Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Состав и структура розничной цены товара

Любая цена состоит из определенных элементов.

При этом в зависимости от вида цен и характера обслуживаемого оборота состав цены может меняться, так как в цену входят различные элементы.
Набор элементов, выраженных в стоимостных единицах измерения, будет представлять собой состав цены.

Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах или в долях единицы, представляет собой структуру цены.

Схема формирования розничной цены представлена на рис. 2.

 

Рис. 2. Схема формирования розничной цены

При решении практической задачиструктуру розничной цены необходимо представить либо в виде диаграммы, выполненной в Excel, либо в виде таблицы в Word. Это может выглядеть следующим образом.

Таблица 1.

Структура розничной цены

Элемент цены Доля в денежном выражении, руб. Доля в процентном выражении, %
Себестоимость
Прибыль
Акциз
НДС
Оптовая надбавка
Торговая надбавка
Итого

 

При анализе состава цены прежде всего необходимо отметить отпускную (оптовую) цену предприятия - цену изготовителя продукции, по которой он реализует произведенную продукцию потребителям. По своему экономическому содержанию она является конечной ценой для многих видов продукции производственно-технического назначения. Реализуя свою продукцию, предприятия должны возместить издержки производства и реализации и получить такую прибыль, которая позволяла бы им функционировать в условиях рынка. При этом оптовая цена предприятия всегда включает себестоимость и прибыль. Отпускная же цена может быть с акцизом (если рассматривается подакцизный товар), с НДС и без НДС.

Важное место в составе цены товара занимают косвенные налоги: акциз и налог на добавленную стоимость (НДС).

Акцизами облагается ограниченный перечень товаров, поэтому для налога характерна установленная законом избирательность охвата. В большинстве стран налогом облагаются нефтепродукты, автомобили и запчасти к ним, ювелирные изделия из драгоценных металлов, табачные изделия, меха, алкогольная продукция, кондитерские изделия из шоколада. Акцизы вводятся в состав системы налогов исключительно с фискальной целью, поэтому их взимание требует выполнения ряда условий. Прежде всего, это наличие значительных объемов реализации товара, небольшая численность его производителей, поскольку они являются плательщиками налога, неэластичность спроса и невозможность замены подакцизного товара на необлагаемый акцизами товар.

Розничные продавцы акцизы не платят.

Налог на добавленную стоимость — косвенный налог, которым облагаются все товары и услуги. Для импортных товаров база для расчета НДС состоит из следующих элементов:

- таможенной стоимости этих товаров;

- причитающихся к уплате таможенных пошлин;

- причитающихся к уплате акцизов (если фирма ввозит подакцизные товары).

Если товар не облагается акцизом, то оптовая цена предприятия совпадет с отпускной, и структура цены упростится. При наличии нескольких оптовых посредников будет существовать соответствующее количество однотипных элементов: покупная цена оптового посредника и продажная цена оптового посредника. Сельскохозяйственная продукция не облагается ни акцизами, ни НДС. Поэтому структура закупочной цены будет еще проще: она состоит только из себестоимости и прибыли.

Себестоимость представляет собой наибольшую величину в структуре цены, изменение которой в ту или иную сторону ведет к росту либо снижению абсолютной величины прибыли.

Себестоимость продукции в классическом определении — это денежное выражение затрат, необходимых для осуществления производственной и коммерческой деятельности, связанной с выпуском и реализацией продукции, выполнением работ и оказанием услуг.

Состав расходов, относимых на издержки производства и обращения, законодательно регулируется практически во всех странах. Это связано с особенностями налоговой системы и необходимостью различать затраты компаний и организаций по источникам их возмещения (включаемые в себестоимость продукции либо возмещаемые из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей). В Российской Федерации данный процесс регламентирован гл. 25 Налогового кодекса РФ. Методы калькуляции себестоимости предприятия устанавливают сами предприятия.

В современной теории и практике выработаны и применяются различные подходы к классификации затрат. Себестоимость может быть классифицирована по различным признакам.

По объему учитываемых затрат различают:

- производственную себестоимость (себестоимость готовой продукции);

- полную себестоимость реализованной (отгруженной) продукции.

Полная себестоимость объединяет элементы производственной себестоимости продукции и расходы, связанные с ее реализацией.

По периодам возникновения затрат различают:

- плановую себестоимость;

- фактическую себестоимость.

Плановая себестоимость определяется в начале планируемого года исходя из плановых норм расходов и иных плановых показателей на этот период.

Фактическая себестоимость определяется в конце отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство и реализацию. В целях сопоставимости и анализа полученных результатов плановая и фактическая себестоимость должны определяться по одной и той же методике и по одним и тем же калькуляционным статьям.

Поэлементная классификация расходов, согласно ст. 25 Налогового кодекса Российской Федерации, может включать следующие элементы распределения затрат.

1. Материальные затраты.

2. Затраты на оплату труда.

3. Амортизация.

4. Прочие затраты.

Группировка затрат по элементам не позволяет формировать цену на отдельные товары (работы, услуги), кроме того, она не дает возможности классифицировать затраты на условно-постоянные и условно-переменные. В целях такой классификации затраты на отдельные виды продукции определяются на основе калькуляции себестоимости продукции.

По степени зависимости от изменения объема производства затраты подразделяются на условно-переменные и условно-постоянные.

Условно-переменные затраты изменяются прямо пропорционально изменению объема производства (сырье, основные материалы, расход топлива, энергии на технологические цели).

Условно-постоянные затраты при изменении объема производства существенно не изменяются (заработная плата управленческого персонала, расходы на освещение, отопление, амортизация зданий и сооружений и др.).

Затраты по способу отнесения их на единицу продукции могут быть прямыми и косвенными.

Прямые затраты — это расходы строго целевого назначения, они находятся в прямой зависимости от объема выпуска продукции или от времени, затраченного на его изготовление. Такие затраты включают в себестоимость единицы продукции с помощью метода прямой оценки.

Косвенные затраты не могут быть отнесены на выпуск конкретного изделия, так как они связаны с работой цеха или предприятия в целом. Однако они необходимы для осуществления процесса производства.

Статьи, объединяющие косвенные расходы, называют комплексными. К их числу относят расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые, общезаводские и внепроизводственные расходы.

Косвенные затраты не могут быть прямо отнесены на себестоимость отдельных видов продукции. Они распределяются косвенно между различными изделиями пропорционально тому или иному измерителю, чаще всего пропорционально заработной плате основных производственных рабочих.

Прибыль является одним из важнейших элементов цены. Это один из наиболее важных показателей финансового результата хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства (организаций и предпринимателей). Прибыль исчисляется как разность между выручкой от реализации продукта хозяйственной деятельности и суммой затрат всех факторов производства на эту деятельность в денежном выражении.

Рентабельность (нем.rentabel - доходный, прибыльный) - относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыликактивам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств:

Рентабельность производства = Чистая прибыль / Себестоимость,

так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица:

Рентабельность продаж = Чистая прибыль / Выручка от продаж

Размеры прибыли должны удовлетворять интересы собственников предприятия и его менеджеров. Чистая прибыль остается в распоряжении предприятия после вычитания из полученной выручки всех расходов, понесенных в связи с выпуском и реализацией продукции, включая принудительные затраты в виде налогов, сборов и иных аналогичных платежей, обеспечивающих необходимые государственные потребности. Следовательно, правильное определение размера прибыли в цене единицы каждого вида продукции скажется в целом на общей сумме получаемой предприятием прибыли.

Ограничителями размера прибыли, устанавливаемого в расчете на каждую единицу продукции, являются:

• размер рыночной цены (в том случае, если аналогичная продукция уже имеется на рынке);

• размер затрат, приходящихся на единицу продукции, в том числе условно-постоянных и условно-переменных.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...