Срок реализации программы учебного предмета «Изобразительное творчество»
При реализации программы «Изобразительное творчество» со сроком обучения 4 года продолжительность учебных занятий с первого по четвертый годы обучения составляет 35 недель в год, по 10 часов в неделю, из них – 9 часов – аудиторная нагрузка, 1 час – самостоятельная работа.
Содержание предмета направлено на освоение следующих видов деятельности: «Изобразительная деятельность», «Лепка», «Декоративно-прикладное искусство».
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренных на освоение учебного предмета «Изобразительное творчество» («Изобразительная деятельность», «Лепка», «Декоративно-прикладное искусство»)
Вид учебной работы,
нагрузки,
аттестации
Затраты учебного времени
Всего часов
Годы обучения
1-й год
2-й год
3-й год
4-й год
Полугодия
Аудиторные занятия в часах
Самостоятельная работа в часах
Максимальная учебная нагрузка в часах
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность в группе - от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Педагог может также в процессе занятия организовывать учащихся в небольшие группы по 2-3 человека, чтобы они имели возможность работать совместно, объединяя свои усилия в творческом процессе.
Цель и задачи программы учебного предмета
Цельюзанятий по учебному предмету является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, овладение знаниями и представлениями об изобразительном искусстве, формирование практических умений и навыков в области художественного творчества, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
· развитие наблюдательности, умения видеть и воспринимать красоту окружающего мира;
· воспитание эмоциональной восприимчивости к произведениям искусства; формирование элементов аналитического отношения к художественному творчеству - по его темам и средствам выразительности;
· развитие эстетических, художественных, творческих способностей и дарований в их органичном взаимодействии;
· воспитание целостного взгляда на мир, способности к самостоятельному осмыслению и обобщению явлений действительности и искусства на основе формирования опыта собственной деятельности в области изобразительного творчества, овладения практическими умениями и навыками.
Обоснование структуры программы учебного предмета
Программа содержит следующие разделы:
· сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебных предметов;
· распределение учебного материала по годам обучения;
· описание дидактических единиц учебного предмета;
· требования к уровню подготовки учащихся;
· формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
· методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой по изобразительному, декоративно-прикладному искусству, художественными альбомами.
Мастерская должна быть просторной, светлой, оснащена необходимым оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями.
Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться информацией из Интернета для сбора дополнительного материала по изучаемой теме.
II. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Комплексная программа учебного предмета «Изобразительное творчество» включает 3 направления: «Изобразительная деятельность», «Лепка», «Декоративно-прикладное искусство»
Учебно-тематический план по направлению
«Изобразительная деятельность»
Й год обучения
№
п/п
Наименования разделов и тем
Количество часов аудиторной нагрузки
Раздел 1. Виды искусства
1.
Знакомство с видами искусства (музыка, изобразительное искусство, литература, театр)
2.
Виды изобразительного искусства
3.
Изобразительное искусство как творческое изображение явлений жизни в их предметном облике
Раздел 2. Ознакомление с материалами и инструментами, способами их использования для изображения и художественного выражения
4.
Карандаши, бумага
5.
Кисти, краска
6.
Техника рисования как совокупность навыков, способов, приемов
7.
Графическая грамотность: развитие рисовальных движений рук, координации пальцев, правильного пользования карандашом – одним из главных инструментов графики
8.
Ритм в музыке, рисунке, живописи, литературе
9.
Развитие чувства ритма как неотъемлемой части в организации пространства и плоскости
10.
Развитие чувства индивидуальности цвета
11.
Осознание себя в мире цвета, звука, движения
12.
Формирование двигательных навыков в работе с красками
13.
Развитие единства зрительной и моторной координации для ощущения процесса изображения
14.
Плоскость и пространство
15.
Формирование навыка творческой организации пространства - «располагать», «сочинять», «составлять» (композиция)
16.
Общие принципы организации композиционного равновесия на плоскости и в пространстве
17.
Произвольное цветовое пятно как импульс для работы воображения. Пятно «плюс» тема (море, пустыня, ночь и т. д.)
18.
Эмоциональное восприятие формы
19.
Контраст и соотношение форм
20.
Цвет, как источник эмоционального восприятия формы
21.
Связь между миром цвета и миром собственных чувств, эмоций, настроений
22.
Развитие психологической взаимосвязи с творческой формой в пространстве и на плоскости (силуэт)
23.
Изготовление театра теней
24.
Первоначальное представление о средствах создания образа на основе портретной и музыкальной характеристики (воспроизведение образа на плоскости (эскиз)
25.
Познание основных цветов, как источников многообразия цвета
26.
Развитие способностей к созданию выразительных цветовых решений
27.
Взаимодействие цветовых линий, пятен, точек в сочетании с музыкальным звуком
28.
Многообразие цвета в развитии художественно-творческих способностей учеников
29.
Смешанный цвет
30.
Создание цветомузыкальных композиций
31.
Ощущение изменений в окружающей природе
32.
Осознание связи между миром цвета и миром собственных чувств, эмоций, настроений
33.
Фантазия на основе реальных образов природы
(природные формы и их декоративная переработка)
34.
Развитие воображения на основе фантастических образов природы
Раздел 3. Орнамент и его композиция
35.
Сферы применения декоративной композиции
36.
Классификация орнаментов
37.
Средства художественной выразительности орнамента
38.
Симметрия в орнаментах
39.
Схемы построения ленточных орнаментов
40.
Замкнутый орнамент
41.
Сетчатый орнамент
42.
Асимметрия - динамическое равновесие
43.
Контраст
44.
Цвет
45.
Итоговые занятия
ИТОГО:
Й год обучения
№
п/п
Наименования разделов и тем
Количество часов аудиторной нагрузки
Раздел 1. Пленэр – правдивое отображение красочного богатства натуры
1.
Правила поведения на пленэре.
Восприятие форм окружающей природы и воспроизведение их в рисунке. Классика в формах и проявлениях природы и классических музыкальных произведениях
7,5
2.
Перспектива – кажущееся изменение форм и размеров предметов и их окраски на расстоянии
3.
Линейная перспектива
4.
Воздушная перспектива
Раздел 2. Живопись акварелью
5.
Путешествуем по царству цвета. Цветовой круг
6.
Техника мокрым по мокрому. Цветы, деревья, ландшафты
7.
Техника лессировки
8.
Техника монотипии
Раздел 3. Развитие фантазии на основе реальных образов
9.
Создание и развитие сказочной ситуации на основе реального действия
10.
Представление о конфликтах (добро и зло)
11.
На основе прослушанных музыкальных произведений (музыкальных образах и их сопоставлении) формирование представления о конфликте через столкновение линии, цвета, фактуры, мазка
12.
Цвет и звуки музыки как носители определенного характера, настроения, чувства (холодные оттенки – теплые оттенки)
13.
Изменение «характера» цвета и его «настроения» во взаимодействии с другими цветами
14.
Упражнения на смену предлагаемых обстоятельств (жарко, вдруг подул ветер, пошел дождь и т. д.)
15.
Герои – антагонисты из любимой сказки (индивидуальный рисунок с устным комментарием)
16.
Создание композиции с разнохарактерными персонажами (нахождение аналога музыкального и шумового решения их характеристики)
17.
Моделирование образа на основе заданной эмоции (музыкально-игровая импровизация, моделируемая на плоскость)
1,5
Раздел 4. Роспись (техники, приемы, изделия)
18.
Народные традиции в росписи дерева (Мезенская, Городецкая, Хохломская, Пермогорская росписи). Песни и игры данных губерний
19.
Мезенская роспись
20.
Городецкая роспись
21.
Хохломская роспись
22.
Пермогорская роспись
23.
Коллективная работа с ярко выраженным композиционным центром
Раздел 5. Натюрморт
24.
Знакомство с натюрмортом
25.
Натюрморт «Фруктовая сказка»
ИТОГО:
Й год обучения
№
п/п
Наименования разделов и тем
Количество часов аудиторной нагрузки
Раздел 1. Пленэр – правдивое отображение красочного богатства натуры
1.
Правила поведения на пленэре.
Освоение контраста форм в пространстве.
Сопоставление природных и искусственных форм
2.
Зарисовки деревьев разных пород и их частей
с составлением палитры зеленых тонов
3.
Работа над композицией «На лесной поляне»
Раздел 2. Живопись акварелью
4.
Цветовое настроение и движение цвета
5.
Ландшафт. Животные и цветовая перспектива
6.
Моделирование образа на основе образа заданной эмоции. Создание линии «поющей», «танцующей», «плачущей» (с использованием цветового и тонального контраста)
7.
Искусство переживания как путь к творчеству. Творческая композиция с «переживанием» известных картин и скульптур (свободный выбор репродукций)
8.
Моделирование и отображение образа через звучание. Выразить в цветовом и композиционном решении услышанные звуки природы
9.
Погружение в эмоциональный мир движения (шумовые загадки)
Раздел 3. Развитие фантазии на основе реальных образов
10.
Сказочные образы
11.
Формирование навыков выражения характера персонажей штрихом, линией, цветовым пятном, объемной массой
12.
Фантазия на основе трансформации образов предметного мира (сочинение и создание необыкновенных историй с обыкновенными вещами), воплощение событий на плоскости
13.
Образное восприятие и создание цветовой, линейной и пространственной композиции: цвет – звук, цвет – настроение, линия – интонация, линия – пространство, пространство и форма
14.
Развитие способности улавливать взаимосвязь между цветом, звуком, движением, формой
15.
Создание композиции на передачу настроения, впечатления, удивления, полученных от прочитанной сказки
Соблюдение правил техники безопасности при работе на стекле. Техника выполнения витражей
25.
Изготовление подсвечника из бутылки
26.
Витраж на стекле по задуманной композиции
Раздел 9. Изготовление игольницы
27.
«Гномик». Построение выкройки по лекалам. Склеивание и прошивание деталей
ИТОГО:
Й год обучения
№
п/п
Наименования разделов и тем
Количество часов аудиторной нагрузки
Раздел 1. Секреты флористики
1.
Правило поведения в природе (экскурсия)
2.
Изготовление объемной композиции «Изящные букеты»
4.
Пейзажные зарисовки с применением бересты
5.
Зимний пейзаж с использованием листьев тополя
Раздел 2. Поделки из природных материалов
6.
Техника безопасности при работе с природным материалом
7.
Шишки. «Еловый человечек», «лесовички»
8.
Составление панно из скорлупы орехов различных деревьев (самостоятельное композиционное решение)
Раздел 3. Коллаж
9.
Технология изготовления коллажа
10.
Материалы и оборудование
11.
Групповая работа «На детской площадке»
Раздел 4. Работа с шерстью
12.
Техника выполнения изделия из шерсти методом валяния, последовательность многорядного наложения шерсти
13.
Составление композиции для изготовления настенного панно «Праздник!»
14.
Изготовление ярких кисточек
15.
Изготовление бубонов
Раздел 5. Вышивка крестом
16.
Соблюдение правил техники безопасности при вышивании. Болгарский крест
17.
Разработка эскиза рисунка
18.
Вышивка на вафельном полотенце белого цвета
Раздел 6. Изделия из кожи и бисера
19.
Соблюдение правил техники безопасности при работе с кожей. Украшения из кожи и бисера
20.
Квадратный кулон
21.
Брошь из крупного бисера «Фиалка»
22.
Насекомые из бисера «Божья коровка», «Стрекоза», «Бабочка»
Раздел 7. Витражи
23.
Изготовление витражей на керамическом покрытии. Рисунок на чашке
24.
Панно на керамической плитке «Веселые утята»
Раздел 8. Аппликация
Соблюдение правил техники безопасности
Прихватка. Композиционное решение в круге и в квадрате
ИТОГО:
Й год обучения
№
п/п
Наименования разделов и тем
Количество часов аудиторной нагрузки
Раздел 1. Секреты флористики
1.
Правило поведения в природе. Особенности хранения растений
2.
Коротко о колорите натюрморта. Рефлексы, тени. Корзина сирени
3.
Изготовление на бересте фигурок животных из виноградной лазы и морской капусты
Раздел 2. Поделки из природных материалов
4.
Изготовление разных видов корабликов
5.
Изготовление букета цветов из семян ясеня
6.
Композиция «На лесной полянке»
Раздел 3.Изготовление мягкой игрушки «Слон»
7.
Техника безопасности при пошиве ручных изделий. Изготовление выкройки слона
8.
Сборка изделия по этапам
Раздел 4. Работа с шерстью
9.
Изготовление бус
10.
Изготовление панно «Времена года»
Раздел 5. Вышивка гладью
11.
Соблюдение правил техники безопасности при вышивании. Знакомство с видами швов: шов «вперед иголку», «вперед иголку в два приема», «строчка», «петельный шов», «тамбурный шов»
12.
Односторонняя счетная гладь, двусторонняя свободная гладь без настила, свободная гладь с настилом