Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Приют, пристанище, убежище, прибежище.Место, где можно укрыться от кого-, чего-либо, отдохнуть. Слово пристанище употребляется преимущественно в книжной, несколько приподнятой речи; убежище и прибежище чаще обозначают место, где можно укрыться, спрятаться от кого-, чего-л., причем прибежище употребляется реже, является словом устаревающим. 1. Послушный, покорный, ручной. Потворствовать, попустительствовать, потакать. Потрепанный, обшарпанный. Поэт, стихотворец. Правильный, безошибочный, точный. Правота, правда. Превзойти, превысить, перекрыть. Предостеречь, остеречь. Предшественник, предтеча. 2. Предыдущий, предшествующий. Прибыль, барыш. Прибыльный, доходный, рентабельный. Пригласить, позвать. Припев, рефрен. Притворщик, притвора, притворяшка. Причалить, пришвартоваться. Причина, основание, резон. Причудливый, затейливый, замысловатый. 288. Укажите стилистическую окрашенность данных ниже слов и словосочетаний. Приведите к ним синонимы с иной стилевой окрашенностью. Употребите синонимичные слова или словосочетания в контекстах, раскрывающих как их семантическую общность, так и различия в оттенках значений, границах сочетаемости, стилистической окрашенности, сфере употребления. 1. Концепция, головомойка, эрудиция, бесславие, комплекция, смекалка, мрак, директива, возмездие, шпион, развалины, призрак, ландшафт. 2. Беззаветный, благовидный, дерзновенный, неказистый, мудреный, непоколебимый, пришлый, синхронный, бездыханный, патетический, преходящий, равноценный, элементарный, умозрительный, шустрый. 3. Ввергнуть, пленить, прилепить, очухаться, поступь, развлекать, раскидать, ликвидировать, доминировать, игнорировать, конкурировать. 4. Положить конец, большей частью, в первую очередь, прийти в сознание, заткнуть за пояс, до поры до времени, сделайте одолжение, одержать победу, лить слезы, хватить через край, в одно прекрасное время. 289. Сравните две редакции рассказов А.П. Чехова. Проследите, как меняется текст с заменой синонимов.
290. Определите стилистическую функцию общеязыковых и контекстуальных синонимов в отрывках из произведений В. Высоцкого. 1. Он залез в свою бочку с торца, жутко умный, седой и лохматый. И ушли три великих глупца ¾ Глупый, глупенький и глуповатый. 2. Грусть моя, тоска моя ¾ чахоточная тварь, ¾ До чего ж живучая, хвороба. 3. Шел я, брел я, наступал то с пятки, то с носка. Чувствую ¾ дышу и хорошею. 4. Соловей-Разбойник тоже был не только лыком шит. Свистнул, гикнул, крикнул: Рожа, гад заморский, паразит! Убирайся без бою, уматывай! И Вампира с собою прихватывай! ¾ Страшно, аж жуть! 5. Осмотрелись они, оклемались. Похмелились ¾ потом протрезвели. И отплакали те, что дождались. Недождавшиеся ¾ отревели. 6. Кто-то там домой пришел. И глаза поднять боится: Это ¾ раз, это ¾ кол, Это ¾ единица. За порог ступил едва, А ему ¾ головомойка: Значит ¾ "пара", это ¾ два. Или просто двойка. 291. Отметьте случаи неточного выбора синонимов; установите, какие особенности в их употреблении не были учтены (семантика слова, его функционально-стилевая или эмоционально-экспрессивная окрашенность). Исправьте предложения. 1. После урока Петя обратился к учителю с ходатайством, чтобы его отпустили домой. 2. В диктанте он совершил две ошибки. 3. Митрофанушка постоянно лаялся со своими учителями. 4. Муж Ниловны вечно приходил домой пьяным. 5. Молчалин подлизывался к Софье. 6. В районе умело организована работа по закупу излишков молока от населения. При годовом задании 5197 тонн на перерабатывающее предприятие уже отправлено 5470 тонн продукции. 7. На нашем пути оказалось такое препятствие, что его трудно было одолеть. Однако мы смогли побороть трудности. 8. Выражение лица Квакина было безжалостным. 9. Вдруг подул сильный ветер, пришлось запереть окно. 292. Определите стилистическую окрашенность выделенных слов; объясните, насколько оправдано их употребление в данных контекстах. Приведите синонимы с иной стилистической окрашенностью. Исправьте, где нужно, предложения. 1. Полина была согласна на все. Поговорить? Что же, она не против. Конечно, ей бы очень неплохо заиметьпомощника, очень неплохо. 2. А то у Невы, ¾ не найдя комнатушки, ¾ Лицо в макинтошик уткнувши, сидит, И локоть ей служит заместоподушки, И снам не мешает остывший гранит. 3. Лучшие поля у Антона Терпужного оказались. А наш брат бедняк обратно на солониках да на балках крутиться должен. 4. ¾ А отчего же скучно, ¾ возразила Анфиса. ¾ В своей хате завсегдавесело. 5. После смены старшая лаборантка зашла к председателю месткома и поведалаему о случившемся. 6. ¾ Подожди меня, я вот поглажусь, уберусьв комнатах ¾ и мы пойдем. 