Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сочетаемость слов и точность речи

327. Составьте возможные словосочетания, соединяя лексе­мы, данные слева и справа. Чем можно объяснить несочетаемость отдельных слов?

 

1. Закадычный   ¾ друг, приятель, подруга, товарищ, сосед, дружба.
2. Щекотливый   ¾ вопрос, проблема, мысль, ситуация, положение.
3. Неминуемый   ¾ провал, успех, жизнь, смерть, победа, гибель, встреча.
4. Скоропостижный   ¾ отъезд, успех, смерть, встреча, победа, кончина.
5. Мизерный   ¾ достаток, успех, просчет.
6. Година   ¾ горькая, грозная, счастливая, прекрасная, желанная, лихая, светлая, мрачная, трудная, легкая, тяжелая.
7. Бразды   ¾ правления, руководства.
8. Изъявлять   ¾ желание, согласие, сожаление, сомнение, готовность, протест, одобрение, симпатию.
9. Утолить   ¾ голод, жажду, желание, боль, печаль.

328.Приведите сочетания с данными ниже словами. Чем оп­ределяются границы их лексической сочетаемости?

1. Преклонный, безысходный (‘непоправимый, не имеющий исхода, конца’), отъявленный, сердечный (‘добрый, чуткий, отзывчивый’), кромешный (‘полный, абсолютно беспросветный’), заклятый, торный, закоре­нелый (‘застарелый, неисправимый’).

2. Рассадник, зачинщик, запевала (‘начинатель чего-то, зачинщик’).

3.Втирать (‘обманывать кого-либо’), потупить, бро­сать (‘безрассудно, зря расходовать’), отвести (‘отвлечь чье-либо внимание от чего-либо, обмануть’), воздеть, смежить.

4. Наотрез, наотмашь, дотла.

329. Определите стилистическую окраску слов. Составьте словосочетания, соединив синонимы со словами, приведенными спра­ва. Чем определяется лексическая сочетаемость в данных случаях?

 

Приехал, прибыл, прикатил   ¾ сосед, товарищ, парень, дружок, высокий гость.
Говорить, болтать   ¾ вздор, глупости, бессмыслица.
Упорствовать, упрямиться   ¾ напрасно, тщетно.
Скверный, плохой   ¾ привычка, повадка.

Чем обусловлена а) свободная и б) несвободная сочетае­мость?

330. Определите, удачны ли приведенные словосочетания. Мотивируйте свой ответ. Составьте с выделенными словами слово сочетания, соответствующие нормам лексической сочетаемости.

Кликаборцов за свободу и независимость, великий писака,талантливый рифмоплет,выдающийся эску­лап, справедливый обманщик,уважаемый хвастун,че­стный провокатор,очаровательный карьерист,широ­кая улочка,толстая книжечка.

Назовите и охарактеризуйте основные виды сочетаемости слов.

331. Составьте возможные словосочетания из прилагательных и данных в скобках существительных. Почему в одних случаях об­разуются синонимичные словосочетания, а в других ¾ нет?

Основной, важный (вопрос, признак, сведения, сооб­щения, черты характера, орудия и средства производ­ства). Главный, основополагающий (труды классиков, мысль, идея, слово, смысл, силы). Обязательный, безусловный (успех, повиновение, соблюдение дисциплины, труд, условие). Поразительный, сногсшибательный (но­вость, результат, достижение, успех).

332. Составьте словосочетания, соединив синонимы со слова­ми, данными справа. Укажите возможные варианты и определите их семантико-стилистические различия.

 

1. Аморфный; бесформенный, расплывчатый   Масса, вещество, требование, определение, формулировка.
2. Иностранный, заграничный, зарубежный   Музыка, эстрада, командировка, оборудование, корабль, пресса, валюта, делегация.
3. Тихий, безмолвный, бесшумный, безвучный   Шорох, смех, звук, шаги, всплеск, весна, разговор, ночь, движение, мотор, ученик.
4. Быстрый, стремительный, скорый   Развитие, рост, темпы, бег, танец, шаг, марш, движение, поезд, течение.
5. Длинный, долгий   Ночь, осень, жизнь, год, перерыв, ожидание, беседа, костюм.
6. Название, имя, кличка, прозвище   Человек, ученик, кошка, собака, кинофильм, ателье.
7. Часть, доля, доза   Земля, вода, истина, заботы, участие, класс, мороженое, лекарство.
8. Известие, сообщение, уведомление, весть   Бюро погоды, из банка, с колхозных полей, из дому, о болезни матери.
9. Повысить, расширить   Кругозор, квалификация.
10. Созвать, организовать   Встреча, совещание, форум, симпозиум.
11. Увеличить, усилить, ускорить   Темпы, контроль, потенциал.
12. Удешевить, снизить   Себестоимость, товары, цены.
13. Предвещать, предсказать   Победа, успех. погода.
14. Выполнить, завершить   План, работа, обязательства.
15. Увеличить, повысить   Объем, уровень, заработная плата.

333. Обратите внимание на сочетаемость выделенных слов; установите, какие особенности не были учтены авторами данных текстов (семантика лексемы, ее стилистическая или эмоциональ­ная окраска, грамматические свойства). Исправьте предложения.

1. В функции вводных слов и словосочетаний могут выступать, как это видно из вышеизложенного анали­за,знаменательные части речи. 2. Сын его работал под­польщиком.3. Нужно учить детей строить и перестраи­вать предложения, чтобы мысльбыла выражена полно, точно, ярко и при этом была благозвучна.4. Очень ис­кусно изображает Маяковский моральный обликэтой страны.5. В ее словах, обращенных к толпе, звучит ве­ра в неминуемую победуреволюции. 6. Надо было воз­водить разрушенное хозяйство.7. Брестская крепость ¾ это живой музейтех героических времен. 8. А кто ос­тался живым, те делали замечательные подвиги.9. До отмены крепостного права остался год, и в России пол­ным ходомначинают зреть новые отношения.10. Ма­теринское чувствогероини углубляется,обогащаясь новыми социальными эмоциями.11. Хлестакова навещают визитамиБобчинский и Добчинский, и он на­чинает вратьим всякие небылицы.

334. В приведенных ниже предложениях допущено наруше­ние границ лексической сочетаемости отдельных слов. Устраните этот недочет, исправьте предложения.

1. В марте завод принял три десятка трактористов. 2. Режиссер удачно экранизировал эту картину. 3. Хо­телось бы, чтобы на эти проблемы конференция дала четкий и ясный ответ. 4. Осень в этом году пасмурная и дождливая. Без устали моросит дождь, клены в парке поникли и роняют последнюю бронзовую листву. 5. Ле­генду о Данко рассказывает бабушка своим внучатам, чтобы им снились благородные сны. 6. Идеологическая борьба между Николаем Петровичем и Базаровым встре­чается на каждом шагу. 7. Некоторые вопросы не вы­полнены из-за нашей неорганизованности. 8. Подвиги люди делают не только во время войны, но и в мирное время. 9. На спартакиаде было установлено несколько новых достижений в легкой атлетике. 10. И у каждого тлела в сердце мечта о том, чтобы жизнь стала песней. 11. Единогласно все воскликнули: "Давно пора!". 12. Очень выпукло выведен в романе образ середняка Майданникова. 13. Достоевский был великим гуманис­том. Всю свою жизнь он положил на борьбу с пороками буржуазного общества. 14. После войны произошел Варшавский договор. 15. Перечень прочтенных книг был очень большим. 16. Благодаря изучению этого предмета большинство учащихся нашего класса повысили круго­зор. 17. Во время отпуска большинство времени они проводили в походах. 18. В каждом фильме было видно стремление режиссера укрупнить человеческий харак­тер, рассмотреть его полно и внимательно. 19. Есть и много других факторов, которые нужно решить.

335. Выделите в данных ниже предложениях фразеологизмы, и) употребленные в общепринятой форме; б) подвергшиеся структурно-грамматическим и лексико-семантическим изменениям. Определите приемы трансформации каждого фразеологизма (изменение общепринятых форм компонентов, замена одного из ком­понентов, сокращение или расширение его лексического сое инверсия компонентов; соединение фраземы со словами или словосочетаниями, иную стилевую окраску и др.). Исправьте, где не обходимо, предложения.

1. Русский драматический театр имени A.M. Горького выпустил в свет трагедию "Король Лир". 2. Они в семейной жизни представляют собой две большие разницы. 3. У него от жуткого страха по телу полезли мурашки, волосы под­нялись дыбом. 4. Мы хотим, чтобы человек мог вдоволь и плодотворно работать. Чтобы его инициатива шла на поль­зу делу, а не отметалась в долгий ящик согласований. 5. С последней доброю затяжкой Вздохнул ¾ как будто с плеч гора. 6. ¾ Стой, погоди, ¾ сказал я строго, Хоть самого ки­дало в дрожь. 7. ¾ Ну? ¾ спросил Челкаш, спокойно смерив его глазами. 8. С утра, с утра В тот день воскресный Во что горазд принаряжен И городской народ и местный. 9. Урал! Невольною печалью Я отдаю прощанью дань. 10. Сквозь муть пурги невнятно Вступает новый кран. 11. Язнал не только понаслышке, Что труд его в большой чести. 12. И мне было приятно смотреть на этого гигантского ребенка, влагавшего всю душу в работу свою. 13. Взяла меня тоска за сердце, как посмотрел я из окна на поле, взяла и сжала его клещами. 14. Компания была совершенно готова выту­рить в шею из среды своей, и я, не желая дожидаться этого, ушел. 15. ¾ Смотри, Вадимушка, держи ухо востро. 16. Не отрицаю, по слухам, мама в лапоточках меня родила.

336.Найдите ошибки в приведенных ниже предложениях. Определите характер каждой ошибки. Исправьте предложения.

Образец выполнения задания:

 

Данное предложение Характер ошибки Исправленное предложение
1 . Все хорошо понимают, что и в этих благоприятных условиях успех не придет сам по себе. употребление фраземы без учета ее семантики   ... успех не придет сам собой.  
2. Львиная частьучебных часов расходуется на точные дисциплины. Неоправданная замена одного из компонентов Львиная доля…

 

I. Дипломная работа удовлетворяет тем условиям, ко­торые предъявляются к такого рода сочинениям. 2. Каж­дый писатель, поэт стремился выразить в своих произведениях основные жизненные вопросы, исторические события своей эпохи. 3. Л. Толстой показывает решающую роль народных масс в ходе исторических событий, единение русских в борьбе с нашествием, их моральную победу над врагом. 4. Слово жито широко отмечено в анализируемых текстах. 5. Это особенно касается ключевых слов, которые часто выносятся в название произведения. 6. Какие тяжкие лишения вынесли на своих плечах русская армия, русские люди во время войны 1812 года! 7. Много трудностей выпадает на жизнь Саши Трояновой. 8. В состав фразеологизмов русского языкa одни ученые относят все устойчивые сочетания слов, другие ¾ ограничивают перечень фразеологизмов русского языка определенной группой устойчивых словосочетаний. 9. Материалом для формирования газетной лексики выступает вся общелитературная лексика, но от­дельные ее пласты имеют наибольшую продуктивность в газетно-публицистическом стиле.

II. 1. В практике преподавания иностранного языка, как правило, не выделяется какой-то вид речевой дея­тельности особо, что, видно, и сказывается на неблаго­приятных результатах обучения. 2. На последней конфе­ренции на передний план был поставлен вопрос о мире. 3. Слово сериал знают меньше половины опрошенных ¾ 17 человек; 19 человек не знают (или даже не слышали его), 8 человек мельком слышали слово, но отчетливо не представляют ни сферы его применения, ни его семан­тики. 4. Песни и стихи Высоцкого напрочь лишены со­зерцательности, успокоенности, сытости. 5. Если повни­мательнее вслушаться в песни Высоцкого, пристальнее вчитаться в его стихи, непременно убеждаешься, как умело и бережно поэт обходился с неисчерпаемыми ре­сурсами русского литературного языка. 6. Ю.С. Воронову удалось наглядно продемонстрировать, какое значение отводил оратор зачинам и концовкам, характеру высту­пления. 7. Для истории русского языка первостепенную важность имеют факты белорусского языка, которые, к сожалению, не всегда в достаточной степени отражены в соответствующей учебной литературе. Тем более воз­растает необходимость и важность обращения к данным белорусского языка в ходе практических занятий в ус­ловиях русско-белорусского двуязычия. 8. Маяковский употребляет иноязычные слова со всей широтой в своих пьесах 9. Маяковский достаточно выразительно показал американца, ужасно владеющего русским языком и употребляющего время от времени свою родную речь. 10. Сегодня уже есть надежда на выздоровление Андрея. Собственно, все теперь будет зависеть от него самого, сможет перестроить свой образ жизни или нет.

Укажите причины нарушения норм сочетаемости в рус­ском языке, в частности ¾ в условиях белорусско-русского билин­гвизма.

Речевая избыточность

337. Что понимается под речевой избыточностью"? В чем она проявляется?

338. Приведите высказывания писателей, лингвистов, обще­ственных и политических деятелей о 1) многословии как недос­татке речи и 2) краткости речи как об одном из ее достоинств.

339. Как вы понимаете высказывание А.П. Чехова "Краткость ¾ сестра таланта?"

340. В данных ниже предложениях укажите слова, ничего не прибавляющие к содержанию высказывания.

1. Павел с ненавистью на лице бросается на конвои­ра. 2. Незадолго до своей смерти он написал завещание. 3. В прошлом году вступил в строй действующих пред­приятий автомобильный завод. 4. На строительство нового здания была ассигнована сумма, равная 300 тыся­чам рублям. 5. Как человек Павел формировался всю свою жизнь. 6. На собрании отмечались достигнутые успехи, а также были намечены конкретные мероприя­тия по ликвидации имеющихся недостатков. 7. Распро­страненная ошибка у школьников ¾ постановка лишнего знака препинания там, где он не нужен. 8. Это произве­дение построено по типу трилогии ¾ в нем три части. 9. В общем и целом следует принять положительное решение.

341. Отметьте случаи неуместного повторения слов; исправь­те предложения.

1. Среди этих слов выделяется группа слов, которые совершенно исчезли из языка и не встречаются в нем в настоящее время даже в составе производных слов. 2. Составлению картотеки поможет ознакомление с имеющимися в библиографических отделах библиотек каталогами. При чтении литературы картотеку можно пополнить за счет ссылок и библиографий, имеющихся в изучаемых работах. 3. Одним из главных образов в "Грозе" Островского является образ Катерины. 4. Слож­ные предложения отличаются от сходных с ними про­стых предложений с вводными предложениями некото­рыми признаками. 5. В отличие от согласованных опре­делений несогласованные определения связываются с поясняемым словом по способу беспредложного или предложного управления, или по способу примыкания. 6. В прошлом народа и Пушкин, и Лермонтов, и Толстой находили истоки величия русского народа. 7. Жизнь под­готовила для вступления в новую жизнь много новых людей.

Всегда ли лексические повторы являются речевыми недостатками? Обоснуйте свой ответ.

342. Устраните стилистически немотивированную тавтологию, применяя различные приемы правки (синонимическую замену слов, сокращение предложений, изменение структуры предло­жения).

1. Недостаток теории, изложенной в учебнике, состо­ит в недостаточной мотивированности понятийного на­полнения термина "залог". 2. На уроках русского языка ученики учатся находить в целом тексте речевые фор­мы, которые учитель учит их находить. 3. В работе бри­гады наряду с успехами был отмечен ряд недостатков. 4. К недостаткам работы следует отнести недостаточное количество иллюстративного материала. 5. Будучи реа­листом, писатель всесторонне и реалистически показал жизнь крестьян того времени. 6. Повышение ответствен­ности студентов старших курсов приводит к высоким результатам в учебе. 7. Война 1805¾07 годов представ­лена в романе показом Шенграбенского и Аустерлицкого сражений, в которых автор показал героизм "маленького" человека. 8. Для подсчета процентного состава разговорных слов было подсчитано количество всех слов, составляющих произведения автора, из которых произ­водился отбор. 9. Недостатком работы является упрощен­ность заданий по русскому языку, недостаточная степень трудности предложений, предложенных для разбора.

343. Отметьте в приведенных ниже текстах плеоназмы. Ис­правьте речевые ошибки.

1. Работа была выполнена небрежно и неряшливо. 2. Даже при неблагоприятных условиях процесс разви­тия растений продолжается. 3. Как только прочитаете книгу, сразу же возвратите ее обратно в библиотеку. 4. В прошлом году они окончили университет и получили высшее образование. 5. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его глав­ную суть. 6. Рано или поздно всем станет известна ис­тинная подоплека распускаемых слухов. 7. Образы му­жиков в "Записках охотника" нарисованы Тургеневым с большим расположением и симпатией. 8. А.Н. Островский создает правдивые, взятые из жизни, реалистические образы и картины действительности. 9. В "Грозе" обли­чается самодурство, деспотизм и произвол купцов. 10. На выполнение этого задания понадобилось более двух ча­сов времени. 11. В киосках нашего города можно купить памятные сувениры, подарки. 12. Народ сумеет отстоять свою независимость, суверенитет и территориальную целостность. 13. Мы его видели в анфас и в профиль.

344.Выделите словосочетания, а) закрепившиеся в современ­ном литературном языке и б) не соответствующие современной литературной норме. Мотивируйте свой ответ. (За справками об­ращайтесь к словарям трудностей русского языка и словарям иностранных слов.)

