Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА, ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ1. Что понимается под нормой литературного языка? Каково соотношение между языковой и речевой нормами? Поясните ответ на примерах. 2. В чем суть динамической теории нормы? 3. Раскройте содержание понятий "нормализация" и "кодификация". 4. Из чего исходят лингвисты при установлении норм литературного языка? В чем состоит особенность понятия "нормы" по отношению к языку художественной литературы? 5. Каково соотношение нормы с антинормализаторством и "пуризмом? 6. Адекватна ли кодификация реальной языковой норме? Мотивируйте свою точку зрения. 7. Назовите основные причины изменения языковых норм и общие тенденции их развития. 8. Как вы оцениваете явление вариантности норм? Ответ мотивируйте. 9. Раскройте содержание понятий "диспозитивные нормы" и "императивные нормы". Приведите примеры тех и других. Что понимается под речевой ошибкой? 10. Что понимается под коммуникативными качествами речи? Перечислите основные из них. 11. Дайте определение правильности речи как ее основного коммуникативного качества. §1. Нормы произношения и ударения[1] 127. Прочитайте стихотворные отрывки. Определите, какое правило произношения лежит в основе выделенных рифм. Соответствует ли это произношение современной орфоэпической норме? Укажите тенденцию в изменении норм в данных случаях. Молчишь ¾ и ум твой безнадежней, Когда полнее твой бокал! Увы ¾ зачем от жизни прежней Ты разом сердце оторвал!.. (М. Лермонтов) Крутя лениво ус задорный, Ты вспоминаешь стук пиров; Но берегися думы черной,¾ Она черней твоих усов. (М. Лермонтов) Колокольчик однозвучный, Крик протяжный ямщика, Зимней степи сумрак скучный, Саван неба, облака! (Л. Вяземский) Бывало, слово: друг, явись! И уж Денис с коня слезает, Лишь чашей стукнут ¾ и Денис Как тут ¾ и чашу осушает. (Д. Давыдов)
Но в нем мучительный недуг Развил тогда могучий дух Его отцов... (М. Лермонтов) Лишь хмель литовских берегов, Немецкой тополью плененный, Через реку меж тростников Переправлялся дерзновенный. (А. Пушкин) 128.Выделите в данных отрывках те слова, произношение которых не соответствует современной орфоэпической норме. Чем это можно объяснить? Шумит кустарник... На утес Олень веселый выбегает. Пугливо он подножный лес С вершины острой озирает. (А. Пушкин) Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал, И кланялся непринужденно, Чего ж вам больше? (А. Пушкин) И начинает понемногу Моя Татьяна понимать Теперь яснее ¾ слава богу ¾ Того, по ком она вздыхать Осуждена судьбою властной; Чудак печальный и опасный, Созданье ада иль небес, Сей ангел, сей надменный бес, Что ж он? Ужели подражанье, Ничтожный призрак, иль еще Москвич в Гарольдовом плаще... (А. Пушкин) Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет. (И. Крылов) 129. Укажите, какой звук, [о] или [э], произносится под ударением в приведенных ниже словах. Отметьте допустимые варианты и дайте их нормативно-стилистическую характеристику. Акушер, атлет, афера, безнадежный, белесый, блеклый, бытие, гололед, гололедица, гренадер, грубошерстный, дебелый, длинношерстный, дрема, желчный, желчь, истекший, маневр, планер, поблекнуть, холеный, шлем. 130.Дайте нормативно-стилистическую характеристику следующих произносительных вариантов: Озлобленный ¾ озлобленный, новорожденный ¾ новорождённый, нагруженный ¾ нагружённый, осведомленный ¾ осведомлённый, проведенный ¾ проведённый, углубленный ¾ углублённый, разгромленный ¾ разгромлённый, разгруженный ¾ разгружённый, раздробленный ¾ раздроблённый, обделенный ¾ обделённый, напоенный ¾ напоённый, настороженный ¾ насторожённый, одновременный ¾ одновременный, недосоленный ¾ недосоленный, новоиспеченный ¾ новоиспечённый, обыденный ¾ обыдённый, первоочередной ¾ первоочерёдный. 131.Укажите в произношении приведенных ниже слов допустимые варианты и дайте их нормативно-стилистическую характеристику. 1) Конечно, скучно, яичница, пустячный, скворечник, прачечная, горчичный, подсвечник, нарочно, Ильинична, Саввична, булочная, молочный, копеечный, порядочный, двоечник, сливочный, подсолнечный, конечный, маскировочный. 