Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сочетаемость слов и точность речи327. Составьте возможные словосочетания, соединяя лексемы, данные слева и справа. Чем можно объяснить несочетаемость отдельных слов?
328.Приведите сочетания с данными ниже словами. Чем определяются границы их лексической сочетаемости? 1. Преклонный, безысходный (‘непоправимый, не имеющий исхода, конца’), отъявленный, сердечный (‘добрый, чуткий, отзывчивый’), кромешный (‘полный, абсолютно беспросветный’), заклятый, торный, закоренелый (‘застарелый, неисправимый’). 2. Рассадник, зачинщик, запевала (‘начинатель чего-то, зачинщик’). 3.Втирать (‘обманывать кого-либо’), потупить, бросать (‘безрассудно, зря расходовать’), отвести (‘отвлечь чье-либо внимание от чего-либо, обмануть’), воздеть, смежить. 4. Наотрез, наотмашь, дотла. 329. Определите стилистическую окраску слов. Составьте словосочетания, соединив синонимы со словами, приведенными справа. Чем определяется лексическая сочетаемость в данных случаях?
Чем обусловлена а) свободная и б) несвободная сочетаемость? 330. Определите, удачны ли приведенные словосочетания. Мотивируйте свой ответ. Составьте с выделенными словами слово сочетания, соответствующие нормам лексической сочетаемости. Кликаборцов за свободу и независимость, великий писака,талантливый рифмоплет,выдающийся эскулап, справедливый обманщик,уважаемый хвастун,честный провокатор,очаровательный карьерист,широкая улочка,толстая книжечка. Назовите и охарактеризуйте основные виды сочетаемости слов. 331. Составьте возможные словосочетания из прилагательных и данных в скобках существительных. Почему в одних случаях образуются синонимичные словосочетания, а в других ¾ нет? Основной, важный (вопрос, признак, сведения, сообщения, черты характера, орудия и средства производства). Главный, основополагающий (труды классиков, мысль, идея, слово, смысл, силы). Обязательный, безусловный (успех, повиновение, соблюдение дисциплины, труд, условие). Поразительный, сногсшибательный (новость, результат, достижение, успех). 332. Составьте словосочетания, соединив синонимы со словами, данными справа. Укажите возможные варианты и определите их семантико-стилистические различия.
333. Обратите внимание на сочетаемость выделенных слов; установите, какие особенности не были учтены авторами данных текстов (семантика лексемы, ее стилистическая или эмоциональная окраска, грамматические свойства). Исправьте предложения. 1. В функции вводных слов и словосочетаний могут выступать, как это видно из вышеизложенного анализа,знаменательные части речи. 2. Сын его работал подпольщиком.3. Нужно учить детей строить и перестраивать предложения, чтобы мысльбыла выражена полно, точно, ярко и при этом была благозвучна.4. Очень искусно изображает Маяковский моральный обликэтой страны.5. В ее словах, обращенных к толпе, звучит вера в неминуемую победуреволюции. 6. Надо было возводить разрушенное хозяйство.7. Брестская крепость ¾ это живой музейтех героических времен. 8. А кто остался живым, те делали замечательные подвиги.9. До отмены крепостного права остался год, и в России полным ходомначинают зреть новые отношения.10. Материнское чувствогероини углубляется,обогащаясь новыми социальными эмоциями.11. Хлестакова навещают визитамиБобчинский и Добчинский, и он начинает вратьим всякие небылицы. 334. В приведенных ниже предложениях допущено нарушение границ лексической сочетаемости отдельных слов. Устраните этот недочет, исправьте предложения. 1. В марте завод принял три десятка трактористов. 2. Режиссер удачно экранизировал эту картину. 3. Хотелось бы, чтобы на эти проблемы конференция дала четкий и ясный ответ. 4. Осень в этом году пасмурная и дождливая. Без устали моросит дождь, клены в парке поникли и роняют последнюю бронзовую листву. 5. Легенду о Данко рассказывает бабушка своим внучатам, чтобы им снились благородные сны. 6. Идеологическая борьба между Николаем Петровичем и Базаровым встречается на каждом шагу. 7. Некоторые вопросы не выполнены из-за нашей неорганизованности. 8. Подвиги люди делают не только во время войны, но и в мирное время. 9. На спартакиаде было установлено несколько новых достижений в легкой атлетике. 10. И у каждого тлела в сердце мечта о том, чтобы жизнь стала песней. 11. Единогласно все воскликнули: "Давно пора!". 12. Очень выпукло выведен в романе образ середняка Майданникова. 13. Достоевский был великим гуманистом. Всю свою жизнь он положил на борьбу с пороками буржуазного общества. 14. После войны произошел Варшавский договор. 15. Перечень прочтенных книг был очень большим. 16. Благодаря изучению этого предмета большинство учащихся нашего класса повысили кругозор. 17. Во время отпуска большинство времени они проводили в походах. 18. В каждом фильме было видно стремление режиссера укрупнить человеческий характер, рассмотреть его полно и внимательно. 19. Есть и много других факторов, которые нужно решить. 335. Выделите в данных ниже предложениях фразеологизмы, и) употребленные в общепринятой форме; б) подвергшиеся структурно-грамматическим и лексико-семантическим изменениям. Определите приемы трансформации каждого фразеологизма (изменение общепринятых форм компонентов, замена одного из компонентов, сокращение или расширение его лексического сое инверсия компонентов; соединение фраземы со словами или словосочетаниями, иную стилевую окраску и др.). Исправьте, где не обходимо, предложения. 1. Русский драматический театр имени A.M. Горького выпустил в свет трагедию "Король Лир". 2. Они в семейной жизни представляют собой две большие разницы. 3. У него от жуткого страха по телу полезли мурашки, волосы поднялись дыбом. 4. Мы хотим, чтобы человек мог вдоволь и плодотворно работать. Чтобы его инициатива шла на пользу делу, а не отметалась в долгий ящик согласований. 5. С последней доброю затяжкой Вздохнул ¾ как будто с плеч гора. 6. ¾ Стой, погоди, ¾ сказал я строго, Хоть самого кидало в дрожь. 7. ¾ Ну? ¾ спросил Челкаш, спокойно смерив его глазами. 8. С утра, с утра В тот день воскресный Во что горазд принаряжен И городской народ и местный. 9. Урал! Невольною печалью Я отдаю прощанью дань. 10. Сквозь муть пурги невнятно Вступает новый кран. 11. Язнал не только понаслышке, Что труд его в большой чести. 12. И мне было приятно смотреть на этого гигантского ребенка, влагавшего всю душу в работу свою. 13. Взяла меня тоска за сердце, как посмотрел я из окна на поле, взяла и сжала его клещами. 14. Компания была совершенно готова вытурить в шею из среды своей, и я, не желая дожидаться этого, ушел. 15. ¾ Смотри, Вадимушка, держи ухо востро. 16. Не отрицаю, по слухам, мама в лапоточках меня родила. 336.Найдите ошибки в приведенных ниже предложениях. Определите характер каждой ошибки. Исправьте предложения. Образец выполнения задания:
I. Дипломная работа удовлетворяет тем условиям, которые предъявляются к такого рода сочинениям. 2. Каждый писатель, поэт стремился выразить в своих произведениях основные жизненные вопросы, исторические события своей эпохи. 3. Л. Толстой показывает решающую роль народных масс в ходе исторических событий, единение русских в борьбе с нашествием, их моральную победу над врагом. 4. Слово жито широко отмечено в анализируемых текстах. 5. Это особенно касается ключевых слов, которые часто выносятся в название произведения. 6. Какие тяжкие лишения вынесли на своих плечах русская армия, русские люди во время войны 1812 года! 7. Много трудностей выпадает на жизнь Саши Трояновой. 8. В состав фразеологизмов русского языкa одни ученые относят все устойчивые сочетания слов, другие ¾ ограничивают перечень фразеологизмов русского языка определенной группой устойчивых словосочетаний. 9. Материалом для формирования газетной лексики выступает вся общелитературная лексика, но отдельные ее пласты имеют наибольшую продуктивность в газетно-публицистическом стиле. II. 1. В практике преподавания иностранного языка, как правило, не выделяется какой-то вид речевой деятельности особо, что, видно, и сказывается на неблагоприятных результатах обучения. 2. На последней конференции на передний план был поставлен вопрос о мире. 3. Слово сериал знают меньше половины опрошенных ¾ 17 человек; 19 человек не знают (или даже не слышали его), 8 человек мельком слышали слово, но отчетливо не представляют ни сферы его применения, ни его семантики. 4. Песни и стихи Высоцкого напрочь лишены созерцательности, успокоенности, сытости. 5. Если повнимательнее вслушаться в песни Высоцкого, пристальнее вчитаться в его стихи, непременно убеждаешься, как умело и бережно поэт обходился с неисчерпаемыми ресурсами русского литературного языка. 6. Ю.С. Воронову удалось наглядно продемонстрировать, какое значение отводил оратор зачинам и концовкам, характеру выступления. 7. Для истории русского языка первостепенную важность имеют факты белорусского языка, которые, к сожалению, не всегда в достаточной степени отражены в соответствующей учебной литературе. Тем более возрастает необходимость и важность обращения к данным белорусского языка в ходе практических занятий в условиях русско-белорусского двуязычия. 8. Маяковский употребляет иноязычные слова со всей широтой в своих пьесах 9. Маяковский достаточно выразительно показал американца, ужасно владеющего русским языком и употребляющего время от времени свою родную речь. 10. Сегодня уже есть надежда на выздоровление Андрея. Собственно, все теперь будет зависеть от него самого, сможет перестроить свой образ жизни или нет. Укажите причины нарушения норм сочетаемости в русском языке, в частности ¾ в условиях белорусско-русского билингвизма. Речевая избыточность 337. Что понимается под речевой избыточностью"? В чем она проявляется? 338. Приведите высказывания писателей, лингвистов, общественных и политических деятелей о 1) многословии как недостатке речи и 2) краткости речи как об одном из ее достоинств. 339. Как вы понимаете высказывание А.П. Чехова "Краткость ¾ сестра таланта?" 340. В данных ниже предложениях укажите слова, ничего не прибавляющие к содержанию высказывания. 1. Павел с ненавистью на лице бросается на конвоира. 2. Незадолго до своей смерти он написал завещание. 3. В прошлом году вступил в строй действующих предприятий автомобильный завод. 4. На строительство нового здания была ассигнована сумма, равная 300 тысячам рублям. 5. Как человек Павел формировался всю свою жизнь. 6. На собрании отмечались достигнутые успехи, а также были намечены конкретные мероприятия по ликвидации имеющихся недостатков. 7. Распространенная ошибка у школьников ¾ постановка лишнего знака препинания там, где он не нужен. 8. Это произведение построено по типу трилогии ¾ в нем три части. 9. В общем и целом следует принять положительное решение. 341. Отметьте случаи неуместного повторения слов; исправьте предложения. 1. Среди этих слов выделяется группа слов, которые совершенно исчезли из языка и не встречаются в нем в настоящее время даже в составе производных слов. 2. Составлению картотеки поможет ознакомление с имеющимися в библиографических отделах библиотек каталогами. При чтении литературы картотеку можно пополнить за счет ссылок и библиографий, имеющихся в изучаемых работах. 3. Одним из главных образов в "Грозе" Островского является образ Катерины. 4. Сложные предложения отличаются от сходных с ними простых предложений с вводными предложениями некоторыми признаками. 5. В отличие от согласованных определений несогласованные определения связываются с поясняемым словом по способу беспредложного или предложного управления, или по способу примыкания. 6. В прошлом народа и Пушкин, и Лермонтов, и Толстой находили истоки величия русского народа. 7. Жизнь подготовила для вступления в новую жизнь много новых людей. Всегда ли лексические повторы являются речевыми недостатками? Обоснуйте свой ответ. 342. Устраните стилистически немотивированную тавтологию, применяя различные приемы правки (синонимическую замену слов, сокращение предложений, изменение структуры предложения). 1. Недостаток теории, изложенной в учебнике, состоит в недостаточной мотивированности понятийного наполнения термина "залог". 2. На уроках русского языка ученики учатся находить в целом тексте речевые формы, которые учитель учит их находить. 3. В работе бригады наряду с успехами был отмечен ряд недостатков. 4. К недостаткам работы следует отнести недостаточное количество иллюстративного материала. 5. Будучи реалистом, писатель всесторонне и реалистически показал жизнь крестьян того времени. 6. Повышение ответственности студентов старших курсов приводит к высоким результатам в учебе. 7. Война 1805¾07 годов представлена в романе показом Шенграбенского и Аустерлицкого сражений, в которых автор показал героизм "маленького" человека. 8. Для подсчета процентного состава разговорных слов было подсчитано количество всех слов, составляющих произведения автора, из которых производился отбор. 9. Недостатком работы является упрощенность заданий по русскому языку, недостаточная степень трудности предложений, предложенных для разбора. 343. Отметьте в приведенных ниже текстах плеоназмы. Исправьте речевые ошибки. 1. Работа была выполнена небрежно и неряшливо. 2. Даже при неблагоприятных условиях процесс развития растений продолжается. 3. Как только прочитаете книгу, сразу же возвратите ее обратно в библиотеку. 4. В прошлом году они окончили университет и получили высшее образование. 5. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его главную суть. 6. Рано или поздно всем станет известна истинная подоплека распускаемых слухов. 7. Образы мужиков в "Записках охотника" нарисованы Тургеневым с большим расположением и симпатией. 8. А.Н. Островский создает правдивые, взятые из жизни, реалистические образы и картины действительности. 9. В "Грозе" обличается самодурство, деспотизм и произвол купцов. 10. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов времени. 11. В киосках нашего города можно купить памятные сувениры, подарки. 12. Народ сумеет отстоять свою независимость, суверенитет и территориальную целостность. 13. Мы его видели в анфас и в профиль. 344.Выделите словосочетания, а) закрепившиеся в современном литературном языке и б) не соответствующие современной литературной норме. Мотивируйте свой ответ. (За справками обращайтесь к словарям трудностей русского языка и словарям иностранных слов.) 1. Информационное сообщение, травматическое повреждение, аморальный поступок, преобладающее большинство, суета сует, мал мала меньше, белое белье, букинистическая книга, всякая всячина, грусть-тоска, каждая минута времени, коррективы и поправки, моя автобиография, монументальный памятник, набить битком, антагонизм социальных противоречий. 2. Передовой форпост, патриот своей Родины, первая премьера, период времени, прейскурант цен, прейскурант оптовых цен, большая масса, пропади пропадом, видимо-невидимо, всеобщее глобальное обновление, путь-дороженька, пять рублей денег, реальная действительность, ночная серенада, низкий бас, дважды дублировать, составной компонент. 3. Свободная вакансия, сиднем сидеть, сослужить службу, рыбная уха, старый ветеран, странный парадокс, ходить ходуном, хронометраж времени, хронометраж трудовых процессов, черные чернила, народная демократия, экспонаты выставки, осесть вниз, будущая перспектива, огромная махина, горе горевать, звезда-зорька. В каких случаях плеонастические и тавтологические сочетания не являются речевым недостатком? 345. Определите характер речевых ошибок в данных ниже предложениях. Исправьте тексты, указывая при этом возможные варианты. 1. Ученики во время прохождения того или иного раздела программы хорошо усвоили материал, научились правильно писать в соответствии с правилом. 2. Вероятнее всего корень зла кроется прежде всего еще в неполном осознании пагубных последствий гиподинамии. 3. Родина. Лексическое значение этого слова в узком смысле этого слова ¾ это город или поселок, в котором человек родился. В широком смысле ¾ это страна, в которой человек живет. 4. Во внеаудиторной работе со студентами используются учебные фильмы на иностранных языках; так, в октябре-ноябре месяце организуется просмотр фильма "Франция" для студентов всех факультетов. 5. Лексика ограниченного употребления характеризует лишь какой-либо определенный говорящий коллектив, который предстает как территориально или социально определенная группа людей. 6. И на этот раз ничего не добившись от советского генерала, его снова доставили обратно в лагерь "Ц" для старшего командного состава. 7. Каждый преподаватель следит за реакцией аудитории и корректирует свою речь в зависимости от наблюдаемой реакции. 8. Лучи солнца, прорвавшиеся сквозь разорванные ветром тучи, зловещим пламенем осветили разбушевавшиеся волны. 9. Успех вечера во многом зависит от заинтересованности студентов, их инициативы и качественного проведения репетиций, ¾ проводимых каждой командой. 10. Свою неповторимую оригинальность художественное произведение получает тогда, когда оно включает в себя разнообразные стилистические пласты русского "языка. 11. Как мы видим, процесс перехода нейтральной лексики в книжную разговорную происходит довольно активно. 12. На основании изученных работ по методике русского языка, опыта лучших учителей я и хотела бы в данной работе проследить этап работы по исправлению и предупреждению орфографических и пунктуационных ошибок в письменных работах учащихся. 13. В отличие от предыдущих эпитетов, данные эпитеты выражают конкретный признак действия, выраженного глаголом. 14. Строительство многих объектов, где трудится сейчас молодежь, показывает, что молодое поколение не боится трудностей, так как строительство идет на самых трудных участках. 346.Определите вид многословия (тавтология, плеоназм, перифраза и др.). Исправьте речевые ошибки. 1. Еще в апреле месяце братья Орловы и администрация ударили по рукам! Но с первых же дней мощным заслоном на пути семейного подряда встала местная оппозиция во главе с прорабом. 2. Данные слова можно определить как собственно-лексические белорусизмы (в отличие от стилистических белорусизмов и семантических белорусизмов). 3. ¾ Спешу на семинар, ¾ сказала Марина своей подруге. ¾ Я принимаю участие в переписи населения. 4. Чтобы закрепить изученный материал, полезно при изучении последующих тем включить различные задания, предусматривающие употребление и применение причастий. 5. Лиственные леса занимают меньшую площадь, покрытую лесом. 6. По лесу к деревне шло движение партизан. 7. Наша страна занимает первое место в мире по территории, которую занимают лесные массивы. 8. Ученице трудно дается различение словосочетаний с однокоренными словами, которые управляют различными падежами. 9. Главной и, пожалуй, основной чертой его характера является его любовь к детям и необыкновенная человечность. 10. В августе месяце в районе Минска был найден клад, представляющий большой интерес для науки, для истории города. Этой интересной находкой заинтересовались ученые. 347. Разграничьте случаи неизбежной и стилистически неоправданной тавтологии. Исправьте, где необходимо, предложения. 1. Прошло немало времени с тех пор, как редактор отредактировал рукопись. 2. Да, разумеется, трудно требовать от человека высокой человечности в обстоятельствах бесчеловечных, но ведь существует же предел, за которым человечность рискует превратиться в свою противоположность. 3. Лес ¾ это чистый воздух, собиратель влаги, животворный источник всего живого. Велика роль леса в жизни людей. 4. Перифразы ¾ это описательные выражения, словосочетания и предложения, выраженные в форме иносказания. 5. Труженики республики хорошо потрудились на уборке зерновых, работая в три смены. 6. Учащиеся педагогического училища проходят педагогическую практику в лучших школах города. 7. Дружба дружбой, а служба службой. 8. Все-таки как бы там ни было, а творец выше своего творения, и самое гениальное произведение не может превзойти его автора. 9. На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы: 1) старое слово получает новое значение, 2) новые слова образуются из старых морфем. 10. Можно ли его [море] не полюбить: всегда разное, то тихое, спокойное, то суровое и даже порой жестокое, но всегда таящее какую-то тайну. 11. Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Речевая недостаточность 348.Что понимается под речевой недостаточностью? 349. В приведенных ниже предложениях устраните ошибки, связанные с речевой недостаточностью. 1. Постоянно не хватает строительных материалов. Однако ссылаться, что кто-то чего-то недопоставил, не принято. 2. Как вы чувствуете после вчерашней экскурсии? Ноги не болят? Я знаю хорошее средство. 3. Летом на строительстве будет работать студенческий отряд. 4. Весна в этом году не заставила ждать. 5. Образ героя произведения раскрывается умело подобранной лексикой. 6. Одним из средств речевой характеристики крестьян Сибири, к которому часто прибегает автор, ¾ просторечие. 7. К трактористу Андрею Афонину обратился с просьбой слесарь местного отделения сельхозтехники Тарасов. Афонин не заставил долго упрашивать. 8. Даже в Москве ¾ родине крупнопанельного домостроения ¾ качество некоторых зданий желает лучшего. 9. Проблемы, по которым переговоры, имеют принципиально важное значение. 10. Все это свидетельствует, что мы не смогли в полной мере использовать мощность нашего оборудования. 11. Машина, о которой речь, давно уже вышла из строя. 12. Он придерживался, что война не должна быть средством разрешения спорных вопросов между государствами. Укажите наиболее распространенные в речи случаи речевой недостаточности. 350. Устраните недочеты в данных ниже предложениях. 1. Город, образованный в 1826 году на реке Вилия, является одним из торговых центров. 2. Сопоставьте данные глаголы: что в них общего и чем отличаются. 3. Только потом, после произнесенных женщиной нескольких фраз, Анастасия узнала Ольгу. Прошло немало лет, как они вместе учились, дружили. 4. Председатель и агроном объезжают поля, проверяют их готовность, болеют за новый урожай, стремятся, чтобы хлебная нива в этом году была еще богаче. 5. Рукописей А.П. Чехова осталось немного, обычно он уничтожал, но работа писателя над языком и стилем своих произведений не прекращалась и после опубликования. 6. Работа со стажерами свидетельствует, что уровень специальных знании у наших выпускников довольно высок. 7. Катерина предпочитает умереть, чем жить в неволе. 8. В связи с засухой много белок погибло, поэтому охота на них запрещена. За нарушение будет наложен штраф в размере десяти тысяч рублей и вынесено общественное порицание. Повторительные упражнения 351.Укажите речевые недостатки в приведенных ниже предложениях. Отредактируйте тексты. I. 1. Степан является примером идеальной убогости. 2. Из-за болезни студентка не сумела явиться на экзамены. З. Все задания они [разведчики] выполняют на высоком качественном уровне. 4. Определите, как поэту удалось передать тоску ямщика, какими художественными средствами поэт изобразил утомленность, однообразие дороги. 5. Женщины еще долго сидели, пили кофе и вспоминали знакомых, совместные годы учебы и все прекрасное, что было прожито в ту пору. 6. В будущем году супруги вновь отправились на Кавказ. Двух лет не миновало, как Ульяна избавилась от тяжелого недуга. 7. Всегда эффектны заголовки, где фразеологические обороты теряют лексико-грамматическую целостность. 8. В достижении этой цели важная роль принадлежит тесному контакту студента с преподавателем, причем особенно на первом этапе обучения иностранному языку, так как именно на этом этапе закладываются основные, базовые знания грамматической структуры изучаемого языка. 9. Слово, бульба отмечено в 21 произведении, что еще раз свидетельствует о широком его распространении. Необходимо отметить тот факт, что русское соответствие белорусизму бульба ¾ картофель, картошка ¾отмечено нами в употреблении наряду с лексемой бульба только один раз. II. 1. Прежде всего следовало бы иметь в виду следующее. За время работы в отделе Зиновьеву удалось сделать немало в плане укрепления собственного авторитета и влияния. 2. Использование Маяковским варваризмов дает нам разобраться в героях пьес, понять характер и их отношение к действительности. 3. Вслед за ботвоуборочными машинами идут комбайны КС-6. Ими умело маневрируют Эдвард Пруба, Анатолий Красовский. 4. Ряд машин, которые осваиваются в настоящее время, имеют скорость работы порядка сотен тысяч операций в секунду. 5. В новом микрорайоне возникло еще одно новое здание. 6. А.С. Пушкин сумел со всей теплотой изобразить образ нянюшки. 7. Большая половина аудиторий была отремонтирована в июле месяце. 8. Софья, окруженная со всех сторон фамусовским обществом, окончательно теряет свой авторитет у Чацкого. 9. Деятельность великого национального поэта А.С. Пушкина ¾ одно из величайших явлений в жизни русского народа, воплощение его свободолюбивого духа, любви к родине, его гуманных чувств, его могучих творческих сил. 10. Изучение научной литературы оказывается более продуктивным, когда оно не ограничивается только переводом. 11. Индивидуально-художественные фразеологизмы автор романа получает с помощью структурно-грамматических трансформаций фразеологических единиц. 12. Утром, когда мы позвонили в уголок Дурова, нам ответили: "Все хорошо, звери покушали". 13. Как мы уже заметили, в своих произведениях В. Маяковский дает много варваризмов. 14. В работе имеются отдельные погрешности стилистического характера, хотя написана вообще грамотно и стройно. Примечание к упражнению 283. Совершают, в мире, совершается, нельзя, согласованно, немыслимо, двинуть вперед, строить, грядущее, оборонять, будущее, сокрушать, жестокие, заблуждения, радоваться, гневом, способны. Глава 7 ЛОГИЧНОСТЬ РЕЧИ 352. Дайте определение логичности речи. 353. Укажите экстра- и интралингвистические условия логичности речи. 354. Расскажите о логичности научной речи. В чем ее специфика? 355. Как проявляется логичность в произведениях художественной литературы? 356. Проанализируйте данные ниже предложения и определите, что привело к искажению или затемнению смысла, к неразличению понятий (употребление слова не в соответствии с его значением, неудачное использование слов-омонимов, нарушение лексической сочетаемости, речевая избыточность, неоправданный пропуск слова или незнание реальной действительности). Внесите необходимые исправления. 1. На столе лежали отобранные книги. 2. Речь героев Шукшина отличается от героев других произведений. 3. Имя Анны Ивановны пользуется большим авторитетом у студентов. 4. По улице двигалась кавалькада машин, нагруженных овощами. 5. Сравните данные последнего анализа с предыдущим. 6. Для языка Дикого, как и для других представителей "темного царства", характерны грубые выражения. 7. Михаил быстрым шагом брел по ухоженным тропинкам парка. 8. Дети с нетерпением ждали приближения Нового года. 9. Напечатанная рукопись вызвала огромный отклик в прессе. 10. "Книга Ф. Абрамова "Пряслины", ¾ сказала Екатерина Петровна, ¾ похожа на мою судьбу". 11. Самые высокие надои молока получали от животных, отелившихся весной. 12. Использование бранных слов в речи действующих лиц подчеркивает их отрицательные стороны. 13. В представленных хозяйствами мероприятиях нечетко разработаны конкретные меры по рациональному использованию земель. 14. Основная функция обращения заключается в назывании адресата речи. Кроме того, обращения выражают отношение говорящего к собеседнику. 15. Употребленное в контексте словосочетание "попировать на дармовщину" сатирически высмеивает, обличает расхитителей государственного имущества, любителей пожить за чужой счет. 16. Данное словосочетание создает иронию в контексте, вызывает отвращение у читателя к хулиганству. 17. Удачно найденными сравнениями писатель доносит до своего читателя содержание этой мелодичной песни "без слов". 