Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина

Теория поэтапного формирования умственных действий – концепция, представляющая собой общие психологические основы формирования знаний, умений и навыков с заранее заданными свойствами на основе определенного плана и программы их поэтапного развития.

Исходные положения этой теории: всякое внутреннее психическое есть превращенное, интериоризованное внешнее, сначала психическая функция выступает как интерпсихическая, затем как интрапсихическая (Л.С. Выготский); психика (познание) и деятельность суть единство, а не тождество: психическое формируется в деятельности, деятельность регулируется психическим – образом, мыслью, планом (С.Л. Рубинштейн); психическая, внутренняя деятельность имеет такую же структуру, что и внешняя, предметная (А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина); психическое развитие имеет социальную природу; деятельностная природа психического образа позволяет рассматривать в качестве его единицы – действие.

Гальперин П.Я. разграничил две части осваемого предметного действия: его понимание (ориентировочная часть) и умение его выполнять (исполнительная часть). Автор придавал особое значение ориентировочной части, считая ее «управляющей инстанцией».

Ориентировочная основа действия (ООД) – это та система условий, на которую опирается человек при выполнении действия.Она направлена: на правильное и рациональное построение исполнительной части; на выбор одного из возможных исполнений.

Самостоятельное составление ООД может происходить двумя разными путями: путем «проб и ошибок» в самом процессе выполнения действия или путем сознательного применения общего приема (метода).

Усвоение знаний и включающих их действий идет успешней, когда исходная форма является материализованной. Порядок перехода таков: от материальной (материализованной) к перцептивной, от нее к внешне речевой, затем через форму внешней речи про себя – к умственной.

Полноценное формирование действия требует последовательного прохождения 6 этапов, из которых: два – предварительные, 4 – основные.

1 этап – мотивационный; 2 этап – ориентировочный; 3 этап – материальный; 4 этап – внешнеречевой; 5 этап – беззвучной устной речи; 6 этап – умственного или внутриречевого действия.

 

Теории развивающего обучения

Дидактико-методическая система Л.В. Занкова. Общее развитие исследователь понимал в его «всеобъемлющем значении», охватывающем физическое и психическое развитие. В процессе обучения, согласно Л.В. Занкову возникают не знания, умения и навыки, а их психологический эквивалент – новообразования в виде когнитивных (познавательных) структур. Они выражаются в особенностях психической деятельности: в перцепции, мышлении, речи, уровне произвольного поведения, в количестве и четкости знаний и умений. Сложные структуры создаются из более простых. Однако они никогда из них не складываются, а в совокупности порождают новое качество. Появление новообразований не задается напрямую обучением, а возникает в результате интеграционных процессов. Каждое новообразование становится плодом взаимодействия всех сфер психики (ума, воли, чувств) и продвигает личность в целом. В этом Л.В. Занков видел суть развития.

Были сформулированы следующие принципы обучения.

Принцип обучения на высоком уровне трудности означает не столько то, что обучение превышает «среднюю норму трудности», сколько то, что оно раскрывает духовные силы ребенка, дает им простор и направление.

Принцип быстрого темпа в изучении программного материала органично связано с принципом обучения на высоком уровне трудности. Это предполагает отказ от однообразного повторения пройденного. При этом самое важное – непрерывное обогащение школьников все новыми и новыми знаниями.

Принцип ведущей роли теоретических знаний был выдвинут в противовес традиционным представлениям о конкретности мышления младших школьников. Принцип не отрицает роли образных представлений учащихся, но нельзя считать конкретное мышление ведущим показателем уровня умственного развития младших школьников.

Принцип осознания школьниками процесса учения.Л.В. Занков подчеркивал важность понимания учебного материала учащимися, умения применять теоретические знания на практике, овладения мыслительными операциями, а также признавал необходимость позитивного отношения школьников к учебному труду. Все это необходимо, но недостаточно для успешного обучения. Именно процесс овладения знаниями должен стать предметом осознания ученика.

Принцип целенаправленной и систематической работы по развитию (сильных и слабых) учащихся предполагает индивидуализацию и вариативность процесса обучения. При традиционной методике обучения на слабых учеников обрушивается лавина тренировочных упражнений. Л.В. Занков доказал обратное: перегрузка неуспевающих тренировочными заданиями не способствует их развитию, а увеличивает их отставание. Неуспевающие более других нуждаются в систематическом обучении.

Теория развивающего обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина.

Эта дидактическая система направлена на формирование учебной деятельности и ее субъекта в процессе усвоения теоретических знаний посредством выполнения анализа, планирования и рефлексии.

Давыдов В.В. теоретически разработал новую систему обучения с направлением, обратным традиционному: от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от системного к единичному. Развивающееся в процессе такого обучения мышление ребенка названо В.В. Давыдовым теоретическим, а само обучение – развивающим. При этом он опирался на идею Д.Б. Эльконина о том, что обучение свою ведущую роль в умственном развитии осуществляет, прежде всего, через содержание усваиваемых знаний, производным от которого являются методы (или способы) организации обучения.

Отличительные особенности развивающего обучения:

· обучение должно быть направлено на создание зон ближайшего развития, способствующих формированию психических новообразований;

· основными линиями развития являются: формирование учебной деятельности и ее субъекта, абстрактно-теоретическое мышление и произвольное управление поведением;

· обучение ориентировано не только на ознакомление с фактами, но и на познание отношений между ними, установление причинно-следственных связей, на превращение отношений в объект изучения.

 

Контрольные вопросы по теме:

1. В чем сущность традиционного обучения?

2. Каковы особенности проблемного обучения?

3. В каких случаях возникают проблемные ситуации?

4. Назовите основные достоинства и недостатки проблемного обучения.

5. В чем сущность программированного обучения?

6. Охарактеризуйте теорию поэтапного формирования умственных действий.

7. Назовите основные характеристики развивающего обучения.

8. Дайте характеристику основных принципов дидактической СРО Л.В. Занкова.

9. Назовите некоторые особенности СРО Эльконина –Давыдова.

 

Литература:

1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

2. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1999.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб пособие. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997.

4. Казанская В.Г. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2005. .

5. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М., 1998.

7. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М., 2005.

8. Селевко Г.К. Технологии развивающего образования. М.: 2005.

 

Психология воспитания

Основное содержание темы: сущность воспитания, особенности воспитательного процесса, цель воспитания, критерии воспитанности, содержание воспитания, принципы воспитания.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...