Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Использование ИКТ при формировании качеств навыка чтения в начальной школе

Инновационный проект

Тема: Использование ИКТ при формировании качеств навыка чтения в начальной школе

 

 

Выполнила

Учитель начальных классов

МБОУ Пограничнинской СОШ

Кашенецкая Наталья Михайловна

 

П.Пограничный.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы формирования качеств навыка чтения средствами ИКТ в начальной школе………………………………...............7

1.1. Некоторые аспекты форм и методов формированиякачеств навыка чтения в начальной школе………………………………………..7

1.2. Возможности ИКТ в развитии качеств навыка чтения в начальной школе………………………………………………………………………13

Выводы по главе1……………………………………………………………...36

Глава 2. Практические подходы к использованию ИКТ приформированиикачествнавыка чтения в начальной школе…………………………………………………………………………….39

2.1. Анализ актуального состояния педагогической практики по использованию ИКТ при формировании качеств навыка чтения в начальной школе…….................................................................................39

2.2. Использование ИКТ при формировании качеств навыка чтения у учащихся 1 класса ……………………………………………..................45

Выводы по главе 2………………………………………………………60

Заключение……………………………………………………………….62

Список литературы………….…………………………………………………64

Приложение

 

Введение

Актуальность исследования. Осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии и огромные темпы роста информационных технологий обусловили необходимость формирования особой информационной культуры личности. Для использования новых компьютерных технологий в жизни требуется новое мышление, которое должно воспитываться у ребёнка с младших классов. Для сегодняшнего школьника, которому предстоит жить в информационном обществе будущего, компьютер должен стать неотъемлемой частью его жизни. Поэтому использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

Современный мир пронизан потоками информации. Не утонуть, не потеряться в этом потоке, уметь ориентироваться в представленной информации, научиться выбирать ценное и нужное для себя, и решать свои практические задачи должен помочь человеку компьютер. Наши дети – это информационное общество. Учиться и учить обращаться с компьютером необходимо, но так же, как и в любом учебном предмете одним из главных и обязательных условий для этого является сформированность качеств навыка чтения.

И одной из задач современного начального образования является обучение детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, что всегда остается чрезвычайно актуальным, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу.

Развитие качеств навыка чтения будет более эффективным, если использовать компьютерные развивающие программы, применять наиболее целесообразные методы и приёмы формирования навыка чтения, в системе проводить упражнения на беглость чтения, которые будут повышать интерес к этому сложному виду деятельности. К тому же, использование компьютера позволяет также индивидуализировать процесс обучения. Компьютер – это универсальная вещь, имеющая возможность настраиваться на конкретного ребенка, терпеливо реагировать на любые его действия, общаться с ним, обеспечивая деятельность в зоне его ближайшего развития.

В последнее время появляется всё больше исследований, посвященных ИКТ, в которых раскрывается сущность ключевых понятий методики ИКТ, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов использования ИКТ в школе (Д. Гленн, С.Лупан, Женина Л. В., Маткин А. А., Ковалёва А. Г., Бурлакова А. А., Спирина Л. И. и др.). Однако влияние развивающих игр на базе ИКТ на развитие познавательных способностей учащихся начальной школы еще не до конца изучено.

Таким образом, актуальность исследования обусловила выбор темыинновационной работы «Использование ИКТ при формировании качеств навыков чтения в начальной школе».

Объект исследования – процесс формирования качеств навыка чтения в начальной школе.

Предмет исследования –использование ИКТ при формировании качеств навыка чтения в начальной школе.

Цель исследования – обосновать теоретические основы использования ИКТ при формировании качеств навыка чтения в начальной школе и рассмотреть практические подходы к формированию качеств навыка чтения в начальной школе с использованием ИКТ.

Гипотеза исследования – беглость, как качество навыка чтения будет развиваться более успешно, если учитель будет использовать компьютерные развивающие программы: «Логозаврия», «Баба Яга учится читать»:

Для достижения целей и проверки гипотезы исследования необходимо решение следующих задач:

1. Рассмотреть некоторые аспекты форм и методов формирования качеств навыка чтения в начальной школе.

2. Раскрыть возможности ИКТ в развитии качеств навыка чтения в начальной школе.

3. Проанализировать актуальное состояние педагогической практики по сформированности качеств навыка чтения в начальной школе с помощью ИКТ.

4. Использовать ИКТ при формировании качеств навыка чтения у учащихся 1 класса

Методы исследования:

1) теоретические (анализ, синтез, обобщение психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования);

2)эмпирические (эксперимент, наблюдение)

3) математические (математические обработки результатов исследования).

Теоретико-методологические основой исследования послужили работы отечественных исследователей:В.М.Анисимова, К.Е.Андреевой, Л.В. Сокорутовой, М.М.Безруких, И.В.Борисенко,М.С.Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской, Л.А. Павловой и др.

База исследования: МБОУ Пограничнинская СОШ

Теоретическая значимость исследования. Нами был собран и систематизирован материал по использованию ИКТ при формировании качеств навыка чтения в начальной школе.

Практическая значимость исследования. Нами были разработаны и апробированы занятия по формированию качеств навыка чтения с использованием компьютерных программ «Баба Яга учится читать», «Логозаврия».

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

В начальной школе

Выводы по 1 главе

 

Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам. Вместе с тем, чтение – основной способ приобретения информации, один из каналов всестороннего воздействия на школьников.( по Л. А. Павловой) Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся.

Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка качественного беглого чтения, что является одной из основных задач начальной школы.Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента: а) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, - с другой), б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания).

 

Таким образом, процесс чтения складывается из двух взаимосвязанных сторон – смысловой и технической, охватывающих зрительный и звуко-слухо-речедвигательный механизмы. И хотя этот процесс единый, становление и формирование составляющих его сторон протекает по-разному – проходит ряд ступеней, от начальной до высшей.

В настоящее время существует множество методик, программ и книг для чтения, но основными остаются такие авторы, как В.Г. Горецкий, Л.Ф Климанова, Л.К. Пискунова, Л.С. Геллерштейн. Также есть ряд подходов к выбору методов обучения чтению. В современной педагогической и новаторской практике можно встретить примеры каждого из них. Однако наиболее распространенным является фонетический подход, когда ребенок сначала изучает произношение букв, потом переходит к слогам, а потом к словам.

Сегодня очень важным качеством в подготовке учащихся становятся не столько объемы быстро изменяющихся знаний, во многом выведенных за пределы мозга в различные библиотеки, базы данных, компьютерные сети, сколько сами способы получения этих знаний и возможности оперативной их обработки. И здесь большое значение приобретает сама деятельность учащегося, в процессе которой и формируется его личность и индивидуальность.

Традиционная педагогика, ориентированная преимущественно на накопление знаний, даёт очень мало простора самому учащемуся для проведения деятельности по их использованию, поэтому применение компьютерных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только организовать необходимую практическую деятельность по освоению этих знаний и развитию индивидуальных психофизиологических качеств младших школьников, но и придать самому учебному процессу больше разнообразия и привлекательности как для учителей, так и для самих учащихся.

Рассмотрев в первой главе различные ИКТ, мы пришли к выводу, что использование их на уроке повышает качество обучения, служат не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, следовательно, выполняют все дидактические функции. Кроме того пробуждают познавательный интерес у учащихся.

Эффективность использования технических средств обучения зависит от профессиональной подготовки учителя. Готовясь к проведению урока с применением технических средств, учитель должен тщательно подобрать нужный материал и целенаправленно осуществить работу с ним, сделать нужные выводы по его использованию.

Таким образом, благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи, как: пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности.

 

 

Задание 2. Чтение про себя и понимание прочитанного.

Назначение задания: изучить уровень чтения про себя – скорость чтения про себя и определить понимание прочитанного.

Организация работы:

1. Ученик читает легкий по содержанию и составу слов текст (для чтения дается текст «Неблагодарная ель», А.Н. Корнев, Приложение 2)

2. Для определения понимания прочитанного дети письменно отвечают на вопросы по тексту (которые заранее подготовлены на доске, но пока скрыты), список вопросов – в Приложении 2.

Критерии оценки чтения про себя (понимание прочитанного, скорость чтения).

4 уровень – в норме два показателя:

1) Ученик ответил правильно не менее 7 вопросов из 10;

2) Скорость чтения про себя ученика превышает его чтение вслух на 10 слов и более.

3 уровень – в норме только первый показатель,

2 уровень – ученик ответил не менее 5 вопросов, скорость чтения ниже нормы.

1 уровень – ученик ответил на меньшую часть вопросов, скорость чтения ниже нормы.

Итоговая таблица для анализа чтения про себя дополняется тремя графами (по сравнению с таблицей для анализа чтения вслух): № 10«Скорость чтения про себя», № 11,«Понимание чтения», № 12 «Уровень чтения про себя».

 

 

Таблица №3. Уровень чтения и понимания прочитанного на констатирующем этапе

№ п/п Ф.И. ученика Показатели техники чтения Уровень техники чтения вслух Уровень понимания прочитанного вслух Скорость чтения про себя Уровень техники чтения про себя Уровень понимания прочитанного про себя
Способ чтения Кол-во и характер ошибок Время чтения /мин Скорость чтения вслух
Антон. А ц.сл. 1-удар. 2,1
2 2 Лена Л. ц.сл.+ пл\сл 1-ь 2,3
3 3 Никита. Б сл/пл   1-оконч. 1 – зам. б. 2,4
4 4 Егор Ш. Сл\пл   1 –зам.б   2.3
5 5 Данил Ш. слог 1-удар. 1-ь. 1-оконч 2,5
Женя Б. ц.сл.+сл/пл. 1-оконч. 2-удар. 1-зам.б. 2,8.
Валера Б. слог 3-зам.б. 1-проп.б. 7,2
Егор Ч. ц.сл.+сл/пл. 1-проп.б. 1-ь. 1-удар.

 

Сравнительные усредненные результаты исследования для чтения вслух и чтения про себя мы представили в следующих таблицах:

Таблица №4. Сравнительные результаты исследования чтения вслух.

Класс Скорость чтения Уровень понимания прочитанного (в %) Уровень техники чтения (в %)

 

Таким образом, результаты, приведенные в таблице, свидетельствуют о том, что учащиеся в среднем имеют примерно одинаковый темп чтения.

 

Таблица №5. Сравнительные результаты исследования чтения про себя.

класс Скорость чтения Уровень понимания прочитанного (в %) Уровень техники чтения (в %)

 

Результаты, приведенные в таблице №5, свидетельствуют о том, что учащиеся приблизительно в среднем имеют одинаковый темп чтения про себя. Антон и Лена имеют высокий уровень понимания прочитанного, однако уровень техники чтения у Лены ниже, чем у Антона. Данил и Валера имеют 2 уровень, как при чтении вслух, так и про себя, так как в норме только один показатель –это способ чтения, а показатель понимание прочитанного даётся им с трудом.

Таблица №6. Сравнительные результаты характерных ошибок при чтении вслух.

Характер ошибок Чтение вслух (кол-во ошибок)
Неправильное ударение (удар.)
Ь знак смягчение (ь.)
Замена букв (зам.б.)
Неправильное окончание (оконч.)
Пропуск буквы (проп.б.)
Всего:
В среднем на 1 чел. 2,4

 

Результаты, приведенные в таблице №6, свидетельствуют о том, что в в среднем на 1 человека приходится 2,4 ошибок.Большое количество ошибок в постановке ударения и замене букв встречается у Шишмарёва Данила, Белоусова Валеры, Башурова Жени. У остальных ребят по 1 -2 ошибки.

 

Таблица №7. Способы чтения учащихся.

класс ц.сл. ц.сл.+сл/пл сл/пл сл/пл+ слог слог
1/12% 3/38% 2/25% 2/25%

Результаты, приведенные в таблице №7, свидетельствуют о том, что способы чтения практически одинаковы. Антон читает целыми словами (12%). Сочетают способы чтения Лена, Женя, Егор, что составляет 38%. Валера и Данил читают по слогам, что составляет 25%.

Таким образом, на этапе проведения констатирующего эксперимента мы видим, что техника чтения в 1 классе примерно одинакова. Уровень понимания прочитанного у шестерых ребят примерно одинаковый, уДанила и Валеры уровень понимания прочитанного ниже, так как ребята читают по слогам.

На формирующем этапе исследования с классом два раза в неделю проводились уроки в компьютерном классе, на которых присутствовал учитель. На протяжении всей работы учитель всегда был доступен учащимся и открыт для помощи и общения.

При моделировании и организация уроков чтения с использованием приёмов совершенствования качеств навыка чтениямы использовали компьютерную программу «Баба Яга учится читать».

На основе данного программного продукта нами были составлены конспекты уроков, которые в последствии были реализованы на практике.

Конспект урока чтения №1.

Конспект урока чтения №2.

Конспект урока чтения №3.

Конспект урока чтения №4.

Выводы по 2 главе

Таким образом, рассмотрев практические подходы киспользованию ИКТ при формировании навыка чтения в начальной школе, мы проанализировали актуальное состояние педагогической практики по использованию ИКТ на уроках чтенияи пришли к выводу о том, что успешному развитию навыка беглого чтения у младших школьников способствует работа с использованием на занятиях развивающих компьютерных программ. Проведенные диагностическая и контрольная техники чтения позволили провести сравнительный анализ развитиябеглости чтения у младших школьников.

Итоговые результаты эксперимента показали, что применение компьютерной учебной программы успешно повлияло на развитие техники чтения, а именно: в экспериментальном классе возросло количество учеников, в развитии навыков беглого чтения которых наблюдалась положительная динамика. Во-первых, увеличилась скорость чтения, а во-вторых, увеличился уровеньпонимания прочитанного как вслух, так и про себя.

В результате проведения опытно-экспериментальной работы уровни развития навыка беглого чтения у младшего школьника повысились за счет использования развивающих компьютерныхпрограмм. При этом учитель должен учитыватьвозрастные и индивидуальные особенности детей, и постоянно повышать свой уровень компьютерной подготовки.

Исходя из вышеизложенного, мы смеем утверждать, что интенсивно развивать навыки беглого чтенияу детей младшего школьного возраста можно и необходимо посредством специальных компьютерных программ.

Таким образом, результаты контрольного эксперимента подтвердили достоверность выдвинутой нами гипотезы о том, что беглость, как качество навыка чтения будет развиваться более успешно, если учитель будет использовать компьютерные развивающие программы, в частности «Логозаврия», «Баба Яга учится читать»


Заключение

Таким образом, работая над данной проблемой, мы можем сделать выводы о том, что говорить о правильности и беглости чтения, как о качествах навыка чтения, имеет смысл только в том случае, если чтец понимает текст, который им озвучивается. При этом учитель должен знать и уметь применять специальные формы и методы, направленные на отработку правильности и беглости чтения. Здесь уместно говорить о двух направлениях:

1).использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания;

2) применение при чтении художественных произведений принципа многочтения, предложенного М.И. Омороковой и описанного В.Г. Горецким, Л.Ф. Климановой.

Современный мир пронизан потоками информации. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи должен помочь человеку компьютер. «Завтра» наших детей — это информационное общество. Учиться обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать и извлекать нужную информацию в наше время необходимо.

Рассмотрев в первой главе различные информационно-коммуникационные технологии, мы пришли к выводу, что использование их на уроке повышает качество обучения, вызывает познавательный интерес у учащихся, что немаловажно для уроков чтения. Кроме того, информационно-коммуникативные технологиислужат для преподнесения знаний, их контроля, закрепления, повторения, обобщения – следовательно, выполняет все дидактические функции.

Результаты проведенного нами эксперимента показали, что применение компьютерных учебных развивающих программ, в нашем случае это «Логозаврия» и «Баба Яга учится читать», успешно повлияло на развитие техники чтения: увеличилась скорость чтения, увеличился уровень понимания прочитанного вслух и про себя.

Смеем заметить, что эффективность использования информационно-коммуникационных технологий зависит и от профессиональной подготовки учителя. Готовясь к проведению урока с применением ИКТ, учитель должен не только тщательно подобрать нужный материал, но и уметь целенаправленно, уверенно осуществить работу с ним; уметь не просто ответить на вопросы учащихся, но и научить работать посредствоминформационно-коммуникационные технологии.

Исходя из вышеизложенного, мы смеем утверждать, что интенсивно развивать навыки беглого чтения у детей младшего школьного возраста можно и необходимо посредством специальных компьютерных программ.

 

Список литературы

1. Анисимов В.М., Андреева К.Е., Сокорутова Л.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Якутск, 2001. 251 с.

2. Безруких М.М. Формирование навыков чтения и письма
в процессе обучения детей. Российская государственная российская библиотека. http://metodisty.narod.ru/vsd04.htm.

3. Богданкевич Анна Ивановна /www.refu.ru/дата обращения 23.10.2012

4. Борисенко И. В. Методические уроки К.Д. Ушинского // Начальная школа. 2004. №3. С. 12-19.

5. Варченко В.И. "Дидактические условия использования компьютерных технологий в начальной школе (автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук)". – Калининград: Изд-во КГУ, 1998

6. Васильева М.С., Оморокова М. И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. М.: Педагогика, 2007.259 с.

7. Вачкова С.Н. Использование информационных ресурсов на уроках чтения. «Начальная школа». № 3 2010г

8. Джежжелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников // Начальная школа. 2000. №1. С. 33-38.

9. Дмитриева С.Ю. Начальная школа с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения. В кн. Сборник методических материалов по преподаванию учебных предметов в 2008-2009 учебном году: Метод.рекомендации; МО Республики Мордовия. МРИО. Саранск, 2008.186 с.

10. Ефимов В.Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» . № 2 2009г

11. Заика Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников // Вопросы психологии. 2005. №5. С. 44-54.

12. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. М.: Просвещение, 2001.269 с.

13. Зайдман И.Н. Развитие речи и психолого-педагогичекая коррекция младших школьников // Начальная школа. 2003. №6. С. 5-14.

14. Климанова Л.С. Обучение чтению в начальных классах // Школа. 2009. №18. С. 25-32.

15. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. - М.: Академия, 2003. - 256 с.

16. Козырева А.С., Яковлева В.И. Виды работ над текстом на уроках чтения // Начальная школа. 2000. №3. С. 67-69.

17. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. СПб.: МиМ, 2007. 286 с.

18. Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Книга для учителя. М.: Педагогика, 2000. 362 с.

19. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2000. 152 с.

20. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов- 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.

21. Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы // Начальная школа. 2001. №5. С. 99-101.

22. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль: ТОО «Гринго», 2005. 396 с.

23. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. М., 2007. 251 с.

24. Павлова Л.А. Как формировать навык чтения у младших школьников: Практическое пособие/ Под ред.. Н.Н. Светловской. М.: АРКТИ, 2007. – 80с.

25. Павлова Л.А. Выразительное чтение произведений различных жанров/учебно-методическое пособие/ Забайкал. гос. гум. – пед.ун – т; Изд. 2-е, стер. –.Чита. - 72с

26. Перова Г.М. О достижении воспитательных целей чтения // Начальная школа. 2000. №3. С. 16-21.

27. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576(747) с.

28. Пусько Н.В. по материалам сайта «Логозаврия», http//logozavr.ru// дата обращения 21.04.2012г

29. Путина Н. Д. “Организация эффективного контроля за формированием у учащихся навыка беглого чтения”. // Начальная школа. – 2002. - №3, с. 37-41

30. Романовская З.И. Чтение (2класс): Методические рекомендации. М.: «Новая школа», 2002. 285 с.

31. Рыбакова Е.А. Применение новых информационных технологий на уроках в начальной школе. «Начальная школа плюс До и После» № 10 2006г.

32. Серкова М.В.//www.webkursovik.ru// дата обращения 26.10.2012г

33. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое?// Начальная школа. 2005. №2.С. 45.

34. Светловская Н.Н., Джежжелей О.В. Внеклассное чтение во 2 классе. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2007.289 с.

35. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2007.362 с.

36. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников. Теоретико-экспериментальное исследование. М., Педагогика, 2000.156 с.

37. Соловейчик М.С. К Тайнам языка. Работа над словом как лексической единицей // Начальная школа. 2004. №8. С. 22-26.

38. Суровцева И.В. Добываем знания с помощью компьютера. «Начальная школа плюс До и После». №7 2007г.

39. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

40. Узорова О.В. Практическое пособие для обучения детей чтению. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 268с.

41. Федоренко И.Т. Подготовка учащихся к усвоению знаний. Киев, 2000.259 с.

42. Фролова В.Д. Развитие интереса к чтению // Начальная школа. 2009.№7. с. 24-27.

43. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования //Министерство образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2011. 33с.

44. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос.акад. наук, Рос. акад. Образования. 4-е изд., дораб. М.: Просвещение, 2011. 79 с.

45. Чечерина Н.Ю. Формирование навыка беглого чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: рекомендации родителям // Я-мама. 2006. №2. С. 45-50.

46. Шевякова А.В. По материалам сайта Образование.руhttp://www.danilova.ru/дата обращения 25.10.2012г

47. ШиринкинаС.Н. http;//festival.1september.ru/ дата обращения 25.10.2012г

48. Юшкова Л.М. Совершенствование техники чтения // Начальная школа. 1999.№5. С. 15-17.

49. Яковлева В.И. Пути совершенствования уроков чтения // Начальная школа. 2006. №6. С. 12-16.

50. Яшина Н.П. Учить детей трудно, но интересно // Начальная школа. 2001.№6. С. 24-46.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Инновационный проект

Тема: Использование ИКТ при формировании качеств навыка чтения в начальной школе

 

 

Выполнила

Учитель начальных классов

МБОУ Пограничнинской СОШ

Кашенецкая Наталья Михайловна

 

П.Пограничный.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы формирования качеств навыка чтения средствами ИКТ в начальной школе………………………………...............7

1.1. Некоторые аспекты форм и методов формированиякачеств навыка чтения в начальной школе………………………………………..7

1.2. Возможности ИКТ в развитии качеств навыка чтения в начальной школе………………………………………………………………………13

Выводы по главе1……………………………………………………………...36

Глава 2. Практические подходы к использованию ИКТ приформированиикачествнавыка чтения в начальной школе…………………………………………………………………………….39

2.1. Анализ актуального состояния педагогической практики по использованию ИКТ при формировании качеств навыка чтения в начальной школе…….................................................................................39

2.2. Использование ИКТ при формировании качеств навыка чтения у учащихся 1 класса ……………………………………………..................45

Выводы по главе 2………………………………………………………60

Заключение……………………………………………………………….62

Список литературы………….…………………………………………………64

Приложение

 

Введение

Актуальность исследования. Осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии и огромные темпы роста информационных технологий обусловили необходимость формирования особой информационной культуры личности. Для использования новых компьютерных технологий в жизни требуется новое мышление, которое должно воспитываться у ребёнка с младших классов. Для сегодняшнего школьника, которому предстоит жить в информационном обществе будущего, компьютер должен стать неотъемлемой частью его жизни. Поэтому использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

Современный мир пронизан потоками информации. Не утонуть, не потеряться в этом потоке, уметь ориентироваться в представленной информации, научиться выбирать ценное и нужное для себя, и решать свои практические задачи должен помочь человеку компьютер. Наши дети – это информационное общество. Учиться и учить обращаться с компьютером необходимо, но так же, как и в любом учебном предмете одним из главных и обязательных условий для этого является сформированность качеств навыка чтения.

И одной из задач современного начального образования является обучение детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, что всегда остается чрезвычайно актуальным, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу.

Развитие качеств навыка чтения будет более эффективным, если использовать компьютерные развивающие программы, применять наиболее целесообразные методы и приёмы формирования навыка чтения, в системе проводить упражнения на беглость чтения, которые будут повышать интерес к этому сложному виду деятельности. К тому же, использование компьютера позволяет также индивидуализировать процесс обучения. Компьютер – это универсальная вещь, имеющая возможность настраиваться на конкретного ребенка, терпеливо реагировать на любые его действия, общаться с ним, обеспечивая деятельность в зоне его ближайшего развития.

В последнее время появляется всё больше исследований, посвященных ИКТ, в которых раскрывается сущность ключевых понятий методики ИКТ, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов использования ИКТ в школе (Д. Гленн, С.Лупан, Женина Л. В., Маткин А. А., Ковалёва А. Г., Бурлакова А. А., Спирина Л. И. и др.). Однако влияние развивающих игр на базе ИКТ на развитие познавательных способностей учащихся начальной школы еще не до конца изучено.

Таким образом, актуальность исследования обусловила выбор темыинновационной работы «Использование ИКТ при формировании качеств навыков чтения в начальной школе».

Объект исследования – процесс формирования качеств навыка чтения в начальной школе.

Предмет исследования –использование ИКТ при формировании качеств навыка чтения в начальной школе.

Цель исследования – обосновать теоретические основы использования ИКТ при формировании качеств навыка чтения в начальной школе и рассмотреть практические подходы к формированию качеств навыка чтения в начальной школе с использованием ИКТ.

Гипотеза исследования – беглость, как качество навыка чтения будет развиваться более успешно, если учитель будет использовать компьютерные развивающие программы: «Логозаврия», «Баба Яга учится читать»:

Для достижения целей и проверки гипотезы исследования необходимо решение следующих задач:

1. Рассмотреть некоторые аспекты форм и методов формирования качеств навыка чтения в начальной школе.

2. Раскрыть возможности ИКТ в развитии качеств навыка чтения в начальной школе.

3. Проанализировать актуальное состояние педагогической практики по сформированности качеств навыка чтения в начальной школе с помощью ИКТ.

4. Использовать ИКТ при формировании качеств навыка чтения у учащихся 1 класса

Методы исследования:

1) теоретические (анализ, синтез, обобщение психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования);

2)эмпирические (эксперимент, наблюдение)

3) математические (математические обработки результатов исследования).

Теоретико-методологические основой исследования послужили работы отечественных исследователей:В.М.Анисимова, К.Е.Андреевой, Л.В. Сокорутовой, М.М.Безруких, И.В.Борисенко,М.С.Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской, Л.А. Павловой и др.

База исследования: МБОУ Пограничнинская СОШ

Теоретическая значимость исследования. Нами был собран и систематизирован материал по использованию ИКТ при формировании качеств навыка чтения в начальной школе.

Практическая значимость исследования. Нами были разработаны и апробированы занятия по формированию качеств навыка чтения с использованием компьютерных программ «Баба Яга учится читать», «Логозаврия».

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...