Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Адаптация и сенбилизация органов чувств

Виды ощущений

Классификация ощущений

1. По характеру отражения и месту расположения рецепторов принято делить ощущения на три группы.

Экстероцептивные – ощущения, сигнализирующие о различных характеристиках внешнего мира.

Интероцептивные – ощущения, сигнализирующие о внутреннем состоянии организма.

Проприоцептивные– ощущения, сигнализирующие о положении различных частей тела и их движении.

Экстерорецепторыподразделяются на две большие группы: контактные и дистантные.

Контактные рецепторыпередают раздражение при непосредственном соприкосновении с раздражителем, например, вкусовые и осязательные.

Дистантные рецепторы- воспринимают информацию на расстоянии, например, зрительные, слуховые, обонятельные

2. По органам чувств ощущения делятся на зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые.

3. По особенностям происхождения: механические, температурные, химические, фотохимические, болевые.

Различные виды ощущений характеризуются общими для всех видов ощущений характеристиками.

Такими характеристиками являются: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.

Адаптация и сенбилизация органов чувств

Различают две основные формы изменения чувствительности, из которых одна зависит от условий среды и называется адаптацией, а другая – от условий состояния организма и называется сенсибилизацией.

А)Адаптация – это постепенное изменение чувствительности под действием часто повторяющихся или длительно воздействующих раздражителей.

Б)Повышение чувствительности в результате взаимодействия ощущений или появления других раздражителей называется сенсибилизацией.

Отличие восприятия от ощущений, виды восприятия.

Восприятие – это отражение в сознании человека предметов или явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Отличие ощущений и восприятий

Ощущение Восприятие
Отражает отдельные свойства предметов Отражает предмет в целом
Находятся в нас самих Образы проецируются в пространство
Итог – некое чувство Итог – образ, включающий комплекс взаимосвязанных ощущений
Пассивный процесс Необходима встречная активность, направленная на исследование, построение и уточнение образа

Классификация восприятий. В основе классификаций восприятий, так же как ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые восприятия.

К сложным формам восприятия относятся:

Восприятие пространства представляет собой отражение объективно существующего пространства и включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся.

Взаимодействие человека со средой включает и само тело человека с характерной для него системой координат. Сам ощущающий человек – материальное тело, занимающее определенное место в пространстве и обладающее известными пространственными признаками (величиной, формой, тремя измерениями тела, направлениями движений в пространстве). Восприятие пространства осуществляется совместной работой зрительного, двигательного и вестибулярного аппаратов.

Восприятие времени.Время, как и пространство, - одна из основных форм существования материи. Восприятие времени есть отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности.

Восприятие движений – пространственное перемещение предметов – зависит от удаленности предметов, скорости их перемещения, от перемещения самого наблюдателя.

Условиями становления адекватного восприятия являются активность человека, установление обратной связи в практическом взаимодействии с окружающим миром, обеспечение определенного минимума и привычной структурированности поступающей извне информации.

Основные качества внимания и памяти.

Качества (свойства) внимания:

Устойчивость внимания - удержание требуемой интенсивности внимания в течение длительного промежутка времени. То есть устойчивость есть временная характеристика внимания.

Переключаемость внимания,его гибкость - способность быстро выключаться из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям.

Распределение вниманиямежду разнородными объектами, одновременно находящимися в центре внимания, дает возможность одновременно совершать несколько рядов действий, следить за несколькими объектами сразу.

Объем вниманияхарактеризуется количеством объектов или элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости в один момент.

Концентрированность внимания— степень сосредоточенности, она представляет собой единство двух признаков: интенсивности внимания и его узости.

Сосредоточенность – та или иная степень углубления в данную деятельность.

Направленность внимания – избирательный характер психической деятельности и сохранение ее в течение необходимого времени, концентрация на объектах внешнего мира (внешненаправленное) или на своих мыслях, представлениях, переживаниях (внутринаправленное).

Качества памяти.

Память характеризуют такие свойства, как объем, скорость, прочность, точность, готовность. Объем памяти — количество информации, которое человек способен запомнить за определенное время. Объем кратковременной памяти человека в среднем составляет 7 ± 2 блока информации.

Скорость запоминаниявремя, в течение которого человек способен запомнить определенный объем информации.

Прочность сохранениядлительность сохранения информации.

Точность воспроизведенияправильность и полнота воспроизведения информации.

Готовность к воспроизведениюумение своевременно вспомнить требуемое.

Виды внимания и памяти.

тривида внимания:

Непроизвольное внимание – внимание, направляемое на объект без сознательных волевых усилий личности. Оно проявляется вследствие особенностей воздействующих на человека раздражителей (их сила, контраст, новизна предметов и явлений) и определяется состоянием, потребностями, интересами, отношением, настроением, утомлением и т.д.

Произвольное внимание – преднамеренная направленность психической деятельности на те или иные объекты. Это более высокий вид внимания. Произвольное внимание требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Волевое усилие необходимо, чтобы сосредоточиться на объекте деятельности, не отвлечься, не ошибиться в действиях.

Послепроизвольное внимание – качество внимания, в структуре которого волевой компонент заменен интересом и автоматизированными навыками. Его исток - произвольное внимание: человеку необходимо сделать какую-то работу, он ставит перед собой определенную цель и направляет на ее достижение волевые усилия, концентрирует внимание. Но через определенное время деятельность настолько увлекает человека, что дальше для ее совершения уже не требуется волевых усилий.

Виды памяти

Прежде всего, можно выделить 2 формы памяти: генетическую (наследственную) и онтогенетическую (прижизненную). Виды онтогенетической памяти различают в зависимости от того, как, что и насколько долго запоминается, сохраняется и воспроизводится

Типы невнимательности.

Типы невнимательности:

1. Рассеянность – определяется легкой непроизвольной переключаемостью и малой интенсивностью внимания. Свойственен дошкольникам и астенизированным больным, в частности в результате переутомления.

2. Невнимательность «ученого» - определяется высокой интенсивностью и трудной переключаемостью внутренне направленного внимания. У больных этот тип свойственен лицам со сверхценными и навязчивыми идеями.

3. Стариковская рассеянность – определяется слабой интенсивностью и еще более слабой переключаемостью. Наблюдается при органических заболеваниях головного мозга, хронических интоксикациях, в условиях кислородного голодания.

Процессы мышления.

Мышление осуществляется в форме речи, при этом основным элементом мысли является понятие.Понятие отражает общее, существенное, закономерное в предметах и явлениях действительности. Понятие обозначается словом, поэтому мыслить понятиями — это значит мыслить словами. Понятия формируются в процессе исторического развития человечества и усваиваются в процессе индивидуального развития человека. В процессе формирования понятий отражается развитие мышления, умение выделять в предметах существенные признаки и обобщать по этим существенным признакам.

Оперирование понятиями может осуществляться в разных формах, прежде всего в форме суждений и умозаключений.

Суждение— это утверждение или отрицание каких-либо связей или отношений между предметами или явлениями. Суждения могут быть общими (все растения имеют корень; воспалительные процессы сопровождаются повышением температуры), частными (некоторые лекарственные средства имеют побочные действия), единичными (этот пациент болен гриппом).

К суждениям приходят как непосредственно, когда в них констатируется то, что воспринимается, так и опосредованно, путем умозаключений.Умозаключение представляет оперирование не отдельными понятиями, а суждениями. Каждое умозаключение состоит из нескольких суждений (посылок) и следствия из этих посылок. Оперирование понятиями возможно в различных формах: индукции (от частного к общему), дедукции (от общего к частному). Для детского и патологического мышления характерна также такая форма, как трансдукция — умозаключение, переходящее от одного частного или единичного случая к другому частному или единичному случаю, минуя общее, так как в трансдуктивном мышлении нет обобщения.

Виды мышления. Мышление человека не только включает в себя различные операции, но и протекает на различных уровнях, в различных формах, что позволяет говорить о существовании различных видов мышления. Так, в зависимости от характера решаемой задачи, от того с чем оперирует мысль, выделяют 3 вида или уровня мышления:

Предметно-действенное мышлениеявляется ведущим у ребенка до 2—3-летнего возраста и проявляется в процессе непосредственных действий с предметами. Этот вид мышления является исходным в формировании любой мыслительной операции. Для него характерен целый ряд особенностей.

