Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая готовность к школьному обучению

Готовность к систематическому обучению в школе – важнейшее новообразование дошкольного возраста. Являясь итогом развития ребенка на протяжении первых семи лет жизни, она обеспечивает переход ребенка к новой для него позиции школьника.

Психологическая готовность к школе (синоним: школьная зрелость) — комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе. Включает следующие составляющие: 1) мотивационную готовность — положительное отношение к школе и желание учиться; 2) умственную или познавательную готовность — достаточный уровень развития мышления, памяти и др. познавательных процессов, наличие определенного запаса знаний и умений; 3) волевую готовность — достаточно высокий уровень развития произвольного поведения; 4) коммуникативную готовность — способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отношение ко взрослому как к учителю.

Кризис 7 лет непосредственно связан с готовностью ребенка к школе.

Социальная ситуация развития

До семи лет взрослый остается центром мира детей. Появляется потребность в сотрудничестве с другими детьми. После пяти лет общение становится внеситуативно – личностным.

Ведущая деятельность

Игра как освоение норм поведения и деятельности людей.

Основные новообразования

Иерархия мотивов, произвольность поведения, но непроизвольность всех психических процессов, понимание норм и правил социальных взаимоотношений, «интеллектуализация аффекта» (Выготский Л.С.), внутренняя позиция (Божович Л.И.). Центральное новообразование – соподчинение мотивов, самосознание, произвольность.

Кризис 7 лет

Основные симптомы: переоценка ценностей, обобщение переживаний, возникновение внутренней жизни ребенка, смысловая ориентировочная основа поступка, утрата детской непосредственности. Внешне он проявляется в демонстративности, манерничаньи, кривляньи. Этот кризис называют рождением социального «Я» в ребенке.

Контрольные вопросы по теме:

1. Какой вид деятельности является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте?

2. Каковы особенности социальной ситуации развития в дошкольном возрасте?

3. Какие виды продуктивной деятельности характерны для дошкольников?

4. Каковы этапы развития познавательных процессов в дошкольном возрасте?

5. Какова роль обучения в формировании произвольности психических процессов?

6. Каковы особенности развития воображения в дошкольном возрасте?

7. Каковы этапы развития речи в дошкольном возрасте?

8. Каковы особенности личностного развития в дошкольном возрасте?

9. Какова сущность психологической готовности к школе?

10. Что включает в себя понятия «школьная зрелость»?

11. В чем сущность кризиса семи лет?

Литература:

1. Башаева Т.В. Развитие восприятия: дети3-7 лет. Ярославль. 2000.

2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб.пос. для студ. / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. М., 1999. (кризис 7 лет).

3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. С.-Пб. – 1999.

4. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб.пос. для студ. / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. М., 1999.

5. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.2. М., 1996.

6. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение: дети 5-7 лет. Ярославль. 2000.

7. Козырева Л.М. Развитие речи: дети до 5 лет. Ярославль. 2000.

8. Крайг Грейс. Психология развития. СПб, 2000.

Психическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте

Основное содержание темы: социальная ситуация развития ребенка младшего школьного возраста; учебная деятельность – ведущая деятельность в младшем школьном возрасте; особенности познавательной сферы в младшем школьном возрасте; развитие личности в младшем школьном возрасте. Основные новообразования младшего школьника.

 

Социальная ситуация развития ребенка младшего школьного возраста. Учебная деятельность – ведущая деятельность в младшем школьном возрасте

Младший школьный возраст охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. Начальный этап полностью определялся кризисом 6-7 лет, когда ребенок сочетает в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. У дошкольника имеется две сферы социальных отношений – «ребенок-взрослый» и «ребенок-дети». В школе возникает новая структура этих отношений. Система «ребенок-взрослый» дифференцируется на «ребенок-учитель» и «ребенок-родитель».

Отношение «ребенок-учитель» выступает для ребенка отношением «ребенок-общество» и начинает определять его отношения к родителям и другим детям.

Учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте, ее формирование обусловливает главнейшие изменения в психических процессах, особенностях личности ребенка на данной стадии онтогенеза (А.Н.Леонтьев, 1981). С точки зрения Э. Эриксона, личность либо будет проявлять трудолюбие и стремление к самосовершенствованию; либо у нее будет возникать чувство социальной и психологической неполноценности. Это во многом зависит от отношений ученик - учитель. Учитель является центром его жизни (даже в тех случаях, когда ребенок «не принимает» педагога), на нем «завязывается» эмоциональное самочувствие ребенка. Не сложившиеся отношения с учителем могут породить страхи, тревоги, нежелание ходить в школу, «школьный невроз».

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...