1. Информационное сообщение, травматическое по­вреждение, аморальный поступок, преобладающее боль­шинство, суета сует, мал мала меньше, белое белье, бу­кинистическая книга, всякая всячина, грусть-тоска, каж­дая минута времени, коррективы и поправки, моя авто­биография, монументальный памятник, набить битком, антагонизм социальных противоречий.

2. Передовой форпост, патриот своей Родины, первая премьера, период времени, прейскурант цен, прейску­рант оптовых цен, большая масса, пропади пропадом, видимо-невидимо, всеобщее глобальное обновление, путь-дороженька, пять рублей денег, реальная действи­тельность, ночная серенада, низкий бас, дважды дубли­ровать, составной компонент.

3. Свободная вакансия, сиднем сидеть, сослужить службу, рыбная уха, старый ветеран, странный пара­докс, ходить ходуном, хронометраж времени, хрономет­раж трудовых процессов, черные чернила, народная де­мократия, экспонаты выставки, осесть вниз, будущая перспектива, огромная махина, горе горевать, звезда-зорька.

В каких случаях плеонастические и тавтологические соче­тания не являются речевым недостатком?

345. Определите характер речевых ошибок в данных ниже предложениях. Исправьте тексты, указывая при этом возможные варианты.

1. Ученики во время прохождения того или иного раздела программы хорошо усвоили материал, научи­лись правильно писать в соответствии с правилом. 2. Вероятнее всего корень зла кроется прежде всего еще в неполном осознании пагубных последствий гиподинамии. 3. Родина. Лексическое значение этого слова в уз­ком смысле этого слова ¾ это город или поселок, в кото­ром человек родился. В широком смысле ¾ это страна, в которой человек живет. 4. Во внеаудиторной работе со студентами используются учебные фильмы на иностран­ных языках; так, в октябре-ноябре месяце организуется просмотр фильма "Франция" для студентов всех факультетов. 5. Лексика ограниченного употребления ха­рактеризует лишь какой-либо определенный говорящий коллектив, который предстает как территориально или социально определенная группа людей. 6. И на этот раз ничего не добившись от советского генерала, его снова доставили обратно в лагерь "Ц" для старшего командно­го состава. 7. Каждый преподаватель следит за реакцией аудитории и корректирует свою речь в зависимости от наблюдаемой реакции. 8. Лучи солнца, прорвавшиеся сквозь разорванные ветром тучи, зловещим пламенем осветили разбушевавшиеся волны. 9. Успех вечера во многом зависит от заинтересованности студентов, их инициативы и качественного проведения репетиций, ¾ проводимых каждой командой. 10. Свою неповторимую оригинальность художественное произведение получает тогда, когда оно включает в себя разнообразные стилистические пласты русского "языка. 11. Как мы видим, процесс перехода нейтральной лексики в книжную разговорную происходит довольно активно. 12. На основании изученных работ по методике русского языка, опыта лучших учителей я и хотела бы в данной работе проследить этап работы по исправлению и предупреж­дению орфографических и пунктуационных ошибок в письменных работах учащихся. 13. В отличие от преды­дущих эпитетов, данные эпитеты выражают конкретный признак действия, выраженного глаголом. 14. Строитель­ство многих объектов, где трудится сейчас молодежь, показывает, что молодое поколение не боится трудно­стей, так как строительство идет на самых трудных уча­стках.

346.Определите вид многословия (тавтология, плеоназм, пе­рифраза и др.). Исправьте речевые ошибки.

1. Еще в апреле месяце братья Орловы и администра­ция ударили по рукам! Но с первых же дней мощным заслоном на пути семейного подряда встала местная оп­позиция во главе с прорабом. 2. Данные слова можно определить как собственно-лексические белорусизмы (в отличие от стилистических белорусизмов и семантиче­ских белорусизмов). 3. ¾ Спешу на семинар, ¾ сказала Марина своей подруге. ¾ Я принимаю участие в перепи­си населения. 4. Чтобы закрепить изученный материал, полезно при изучении последующих тем включить раз­личные задания, предусматривающие употребление и применение причастий. 5. Лиственные леса занимают меньшую площадь, покрытую лесом. 6. По лесу к де­ревне шло движение партизан. 7. Наша страна занимает первое место в мире по территории, которую занимают лесные массивы. 8. Ученице трудно дается различение словосочетаний с однокоренными словами, которые управляют различными падежами. 9. Главной и, пожа­луй, основной чертой его характера является его любовь к детям и необыкновенная человечность. 10. В августе месяце в районе Минска был найден клад, представ­ляющий большой интерес для науки, для истории горо­да. Этой интересной находкой заинтересовались ученые.

347. Разграничьте случаи неизбежной и стилистически неоп­равданной тавтологии. Исправьте, где необходимо, предложения.

1. Прошло немало времени с тех пор, как редактор отредактировал рукопись. 2. Да, разумеется, трудно требовать от человека высокой человечности в обстоя­тельствах бесчеловечных, но ведь существует же пре­дел, за которым человечность рискует превратиться в свою противоположность. 3. Лес ¾ это чистый воздух, собиратель влаги, животворный источник всего живого. Велика роль леса в жизни людей. 4. Перифразы ¾ это описательные выражения, словосочетания и предложе­ния, выраженные в форме иносказания. 5. Труженики республики хорошо потрудились на уборке зерновых, работая в три смены. 6. Учащиеся педагогического учи­лища проходят педагогическую практику в лучших шко­лах города. 7. Дружба дружбой, а служба службой. 8. Все-таки как бы там ни было, а творец выше своего творе­ния, и самое гениальное произведение не может превзой­ти его автора. 9. На основании проделанной работы мож­но сделать следующие выводы: 1) старое слово получает новое значение, 2) новые слова образуются из старых морфем. 10. Можно ли его [море] не полюбить: всегда разное, то тихое, спокойное, то суровое и даже порой жестокое, но всегда таящее какую-то тайну. 11. Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается.

Речевая недостаточность

348.Что понимается под речевой недостаточностью?

349. В приведенных ниже предложениях устраните ошибки, связанные с речевой недостаточностью.

1. Постоянно не хватает строительных материалов. Однако ссылаться, что кто-то чего-то недопоставил, не принято. 2. Как вы чувствуете после вчерашней экскур­сии? Ноги не болят? Я знаю хорошее средство. 3. Летом на строительстве будет работать студенческий отряд. 4. Весна в этом году не заставила ждать. 5. Образ героя произведения раскрывается умело подобранной лексикой. 6. Одним из средств речевой характеристики крестьян Сибири, к которому часто прибегает автор, ¾ просто­речие. 7. К трактористу Андрею Афонину обратился с просьбой слесарь местного отделения сельхозтехники Тарасов. Афонин не заставил долго упрашивать. 8. Даже в Москве ¾ родине крупнопанельного домостроения ¾ качество некоторых зданий желает лучшего. 9. Про­блемы, по которым переговоры, имеют принципиально важное значение. 10. Все это свидетельствует, что мы не смогли в полной мере использовать мощность нашего оборудования. 11. Машина, о которой речь, давно уже вышла из строя. 12. Он придерживался, что война не должна быть средством разрешения спорных вопросов между государствами.

Укажите наиболее распространенные в речи случаи рече­вой недостаточности.

350. Устраните недочеты в данных ниже предложениях.

1. Город, образованный в 1826 году на реке Вилия, является одним из торговых центров. 2. Сопоставьте данные глаголы: что в них общего и чем отличаются. 3. Только потом, после произнесенных женщиной не­скольких фраз, Анастасия узнала Ольгу. Прошло немало лет, как они вместе учились, дружили. 4. Председатель и агроном объезжают поля, проверяют их готовность, бо­леют за новый урожай, стремятся, чтобы хлебная нива в этом году была еще богаче. 5. Рукописей А.П. Чехова осталось немного, обычно он уничтожал, но работа пи­сателя над языком и стилем своих произведений не пре­кращалась и после опубликования. 6. Работа со стажера­ми свидетельствует, что уровень специальных знании у наших выпускников довольно высок. 7. Катерина пред­почитает умереть, чем жить в неволе. 8. В связи с засу­хой много белок погибло, поэтому охота на них запре­щена. За нарушение будет наложен штраф в размере де­сяти тысяч рублей и вынесено общественное порицание.

Повторительные упражнения

351.Укажите речевые недостатки в приведенных ниже пред­ложениях. Отредактируйте тексты.

I. 1. Степан является примером идеальной убогости. 2. Из-за болезни студентка не сумела явиться на экзаме­ны. З. Все задания они [разведчики] выполняют на вы­соком качественном уровне. 4. Определите, как поэту удалось передать тоску ямщика, какими художествен­ными средствами поэт изобразил утомленность, однооб­разие дороги. 5. Женщины еще долго сидели, пили кофе и вспоминали знакомых, совместные годы учебы и все прекрасное, что было прожито в ту пору. 6. В будущем году супруги вновь отправились на Кавказ. Двух лет не миновало, как Ульяна избавилась от тяжелого недуга. 7. Всегда эффектны заголовки, где фразеологические обороты теряют лексико-грамматическую целостность.

8. В достижении этой цели важная роль принадлежит тесному контакту студента с преподавателем, причем особенно на первом этапе обучения иностранному язы­ку, так как именно на этом этапе закладываются основ­ные, базовые знания грамматической структуры изучае­мого языка. 9. Слово, бульба отмечено в 21 произведе­нии, что еще раз свидетельствует о широком его распро­странении. Необходимо отметить тот факт, что русское соответствие белорусизму бульба ¾ картофель, картош­ка ¾отмечено нами в употреблении наряду с лексемой бульба только один раз.

II. 1. Прежде всего следовало бы иметь в виду сле­дующее. За время работы в отделе Зиновьеву удалось сделать немало в плане укрепления собственного авто­ритета и влияния. 2. Использование Маяковским варваризмов дает нам разобраться в героях пьес, понять ха­рактер и их отношение к действительности. 3. Вслед за ботвоуборочными машинами идут комбайны КС-6. Ими умело маневрируют Эдвард Пруба, Анатолий Красовский. 4. Ряд машин, которые осваиваются в настоящее время, имеют скорость работы порядка сотен тысяч опе­раций в секунду. 5. В новом микрорайоне возникло еще одно новое здание. 6. А.С. Пушкин сумел со всей тепло­той изобразить образ нянюшки. 7. Большая половина аудиторий была отремонтирована в июле месяце. 8. Софья, окруженная со всех сторон фамусовским об­ществом, окончательно теряет свой авторитет у Чацкого. 9. Деятельность великого национального поэта А.С. Пуш­кина ¾ одно из величайших явлений в жизни русского народа, воплощение его свободолюбивого духа, любви к родине, его гуманных чувств, его могучих творческих сил. 10. Изучение научной литературы оказывается бо­лее продуктивным, когда оно не ограничивается только переводом. 11. Индивидуально-художественные фразео­логизмы автор романа получает с помощью структурно-грамматических трансформаций фразеологических еди­ниц. 12. Утром, когда мы позвонили в уголок Дурова, нам ответили: "Все хорошо, звери покушали". 13. Как мы уже заметили, в своих произведениях В. Маяковский дает много варваризмов. 14. В работе имеются отдель­ные погрешности стилистического характера, хотя напи­сана вообще грамотно и стройно.

Примечание к упражнению 283. Совершают, в мире, совершается, нельзя, согласованно, немыслимо, двинуть вперед, строить, грядущее, оборонять, будущее, сокрушать, жес­токие, заблуждения, радоваться, гневом, способны.

Глава 7

ЛОГИЧНОСТЬ РЕЧИ

352. Дайте определение логичности речи.

353. Укажите экстра- и интралингвистические условия логич­ности речи.

354. Расскажите о логичности научной речи. В чем ее специ­фика?

355. Как проявляется логичность в произведениях художест­венной литературы?

356. Проанализируйте данные ниже предложения и определи­те, что привело к искажению или затемнению смысла, к неразли­чению понятий (употребление слова не в соответствии с его зна­чением, неудачное использование слов-омонимов, нарушение лексической сочетаемости, речевая избыточность, неоправданный пропуск слова или незнание реальной действительности). Внесите необходимые исправления.

1. На столе лежали отобранные книги. 2. Речь героев Шукшина отличается от героев других произведений. 3. Имя Анны Ивановны пользуется большим авторитетом у студентов. 4. По улице двигалась кавалькада машин, нагруженных овощами. 5. Сравните данные последнего анализа с предыдущим. 6. Для языка Дикого, как и для других представителей "темного царства", характерны грубые выражения. 7. Михаил быстрым шагом брел по ухоженным тропинкам парка. 8. Дети с нетерпением ждали приближения Нового года. 9. Напечатанная ру­копись вызвала огромный отклик в прессе. 10. "Книга Ф. Абрамова "Пряслины", ¾ сказала Екатерина Петров­на, ¾ похожа на мою судьбу". 11. Самые высокие надои молока получали от животных, отелившихся весной. 12. Использование бранных слов в речи действующих лиц подчеркивает их отрицательные стороны. 13. В представ­ленных хозяйствами мероприятиях нечетко разработаны конкретные меры по рациональному использованию зе­мель. 14. Основная функция обращения заключается в назывании адресата речи. Кроме того, обращения выра­жают отношение говорящего к собеседнику. 15. Упо­требленное в контексте словосочетание "попировать на дармовщину" сатирически высмеивает, обличает рас­хитителей государственного имущества, любителей по­жить за чужой счет. 16. Данное словосочетание создает иронию в контексте, вызывает отвращение у читателя к хулиганству. 17. Удачно найденными сравнениями пи­сатель доносит до своего читателя содержание этой ме­лодичной песни "без слов".

357. Определите причины неясности или двусмысленности в понимании текста, обусловленные неправильным употреблением местоимений (отдаленность личного местоимения от слова, с ко­торым оно синонимически связано; возможность соотнесения ме­стоимения с любым из слов, одинаково грамматически оформлен­ным в предшествующем контексте; употребление притяжательного местоимения вместо личного и др.). Исправьте, где необходимо, предложения.

1. Образ Макара Нагульнова противоречив. С одной стороны, он жесток, груб, а с другой ¾ добр, порою по-детски наивен. 2. Федор Капитонович стремится угодить начальству, чтобы его слушали и уважали. 3. На вечере выступили артисты, исполнявшие народные песни; они нам не понравились. 4. Основу программы по развитию речи составляют сведения о стилях, типах, жанрах речи, которые распределены по классам. 5. Никита не разре­шил брату зайти в свою комнату. 6. Отрицательно отно­сился Чехов и к варваризмам. Редактируя свои же про­изведения, он нередко заменял их русскими. 7. Неделю назад я наткнулся на свежий след тигра и который уже день преследую его. 8. Варварские походы любителей и ценителей редких животных привели к почти полному их уничтожению. 9. Словарный состав ¾ наиболее под­вижный уровень языка, изменение и пополнение ко­торого особенно заметны. 10. С. Смирнов использовал воспоминания участников этих сражений, с которыми встретился непосредственно. 11. Директор сказал сво­ему заместителю оставить документы у себя. 12. Мать Тани, когда она заболела, оставила работу. 13. ¾ Ребята, вчера вечером мне звонила бабушка Лены. Вы знаете, что она давно болеет. Недавно ее выписали из больни­цы. 14. Внимание ребенка второго года жизни носит непроизвольный характер. Он не умеет самостоятельно рассматривать предметы, его нельзя заставить быть внимательным, но можно многим заинтересовать. 15. Как известно, Смоленское княжество вело обширную торгов­лю с Ригой, которая регулировалась договором 1229 го­да. 16. В этом проявляется патриотизм Петра I, который верит, что русский народ может и должен вывести свою страну в число передовых стран мира. 17. В творчестве А.С. Пушкина определился новый подход к языку ху­дожественной литературы. Он застал два основных на­правления в художественной литературе и две тенден­ции развития ее языка. 18. В этих словах Пушкина за­ключена сущность, смысл нового подхода к языку лите­ратурного произведения. Он говорит о том, что никогда не пожертвует искренностью и точностью выражения провинциальной чопорности и боязни казаться просто­народным, славянофобом и пр. 19. У нас есть хороший наладчик, у которого уже большой опыт. Он поможет нам в работе.

358. Укажите, в результате чего возникли логические ошибки в конструкциях с однородными членами (объединение в качестве однородных членов слов, обозначающих родовое и видовое поня­тие; слов, выражающих скрещивающиеся или несоотносимые по­нятия; нарушение требования единого основания деления поня­тий; неправильный выбор союза; неправильное попарное соеди­нение однородных членов; нарушение связи между однородными членами и обобщающим словом и др.). Устраните алогизмы.

1. В клетке сидели три тигра и дрессировщик. 2. В го­роде не хватало не только топлива, но и других продук­тов. 3. На заводах, фабриках и промышленных предпри­ятиях испытывают новые машины. 4. В магазин завезли лук, картофель, грейпфруты, чеснок и другие овощи. 5. Цех нашего завода получил 20 новых станков, 2 сва­рочных аппарата и восемь кубометров леса, два крана и другие машины и механизмы. 6. Брошюра посвящена во­просам музыки, живописи, графики, культуры. 7. Нас со всех сторон обступили липы, дубы, осины, пихты, строй­ные березы и другие лиственные деревья. 8. На стадионах и спортивных площадках ребята занимались различными видами легкой атлетики: бегом на разные дистанции, прыжками в длину и высоту, теннисом, футболом. 9. На лесной поляне пышным цветом расцвели полевые цветы: колокольчики, ромашки, васильки, георгины, незабудки. 10. В кроссе принимали участие школьники, химики, энергетики, студенты. 11. Он читал все,

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...