2) Доносчик, подписчик, заказчик, рассказчик, грузчик; счастье, считать; исчерпать, расчистить, бесчеловечный; мужчина, перебежчик. 3) Вожжи, визжать, позже, жужжать, разжать, безжалостный, изжога, сжег, разжирел. 4) Почта, мечта, прочту, уничтожить, ни за что, чтобы, ничто, нечто. 132.Прочитайте данные ниже слова, соблюдая орфоэпические нормы. Укажите, совпадает ли произношение согласных в конце русских и соответствующих им белорусских слов. Семь, восемь, дробь, степь, голубь, сыпь, полынь, пыль, зверь, дичь, печь, снег, берег, луг, бог. 133.Какие отклонения от литературных норм в произношении русских согласных наблюдаются в условиях белорусско-русского билингвизма? Приведите примеры. 134.Исправьте ошибки в звуковом составе следующих слов: инциндент, биллютенъ, прецендент, константировать, компентентный, компроментироватъ, скурпулёзный, друшлаг, явства. 135.Укажите, как произносится в приведенных ниже словах согласный перед е. При наличии вариантов дайте их нормативно-стилистическую характеристику. Образец выполнения задания: анемия [н'э], антитеза [тэ и допустимо т'э], депо [д'э, устаревает дэ]. Аннексия, агрессор, альтернатива, апартеид, атеист, бандероль, бассейн, берет, бизнес, бифштекс, гантели, дебаты, дегенерат, деградация, дезорганизация, декан, деквалификация, демаскировать, демилитаризация, демобилизация, дефект, дефис, дефицит, деформировать, интенсивно, интервал, интервент, кодекс, конденсация, корректный, музей, нетто, Одесса, пионер, пюре, резерв, резервуар, рейс, реквием, реле, сессия, тезис, темп, тенденция, теннис, тире, тоннель, фонема. Определите тенденцию в развитии нормы произношения согласных перед е в иноязычных словах. 136.Поставьте ударение в данных словах. Чем можно объяснить отступление в речи от современных акцентологических норм? Километр, дециметр, миллиметр, сантиметр; аэрометр, дозиметр, спидометр. Диалог, каталог, монолог, мартиролог, некролог; этимолог, мифолог, лексиколог. Бензопровод, газопровод, мусоропровод, электропровод. 137. Сопоставьте акцентологические варианты, определите, в каком направлении происходит изменение литературной нормы и чем оно обусловлено. Искриться ¾ искрúться, вúхриться ¾ вихрúться, кéдровый ¾ кедрóвый, тúгровый ¾ тигрóвый, тóрмозный ¾ тормознóй. 138.Отметьте среди приведенных ниже слов а) равноправные акцентологические варианты и б) допустимые (разговорные), профессиональные, просторечные, устаревшие или устаревающие варианты. Агония, апоплексия, асимметрия, атомный, баржа, гренки, договор, заговор, иначе, индустрия, инсульт, искра, комплексный, кулинария, мельком, металлургия, мышление, пережитый, петля, пимы, ракурс, рапорт, ржаветь, творог, тефтели, феномен, ханжество, шасси. 139.Прочитайте данные слова, соблюдая нормы современной русской акцентологии. Укажите причины отступлений от принятых норм в речевой практике. Алфавит, арест, аристократия, афиняне, бюрократия, диспансер, документ, квартал, кремень, ломоть, магазин, мастерски, медикамент, мизерный, наверное, надолго, облегчить, осведомить, отчасти, плесневеть, приговор, приданое, процент, свекла, силос, сироты, статуя, стенография, столяр, таможня, усугубить, ходатайство, хозяева, цемент, центнер, черпать, щавель, эксперт. 140.Укажите акцентологические варианты и дайте их нормативно-стилистическую характеристику. Вычисление, назначение, намерение, изобретение, обнаружение, обеспечение, опошление, плавление, сосредоточение, упрочение. Маркировать, маршировать, маскировать, нормировать, пломбировать, премировать, формировать, аккомпанировать, асфальтировать, дирижировать, информировать, блокировать, газировать, дозировать. 141.Переведите данные слова на белорусский язык и определите, совпадают ли акцентологические нормы в русском и белорусском языках. Арест, баловать, баловаться, валенки, верба, волосы, глиняный, детьми, десятеро, доска, дочка, кедровый, крапива, кремень, некоторый, ненависть, одиннадцать, ремень, смешной, шестьдесят. Наблюдаются ли в вашем произношении данных выше слов отклонения от норм современного русского языка? В каких словах? Внять, донять, занять, нанять, отнять, понять, принять; начать, начаться. Выбрать, выжить, вырвать, выгнать, вызвать, вылить, выплыть. 