Прежде всего, оно тесно связано с конкретной ситуацией, осуществляется в процессе практической деятельности. Этот вид мышления насыщен эмоциональными тенденциями. Для него характерен синкретизм,проявляющийся в том, что случайные поверхностные признаки объединяются в комплекс, не отражающий сути предмета; низкая критичность по отношению к своим действиям. Одним из главных признаков предметно-действенного мышления является эгоцентризм,проявляющийся в том, что ребенок не понимает относительности явлений, предметы рассматриваются им вне связи с другими предметами, а точкой отсчета в рассуждениях является сам субъект.

Наглядно-образное мышлениеоперирует представлениями. В ходе решения задачи эти образы преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог найти ее решение. Этот вид мышлениятакже характеризуется синкретизмом, насыщено эмоциями, длянего характерна низкая критичность и эгоцентризм, невозможность правильного соотнесения частного и общего, непонимание обратимых отношений.

Предметно-действенное и наглядно-образное мышление — это допонятийные виды мышления.

С началом школьного обучения интенсивно развивается словесно-логическое, понятийное мышление. Понятийное мышление — это всегда осознанное вербализованное мышление. Оно оперирует понятиями, суждениями, символическими обозначениями и иными отвлеченными категориями.

Операции мышления.

Анализесть мысленное разложение целого на части или мысленное выделение отдельных его свойств или сторон. Анализ ситуации, в результате которого вычленяются известное и искомое, является началом решения задачи.

Синтез— мысленное соединение частей, предметов или явлений. Синтез восстанавливает расчлененное анализом целое, вскрывая существенные связи и отношения элементов, выделенных анализом.

Сравнение— позволяет устанавливать сходство или различие между предметами и явлениями на основе мысленного выделения их частей или свойств.

Обобщениеесть мысленное выделение в предметах и явлениях общего и главного, и основанное на этом мысленное объединение их друг с другом. Необходимой предпосылкой обобщения является сравнение предметов. Обобщение может опираться на разные признаки, но самое важное значение имеет обобщение, основанное на выделении признаков не только общих, но и существенных для данных предметов или явлений. Именно такое обобщение ведет к образованию понятий, к открытию законов.

Абстракцияважнейшая характеристика мышления, представляет собой отвлечение главных, основных свойств предметов и явлений от отдельных конкретных чувственно-образных свойств и их изолированное рассмотрение. Научная абстракция является непременным условием познания сложных объектов, которые невозможно познать сразу и целиком.

Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Из понятия выводится суждение о принадлежности вещей и явлений определенному классу. При конкретизации происходит максимальное приближение к действительно существующему в объективном мире предмету или явлению.

Виды эмоциональных состояний.

Классификация эмоций.

Эмоции связаны с потребностями человека и возможностью их удовлетворения. Различают низшие и высшие эмоции.

К низшим относятся эмоции, связанные с удовлетворением или неудовлетворением тех или иных физиологических потребностей; например, чувство голода, жажды, сытость, тошнота. Они (низшие эмоции) чаще имеют большое биологическое значение, приносят в кору головного мозга сигналы и физическом состоянии организма, здоровье или болезни, об удовлетворении или неудовлетворении потребностей.

Высшие эмоции (чувства) возникают на базе удовлетворения или неудовлетворения духовных потребностей. Они имеют ярко выраженный общественный характер и свидетельствуют об отношении человека к различным сторонам и явлениям общественной жизни

По характеру переживаний и субъективной значимости для человека (по качеству):

положительные, возникающие в результате удовлетворения потребности (радость, удовольствие, счастье и т.д.)

- нейтральные (равнодушие, безразличие, любопытство)

- отрицательные, возникающие в результате неудовлетворения потребности (гнев, тоска, печаль, отчаяние, отвращение и т. д.)

По отношению к активности человека принято различать две группы эмоций: стенические (бодрящие), сопровождающиеся повышением жизнедеятельности, увеличением силы и энергии человека, и астенические (угнетающие), характеризующиеся снижением мышечного тонуса, снижением психической и моторной активности.

В зависимости от длительности и интенсивности протекания различают настроения, аффекты и страсти.

Настроение - длительное эмоциональное состояние, не достигающее значительной интенсивности и не имеющее существенных колебаний в течение длительного периода, отражающееся на деятельности, поведении человека.

Страсть - длительное, устойчивое и достаточно интенсивное эмоциональное состояние, имеющее для человека определенную значимость. Страсть всегда предметна, т.е. характеризуется сильно выраженным постоянным стремлением к определенным действиям, к определенному объекту. Страсть относится к тем эмоциям, которые побуждают человека к активности.

Экстаз – кратковременная, бурная, положительная эмоция, «пик наслаждения».

Аффект - предельно выраженная, кратковременная эмоция, внезапно возникающая в ответ на острую конфликтную ситуацию. Выделяют 2 вида аффекта: патологический и физиологический. При физиологическом аффекте сила реакции адекватна силе раздражителя. Патологический аффект возникает в ответ на довольно слабый раздражитель: на несколько секунд или минут глубоко помрачается сознание, теряется контроль за своим поведением и поступками. Патологический аффект сопровождается выраженной вегетативной симптоматикой, в дальнейшем наступает амнезия на период аффекта. При физиологическом аффекте такие нарушения отсутствуют.

10.Пренатальный период. Период новорожденности. Младенчество.

1)Пренатальный период — это период внутриутробной жизни от зачатия до момента родов.

2)Период новорожденности начинается с первого вдоха ребенка и перевязки пупочного канатика и длится 3—4 нед.

3)Младенчество (до 1 года)–период, когда ребенок развивается в физическом, психическом и социальном плане чрезвычайно быстро, проходя за короткое время колоссальный путь от беспомощного но­ворожденного с малым набором врожденных реакций до активного младенца, способного смотреть, слушать, действовать, решать некоторые наглядно воспринимаемые ситуации, взывать о помо­щи, привлекать внимание, радоваться появлению близких.

Особенности психического развития в пренатальный период. С четвертого месяца можно почувствовать движения малыша – сначала легкие, почти незаметные дуновения, потом – более сильные. Но крошка не только двигается, он активно исследует окружающее: чувствует, слышит, видит.

Семь симптомов кризиса.

Негативизм — это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребёнок не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия - сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.

Упрямство — это реакция ребёнка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал у взрослого, и отказаться от собственного решения даже при изменившихся обстоятельствах ребёнок не может. Упрямство следует отличать от настойчивости в достижении какой-либо определённой цели.

Строптивость направлена в целом против норм воспитания, системы отношений, образа жизни в семье, а не против конкретного взрослого.

Своеволие — стремление ребёнка все делать самому (ключевые слова в речи "Я сам!"), проявление инициативы собственного действия, которая неадекватна возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. При этом меняется отношение ребёнка к окружающему миру: теперь ребёнком движет не только желание узнавать новое, овладевать действиями и навыками поведения. Ребёнок начинает активно удовлетворять познавательную потребность. Это проявляется в его активности, любознательности. Но проявление инициативы может вызывать конфликты со взрослыми, поскольку она зачастую неадекватна возможностям ребёнка. Необходимо учитывать то, что ребёнок пробует свои силы, проверяет возможности. Он утверждает себя, и это способствует появлению детского самолюбия - важнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию.

Протест-бунт проявляется в частых конфликтах с родителями. Ребёнку важно, чтобы окружающие люди всерьёз относились к его самостоятельности. Если ребёнок не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желания - он начинает протестовать. Он бунтует против прежних рамок, против прежних отношений. Американский психолог Э. Эриксон считает, что именно в этом возрасте у ребёнка начинает формироваться воля, независимость и самостоятельность.

Обесценивание — в глазах ребёнка обесценивается все то, что было для него привычно, интересно, дорого раньше. Симптом обесценивания может проявляться в том, что ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, ломать любимые игрушки.

Деспотизм — ребёнок проявляет деспотическую власть по отношению к близким людям, заставляет родителей делать все, что он требует.

 

Внутренняя Картина Болезни

Понятие

Внутренняя картина болезни - понятие, введенное отечественным терапевтом Р.А. Лурия, характеризующее представления больного о своем заболевании. В ее структуре выделяются сензитивный компонент, включающий в себя комплекс болезненных ощущений и связанных с ними эмоциональных состояний, и интеллектуальный, представляющий собой рациональную оценку болезни. Для выявления индивидуальных особенностей внутренней картины болезни используют, как правило, клиническую беседу и специальные опросники.

структура

 

Первоначальное представление о структуре картины болезни внутренней содержало два уровня - сенситивный, включавший в себя комплекс болезненных ощущений и связанных с ними состояний эмоциональных, и интеллектуальный, являвший собой рациональную оценку болезни, - в дальнейшем было дифференцировано выделением четырех уровней:

1) уровень чувственный - комплекс болезненных ощущений;

2) уровень эмоциональный - переживание заболевания и его последствий;

3) уровень интеллектуальный - знание о болезни и ее реальная оценка;

4) уровень мотивационный - выработка определенного отношения к заболеванию, изменение образа жизни и актуализация деятельности, направленной на выздоровление. Картина болезни внутренняя обычно выступает как целостное образование. На формирование ее влияют различные факторы: характер заболевания, его острота и темп развития, особенности личности в предшествующий болезни период и пр. Изучение картины болезни внутренней применяется в психологии медицинской для выявления особенностей личности при различных заболеваниях и для раскрытия их динамики в ходе болезни. В качестве методов исследования используются метод беседы клинической, опросники, анкеты, интервью. Знание картины болезни внутренней необходимо для правильной диагностики и лечения заболеваний (-> психосоматика).

факторы её обуславливающие

ВКБ обуславливают факторы:

 

1. Характер заболевания:

Определяет отношение и поведение к болезни.

А) Наличие или отсутствие боли;

Б) Наличие или отсутствие косметических дефектов;

В) Наличие или отсутствие ограничения подвижности;

Г) требуемое лечение;

 

2. Обстоятельства, в которых протекает болезнь:

А) Проблемы и ожидание (что будет с семьей (мать); кто будет приносить деньги (отец); что будет с домашним животным (бабушка); проблема с выбором больницы);

Б) Где протекает болезнь (стационар – дом);

В) Кто виновен в болезни:

- Самообвинение;
- Обвинение других;
- Обвинение обстоятельств;

3. Особенности личности до заболевания:

А) возраст (чем моложе больной, тем более выражен чувственный компонент; в зрелом возрасте – опасения, связанные с последствиями; в пожилом возрасте – страх смерти, страх одиночества);

Б) Пороги чувствительности;

В) эмоциональная реактивность

Своеобразная окраска страха, жалости к себе, колебание надежд и безнадежности.

Г) Особенности характера и жизненные ценности;

Д) Тип отношения к болезни;

 

 

17. Индивид,индивидуальность,личность:

Индивид– биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида.

Под индивидуальностью в современной психологии понимается неповторимость, уникальность сочетания различных свойств и качеств человека.

Личность –это высший, наиболее интегративный уровень индивидуальности, который характеризуется неповторимым типом взаимоотношений с социальной действительностью и высокой степенью самосознания – сознания своей общественной принадлежности.Именно личность как высшее проявление индивидуальности обеспечивает сложнейшую систему взаимосвязей человека с действительностью, взаимоотношений в разных, меняющихся обстоятельствах общественной среды и адаптацию к ней.

Структура индивидуальности

Индивидуальные свойства организма Индивидуальные психологические свойства (особенности протекания познавательных процессов)
Индивидуальные психофизиологические особенности (свойства темперамента) Индивидуальные социально-психологические свойства (черты характера и личности)

 

Эмпатия,виды эмпатий.

«Эмпатия» - 1) внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование). Способность к эмпатии - необходимое условие для развития такого профессионального качества, как проницательность, у практического психолога (консультанта, психотерапевта). Эстетическая эмпатия - вчувствование в художественный объект, источник эстетического наслаждения; 2) эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого. Эмпатия как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных) и в высших личностных формах (сочувствия, сопереживания, сострадания).

Различаются: 1) эмпатия эмоциональная - основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого; 2) эмпатия когнитивная - базирующаяся на процессах интеллектуальных - сравнение. аналогия и пр. 3) эмпатия предикативная - проявляющаяся как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.

Как особые формы эмпатии выделяются: 1) сопереживание -переживание тех же эмоциональных состояний, что испытывает другой, через отождествление с ним; 2) сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний в связи с чувствами другого.

Присоединение(подстройка) – приспособление своего поведении к способу поведения другого.

Можно выделить три основных этапа стереотипа поведения, направленного на изменение партнера по коммуникации.

28.Этапы присоединения.Способы определения эффективности присоединения

Присоединение(подстройка) – приспособление своего поведении к способу поведения другого.

Можно выделить три основных этапа стереотипа поведения, направленного на изменение партнера по коммуникации.

1 этап: Присоединение. Цель: создание аналогового принятия Вас (формирование доверия и эмпатии благодаря конгруэнтности поведения).

Средства:

* Присоединение к дыханию.

* Аналоговое отражение поз, жестов, ритма и амплитуды движений, мимики, темпа речи и мышления и т.п.

* Выявление и отражение модальности внутренних процедур.

* Использование фраз единомыслия.

* Использование местоимения «мы»

* Называние собеседника по имени.

* Демонстрация радости от общения.

* Демонстрация уважения к личности собеседника и его значительности.

* Выявление свойственного собеседнику соотношения времени речи и молчания (это достаточно устойчивый параметр личности).

* Искреннее переживание выше перечисленных составляющих присоединения: только это обеспечит конгруэнтность Вашего поведения и т.п.

2 этап: Закрепление.

Цель: Создание условий для принятия Вашей информации и изменяющего воздействия на аналоговом уровне с обеспечением необходимой степени подобия прямых и обратных процедур, защита от несоответствия результатов...

Средства:

* Выдерживание удобного собеседнику соотношения речи о молчания.

* Подтверждение согласия с действительно вескими приведенными партнером фактами и аргументами.

* Использование основных ключевых слов собеседника.

* Щедрость на похвалы собеседника в связи с заслуживающими этого фактами.

* Предоставление собеседнику возможности полностью высказаться, излить чувства.

* Демонстрация Вашей способности в случае аргументированного возражения признаться в своей неправоте.

* Пресуппозиция (в косвенной форме) желаемого результата (см. далее).

* Формирование авторитарности (см. далее).

* Инспирирование собеседника на ответы «Да».

* Избегание в речи выводов, советов, оценок.

* Семантическое связывание предполагаемых Вами исходов диалога с позитивными для собеседника ценностями.

3 этап: Ведение

Цель: Постепенное изменение собеседника на аналоговом уровне.

Средства;

* Постепенное изменение поз, жестов, мимики, темпа речи и дыхания, ритма движений для инспирирования перехода собеседника в психофизиологическое состояние, более адекватное восприятию воздействующей коммуникативной информации.

* Перевод собеседника в режим более адекватной для последующей изменяющей информации модальности.

* Использование сформированных аналоговых якорей для связывания различных исходов поведения, решений и мотивов с необходимыми в соответствии с целями воздействия оценочными ощущениями соответствующих психофизиологических состояний.

* Аргументированное убеждение с подтверждением уважения к собеседнику, его доводам (или на основе его доводов).

* Постепенное подведение методом представления фактов с недоделанным выводом собеседника к самостоятельному генерированию вытекающего вывода с позитивной оценкой «его» умозаключения или решения.

* и т.п.

Присоединение произошло, если:

1. Вы меняете позу, и ваш партнер, невольно подстраиваясь к вам, занимает такую же.

2. Ваш партнер начинает имитировать ваши жесты и речь. Если вы убедились в том, что два этих параметра сработали, то можете сделать вывод, что вы интересны, к вам испытывают внутреннюю симпатию и вы имеете шанс на успех.

Репрезентативная система – это система, посредством которой субъектом воспринимается и утилизируется информация, поступающая из внешнего мира.

В зависимости от доминировании того или иного способа поступления и переработки информации репрезентативные системы могут быть представлены в трех основных категориях:

Визуальная (восприятие посредством зрительных образов);

Аудиальная(восприятии посредством слуховых впечатлений);

Кинестетическая(восприятие посредством ощущений).

Наиболее предпочитаемая репрезентативная система называется основной.Для того, чтобы определить основную репрезентативную систему используютвербальные ключи доступа,то есть те слова, которыми пользуется ваш партнер по общению. Кроме основной существует ведущая репрезентативная система. Она отражает деятельность мозга в данный момент, в ситуации «здесь и теперь». Для ее определения используются невербальные ключи доступа, которые представляют собой наблюдение за движениями глаз.

Барьеры общения

Барьер правил общения. Правила общения представляют общепринятые понятия, убеждения, предписания, направленные на формирование определенных границ, в которых строится общение. Ряд из них необходим и конструктивен, ряд не имеет под собой реально обоснованной пользы Навязывание правил общения одним участником другому без достаточного на то основания, а лишь потому, что так принято, способно создать ситуацию конфликта.

Информационные барьеры:непонимание неполное, неправильное понимание, передаваемого сообщения.

Мотивационные барьеры:партнеры по общению не осознают и не учитывают различия в том , что побуждает их вступать в контакт, и какие цели они преследуют. Иногда же эти цели прямо противоположны (например, врачу бывает важно узнать как раз то, что пациент скрывает).

Ролевые барьеры:расходятся представления собеседников о нормах общения, соответствующих определенным ролям (например, больной считает, что врач всегда обязан выслушивать его до конца, не перебивая, а врач думает иначе).

Эмоциональные барьеры:игнорируется или неправильно понимается эмоциональное состояние собеседника..

Личностные барьеры:"неприятие" каких-то личностных особенностей человека (взаимное или одним из них). Сюда относятся и случаи так называемой психологической несовместимости. Например, трудно общаться между собой двум "доминантным" собеседникам. Нелегко контактировать и человеку импульсивному, быстро мыслящему и говорящему с тем, кто нетороплив, "заторможен".

Барьеры стереотипов и ошибок в межличностном познании:общение строится, исходя из стереотипов и (или) ошибочных представлений собеседников друг о друге.

Барьеры установок:предвзятое мнение о собеседнике, существующее еще до общения с ним, часто препятствует установлению контактов, взаимопониманию.

Барьеры "обратной связи":неумение быстро и правильно определить, понятно ли сообщение собеседнику и какова его реакция.

Барьер репертуара действий выступает как барьер общения при его несовпадении с таковыми у других участников. Последовательность взаимодействий также может стать причиной психологического напряжения, если она нарушается при общении. Наиболее простой вариант, когда человек, занимающий преимущественную ролевую позицию по отношению к другому), в ситуации диалога навязывает собеседнику монолог, подчеркивая тем самым свое преимущество.

Барьерами в общении, порождающими конфликты, могут стать настроение, поза, жесты, мимика, интонации, симптомы психических расстройств. Индивидуальной оценки и индивидуального подхода требуют в общении акцентуированные личности. Противодействие, возражение, излишний нажим способны вызвать у гипертимной или эпилептоидной личности вспышку гнева, агрессии, злобности. Истероидные личности, демонстрируя внимание, заботу, готовность к сотрудничеству, в то же время склонны к интриге, провоцированию конфликта. Они не прощают безразличия к ним, но и, почувствовав слабость другого человека, готовы быстро использовать ее для своей выгоды.

 

Виды ощущений

Классификация ощущений

1. По характеру отражения и месту расположения рецепторов принято делить ощущения на три группы.

Экстероцептивные – ощущения, сигнализирующие о различных характеристиках внешнего мира.

Интероцептивные – ощущения, сигнализирующие о внутреннем состоянии организма.

Проприоцептивные– ощущения, сигнализирующие о положении различных частей тела и их движении.

Экстерорецепторыподразделяются на две большие группы: контактные и дистантные.

Контактные рецепторыпередают раздражение при непосредственном соприкосновении с раздражителем, например, вкусовые и осязательные.

Дистантные рецепторы- воспринимают информа

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...