Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура конфликта.Стадии конфликта.Конструктивные и неконсткруктивные конфликты.

Структура и динамика конфликтов

Психологическая структура конфликта может быть описана с помощью двух важнейших понятий - конфликтной ситуации и инцидента.

Следует различать понятия "конфликт" и "конфликтная ситуация", разница между ними очень существенна.

Конфликтная ситуация — такое совмещение человеческих интересов, которое создает почву для реального противоборства между социальными субъектами. Конфликтная ситуация - это объективная основа конфликта, фиксирующая возникновение реального противоречия в интересах и потребностях сторон. По сути дела, это еще не сам конфликт, так как существующее объективное противоречие может определенное время не осознаваться участниками взаимодействия.

Главная черта конфликтной ситуации — возникновение предмета конфликта, но пока отсутствие открытой активной борьбы. Конфликтная ситуация включает оппонентов, предмет, цели и отношения между ними. Для сторон характерно наличие у них внешней и внутренней позиции в конфликте.

Внешняя позиция - это та мотивировка участия в конфликте, которая открыто предъявляется сторонами своим оппонентам (так чаще всего называются участники конфликтного взаимодействия). Она может совпадать, а может и не совпадать с внутренней позицией, представляющей собой набор тех истинных интересов, мотивов и ценностей, которые принуждают человека или группу включаться в конфликт.

Внутренняя позиция зачастуюскрыта не только от оппонентов, но и от самого субъекта (является неосознаваемой). В процессе развития столкновения конфликтная ситуация всегда предшествует конфликту, является его основой.

Чтобы произошел конфликт, нужны действия со стороны оппонентов, направленные на достижение их целей. Такие действия называются инцидентом.

Таким образом, инцидент– это ситуация взаимодействия, позволяющая осознать ее участникам наличие объективного противоречия в интересах и целях (бывает открытый и скрытый). Скрытый - на уровне осознания участниками конфликтности ситуации, может не проявляться в реальных отношениях и реакциях. Открытый разворачивается как серия конфликтных действий участников по отношению друг к другу.

Таким образом, конфликт - это конфликтная ситуация, сопровождаемая инцидентом.

Стадии конфликта:

Возникновение объективной конфликтной ситуации

Осознание конфликта (инцидент)

Конфликтные действия

Разрешение конфликта

 

Конструктивная фаза конфликта характеризуется осознанием оппонентами цели, предмета конфликта, средств достижения цели, правильной оценкой собственного состояния, возможностей и способностью на объективную оценку состояния и реакций оппонента.

Деструктивная фаза конфликта начинается тогда, когда взаимная неудовлетворенность оппонентов друг другом, способом решения проблем превышают некий критический порог и совместная деятельность становится неуправляемой. Эта фаза может быть разбита на две стадии. Психологически первая стадия деструктивной фазы характеризуется: стремлением завысить свои возможности и занизить возможности оппонента, самоутвердиться за его счет; необоснованностью критических замечаний; пренебрежительными репликами, жестами, взглядами в его адрес. Эти реакции оцениваются оппонентом как личные оскорбления, и далее включаются механизмы активной защиты и противодействия с его стороны. Вторая стадия деструктивной фазы конфликта характеризуется: повышением активности оппонентов при резком ослаблении самоконтроля; нарушением обратной связи; уходом от проблем, предмета спора и переходом на взаимные оскорбления. На этом этапе участники конфликта не могут вернуться в конструктивную фазу. Процесс становится неуправляемым и необратимым. В педагогической практике особенно важно оставаться в рамках конструктивной фазы конфликта.

Барьеры взаимодействия в работе врача.

Барьеры общения

Барьер правил общения. Правила общения представляют общепринятые понятия, убеждения, предписания, направленные на формирование определенных границ, в которых строится общение. Ряд из них необходим и конструктивен, ряд не имеет под собой реально обоснованной пользы Навязывание правил общения одним участником другому без достаточного на то основания, а лишь потому, что так принято, способно создать ситуацию конфликта.

Информационные барьеры:непонимание неполное, неправильное понимание, передаваемого сообщения.

Мотивационные барьеры:партнеры по общению не осознают и не учитывают различия в том , что побуждает их вступать в контакт, и какие цели они преследуют. Иногда же эти цели прямо противоположны (например, врачу бывает важно узнать как раз то, что пациент скрывает).

Ролевые барьеры:расходятся представления собеседников о нормах общения, соответствующих определенным ролям (например, больной считает, что врач всегда обязан выслушивать его до конца, не перебивая, а врач думает иначе).

Эмоциональные барьеры:игнорируется или неправильно понимается эмоциональное состояние собеседника..

Личностные барьеры:"неприятие" каких-то личностных особенностей человека (взаимное или одним из них). Сюда относятся и случаи так называемой психологической несовместимости. Например, трудно общаться между собой двум "доминантным" собеседникам. Нелегко контактировать и человеку импульсивному, быстро мыслящему и говорящему с тем, кто нетороплив, "заторможен".

Барьеры стереотипов и ошибок в межличностном познании:общение строится, исходя из стереотипов и (или) ошибочных представлений собеседников друг о друге.

Барьеры установок:предвзятое мнение о собеседнике, существующее еще до общения с ним, часто препятствует установлению контактов, взаимопониманию.

Барьеры "обратной связи":неумение быстро и правильно определить, понятно ли сообщение собеседнику и какова его реакция.

Барьер репертуара действий выступает как барьер общения при его несовпадении с таковыми у других участников. Последовательность взаимодействий также может стать причиной психологического напряжения, если она нарушается при общении. Наиболее простой вариант, когда человек, занимающий преимущественную ролевую позицию по отношению к другому), в ситуации диалога навязывает собеседнику монолог, подчеркивая тем самым свое преимущество.

Барьерами в общении, порождающими конфликты, могут стать настроение, поза, жесты, мимика, интонации, симптомы психических расстройств. Индивидуальной оценки и индивидуального подхода требуют в общении акцентуированные личности. Противодействие, возражение, излишний нажим способны вызвать у гипертимной или эпилептоидной личности вспышку гнева, агрессии, злобности. Истероидные личности, демонстрируя внимание, заботу, готовность к сотрудничеству, в то же время склонны к интриге, провоцированию конфликта. Они не прощают безразличия к ним, но и, почувствовав слабость другого человека, готовы быстро использовать ее для своей выгоды.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...