Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Место проведения: МБОУ Пограничнинская СОШТема урока:Словосочетание и предложение. Тип урока:урокповторения и закрепления имеющихся знаний оп теме «Словосочетание и предложение». Цели урока: 1. Образовательные: приобрести навыки решения заданий по теме «Словосочетание и предложение». 2. Развивающие: развитие логического и образного мышления, речи, памяти. 3. Воспитательные: воспитание аккуратности при работе с компьютером и ПО. Практическая работа учащихся:выполнениезаданий «Лягушки-хохотушки», «Зайчонок». Контроль:текущий–фронтальный, промежуточный – во время практической работы. Оборудование и ПО:компьютеры, проектор, программный продукт «Баба Яга учится читать», презентация-инструкция. Структура урока: 1. Организационный момент – 5 мин. 2. Повторение и закрепление выборочного материала предыдущих уроков – 10 мин. 3. Презентация программного продукта с объяснением способа работы с ним – 10 мин. 4. Выполнение заданий учащимися – 15 мин. Ход урока: Ученики с начала урока садятся за компьютеры (мониторы выключены), учащиеся отвечают на вопросы преподавателя относительно материала предыдущих уроков. Повторение и закрепление выборочного материала предыдущих уроковпредполагает фронтальный опрос: - Приведите примеры словосочетаний. (Темный лес, гулять по берегу, подняться наверх и т.д.) - Сколько слов в предложении Завтра утром я пойду гулять? (Пять слов) Презентация программного продукта с объяснением способа работы с ним.(См. Конспект урока чтения №1) Выполнение заданий.Всего по теме «Словосочетание и предложение» ученики должны выполнить два игровых задания: «Медвежонок», «Зайчонок», на выполнение каждого из которых отводится 5 минут. Лягушки-хохотушки.Нужнопомочь Мишутке из двух слов выбрать правильное. «Помидор большой и спелый, погляди какой он…». И здесь ученик должен выбрать правильный вариант ответа, щелкнув по картинке с соответствующим рисунком.(См. Приложение 10) Подсказка. Если навести курсор на предмет, лягушки произносят его название. Зайчонок. Задача ученика - помочь Зайчонку закончить стихотворение, для этого необходимо поставить слова в правильном порядке, тогда стихи получатся. (См. Приложение 11) На этом работа с программным продуктом «Баба Яга учится читать» завершается и, т.к. учащиеся прошли все задания, им вручается грамота от главной героини – Бабы Яги. В эту грамоту каждый из учеников вписывает свое имя и при возможности может ее распечатать. (См. Приложение 12) Возможные проблемы:(См. Конспект урока чтения №1) Таким образом, можно говорить о том, что успешному развитию навыка чтения у детей младшего школьного возраста способствовала работа с использованием на уроках развивающей компьютерной программы«Баба Яга учится читать».Каждое задание направлено на отработку определённых навыков и процессов, которые необходимы для овладения чтением. Игровые задания, которые мы предлагаем, имеют разный уровеньсложности. Порядок игр построен на принципе «от простого к сложному». Успешное выполнение всех заданий требует от учащихся терпеливости и наблюдательности, хорошей памяти и пространственного воображения, умения рассуждать, концентрировать внимание и воспринимать информацию на слух. На третьем, контрольном этапе исследования, была осуществлена повторная диагностика уровня развития навыка беглого чтения учащихся данного класса, проведен сопоставительный анализ полученных результатов, позволяющий судить о правильности подобранных методов работы и об эффективности созданных условий для решения проблемы исследования. Используя повторно набор методик, предложенных А.Н. Корневым [26], мы получили результаты, которые отобразили в таблицах 8, 9.
Таблица №8. Уровень чтения и понимания прочитанного после завершения формирующего этапа.
Сравнительные усредненные результаты исследования для чтения вслух и чтения про себя представлены в следующих таблицах. Таблица №9. Сравнительные результаты исследования чтения вслух.
Таблица №10. Сравнительные результаты исследования чтения про себя.
Таким образом, результаты, представленные в таблицах 9,10 показывают, что скорость чтения и уровень понимания прочитанного вслух, так же, как и скорость чтения и уровень понимания прочитанного про себя, повысился.
Таблица №11. Сравнительные результаты исследования чтения вслух до и после проведения эксперимента.
Таким образом, приведенные данные говорят о том, что скорость чтения учащихся возросла. Уровень понимания прочитанного вслух после эксперимента и уровень техники чтения после проведения эксперимента улучшился: дети при чтении стали делать меньше ошибок.
Таблица №12. Сравнительные результаты исследования чтения про себя до и после проведения эксперимента.
На основании анализа данных сравнительной таблицы №12 можно сделать вывод, что скорость чтения учащихся выросла. Уровень понимания прочитанного и уровень техники чтения определялся по вопросам (в Приложении), правильные ответы были на 7-8 вопросов. Уровень понимания прочитанного про себя после эксперимента изменился, также следует отметить, что уровень техники чтения после проведения эксперимента улучшился.
Таблица №13. Анализ сделанных ошибок при чтении после проведения эксперимента в обеих группах.
Результаты, приведенные в таблице № 13, свидетельствуют о том, повторном исследовании ошибок было допущено меньше, следует поработать над постановкой ударения, так как данные ошибки имеются после проведения эксперимента. На эти ошибки нужно обратить внимание.
Таблица №14. Сравнительная таблица допущенных ошибок до и после проведения эксперимента.
Сравнительный анализ допущенных ошибок до и после проведения эксперимента показывает, что количество уменьшилось. Далее, нами был проделан анализ способов чтения. Результаты представлены в следующей таблице. Таблица №15. Анализ способов чтения учащихся до и после проведения эксперимента
Сравнительные результаты изменения способов чтения до проведения формирующего эксперимента и после него показали, что, несмотря на небольшой период времени проведения эксперимента (порядка трех месяцев) и усталость учащихся в конце учебного года, показатели несколько повысились Таким образом, подводя итоги проведения контрольногоэксперимента, можно утверждать, что в классе, где проводился эксперимент, чтение по качеству стало выше: уменьшилось количество ошибок, дети лучше понимали прочитанный текст, увереннее отвечали на поставленные вопросы. Необходимо также отметить, что, согласно полученным наблюдениям, при использовании новых технологий улучшается не только техника и способы чтения учащихся начальных классов, но развивается и вырастает их интерес к чтению. Дети меньше устают, больше развивают познавательные навыки, ищут новые способы для быстрого и беглого чтения. Таким образом гипотезу о том, что беглость, как качество навыка чтения будет развиваться более успешно, если учитель будет использовать компьютерные развивающие программы: «Логозаврия», «Баба Яга учится читать», то уровень беглости чтения повысится, гипотезу можно считать доказанной.
Выводы по 2 главе Таким образом, рассмотрев практические подходы киспользованию ИКТ при формировании навыка чтения в начальной школе, мы проанализировали актуальное состояние педагогической практики по использованию ИКТ на уроках чтенияи пришли к выводу о том, что успешному развитию навыка беглого чтения у младших школьников способствует работа с использованием на занятиях развивающих компьютерных программ. Проведенные диагностическая и контрольная техники чтения позволили провести сравнительный анализ развитиябеглости чтения у младших школьников. Итоговые результаты эксперимента показали, что применение компьютерной учебной программы успешно повлияло на развитие техники чтения, а именно: в экспериментальном классе возросло количество учеников, в развитии навыков беглого чтения которых наблюдалась положительная динамика. Во-первых, увеличилась скорость чтения, а во-вторых, увеличился уровеньпонимания прочитанного как вслух, так и про себя. В результате проведения опытно-экспериментальной работы уровни развития навыка беглого чтения у младшего школьника повысились за счет использования развивающих компьютерныхпрограмм. При этом учитель должен учитыватьвозрастные и индивидуальные особенности детей, и постоянно повышать свой уровень компьютерной подготовки. Исходя из вышеизложенного, мы смеем утверждать, что интенсивно развивать навыки беглого чтенияу детей младшего школьного возраста можно и необходимо посредством специальных компьютерных программ. Таким образом, результаты контрольного эксперимента подтвердили достоверность выдвинутой нами гипотезы о том, что беглость, как качество навыка чтения будет развиваться более успешно, если учитель будет использовать компьютерные развивающие программы, в частности «Логозаврия», «Баба Яга учится читать» Заключение Таким образом, работая над данной проблемой, мы можем сделать выводы о том, что говорить о правильности и беглости чтения, как о качествах навыка чтения, имеет смысл только в том случае, если чтец понимает текст, который им озвучивается. При этом учитель должен знать и уметь применять специальные формы и методы, направленные на отработку правильности и беглости чтения. Здесь уместно говорить о двух направлениях: 1).использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания; 2) применение при чтении художественных произведений принципа многочтения, предложенного М.И. Омороковой и описанного В.Г. Горецким, Л.Ф. Климановой. Современный мир пронизан потоками информации. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи должен помочь человеку компьютер. «Завтра» наших детей — это информационное общество. Учиться обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать и извлекать нужную информацию в наше время необходимо. Рассмотрев в первой главе различные информационно-коммуникационные технологии, мы пришли к выводу, что использование их на уроке повышает качество обучения, вызывает познавательный интерес у учащихся, что немаловажно для уроков чтения. Кроме того, информационно-коммуникативные технологиислужат для преподнесения знаний, их контроля, закрепления, повторения, обобщения – следовательно, выполняет все дидактические функции. Результаты проведенного нами эксперимента показали, что применение компьютерных учебных развивающих программ, в нашем случае это «Логозаврия» и «Баба Яга учится читать», успешно повлияло на развитие техники чтения: увеличилась скорость чтения, увеличился уровень понимания прочитанного вслух и про себя. Смеем заметить, что эффективность использования информационно-коммуникационных технологий зависит и от профессиональной подготовки учителя. Готовясь к проведению урока с применением ИКТ, учитель должен не только тщательно подобрать нужный материал, но и уметь целенаправленно, уверенно осуществить работу с ним; уметь не просто ответить на вопросы учащихся, но и научить работать посредствоминформационно-коммуникационные технологии. Исходя из вышеизложенного, мы смеем утверждать, что интенсивно развивать навыки беглого чтения у детей младшего школьного возраста можно и необходимо посредством специальных компьютерных программ.
Список литературы 1. Анисимов В.М., Андреева К.Е., Сокорутова Л.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Якутск, 2001. 251 с. 2. Безруких М.М. Формирование навыков чтения и письма 3. Богданкевич Анна Ивановна /www.refu.ru/дата обращения 23.10.2012 4. Борисенко И. В. Методические уроки К.Д. Ушинского // Начальная школа. 2004. №3. С. 12-19. 5. Варченко В.И. "Дидактические условия использования компьютерных технологий в начальной школе (автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук)". – Калининград: Изд-во КГУ, 1998 6. Васильева М.С., Оморокова М. И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. М.: Педагогика, 2007.259 с. 7. Вачкова С.Н. Использование информационных ресурсов на уроках чтения. «Начальная школа». № 3 2010г 8. Джежжелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников // Начальная школа. 2000. №1. С. 33-38. 9. Дмитриева С.Ю. Начальная школа с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения. В кн. Сборник методических материалов по преподаванию учебных предметов в 2008-2009 учебном году: Метод.рекомендации; МО Республики Мордовия. МРИО. Саранск, 2008.186 с. 10. Ефимов В.Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» . № 2 2009г 11. Заика Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников // Вопросы психологии. 2005. №5. С. 44-54. 12. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. М.: Просвещение, 2001.269 с. 13. Зайдман И.Н. Развитие речи и психолого-педагогичекая коррекция младших школьников // Начальная школа. 2003. №6. С. 5-14. 14. Климанова Л.С. Обучение чтению в начальных классах // Школа. 2009. №18. С. 25-32. 15. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. - М.: Академия, 2003. - 256 с. 16. Козырева А.С., Яковлева В.И. Виды работ над текстом на уроках чтения // Начальная школа. 2000. №3. С. 67-69. 17. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. СПб.: МиМ, 2007. 286 с. 18. Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Книга для учителя. М.: Педагогика, 2000. 362 с. 19. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2000. 152 с. 20. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов- 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с. 21. Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы // Начальная школа. 2001. №5. С. 99-101. 22. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль: ТОО «Гринго», 2005. 396 с. 23. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. М., 2007. 251 с. 24. Павлова Л.А. Как формировать навык чтения у младших школьников: Практическое пособие/ Под ред.. Н.Н. Светловской. М.: АРКТИ, 2007. – 80с. 25. Павлова Л.А. Выразительное чтение произведений различных жанров/учебно-методическое пособие/ Забайкал. гос. гум. – пед.ун – т; Изд. 2-е, стер. –.Чита. - 72с 26. Перова Г.М. О достижении воспитательных целей чтения // Начальная школа. 2000. №3. С. 16-21. 27. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576(747) с. 28. Пусько Н.В. по материалам сайта «Логозаврия», http//logozavr.ru// дата обращения 21.04.2012г 29. Путина Н. Д. “Организация эффективного контроля за формированием у учащихся навыка беглого чтения”. // Начальная школа. – 2002. - №3, с. 37-41 30. Романовская З.И. Чтение (2класс): Методические рекомендации. М.: «Новая школа», 2002. 285 с. 31. Рыбакова Е.А. Применение новых информационных технологий на уроках в начальной школе. «Начальная школа плюс До и После» № 10 2006г. 32. Серкова М.В.//www.webkursovik.ru// дата обращения 26.10.2012г 33. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое?// Начальная школа. 2005. №2.С. 45. 34. Светловская Н.Н., Джежжелей О.В. Внеклассное чтение во 2 классе. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2007.289 с. 35. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2007.362 с. 36. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников. Теоретико-экспериментальное исследование. М., Педагогика, 2000.156 с. 37. Соловейчик М.С. К Тайнам языка. Работа над словом как лексической единицей // Начальная школа. 2004. №8. С. 22-26. 38. Суровцева И.В. Добываем знания с помощью компьютера. «Начальная школа плюс До и После». №7 2007г. 39. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с. 40. Узорова О.В. Практическое пособие для обучения детей чтению. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 268с. 41. Федоренко И.Т. Подготовка учащихся к усвоению знаний. Киев, 2000.259 с. 42. Фролова В.Д. Развитие интереса к чтению // Начальная школа. 2009.№7. с. 24-27. 43. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования //Министерство образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2011. 33с. 44. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос.акад. наук, Рос. акад. Образования. 4-е изд., дораб. М.: Просвещение, 2011. 79 с. 45. Чечерина Н.Ю. Формирование навыка беглого чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: рекомендации родителям // Я-мама. 2006. №2. С. 45-50. 46. Шевякова А.В. По материалам сайта Образование.руhttp://www.danilova.ru/дата обращения 25.10.2012г 47. ШиринкинаС.Н. http;//festival.1september.ru/ дата обращения 25.10.2012г 48. Юшкова Л.М. Совершенствование техники чтения // Начальная школа. 1999.№5. С. 15-17. 49. Яковлева В.И. Пути совершенствования уроков чтения // Начальная школа. 2006. №6. С. 12-16. 50. Яшина Н.П. Учить детей трудно, но интересно // Начальная школа. 2001.№6. С. 24-46. Приложение 1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |