Он ни в коем случае даже в годы голода – следует вам бояться клипы Ишмаэля. Если же будете держаться лишь за свойство страха и сократите своё питание – следует вам бояться клипы Эйсава, питающейся от этого свойства. Поэтому лучше ешьте досыта, а чтобы объединить это в своё время с мерой страха – спуститесь, добудьте нам пищу из Египта, и тем самым спасётесь от обеих клипот.

Раскрытие меры – скрытие двух

·Три вида в скрытии науки

·Разрешение свыше

Как правило, когда великие и знаменитые каббалисты намерены раскрыть нечто, обладающее глубоким смыслом, они начинают статью словами: «Я раскрываю малое и скрываю при этом вдвое больше». Наши предшественники весьма остерегались лишнего слова, как указали нам мудрецы: «слово – серебро, молчание – золото». Это означает, что если есть у тебя дорогое слово, значимость которого равна серебру, знай, что умолчание о нем равно золоту. Речь идет о тех, кто разбрасываются лишними словами, не имеющими смысла и практического применения, и делают это для того, чтобы приукрасить язык ради удовольствия изучающего. Как известно изучающему труды наших предшественников, в их глазах это было строжайше запрещено, что я докажу в следующих главах. И потому нам нужно сосредоточить внимание на понимании их образного слога, который был обычным для них.

Три вида в скрытии науки

Тайны Каббалы делятся на три части, и у каждой из частей есть особая причина для скрытия находящегося в ней. Названы они следующим образом:

1. Не является необходимым;

2. Невозможно;

3. Тайна Творца – для трепещущих перед Ним.

И нет ни одной, даже самой маленькой части в этой науке, которую нельзя было бы отнести к одной из этих трех частей. Разъясним их одну за другой.

Не является необходимым

Это означает, что раскрытие не принесет никакой пользы. И понятно, что причина этого не в ущербности, а в сохранении чистоты знания. То есть, нужно остерегаться тех видов действий, которые определяются как «и что в этом такого?», то есть: «Что такого в том, что я сделал, ведь от этого нет вреда?». Но знай, что «и что в этом такого?» в глазах мудрецов считается орудием разрушения более страшным, чем другие. Все, разрушающие мир, которые созданы, или будут сотворены в будущем, представляют собой ничто иное, как сорт людей, считающих: «И что в этом такого?». Они занимаются сами и ближних своих заставляют заниматься вещами, в которых нет необходимости. И потому мудрецы не принимали ни одного ученика прежде, чем удостоверятся, что он будет осторожен в своих действиях, и не раскроет то, что не является необходимым.

Невозможно

Это означает, что нет языка, способного выразить хоть что-нибудь из свойств, вследствие их необычайной утонченности и духовности. И в соответствии с этим, любая попытка облачения их в слова лишь вводит изучающего в заблуждение и путает его, направляя на неверный путь, что считается серьезным проступком. И поэтому, для того, чтобы раскрыть нечто изучающим, необходимо разрешение свыше, и это вторая причина скрытия науки. Однако это разрешение требует разъяснения.

Разрешение свыше

Это разъясняется в сочинениях Ари, в части, относящейся к статьям РАШБИ, главе «Мишпатим» книги «Зоар»: «Знай, что от душ праведников есть окружающий свет, и есть такие, от которых есть внутренний свет (разъяснение найдете в книге «Сияющий лик»). Те из них, от которых есть окружающий свет, обладают силой говорить о скрытом и тайнах Торы способом скрытия, вплоть до полного непонимания, чтобы не постигли, кроме тех, кто достоин постичь. Душа Рашби была со стороны окружающего света, и поэтому была у него сила выражаться так, чтобы это было понято не массами, а лишь тем, кто достоин понять. Потому «позволение» написать книгу Зоар было дано ему, а не его учителям или предшественникам, несмотря на то, что они, безусловно, обладали знаниями большими, чем у него, но не было в них силы выразить так, как мог он. И из этого пойми величину скрытого в книге «Зоар», которую написал Рашби, так что далеко не каждый способен понять сказанное».

Краткое заключение из сказанного им состоит в том, что вопрос разъяснения понятий истинной науки совершенно не зависит от величия или незначительности каббалиста. Это вопрос получения указания (света) особенными душами, пригодными для этого, что является «разрешением» свыше раскрыть высшую мудрость.

А тем, которые не удостоились такого разрешения, запрещено разъяснять эту науку, поскольку они не могут выразить тонкие вещи соответствующими словами так, чтобы не запутать изучающего. И поэтому до книги «Зоар» Рашби нет ни одной систематизированной книги по Каббале. Все предшествующие книги по Каббале не могут называться разъяснениями науки, и являются лишь намеками, которые к тому же не соблюдают порядок причины и следствия, а потому таково и понимание сказанного в них.

И в соответствие с тем, что было почерпнуто мной из книг и от учителей, необходимо добавить, что со времен Рашби и его учеников, постигших книгу «Зоар» и до Ари, из пишущих книги не было никого, кто понял бы сказанное в книге «Зоар» и «Исправлениях» к ней, так, как АРИ. И все предшествующие ему, постигли лишь намеки на науку Каббала. В целом, такими являются и книги Рамака.

А о самом Ари правильно будет сказать то же, что сказано о Рашби, то есть, что его предшественникам не дано было разрешение свыше раскрыть толкования науки, а Ари такое позволение было дано. Но это совершенно не определяет величие или незначительность постижений, так как вполне возможно, что величина постижений предшественников была неизмеримо большей, чем у Ари, но им не дано было разрешение на их раскрытие. И поэтому они остерегались писать разъяснения, относящиеся к сути науки, и довольствовались краткими намеками, не связанными между собой.

И поэтому, с того времени, когда раскрылись в мире книги Ари, все, кто занимался наукой Каббала, оставили книги Рамака, а также «первых» и «гаонов», предшествовавших Ари, и сосредоточились лишь на изучении трудов Ари. Таким образом, основой разъяснений науки Каббала, таких, какими они должны быть, являются книги «Зоар» и «Исправления» к ней, а после них – труды АРИ.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...