Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зачетная работа по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

Зачетная работа по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

По материалам учебных пособий:

1. Русский язык и литература: Литература (базовый уровень): учебник для 10 класса: среднее общее образование: в 2 ч., Ч 2./И.Н. Сухих.-М.: Издательский центр «Академия», 2014.- 272 с.

 

2. Литература: учебник для студ. Сред. Проф. учебных. заведений/[Г.А. Обернихина, И.Л. Вольнова, Т.В.Емельянова и др. ]; под ред. Г.А. Обернихиной.- 2-е изд.. стер.-М.: Издательский центр «Академия»,2007.-656 с.

______________________________________________________________

I. Эпопея.

Роман-эпопея повествует о знаменательных событиях из истории страны, освещает важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоёв общества. Оценка событий в таком романе даётся с точки зрения интересов всего народа.

В романе насчитывается свыше 500 действующих персонажей: вымышленных героев и реальных исторических лиц. Все герои настолько живые, что видишь их лица, слышишь их мысли, любишь или презираешь их. Это особенность романа. Автор романа всех своих героев разделяет на типа: «герой пути» и «герой вне пути»

Своеобразие романа заключается в том, что он представляет собой совокупность романа, исторической хроники и поэмы.

 

ВОПРОСЫ:

1 вариант

1. В чем заключается особенность жанра «романа» и как она проявляется в произведении Толстого «Война и мир»?

2. Охарактеризуйте специфику романа-эпопеи с точки зрения исторической действительности, описываемой в романе.

3. Объясните, что означает в системе персонажей понятие «герой пути» и почему не все персонажи романа-эпопеи «Война и мир» могут соответствовать этому типу определения?

4. Какой формулой литературовед Е.А. Маймин выразил и для каких отношений?

 

2 вариант

1. Что нового Л.Толстой привнес в развитие жанра « романа-эпопеи» своим произведением «Война и мир»?

2. Объясните смысл названия романа-эпопеи «Война и мир»?

3. Что означает в системе персонажей понятие «герой вне пути»? Объясните, почему не все персонажи романа-эпопеи «Война и мир» могут соответствовать этому типу определения.

4. Объясните, какое отношение к этому определению имеет формула литературоведа Е.А. Маймина?

 

II. Композиция.

Сложная и стройная одновременно. В романе развивается множество сюжетных линий. Они пересекаются, сплетаются. Толстой прослеживает судьбы как отдельных героев, так и целых семейств.

Писатель постоянно переносит действие из одного места в другое, переходит от частных судеб к историческим картинам. Все события взаимосвязаны, последовательность их определяется общим замыслом – это во-первых. Во-вторых, читатель становится свидетелем многих событий, происходящих одновременно на разных участках. Это даёт возможность сравнивать и сопоставлять события, чтобы глубже понять их истинный смысл. В-третьих, раскрываются сложные связи разных сторон действительности, обнажаются корни человеческих поступков.

Основной метод в романе – контраст. Его писатель часто использует, чтобы резче оттенить особенности тех или иных событий и характеров. Контраст определяет изображение отдельных героев, исторических явлений и исторических деятелей.

ВОПРОСЫ:

1 и 2 вариант

1. Какова композиция романа?

2. Для чего Толстой всё время переносит действие в романе из одного места в другое?

3. Какой метод в романе является основным и для чего он нужен?

4. Сколько действующих лиц в романе?

5. Что определяет контраст на примере развернутой характеристики- анализа личностей Наполеона и Кутузова, с привлечением текстового материала романа Л. Толстого «Война и мир» ( формат по выбору студента: реферат, доклад, презентация, проект)

III. Диалектика души.

Толстой внёс в психологизм русской литературы своё открытие, которое Чернышевский назвал диалектикой души. Образы людей, создаваемые Толстым, всегда оцениваются им с точки зрения их близости народным идеалам и моральным нормам.

Рисуя нравственно близких ему героев,Толстой изображает их внутреннюю жизнь: его интересует путь духовного развития человека.

Выражением диалектики души часто служит внутренний монолог персонажа – поток мыслей и чувств, беззвучная речь, часто произносимая «про себя» и не всегда контролируемая сознанием.

Наивысшим , истинно христианским критерием в определении ценности личности персонажа может служить чистый, непредвзятый детский взгляд. Толстой в романе «Война и мир» дает возможность читателю увидеть происходящее глазами ребенка , например во время военного совета в Филях.

 

ВОПРОСЫ:

1 вариант

1. Раскройте понятие «диалектика души».

2. Кто автор этого понятия? Как автор этого понятия поясняет смысл этого понятия?

3. Объясните, как понятие «диалектика души» связана с христианскими убеждениями Л.Н. Толстого.

4. Назовите эпизоды , в которых Толстым был использован прием детского взгляда.

 

2 вариант

1. Дайте определение понятиям «диалектика души» и «диалектика поведения»?

2. В какое время и в каком произведении эти понятия появляются?

3. Объясните, что служит выражением этих понятий? Как применял эти понятия к персонажам романа Л.Н. Толстой?

4. О каких «мелочах» Толстой говорил, что они для него «принципиальны»?

 

XI.

Пьер Безухов: живая душа

По иным жизненным дорогам шёл Пьер, иные испытания он перенёс, но им тоже всегда руководило желание «быть вполне хорошим».

Образ Пьера был задуман как образ будущего декабриста. Чувствуется, что Пьер особенно близок автору. Толстой говорит о нём, как о любимом сыне, в котором и радует и тревожит жадный интерес к миру, громадная энергия и почти детская непосредственность.

Этап.

Не найдя истинного смысла жизни, Пьер свои гигантские силы тратит на разгул в компании Долохова и Курагина, мечется, совершает ошибки и самую страшную из них – женитьба на Элен. Человеческая подлость угнетает его, вызывает вспышки безудержного гнева.

Этап.

Поиски правды и смысла жизни приводят его в масонскую ложу. (Масонство (изначально) – общество вольных каменщиков, не пожелавших подчиняться грабительскому закону местного правителя, далее – религиозно-философское течение, объединявшееся в тайные организации (ложи), призывали к нравственному самосовершенствованию). Идеи «равенства, братства и любви», борьба со всемирным злом - вот что прежде всего привлекает Пьера в масонстве. Он хочет действовать и, прежде всего, решает облегчить участь крепостных. Но карьеризм, ханжество, лицемерие, свойственные высшему свету, проникают в масонство. Пьер разочарован, рвёт с масонством.

Этап.

Немеркнущим светом озарила жизнь Пьера поэтическая любовь к Наташе. Толстой показывает пробуждение этого чувства. Нежная, бережная любовь, дружеское участие и молчаливое преклонение перед любимой девушкой – эти чувства возвышали Пьера над окружающими. Связанный узами брака с Элен, Пьер понимает, что ему лучше не встречаться с Наташей. В его жизни наступает мрачная полоса разочарований и в личном счастье, и в общественных идеалах. Пьер ведёт затворнический образ жизни. Но жизнь его казалась спокойной и бесцельной лишь со стороны. Вопросы смысла жизни не переставали его тревожить.

Этап.

Огромное значение для Пьера имело непосредственное соприкосновение с народом и на Бородинском поле, и после битвы, и в занятой неприятелем Москве, и в плену. Он понял ту «скрытую теплоту патриотизма», которая была в нём и в каждом солдате. Она роднила его с простыми русскими людьми.

Этап.

Эпохой в жизни Безухова стал месяц, проведённый в плену. Духовные и физические страдания научили его ценить жизнь, её малейшие радости. Этому научил его и «солдатик Апшеронского полка» Платон Каратаев. В плену Безухов приходит к убеждению: «Человек сотворён для счастья». Но именно потому, что Пьер это понял, он не может равнодушно видеть страдания других людей, проявление общественного зла: воровство в судах, шагистику в армии, задушенное просвещение и мучения народа.

Этап.

Пьер приходит в тайное политическое общество. По замыслу Толстого, он должен был принять участие в восстании декабристов и поплатиться за это долгими годами сибирской каторги и ссылки.

1 и 2 вариант

ВОПРОСЫ:

1. Составьте вопросы к жизненным этапам Пьера Безухова используя цитаты текста романа Л.Тостого «Война и мир» (с указанием глав, страниц текста романа). Количество вопросов должно быть не менее 10 ( на 2 варианта)

 

Зачетная работа по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

По материалам учебных пособий:

1. Русский язык и литература: Литература (базовый уровень): учебник для 10 класса: среднее общее образование: в 2 ч., Ч 2./И.Н. Сухих.-М.: Издательский центр «Академия», 2014.- 272 с.

 

2. Литература: учебник для студ. Сред. Проф. учебных. заведений/[Г.А. Обернихина, И.Л. Вольнова, Т.В.Емельянова и др. ]; под ред. Г.А. Обернихиной.- 2-е изд.. стер.-М.: Издательский центр «Академия»,2007.-656 с.

