Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ актуального состояния педагогической практики по использованию ИКТ для формированиякачеств навыка чтения в начальной школе

 

Анализ номенклатуры и содержания компьютерных игр сайта «Логозаврия» позволяет выбрать те из них, которые могут способствовать развитию навыков беглого чтения, как непосредственно, путем считывания слов в условиях ограниченного времени, так и опосредованно, через развитие внимания и зрительной памяти. При этом учитывается и возраст учащихся, и способность к выполнению заданий.

Для развития навыков беглого чтения существует компьютерная развивающая учебная программа «Логозаврия» автор Варченко В.И, в которую входят игры и упражнения с учетом возрастных особенностей младших школьников. Программа рассчитана на 20 занятий и содержит 100 дидактических упражнений, т.е. на каждом занятии продолжительностью 20 мин. предполагается использование 5 упражнений. Кроме того, учитывая, что не все дети читают с одинаковой скоростью и поэтому часть из них могут выполнить программу занятия раньше отведенного времени, а также для стимуляции быстрой работы, для каждого занятия было добавлено по одному призовому упражнению, носящему более развлекательный и творческий характер (раскраски и конструкторы-мозаики). [42]

Структурно учебная программа разделена на блоки, которые представлены в таблице №1.

 

Таблица №1. Основные блоки учебной программы.

№ п/п Название блока Назначение Кол-во упраж-нений
Подготовительный Подготовка и развитие навыков проведения компьютерных игр: развитие восприятия информации на экране, зрительно-моторной координации.
Развитие внимания Развитие восприятия, внимания, аналитических способностей.
Развитие зрительной памяти Развитие восприятия, внимания, зрительной памяти, аналитических способностей.
Развитие навыков быстрого чтения Развитие восприятия, внимания, зрительной памяти, навыков чтения и быстрого чтения.
Призовой Стимуляция учащихся к более эффективной работе (к более быстрому выполнению и сокращению количества ошибок); дополнительная работа для учащихся, выполнивших программу занятия ранее отведенного времени.

 

Компьютерные упражнения учебной программы запускаются автоматически, по мере успешного прохождения программы занятия. При желании можно запускать любое упражнение занятия по выбору.

При успешном выполнении упражнения начисляется: 3 очка – если не было сделано ни одной ошибки; 2 очка – если ошибок было меньше, чем правильных действий. При неуспешном выполнении (если упражнение было выполнено, но ошибок было допущено больше, чем правильных действий) выдается 1 очко. В этом случае, а также в случае невыполнения упражнения на следующем занятии это же упражнение будет задано снова. Таким образом, выполнение учебной программы будет зависеть от уровня развития учащегося (внимания, зрительной памяти, техники чтения и пр.): чем он выше, тем быстрее она будет выполняться.

Для того чтобы набрать больше очков в случае их потери вследствие совершения ошибок, любое упражнение можно выполнять повторно. Количество набранных очков, как за текущее занятие, так и в сумме за все занятия, доступно для просмотра учащемуся в ходе работы.

После выполнения пяти упражнений занятия учащемуся открывается доступ к призовому упражнению. Призовые упражнения на каждом занятии – новые, независимо от того, играл ли в них учащийся на предыдущем занятии или нет. Они не имеют завершения (это – творческие работы, завершенность которых компьютером оценить невозможно), поэтому работа над ними заканчивается при завершении компьютерного занятия в целом, одновременно для всех учащихся.

Для реализации учебной программы используется компьютерная среда «Развивайка» (автор – Варченко В.И.). (Приложение №)

Таким образом, рассмотрев развивающую учебную программу«Логозаврия», разработанную Варченко В.И, мы убедились в том, что упражнения и игры подобраны автором с учетом возрастных особенностей младших школьников.Они безусловно способствуют развитию навыка беглого чтения, помимо этого программа может применяться для развития устной речи, памяти и логического мышления.

Также мы рассмотрели компьютерную развивающую программу «Баба Яга учится читать»(«МедиаХауз»,2003), которая предназначена для легкого и естественного приобщения ребёнка к чтению, а буквы и слова стали для него добрыми приятелями в играх.

Оригинальность данного ресурса заключается в том, что здесь впервые изобретены игры и азбука в стихах. Чудные рифмовки Бабы Яги на каждую букву алфавита знакомят ребенка со сказочным миром поэзии и даже учат составлять поэтические строчки.

Итак, приступаем к самой игре. Баба Яга спрятала в лесу буквы алфавита. Задача ребенка найти их, а для этого необходимо выполнить десять игровых заданий. В центре основного экрана находится карта волшебного леса. Каждая игра происходит в той или иной его части. Сказочные персонажи: бедолага Муравей и шустрые Мышки, веселые Лягушки и симпатичный Кот, проворная Белка и ненасытные Жуки, Заяц-поэт и Ворон-трубач, трудолюбивый Ежик и Гуси-сторожи помогут отыскать спрятанные буквы.

В ходе работы с детьми мы предлагаем следующие игры-задания, входящие в программу. [11, с.88]:

1. «Муравей». Цель: развитие способности анализа и синтеза.

Игра на сопоставление звуков и букв. Нужно определить, на какую букву начинается название предмета на картинке. Нужно помочь муравью выбраться из лабиринта. На каждой развилке две буквы и картинка, нужно повернуть в проход с той буквой, на которую начинается название предмета на картинке. Если ребенок ошибется, гаснет свечка (всего пять свечей). Если гаснет последняя свеча, муравей остается в темноте, и нужно начинать все сначала. Если навести курсор на предмет, мышка-помощница произносит его название;

2. «Ворон-трубач». Цель: профилактика оптических нарушений.

На начальном этапе обучения грамоте малыши часто пишут буквы в обратную сторону. Игра тренирует навык правильного написания букв. Нужно помочь Ворону сыграть на трубе. Из трубы вылетают буквы, написанные правильно и в обратную сторону. Нужно перевернуть все неправильные буквы, щелкнув по ним мышкой. Щелчок по правильной букве считается ошибкой. Всего можно сделать 7 ошибок.

3. «Белка»Цель: развитие навыка чтения слов и сообразительность.

Нужно помочь Белке открыть дверцу. Для этого нужно уметь читать слова. Прочтите слово и сравните его с названием предмета на картинке. Нужно исправить одну букву в слове, чтобы оно соответствовало картинке. Нужно перетащить правильную букву из списка внизу на место неправильной. При неправильном ответе один бельчонок спрыгивает с ветки. После четырех ошибок белка бежит искать бельчат, и игру придется начать сначала. Если навести курсор на предмет, мышка-помощница произносит его название.

4. «Мышиная переправа»Цель: развитие способности анализа и синтеза.

Разбиение слов на слоги является трудной задачей для малыша. Игра помогает ребенку понять, как из слогов образуется слово, и дает многочисленные примеры для тренировки. Нужно перевести мышек на другой берег речки. Чтобы навести переправу, нужно из слогов составить название предмета, изображенного на картинке. Слоги показывают рыбки, их нужно выловить в правильной последовательности. Всего нужно перевести шесть мышек. Если навести курсор на предмет, мышка-помощница произносит его название;

5. «Заяц». Цель: развитие памяти, чувства рифмы.

Игра учит составлять предложение из отдельных слов. Играть в нее могут и те дети, которые еще не умеют читать. Каждое слово произносится, если на него навести курсор. Чтобы у зайца получились стихи, нужно расставить слова на тучках в правильном порядке. В результате должно получиться предложение, которое произнес заяц. Если навести курсор на слово, заяц прочтет его;

6. «Ёжик». Цель: развитие способности анализа и синтеза.

В этой игре нужно получить из одного слова другое, убрав лишние буквы. Такое задание по силам только ребенку, который научился читать. В этой самой трудной игре допустима тактичная помощь. Перед началом игры обсуждалось с ребенком, какие буквы должны войти в новое слово, а лишние буквы пусть он уберет самостоятельно. Нужно помочь ежику собрать корзину грибов. Грибы растут в ряд, на каждом написана буква, а все буквы составляют слово. Если убрать некоторые буквы, то получится новое слово, о котором говорит Баба-Яга. Если гриб выбран правильно, то он помещается в корзинку к ежу. Если неправильно, гриб становится мухомором и помещается в корзинку Бабы-Яги. Если Баба-Яга наберет 7 мухоморов, игра прекращается, и нужно играть снова. Если навести курсор на ежика, появится слово, которое нужно получить. Если щелкнуть по Бабе-Яге, она повторит задание.

Программа заведомо исключает отрицательную оценку для того, чтобы создать ситуацию успеха при работе с программой и положительного настроя детей на преодоление возникших в процессе выполнения заданий затруднений. Специально построенные и подобранные задания побуждают ребенка вступить в диалог с компьютерным героем программы, что способствует развитию речи, коммуникационных навыков.

Перед тем, как заниматься по программам учащихся просили объяснить условия задания, как они его поняли. Затем давалось время для решения. Свой ответ дети должны были обязательно обосновать, только после этого дети могли проверить правильность своего решения на компьютере. В случае неверного ответа детям не разрешалось перебирать предлагаемые варианты ответа. При каждой попытке дети должны были предварительно аргументировать свой ответ.

Первоначальная задача учителя - обеспечить интенсивное совершенствование чтения учащихся. Младшие школьники должны овладеть целостными приемами чтения, т.е. чтением словами, способствующим слиянию технической стороны чтения и пониманию прочитанного в единый процесс, освоить так называемое темповое чтение и к концу обучения в начальной школе овладеть сознательным и выразительным чтением с ориентировочным темпом 90 – 100 слов в минуту и выше.

Игры и упражнения сменяются речевыми зарядками. Речевая зарядка вырабатывает четкое произношение, правильную артикуляцию, внимание. Выразительность единый темп чтения, память, обогащает речь. Материалом для речевых зарядок были скороговорки, потешки, четверостишия.

Итак, рассмотрев компьютерную развивающую программу «Баба Яга учится читать», мыможем выделить следующие особенности данной программы:

· Методика опережающего обучения;

· Впервые на компьютере игры и азбука в стихах;

· Обучение навыкам чтения на базе занимательных игр;

· Красочная мультипликация и анимация;

· Игры озвучены известными актерами;

· Сказочные герои с яркими характерами;

· Частушки про буквы на бис;

· Дружественный интерфейс.

Каждое задание преследует цели, способствующие формированию УУД, которые красной линией проходят в федеральном государственном образовательном стандарте. Специально построенные и подобранные задания побуждают ребенка вступить в диалог с компьютерным героем программы, что способствует не только формированию навыка беглого чтения, но и развитию умения задавать и отвечать на вопросы, а значит развивать коммуникативные навыки и практическоеприменение речевых и языковых средств.

Таким образом, анализ актуального состояния педагогической практики по использованию ИКТ для формирования качеств навыка чтения в начальной школе показывает, что целенаправленное системное использование рассмотренных здесь нами развивающих компьютерных программ позволяет значительно повысить эффективность формирования качеств навыка чтения в начальной школе. Это достигается за счет заданий, которые ставят своей целью прежде всего формирование у младших школьников навыка беглого, правильного, осознанного чтения.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...