Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личностно-психологическая уместность

Уместность ¾ это качество речи, важное не только в лингвистическом, но и в социальном плане. Она призвана регулировать наше речевое поведение. Речь не только со­держит какую-то информацию, но и выражает отношение говорящего к действительности, к окружающим нас людям. Поэтому автор должен заботиться о том, как его речь по­действует на адресата - не обидит ли, не травмирует ли по­следнего грубостью, не унизит ли его достоинства.

Личностно-психологическая уместность предполагает внутреннюю вежливость, тактичность, отзывчивость, забот­ливое отношение к собеседнику, умение вовремя подумать о его настроении, учесть его индивидуально-психологичес­кие особенности, умение найти в той или иной ситуации нужное слово, необходимую интонацию, способствует установлению правильных взаимоотношений собеседников, является залогом морального и физического здоровья лю­дей. Грубое, черствое слово, равнодушная, издевательская интонация обижают и оскорбляют человека, могут послу­жить причиной психологического конфликта, тяжелой душевной травмы, стать социальным злом. Примером этого может служить факт, описанный писателем Б. Васильевыми в повести "Суд да дело". Участник Великой Отечественной! войны Антон Филимонович Скулов выстрелом из охотничьего ружья убил молодого парня Вешнева. Выстрел последовал сразу же после того, как Вешнев грязно обругал покойную жену Скулова. "Это не ругань, это ¾ действие, потому что сразу же после этих слов последовал выстрел. Подчеркиваю, сразу же", ¾ так оценивает этот факт второй заседатель.

Выделение различных видов уместности несколько условно. Хорошо прослеживается стилевая уместность. Ситуативно-контекстуальная и личностно-психологическая уместность тесно переплетаются между собой, а также с поняти­ем речевого этикета (в широком смысле), предполагающем тактичность, доброту, вежливость, честность, благородство в речевом поведении участников общения.

Лексический запас, грамматическая структура языка еще не определяют характер разговора; важен также тон, инто­нация. Одно и то же слово или фраза могут влиять на нас по-разному в зависимости от того, каким тоном они произ­несены. Часто оскорбительными, неуместными бывают не слова, а тон: "Проходите вперед!!!", произнесенное в общественном транспорте грубым голосом, может заставить вздрогнуть. Следует помнить, что даже приказы можно от­давать вежливым тоном: спокойно, по-деловому, мягко и при этом категорично.

Необходимо считаться с человеком, с которым вы об­щаетесь, а также с местом, где вы находитесь, с настроени­ем и состоянием окружающих. Неуместно, например, зате­вать разговор о своих планах работы с тем, кто любуется закатом солнца, а при обсуждении планов работы ¾ гово­рить о вчерашней вечеринке. Не принято жаловаться в об­ществе или в присутствии третьего лица на свои сердечные дела или домашние ссоры, так как это может поставить со­беседника в неловкое положение. В обществе, как правило, избегают разговоров, вызывающих тяжелые воспоминания и мрачное настроение. В комнате больного не говорят о смерти (известна пословица: "В доме повешенного не гово­рят о веревке"). Неуместно в самолете заводить разговоры о воздушных катастрофах, за столом ¾ о вещах, которые могут испортить аппетит. Не принято спрашивать о возрас­те женщины. Подобных примеров можно привести много. Нарушения уместности разнообразны. Кроме того, один и тот же речевой поступок может быть в одних случаях вполне уместным, а в других ¾ нет. Например, неуместно прерывать выступающего депутата до истечения регламен­та, но если регламент истек, то реплика, напоминающая об этом, вполне уместна.

В заключение следует напомнить, что уместность речи есть не только понятие лингвистики, но и довольно точный портрет (через речевое поведение) как автора, так и ауди­тории.

 

ЛИТЕРАТУРА К ЧАСТИ ПЕРВОЙ

 

Основная

1. Бондалетов В.Д., Вартапетова С.С., Кушлина Э.Н., Леонова Н.А. Стилистика русского языка /Под ред. Н.М. Шанского. Л., 1989.

2. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., 1990.

3. Головин Б.Н. Основы культуры речи. 2-е изд. М., 1988.

4. Голуб И. Б. Стилистика современного русского языка, 2-е изд., М., 1986.

5. Голуб И.Б. Грамматическая стилистика современного русского языка. М., 1989.

6. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1981.

7. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. 2-е изд. М., 1983.

8. Основы культуры речи: Хрестоматия /Сост. Л.И. Скворцов. М., 1984.

9. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка, 5-е изд., М., 1987.

10. Скворцов Л. И. Теоретические основы культуры речи. М., 1980.

 

Дополнительная

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984.

2. Бельчиков Ю.А. Лексическая стилистика: Проблемы изучения и обучения. М., 1988.

3. Веселов П. В. Современное деловое письмо в промышленности. 3-е изд. М., 1990.

4. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. М., 1981.

5. Герд А.С. Взгляд на русский язык науки сегодня и завтра //Русистика сегодня, 1995, № 4.

6. Головин Б.Н. Как говорить правильно. М., 1988.

7. Демиденко Л.П. Речевые ошибки. Мн., 1986.

8. Ильяш М.И. Основы культуры речи. Киев-Одесса, 1984.

9. Калинин А.В. Культура русского слова. М., 1984.

10. Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. М., 1982.

11. Колесов В.В. Культура речи ¾ культура поведения. Л., 1988.

12. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. М., 1994.

13. Лазуткина Е.М. Культура речи среди других лингвистических дисциплин //Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996.

14. Панов М.В. История русского литературного произношения XVIII ¾ХХ вв. М., 1990.

15. Петров М.К. Язык. Знак. Культура. М., 1991.

16. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М., 1990.

17. Русский язык в его функционировании. Уровни языка. М., 1995.

18. Чуковский К.И. Живой как жизнь. М., 1963.

19. Югов А.К. Судьбы родного слова. М., 1962.

 

Словари и справочники

1. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения, 5-е изд. М., 1984.

2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966.

3. Белорусско-русский паралексический словарь-справочник /Под ред. А.Е. Михневича. Мн., 1985.

4. Грабчиков С.М. Межъязыковые омонимы и паронимы: Опыт русско-белорусского словаря. Мн., 1980.

5. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи: Опыт частотно-стилистического словаря вариантов. М., 1976.

6. Новые слова и значения: Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 60-х гг. /Под ред. Н.Э. Котеловой. М., 1971.

7. Новые слова и значения: Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 70-х гг. /Под ред. Н.Э. Котеловой. М., 1984.

8. Правильность русской речи: Словарь-справочник /Под ред. С.И. Ожегова. М., 1965.

9. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1985.

10. Розенталь Д. Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1987.

11. . Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1989.

12. Русский язык: Энциклопедия. М., 1979.

13. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? М., 1983.

14. Трудности русского языка: Словарь-справочник журналиста /Под ред. Л.И. Рахмановой. М., 1981.

15. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка: Словарь-справочник /Под ред. К.С. Горбачевича. Л., 1974.

16. Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка: Словарь-справочник /Сост. Ю.А. Бельчиков и М.С. Панюшева. М., 1968.

 

Часть вторая

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Глава 1

ТЕРМИНЫ "КУЛЬТУРА РЕЧИ"

И "СТИЛИСТИКА" КАК

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

 

1. Проанализируйте приведенные ниже определения культуры речи, раскройте содержание понятия "культура речи".

I. ... а) культура речи ¾ это совокупность и система ее коммуникативных качеств;

б) культура речи ¾ это учение о совокупности и сис­теме коммуникативных качеств речи.

Приняв во внимание то, что коммуникативные каче­ства речи необходимы для воздействия на слушателей или читателей, предметом культуры речи как учения мы сможем признать языковую структуру речи в ее комму­никативном воздействии (Б.Н. Головин).

II. Культура речи ¾ владение нормами устного и пись­менного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и др.), а так­же умение использовать выразительные языковые сред­ства в разных условиях общения, в соответствии с целя­ми и содержанием речи (Л.И. Скворцов).

III. Высокая культура речи ¾ это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средства­ми языка... Высокая культура речи заключается не толь­ко в следовании нормам языка. Она заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т.е. наиболее выразительное) и наиболее уместное (т.е. самое подхо­дящее для данного случая и, следовательно, стилистиче­ски оправданное) (С.И. Ожегов).

IV. Культура речи ¾ это область словесного мастер­ства, искусство хорошо говорить и писать, наиболее це­лесообразно и эффективно использовать речевые средства. Под высокой речевой культурой человека обычно имеется в виду умение удачно выбирать и употреблять слова, излагать мысли логично, выразительно, ярко, крас­норечиво. Образцовая речь, конечно, немыслима без со­блюдения грамматических и произносительных норм языка, ибо грамотность, являющаяся элементарным тре­бованием, предъявляемым к устной и письменной ре­чи, ¾ первая ступень речевой культуры (А.И. Ефимов).

2. Расскажите о предмете, методах исследования и задачах учения о культуре речи.

3. Проанализируйте данные ниже определения лингвистиче­ской стилистики и скажите, что является основным ее предметом. Какое из определений содержит широкое и какое ¾ узкое понима­ние предмета стилистики?

I. Таким образом, стилистика анализирует средства языка со стороны их значения и экспрессии, она произ­водит их оценку с точки зрения их большей или мень­шей пригодности для выражаемого содержания. Оценочное отношение к явлениям языка составляет отличитель­ную особенность стилистики, одной из основных ее задач является содействие при выборе из ряда синонимиче­ских средств того, которое для стоящих перед автором целей является наиболее подходящим ¾ самым ясным, точным (А.Н. Гвоздев).

II. Стилистика общенародного национального языка охватывает все стороны языка ¾ его звуковой строй, грамматику, словарь и фразеологию. Однако она рас­сматривает соответствующие языковые явления не как внутренне связанные элементы целостной языковой структуры в их историческом развитии, но лишь с точки зрения функциональной дифференциации, соотношения и взаимодействия близких, соотносительных, параллель­ных или синонимических средств выражения более или менее однородного значения, а также с точки зрения со­ответствия экспрессивных красок и оттенков разных ре­чевых явлений; с другой стороны, стилистика рассматри­вает эти явления с точки зрения их связи с отдельными формами речевого общения или с отдельными общест­венно разграниченными типами и разновидностями речи (В.В. Виноградов).

III. Стилистику можно определить как лингвистиче­скую науку о средствах речевой выразительности и о за­кономерностях функционирования языка, обусловленных наиболее целесообразным использованием языковых еди­ниц в зависимости от содержания высказывания, целей, ситуации и сферы общения. Выделяются прежде всего такие типовые сферы общения, как деловая, художест­венная, публицистическая, бытовая. В соответствии с ни­ми различаются и функциональные стили (М.Н. Кожина).

4. Стилистика, как известно, изучает единицы всех языковых уровней. В чем, по-вашему, заключается стилистический подход к таким единицам языка, как фонема, морфема, слово, словосоче­тание, предложение?

5. В чем отличие функционально-стилевой дифференциации, языка от других видов языковой дифференциации — социально-исторической, территориальной?

6. Термин стилистика употребляется в нескольких значениях (стилистика лингвистическая, литературоведческая, стилистика различных видов искусства). В чем различие в содержании поня­тий лингвистической и литературоведческой стилистик?

7. Раскройте содержание понятий стилистика ресурсов и функциональная стилистика. Назовите предмет каждой из этих стилистик, покажите их соотношение и связь.

8. Что такое стилистика художественной речи? Как она соот­носится со стилистикой ресурсов и функциональной стилистикой? Можно ли считать эту область исследований чисто лингвистиче­ской или чисто литературоведческой?

9. В чем своеобразие сопоставительной стилистики в отличие от стилистики русского и белорусского языков?

10.Назовите основные понятия и категории стилистики. Как они соотносятся между собой?

11. Охарактеризуйте такие собственно стилистические мето­ды и приемы исследования, как анализ по стилистическим поме­там в словарях, наблюдения над нейтральными и стилистически окрашенными средствами в речи, стилистическая интерпретация текста, стилистический эксперимент.

Глава 2

СТИЛИСТИЧЕСКАЯ МАРКИРОВАННОСТЬ

ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ

12. Что такое стилистическая маркированность (окрашенность) языковых средств? Приведите примеры стилистически окрашен­ных фонем, слов, фразем, словосочетаний, морфологических форм, синтаксических конструкций.

13. В чем различие между языковой и речевой стилистиче­ской окрашенностью? Приведите примеры совпадения и несовпа­дения стилистической окрашенности слов в языке и речи (в от­дельных речевых контекстах).

14. Что понимается под функционально-стилевой и эмоцио­нально-экспрессивной окрашенностью языковых средств? Ответ поясните на примерах.

15. Используя словари лингвистических терминов, определи­те, в чем состоит различие между экспрессивностью, эмоцио­нальностью и оценочностью? Что значит двуплановая стилисти­ческая окрашенность? Приведите примеры языковых единиц с двуплановой стилистической окрашенностью.

16. Какие синонимы называются стилистическими? Какова их роль в системе русского языка? Почему их нельзя считать избы­точными средствами выражения?

17. Что понимается под стилистической парадигмой? Приве­дите примеры стилистических парадигм на разных языковых уровнях.

18. Дайте классификацию языковых средств в зависимости от их стилистической окрашенности.

19. Чем можно объяснить разнобой в словарных стилистиче­ских пометах современного русского языка? Ответ поясните на двух-трех примерах, извлеченных из различных словарей.

20. Сопоставьте стилистическую окрашенность синонимичных слов, употребите их в разных контекстах. Вскройте различия, по­лученные в ходе стилистического эксперимента.

Истина ¾ правда, эксперимент ¾ опыт, интеллект ¾ ум, гипотеза ¾ предположение, льгота ¾ привилегия, превалировать ¾ преобладать, пунктуальный ¾ точный, примитивный ¾ простой, бдение ¾ бодрствование, неустан­ный ¾ неутомимый.

21.Приведите стилистические синонимы к данным ниже словам. Определите стилистическую окрашенность каждого слова.

Темнота, выгнать, вылечить, беспорядок, мечты, спо­собный, беспощадно, шуметь, сторонник, позорный, не­взначай, тщетно, отнекиваться.

22. Дайте стилистическую характеристику приведенным ниже словам. Если слово имеет двуплановую стилистическую окра­шенность, укажите ее первый и второй план. Приведите, где это возможно, синонимы с иной стилистической окрашенностью. Со­ставьте словосочетания или предложения с 5 данными ниже сло­вами.

Образец выполнения задания:

Слова аббревиатура (= сокращенное слово), акцент (= уда­рение) ¾ книжные, лингвистич.; анонимка ¾разг. (первый план его стилистической окрашенности), презрительное (второй план).

Абстракция, анализировать, афера, барыш, безвоз­мездный, безжизненный, безобразник, безумец, бело­ручка, бесславие, вволю, верзила, весельчак, вещий, взимать, взыскательный, вконец, властолюбивый, во­всю, воздействие, ворчун, воссоединить, впечатляющий, вразвалку, вразнобой, враки, всезнайство, всепрощение, вычислительный, головомойка, директива, инцидент, комплекция, концепция, мрак, смекалка, эрудиция.

23. Определите стилистическую окрашенность существитель­ных женского рода. Укажите, в каких случаях наряду с существи­тельными женского рода употребляются соответствующие корре­ляты мужского рода.

Актриса, балерина, генеральша, дворничиха, инст­рукторша, кассирша, корреспондентка, лаборантка, лет­чица, машинистка, многостаночница, повариха, портни­ха, санитарка, сварщица, секретарша, ткачиха, учительница, фигуристка, художница, чемпионка.

Назовите суффиксы, с помощью которых образуются име­на существительные со значением лица, обладающие двуплановой стилистической окрашенностью.

24.Приведите по пять существительных с суффиксами -а(ни)е, -е(ни)е, -изм, -инк(а), -ишк(а), -ишк(о). Определите их стилисти­ческую окрашенность.

25.Определите значение и стилистическую окрашенность форм числа выделенных существительных.

1. Изведал врагв тот день немало, что значит рус­ский бой удалый (М. Лермонтов). 2. Обыватель и ме­щанин,вкупе с дезертиром,обожают, когда чернят и поносят на его глазах скромное, славное, героическое (Ю. Герман). 3. Сибирской лиственницене страшны никакие морозы. 4. В белорусских лесах растут дуб, ель, сосна, береза. 5. Лисаочень любопытна, и это ее часто губит. 6. Химический элемент¾ это вид атомов с одинаковым зарядом ядра. 7. ...На шелка, на бархатыло­жились шали, шарфы, вуали(А. Белый). 8. А.И. Герцен считал, что Онегины и Печориныотносятся к Обломову, как отцы к детям. 9. Высшие жирные спирты¾ высококачественное сырье для изготовления моющих средств, пластификаторов, присадок к смазочным мас­лам. 10. В Таганроге были беспорядки,толпа голодных женщин разгромила пекарни и продовольственные мага­зины (К. Паустовский). 11. Был конец сентября, землю щедро кропили осенние дожди (М. Горький). 12. Долгое время считалось, что благородные газывообще не вступают в химические реакции. 13. Эх, какое богатое убранство! Какие зеркала и фарфоры!(Я. Гоголь). 14. Жили в славе, а вышло ¾ в позоре. В трех соснах, за­дыхаясь кружились. Сколько горьв громадное горе, ¾ словно в нашу судьбу, сложились. Но неужто опять не­вылазно в новых горяхзастряли мы сдуру? Страшно то, что горюем грязно, заменив озлоблением культуру (Е. Евтушенко).

26. Приведите по пять прилагательных а) с суффиксами -еньк-, -оньк-, -ешенек- (-ошенек-), -ехоньк- (-охоньк-), -ущ-', б) с префик­сами между-, сверх-, анти-, раз-.

Определите их стилистическую окрашенность.

27. Определите стилистически окрашенность данных ниже глаголов и укажите, за счет чего она создается.

Крутануть, толкануть, резануть, шагануть; бездель­ничать, бродяжничать, модничать, откровенничать; вы­говориться, достукаться, набегаться, намерзнуться, на­смотреться.

Приведите другие глаголы, образованные по таким же мо­делям.

28. Определите стилистическую окрашенность глаголов и при­ведите к ним стилистически нейтральные синонимы. Составьте предложения с каждым словом, не допуская нарушения единства стиля.

Варьировать, воцариться, воспретить, интерпретиро­вать, обличить, окрылить, предначертать, созидать, со­вершить.

29. Определите стилистическую окрашенность приведенных ниже словосочетаний. Употребите их в контексте, соблюдая един­ство стиля.

Точка опоры, центр тяжести, магнитная стрелка, удельный вес, принять участие, вступить в силу, охрана труда, браться за ум, ни рыба ни мясо, сесть в галошу, скрестить мечи, с минуты на минуту, пакет предложений, альтернативные выборы, народные депутаты.

30.Дайте стилистическую характеристику слов и синонимич­ных им фразеологических оборотов. Составьте предложения с фразеологизмами.

Пешком ¾ на своих двоих, отругать ¾ намылить голо­ву, бездельничать ¾ бить баклуши, быстро ¾ во весь дух, очень далеко ¾ у черта на куличках, погибнуть ¾ сло­жить голову, близко ¾ рукой подать.

31.Отметьте общее значение синонимичных фразеологизмов; определите их функционально-стилевую принадлежность.

Пасть духом ¾ повесить нос; на верху блаженства ¾ на седьмом небе; ждать у моря погоды ¾ ждать, когда рак на горе свистнет; комар носу не подточит ¾ без суч­ка без задоринки; бок о бок ¾ плечом к плечу; между Сциллой и Харибдой ¾ между двух огней ¾ между моло­том и наковальней; приказал долго жить ¾ протянул но­ги ¾ дал дуба ¾ сошел в могилу; одного поля ягода ¾ два сапога пара; ни за что на свете ¾ ни за какие блага ¾ ни за какие коврижки; брать на арапа ¾ брать на пушку.

32. Приведите к данным ниже словам и словосочетаниям близ­кие по значению фразеологизмы. Определите различия между ними.

Обязательно, быстро бежать, очень рад, внезапно, сильно озяб, преувеличивать, строго обращаться с кем-либо, очень темно.

33.Замените фразеологизмы близкими по значению словами или свободными словосочетаниями; определите различия между ними. Составьте предложения с фразеологическими оборотами.

Зарубить на носу, на все руки мастер, как небо от земли; (кричать) благим матом, во что бы то ни стало, скрепя сердце, с поднятым забралом, битый час, в два счета, как две капли воды, за семью замками, от корки до корки.

34.Замените выделенные слова фразеологизмами. Проследи­те, как изменяется при этом стилистическая окрашенность пред­ложения.

1. Все эти дни Мария была в беспрестанных хлопо­тах. 2. Я очень давно не видела своих друзей по институту. 3. Мы сильно промерзлив лесу. 4. Подумайнад этой проблемой хорошенько.5. Смотрите, добрые лю­ди, сдурелстарый. 6. Мария заметила, что проговори­лась, и сидела молча,ожидая, что будет дальше. 7. Но если взглянуть на дело с другой стороны, то окажется, что инспектор не совсем умен.8. Это имущество никак нельзя было бросить.9. Приятель у Николая легко­мысленный.10. Было весело, очень шумно, и он почув­ствовал себя легко, свободно.11. У нее было очень многосамых необходимых хлопот, потому что нужно было приготовить квартиру для брата.

35. Составьте диалог на тему "Встреча друзей на улице", употребив некоторые из приведенных фразеологизмов: как снег на голову, пожать плечами, не за горами, на носу, ни свет ни за­ря, на все руки мастер, лезть из кожи вон, попасть впросак, на­мылить голову, на седьмом небе, ни пуха ни пера.

36. Дайте стилистическую характеристику приведенных по­парно синтаксических конструкций. За счет чего создается стили­стическая окрашенность?

1. Идешь по глухой тропинке и боишься. ¾ Иду по глухой тропинке и боюсь. 2. Пойдем в кино. ¾ Пошли в кино. 3. Едем за город. ¾ Поедем за город. 4. Поди-ка ты погуляй. ¾ Иди погуляй. 5. Отец вдруг как засмеется. ¾ Отец вдруг начал смеяться. 6. Не разговаривай. ¾ Я тебе поразговариваю! 7. Юноша прошел около 50 километ­ров. ¾ Парень отмахал километров 50. 8. Наше предло­жение угробили. ¾ Наше предложение отвергли. 9. Мать не удосужилась начистоту поговорить с сыном. ¾ Мать не нашла времени откровенно поговорить с сыном.

37. Определите стилистическую окрашенность выделенных слов. Проследите связь между значением слова и его стилистиче­ской окрашенностью.

1.Сейтеразумное, доброе, вечное (Н. Некрасов). ¾В этом году было решено сеятьрожь на другом участке. 2. Он прав, он прав; везде измена зреет ¾ Что делать мне? (А. Пушкин). ¾Зрелав тебе сокровенная дума. В сердце твоем совершалась борьба (Н. Некрасов). ¾В са­ду зреютяблоки. 3. Барышня вынула из кармана прехо­рошенькийпортсигар (А. Чехов). ¾Прехорошенькаяистория, ничего не скажешь. 4. Папаша... надел шляпу и улетучился(А. Чехов). ¾Эфир улетучился.5. Только отсюда, с высоты, было видно, как удачно вписанканал в рельеф местности (К. Паустовский). ¾Вписатьновую страницу в историю. ¾ Вписать пропущенное слово.

38. Приведите примеры употребления данных ниже слов в прямом и переносном значении. Определите их стилистическую окрашенность.

Образец выполнения задания: Лиса ¾ хитрый и осторожный хищник.

Слово лиса употреблено в прямом значении, оно стилисти­чески нейтрально.

¾ А Суслов ¾ уехал, ¾ шептала Варвара. ¾ Он, вероят­но, знал, что будет обыск. Он такая хитрая лиса.

Здесь слово лиса употреблено в переносном значений (о хитром, льстивом человеке), разг. (первый план его стилистиче­ской окрашенности), неодобрительное (второй план).

1. Бревно, деталь, липа, медведь, минус, мотив.

2. Вылететь, давить, докопаться, завалить, заломить, изворачиваться, откопать, расплатиться, рвать, сохнуть.

39. Определите значение и стилистическую окрашенность выделенных слов. Укажите, какую стилистическую окрашенность имеют эти слова, употребляясь в ином значении.

1.Он выписывалногами такие кренделя,что во­обще оставалось загадкой, как он мог удерживаться в вертикальном положении. 2. В результате все исследо­вания смешались в такую кашу,что расхлебать ее не способен был и здоровый желудок. 3. ¾ То раньше, а то теперь, ¾ отрезалглавный специалист. 4. А он только и ждет, чтобы свалитьвину на добренького дядю. 5. Я был в затруднении, но, немного помявшись,решил об­ратиться за советом к компетентному лицу. 6. Незадач­ливый любитель норковых шапок со скоростью ветра махнулчерез забор. 7. До поезда мне оставалось часа два, и я решил убитьих в местном кинотеатре. 8. На­чалась беседа с допроса, который чередовался с разно­сом.9. До истины хочешь докопаться?10. Теперь без жизненного конфликта, сам знаешь ¾ труба(из газет­ных фельетонов).

40. Найдите в предложениях из произведений А.И. Куприна стилистически маркированные единицы. Определите характер их окрашенности и функциональную нагрузку.

1. Милостивые государи, я далек от мысли буффонить перед таким почтенным собранием или отнимать у вас драгоценное время бесцельными парадоксами. 2. Представляете ли вы себе скверный южный уездный городишко? 3. Когда я получил, наконец, мои деньги и моя театральная кабала осталась позади, как сон, и вся эта сволочь лакала мое шампанское и льстила мне, как я тосковал о тебе, мой дорогой, смешной, трогательный Сергей! 4. Он все советовался с нами, как бы это ему написать такое письмо в столичные газеты, чтобы его невинность восторжествовала и чтобы губернатор с вице-губернатором, с нынешним исправником и с подле­цом приставом второй, части, который и был главной причиной всех бед, полетели со своих мест. 5. Градо­начальник с кислой миной разрешил играть марсельезу. 6. Они никогда не забывали навестить Гамбринус; они вламывались, огромные, осипшие, с красными лицами, обожженными свирепым норд-остом, в непромокаемых куртках, в кожаных штанах и воловьих сапогах. 7. Сашка действовал на них, как Орфей, усмирявший волны, и случалось, что какой-нибудь сорокалетний атаман баркаса, бородатый, весь обветренный, зверопо­добный мужчинище, заливался слезами, выводя тонким голосом жалостливые слова песни:

Ах, бедный, бедный я мальчишечка,

Что вродился рыбаком...

41.Проанализируйте лексику поэтических произведений с точ­ки зрения ее стилистической окрашенности. Обратите внимание на разговорную лексику, индивидуально-авторские новообразо­вания. Каково назначение этих слов в художественном тексте? Много ли в приведенных стихотворениях слов, употребленных в переносном значении? Какова роль нейтральной лексики, исполь­зуемой в прямом значении?

I. Горы в брачных венцах.

Я в восторге, я молод.

У меня на горах

очистительный холод.

Вот ко мне на утес

притащился горбун седовласый.

Мне в подарок принес

из подземных теплиц ананасы.

Он в малиново-ярком плясал,

прославляя лазурь.

Бородою взметал вихрь

метельно-серебряных бурь.

Голосил низким басом.

В небеса запустил ананасом.

И, дугу описав,

озаряя окрестность,

ананас ниспадал, просияв,

в неизвестность,

золотую росу

излучая столбами червонца.

Говорили внизу:

«Это ¾ диск пламезарного солнца...»

Извергались, звеня,

омывали утесы

золотые фонтаны огня ¾

хрусталя заалевшего росы.

Я в бокалы вина нацедил

и, подкравшися боком,

горбуна окатил

светопенным потоком.

(А. Белый)

 

П. Листья падают, листья падают.

Стонет ветер,

Протяжен и глух.

Кто же сердце порадует?

Кто его успокоит, мой друг?

С отягченными веками

Я смотрю и смотрю на луну.

Вот опять петухи кукарекнули

В обосененную тишину.

 

Предрассветное. Синее. Раннее.

И летающих звезд благодать.

Загадать бы какое желание,

да не знаю, чего пожелать.

Что желать под житейскою ношею,

проклиная удел свой и дом?

Я хотел бы теперь хорошую

видеть девушку под окном.

Чтоб с глазами она васильковыми

только мне ¾

не кому-нибудь ¾

и словами и чувствами новыми

успокоила сердце и грудь.

Чтоб под этою белою лунностью,

принимая счастливый удел,

я над песней не таял, не млел

и с чужою веселою юностью

о своей никогда не жалел.

(С. Есенин)

42. В отрывке из сказки П. Ершова "Конек-горбунок" отметь­те слова, выражения, синтаксические конструкции, имеющие на­родно-поэтическую окрашенность. Какова их стилистическая роль в тексте?

Много времени аль мало

С этой ночи пробежало ¾

Я про это ничего

Не слыхал ни от кого.

Ну, да что нам в том за дело,

Год ли, два ли пролетело ¾

Ведь за ними не бежать...

Станем сказку продолжать.

Ну-с, так вот что! Раз Данило

(В праздник, помнится, то было),

Натянувшись зольно пьян,

Затащился в балаган.

Что ж он видит? Прекрасивых

Двух коней золотогривых

Да игрушечку-конька

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

"Хм! Теперь-то я узнал,

Для чего здесь дурень спал!" ¾

Говорит себе Данило.

Чудо разом хмель посбило.

Вот Данило в дом бежит

И Гавриле говорит:

"Посмотри, каких красивых

Двух коней золотогривых

Наш дурак себе достал:

Ты и слыхом не слыхал!"

И Данило да Гаврило,

Что в ногах их мочи было,

По крапиве прямиком

Так и дуют босиком.

Спотыкнувшися три раза,

Починивши оба глаза,

Потирая здесь и там,

Входят братья к двум коням.

43. Определите общую стилистическую тональность каждого из приведенных ниже контекстов и укажите языковые элементы, создающие ее.

1. Владыки и жрецы глядят на окоем,

Неведомую даль испытывая взглядом.

Неинтересно им смотреть на то, что рядом,

Когда они стоят на берегу твоем.

А я, ничтожный раб, наедине с тобою,

Неведомую даль ладонью заслоня,

Восторженно гляжу на линию прибоя,

И, словно горизонт, она влечет меня.

(А. Межиров)

 

2. Но теперь я отчетливо вижу,

Различаю все четче и четче,

Как глаза превращаются в очи,

Как в уста превращаются губы,

Как в дела превращаются речи.

(Л. Мартынов)

 

3. Нам дорог строй газетной лиры,

Ее торжественность и прыть.

Перед лицом всеобщим мира

Негоже мелочными быть.

(Я. Смеляков)

 

4. Мы ровно в полдень были в сборе

совсем не в клубе городском,

а в том большом морском соборе,

задуманном еще Петром.

И все стояли виновато

и непривычно вдоль икон ¾

без полномочий делегаты

от старых питерских сторон.

По завещанью, как по визе,

гудя на весь лампадный зал,

сам протодьякон в светлой ризе

вам отпущенье возглашал.

(Я. Смеляков)

 

5. Хорошо, зовите "гражданин".

Это разве мало? Это много.

Гражданин? В понимании Рылеева,

а не управдома.

Я ль буду в роковое время

позорить гражданина сан и чин?

Хорошо. Зовите "гражданин".

(Б. Слуцкий)

Глава 3

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ

 

44. Проанализируйте приведенные ниже определения стиля. Ответьте, что является общим в его определении современными стилистами.

1. Стиль ¾ это общественно осознанная, функциональ­но обусловленная, внутренне объединенная совокупность приемов употребления, отбора и сочетания средств речевого общения в сфере того или иного общенародного, общенационального языка, соотносительная с другими такими же способами выражения, которые служат для иных целей, выполняют иные функции в речевой обще­ственной практике данного народа (В.Б. Виноградов).

2. Таким образом, функциональный стиль ¾ это свое­образный характер речи той или иной социальной ее разновидности, соответствующей определенной сфере общественной деятельности и соотносительной с ней форме сознания, создаваемый особенностями функцио­нирования в этой сфере языковых средств и специфиче­ской речевой организацией, создающей определенную общую ее стилистическую окраску (М.Н. Кожина).

3. Стили языка ¾ это типы его функционирования, его структурно-функциональные варианты, соотнесенные с типами социальной деятельности и отличающиеся друг от друга совокупностями и системами различий в степе­ни активности средств языка, достаточными для их интуитивного опознавания в процессе общения (Б. Н. Го­ловин).

4. Функциональные стили языка (подъязыки, как их иногда называют) ¾ это разновидности общеязыковой сис­темы, различающиеся организацией элементов, а иногда и самими элементами системы (О.Б. Сиротинина).

45. Что вы понимаете под функциональным стилем?

46. Назовите экстралингвистические факторы, которые учи­тываются при классификации функциональных стилей.

47. Перечислите функциональные стили, которые выделяются в современном русском литературном языке.

48. За счет чего создается единство стиля? Чем отличается один стиль от другого?

49. Благодаря чему все стили объединяются в единую языко­вую систему?

Официально-деловой стиль

50. Охарактеризуйте официально-деловой стиль (назовите сферу его функционирования, форму речи, в которой он реализу­ется, перечислите подстили и жанровые разновидности, основные стилеобразующие черты, лексические, фразеологические и грам­матические особенности).

51. Правомерно ли ставить вопрос о наличии речевых штам­пов в официально-деловой речи? Мотивируйте свой ответ.

52. Ниже приводятся фрагменты вступительной части Всеоб­щей Декларации Прав Человека, принятой Генеральной Ассамб­леей ООН 10 декабря 1948 г. Проведите стилистический анализ данного текста. Отметьте характерные особенности официально-делового стиля (лексика, фразеология, особенности синтаксиче­ского строения фраз).

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...