7. ¾ Хотите, мы подбросимвас до военного городка Уручье? Это вам по пути. 8. Людям свойственно думать о грядущем.9. Каждый из нас, испивших чашу войны, должен сделать все, от него зависящее, чтобы грядущиепоколения не ведалиее кошмаров. 10. На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн, и вдаль глядел. 11. С думамиоб улучшении работы свиноводческой фермы пришел к редактору газеты фермер Омельченко. 12. Когда Ионыч стал совсем старенький,то превратился в типичного стяжателя. 13. ¾ Федор Иванович, голубчик, будьте заместо отца родного. 14. А чего еще было ожидать, если пусковой комплекс кое-как втиснулив акт? Для людей нужна столовая? Ничего, обойдемся, пожуемвсухомятку. Для автомобилей требуется гараж? Откажемся. А заодно обойдемся и без склада горючего, автовесов и прочей дребеденивроде песчаного карьера с подъездной дорогой, ремонтно-механических мастерских, котельной. Расчет простой: когда приспичит,наденешь пиджак без рукава и ботинки без подметок. Антонимия и точность речи 293.Укажите антонимы и слова, получившие в контексте противоположный смысл. Определите их стилистические функции. 1. Добрая слава лежит, а худая бежит (пословица). 2. Не отведав горького, не узнаешь и сладкого (пословица). 3. Сытый голодного не понимает (пословица). 4. Кто сеет ветер, пожнет бурю (пословица). 5.Истина потому только и называется истиною, что противоположна заблуждению, лжи (Н. Чернышевский). 6. Таня вспыхивает от возмущения: "Господи, одни герои вокруг, ни одного нормального человека! Скоро у них над головами нимбы появятся!" (Д. Гранин). 7. Воспитание нельзя рассматривать как пассивный процесс. Нет, воспитание ¾ это активный процесс, и человек ¾ не только объект, но, в какой-то мере, и субъект воспитания (Г. Медынский). 8. ¾ Установи связь сначала с теми, на кого, считаешь, можно положиться, да не со всеми вместе, а с каждым порознь (А. Фадеев). 9.С деньгами связано все самое возвышенное и все самое низменное (В. Катаев). 10. Тот, кто способен доставить наслаждение народу ¾ не низменное наслаждение, а высокое, ¾ такая же социально полезная фигура, как прогрессивный философ (В. Тендряков). 11. Человек волевой в учении, может быть безвольным в отношениях с людьми, в преодолении бытовых трудностей ("Литературная газета"). 12. Ценность человека определяется не отсутствием недостатков, а наличием достоинств (Г. Медынский). 13. Воля людей молодит, неволя старит (пословица). 14. Сердце в будущем живет; Настоящее уныло: Всё мгновенно, всё пройдет; Что пройдет, то будет мило (А. Пушкин). 15. Любовь была не настоящая, искусственная, но ведь мне казалось тогда, что настоящая (А. Чехов). 16. Нет тебе ни днем, ни ночью ни сна, ни покоя: то наступление, то отступление (К. Паустовский). 17. Он войну начинал в сорок первом комбатом. Он комдивом закончил ее в сорок пятом (Ю. Друнина). 18. После первой книги он привык к тому, что Самсонов ревниво, с особенным пристрастием читал его, скупо хвалил и ругал, вроде бы удерживаясь высказать окончательное решение (Ю. Бондарев). 19. И теперь реши, кому из нас с ним хуже. И кому трудней ¾ попробуй разбери: У него твой профиль выколот снаружи, А у меня душа исколота снутри (В. Высоцкий). 294.Вам понравилась выставка (картина, прочитанная книга, фильм), а вашему товарищу не понравилась. Составьте ряды слов-антонимов, семантика которых отражала бы ваши разногласия. Используя антонимы, составьте диалог-спор (или рассуждение) о выставке (картине, прочитанной книге, фильме). 295.Отметьте случаи: а) стилистически оправданного и б) неудачного употребления антонимов. Исправьте, где необходимо, предложения. 1. Он, запыхавшись, подбежал к офицерам, одновременно обрадованный и злой. 2. Лицо женщины было радостным, хотя и суровым. 3. В дом Меженин вошел стремительно, а из дома вышел не торопясь. 4. Боясь опоздать к назначенному часу, путник шел быстро, но не торопясь. 5. Урожайность зерновых культур не только не снизилась, но и значительно возросла. 6. Отец с наружным спокойствием, но с внутренней злобой, принял сообщение сына. 7. Знающий летчик отличается от неопытного не только внешней уверенностью и несуетливостью. 8. Что-то в этой женщине одновременно и отталкивало и привлекало его. 9. В силу слабой подготовки студенту пришлось очень много работать. 10. Об этом времени я не буду рассказывать, ибо оно слишком однообразное... и разнообразно. 11. Об этом человеке ничего плохого, кроме хорошего, нельзя сказать. 12. Однако же, я чувствую себя не униженным, а напротив, возвышенным. 13. Несмотря на свой юмор и внешнюю веселую обходительность, Николай Михайлович, в сущности, был человеком скорее замкнутым, чем общительным. 14. Как уже отмечалось, сравнительно небольшой объем безэквивалентной лексики явился результатом большой близости в духовной и материальной культурах белорусского и русского народов. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |