Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Витченко М. Н., Сиверцева Е. С.Экономика предприятия (организации): учеб. пособие для студентов. Ч. 2 М. Н. Витченко, Е. С. Сиверцева. – СПб.: Петербургский государственный университет путей сообщения, 2009 – 59 с. Конспективно изложены основные положения курса лекций по дисциплине "Экономика предприятия (организации)", даны основные понятия, термины, определения. Рассмотрены закономерности управления и планирования деятельностью предприятия, результаты его работы на примерах максимально приближенных к реальным условиям. Предназначено для студентов специальностей БУК, ФМ, МН, МК, К. УДК 658 ББК 4291я73
Пособие состоит из двух частей. Во вторую часть вошли следующие темы из дисциплины "Экономика предприятия (организации)": предприятие в рыночной экономике; расходы и себестоимость; доход, прибыль и рентабельность; цены и ценообразование; финансы предприятия; общая характеристика налоговой системы РФ, ее структура и основные принципы налогообложения. Предметом изучения является механизм функционирования основного субъекта рыночных отношений – предприятия.
Предприятие в рыночной экономике
Управление предприятием
Управление – это процесс целенаправленного воздействия на что-либо или кого-либо для достижения намеченной цели. Управление важный раздел экономики, так как изучает закономерности формирования, построения, функционирования систем, способы руководства и регулирования процессами производства. Управление предприятием – это сложный процесс предполагающий предвиденье, планирование, организацию, мотивацию, контроль, и регулирование действий персонала в целях постановки задач, стоящих перед предприятием, и получения установленного результата. Оно базируется на многих областях знаний и в настоящее время представляет собой систему, включающую в себя: стратегическое и текущее управление; планирование; управление персоналом, производством, маркетингом, финансами, инвестициями. Управление производством – это управление кадрами, техникой, технологией производства, финансами, материально-техническим обеспечением, сбытом, взаимоотношениями с клиентами и населением. Задачи управления: 1. Обеспечение соответствия системы управления рыночной экономике, требованиям маркетинга. 2. Обеспечение роста эффективности, рентабельности работы предприятия. 3. Обеспечение согласованной деятельности, координации в работе и четкое взаимодействие звеньев и частей управляемой системы, как единого механизма. Структура предприятия – это состав и соотношение его внутренних звеньев: цехов, участков, отделов, лабораторий, и других подразделений, составляющих единый хозяйствующий объект. Организационная структура управления определяет состав подразделений аппарата управления, их взаимозависимости и взаимосвязи. Функции управления отражают сущность и структуру управления. При этом они осуществляются людьми непосредственно или с помощью технических средств на основе получаемой информации. Без информации не может быть и управления. Принципы, функции, методы и структура управления на всех уровнях тесно взаимосвязаны. Эти взаимосвязи определяют наиболее рациональную организацию управления. Функции управления подразделяются основные и специфические (рис. 1.1). Функции управления фиксируют в специальных документах: уставе, положении о предприятиях, приказах, должностных инструкциях.
Рис. 1.1. Функции управления
Методами управления называется система приемов, совокупность способов, осуществляемых в управленческой деятельности, в результате которой достигаются цели производства, поставленные предприятием. Посредством различных методов реализуются принципы управления. Принципы являются обязательными при управлении, а методы можно выбирать, заменять в зависимости от ситуаций и условий работы. Принципы и методы выступают в процессе управления не обособленно, а в единстве, в сочетании друг с другом. Любой метод имеет организационную и количественную форму воздействия (приказ, норма, план, задание, положение). По особенностям воздействия методы управления подразделяются на: – организационные; – экономические; – социально-психологические; – правовые.
Организационныеили административные методы базируются на правовых нормах (материальную ответственность, дисциплинарную ответственность, административную, уголовную). Они реализуют требования основных принципов (обязательного подчинения нижестоящих органов вышестоящим), строятся на четком определении обязанностей, прав и ответственности. Правовые методы являются основой для применения других методов, так как все методы действуют при условии их правового закрепления в законах, постановлениях, положениях. Экономические выступают как совокупность мер по рациональному использованию всех видов ресурсов производства, экономических нормативов и нормативных актов. Они осуществляются с учетом отраслевого и территориального принципов управления ж. д. при сочетании централизованного управления технологией перевозок. Социально-психологические методы управления определяют целенаправленное воздействие на коллективы, группы и отдельных работников, на регулирование взаимоотношений между ними. Включают в себя использование духовных стимулов (моральное, эстетическое воспитание, убеждения, разъяснения, критика, гласность).
