Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






У детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС)

 

На музыкальную «индустрию» работают многие специалисты: от создателей музыкальных инструментов до профессиональных исполнителей. Музыка несёт в себе столь сильный и разнообразный эмоциональный заряд многих людей, что возникает необходимость формировать его воздействие на ребёнка постепенно, в соответствии с этапами его взросления.

Воспитание в ребенке азов музыкальной культуры требуют от него мощных волевых, эмоциональных и интеллектуальных усилий, что играет особую роль в работе с детьми с РАС. Детский аутизм представляет собой общее расстройство развития, проявляющееся во всех сферах социального взаимодействия, характеризующееся ограниченным, повторяющимся поведением. К некоторым специфическим особенностям детей данной типологической группы следует отнести:

- слабость или искаженность эмоционального реагирования, бедность, однообразие, неадекватность эмоций, проявления негативизма при попытках вовлечь ребенка в произвольную деятельность;

- неловкие, недостаточно координированные произвольные движения, наличие стереотипных повторений;

- понимание обращенной речи чаще всего на бытовом уровне, разговоры с самим собой с использованием сложных оборотов, штампов с недостаточным осмыслением их, непосредственные или отставленные по времени эхолалии. Грубое нарушение коммуникативной функции речи, низкая речевая активность;

- несформированность пространственной ориентации;

- своеобразное зрительное поведение: взгляд мимо, «скользящий взгляд», ограниченность визуального контакта, фрагментарность зрительного внимания.

Дизонтогенез детей с РАС представляет собой сложную комбинацию первичных и вторичных дефектов, проявляющихся, в том числе и в музыкальном развитии:

- импульсивность (или крайняя пассивность) действий, особенно в момент переключения внимания с одного действия на другое;

- навязчивость в стремлении удовлетворить личный интерес, выражающийся в крайней зависимости ребёнка с РАС от стереотипов. Например, если к металлофону полагается две палочки, нельзя использовать лишь одну;

- внутренняя музыкальность детей данной категории – эта характерная черта, наиболее притягательна с точки зрения музыки. Эффект «оглушения» звуком, когда ребёнок закрывает руками уши и проявляет протест, происходит от повышенной чувствительности к звуку;

- обучаемость нотной грамоте. При отсутствии грубых поведенческих нарушений ребёнок с РАС может стать учеником детской музыкальной школы;

- сохранение монотонности, пение «не своим» голосом, «зеркальность» в повторении движений;

- заинтересованность в игре на простых музыкальных инструментах стремление к сенсорным ощущениям. Внутренний слуховой контроль при напряжённом мышечном тонусе, позволяет некоторым детям запомнить и повторить усложнённый ритмический рисунок.

Одним из направлений коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС являются музыкальные занятия. Они представляют собой синтез элементарных музыкальных навыков: восприятия (слушание) музыки, вокально-речевого развития, ритмопластических и логоритмических упражнений.

Для формирования у детей с РАС вокально-речевых навыков целесообразно в разделе распевание – пение использовать следующие методы работы у дошкольников:

· музыкальное приветствие («Здравствуйте, ребята!» – ответ детей);

· музыкальная разминка;

· пальчиковая игра с музыкальным сопровождением;

· песенка про игрушку («котик», «птичка», «лошадка» и т.д. с движениями согласно тексту);

· разучивание песни из сезонного репертуара (разучивание логоритмических движений по тексту песни, говорящие дети подпевают);

· исполнение песни (с использованием логоритмических жестов – поют взрослые и говорящие дети).

Музыкально-коррекционную работу с детьми дошкольного возраста целесообразно проводить в два этапа: подготовительный – этап адаптации ребёнка; основной – обучение, в процессе которого сохраняется возможность для «отступления» ребёнка с РАС к привычным формам индивидуального подхода.

Период адаптации проходят как 3-х летние, так и 6-7летние дети, пришедшие в детский сад. На этом этапе проводится диагностика музыкальных способностей, а именно: степень заинтересованности ребёнка в происходящем (возможность концентрации внимания), реакция на музыкальный звук, наличие чувства ритма, сформированность речевых навыков. Диагностика проводится в течение нескольких обычных групповых занятий, занимает 5-7 минут и не связана для ребёнка со встречей с «новым взрослым» индивидуально.

Для того чтобы дети не боялись приходить в музыкальный зал и просто для создания позитивного настроения в начале занятия, нужно «поэкспериментировать» с мягкой игрушкой или куклой би-ба-бо: она должна понравиться большинству детей и участвовать в ритуале «приветствия». В цикл занятий целесообразно вводить песни про игрушки с использованием разнообразных движений: покажи носик, погладь мишку и т.п. У детей необходимо сформировать «ритуалы» такие, как вхождение в зал, усаживание на стулья, «приветствие», музыкальная разминка, песенка про игрушку, пальчиковая гимнастика, музыкально – ритмические движения, прощание. Примерно с четвёртого занятия можно использовать инструменты шумового оркестра (коробочки, негромкие трещотки, маракасы). Процесс привыкания детей к взаимодействию будет проходить успешнее, если все специалисты сопровождения в той или иной степени будут участвовать в музыкальных занятиях.

В после адаптационный период следует использовать сформированные у детей навыки последовательности действий на занятиях. В цикл осенних занятий следует ввести новый игрушечный персонаж с песенкой и добавить новый инструмент шумового оркестра. Используя ту же последовательность действий можно вводить осеннюю (зимнюю, весеннюю) песню с использованием логоритмических приёмов: говорящие дети смогут подпевать слова, неговорящие – двигаться с помощью взрослых или самостоятельно. Следует расширить танцевальную часть занятия, вводя в неё музыкально-двигательные композиции для будущего утренника. Таким образом, «номера» каждой группы тщательно формируются на групповых музыкальных занятиях, с участием взрослых, что обеспечивает детям момент привыкания и готовности к взаимодействию. Основной этап взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми происходит на совместных репетициях.

Итогом творческой активности педагогов, воспитанников и родителей могут стать праздничные утренники. Утренник в детском саду демонстрирует сразу несколько показателей: сформированность музыкальных навыков детей, сплочённость педагогического коллектива, степень вовлеченности родителей в процесс воспитания своего ребёнка.

Сценарий утренника создается заранее и зачитывается всем специалистам, работающим на группах. Это может быть авторский сценарий музыкального руководителя, адаптированный к конкретным детям, готовый сценарий или коллективная работа причастных к празднику специалистов. В любом варианте, при составлении сценария необходимо учитывать следующие особенности: ограниченность общего кругозора дошкольников, крайнюю степень трудности во взаимодействии между детьми, ограниченность речевых возможностей, быструю потерю интереса к происходящему (наличие негативной реакции), ограниченность состава взрослых героев.

Продолжительность осеннего утренника не должна превышать 30 минут, Новогодний праздник, 8 марта и выпускной не должен превышать 40 минут.

Для успешной реализации сценария праздничного утренника, целесообразно применять следующие методы работы:

- соблюдение «сезонности» проводимых утренников: праздник Осени, Новый год, праздник Весны, праздник выпуска в школу;

- соотнесение используемой в сценарии информации с общим кругозором детей;

- соотнесение понятий (названий животных, сезонных природных явлений, цвета, формы предметов), используемых в сценарии, с материалом, пройденным на занятиях воспитателей, учителя-дефектолога и логопеда;

- использование популярных классических мелодий, что прививает культуру слушания музыки;

- использование всего спектра эстрадных мелодий, что позволяет обогатить выбор образов героев;

- использование современных эстрадных песен с учетом эмоциональных предпочтений детей;

- ориентация на конкретных специалистов, желающих принять активное участие в утреннике;

- использование минимального количества взрослых героев (по одному представителю от группы);

- включение в сценарий материала, только ранее изученного на групповых занятиях;

- использования сюжета в виде «расширенной сценки»: положительный (нейтральный) герой, отрицательный герой, причина его «козней», поиск путей «выхода» из ситуации при обязательном участии всех детей (действие- путешествие), мораль и прощение детьми отрицательного героя;

- единообразие в выборе героев для детей одной группы;

- привлечение родителей к участию в создании костюмов для детей;

- организация совместных репетиций специалистов сопровождения и всех групп детей не меньше чем за три недели до проведения утренника;

- использование наглядного материала, атрибутов, шумовых инструментов с начала проведения совместных репетиций и др.

В заключение, хочется отметить обязательную для успешного занятия с детьми данной категории манеру «поощрения» любого положительного усилия с их стороны.

 

Список литературы:

1. Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. М.: Изд. центр Академия, 2002.

2. Баряева Л. Б., Яковлева Н. Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.

3. Исханова С.В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. СПб.: Детство-пресс, 2011.

4. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Изд. Речь, 2010.

5. Алвин Дж., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом. М.: Теревинф, 2004.

6. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребёнок. Пути помощи. М.: «Теревинф», 2005.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...