Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансовая деятельность государства, ее понятие и роль

Вопросы по ФИНАНСОВОМУ ПРАВУ

 

1. Финансовая деятельность государства, ее понятие и роль

2. Предмет и понятие финансового права

3. Система и источники финансового права

4. Понятие и виды финансово-правовых норм

5. Финансовые правоотношения, их особенности и виды

6. Субъекты финансового права

7. Основные принципы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления

8. Понятие и значение финансового контроля

9. Виды и органы финансового контроля

10. Методы финансового контроля

11. Понятие и социально-экономическая роль государственного и местного бюджета

12. Бюджетное устройство в Российской Федерации

13. Понятие и общая характеристика бюджетных прав

14. Понятие и принципы бюджетного процесса

15. Общие положения составления, рассмотрения и утверждения бюджетов

16. Контроль за исполнением бюджетов. Отчет об исполнении бюджетов

17. Понятие, классификация и основы правового регулирования целевых государственных и местных фондов

18. Правовой режим целевых бюджетных фондов

19. Правовой режим государственных и местных внебюджетных фондов

20. Правовой режим целевых фондов Правительства РФ

21. Выручка и прибыль предприятия

22. Правовой режим определения себестоимости продукции (работ, услуг)

23. Кредиты амортизационные отчисления и прочие поступления

24. Налоги, их понятие и роль

25. Налоговая система Российской Федерации. Порядок установления налоговых платежей

26. Налоговое право Российской Федерации, его источники

27. Налоговые правоотношения. Субъекты налогового права

28. Налоги с юридических лиц. Общая характеристика

29. Налог на добавленную стоимость и акцизы

30. Налог на прибыль и подоходный налог с предприятий

31. Налоги с физических лиц. Общие положения

32. Подоходный налог с физических лиц

33. Налог на имущество физических лиц

34. Налоги целевые и общие для юридических и физических лиц. Общие положения

35. Земельный налог

36. Иные общие для юридических и физических лиц налоги

37. Местные налоги и сборы. Особенности местных налогов и сборов

38. Понятие и система неналоговых доходов государства

39. Понятие и юридическая характеристика страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды

40. Понятие и значение государственного кредита в Российской Федерации. Государственный внутренний долг

41. Формы государственного внутреннего долга

42. Понятие и организация страхования

43. Виды страхования. Обязательное страхование

44. Понятие и система государственных расходов

45. Понятие и принципы финансирования

46. Понятие сметно-бюджетного финансирования и его объекты

47. Правовое регулирование внебюджетных средств бюджетных учреждений

48. Понятие, принципы и виды банковского кредита

49. Понятие денежной системы

50. Правовые основы денежной системы Российской Федерации

51. Правовые основы обращения наличных денег

52. Правовые основы безналичного денежного обращения

53. Понятие валюты и валютных ценностей

54. Понятие и содержание валютного регулирования

55. Валютный контроль

Субъекты финансового права

Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образова­ние, распределение и использование государственных денеж­ных фондов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права. Следует различать понятие “субъект финансового права” и “субъект (или участник) финан­сового правоотношения”, хотя они во многом совпадают. Субъект финансового права это лицо, обладающее право-субъектностью, то есть потенциально способное быть участником финансовых правоотношений. А субъект финансового пра­воотношения это реальный участник конкретных правоот­ношений. Юридические права и обязанности в сфере финансо­вой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от учас­тия в конкретных правоотношениях.

Особенности круга субъектов финансового права раскрывает их подразделение на триосновные группы: а) общественно-территориальные образования: б) коллективные субъекты: в) индивидуальные субъекты.

К общественно-территориальным образованьям — субъек­там финансового права РФ относятся государства, автономные и административно-территориальные образования.

Такой круг субъектов свойственен бюджетным правоотноше­ниям. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами, что выражает принцип народо­властия, закрепленный в Конституции РФ. Принадлежность бюджета общественно-территориальным образованиям являет­ся и необходимым атрибутом, отражающим их организован­ность в соответствующую единицу — государство, автономию, административно-территориальное подразделение.

Коллективными субъектами финансового права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся: органы государственной власти и управления; пред­приятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности.

Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обяза­тельно в финансовых правоотношениях. В их круг входят органы представительной власти и исполнительной власти фе­дерального уровня и субъектов Федерации.

Особую группу составляют органы местного самоуправле­ния, осуществляющие самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения.

Участие в правоотношениях не только органов государствен­ного управления, но и органов представительной власти — ха­рактерная особенность круга субъектов финансового права, в отличие, например, от административного права, субъектами которого органы представительной власти не являются.

К юридическим лицам — субъектам финансового права отно­сятся и индивидуальные (семейные) частные предприятия, такие семейно-трудовые объединения граждан, как крестьян­ские (фермерские) хозяйства, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами. Они вступают в финансовые правоотношения по поводу уплаты налогов и других обязатель­ных платежей государству, использования дотаций из бюджета, государственного кредита, других источников финансирования.

Индивидуальные субъекты финансового права — это граж­дане. Их права и обязанности связаны главным образом с налоговыми и другими обязательными платежами, поступаю­щими в распоряжение государства. Законодательство устанав­ливает в качестве основных условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у него дохода, превышающего уста­новленный необлагаемый минимум, или определенного имущес­тва, подлежащего налогообложению (строения, транспортные средства, земельный участок и др.).

 

Методы финансового контроля

Финансовый контроль проводится разнообразными метода­ми, под которыми понимают приемы или способы, средства его осуществления. Используются следующие методыфинансового контроля: ревизии, проверки (документации, состояния учета и отчетнос­ти и т. д.), рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, заслушива­ние докладов, информации должностных лиц и др.

Основной метод финансового контроля — ревизия, то есть наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности и целесообраз­ности. Ревизии проводят разные контролирующие органы, в особенности финансовые, а также органы государственного управления в отношении подведомственных организаций. Реви­зии могут быть проведены как по плану этих органов, так и по указанию других компетентных органов, в том числе правоох­ранительных.

По объекту проверки различают ревизии документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные (частичные). По организационному признаку они могут быть плановыми и вне­плановыми, комплексными (проводимыми совместно несколькими контролирующими органами).

При проведениидокументальной ревизии проверяются до­кументы, в особенности первичные денежные документы (счета, платежные ведомости, ордера, чеки), а не только отчеты, сметы. и т. п. Фактическая ревизия означает проверку не только документов, но и наличия денег, материальных ценностей. Под полной ревизией понимают проверку всей деятельности пред­приятия, организации, учреждения за определенный период. При выборочной ревизии контроль направлен на какие-либо отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности (на­пример, проверка командировочных расходов, работы по при­ему налоговых и страховых взносов). Срок проведения ревизии — не более 30 дней.

Результаты ревизии оформляются актом, имеющим важное юридическое значение. Он подписывается руководителем реви­зионной группы, руководителем проверяемой организации и ее главным бухгалтером. Свои возражения и замечания руководи­тель и главный бухгалтер проверяемой организации должны приложить в письменном виде к акту ревизии, подписав его.

На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмеще­нию причиненного материального ущерба; разрабатываются предложения по предупреждению нарушений государственной дисциплины; виновные привлекаются к ответственности.

Бюджетное устройство в Российской Федерации

Согласно БК РФ под бюджетным устройством понима­ется организация бюджетной системы и принципы ее постро­ения. Как видно из определения, бюджетное устройство вклю­чает в себя два составляющих элемента: а) бюджетную систему; б)принципы построения бюджетной системы. Бюджетная система любого государства определяется госу­дарственным и административно-территориальным устройст­вом (делением). Поэтому в конфедеративном, федеративном и унитарном государствах оно будет разным.

Россия является федеративным государством. В связи с разграничением компетенции между Российской Федерацией и субъектами федерации вытекает необходимость существования федерального бюджета и бюдже­тов каждого из ее субъектов. А наличие административно-территориальных образований в рамках субъектов Российской Федерации предполагает и наличие местных бюджетов.

БК РФ определяет бюджетную систему как осно­ванную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского (федерального) бюджета РФ, республиканских бюджетов республик в составе РФ, бюджетов национально-государственных и административно-территори­альных образований Российской Федерации.

Исходя из особенностей государственного и административ­но-территориального устройства (деления) Российской Федера­ции, ее бюджетная система представлена следующими видами бюджетов:

1) федеральный бюджет (республиканский бюджет РФ);

2) бюджеты субъектов Российской Федерации, в том числе: республиканские бюджеты республик в составе РФ; краевые бюджеты краев

3) местные бюджеты (городские бюджеты городов, районные бюджеты районов в городах.)

Вторым составляющим элементом бюджетного устройства Российской Федерации являютсяпринципы (основные начала) построения бюджетной системы. По БК к ним относятся принципы единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ.

Принцип единства бюджетной системы обеспечивается еди­ной правовой базой; едиными бюджетными классификациями, используемыми на всей территории РФ; единством формы бюджетной документации (учетной, отчетной, статистической и т.д.); предоставлением с одного уровня бюджета на другой статистической и бюджетной информации, необходимой для составления консолидированных бюджетов соответствующих уровней, а также согласованными принципами бюджетного процесса и единством денежной системы.

Принцип полноты бюджетной системы обеспечивается дву­мя моментами: полнотой своего структурного состава и полнотой источников дохода, включаемых в бюджеты, и расходов, отно­симых на соответствующий бюджет. Полнота структуры бюд­жетной системы показывает, насколько обоснованным является существование именно тех бюджетов, которые имеют место в России на данном этапе. И в этом плане ее следует признать полной, поскольку она соответствует государственному и адми­нистративному устройству (делению) Российской Федерации как основному критерию своего обоснования.

Принцип полноты обеспечивается и включением в бюджетную систему практически всех видов источников дохода, имеющих место на территории Российской Федерации. В этом состоит принципиальное отличие бюджетов от других денежных фондов.

Принцип реальности бюджетной системы должен обеспечи­ваться реальными поступлениями денежных средств в бюдже­ты всех уровней. С этой целью в законодательном порядке определяются конкретные источники доходив, включаемые в бюджеты разного уровня. Они могут быть собственными и заемными, но эти источники должны реально существовать, а их поступление должно гарантироваться государством.

Принцип самостоятельности бюджетов, как указано в за­конодательстве, обеспечивается наличием собственных источ­ников доходов и правом определять направления их использо­вания и расходования.

Принцип гласности в бюджетной деятельности обеспечива­ется, во-первых, открытым всесторонним обсуждением бюдже­тов на предстоящий год и итогов исполнения бюджетов прошед­шего года и, во-вторых, доведением до всего общества конкрет­ных показателей бюджетов и итогов их исполнения.

Общие положения составления, рассмотрения и утверждения бюджетов

Несмотря на то, что каждый субъект Российской Федерации и органы местного самоуправления формируют и исполняют свои бюджеты самостоятельно, это не исключает наличия про­цессуальных юридических норм, устанавливающихобщие поло­жения порядка составления, рассмотрения и утверждения бюджетов независимо от их уровневого положения. Эти общие положения закреплены в бюджетном законодательстве Россий­ской Федерации и состоят в следующем.

1. Составление бюджетов производится в соответствии с прогнозом и программами социально-экономического развития территорий. Это означает, что до составления проектов бюдже­тов разрабатываются планы, прогнозы развития национально-государственных и административно-территориальных образо­ваний и соответствующие целевые программы. На основе этих разработок исполнительные органы власти вносят предложения в представительные органы власти.

2. Правительство Российской Федерации организует работу по доведению до органов представительной и исполнительной влас­тей субъектов Российской Федерации включая города Москву и Санкт-Петербург не позднее чем за семь месяцев до начала финансового года инструктивного письма об особенностях состав­ления расчетов к проектам бюджетов на предстоящий финансо­вый год, в том числе о централизованно установленных социаль­ных и финансовых нормах и нормативах (минимальных).