357. Определите причины неясности или двусмысленности в понимании текста, обусловленные неправильным употреблением местоимений (отдаленность личного местоимения от слова, с которым оно синонимически связано; возможность соотнесения местоимения с любым из слов, одинаково грамматически оформленным в предшествующем контексте; употребление притяжательного местоимения вместо личного и др.). Исправьте, где необходимо, предложения. 1. Образ Макара Нагульнова противоречив. С одной стороны, он жесток, груб, а с другой ¾ добр, порою по-детски наивен. 2. Федор Капитонович стремится угодить начальству, чтобы его слушали и уважали. 3. На вечере выступили артисты, исполнявшие народные песни; они нам не понравились. 4. Основу программы по развитию речи составляют сведения о стилях, типах, жанрах речи, которые распределены по классам. 5. Никита не разрешил брату зайти в свою комнату. 6. Отрицательно относился Чехов и к варваризмам. Редактируя свои же произведения, он нередко заменял их русскими. 7. Неделю назад я наткнулся на свежий след тигра и который уже день преследую его. 8. Варварские походы любителей и ценителей редких животных привели к почти полному их уничтожению. 9. Словарный состав ¾ наиболее подвижный уровень языка, изменение и пополнение которого особенно заметны. 10. С. Смирнов использовал воспоминания участников этих сражений, с которыми встретился непосредственно. 11. Директор сказал своему заместителю оставить документы у себя. 12. Мать Тани, когда она заболела, оставила работу. 13. ¾ Ребята, вчера вечером мне звонила бабушка Лены. Вы знаете, что она давно болеет. Недавно ее выписали из больницы. 14. Внимание ребенка второго года жизни носит непроизвольный характер. Он не умеет самостоятельно рассматривать предметы, его нельзя заставить быть внимательным, но можно многим заинтересовать. 15. Как известно, Смоленское княжество вело обширную торговлю с Ригой, которая регулировалась договором 1229 года. 16. В этом проявляется патриотизм Петра I, который верит, что русский народ может и должен вывести свою страну в число передовых стран мира. 17. В творчестве А.С. Пушкина определился новый подход к языку художественной литературы. Он застал два основных направления в художественной литературе и две тенденции развития ее языка. 18. В этих словах Пушкина заключена сущность, смысл нового подхода к языку литературного произведения. Он говорит о том, что никогда не пожертвует искренностью и точностью выражения провинциальной чопорности и боязни казаться простонародным, славянофобом и пр. 19. У нас есть хороший наладчик, у которого уже большой опыт. Он поможет нам в работе. 358. Укажите, в результате чего возникли логические ошибки в конструкциях с однородными членами (объединение в качестве однородных членов слов, обозначающих родовое и видовое понятие; слов, выражающих скрещивающиеся или несоотносимые понятия; нарушение требования единого основания деления понятий; неправильный выбор союза; неправильное попарное соединение однородных членов; нарушение связи между однородными членами и обобщающим словом и др.). Устраните алогизмы. 1. В клетке сидели три тигра и дрессировщик. 2. В городе не хватало не только топлива, но и других продуктов. 3. На заводах, фабриках и промышленных предприятиях испытывают новые машины. 4. В магазин завезли лук, картофель, грейпфруты, чеснок и другие овощи. 5. Цех нашего завода получил 20 новых станков, 2 сварочных аппарата и восемь кубометров леса, два крана и другие машины и механизмы. 6. Брошюра посвящена вопросам музыки, живописи, графики, культуры. 7. Нас со всех сторон обступили липы, дубы, осины, пихты, стройные березы и другие лиственные деревья. 8. На стадионах и спортивных площадках ребята занимались различными видами легкой атлетики: бегом на разные дистанции, прыжками в длину и высоту, теннисом, футболом. 9. На лесной поляне пышным цветом расцвели полевые цветы: колокольчики, ромашки, васильки, георгины, незабудки. 10. В кроссе принимали участие школьники, химики, энергетики, студенты. 11. Он читал все, |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |