Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА, ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ

1. Что понимается под нормой литературного языка? Како­во соотношение между языковой и речевой нормами? Поясните ответ на примерах.

2. В чем суть динамической теории нормы?

3. Раскройте содержание понятий "нормализация" и "коди­фикация".

4. Из чего исходят лингвисты при установлении норм ли­тературного языка? В чем состоит особенность понятия "нормы" по отношению к языку художественной литературы?

5. Каково соотношение нормы с антинормализаторством и "пуризмом?

6. Адекватна ли кодификация реальной языковой норме? Мотивируйте свою точку зрения.

7. Назовите основные причины изменения языковых норм и общие тенденции их развития.

8. Как вы оцениваете явление вариантности норм? Ответ мотивируйте.

9. Раскройте содержание понятий "диспозитивные нормы" и "императивные нормы". Приведите примеры тех и других. Что понимается под речевой ошибкой?

10. Что понимается под коммуникативными качествами речи? Перечислите основные из них.

11. Дайте определение правильности речи как ее основного коммуникативного качества.

§1. Нормы произношения и ударения[1]

127. Прочитайте стихотворные отрывки. Определите, какое правило произношения лежит в основе выделенных рифм. Соот­ветствует ли это произношение современной орфоэпической нор­ме? Укажите тенденцию в изменении норм в данных случаях.

Молчишь ¾ и ум твой безнадежней,

Когда полнее твой бокал!

Увы ¾ зачем от жизни прежней

Ты разом сердце оторвал!..

(М. Лермонтов)

Крутя лениво ус задорный,

Ты вспоминаешь стук пиров;

Но берегися думы черной,¾

Она черней твоих усов.

(М. Лермонтов)

Колокольчик однозвучный,

Крик протяжный ямщика,

Зимней степи сумрак скучный,

Саван неба, облака!

(Л. Вяземский)

Бывало, слово: друг, явись!

И уж Денис с коня слезает,

Лишь чашей стукнут ¾ и Денис

Как тут ¾ и чашу осушает.

(Д. Давыдов)

 

Но в нем мучительный недуг

Развил тогда могучий дух

Его отцов...

(М. Лермонтов)

Лишь хмель литовских берегов,

Немецкой тополью плененный,

Через реку меж тростников

Переправлялся дерзновенный.

(А. Пушкин)

128.Выделите в данных отрывках те слова, произношение ко­торых не соответствует современной орфоэпической норме. Чем это можно объяснить?

Шумит кустарник... На утес

Олень веселый выбегает.

Пугливо он подножный лес

С вершины острой озирает.

(А. Пушкин)

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал,

И кланялся непринужденно,

Чего ж вам больше?

(А. Пушкин)

И начинает понемногу

Моя Татьяна понимать

Теперь яснее ¾ слава богу ¾

Того, по ком она вздыхать

Осуждена судьбою властной;

Чудак печальный и опасный,

Созданье ада иль небес,

Сей ангел, сей надменный бес,

Что ж он? Ужели подражанье,

Ничтожный призрак, иль еще

Москвич в Гарольдовом плаще...

(А. Пушкин)

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет.

(И. Крылов)

129. Укажите, какой звук, [о] или [э], произносится под ударе­нием в приведенных ниже словах. Отметьте допустимые варианты и дайте их нормативно-стилистическую характеристику.

Акушер, атлет, афера, безнадежный, белесый, блек­лый, бытие, гололед, гололедица, гренадер, грубошерст­ный, дебелый, длинношерстный, дрема, желчный, желчь, истекший, маневр, планер, поблекнуть, холеный, шлем.

130.Дайте нормативно-стилистическую характеристику сле­дующих произносительных вариантов:

Озлобленный ¾ озлобленный, новорожденный ¾ ново­рождённый, нагруженный ¾ нагружённый, осведомлен­ный ¾ осведомлённый, проведенный ¾ проведённый, уг­лубленный ¾ углублённый, разгромленный ¾ разгромлён­ный, разгруженный ¾ разгружённый, раздробленный ¾ раздроблённый, обделенный ¾ обделённый, напоенный ¾ напоённый, настороженный ¾ насторожённый, одновре­менный ¾ одновременный, недосоленный ¾ недосолен­ный, новоиспеченный ¾ новоиспечённый, обыденный ¾ обыдённый, первоочередной ¾ первоочерёдный.

131.Укажите в произношении приведенных ниже слов допус­тимые варианты и дайте их нормативно-стилистическую характе­ристику.

1) Конечно, скучно, яичница, пустячный, скворечник, прачечная, горчичный, подсвечник, нарочно, Ильинич­на, Саввична, булочная, молочный, копеечный, порядоч­ный, двоечник, сливочный, подсолнечный, конечный, маскировочный.

2) Доносчик, подписчик, заказчик, рассказчик, груз­чик; счастье, считать; исчерпать, расчистить, бесчеловеч­ный; мужчина, перебежчик.

3) Вожжи, визжать, позже, жужжать, разжать, безжа­лостный, изжога, сжег, разжирел.

4) Почта, мечта, прочту, уничтожить, ни за что, что­бы, ничто, нечто.

132.Прочитайте данные ниже слова, соблюдая орфоэпические нормы. Укажите, совпадает ли произношение согласных в конце русских и соответствующих им белорусских слов.

Семь, восемь, дробь, степь, голубь, сыпь, полынь, пыль, зверь, дичь, печь, снег, берег, луг, бог.

133.Какие отклонения от литературных норм в произношении русских согласных наблюдаются в условиях белорусско-русского билингвизма? Приведите примеры.

134.Исправьте ошибки в звуковом составе следующих слов: инциндент, биллютенъ, прецендент, константировать, компентентный, компроментироватъ, скурпулёзный, друшлаг, явства.

135.Укажите, как произносится в приведенных ниже словах согласный перед е. При наличии вариантов дайте их нормативно-стилистическую характеристику.

Образец выполнения задания: анемия [н'э], антитеза [тэ и допустимо т'э], депо [д'э, уста­ревает дэ].

Аннексия, агрессор, альтернатива, апартеид, атеист, бандероль, бассейн, берет, бизнес, бифштекс, гантели, дебаты, дегенерат, деградация, дезорганизация, декан, деквалификация, демаскировать, демилитаризация, де­мобилизация, дефект, дефис, дефицит, деформировать, интенсивно, интервал, интервент, кодекс, конденсация, корректный, музей, нетто, Одесса, пионер, пюре, резерв, резервуар, рейс, реквием, реле, сессия, тезис, темп, тен­денция, теннис, тире, тоннель, фонема.

Определите тенденцию в развитии нормы произношения согласных перед е в иноязычных словах.

136.Поставьте ударение в данных словах. Чем можно объяс­нить отступление в речи от современных акцентологических норм?

Километр, дециметр, миллиметр, сантиметр; аэро­метр, дозиметр, спидометр. Диалог, каталог, монолог, мартиролог, некролог; этимолог, мифолог, лексиколог. Бензопровод, газопровод, мусоропровод, электропровод.

137. Сопоставьте акцентологические варианты, определите, в каком направлении происходит изменение литературной нормы и чем оно обусловлено.

Искриться ¾ искрúться, вúхриться ¾ вихрúться, кéд­ровый ¾ кедрóвый, тúгровый ¾ тигрóвый, тóрмозный ¾ тормознóй.

138.Отметьте среди приведенных ниже слов а) равноправные акцентологические варианты и б) допустимые (разговорные), профессиональные, просторечные, устаревшие или устаревающие варианты.

Агония, апоплексия, асимметрия, атомный, баржа, гренки, договор, заговор, иначе, индустрия, инсульт, ис­кра, комплексный, кулинария, мельком, металлургия, мышление, пережитый, петля, пимы, ракурс, рапорт, ржаветь, творог, тефтели, феномен, ханжество, шасси.

139.Прочитайте данные слова, соблюдая нормы современной русской акцентологии. Укажите причины отступлений от приня­тых норм в речевой практике.

Алфавит, арест, аристократия, афиняне, бюрократия, диспансер, документ, квартал, кремень, ломоть, магазин, мастерски, медикамент, мизерный, наверное, надолго, облегчить, осведомить, отчасти, плесневеть, приговор, приданое, процент, свекла, силос, сироты, статуя, стено­графия, столяр, таможня, усугубить, ходатайство, хозяе­ва, цемент, центнер, черпать, щавель, эксперт.

140.Укажите акцентологические варианты и дайте их норма­тивно-стилистическую характеристику.

Вычисление, назначение, намерение, изобретение, об­наружение, обеспечение, опошление, плавление, сосредо­точение, упрочение. Маркировать, маршировать, маски­ровать, нормировать, пломбировать, премировать, форми­ровать, аккомпанировать, асфальтировать, дирижировать, информировать, блокировать, газировать, дозировать.

141.Переведите данные слова на белорусский язык и опреде­лите, совпадают ли акцентологические нормы в русском и бело­русском языках.

Арест, баловать, баловаться, валенки, верба, волосы, глиняный, детьми, десятеро, доска, дочка, кедровый, крапива, кремень, некоторый, ненависть, одиннадцать, ремень, смешной, шестьдесят.

Наблюдаются ли в вашем произношении данных выше слов отклонения от норм современного русского языка? В каких словах?

Внять, донять, занять, нанять, отнять, понять, принять; начать, начаться.

Выбрать, выжить, вырвать, выгнать, вызвать, вылить, выплыть.

142.Образуйте краткие страдательные причастия прошедше­го времени, поставьте ударение. Выделите формы, в произноше­нии которых наблюдаются колебания. Чем они обусловлены?

Взять, начать, понять, придать, принять, продать, раздать, собрать, созвать; ввезти, заключить, заслужить, наградить.

143.Соответствует ли ударение в выделенных словах совре­менной литературной норме? Чем можно объяснить несоответст­вие современным акцентологическим нормам в приведенных примерах?

Меня предчувствия томят

В век кибернетики бесстрастной:

Котлы атóмные дымят

Не в преисподней ¾ это ясно!

(Л. Куклин)

Завели старейшины,

А нам они ¾ примеры,

Пó две, пó три женщины

По двé, по трú пещеры.

(В. Высоцкий)

Неправда, над нами не бездна, не мрак,

Катáлог наград и возмездий.

Любуемся мы на ночной зодиак,

На вечное танго созвездий.

(В. Высоцкий)

Историческая симмéтрия.

Свет рассветный ¾ закатный снег.

Человечья доля смиренная ¾

быть как век.

(А. Вознесенский)

144.Выделите среди данных слов а) ацентологические вари­анты и б) слова, отличающиеся друг от друга своей семантикой, стилистической окраской или грамматической принадлежностью. Составьте с каждым из таких слов словосочетания.

Автозаводскóй ¾ автозавóдский, áтлас ¾ атлáс, брóня ¾ броня, грýженный ¾ гружёный, даренный ¾ дарёный, дéвица ¾ девúца, заводскóй ¾ завóдский, зáнятый ¾ занятóй, запáсный ¾ запаснóй, лáвровый ¾ лаврóвый, мáрганцевый ¾ марганцóвый, мóлодец ¾ молодéц, нáжитый ¾ нажитóй, нáлитый ¾ налитóй, обжúтый ¾ обжитóй, óбщина ¾ общúна, призывный ¾ призывнóй, рáзвитый ¾ развúтый ¾ развитóй, ýгольный ¾ угóльный, харáктерный ¾ характéрный, шёлковый ¾ шелкóвый, языковóй ¾ языкóвый.

145.Образуйте краткие формы прилагательных, поставьте ударение, укажите акцентологические варианты. Определите наме­тившуюся в современном произношении этих форм тенденцию.

Образец: белый ¾ бел, белá, бéло и белó, бéлы и белы

Бледный, быстрый, верный, высокий, глубокий, гневный, голодный, далекий, дешевый, долгий, дряхлый, зеленый, жалкий, желтый, полный, правый, старый, широкий.

146.Образуйте формы прошедшего времени глаголов. По­ставьте ударение; отметьте формы, в произношении которых на­блюдаются отклонения от литературной нормы. Объясните при­чины отклонений.

Образец: сорвать ¾ сорвáл ¾ сорвалá ¾ сорвáло ¾ сорвáли.

Брать, врать, гнать, дать, жить, звать, лить, плыть, спать, быть, взять, вить, гнить, драть, ждать, клясть, лгать, пить, рвать, слыть, ткать.

Выбрать, добрать, набрать, собрать, избрать, отобрать, выбраться, забраться, отозвать, отозваться, призвать, пригнать, вогнать, отогнать.

Приведите другие примеры отступлений от акцентологиче­ских норм в современной поэзии. Чем их можно объяснить?

147.Поставьте ударение в данных формах слов. Укажите при­чины отступлений от норм современной русской акцентологии в русской речи белорусов.

Бороду, голову, доску, ногу, зиму, гору, борозду, спину, щеку; звала, рвала, спала, брала; звонят, позво­нишь; красивее.

148.На основании упражнений 136¾147 сделайте вывод об исторической подвижности и колебаниях акцентологических норм. Укажите основные причины изменения и нарушения литератур­ных норм в речевой практике.

Фразеологические нормы

149.Проанализируйте фразеологизмы в приведенных ниже примерах из произведений, написанных в разное время[2]. Докажи­те, что фразеологическая норма ¾ изменчивая категория.

1. Я как-то раз объезжал табуны. Вдруг слышу: орет кто-то благим матом, так орет, что и разобраться не мо­гу ¾ человек или поросенок (А. Кожевников. Живая во­да). 2. И вижу я по глазам медведя, что он не видит меня, а с испугу катит благим матом куда попало (Л. Толстой. Охота пуще неволи). 3. Ученье шло плохо, без соревнования, без поощрений и одобрений; без сис­темы и без надзору, я занимался спустя рукава и думал памятью и живым воображением заменить труд (А. Гер­цен. Былое и думы). 4. Вы всю жизнь спустя рукава прожили (М.Е. Салтыков-Щедрин. В среде умеренности и аккуратности). 5. Случилось, что зимой в лесу бродил медведь. Внезапно на него напали волки. А зубы у вол­ков подобно как иголки. Нельзя со множеством войну ему иметь. Медведь мой лыжи направляет, и от волков живот свой бегом избавляет (В. Майков. Медведь и вол­ки). 6. И конечно, конечно! кричали они: мы не ударим себя лицом в грязь (Я. Карамзин. Письма русского пу­тешественника). 8. Ну, не ударься в грязь лицом и дока­жи им, что такое возиться с прежним игроком (М. Лермонтов. Маскарад). 9. Она вздрогнула, ей пришло на мысль, что она будет плясать перед убийцею отца сво­его; эта мысль как молния ворвалась в ее душу и озарила там следы минувшего (М. Лермонтов. Вадим). 10. Стрекоза уж не поет: И кому ж на ум пойдет На же­лудок петь голодный! (И. Крылов. Стрекоза и Муравей).

150. Многим фразеологизмам свойственна вариантность в пре­делах нормы литературного языка. Например: висеть на волоске, висеть на наточке, держаться на волоске, держаться на ни­точке. К данным ниже фразеологизмам приведите возможные ва­рианты; выделите среди них а) формальные (ничтоже сумняся ¾ ничтоже сумняшеся), б) лексические (дым коромыслом ¾ дым столбом) и в) смешанные варианты (что есть мочи — во всю мочь).

Бросать в лицо, бросать камень, бросать на ветер, бросаться в глаза, вбить себе в голову, на веки веков, испокон века, от горшка два вершка, как ни вертись, взять в толк, видеть на три аршина в землю, витать в об­лаках, влезать в долги, влететь в копеечку, возносить до небес, волосы становятся дыбом, воротить нос, вступать в свои права, выбивать почву из-под ног, выводить на чистую воду, высунув язык, гнуть спину.

151.Пользуясь "Фразеологическим словарем русского языка" под ред. А.И. Молоткова, приведите 5¾6 фразем, употребляющих­ся в нескольких разновидностях. Укажите, в чем проявляется в них явление вариантности.

152.Выделите фразеологизмы с измененным компонентным составом и определите характер этих изменений (сокращение или расширение состава фраземы, замена одного из компонентов, за­мена компонента с одновременным расширением состава). При­ведите фразеологизмы, принятые в общелитературном употреб­лении. Исправьте предложения, в которых употреблены фраземы с необоснованным изменением компонентного состава.

1. Борис говорит, что он отдыхает душой в вашем доме. 2. ¾ Да вы не сомневайтесь, не обижу, ¾ отозвался голос с таким радушным спокойствием, что у ней отлег­ло от сердца. 3. Если разобраться, ему в базарный день полкопейки цена... 4. Обнаружено крупное хищение строительных материалов, в котором Качеровский игра­ет главную скрипку. 5. Мы сейчас поссоримся, Платон! Все твои расчудесные домыслы не имеют оснований, ни в какие двери не лезут! 6. Среди всеобщей тишины раз­дается веселый гомерический хохот. 7. ¾ Если хочешь, я тебя спасал от всей гнусной возни, от тины, которая тебя засасывала, а ты уже земли под собой не чуял! 8. Сперва как бы с пренебрежением, как бы с досадой против самого себя, что вот, мол, и он не выдерживает характера и пускается толочь воду, Нежданов начал толковать о том, что пора перестать забавляться одними словами, пора "действовать". 9. Ах, хорошо, братцы! И вот что скажу я вам, господа русские офицеры, заслужили мыбожеский отдых, судьба нас приласкала ¾ целыми остались, есть с чем в Россию вернуться. Главное ¾ башка на плечах. 10. У нее всегда семь пятниц: то она поможет в работе, то не хочет об этом даже говорить.

153. Исправьте предложения, в которых фразеологизмы упот­реблены с неоправданным изменением общепринятых форм.

1. Хватит! Хватит, моя чашка терпения тоже лопнула. 2. Физическое его состояние заставляло желать лучше­го. 3. Когда Грибанов надевал перчатки, Сергей Евграфович отворачивался в сторону, чувствуя, как мороз продирает по коже. 4. Руки у него короткие, чтобы по­мешать. 5. Вся эта работа не стоит поломанного гроша. 6. И все-таки после такого серьезного разговора дело было отложено под сукно.

154. Определите, каким структурно-грамматическим измене­ниям подверглись данные ниже фразеологизмы; запишите их в том виде, в каком они закреплены в языке.

Пройти Рубикон, не из такого десятка, с первых до наших дней, играть главную скрипку, пока суть да дело, факир на час, ушел не солоно похлебавши, показывать образец другим, внушать сомнения, заслужить извест­ность, результаты не замедлили себя ждать.

155. Укажите словосочетания, подвергшиеся контаминации, т.е. скрещиванию, объединению двух сочетаний, связанных между собой какими-либо ассоциациями; например, в результате скрещи­вания словосочетаний играть роль и иметь значение в речи упот­ребляется неправильное словосочетание играть значение.

В недалеком прошлом, предъявлять требовательность, чаша терпения лопнула, предпринять меры, выметать каленой метлой, уделять значение, оказать впечатление, сердце обливается грустью, начался сыр-бор.

156. Отметьте случаи ненормативного употребления фразео­логизмов. Всегда ли ненормативное употребление является рече­вой ошибкой? Исправьте, где необходимо, предложение.

1. Завтра первое боевое крещение наших спортсме­нок. 2. Музыка оказала сильное впечатление на всех. 3. Ученые смогут разрабатывать многие мировые про­блемы, где наука играет исключительно важное значение. 4. Все действия гражданина Петрова были направ­лены на то, чтобы втереть очки авторитетной комиссии. 5. Из-за недостатка улик дело было положено за сукно. 6. Взаимопонимание и доверие играют большое значе­ние в семейной жизни. 7. Русские писатели всегда уде­ляли большую роль проблеме использования иноязыч­ных слов в русском литературном языке. 8. Мальчишка любил пускать туман в глаза, рассказывая о своих успе­хах. 9. Да я просто обязан злиться на тебя! Скажи, ради чего я поехал? Ради чего оторвался от работы ¾ с какой великой радости? 10. Сегодня ночью вышел проверить часового, а его, миленького, на посту нет ¾ оказывается, спит на диване мирным сном младенца и пузыри пуска­ет. Это уж ¾ из ряд вон! 11. Вы мне зубы не заговари­вайте. Мы знаем, кто такой Толстой, разбираемся. Ду­маете, милиция, так здесь шухры-мухры, ушами холод­ными хлопают.

157. Укажите приемы использования фразеологизмов (модер­низация компонентного состава, смешение прямого и переносного значения слов и др.) в стихотворениях В. Высоцкого.

1. Служение стихиям не терпит суеты! К двум по­люсам ведет меридиан. Благословенны вечные хребты, Благословен великий океан! 2. Ну проявите интерес к моей персоне! Вы, впрочем, сами ¾ тоже форменные сони: Без задних ног уснёте ¾ ну-ка! Добудись! Но здесь сплю я ¾ не в свои сони не садись! 3. Нанес бы звезд я в золоченом блюде, Чтобы при них нам век прокоротать, Да вот беда ¾ ответственные люди Сказали: ¾ Звезды с неба не хватать! 4. Мы кой в чем поднаторели. ¾ Мы тарелки бьём весь год. Мы на них собаку съели, Если повар нам не врет. 5. Нельзя вставать, нельзя ходить. Молись, что пронесло! Я здесь баклуш могу набить Несчётное число. 6. Доверчивую Смерть вкруг пальца обернули, Замешкалась она, забыв махнуть косой. Уже не догоняли нас и отставали пули. Удастся ли умыться нам не кровью, а росой?! 7. Они нам детских душ не загубили. ¾ Делили с нами пищу и судьбу. Летела жизнь в плохом автомобиле И вылетела с выхлопом в трубу. 8. Пусть не враз, пусть сперва не поймут ни черта, Повторю, даже в образе злого шута. Но не стоит предмет, да и тема не та, Суета всех сует ¾ все равно суета.

158. Приведите к данным фразеологизмам эквивалентные бе­лорусские словосочетания или слова.

Без ума, белены объелся, бить баклуши, была не бы­ла, в двух шагах, в долгий ящик, в ежовых рукавицах, вне себя, во всю ивановскую, втирать (втереть) очки, дело в шляпе, держать пари, держать карман шире, замолвить слово, и дело с концом, камень преткновения, на свой страх и риск, отрезанный ломоть, очертя голову, по крайней мере, попадать впросак[3].

159.Переведите на русский язык следующие белорусские фраземы.

Так ямуі трэба, парушыць свой абавязак, інакш кажучы, малоць (вярзці) лухту; пальцам не паварушыць, ударыць па руках, лунаць у воблаках, жыццё б'е крыніцай, мароз па скуры прабягае, дрыжыкі бяруць, усякі цыган сваю кабылу хваліць, доўг адплатай дораг, лупіць як сідараву казу, строіць падкопы, гаспадар свайму сло­ву, сам сабе пан, банкет на ўвесь свет, пераначуем ¾ больш пачуем, не ботам смаркаемся, спроба ¾ не хвароба.

Морфологические нормы

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...