3. В основе составления проектов бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образо­ваний лежат:

— проценты отчислений от ре­гулирующих доходов и принятые в их расчет суммы континген­тов этих доходов;

— показатели дотаций и субвенций, намечаемые к предостав­лению из соответствующего вышестоящего бюджета, и их целе­вое назначение;

— перечень и фиксированные доли (в процентах) доходов, закрепленных за бюджетами соответствующих национально-территориальных образований, обеспечивающих не менее 70% уровня доходной части их минимальных бюджетов;

— перечень расходов, передаваемых из вышестоящего бюд­жета.

4. Органы исполнительной власти тщательно анализируют показатели, доведенные до них вышестоящими органами. При этом они могут вносить свои предложения по изменению и уточнению этих показателей.

5. На основании разработанных планов и прогнозов развития территорий и целевых программ органы исполнительной власти вносят в соответствующие органы представительной власти предложения о постатейном санкционировании бюджетных рас­ходов. Одновременно представляются расчеты по определению доходов бюджетов.

Рассмотрение предложений в соответствующем органе пред­ставительной власти обязательно включает в себя их всесторон­нее изучение в его комиссиях и комитетах на предмет целесо­образности, необходимости, актуальности расходов, а также финансовой и материальной возможности их осуществления.

Решения органов представительной власти о санкционирова­нии бюджетных расходов являются основанием для выделения бюджетных ассигнований.

6. Утверждение бюджетов осуществляется постатейно. Ассигнования на финансирование деятельности органов пред­ставительной власти, аппарата исполнительной власти и судеб­ной власти включаются в бюджеты соответствующего уровня в качестве самостоятельных статей расходов.

7. Практическую работу по составлению проектов бюджетов осуществляют соответствующие финансовые органы.

8. Принятые бюджеты оформляются на уровне Российской Федерации и ее субъектов — законами; на уровне местного самоуправления — решениями соответствующих органов.

Законы и решения о соответствующих бюджетах подлежат опубликованию.

9. Одновременно с составлением, рассмотрением и утвержде­нием бюджетов национально-государственных и администра­тивно-территориальных образований составляются и анализи­руются консолидированные бюджеты соответствующих терри­торий.

Выручка и прибыль предприятия

Прибыль является важнейшим показателем хозяйственной деятельности предприятия, финансовым результатом этой де­ятельности. Как известно, прибыль предприятия образуется в результате распределения выручки, полученной им от реализа­ции продукции (работ, услуг), выбывшего имущества. Под вы­ручкой от реализации понимается стоимость реализованной продукции (работ, услуг), различные части которой в процессе распределения выручки принимают форму денежных доходов и накоплений.

Что касается прибыли, то в качестве финансовых ресурсов предприятия используется прибыль, остающаяся у него после уплаты всех налогов. Прибыль, образующаяся у предприятия до уплаты налога на прибыль и некоторых других налогов, назы­вается валовой прибылью.

Понятие валовой прибыли предприятия и порядок ее опреде­ления даны в ст. 2 п. 2, 3, 4, 6 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”.

Валовая прибыль предприятия представляет собой сумму прибыли (убытка), складывающуюся из: 1) прибыли от реализа­ции продукции (работ, услуг); 2) прибыли от реализации основ­ных фондов, иного имущества предприятия; 3) доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включа­емыми в себестоимость продукции (работ, услуг). Прибыль (убыток) от реализации основных фондов и иного имущества предприятия определяется как разница между продажной и первоначальной стоимостью этих фондов и имущества. При этом первоначальная стоимость имущества не применяется к основ­ным фондам, нематериальным активам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам. Другими словами, прибыль (убыток) от реализации основных фондов, нематериальных активов и МБП определяется как разница между продажной и остаточной стоимостью этих фондов и имущества. В состав доходов (расходов) от внереализационных операцийвключаются: доходы, полученные от долевого участия в дея­тельности других предприятий; доходы от сдачи имущества в аренду; доходы (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию и пр.

Наиболее полный перечень внереализационных доходов и расходов предприятия дан в разделе втором Положения “О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитывае­мых при налогообложении прибыли”, утвержденном Постанов­лением Правительства РФ № 552 от 5 августа 1992 г.*

Валовая прибыль предприятия, определенная в соответствии с перечисленными требованиями, облагается налогом на при­быль, после чего используется предприятием как источник его финансовых ресурсов.

22. Правовой режим определения себестоимости продукции (работ, услуг)

Себестоимость продукции (работ, услуг) это выражен­ные в денежной форме затраты предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Необходимость единообразного определения себестоимости продукции (работ, услуг) на предприятиях различных форм собственности появилась сравнительно недавно (в 1990 г.) в связи с возникновением принципиально новой налоговой систе­мы, введением налога на прибыль как основного налога с предприятий. Для однозначного определения прибыли как важнейшего источника финансовых ресурсов предприятий и налога на прибыль должны действовать единые для всех пред­приятий понятия прибыли и себестоимости. Сегодня правовое регулирование затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), дано в ст. 4 Закона РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, в конкретизирующем его “Поло­жении о составе затрат по производству и реализации продук­ции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых резуль­татов, учитываемых при налогообложении прибыли”^ (1992 г.), а также в отраслевых инструкциях по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) применительно к специфике соответствующих произ­водств и видов деятельности^. Кроме того, в соответствии с Указом Президента РФ “О некоторых изменениях в налогооб­ложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уров­ней” (от 22 декабря 1993 г. с изменениями от 24 декабря 1993 г.) Правительством РФ утверждены 16 мая 1994 г. перечни затрат, включаемых в себестоимость банков и страховых организаций. Эти перечни содержатся в “Положении об особенностях опреде­ления налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками” и в “Положении об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками г другими кредитными учреждениями”"

В соответствии с “Положением о составе затрат по производ­ству и реализации продукции (работ, .услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формиро­вания финансовых результатов, учитываемых при налогообло­жении прибыли” затраты, образующие себестоимость, группируются в соответствии с их экономическим содержанием следу­ющим образом:

— материальные затраты (стоимость: — сырья и материалов, которые входят в состав вырабатыва­емой продукции; — покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов); — затраты на оплату труда; — отчисления на социальные нужды; — амортизация основных фондов; — прочие затраты (налоги, сборы, отчисления и специальные внебюджетные фон­ды).

Налоги, их понятие и роль

Налоговое право как один из разделов финансо­вого права становится крупнейшей составной частью этой отрасли права с перспективой дальнейшего развития.

Налоги — один из древнейших финансовых институтов: они возникли вместе с появлением государства и использовались им как основной~йсточник_средств для содержания органов госу-дарственной власти и материального обеспечения выполнения ими своих функций. Современные государства для пополнения своей казшЛ ис-пользуют и другие виды_поступлен11и_и_платежеи. Но^а первое место среди них по своему значению и объему выступают налоги.

Налоги — это обязательные и по юридической форме инди­видуально безвозмездные платежи юридических и физиче­ских лиц, установленные органами государственной власти для зачисления в государственную бюджетную систему (или в указанных случаях — внебюджетные целевые фонды) с опре­делением их размеров и сроков уплаты.Какова жероль налогов в обществе и государстве? Основная роль налогов —фискальная (от лат. fiscus —госу­дарственная казна), соответственно чему они используются как источник доходов государственной казны, предназначенной для удовлетворения интересов общества и государства. Вместе с тем в налогах заложены большие возможности по регулированию социально-экономических процессов в стране со стороны госу­дарства. При умелом использовании они могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления. (регулирования производства, регулирование потребления, регулирования доходов населения). Помимо рассмотренных функций налогам свойственна и функция контроля. В ходе налогообложения со стороны' государ-сТВУ^проводится контроль за финансово-хозяйственной дея-тельностью предприятий, организаций, учреждений, за получе-ниемдоходов_гражданами^ источниками дтиу доходов, за ис-пользованием имущества, в том числе земли. " Учет всех этих функций налогов только в совокупности может обеспечить успешную налоговую политику, сделает налоги эффективным механизмом воздействия на экономику страны

Основные новшества в этой области заключаются в следую­щем.

1. Налоговый метод стал основным в формировании доходов государственной казны. Более 80% доходов бюджетной системы обставляют налоговые платежи. Примрнявшиеся ранее в отно-шений' к 'государственным предприятиям различные платежи неналоговой формы (отчисления от прибыли, плата за фонды и др.) были заменены налогами.

2. Унификация системы налогов в отношении предприятий независимо от формы собств^ннасти, на которой они основаны. В этон-ттроявляётся ориентировка на принцип организации рыночных отношений, основанных на равенстве их субъектов.

3. Разграничение налогов по трем уровням — на федераль­ные; налоги республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований; местные. Они закрепляются за соответствующими бюджетами, представляя их самостоя­тельную финансовую базу.

4. Помимо бюджета налоги могут теперь включиться и в государственные или местные внебюджетные целевые фонды. которые' стали создаваться в последнее время, в 1990-х гг., в связи с необходимостью более эффективного использования средств (например, дорожные фонды^).

Налоги с физических лиц. Общие положения

Налоги, взимаемые государством с населения, выполняют все функции, свойственные налогам вообще. Но при этом они служат и средством непосредственной связи гражданина, причем инди­видуальной, с государством, отражают его индивидуальную причастность к государственным делам, позволяют ощущать себя активно действующим членом общества по отношению к этим делам, дают основание для контроля за ними. Разумеется, в таком аспекте можно рассматривать взаимоотношения и с юридическими лицами, однако именно с гражданами эти особен­ности проявляются особенно четко.

В действующую с 1992 г. систему налогов с физических лиц по законодательству РФ входят: подоходный налог, налог на имущество, налог с имущества, переходящего в порядке насле­дования или дарения. Помимо них они уплачивают целевые и общие с юридическими лицами налоги: земельный налог; налог с владельцев транспортных средств и другие, зачисляемые в дорожные фонды; налог на операции с ценными бумагами; местные налоги, устанавливаемые по решению органов местного самоуправления (налог на рекламу, налог на перепродажу автомобилей). Кроме того, с граждан взимаются в соответству­ющих случаях значительное число разнообразных сборов, пош­лин и другие обязательные платежи, включенные в налоговую систему РФ.

Налоги целевые и общие для юридических и физических лиц. Общие положения

Налоги, имеющие определенное целевое назначение, извест­ны в мировой практике налогообложения. Такие налоги появи­лись еще до капитализма. Сохраняются они и в настоящее время. В отличие от обычного порядка, они зачисляются, как правило, не в бюджет как денежный фонд общего значения, а в целевые внебюджетные фонды. Например, в США существует налог на продажу бензина, бензопродуктов, топлива, смазочных матери­алов: он поступает в дорожный фонд.

Такой опыт был довольно широко использован при установ­лении новой налоговой системы в Российской Федерации. В 1990-х гг. был введен ряд налогов, зачисляемых в целевые внебюджетные фонды или в бюджет, но специальной строкой для использования на определенные цели. Единичные случаи придания налогу целевого назначения встречались в советской практике и прежде. Например, налог с владельцев транспорт­ных средств и других самоходных машин и механизмов, дей­ствовавший на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1988 г.', был предназначен для привлечения средств на строительство и ремонт автомобильных дорог.

Четко выраженное целевое назначение из числа действую­щих налогов имеют налоги, зачисляемые в дорожные фонды. Такой же характер свойственен земельному налогу, который учитывается в бюджете отдельной строкой, транспортному налогу, а также некоторым платежам обязательного характера, включенным законодательством в налоговую систему РФ (пла­тежи за пользование природными ресурсами, лесной доход, сбор на нужды образовательных учреждений и др.).

 

Земельный налог

Земельный налог установлен Законом Российской Федерации “О плате за землю” от 11 октября 1991 г. В связи с его принятием прекращено взимание налогов, установленных законодательст­вом СССР,— сельскохозяйственного, земельного и налога с владельцев строений.

Согласно названному Закону земельный налог, являясь ис­точником бюджетных доходов, представляет собой одну из форм платы за землю в связи с установлением платности землеполь­зования. Цель введения платы за землю — стимулирование рационального использования земель, выравнивание социаль­но-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирования специальных фондов финансирования этих мероприятий. Таким образом, закон определяет конкретное целевое назначение налога на землю.

Плательщиками налога являются собственники земли, зем­левладельцы и землепользователи. Арендаторы не уплачивают земельный налог, так как за землю, переданную в аренду, с них взимается арендная плата.

Объект налогообложения земля. При этом закон делит земли на два вида: а) сельскохозяйственного назначения (для которых размер налогообложения ниже) и б) несельскохозяй­ственного назначения.

При взимании налога за земли сельскохозяйственного назна­чения закон различает две группы налогоплательщиков В первую входят колхозы, совхозы, фермерские хозяйства, межхозяйственные предприятия и организации, ко­оперативы и другие сельскохозяйственные предприятия. С них взимается только земельный налог, все остальные налоги по отношению к ним не применяются. Но если предприятие имеет доходы от несельскохозяйственной деятельности, то на них положение об освобождении от налогов не распространяется.

Ко второй группе отнесены сельскохозяйственные предпри­ятия индустриального типа (птицефабрики, тепличные комби­наты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и др.) по перечню, утвержденному органами государственной власти субъ­ектов Федерации. Эти предприятия должны уплачивать, кроме налога на землю, и другие налоги.

Единицей налогообложения для перечисленных плательщи­ков определен один гектар (1 га) пашни.

Ставки, налога. Закон утверждает средние ставки по респуб-^ ликам, краям, областям, автономной области, автономным окру-^ гам, на основании которых соответствующие органы законода­тельной (представительной) власти субъектов Федерации ут-. верждают ставки налога для данной территории. При их опре­делении должно учитываться качество земельных угодий. Эти же органы устанавливают минимальные ставки за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий.

Налогообложение земельнесельскохозяйственного назна­чения. Кним отнесены земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков, а также расположенные вне населенных пунктов земли различного специального назначения.

Перечисленные виды земель облагаются налогом по разным ставкам, однако большей частью они выше ставок по землям сельскохозяйственного назначения (за исключением случаев, когда к последним приравниваются отдельные виды земель).

Средства, полученные от этого налога, имеют целевое назна­чение. Они хотя и зачисляются в бюджет (местный), но учиты­ваются в нем отдельной строкой и должны использоваться исключительно на указанные в Законе цели (финансирование мероприятий по землеустройству, повышению их плодородия и т. п., фиксированные выплаты пользователям земли, ведущим сельскохозяйственное производство на землях низкого качест­ва).

 

Понятие денежной системы

Деньги — категория экономическая. Деньги как экономическое явление выполняют разнообраз­ные функции. Прежде всего они являются средством платежа (расчетов) по товарным и нетоварным (налоги, штрафы и т. п.) операциям.

Деньги являются мощным регулятором экономических и неэкономических отношений. Кредитование, дотирование и дру­гие операции осуществляются с помощью денег. Поэтому день­ги — стимул развития экономики в целом, отдельных ее отрас­лей и подотраслей, конкретных субъектов экономической дея­тельности, а также социальной сферы.

Деньги отражают глубинное состояние экономики, в первую очередь — наполненность рынка товарами и степень финансо­вой обеспеченности субъектов экономической и неэкономиче­ской деятельности.

В Российской Федерации, деньги используются как один из важнейших регуляторов экономических отношений, формирования их в направлении, необходимом для достижения государственных и общественных интересов, а также личных интересов, не противоречащих го­сударственным и общественным. В процессе экономических пре­образований неизбежно выявлялись недостатки существовав­шей ранее денежной системы, ряд параметров которой опре­делялся не экономическими, а административными методами.

Все эти обстоятельства делают необходимым проведение комплекса мер по становлению и укреплению денежной системы России.

Современные деньги выпускаются в обращение непосред­ственно государством, но чаще от его имени — уполномоченным им банком. В любом случае денежные знаки являются таким же символом государства, как герб или флаг.

Официальные денежные знаки предусмотрены законода­тельными актами государства.

Валютный контроль

Валютный контроль — деятельность государства, направ­ленная на обеспечение валютного законодательства при осущес­твлении валютных операций.

Валютный контроль является частью, видом финансового кпн-пзоля. поэтому валютному контролю присущи все общие черты финансового контроля. В то же время он имеет некоторые специфические ч

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...