Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гуманистическая школа психологии (Олпорт, Маслоу, Роджерс)

Бихевиоризм (Уотсон) и Необихевиоризм (Толмен)

Бихевиоризм.

Эта школа (сообщество ученых, работающих в одном направлении) возникла начале 20-х годов 20-го века в Америке.

Основатель Дж.Уотсон.

(1878-1958)

Это было протестное направление предшествующему периоду развития науки.

Бихевиористы критиковали своих предшественников за то, что они не могли решить ни одной практической проблемы, за субъективность, за изучение души, сознания человека.

1913г. –Дж.Уотсон опубликовал статью «Психология, с точки зрения бихевиориста», в которой изложил основы новой теории, которая получила название Классический бихевиоризм.

Основные положения Классического Бихевиоризма:

1. Психология не должна изучать психику, а должна изучать поведение индивида (животных и людей)

Уотсон не видел принципиальной разницы между психикой животных и людей, выделяя только одно отличие – речь.

2. Предмет психологии – поведенческие реакции индивида

3. Уотсон установил, что реакции индивида возникают не сами по себе, а порождаются стимулами.

4. Поведенческие реакции и стимулы можно изучать и регистрировать объективными методами (наблюдение, фото-, видеосъемка)

5. Бихевиоральная схема поведенческой реакции выглядит так: S→R (стимул →поведенческая реакция)

Прикладная задача психологии:

Установление закономерной связи между поведенческими реакциями и стимулами, которые эти реакции вызывают, чтобы прогнозировать реакцию на стимул и стимул, вызывающий определенные реакции.

Дж.Уотсон установил, что человек рождается с врожденным числом поведенческих реакций, которыми он реагирует на стимул. Эти реакции недостаточны для выживания индивида в изменяющихся условиях, поэтому животные и люди обучают своих детенышей сложным реакциям.

Поэтому, проблема обучения, а также проблема выработки навыков – стали основной, глобальной для бихевиористов.

Согласно Классическому Бихевиоризму, Ошибочные поведенческие реакции объясняются ошибками обучения.

Поэтому, главная задача психотерапевтической работы с такими индивидами – переучивание их, обучение правильным реакциям в ответ на стимулы –это Ошибки обучения.

Главная задача психотерапевтической работы – переучивание, обучение правильным реакциям людей. Обучение и переобучение осуществляются в основном с помощью тренингов.

 

Необихевиоризм.

Основатель – Э. Толмен.

Он доказал, что поведенческая реакция индивида в ответ на стимул зависит от тех процессов, которые протекают в голове индивида, от его интересов, потребностей, способностей, представлений, знаний, состояний.

Т.о. бихевиоральная схема поведения изменилась: S→психика индивида→R.

Толмен признал влияние психики на поведенческие реакции индивида и этим дискредитировал концепции классического бихевиоризма.

Психику Толмен называл «Когнитивная карта».

В 1932 г. он выпустил книгу «Целевое поведение человека и животных», в которой выделил черты поведенческого акта:

1. Целесообразность

2. Понятность

3. Изменчивость

Другой необихевиорист К.Халл доказал, что:

1. Сила реакции в ответ на стимул зависит от потребности индивида в стимуле

2. Связь стимул-реакция возникает быстрее при подкреплении, т.е. если индивид за счет реакции овладевает стимулом.

3. Он же описал такое явление, как «Градиент целей»: Проводя опыты с крысами он доказал, что скорость продвижения крыс в лабиринте при повторе выше в конце пути, количество ошибок при повторе больше в начале лабиринта.

Б.Скиннер доказал, что в ответ на стимул индивиды реагируют следующими видами поведения:

· Безусловно-рефлекторное

· Условно-рефлекторное

· Оперантное(он заметил, что у индивида возникают ситуации, когда на определенный стимул индивид пытается реагировать методом проб и ошибок, при этом какая-то определенная реакция приводит к позитивному исходу – эта реакция и закрепляется)

Скиннер известен тем, что на основе бихевиоральной схемы разработал теорию программированного обучения людей.

Основу обучения составляет программированный учебник. В этом учебнике материал разбит на взаимосвязанные части (блоки/модули). После изучения человеком модуля предусмотрено тестирование. Оценка за тестирование – есть стимул, предписывающий ему изучение нового блока, а при отрицательном результате человеку предписывается повторное изучение данного модуля. По окончании изучения дисциплины предусмотрено итоговое тестирование.

Скиннер разработал требования, предъявляемые к учебнику:

· Научность

· Наглядность

· Доступность

· Логичность

· Последовательность изложения учебного материала.

По его мнению учебник позволяет индивидуализировать обучение, предоставить индивидуальный темп изучения предмета человеку.

Социальный бихевиоризм – это когда люди взаимно стимулируют поведение друг друга, а стимулами выступают требования, просьбы, рекомендации, угрозы, деньги, ожидания и т.п.

 

Бихевиоризм (Уотсон) и Необихевиоризм (Толмен)

Бихевиоризм.

Эта школа (сообщество ученых, работающих в одном направлении) возникла начале 20-х годов 20-го века в Америке.

Основатель Дж.Уотсон.

(1878-1958)

Это было протестное направление предшествующему периоду развития науки.

Бихевиористы критиковали своих предшественников за то, что они не могли решить ни одной практической проблемы, за субъективность, за изучение души, сознания человека.

1913г. –Дж.Уотсон опубликовал статью «Психология, с точки зрения бихевиориста», в которой изложил основы новой теории, которая получила название Классический бихевиоризм.

Основные положения Классического Бихевиоризма:

1. Психология не должна изучать психику, а должна изучать поведение индивида (животных и людей)

Уотсон не видел принципиальной разницы между психикой животных и людей, выделяя только одно отличие – речь.

2. Предмет психологии – поведенческие реакции индивида

3. Уотсон установил, что реакции индивида возникают не сами по себе, а порождаются стимулами.

4. Поведенческие реакции и стимулы можно изучать и регистрировать объективными методами (наблюдение, фото-, видеосъемка)

5. Бихевиоральная схема поведенческой реакции выглядит так: S→R (стимул →поведенческая реакция)

Прикладная задача психологии:

Установление закономерной связи между поведенческими реакциями и стимулами, которые эти реакции вызывают, чтобы прогнозировать реакцию на стимул и стимул, вызывающий определенные реакции.

Дж.Уотсон установил, что человек рождается с врожденным числом поведенческих реакций, которыми он реагирует на стимул. Эти реакции недостаточны для выживания индивида в изменяющихся условиях, поэтому животные и люди обучают своих детенышей сложным реакциям.

Поэтому, проблема обучения, а также проблема выработки навыков – стали основной, глобальной для бихевиористов.

Согласно Классическому Бихевиоризму, Ошибочные поведенческие реакции объясняются ошибками обучения.

Поэтому, главная задача психотерапевтической работы с такими индивидами – переучивание их, обучение правильным реакциям в ответ на стимулы –это Ошибки обучения.

Главная задача психотерапевтической работы – переучивание, обучение правильным реакциям людей. Обучение и переобучение осуществляются в основном с помощью тренингов.

 

Необихевиоризм.

Основатель – Э. Толмен.

Он доказал, что поведенческая реакция индивида в ответ на стимул зависит от тех процессов, которые протекают в голове индивида, от его интересов, потребностей, способностей, представлений, знаний, состояний.

Т.о. бихевиоральная схема поведения изменилась: S→психика индивида→R.

Толмен признал влияние психики на поведенческие реакции индивида и этим дискредитировал концепции классического бихевиоризма.

Психику Толмен называл «Когнитивная карта».

В 1932 г. он выпустил книгу «Целевое поведение человека и животных», в которой выделил черты поведенческого акта:

1. Целесообразность

2. Понятность

3. Изменчивость

Другой необихевиорист К.Халл доказал, что:

1. Сила реакции в ответ на стимул зависит от потребности индивида в стимуле

2. Связь стимул-реакция возникает быстрее при подкреплении, т.е. если индивид за счет реакции овладевает стимулом.

3. Он же описал такое явление, как «Градиент целей»: Проводя опыты с крысами он доказал, что скорость продвижения крыс в лабиринте при повторе выше в конце пути, количество ошибок при повторе больше в начале лабиринта.

Б.Скиннер доказал, что в ответ на стимул индивиды реагируют следующими видами поведения:

· Безусловно-рефлекторное

· Условно-рефлекторное

· Оперантное(он заметил, что у индивида возникают ситуации, когда на определенный стимул индивид пытается реагировать методом проб и ошибок, при этом какая-то определенная реакция приводит к позитивному исходу – эта реакция и закрепляется)

Скиннер известен тем, что на основе бихевиоральной схемы разработал теорию программированного обучения людей.

Основу обучения составляет программированный учебник. В этом учебнике материал разбит на взаимосвязанные части (блоки/модули). После изучения человеком модуля предусмотрено тестирование. Оценка за тестирование – есть стимул, предписывающий ему изучение нового блока, а при отрицательном результате человеку предписывается повторное изучение данного модуля. По окончании изучения дисциплины предусмотрено итоговое тестирование.

Скиннер разработал требования, предъявляемые к учебнику:

· Научность

· Наглядность

· Доступность

· Логичность

· Последовательность изложения учебного материала.

По его мнению учебник позволяет индивидуализировать обучение, предоставить индивидуальный темп изучения предмета человеку.

Социальный бихевиоризм – это когда люди взаимно стимулируют поведение друг друга, а стимулами выступают требования, просьбы, рекомендации, угрозы, деньги, ожидания и т.п.

 

Гуманистическая школа психологии (Олпорт, Маслоу, Роджерс)

Эта школа возникла в середине 20 века в США, как протестная всем другим школам.

Они критиковали:

Бихевиоризм – за то, что те исследовали не личность, а поведение,

Психоанализ – за то, что его представители исследовали в личности бессознательное

Деятельностную психологию – за то, что они исследовали деятельность личности, но не личность.

Эта школа личностно-ориентированная.

Предмет психологии – Личность.

Главные задачи психологии: выявление психологических закономерностей развития самоактуализирующейся личности (личности высокого уровня развития).

Самоактуализация – это свободное развитие личностью своих способностей и талантов.*

Г.Олпорт (1897-1967) – известный американский ученый, исследователь личности. Основные идеи изложил в работах: «Становление личности», «Теория личности». Дал определение Личности (философское).

Личность – это открытая саморазвивающаяся сущность. Каждая личность уникальна.

Личность – социальное существо, развивающееся в социальной среде. Взаимодействуя с другими людьми, личность приобретает социальные черты (диспозиции), причем общие и индивидуальные.

Эти черты (целеустремленность, настойчивость, доброжелательность и т.д. – их более 500) он называл инструментальными. Они создают разные инструменты для достижения целей.

Набор этих черт образует структуру личности.

Личность – это система черт. Личность знает свои черты.

 

Структура личности по Олпорту: личные диспозиции, проприум, осознающая личность (субъективная личность).

 

Оллпорт тщательно разделял общие черты и индивидуальные черты, которые он называл личными диспозициями.

Общие черты - это те стороны человеческой личности, которые делают возможным сравнение индивидуумов.

Личные диспозиции – специфические и индивидуальные, а общие черты присущи многим людям.

Личные диспозиции бывают Кардинальными, Центральными, Вторичными.

Кардинальная диспозиция – это редко встречающийся тип личной диспозиции. Некоторые люди обладают выделяющейся характеристикой или главной страстью, настолько преобладающей, что она доминирует над всей их жизнью. Кардинальные диспозиции столь очевидны, что их невозможно спрятать, почти все дела в жизни человека вращаются вокруг одной кардинальной диспозиции. У большинства людей нет кардинальной диспозиции, но существует небольшое количество людей, которые часто известны по одной-единственной характеристике. Слова "донкихотский", "шовинистический", "садистский", "мазохистский", "донжуан" и тому подобные являются примерами таких кардинальных диспозиций. Когда эти названия используются для описания свойств других людей, они становятся общими чертами.

Центральные диспозиции – это те черты, которые могут быть перечислены в точном описании или рекомендации, написанными кем-то, кто знает данного человека достаточно хорошо. Обычно они включают от пяти до десяти наиболее выдающихся характеристик, вокруг которых концентрируется жизнь человека.

Вторичные диспозиции – это менее заметные и менее пригодные для характеристики личности индивидуальные черты. Это могут быть предпочтения в музыке и стиле одежды, какие-то ситуационно обусловленные черты. Каждый имеет множество вторичных диспозиций, не слишком важных для описания данной личности, но проявляющихся тем не менее с некоторой регулярностью и ответственных за многие специфичные моменты в поведении человека.

Проприум (собственное) – это типы поведения и характеристики, которые мы воспринимаем как близкие, центральные и важные для нашей жизни. В качестве центра личности проприум включает те стороны личности, которые рассматриваются как важные для чувства самоидентификации и самовозвышения. В понятие проприума входят характерные модели поведения и мышления и ценности человека, так же как и та часть сознания, которая является характерной для конкретной личности и соответствует убеждениям взрослого человека.

Только что родившийся младенец, утверждал Оллпорт, не имеет проприума и личности, потому что у него еще нет никаких характерных моделей поведения и мышления. Таким образом, новорожденный - это лишь потенциальная личность, которая может строиться на основе его генетических данных. В отличие от большинства психологов, Оллпорт считал первый год жизни наименее важным. Ощущение себя как личности, развиваясь от момента рождения до зрелых лет, проходит несколько стадий, частично перекрывающих друг друга и образующих единый последовательный ряд.

Оллпорт рассматривает следующие семь аспектов проприума, проявляющиеся на последовательных стадиях формирования личности: ощущение своего тела, чувство постоянной самоидентификации, самоуважение, расширение своей личности, образ себя, рациональная личность и собственные стремления.

Самоидентификация - понимание, кто есть я, включает мои мысли и чувства, а также мои воспоминания о них и мое восприятие всего этого как своего.

Самоуважение - это свойство проприума, порождающее гордость, эгоизм, нарциссизм и другие действия или чувства, связанные с возвеличиванием собственного "я".

Расширение личности – личность включает в себя все, что ей принадлежит (одежду, технику, домашних животных т.д.) и близких людей.

Образ себя. В образе себя выражается видение своих способностей, своего статуса и своей роли в настоящий момент, сюда также входят стремления или будущие цели.

Рациональная личность - включает способность рационально объяснять и отрицать, а также способность корректно рассуждать и находить решения жизненных проблем. Рациональная личность ответственна за абстрактное и рефлективное мышление и за умение приспосабливать свои нужды к требованиям окружающего мира.

Собственные стремления - являются причиной определенной последовательности в действиях и размышлениях и позволяют человеку ставить перед собой цели, создавая напряжение, а не просто уменьшать его.

Собственные стремления - это стремления, близкие человеку, то есть те, которые воспринимаются им как "именно его". Они основаны на воспоминаниях о прошлом опыте, но включают и мысли о будущем в форме реалистического планирования и намерений. Цели, устанавливаемые собственными стремлениями, на самом деле недостижимы, потому что люди хотят постоянно создавать новые напряжения и стремиться к целям, которых они могут никогда не достигнуть.

Личность и проприум - не синонимы, поскольку понятие личности включает в себя множество привычек, эмоций, черт, общепринятых обычаев, оппортунистических стремлений, приспособленческих шаблонов и случайных факторов, не являющихся близкими и центральными для человека.

Осознающая личность (субъективная личность) - это "я", которое осознает "себя" как объект. Когда я думаю о своей личности, я могу думать только о моей объективной личности, то есть о моем физическом облике, о моей репутации, о моем образе себя и так далее. Но кто этот размышляющий "я"? Это - тоже моя личность, но это осознающая личность, которая не может быть частью проприума.

 

Закрепившись, эти черты становятся автономными и не зависят от давления общества.

Человек автономен и открыт для общества.

Олпорт – автор личностного многофакторного опросника MMPI, который диагностирует качества личности и по степени выраженности этих качеств он делает вывод о зрелости личности.

Замечания:

Он провозгласил, что Личность – ценность №1, что главное для Личности – это свободное развитие и самореализация.

Он поставил задачу – выявление закономерностей развития такой личности, но ни одну из закономерностей не открыл.Г.Олпорт – известная фигура в Америке. В 1939г. он стал Президентом Американской ассоциации психологов, а в 1964г. получил награду за выдающийся вклад в науку.

 

А.Маслоу (1908-1970) – выдающийся американский ученый, автор пирамиды потребностей человека.

Маслоу – 1-й Президент Американской ассоциации психологов.

Свои идеи изложил в работах: «Мотивация и личность», «Психология бытия».

Основные идеи:

Разработал классификацию потребностей личности (Пирамиду потребностей):

Зрелая личность обладает всеми потребностями.

Личность может осуществлять высшие потребности только тогда, когда низшие реализованы, что не совсем верно.

Делит потребности на высшие и низшие, что некорректно.

Он провозгласил личность социальным качеством, как продуктом общества, но приписал ей потребности индивидные (организменные/физиологические) – некорректно.

Маслоу дал характеристику самоактуализирующейся личности – она обладает всеми потребностями и, в том числе, самоактуализацией, креативностью, активностью, инициативностью, деловитостью (наличие приоритетов виде задач), самостоятельностью, свободой (от других людей и культуры).

К.Роджерс (1902-1987) – выдающийся американский ученый.

Роджерс был практиком. Представитель так называемой клиентоориентированной терапии.

Он представлял гуманистическое направление как практик.

Он считал, что человека окружает объективная действительность, объективный мир предметов, человек изучает этот мир и у него складывается система представлений об этом мире, субъективное представление.

Эти два мира должны соответствовать друг другу, быть конгруэнтными, но в силу ряда причин у человека складывается ошибочное представление об окружающей действительности (приукрашенное, неполное, неправильное). Возникает рассогласованность между объективным и субъективным мирами. У действующего человека возникают проблемы, трудности, он не может достигать поставленных целей в виду ошибочности представлений.

Нарушение конгруэнции порождает стресс, а стресс - это отказ от самореализации.

По мнению Роджерса задача психотерапевта заключается в том, чтобы посодействовать личности в овладении реальными представлениями об объективной действительности.

Некоторые замечания по поводу этой теории:

Эта теория, скорее всего, социологическая, а не психологическая т.к. она не оперирует образами. Их исследования носили философско-социологический характер, а не психологическими они были в минимальной степени.

В этой теории небольшой прикладной потенциал.

Их постулаты (выявление закономерностей развития самоактуализирующейся личности) так и остались на бумаге – ни одной из закономерностей развития личности представители этой школы так и не открыли.

 

3) Деятельностная школа психологии (Леонтьев)

Основоположником этой школы является Леонтьев А.Н. (1903-1979г).

Свои идеи выразил в работах: «Лекции по общей психологии», «Проблемы развития психики», «Деятельность. Сознание. Личность»

Основные положения теории:

Для того чтобы жить в буквальном смысле этого слова личность должна удовлетворять свои потребности.

Леонтьев выделил 3 группы потребностей:

1.Материальные – удовлетворяются вещественными предметами.

2.Социальные – удовлетворяется людьми, с которыми личность взаимодействует в деятельности и общается.

3.Духовные – удовлетворяются недостающими знаниями, способностями, чертами характера, привычками, состояниями.

Потребности - есть элемент психики личности. В головном мозге они представлены в виде образов различных нужд (образа голода, жажды и т.д.).

Предметы, удовлетворяющие потребность находятся вне человека, в окружающей действительности (в магазинах, базарах, лесах и т.д.).

Личность знает - имеет Представление о предметах удовлетворяющих ее потребность. Образы этих потребных предметов являются мотивами деятельности человека, они побуждают его осуществлять деятельность, посредством которой он овладевает этими предметами и ими же удовлетворяет свои потребности. Следовательно, человек осуществляет деятельности ради предметов удовлетворяющих его потребность.

Леонтьев доказал, что потребность не побуждает человека к конкретным видам деятельности, а побуждает мотив, который образуется на основе образа потребности.

Леонтьев дал несколько определений мотива:

Мотив – это психический образ потребного предмета, побуждающий человека к деятельности, посредством которой он овладевает предметом.

Мотив – это опредмеченная потребность, побуждающая человека к деятельности.

Мотив- это непосредственно воспринимаемый или представляемый, или мыслимый предмет, удовлетворяющий актуальную потребность человека и побуждающий его к деятельности, посредством которой он овладевает данным предметом.

Человек осуществляет деятельность в организации во взаимодействии с другими людьми, он не автономен в своей деятельности. Кроме того в организации человек выполняет специфическую деятельность (Б.Ф. Ломов).

Деятельность - это система взаимосвязанных действий, имеющее общественное назначение, осуществляемая личностью в организации во взаимодействии с другими людьми ради реализации своих собственных мотивов (Леонтьев).

Действие – это процесс, подчиненный достижению личностью какой-либо цели.

Взаимодействие – это действия людей по отношению друг к другу, обусловленные единством предмета, места и времени их деятельности.

Действия можно поделить (по Леонтьеву) на следующие виды:

1.Успешные и неуспешные

2.Завершенные и незавершенные

3.Сложные действия и простое действие

4.Длинные действия (включающие в себя большое количество элементов) и короткие действия

5.Действия долговременные и кратковременные

6.Ошибочные действия и безошибочные

7.Умственные действия (внутренние и внешние)

8.Действия, осуществляемые учителем вне ситуации взаимодействия и действия, совершаемые в ситуациях взаимодействия с другими людьми

Психологические предпосылки деятельности личностив организации – это определенные психические качества, свойства, особенности психических процессов и т.д. Это и есть особенности психических процессов.

Определенный вклад в разработку Теории деятельности внес С.Л. Рубинштейн, который дал характеристику различным видам деятельности человека: производственная, учебная, творческая (труд писателя, художника).

У Леонтьева и Рубинштейна обозначились разногласия в понимании мотива деятельности человека.

Леонтьев считал, что мотив – это опредмеченная потребность в головном мозге человека в виде психического образа потребного предмета.

Рубинштейн считал, что мотив –это любое побуждение к деятельности, сюда он относил: потребность, желание, хотение, интерес.

По мнению Леонтьева абстрактного желания не бывает, а бывает конкретное желание, представленное психическими образами предметов, людей, деятельности, которое и является конкретными мотивами, а потребность – не является мотивом. Только на основе потребности может образоваться мотив.

Линии (направления) изменения (развития) мотивов:

-изменение предмета содержания мотива – переопредмечивание

-изменение места конкретного мотива в структуре мотивов

-нейтрализация мотива

-изменение интенсивности мотива

-возникновение нового мотива

-от ложных к правильным

Переопредмечивание мотива:

1. Анализ – разделение образов (образа нужды и образа потребного предмета)

2. Синтез – соединение образов (образа нужды и образа другого потребного предмета).

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...