______________________________________________________________

I. Эпопея.

Роман-эпопея повествует о знаменательных событиях из истории страны, освещает важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоёв общества. Оценка событий в таком романе даётся с точки зрения интересов всего народа.

В романе насчитывается свыше 500 действующих персонажей: вымышленных героев и реальных исторических лиц. Все герои настолько живые, что видишь их лица, слышишь их мысли, любишь или презираешь их. Это особенность романа. Автор романа всех своих героев разделяет на типа: «герой пути» и «герой вне пути»

Своеобразие романа заключается в том, что он представляет собой совокупность романа, исторической хроники и поэмы.

 

ВОПРОСЫ:

1 вариант

1. В чем заключается особенность жанра «романа» и как она проявляется в произведении Толстого «Война и мир»?

2. Охарактеризуйте специфику романа-эпопеи с точки зрения исторической действительности, описываемой в романе.

3. Объясните, что означает в системе персонажей понятие «герой пути» и почему не все персонажи романа-эпопеи «Война и мир» могут соответствовать этому типу определения?

4. Какой формулой литературовед Е.А. Маймин выразил и для каких отношений?

 

2 вариант

1. Что нового Л.Толстой привнес в развитие жанра « романа-эпопеи» своим произведением «Война и мир»?

2. Объясните смысл названия романа-эпопеи «Война и мир»?

3. Что означает в системе персонажей понятие «герой вне пути»? Объясните, почему не все персонажи романа-эпопеи «Война и мир» могут соответствовать этому типу определения.

4. Объясните, какое отношение к этому определению имеет формула литературоведа Е.А. Маймина?

 

II. Композиция.

Сложная и стройная одновременно. В романе развивается множество сюжетных линий. Они пересекаются, сплетаются. Толстой прослеживает судьбы как отдельных героев, так и целых семейств.

Писатель постоянно переносит действие из одного места в другое, переходит от частных судеб к историческим картинам. Все события взаимосвязаны, последовательность их определяется общим замыслом – это во-первых. Во-вторых, читатель становится свидетелем многих событий, происходящих одновременно на разных участках. Это даёт возможность сравнивать и сопоставлять события, чтобы глубже понять их истинный смысл. В-третьих, раскрываются сложные связи разных сторон действительности, обнажаются корни человеческих поступков.

Основной метод в романе – контраст. Его писатель часто использует, чтобы резче оттенить особенности тех или иных событий и характеров. Контраст определяет изображение отдельных героев, исторических явлений и исторических деятелей.

ВОПРОСЫ:

1 и 2 вариант

1. Какова композиция романа?

2. Для чего Толстой всё время переносит действие в романе из одного места в другое?

3. Какой метод в романе является основным и для чего он нужен?

4. Сколько действующих лиц в романе?

5. Что определяет контраст на примере развернутой характеристики- анализа личностей Наполеона и Кутузова, с привлечением текстового материала романа Л. Толстого «Война и мир» ( формат по выбору студента: реферат, доклад, презентация, проект)

III. Диалектика души.

Толстой внёс в психологизм русской литературы своё открытие, которое Чернышевский назвал диалектикой души. Образы людей, создаваемые Толстым, всегда оцениваются им с точки зрения их близости народным идеалам и моральным нормам.

Рисуя нравственно близких ему героев,Толстой изображает их внутреннюю жизнь: его интересует путь духовного развития человека.

Выражением диалектики души часто служит внутренний монолог персонажа – поток мыслей и чувств, беззвучная речь, часто произносимая «про себя» и не всегда контролируемая сознанием.

Наивысшим , истинно христианским критерием в определении ценности личности персонажа может служить чистый, непредвзятый детский взгляд. Толстой в романе «Война и мир» дает возможность читателю увидеть происходящее глазами ребенка , например во время военного совета в Филях.

 

ВОПРОСЫ:

1 вариант

1. Раскройте понятие «диалектика души».

2. Кто автор этого понятия? Как автор этого понятия поясняет смысл этого понятия?

3. Объясните, как понятие «диалектика души» связана с христианскими убеждениями Л.Н. Толстого.

4. Назовите эпизоды , в которых Толстым был использован прием детского взгляда.

 

2 вариант

1. Дайте определение понятиям «диалектика души» и «диалектика поведения»?

2. В какое время и в каком произведении эти понятия появляются?

3. Объясните, что служит выражением этих понятий? Как применял эти понятия к персонажам романа Л.Н. Толстой?

4. О каких «мелочах» Толстой говорил, что они для него «принципиальны»?

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...