Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные виды деятельности. Ведущая деятельностьОсновным, исторически первым видом деятельности человека является труд. В процессе онтогенеза появляются игровая и учебная деятельности, связанные с трудом и производные от него. Таким образом, основными видами деятельности выступают: игра, учение, труд. Каждый из этих видов деятельности имеет свою структуру, свои психологические особенности, свое целеназначение и реализуется в конкретных видах человеческой деятельности: художественной, производительной, спортивной, инженерной, педагогической, научной, практической и пр. Все основные виды деятельности присутствуют в жизни каждого человека. В их недрах происходит развитие психики и личности. Игра – это особый вид деятельности, результатом которого не ставится производство какого-либо материального или идеального продукта. Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Труд это сознательная, целенаправленная деятельность, результат которой содержится в представлении человека и регулируется волей в соответствии с поставленной целью. Труд человека – условие развития общества. На каждой ступени возрастного развития определенная деятельность приобретает ведущее значение в формировании новых психических процессов и свойств личности они играют разную роль. А.Н. Леонтьев ввел понятие ведущей деятельности. Ведущей называется деятельность, в которой развиваются: а) другие виды деятельности; б) психические процессы; в) личность ребенка на данном возрастном этапе. Освоение любого, конкретного вида деятельности подчиняется общим закономерностям развития деятельности. Давыдов В.В. выделяет ряд общих закономерностей развития деятельности: 1) существует процесс возникновения, формирования и распада любого, конкретного вида деятельности (игровой, учебной, трудовой); 2) структурные компоненты деятельности постоянно меняют свои функции, превращаясь друг в друга (например, потребности конкретизируются в мотивах, действие может стать операцией и наоборот и т.д.); 3) различные виды деятельности взаимосвязаны в едином потоке человеческой жизни (учебная деятельность – её взаимосвязь с игрой и трудом, со спортом и т.д.); 4) каждый вид деятельности первоначально возникает и складывается в своей внешней форме, как система развернутых взаимоотношений между людьми.
Контрольные вопросы по теме: 1. Что такое деятельность? В чем коренное отличие деятельности человека от поведения животных? 2. Что из деятельности человека, и при каких условиях может быть передано для выполнения техническим устройствам, а что при всех обстоятельствах останется за человеком? 3. Что объединяет и что отличает труд, учение, игру как основные виды деятельности? 4. Какие объективные и субъективные факторы влияют на продуктивность навыков, как и почему? 5. В чем проявляется и как характеризуется утомление и переутомление? Чем можно его снять или уменьшить? 6. Какие навыки вы считаете необходимыми сформировать у учащихся в процессе обучения по преподаваемому вами предмету? Как следует организовать упражнения по выработке навыков? Какие ошибки при этом допускают учителя? Литература: 1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980. 2. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979. 3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1979. 4. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. М., 1991. № 2.
Формы взаимодействия человека с окружающим миром. Личность. Индивид. Субъект. Универсум. Индивидуальность. Основное содержание темы: понятие о человеке; человек как существо разумное; человек как существо моральное; человек как существо созидающее; формы взаимодействия человека с окружающим миром; понятие личности в психологии; психологическая структура личности; направленность личности; активность личности; индивид; индивидуальность; понятие «субъект» в психологии; универсум как высшая степень духовного развития человека, осознающего свое бытие и место в мире. Понятие о человеке В феномене человека можно выделить несколько аспектов. Человек это: существо многостороннее, многомерное и сложно организованное; органическое существо. Но человеческие органические потребности принципиально отличаются от потребностей животных. Человек отличен свободным их переживанием: волевым усилием он способен подавить голод и жажду, страх и боль, если в этом он видит для себя смысл. Превосходство над животными биологически обеспечивается человеку только наличием у него коры головного мозга, чего ни у одного животного нет. Кора головного мозга состоит из 14 миллиардов нейронов, функционирование которых служит материальной основой духовной жизни человека – его сознания, способностей к труду и к жизни в обществе. Кора головного мозга с избытком обеспечивает простор для бесконечного духовного роста и развития человека и общества. Достаточно сказать, что на сегодня за всю свою долгую жизнь человека в лучшем случае включается в работу только 1 миллиард – всего 7% – нейронов, а остальные 13 миллиардов – 93 % – остаются неиспользованным «серым веществом». В биологической природе человека генетически закладывается общее состояние здоровья и долголетие; темперамент, который бывает одним из четырёх возможных типов: холерический, сангвинистический, меланхолический и флегматический; таланты и склонности. При этом следует учесть, что каждый человек – это биологически не повторный организм, структуры его клеток и молекул ДНК (генов). Подсчитано, что нас, людей, на Земле за 40 тысяч лет родилось и умерло 95 миллиардов, среди которых не было хотя бы одного второго идентичного. Человек – общественное существо. Он включен в систему социальных связей и отношений, является носителем социальной и статусно-ролевой позиции. Становление человека происходит путём социализации новорождённого. Только в обществе и от общества человек приобретает свою общественную природу. В обществе человек усваивает человеческое поведение, руководствуясь при этом не инстинктами, а общественным мнением; в обществе обуздываются зоологические инстинкты; в обществе человек усваивает выработанный в данном обществе язык, обычаи и традиции; здесь же человек воспринимает накопленный обществом опыт производства и производственных отношений. Деятельная, преобразовательно-созидающая сущность человека – его стержневая характеристика. Он не может жить без смысла жизни. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил: «Возьмите любого человека, удовлетворите все его потребности, но лишите его смысла жизни – и вы увидите, каким жалким он будет». Наличие у человека внешней (непосредственно наблюдаемой) и внутренней (скрытой от посторонних глаз) жизни, он – носитель сознания. Самая глубинная суть человека как родового существа есть духовность. К основным проявлениям его духовности относят: совесть, смысл жизни, высшие ценности, нравственные чувства и переживания.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |