Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культурно-историческая школа психологии (теория происхождения и развития ВПФ человека Л.С. Выготского)

Теория происхождения и развития ВПФ человека.

Главный представитель этого направления – Выготский Л.С.

Свою теорию изложил в работах: «Мышление и речь», «Педагогическая психология», «Теория ВПФ» (опубликована в 4 и 6 томах).

Положение теории:

Животные обладают низшей психикой. Они рождаются и живут в природе и их психика развивается в соответствии с законами природы.

Психика человека является высшей, т.к. человек имеет означенное Представление (он знает о наличии у себя ощущений, восприятия, представления, может принюхаться, прислушаться и т.д. и знает это о других людях).

Он может выражать свои Представления о своих собственных ощущениях, внимании, памяти и др. в системе общественных взаимодействий с помощью речи, жестов и т.д.

Имея Представление обо всем этом человек может целенаправленно активировать их (прислушиваться и т.д.), т.е. человек может целенаправленно использовать свои Представления в действиях.

Имея Представление о психических особенностях других людей, человек может взаимодействовать с ними с учетом их особенностей (с агрессивным человеком вести себя осторожно). Человек может создавать благоприятные условия для развития психики других людей в деятельности (учитель). Человек может планировать и осуществлять определенный вид деятельности для развития в них недостающих качеств и свойств.

Человек может выбирать себе профессиональную деятельность, исходя из собственных психологических особенностей. Человек может содействовать другим людям в овладении ими Представлением о своей психике. Человек может исследовать, интерпретировать и записывать результаты исследования.

Такая психика возникает и развивается у людей благодаря тому, что они в ситуации взаимодействия и общения используют язык.

Язык– это система звуковых знаков, которые используются людьми для обозначения предметов, людей их свойств.

Речь – это психический познавательный процесс практического использования языка в ситуациях взаимодействия.

С момента рождения ребенок вовлекается взрослыми в объективно существующую систему социального взаимодействия и при содействии взрослых. Он овладевает означенным Представлением о предметах, людях, о взаимодействии с предметами и, действуя в соответствии со своими Представлениями, постепенно становится личностью, а главное, в ситуации взаимодействия он овладевает Представлением о своей психике, психических проявлениях других людей, он знает, что значит ощупать предмет, понюхать его и т.д. Со временем он получает возможность активировать свою психику, регулировать, контролировать ее с помощью внутренней речи – в этом заключается высшая психика людей.

Означивание – процесс образования Представления о предмете.

Означенное (высшее) Представление – это Представление, в структуру которого входит звуковой образ слова, характеризующего данный предмет.

 

5) Глубинная школа психологии (психоанализ Зигмунда и Анны Фрейд, Индивидуальная психология Адлера, теория К.Г.Юнга).

Эта школа называлась Глубинной, потому что ее представители исследовали глубинные процессы в личности – бессознательное.

Психоанализ

Зигмунд Фрейд (1856-1939)

Проходил стажировку во Франции у известного психиатра Жана Шарко, который лечил истерию методом гипноза и внушения, там Фрейд овладел методом гипноза.

В конце 19 века начал сотрудничать с Йозефом Брейером, который применял при лечении истерии метод свободных ассоциаций. Результатом явилось написание совместной работы исследования истерии – 1895г. Эта дата считается датой рождения психоанализа. В этой работе они с Брейером приходят к выводу, что истерические симптомы нередко порождаются вытесненными психотравмирующими воспоминаниями. Он делает вывод, что в основе истерических симптомов лежит сексуальная неудовлетворенность.

Свою теорию Фрейд изложил в работах: «Лекции по введению в Психоанализ», «По ту сторону принципа удовольствия», «3 эссе о сексуальности», «Психология бессознательного», «Я и Оно» и др.

В 1908г. создает «Венское психоаналитическое общество».

Во время первой мировой войны Фрейд работает в госпитале. По итогам этой работы рождается книга «По ту сторону принципа удовольствия», где он приходит к выводу, что поведение человека регулируется не только стремлением к увеличению наслаждения, но и стремлением к разрушению, и саморазрушению.

В работе «Моисей монотеизм» он рассматривает проблему общественного бессознательного.

Основные положения психоанализа.

Фрейд разработал три модели психики.

Структура психики по Фрейду:

Топографическая модель психики – с этой точки зрения в психики человека выделяется три подструктуры – сознание, предсознание и бессознательное.

Сознание - это те ощущения и восприятия, в которых человек отдает себе отчет.

Предсознание – это информация, которую человек получил в процессе жизненного опыта, но в данный момент она не осознается. Фрейд считал предсознание мостиком между бессознательным и сознательным.

Бессознательное - включает в себя инстинкты, потребности человека, вытесненные желания, сексуальные и агрессивные тенденции, забытые психические травмы. Бессознательное косвенно влияет на поведение человека и это влияние человека не осознает.

Динамическая модель психики по Фрейду – она накладывается на топографическую модель.

Фрейд назвал ее динамической потому, что от взаимодействия этих подструктур зависит динамика психической жизни человека.

ИД (Оно) – побуждает человека к немедленному удовлетворению имеющихся у него потребностей.

Ид включает в себя: инстинкты, физиологические потребности человека, вытесненные желания, сексуальные и агрессивные тенденции, забытые психические травмы. ИД подчиняется принципу удовольствия. Структура бессознательна, но в Эго (Я) осознаются инстинктивные желания.

В столкновении ИД с социальными запретами Фрейд видел один из источников формировании психики человека.

Невозможность разрядки напряжения ИД может привести к невротическим симптомам.

Эго (Я) – это компонент личности ответственный за принятие решений.

Эго – это сознание (сознательное): психические процессы, свойства человека, с помощью которых он решает задачу по осуществлению своих инстинктивных влечений. Эго формируется под влиянием социальных ограничений.

Эго руководствуется принципом реальности и обеспечивает адаптацию человека в социуме, его выживание, самосовершенствование. Действует под влиянием инстинктивных влечений и Супер-Эго

Супер-Эго (Сверх Я) – эта структура сознательно-бессознательная.

Супер-Эго – это система Представлений и убеждений личности о нормах и правилах социального взаимодействия (правила, нравственность, религиозность).

Супер-Эго действует по принципу Долженствования (должен). Оказывает влияние на Эго, чтобы оно при осуществлении поведения соблюдало установленные в обществе нормы и правила. Это прижизненное образование. Образуется, когда родительский контроль заменяется самоконтролем.

Экономическая модель психики (правильнее было бы говорить Энергетическая модель психики) – с точки зрения Фрейда, человеческая психика является сложной энергетической системой, которая функционирует по принципу гомеостаза или сохранения внутреннего равновесия. Равновесие может быть нарушено, когда возрастает внутреннее напряжение в связи с неудовлетворением тех или иных потребностей, либо в результате внешнего психотравмирующего воздействия. В обыденной жизни внешние воздействия уравновешиваются внутренней энергией человека. Этому способствует защитный барьер психики.

В экстремальной ситуации происходит прорыв защитного барьера психики и в психику попадает чужеродная энергия, нарушая гомеостаз. Эта чужеродная энергия может быть либо отреагировала личностью, либо “связанна” или нейтрализована с течением времени внутренней энергией. Отреагирование может происходить в форме плача, крика, агрессии, эмоционального рассказа. А второе происходит в процессе накопления собственных ресурсов для нейтрализации чужеродной энергии. Для этого требуется время.

Одним из источников внутренней энергии Фрейд рассматривал кошмарные сновидения. Кошмарные сновидения вызывают страх, страх вызывает мобилизацию внутренних ресурсов, нейтрализация чужеродной энергии и рестабилизация личности.

Защитные механизмы личности

Они не снимают проблему, а лишь уменьшают стресс – они искажают, фальсифицируют окружающую действительность для того, чтобы снизить стресс.

Основные защитные механизмы:

Проекция – приписывание другому человеку своих чувств, мыслей, настроений, переживаний и т.д.

Перенос – это распространение отношение к одному человеку на отношение к другому человеку, который чем-то напоминает первого.

Вытеснение или немотивированное забывание – это удаление из сознания информации, которая может причинить душевные страдания. Однако вытесненные воспоминания сохраняют свой энергетический потенциал, и проявляется в поведении человека в виде оговорок, описок, очиток – психопатология обыденной жизни.

Вытеснение может способствовать так же возникновению различных невротических заболеваний.

4.Замещение – проявляется в переадресовки агрессивного импульса от более опасного для человека субъекта, к менее опасному или безопасному. Может направляться против самого себя.

5.Рационализация или внутренний адвокат – проявляется в том, что человек обеспечивает себе внутренний психологический комфорт, чувство собственного достоинства за счет сокрытия от сознания истинных мотивов своих действий, мыслей и чувств. Фактически человек находит самооправдание своим социально осуждаемым действиям или поступкам.

Рационализация осуществляется благодаря ложной аргументации.

6.Реактивные образования – проявляется в том, что человек защищаясь от собственных деструктивных импульсов, в реальной жизни ведет себя противоположно своему настроению, своим чувствам.

Этот механизм реализуется двух ступенчато: Неприемлемый импульс подавляется. На уровне сознательного поведения проявляется поведение совершенно противоположное по данному импульсу.

7.Регрессия – проявляется в том, что человек в трудной для него ситуации воспроизводит поведение свойственное более раннему возрасту.

8.Сублимация – то есть перенацеливание энергии неудовлетворенной сексуальной потребности в другие сферы жизнедеятельности.

9.Отрицание – проявляется в том, что человек не признает истиной какую-либо информацию, и она не становится объектом его переживаний.

10.Изоляция – когда какое-то негативное событие рассматривается человеком как случайное, не влияющее на все остальные события жизни.

11.Идентификация – когда человек бессознательно отождествляет себя с более сильной личностью и бессознательно копирует его образ мыслей, стиль поведения. Идентификация с более сильной личностью, когда нет выбора, получила название «идентификация с агрессором».

12.Интеллектуализация – расщепление информации о каком-то событии и переживание по поводу этого события. При этом осуществляется холодный анализ полученной информации.

Фрейд был одним из теоретиков теории психического развития (как и Пиаже, Петровский, Выготский, Леонтьев, Эльконин, Штерн).

В основу развития он положил сексуальность человека и выделил 5 стадий психосексуального развития человека:

1) Оральная (0-1,5 лет). Принцип удовольствия – наслаждение пищей. Эрогенная зона – рот, губы, язык.

Появление амбивалентности по отношению к матери: мать-источник получения наслаждения и человек, который может отказать в получении наслаждения. Конфликт вызывает отказ от кормления грудью.

2) Анальная (1-3 года). Принцип удовольствия – наслаждение от смены напряжения-облегчения в области ануса

Эрогенная зона – анус. Ребёнок впервые вступает в открытый конфликт с обществом (взрослые) – общество требует от ребёнка регуляции выделительной функции, впервые у ребёнка возникает задача управления жизненными функциями, он становится объектом и субъектом социальных требований.

3) Фаллическая (3-5 лет). Эрогенная зона – область гениталий. Ключевая стадия в жизни человека по мнению Фрейда. 1-й выбор сексуального объекта. Формирование структуры Сверх=я (нормы, требования, запреты).

4) Латентная стадия (5/6 – 12/13/до полового созревания лет). Прерывание сексуального развития, вытеснение из памяти первичных сексуальных переживаний. Сексуальная энергия сублимируется в игру, учёбу, хобби – направлена на социально-желательные цели.

5) Генитальная (12-18 лет). Включение всех 4-х эрогенных зон. Бурное половое созревание. Возрастание давления сексуальной энергии. Источник конфликта – невозможность удовлетворения сексуальных влечений перед Сверх-Я. 2-й выбор сексуального объекта.

Фрейд создал теорию развития, которая, по сути, является психиатрической. По сей день эта теория – предмет дискуссий и обсуждений. Она претендует на терапию, но сам Фрейд никого не вылечил.

Индивидуальная психология А. Адлера.

А.Адлер (1870-1937) – выдающийся австрийский психолог, до 1911г. был Президентом Венского Психоаналитического общества, ученик Фрейда.

В 1912г. порвал с Фрейдом, ввиду теоретических расхождений.

Он создал свое направление в науке. На его взгляды оказали влияние Фрейд, Дарвин и Ницше (учение о воле – волюнтаризм).

Основные положения теории.

Личность (по Адлеру) – это единый самосогласующий индивид.

Человек развивается в связи с другими людьми.

Поведение человека определяет его Представление о себе и об окружающем мире.

При взаимодействии с другими людьми у человека возникает комплекс неполноценности.

Факторы, способствующие возникновению комплекса неполноценности:

Влияние родителей – их установок (ты некрасивый, неумный и т.д.).

Влияние окружающих людей в период зрелости.

Человек сравнивает свои собственные успехи и достоинства с успехами и достоинствами других людей. В случае сравнения не в свою пользу возникает комплекс неполноценности. Это естественно для каждого – это норма.

При возникновении комплекса неполноценности у человека возникает желание преодолеть его – стремление к превосходству. Стремление к превосходству над другими способствует постановке различных жизненных целей. Жизненные цели носят защитный характер – становятся мостиком между безрадостным настоящим и многообещающим будущим. Совокупность целей образует стиль жизни человека.

*По мнению Фрейда побудителем человеческой активности являются инстинктивные желания, а по Адлеру – стремление преодоления чувства неполноценности.

Человек реализует свои цели в 3-х направлениях: Работа, Дружба, Любовь.

Если он реализует эти цели там, то эта конструктивная личность, а если нет, то реализует в других сферах и становится деструктивной личностью (вор, например).

В зависимости от степени выраженности ориентации на социальный интерес и социальную активность (конструктивные личности), Адлер предложил следующие типы личности:

-Управляющий тип – самоуверенные, эгоистичные, напористые люди с незначительным социальным интересом.

-Берущий тип – отличается паразитическими установками.

-Избегающий тип – избегает людей, опасается неудачи.

-Социально-полезный тип – характеризуется высокой социальной активностью.

*Также существуют типологии личности Юнга, Адлера, Айзенка, Павлова и др.

Под влиянием стремления к превосходству человек ставит себе цель и стремится ее достичь, но человек не всегда достигает целей, ввиду их значительности и возникает невроз.

Для борьбы с неврозом психолог должен оказать помощь личности путем коррекции жизненных целей, помощь сводится к тому, чтобы помочь личности снизить уровень целей, чтобы эти цели были достижимыми.

 

Структура психики по Юнгу:

По К. Г. Юнгу психика человека включает три уровня: сознание; личное бессознательное; коллективное бессознательное. Личность в целом, или психика, как называет ее К. Г. Юнг, состоит из нескольких дифференцированных, но взаимосвязанных систем. Наиболее важные: эго, личное бессознательное и его комплексы, коллективное бессознательное и его архетипы, персона, анима и анимус, тень. Кроме этих взаимосвязанных систем, существуют установки (Эго-ориентации) – интроверсия и экстраверсия, и функции – мышление, чувство, ощущение и интуиция. Наконец, существует самость – центр всей личности.

Структура личности по К. Г. Юнгу

Эго – это сознательный ум. Оно строится из сознательных перцепций, воспоминаний, мыслей и чувств. Эго отвечает за чувство идентичности и непрерывности и с точки индивидуального человека рассматривается как центр сознания.

Личное бессознательное – это регион, примыкающий к Эго. Он состоит из переживаний, некогда бывших сознательными, но вытесненных, подавленных, забытых или игнорируемых, и из переживаний, которые при появлении своем были слишком слабы, чтобы произвести впечатление на уровне сознания. Содержание личного бессознательного доступно сознанию: между личным бессознательным и эго идет сильное «двустороннее движение».

Коллективное бессознательное – наиболее сильная и влиятельная психическая система, и в патологических случаях она перекрывает эго и личное бессознательное. Коллективное бессознательное – хранилище скрытых воспоминаний, унаследованных от предков; это наследуемое прошлое включает не только расовую историю людей как особого биологического вида, но и опыт дочеловеческих и животных предков. Оно почти полностью отделено от личного в жизни индивида, и, по-видимому, универсально. Коллективное бессознательное – врожденное, расовое основание всей структуры личности. На нем вырастают эго, личное бессознательное и другие индивидуальные приобретения.

Структурные компоненты коллективного бессознательного называются архетипы (доминанты, изначальные образы, имаго, мифологические образы, поведенческие паттерны). Архетип – это универсальная мыслительная форма (идея), содержащая значительный эмоциональный элемент. Эта мыслительная форма создает образы или видения, в обычной бодрствующей жизни соответствующие некоторым аспектам сознательной ситуации. Например, архетип матери продуцирует образ матери, который затем идентифицируется с реальной матерью.

Предполагается, что в коллективном бессознательном содержится множество архетипов. Хотя все архетипы могут быть рассмотрены как автономные динамические системы, относительно независимые от остального в личности, некоторые развились настолько, что в полной мере оправдывают отношение к себе как к отдельным системам внутри личности. Это: Персона, Анима, Анимус, Тень.

Персона– это то, каким мы представляем себя миру. Она включает наши социальные роли, индивидуальный стиль выражения. Персона имеет как позитивный, так и негативный аспекты. Доминирующая Персона может подавлять, даже задушить индивидуальность. Те, кто отождествляет себя со своей Персоной, начинают видеть себя только с точки зрения своих поверхностных социальных ролей или фасада. К. Юнг называл также Персону архетипом конформности. Вместе с тем Персона не только негативна, она защищает Эго и душу в целом от различных социальных сил и направленных на нее покушений. Персона – прекрасное орудие коммуникации.

Архетип Тень – центр личного бессознательного, фокус для материала, который был вытеснен из сознания. Он включает тенденции, желания, воспоминания, переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимые с его персоной или противоречащие социальным стандартам и идеалам.

Тень представляет собой подавленную, теневую, дурную и животную сторону личности, содержит социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у нее есть и положительные свойства. Юнг рассматривает Тень как источник жизненной силы, спонтанности, творческого начала в жизни человека.

Анимус, анима. К.Юнг постулирует бессознательные структуры, которые представляют интросексуальную связь в душе каждого. Фемининный архетип в мужчине называется Анима, маскулинный в женщине – Анимус. Эти архетипы не только являются причиной наличия у представителей каждого пола черт противоположного; они также действуют как коллективные образы, мотивирующие представителей каждого пола на то, чтобы понять представителей другого и ответить.

Самость– это центр личности, вокруг которого группируются все остальные системы. Она удерживает эти системы вместе и обеспечивает личности единство, равновесие и стабильность. Самость – это цель, к которой люди постоянно стремятся, но которой редко достигают. Прежде, чем самость воплотится, необходимо, чтобы различные компоненты личности прошли полное развитие и индивидуализацию. По мнению К. Юнга личность может достичь равновесия лишь в результате длительного процесса психологического созревания, называемого им индивидуализацией.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...