Планирование хозяйственной деятельности предприятия Планирование является одним из методов управления экономикой. Роль и значимость планирования трудно переоценить. В нашей стране в этой области накоплен значительный положительный опыт. Существующее в последние 15–20 лет негативное отношение к идее планирования в настоящее время преодолено. Планирование в рыночных условиях является одной из первичных функций управления наряду с комплектованием кадров, организацией производственного процесса, руководством и контролем. Развитие рыночных отношений в отечественной экономике привело к появлению новых подходов к планированию. Планирование представляет собой процесс определения желаемых целей предприятия, путей и мероприятий по их достижению для обеспечения развития и функционирования предприятия. Это сложный процесс, в ходе которого фирма в интересах своего существования формирует свое будущее. Понятие внутрифирменного планирования можно конкретизировать и представить в виде последовательности выполнения следующих шагов: постановка цели, поиск и сопоставление альтернатив, выбор альтернатив, собственно составление плана, исполнение и контроль. Эффективное осуществление процесса планирования возможно лишь при наличии системы планирования, составные элементы которой должны соответствовать сложности планируемой деятельности предприятия. Основные задачи планирования деятельности предприятия состоят: в увеличении объема продаж, доли на рынке, обеспечении финансовой устойчивости и высокой рентабельность капитала. Процесс разработки планов программ и проектов должен строится на научной основе с использованием экономических законов и передового опыта. Методы планирования и прогнозирования Существует разные методы планирования: балансовый, расчетно-аналитический, экономико-математические, графоаналитический, программно-целевые. ■ Балансовый метод – обеспечивает сопоставление потребностей с ресурсами по каждому разделу плана. Различают материальные, трудовые и финансовые балансы. ■ Экономико-математические методы – позволяют разработать модели взаимозависимости показателей и на основе сравнения по основным показателям подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный. ■ Метод экономико-математического прогнозирования – позволяет сделать научно обоснованный прогноз о возможных состояниях объекта в будущем и об альтернативных путях и сроках их выполнения. ■ Графоаналитический метод – позволяет выявить количественную зависимость между сопряженными показателями. Графические методы планирования могут иметь различные формы, например, в виде сетевого и линейного графика. Сетевой метод применяется при планировании подготовки производства новой продукции. ■ Программно целевые методы – позволяют составлять план в виде программы, т. е. комплекса задач и мероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам. Характерная черта программы это ее нацеленность на конечные результаты. Как правило, при планировании на предприятии используется не один из вышеперечисленных методов, а весь их комплекс. Планирование начинается с постановки цели. Затем осуществляется поиск и сопоставление альтернативных вариантов достижения поставленной цели. По результатам сопоставления выбирается оптимальный вариант и составляется план. Для обеспечения достижения поставленной цели определяется круг исполнителей, организация управления, система мотивации трудового коллектива и система контроля достижения поставленной цели по основным показателям. Составление и реализация плана это непрерывный процесс, который может быть наглядно представлен следующей схемой (рис. 1.2). Рис. 1.2. Составление и реализация плана
Таким образом, план можно расценивать как: 1. Экономический прогноз предполагаемого объема работ, доходов, расходов и необходимых инвестиций. 2. Средство координации производства, снабжения производства необходимыми ресурсами, реализации продукции, услуг и т. д. 3. Основу контроля выполнения планируемых показателей. 