142.Образуйте краткие страдательные причастия прошедшего времени, поставьте ударение. Выделите формы, в произношении которых наблюдаются колебания. Чем они обусловлены? Взять, начать, понять, придать, принять, продать, раздать, собрать, созвать; ввезти, заключить, заслужить, наградить. 143.Соответствует ли ударение в выделенных словах современной литературной норме? Чем можно объяснить несоответствие современным акцентологическим нормам в приведенных примерах? Меня предчувствия томят В век кибернетики бесстрастной: Котлы атóмные дымят Не в преисподней ¾ это ясно! (Л. Куклин) Завели старейшины, А нам они ¾ примеры, Пó две, пó три женщины По двé, по трú пещеры. (В. Высоцкий) Неправда, над нами не бездна, не мрак, Катáлог наград и возмездий. Любуемся мы на ночной зодиак, На вечное танго созвездий. (В. Высоцкий) Историческая симмéтрия. Свет рассветный ¾ закатный снег. Человечья доля смиренная ¾ быть как век. (А. Вознесенский) 144.Выделите среди данных слов а) ацентологические варианты и б) слова, отличающиеся друг от друга своей семантикой, стилистической окраской или грамматической принадлежностью. Составьте с каждым из таких слов словосочетания. Автозаводскóй ¾ автозавóдский, áтлас ¾ атлáс, брóня ¾ броня, грýженный ¾ гружёный, даренный ¾ дарёный, дéвица ¾ девúца, заводскóй ¾ завóдский, зáнятый ¾ занятóй, запáсный ¾ запаснóй, лáвровый ¾ лаврóвый, мáрганцевый ¾ марганцóвый, мóлодец ¾ молодéц, нáжитый ¾ нажитóй, нáлитый ¾ налитóй, обжúтый ¾ обжитóй, óбщина ¾ общúна, призывный ¾ призывнóй, рáзвитый ¾ развúтый ¾ развитóй, ýгольный ¾ угóльный, харáктерный ¾ характéрный, шёлковый ¾ шелкóвый, языковóй ¾ языкóвый. 145.Образуйте краткие формы прилагательных, поставьте ударение, укажите акцентологические варианты. Определите наметившуюся в современном произношении этих форм тенденцию. Образец: белый ¾ бел, белá, бéло и белó, бéлы и белы Бледный, быстрый, верный, высокий, глубокий, гневный, голодный, далекий, дешевый, долгий, дряхлый, зеленый, жалкий, желтый, полный, правый, старый, широкий. 146.Образуйте формы прошедшего времени глаголов. Поставьте ударение; отметьте формы, в произношении которых наблюдаются отклонения от литературной нормы. Объясните причины отклонений. Образец: сорвать ¾ сорвáл ¾ сорвалá ¾ сорвáло ¾ сорвáли. Брать, врать, гнать, дать, жить, звать, лить, плыть, спать, быть, взять, вить, гнить, драть, ждать, клясть, лгать, пить, рвать, слыть, ткать. Выбрать, добрать, набрать, собрать, избрать, отобрать, выбраться, забраться, отозвать, отозваться, призвать, пригнать, вогнать, отогнать. Приведите другие примеры отступлений от акцентологических норм в современной поэзии. Чем их можно объяснить? 147.Поставьте ударение в данных формах слов. Укажите причины отступлений от норм современной русской акцентологии в русской речи белорусов. Бороду, голову, доску, ногу, зиму, гору, борозду, спину, щеку; звала, рвала, спала, брала; звонят, позвонишь; красивее. 148.На основании упражнений 136¾147 сделайте вывод об исторической подвижности и колебаниях акцентологических норм. Укажите основные причины изменения и нарушения литературных норм в речевой практике. Фразеологические нормы 149.Проанализируйте фразеологизмы в приведенных ниже примерах из произведений, написанных в разное время[2]. Докажите, что фразеологическая норма ¾ изменчивая категория. 1. Я как-то раз объезжал табуны. Вдруг слышу: орет кто-то благим матом, так орет, что и разобраться не могу ¾ человек или поросенок (А. Кожевников. Живая вода). 2. И вижу я по глазам медведя, что он не видит меня, а с испугу катит благим матом куда попало (Л. Толстой. Охота пуще неволи). 3. Ученье шло плохо, без соревнования, без поощрений и одобрений; без системы и без надзору, я занимался спустя рукава и думал памятью и живым воображением заменить труд (А. Герцен. Былое и думы). 4. Вы всю жизнь спустя рукава прожили (М.Е. Салтыков-Щедрин. В среде умеренности и аккуратности). 5. Случилось, что зимой в лесу бродил медведь. Внезапно на него напали волки. А зубы у волков подобно как иголки. Нельзя со множеством войну ему иметь. Медведь мой лыжи направляет, и от волков живот свой бегом избавляет (В. Майков. Медведь и волки). 6. И конечно, конечно! кричали они: мы не ударим себя лицом в грязь (Я. Карамзин. Письма русского путешественника). 8. Ну, не ударься в грязь лицом и докажи им, что такое возиться с прежним игроком (М. Лермонтов. Маскарад). 9. Она вздрогнула, ей пришло на мысль, что она будет плясать перед убийцею отца своего; эта мысль как молния ворвалась в ее душу и озарила там следы минувшего (М. Лермонтов. Вадим). 10. Стрекоза уж не поет: И кому ж на ум пойдет На желудок петь голодный! (И. Крылов. Стрекоза и Муравей). 150. Многим фразеологизмам свойственна вариантность в пределах нормы литературного языка. Например: висеть на волоске, висеть на наточке, держаться на волоске, держаться на ниточке. К данным ниже фразеологизмам приведите возможные варианты; выделите среди них а) формальные (ничтоже сумняся ¾ ничтоже сумняшеся), б) лексические (дым коромыслом ¾ дым столбом) и в) смешанные варианты (что есть мочи — во всю мочь). Бросать в лицо, бросать камень, бросать на ветер, бросаться в глаза, вбить себе в голову, на веки веков, испокон века, от горшка два вершка, как ни вертись, взять в толк, видеть на три аршина в землю, витать в облаках, влезать в долги, влететь в копеечку, возносить до небес, волосы становятся дыбом, воротить нос, вступать в свои права, выбивать почву из-под ног, выводить на чистую воду, высунув язык, гнуть спину. 151.Пользуясь "Фразеологическим словарем русского языка" под ред. А.И. Молоткова, приведите 5¾6 фразем, употребляющихся в нескольких разновидностях. Укажите, в чем проявляется в них явление вариантности. 152.Выделите фразеологизмы с измененным компонентным составом и определите характер этих изменений (сокращение или расширение состава фраземы, замена одного из компонентов, замена компонента с одновременным расширением состава). Приведите фразеологизмы, принятые в общелитературном употреблении. Исправьте предложения, в которых употреблены фраземы с необоснованным изменением компонентного состава. 1. Борис говорит, что он отдыхает душой в вашем доме. 2. ¾ Да вы не сомневайтесь, не обижу, ¾ отозвался голос с таким радушным спокойствием, что у ней отлегло от сердца. 3. Если разобраться, ему в базарный день полкопейки цена... 4. Обнаружено крупное хищение строительных материалов, в котором Качеровский играет главную скрипку. 5. Мы сейчас поссоримся, Платон! Все твои расчудесные домыслы не имеют оснований, ни в какие двери не лезут! 6. Среди всеобщей тишины раздается веселый гомерический хохот. 7. ¾ Если хочешь, я тебя спасал от всей гнусной возни, от тины, которая тебя засасывала, а ты уже земли под собой не чуял! 8. Сперва как бы с пренебрежением, как бы с досадой против самого себя, что вот, мол, и он не выдерживает характера и пускается толочь воду, Нежданов начал толковать о том, что пора перестать забавляться одними словами, пора "действовать". 9. Ах, хорошо, братцы! И вот что скажу я вам, господа русские офицеры, заслужили мыбожеский отдых, судьба нас приласкала ¾ целыми остались, есть с чем в Россию вернуться. Главное ¾ башка на плечах. 10. У нее всегда семь пятниц: то она поможет в работе, то не хочет об этом даже говорить. 153. Исправьте предложения, в которых фразеологизмы употреблены с неоправданным изменением общепринятых форм. 1. Хватит! Хватит, моя чашка терпения тоже лопнула. 2. Физическое его состояние заставляло желать лучшего. 3. Когда Грибанов надевал перчатки, Сергей Евграфович отворачивался в сторону, чувствуя, как мороз продирает по коже. 4. Руки у него короткие, чтобы помешать. 5. Вся эта работа не стоит поломанного гроша. 6. И все-таки после такого серьезного разговора дело было отложено под сукно. 154. Определите, каким структурно-грамматическим изменениям подверглись данные ниже фразеологизмы; запишите их в том виде, в каком они закреплены в языке. Пройти Рубикон, не из такого десятка, с первых до наших дней, играть главную скрипку, пока суть да дело, факир на час, ушел не солоно похлебавши, показывать образец другим, внушать сомнения, заслужить известность, результаты не замедлили себя ждать. 155. Укажите словосочетания, подвергшиеся контаминации, т.е. скрещиванию, объединению двух сочетаний, связанных между собой какими-либо ассоциациями; например, в результате скрещивания словосочетаний играть роль и иметь значение в речи употребляется неправильное словосочетание играть значение. В недалеком прошлом, предъявлять требовательность, чаша терпения лопнула, предпринять меры, выметать каленой метлой, уделять значение, оказать впечатление, сердце обливается грустью, начался сыр-бор. 156. Отметьте случаи ненормативного употребления фразеологизмов. Всегда ли ненормативное употребление является речевой ошибкой? Исправьте, где необходимо, предложение. 1. Завтра первое боевое крещение наших спортсменок. 2. Музыка оказала сильное впечатление на всех. 3. Ученые смогут разрабатывать многие мировые проблемы, где наука играет исключительно важное значение. 4. Все действия гражданина Петрова были направлены на то, чтобы втереть очки авторитетной комиссии. 5. Из-за недостатка улик дело было положено за сукно. 6. Взаимопонимание и доверие играют большое значение в семейной жизни. 7. Русские писатели всегда уделяли большую роль проблеме использования иноязычных слов в русском литературном языке. 8. Мальчишка любил пускать туман в глаза, рассказывая о своих успехах. 9. Да я просто обязан злиться на тебя! Скажи, ради чего я поехал? Ради чего оторвался от работы ¾ с какой великой радости? 10. Сегодня ночью вышел проверить часового, а его, миленького, на посту нет ¾ оказывается, спит на диване мирным сном младенца и пузыри пускает. Это уж ¾ из ряд вон! 11. Вы мне зубы не заговаривайте. Мы знаем, кто такой Толстой, разбираемся. Думаете, милиция, так здесь шухры-мухры, ушами холодными хлопают. 157. Укажите приемы использования фразеологизмов (модернизация компонентного состава, смешение прямого и переносного значения слов и др.) в стихотворениях В. Высоцкого. 1. Служение стихиям не терпит суеты! К двум полюсам ведет меридиан. Благословенны вечные хребты, Благословен великий океан! 2. Ну проявите интерес к моей персоне! Вы, впрочем, сами ¾ тоже форменные сони: Без задних ног уснёте ¾ ну-ка! Добудись! Но здесь сплю я ¾ не в свои сони не садись! 3. Нанес бы звезд я в золоченом блюде, Чтобы при них нам век прокоротать, Да вот беда ¾ ответственные люди Сказали: ¾ Звезды с неба не хватать! 4. Мы кой в чем поднаторели. ¾ Мы тарелки бьём весь год. Мы на них собаку съели, Если повар нам не врет. 5. Нельзя вставать, нельзя ходить. Молись, что пронесло! Я здесь баклуш могу набить Несчётное число. 6. Доверчивую Смерть вкруг пальца обернули, Замешкалась она, забыв махнуть косой. Уже не догоняли нас и отставали пули. Удастся ли умыться нам не кровью, а росой?! 7. Они нам детских душ не загубили. ¾ Делили с нами пищу и судьбу. Летела жизнь в плохом автомобиле И вылетела с выхлопом в трубу. 8. Пусть не враз, пусть сперва не поймут ни черта, Повторю, даже в образе злого шута. Но не стоит предмет, да и тема не та, Суета всех сует ¾ все равно суета. 158. Приведите к данным фразеологизмам эквивалентные белорусские словосочетания или слова. Без ума, белены объелся, бить баклуши, была не была, в двух шагах, в долгий ящик, в ежовых рукавицах, вне себя, во всю ивановскую, втирать (втереть) очки, дело в шляпе, держать пари, держать карман шире, замолвить слово, и дело с концом, камень преткновения, на свой страх и риск, отрезанный ломоть, очертя голову, по крайней мере, попадать впросак[3]. 159.Переведите на русский язык следующие белорусские фраземы. Так ямуі трэба, парушыць свой абавязак, інакш кажучы, малоць (вярзці) лухту; пальцам не паварушыць, ударыць па руках, лунаць у воблаках, жыццё б'е крыніцай, мароз па скуры прабягае, дрыжыкі бяруць, усякі цыган сваю кабылу хваліць, доўг адплатай дораг, лупіць як сідараву казу, строіць падкопы, гаспадар свайму слову, сам сабе пан, банкет на ўвесь свет, пераначуем ¾ больш пачуем, не ботам смаркаемся, спроба ¾ не хвароба. Морфологические нормы |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |