Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место проведения: МБОУ Пограничнинская СОШ

Тема урока:Словосочетание и предложение.

Тип урока:урокповторения и закрепления имеющихся знаний оп теме «Словосочетание и предложение».

Цели урока:

1. Образовательные: приобрести навыки решения заданий по теме «Словосочетание и предложение».

2. Развивающие: развитие логического и образного мышления, речи, памяти.

3. Воспитательные: воспитание аккуратности при работе с компьютером и ПО.

Практическая работа учащихся:выполнениезаданий «Лягушки-хохотушки», «Зайчонок».

Контроль:текущий–фронтальный, промежуточный – во время практической работы.

Оборудование и ПО:компьютеры, проектор, программный продукт «Баба Яга учится читать», презентация-инструкция.

Структура урока:

1. Организационный момент – 5 мин.

2. Повторение и закрепление выборочного материала предыдущих уроков – 10 мин.

3. Презентация программного продукта с объяснением способа работы с ним – 10 мин.

4. Выполнение заданий учащимися – 15 мин.

Ход урока:

Ученики с начала урока садятся за компьютеры (мониторы выключены), учащиеся отвечают на вопросы преподавателя относительно материала предыдущих уроков.

Повторение и закрепление выборочного материала предыдущих уроковпредполагает фронтальный опрос:

- Приведите примеры словосочетаний. (Темный лес, гулять по берегу, подняться наверх и т.д.)

- Сколько слов в предложении Завтра утром я пойду гулять? (Пять слов)

Презентация программного продукта с объяснением способа работы с ним.(См. Конспект урока чтения №1)

Выполнение заданий.Всего по теме «Словосочетание и предложение» ученики должны выполнить два игровых задания: «Медвежонок», «Зайчонок», на выполнение каждого из которых отводится 5 минут.

Лягушки-хохотушки.Нужнопомочь Мишутке из двух слов выбрать правильное. «Помидор большой и спелый, погляди какой он…». И здесь ученик должен выбрать правильный вариант ответа, щелкнув по картинке с соответствующим рисунком.(См. Приложение 10)

Подсказка. Если навести курсор на предмет, лягушки произносят его название.

Зайчонок. Задача ученика - помочь Зайчонку закончить стихотворение, для этого необходимо поставить слова в правильном порядке, тогда стихи получатся. (См. Приложение 11)

На этом работа с программным продуктом «Баба Яга учится читать» завершается и, т.к. учащиеся прошли все задания, им вручается грамота от главной героини – Бабы Яги. В эту грамоту каждый из учеников вписывает свое имя и при возможности может ее распечатать. (См. Приложение 12)

Возможные проблемы:(См. Конспект урока чтения №1)

Таким образом, можно говорить о том, что успешному развитию навыка чтения у детей младшего школьного возраста способствовала работа с использованием на уроках развивающей компьютерной программы«Баба Яга учится читать».Каждое задание направлено на отработку определённых навыков и процессов, которые необходимы для овладения чтением. Игровые задания, которые мы предлагаем, имеют разный уровеньсложности. Порядок игр построен на принципе «от простого к сложному». Успешное выполнение всех заданий требует от учащихся терпеливости и наблюдательности, хорошей памяти и пространственного воображения, умения рассуждать, концентрировать внимание и воспринимать информацию на слух.

На третьем, контрольном этапе исследования, была осуществлена повторная диагностика уровня развития навыка беглого чтения учащихся данного класса, проведен сопоставительный анализ полученных результатов, позволяющий судить о правильности подобранных методов работы и об эффективности созданных условий для решения проблемы исследования.

Используя повторно набор методик, предложенных А.Н. Корневым [26], мы получили результаты, которые отобразили в таблицах 8, 9.

 

Таблица №8. Уровень чтения и понимания прочитанного после завершения формирующего этапа.

Ф.И. ученика Показатели техники чтения Уровень техники чтения вслух Уровень понима- нияпрочи-танного вслух Скорость чтения про себя   Уровень техники чтения про себя Уровень пониманияпрочи-танного про себя
Способ чтения Кол-во и характер ооошибок Время чтения Ско-рость чтения вслух
Антон ц.сл 1,4
Лена ц.сл 1,5
Никита ц.сл+ пл.сл 1-ь. 1,6
Егор ц.сл 1-удар. 1,6
Данил сл\пл 2-удар. 1-зам.б. 2,5.
Женя ц. сл 1-ь.   2,8
Валера сл/пл 1-оконч. 1-удар. 2.5.
Егор ц.сл. 1-удар. 2,7

Сравнительные усредненные результаты исследования для чтения вслух и чтения про себя представлены в следующих таблицах.

Таблица №9. Сравнительные результаты исследования чтения вслух.

Класс Скорость чтения Уровень понимания прочитанного (в %) Уровень техники чтения (в %)

 

Таблица №10. Сравнительные результаты исследования чтения про себя.

Класс Скорость чтения Уровень понимания прочитанного (в %) Уровень техники чтения (в %)

 

Таким образом, результаты, представленные в таблицах 9,10 показывают, что скорость чтения и уровень понимания прочитанного вслух, так же, как и скорость чтения и уровень понимания прочитанного про себя, повысился.

 

Таблица №11. Сравнительные результаты исследования чтения вслух до и после проведения эксперимента.

Время Скорость чтения Уровень понимания прочитанного (в %) Уровень техники чтения (в %)
До проведения
После проведения
Изменение +16

 

Таким образом, приведенные данные говорят о том, что скорость чтения учащихся возросла. Уровень понимания прочитанного вслух после эксперимента и уровень техники чтения после проведения эксперимента улучшился: дети при чтении стали делать меньше ошибок.

 

Таблица №12. Сравнительные результаты исследования чтения про себя до и после проведения эксперимента.

 

Время Скорость чтения Уровень понимания прочитанного (в %) Уровень техники чтения (в %)
До проведения
После проведения
Изменение +19

На основании анализа данных сравнительной таблицы №12 можно сделать вывод, что скорость чтения учащихся выросла. Уровень понимания прочитанного и уровень техники чтения определялся по вопросам (в Приложении), правильные ответы были на 7-8 вопросов. Уровень понимания прочитанного про себя после эксперимента изменился, также следует отметить, что уровень техники чтения после проведения эксперимента улучшился.

 

Таблица №13. Анализ сделанных ошибок при чтении после проведения эксперимента в обеих группах.

 

Характер ошибок Количество ошибок
Неправильное ударение (удар.)
Ь знак смягчение (ь.)
Замена букв (зам.б.)
Неправильное окончание (оконч.)
Пропуск буквы (проп.б.)
Всего:
В среднем на 1 человека 1,25

 

Результаты, приведенные в таблице № 13, свидетельствуют о том, повторном исследовании ошибок было допущено меньше, следует поработать над постановкой ударения, так как данные ошибки имеются после проведения эксперимента. На эти ошибки нужно обратить внимание.

 

Таблица №14. Сравнительная таблица допущенных ошибок до и после проведения эксперимента.

 

Характер ошибок Экспериментальная группа (чел.)
Доэксп. после эксп. разн.
Неправильное ударение (удар.) +1
Ь знак смягчение (ь.) -1
Замена букв (зам.б.) -5
Неправильное окончание (оконч.) -2
Пропуск буквы (проп.б.) -2
Всего: -9

 

Сравнительный анализ допущенных ошибок до и после проведения эксперимента показывает, что количество уменьшилось.

Далее, нами был проделан анализ способов чтения. Результаты представлены в следующей таблице.

Таблица №15. Анализ способов чтения учащихся до и после проведения эксперимента

    Способ чтения
ц.сл. ц.сл.+сл/пл сл/пл сл/пл+слог слог
до эксперимента
после эксперимента
Разница +4 -2 -2

 

Сравнительные результаты изменения способов чтения до проведения формирующего эксперимента и после него показали, что, несмотря на небольшой период времени проведения эксперимента (порядка трех месяцев) и усталость учащихся в конце учебного года, показатели несколько повысились

Таким образом, подводя итоги проведения контрольногоэксперимента, можно утверждать, что в классе, где проводился эксперимент, чтение по качеству стало выше: уменьшилось количество ошибок, дети лучше понимали прочитанный текст, увереннее отвечали на поставленные вопросы.

Необходимо также отметить, что, согласно полученным наблюдениям, при использовании новых технологий улучшается не только техника и способы чтения учащихся начальных классов, но развивается и вырастает их интерес к чтению. Дети меньше устают, больше развивают познавательные навыки, ищут новые способы для быстрого и беглого чтения.

Таким образом гипотезу о том, что беглость, как качество навыка чтения будет развиваться более успешно, если учитель будет использовать компьютерные развивающие программы: «Логозаврия», «Баба Яга учится читать», то уровень беглости чтения повысится, гипотезу можно считать доказанной.

 

 

Выводы по 2 главе

Таким образом, рассмотрев практические подходы киспользованию ИКТ при формировании навыка чтения в начальной школе, мы проанализировали актуальное состояние педагогической практики по использованию ИКТ на уроках чтенияи пришли к выводу о том, что успешному развитию навыка беглого чтения у младших школьников способствует работа с использованием на занятиях развивающих компьютерных программ. Проведенные диагностическая и контрольная техники чтения позволили провести сравнительный анализ развитиябеглости чтения у младших школьников.

Итоговые результаты эксперимента показали, что применение компьютерной учебной программы успешно повлияло на развитие техники чтения, а именно: в экспериментальном классе возросло количество учеников, в развитии навыков беглого чтения которых наблюдалась положительная динамика. Во-первых, увеличилась скорость чтения, а во-вторых, увеличился уровеньпонимания прочитанного как вслух, так и про себя.

В результате проведения опытно-экспериментальной работы уровни развития навыка беглого чтения у младшего школьника повысились за счет использования развивающих компьютерныхпрограмм. При этом учитель должен учитыватьвозрастные и индивидуальные особенности детей, и постоянно повышать свой уровень компьютерной подготовки.

Исходя из вышеизложенного, мы смеем утверждать, что интенсивно развивать навыки беглого чтенияу детей младшего школьного возраста можно и необходимо посредством специальных компьютерных программ.

Таким образом, результаты контрольного эксперимента подтвердили достоверность выдвинутой нами гипотезы о том, что беглость, как качество навыка чтения будет развиваться более успешно, если учитель будет использовать компьютерные развивающие программы, в частности «Логозаврия», «Баба Яга учится читать»


Заключение

Таким образом, работая над данной проблемой, мы можем сделать выводы о том, что говорить о правильности и беглости чтения, как о качествах навыка чтения, имеет смысл только в том случае, если чтец понимает текст, который им озвучивается. При этом учитель должен знать и уметь применять специальные формы и методы, направленные на отработку правильности и беглости чтения. Здесь уместно говорить о двух направлениях:

1).использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания;

2) применение при чтении художественных произведений принципа многочтения, предложенного М.И. Омороковой и описанного В.Г. Горецким, Л.Ф. Климановой.

Современный мир пронизан потоками информации. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи должен помочь человеку компьютер. «Завтра» наших детей — это информационное общество. Учиться обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать и извлекать нужную информацию в наше время необходимо.

Рассмотрев в первой главе различные информационно-коммуникационные технологии, мы пришли к выводу, что использование их на уроке повышает качество обучения, вызывает познавательный интерес у учащихся, что немаловажно для уроков чтения. Кроме того, информационно-коммуникативные технологиислужат для преподнесения знаний, их контроля, закрепления, повторения, обобщения – следовательно, выполняет все дидактические функции.

Результаты проведенного нами эксперимента показали, что применение компьютерных учебных развивающих программ, в нашем случае это «Логозаврия» и «Баба Яга учится читать», успешно повлияло на развитие техники чтения: увеличилась скорость чтения, увеличился уровень понимания прочитанного вслух и про себя.

Смеем заметить, что эффективность использования информационно-коммуникационных технологий зависит и от профессиональной подготовки учителя. Готовясь к проведению урока с применением ИКТ, учитель должен не только тщательно подобрать нужный материал, но и уметь целенаправленно, уверенно осуществить работу с ним; уметь не просто ответить на вопросы учащихся, но и научить работать посредствоминформационно-коммуникационные технологии.

Исходя из вышеизложенного, мы смеем утверждать, что интенсивно развивать навыки беглого чтения у детей младшего школьного возраста можно и необходимо посредством специальных компьютерных программ.

 

Список литературы

1. Анисимов В.М., Андреева К.Е., Сокорутова Л.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Якутск, 2001. 251 с.

2. Безруких М.М. Формирование навыков чтения и письма
в процессе обучения детей. Российская государственная российская библиотека. http://metodisty.narod.ru/vsd04.htm.

3. Богданкевич Анна Ивановна /www.refu.ru/дата обращения 23.10.2012

4. Борисенко И. В. Методические уроки К.Д. Ушинского // Начальная школа. 2004. №3. С. 12-19.

5. Варченко В.И. "Дидактические условия использования компьютерных технологий в начальной школе (автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук)". – Калининград: Изд-во КГУ, 1998

6. Васильева М.С., Оморокова М. И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. М.: Педагогика, 2007.259 с.

7. Вачкова С.Н. Использование информационных ресурсов на уроках чтения. «Начальная школа». № 3 2010г

8. Джежжелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников // Начальная школа. 2000. №1. С. 33-38.

9. Дмитриева С.Ю. Начальная школа с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения. В кн. Сборник методических материалов по преподаванию учебных предметов в 2008-2009 учебном году: Метод.рекомендации; МО Республики Мордовия. МРИО. Саранск, 2008.186 с.

10. Ефимов В.Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» . № 2 2009г

11. Заика Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников // Вопросы психологии. 2005. №5. С. 44-54.

12. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. М.: Просвещение, 2001.269 с.

13. Зайдман И.Н. Развитие речи и психолого-педагогичекая коррекция младших школьников // Начальная школа. 2003. №6. С. 5-14.

14. Климанова Л.С. Обучение чтению в начальных классах // Школа. 2009. №18. С. 25-32.

15. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. - М.: Академия, 2003. - 256 с.

16. Козырева А.С., Яковлева В.И. Виды работ над текстом на уроках чтения // Начальная школа. 2000. №3. С. 67-69.

17. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. СПб.: МиМ, 2007. 286 с.

18. Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Книга для учителя. М.: Педагогика, 2000. 362 с.

19. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2000. 152 с.

20. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов- 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.

21. Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы // Начальная школа. 2001. №5. С. 99-101.

22. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль: ТОО «Гринго», 2005. 396 с.

23. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. М., 2007. 251 с.

24. Павлова Л.А. Как формировать навык чтения у младших школьников: Практическое пособие/ Под ред.. Н.Н. Светловской. М.: АРКТИ, 2007. – 80с.

25. Павлова Л.А. Выразительное чтение произведений различных жанров/учебно-методическое пособие/ Забайкал. гос. гум. – пед.ун – т; Изд. 2-е, стер. –.Чита. - 72с

26. Перова Г.М. О достижении воспитательных целей чтения // Начальная школа. 2000. №3. С. 16-21.

27. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576(747) с.

28. Пусько Н.В. по материалам сайта «Логозаврия», http//logozavr.ru// дата обращения 21.04.2012г

29. Путина Н. Д. “Организация эффективного контроля за формированием у учащихся навыка беглого чтения”. // Начальная школа. – 2002. - №3, с. 37-41

30. Романовская З.И. Чтение (2класс): Методические рекомендации. М.: «Новая школа», 2002. 285 с.

31. Рыбакова Е.А. Применение новых информационных технологий на уроках в начальной школе. «Начальная школа плюс До и После» № 10 2006г.

32. Серкова М.В.//www.webkursovik.ru// дата обращения 26.10.2012г

33. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое?// Начальная школа. 2005. №2.С. 45.

34. Светловская Н.Н., Джежжелей О.В. Внеклассное чтение во 2 классе. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2007.289 с.

35. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2007.362 с.

36. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников. Теоретико-экспериментальное исследование. М., Педагогика, 2000.156 с.

37. Соловейчик М.С. К Тайнам языка. Работа над словом как лексической единицей // Начальная школа. 2004. №8. С. 22-26.

38. Суровцева И.В. Добываем знания с помощью компьютера. «Начальная школа плюс До и После». №7 2007г.

39. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

40. Узорова О.В. Практическое пособие для обучения детей чтению. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 268с.

41. Федоренко И.Т. Подготовка учащихся к усвоению знаний. Киев, 2000.259 с.

42. Фролова В.Д. Развитие интереса к чтению // Начальная школа. 2009.№7. с. 24-27.

43. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования //Министерство образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2011. 33с.

44. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос.акад. наук, Рос. акад. Образования. 4-е изд., дораб. М.: Просвещение, 2011. 79 с.

45. Чечерина Н.Ю. Формирование навыка беглого чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: рекомендации родителям // Я-мама. 2006. №2. С. 45-50.

46. Шевякова А.В. По материалам сайта Образование.руhttp://www.danilova.ru/дата обращения 25.10.2012г

47. ШиринкинаС.Н. http;//festival.1september.ru/ дата обращения 25.10.2012г

48. Юшкова Л.М. Совершенствование техники чтения // Начальная школа. 1999.№5. С. 15-17.

49. Яковлева В.И. Пути совершенствования уроков чтения // Начальная школа. 2006. №6. С. 12-16.

50. Яшина Н.П. Учить детей трудно, но интересно // Начальная школа. 2001.№6. С. 24-46.

Приложение 1

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...