4. Средство делегирования полномочий структурным подразделениям предприятия в установленных планом границах. Планирование осуществляется на долгосрочный и краткосрочный периоды. В зависимости от содержания, целей и задач выделяют три формы планирования: стратегическое и перспективное – 5–10 лет, среднесрочное – 3–5 лет, текущее (бюджетное, оперативное) от месяца до года. Стратегическое планирование представляет собой процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями организации, ее реальными возможностями и шансами на успехи в области реализации продукции и услуг. Отличие стратегического планирования от перспективного заключается в направленности его формирования от будущего к настоящему. Стратегическое планирование опирается на программное заявление о стратегической цели компании с формулировкой конкретных целей и задач по объемам производства и ресурсам и стратегии роста. Основные принципы стратегического планирования заключается в следующем: ■ устремленность в долгосрочную (5–15 и более лет) и среднесрочную (до 3–5 лет) перспективы деятельности компании; ■ ориентация на решение ключевых целей и задач, от достижения которых зависит прогресс в развитии организации; ■ увязка намеченных целей с объемом и структурой наличных и перспективных ресурсов: ■ учет воздействия на деятельность организации многочисленных внешних факторов, оказывающих как позитивное, так и негативное влияние (инфляция, налоги, конкуренция и т.п.); ■ адаптивность системы, то есть способность предвидеть изменения внутренней и внешней среды и приспособить к ним процесс функционирования компании. Стратегическое планирование начинается с анализа перспектив развития предприятия на основе маркетинговых исследований рынков, изучения конкурентов, развития внешнеэкономической деятельности и социальной политики государства. Одновременно проводятся комплексный экономический анализ собственных ресурсов, определение конкретных позиций отрасли на рынке, выявление сильных и слабых сторон деятельности предприятия. По результатам анализа вырабатывают стратегию работы предприятия. Это может быть– увеличение объемов работ, выпуск новых видов продукции, использование новых технологий, обновление и внедрение новых образцов техники, новых информационных технологий, оптимизация издержек, внедрение на новый рынок и т. д. Заключительная работа по стратегическому планированиюсвязана с разработкой прогнозов объемов продаж, размеров необходимых материально-технических ресурсов, производительной силы системы, инвестиционных программ и бюджетов. При этом на основе имитационного модулирования разрабатывают несколько вариантов стратегического плана: оптимистический, пессимистический и базовый (средний) по показателям: прибыль, рентабельность, производительность труда, объем инвестиций (в том числе привлеченных). Таким образом, основным видом планирования является перспективный план, в нем определяются цели и основные показатели развития. Цели и задачи перспективного долгосрочного плана конкретизируются в среднесрочном плане. Объектами среднесрочного планирования могут быть организационная структура, производственные мощности, капитальные вложения, потребности в финансовых ресурсах, исследования и разработки, доля рынка и т. п. Особым видом планирования является бизнес-планирование. Бизнес-план представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта или при создании нового предприятия. Бизнес-план состоит из двух частей описательной и расчетной. В зависимости от поставленной задачи служит для: развития действующего предприятия; создания нового предприятия; реализации инвестиционного проекта; акционирования предприятия; санации или финансового оздоровления; слияния или реструктуризации; получения кредита в банке. Для обеспечения контроля поставленных в среднесрочном и бизнес-плане целей и решения поставленных задач их разбивают по годам (текущее планирование), конкретизируя объемы и способы достижения. Годовой план, с этой же целью, в свою очередь подразделяется на квартальные и месячные планы, в них определяют конкретные задания и показатели развития производства на год, квартал, месяц. Квартальные, месячные суточные, сменные планы называют оперативно-производственными. Отраслевые предприятия разрабатывают оперативные планы на более короткие сроки – декаду, неделю, сутки, смену. По существу эти планы являются графиками движения производства. Годовые и оперативные планы должны быть увязаны между собой.
Годовой технико-экономический план обычно содержит следующие разделы: · основная деятельность – производство и реализация продукции (производственная программа); · капитальные вложения; · капитальный ремонт; · инновационная и научно-техническая деятельность; · материально-техническое обеспечение; · труд и заработная плата; · издержки и себестоимость; · финансовый план. На основе данного раздела плана составляется платежный баланс. В целом перспективное, текущее и оперативное и бизнес-планирование должны быть взаимосвязаны, и образовывать единую систему. Только в этом случае план будет оптимальным, экономичным и стабильным.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |