Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовое положение свободных граждан в Риме


1. Status civitatis. Изначально полном объеме обладали только коренные жители Рима – квириты

2. Неквириты(свободные – перегрины) изначально не обладали не в полном объеме, либо вооще не обладали.

3. Неквириты:
1) колоны
2) латины

4. Рыночные отношения => уравнивание правового положения. В 212 г н.э. знаменитый закон Каракаллы.

5. Status civitatis.Возможности в публичной сфере (занимать госдолжности, служить в армии) и частной сфере (заключать любые сделки, вступать в римский брак – детям – римское гражданство – jus connubii).

6. Если одна из сторон не обладаетjus connubii => фактический брак (concubinat).

7. Status familiae. В полном объеме обладал только глава семьи – pater familias – лицо своего права (persona sui juris). Все остальные члены семьи – persona alieni juris

8. Pater familias – в древности неограниченная власть. Позже:
1) dominium – право собственности над вещами (единственный собственник в доме)
2) dominuca potestas – власть над рабами
3) patria potestos- отцовская власть/власть над детьми
4) manus mariti – власть над женой.

9. Два вида родства:
1) Агнатское – родственниками являлись все подвластные
2) Когнатское – кровная связь лиц – прямая, от общего предка, общая мать.

10. Степень родства – количество рождений, между родственниками. Tot gradus quot generations

11. Две формы брака:
1) Под властью мужа – cum manu mariti. Исключительное право собственности – у мужа.
2) Без власти мужа – sine manu mariti. Юридически равна мужу. Теряла имущество, если была инициатором развода, или изменяла мужу.

12. Формы заключения брака:
1) confareatio – древний брак, который заключался сакральным способом
2) coemptio – своеобразная покупка жены мужем (обряд).
3) usus- фактически совместное проживание, после года => cum manum mariti

13. Развод – в той же форме, что и брак. Основания прекращения брака
1) субъективные – развод, расторжение брака
2) объективные – не зависит от воли супругов (смерть хотя бы 1 из сторон)

14. Адюльтер карался имущественно (приданное, брачный дар)

15. Условия действительности брака:
1) Libertatis
2) Достижение брачного возраста (14/12).
3) Взаимное согласие (если лица своего права)
4) Согласие pater familias (если лица чужого права)
5) Наличие у каждой стороны jus connubii – право вступления в римский брак
6) Отсутствие близкого родства. Инцест – карался смертью.
7) Отсутствие сословного различия
9) Прошествие траурного срока – год.

16. Мощная власть отца – patria potestos. Все, что заработано детьми – собственность отца. Основание возникновения: рождение в законном браке, legitimatio – узаконивание отцом своего внебрачного ребенка, усыновление чужих детей – arrogatio. Прекращение – смерть ребенка или отца, эмансипация (отпущение на свободу).

17. Ограничение правового состояния физического лица- capitis deminutio:
1) Maxima – выражалась в утрате status libertatis, автоматически переходило в media|minima
2) Media – связано с некоторым ограничением s.civitatis – если чел. высылали из страны (высылка- deportatio), то он не мог быть свободным *(в выборе места жительства, не мог проводить сделки в полной мере и т.д.)
3) Minima – ограничение семейного состояния.
4) Если к лицу предъявлялся инфомирующий иск (a. infamia, когда человек объявлялся бесчестным). Только если указано в законе. Ex., с позором из армии, нарушение принципа моногамии. Не могло занимать гос.должности, не могло быть опекуном, попечителем, не имело право на федуциарные (доверие) сделки – договор поручения, товарищеский договор.

 

10-11

Общий строй римской семьи

Основные черты семейного строя. Правовой строй римской семьи относится к числу специфических римских правовых институтов. Только римский гражданин мог вступить в римский брак и основать римскую семью.

Основные черты семейного строя были выражены в римском праве с исключительной законченностью и последовательностью, а изменения их знаменовали глубокие изменения и в условиях хозяйственной жизни Рима, и в идеологии его господствующих классов.

Итак, область семейного права в Риме начинается с моногамической семьи, в основе которой лежала власть главы семьи и домовладыки (paterfamilias). Все члены в такой семье подчиняются власти одного.

Это — агнатическая семья, в состав которой кроме главы семьи входили: его жена (in manu mariti), т. е. подчиненная мужней власти, его дети (in patria potestate), жены сыновей, состоявшие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны главе семьи, а власти последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей: внуки, правнуки и т. д. Все подвластные главе семьи члены семьи назывались sui.

В такой семье лишь домовладыка был вполне правоспособным лицом (persona sui iuris), а остальные члены семьи полной правоспособности не имели (personae alieni iuris). Отсюда и пошло выражение, что жена по отношению к мужу находится loco filiae, мать по отношению к детям — loco sororis и т. д. Сыновья и внуки не получают свободы от подчинения отцовской власти даже если получают должность магистрата. Не освобождает от власти главы семьи и никакой возраст подвластных. Она прекращается только со смертью или по воле домовладыки.

Понятие агнатического и когнатического родства. В римском праве различались два вида родства.

1. Агнатическое родство. Подчинением власти главы семьи определялось агнатическое родство, на базисе которого и основывалась римская семья. Дочь pater familias, выходившая замуж, поступала под власть нового домовладыки. Она становилась агнатической родственницей новой семьи и переставала быть агнатической родственницей своего соб ственного отца и членов своей бывшей семьи. «Агнатами называются те, кто связан законным родством. Законным же родством является такое, которое составляется посредством лиц мужского пола» (Gai. Inst. 3. 10).

Агнатическое родство могло быть близким и далеким. Близкими родственниками считались лица, находящиеся под властью определенного домовладыки. Дальние агнатические родственники — это лица, которые когда-то были под его властью.

С развитием хозяйства, превращением Рима из общества производите лей в общество потребителей власть домовла дыки стала принимать более определенные границы; род ство по крови (когнатическое родство) приобретало все большее значение.

2. Когнатическое родство. Когнатические родственники — это лица, имеющие хотя бы одного общего предка. Кровные родственники — это:

а) родственники по прямой или боковой линии:

— родственники по прямой линии (linea recta) — лица, происходящие одно от другого (дед, отец, сын). Прямая линия может быть восходящей (linea ascedens) или нисходящей (linea descedens) в зависимости от того, проводится она от потомства к предку либо от предка к потомству;

— родственники по боковой линии (linea collaterales) — лица, имеющие общего предка, но не состоящие в родстве по прямой линии (братья, сестры, двоюродные братья, племянники и др.);

б) брачные (legitimi) и внебрачные (spurn) родственники;

в) полнородные или полуродные родственники:

— полнородные родственники (germani) происходят от одних и тех же предков;

— полуродные родственники (consanguinei и uterini) происходят от одного отца и разных матерей (consanguinei), или наоборот, от одной матери и разных отцов (uterini).

Свойство (affinitas) — это родство между супругом и когнатическими родственниками второго супруга (например, свойство было между мужем и когнатическими родственниками жены).

Степень родства исчислялась количеством рождений, на которое сопоставляемые лица отстоят одно от другого: по прямой линии — количество рождений непосредственно между этими лицами по восходящей или нисходящей, а по боковой линии — количество рождений от общего предка. Степень свойств исчислялась таким же образом, как родство супруга (например, муж является свойственником тестя 1-й степени по прямой линии).

Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству:

— консорциум (consortium) был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Во главе общины был старейшина, взрослые мужчины решали судьбу общины на общем собрании;

— патриархальная семья (familia) сменила консорциум;

— когнатическая семья появилась позднее с улучшением правового положения лиц, не имеющих полной правоспособности (alieni iuris). Когнатическая семья являлась союзом близких, только кровных родственников, живущих совмест но. В когнатическую семью входили обычно глава семьи с женой, детьми и другими близкими родственниками. Власть домовладыки больше не была неограниченной и сводилась к благоразумному наказанию («ad modicam castigationem»).

С появлением когнатической семьи стало признаваться, что и рабы могут иметь родственные связи (cognatio servilis); это положение было новым для римлян. При развитой патриархальной семье, когда рабы были лишь «говорящим орудием», рабы могли только сожительствовать и их семейные связи не признавались.

Последовательное ограничение власти домовладыки во всех ее проявлениях: в отношении жены, детей и их потомства и параллельно осуществлявшееся постепенное вытеснение агнатического родства родством когнатическим составляют основное содержание процесса развития римского семейного права. Это развитие осуществлялось на основе глубоких изменений экономической жизни Рима, под влиянием хода его политической истории, одновременно с последовательным изменением форм собственности освобождением договорно-обязательственного права от его изначального формализма.

Понятие и формы брака. Римский юрист Модестин (III в. н. э.) определял брак как союз мужа и же ны, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права (d. 23. 2. 1). Это определение, однако, не соответствовало действительному по ложению вещей. Дело в том, что первой формой брака в Риме был брак под названием cum manu — брак, устанавливавший власть мужа над женой. Вступив в такой брак, женщина попадала под власть мужа или его домовладыки и становилась агнаткой в доме мужа.

Условия вступления в брак. Для совершения брака с соответствующими правовыми последствиями надо было, чтобы брачующиеся удовлетворяли определенным условиям. Одни из этих условий были абсолютными, должны были быть в наличии для заключения всякого римского брака. Другие практически играли роль условий относительных, наличие которых было необходимо для совершения брака между лицами, принадлежавшими к разным общественным группам.

Первым условием вступления в брак было достижение брачующимися брачного возраста, который, совпадая с возрастом совершеннолетия, после некоторых колебаний был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин.

 

 

12. Формы заключения брака

В различные исторические периоды и для различных слоев населения существовали свои формы заключения брака.

Древнейшим способом заключения брака являлась купля жены мужем. Данная форма заключения брака существовала и тогда, когда жены больше не продавались; то есть со временем стала носить символический характер.

 

Также древней формой заключения брака являлось

похищение жены мужем.

Римскому праву известна религиозная форма заключения брака, существовавшая в обществе патрициев. Данная форма заключения брака состояла в даче клятвы Юпитеру брачующимися и группы римских граждан.

Третьей формой заключения брака являлся usus (основание совместной жизни), представляющей собой простое переселение жены к мужу.

Брак с мужской властью (cum manu manti)

Жена была полностью зависима от мужа в личных и имущественных отношениях. При заключении данного вида брака - все имущество жены переходило в собственность мужа. При разводе жена имела право забрать с собой только определенную долю имущества. Все приобретения жены во время брака поступали в собственность супруга.

Брак

Брак, при котором жена не находилась под властью мужа и поэтому не являлась членом его агнатической семьи.

 

Вступив в такой вид брака, она продолжала находиться под властью своего отца или своих агнатических опекунов. Она не являлась родственницей собственным детям; дети причислялись к агнатической семье мужа, а жена продолжала оставаться членом агнатической семьи своего отца (sine manu)

Данный брак возник из простого сожительства. При его заключении имущество жены не переходило в собсгвенность мужа, а принадлежало ей. При разводе жена забирала свое имущество с собой. Все приобретения жены во время брака оставались в собственности жены.

Требования к лицам, вступающим в брак:

- наличие согласия брачующихся, если они находились под властью домовладыки, то и его согласие;

- достижение половой зрелости;

- брачующиеся не должны были состоять в брачных отношениях.

Брак между мужчиной и женщиной запрещался:

если мужчина и женщина уже состояли в браке;

-^ при наличии душевной болезни, предшествующей заключению брака; если душевная болезнь наступала после заключения брака, он мог быть сохранен или

расторгнут;

- при наличии кровного родства, по прямой линии

неограниченно, по боковой - до четвертой степени;

браки между опекунами и подопечными;

браки между правителями провинций и ее жительницами;

браки между свободнорожденными и вольноотпущенными Если такие браки заключались, то они аннулировались.

Прекращение брака:

- смерть одного из супругов;

 

- развод.

Брак представлял собой законный союз между мужчиной и женщиной. Римскому праву помимо этого были известны иные связи между мужчиной и женщиной: конкубинат и contubemium.

Конкубинат представлял собой сожительство между мужчиной и женщиной, которые не желали и не могли вступить в законный брак.

 

Дети, рожденные в конкубинате признавались внебрачными и имели соответсгвенно меньший объем прав, но сравнению с детьми, рожденными в законном браке. Дети, рожденные от конкубины (сожительницы), могли быть узаконены, и вследствие этого за ними признавалось право на алименты и ограниченное наследственное право oi отца

Contubemmm - союз между рабом и рабыней. Их отношения фактически были признаны, но юридически не существолвали.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...