Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Витченко М. Н., Сиверцева Е. С.

Экономика предприятия (организации): учеб. пособие для студентов. Ч. 2 М. Н. Витченко, Е. С. Сиверцева. – СПб.: Петербургский государственный университет путей сообщения, 2009 – 59 с.

Конспективно изложены основные положения курса лекций по дисциплине "Экономика предприятия (организации)", даны основные понятия, термины, определения. Рассмотрены закономерности управления и планирования деятельностью предприятия, результаты его работы на примерах максимально приближенных к реальным условиям.

Предназначено для студентов специальностей БУК, ФМ, МН, МК, К.

УДК 658

ББК 4291я73

  © Витченко М. Н., 2009
  © Сиверцева Е. С., 2009
  © Петербургский государственный
  университет путей сообщения, 2009

 

 

 

Пособие состоит из двух частей. Во вторую часть вошли следующие темы из дисциплины "Экономика предприятия (организации)": предприятие в рыночной экономике; расходы и себестоимость; доход, прибыль и рентабельность; цены и ценообразование; финансы предприятия; общая характеристика налоговой системы РФ, ее структура и основные принципы налогообложения.

Предметом изучения является механизм функционирования основного субъекта рыночных отношений – предприятия.

 

 

Предприятие в рыночной экономике

 

Управление предприятием

 

Управление – это процесс целенаправленного воздействия на что-либо или кого-либо для достижения намеченной цели. Управление важный раздел экономики, так как изучает закономерности формирования, построения, функционирования систем, способы руководства и регулирования процессами производства.

Управление предприятием – это сложный процесс предполагающий предвиденье, планирование, организацию, мотивацию, контроль, и регулирование действий персонала в целях постановки задач, стоящих перед предприятием, и получения установленного результата. Оно базируется на многих областях знаний и в настоящее время представляет собой систему, включающую в себя: стратегическое и текущее управление; планирование; управление персоналом, производством, маркетингом, финансами, инвестициями.

Управление производством – это управление кадрами, техникой, технологией производства, финансами, материально-техническим обеспечением, сбытом, взаимоотношениями с клиентами и населением.

Задачи управления:

1. Обеспечение соответствия системы управления рыночной экономике, требованиям маркетинга.

2. Обеспечение роста эффективности, рентабельности работы предприятия.

3. Обеспечение согласованной деятельности, координации в работе и четкое взаимодействие звеньев и частей управляемой системы, как единого механизма.

Структура предприятия – это состав и соотношение его внутренних звеньев: цехов, участков, отделов, лабораторий, и других подразделений, составляющих единый хозяйствующий объект. Организационная структура управления определяет состав подразделений аппарата управления, их взаимозависимости и взаимосвязи.

Функции управления отражают сущность и структуру управления. При этом они осуществляются людьми непосредственно или с помощью технических средств на основе получаемой информации. Без информации не может быть и управления.

Принципы, функции, методы и структура управления на всех уровнях тесно взаимосвязаны. Эти взаимосвязи определяют наиболее рациональную организацию управления. Функции управления подразделяются основные и специфические (рис. 1.1). Функции управления фиксируют в специальных документах: уставе, положении о предприятиях, приказах, должностных инструкциях.

 

Рис. 1.1. Функции управления

 

Методами управления называется система приемов, совокупность способов, осуществляемых в управленческой деятельности, в результате которой достигаются цели производства, поставленные предприятием.

Посредством различных методов реализуются принципы управления. Принципы являются обязательными при управлении, а методы можно выбирать, заменять в зависимости от ситуаций и условий работы. Принципы и методы выступают в процессе управления не обособленно, а в единстве, в сочетании друг с другом. Любой метод имеет организационную и количественную форму воздействия (приказ, норма, план, задание, положение).

По особенностям воздействия методы управления подразделяются на:

– организационные;

– экономические;

– социально-психологические;

– правовые.

 

Организационныеили административные методы базируются на правовых нормах (материальную ответственность, дисциплинарную ответственность, административную, уголовную).

Они реализуют требования основных принципов (обязательного подчинения нижестоящих органов вышестоящим), строятся на четком определении обязанностей, прав и ответственности. Правовые методы являются основой для применения других методов, так как все методы действуют при условии их правового закрепления в законах, постановлениях, положениях.

Экономические выступают как совокупность мер по рациональному использованию всех видов ресурсов производства, экономических нормативов и нормативных актов. Они осуществляются с учетом отраслевого и территориального принципов управления ж. д. при сочетании централизованного управления технологией перевозок.

Социально-психологические методы управления определяют целенаправленное воздействие на коллективы, группы и отдельных работников, на регулирование взаимоотношений между ними. Включают в себя использование духовных стимулов (моральное, эстетическое воспитание, убеждения, разъяснения, критика, гласность).

 

Планирование хозяйственной деятельности предприятия

Планирование является одним из методов управления экономикой. Роль и значимость планирования трудно переоценить. В нашей стране в этой области накоплен значительный положительный опыт. Существующее в последние 15–20 лет негативное отношение к идее планирования в настоящее время преодолено. Планирование в рыночных условиях является одной из первичных функций управления наряду с комплектованием кадров, организацией производственного процесса, руководством и контролем. Развитие рыночных отношений в отечественной экономике привело к появлению новых подходов к планированию.

Планирование представляет собой процесс определения желаемых целей предприятия, путей и мероприятий по их достижению для обеспечения развития и функционирования предприятия. Это сложный процесс, в ходе которого фирма в интересах своего существования формирует свое будущее. Понятие внутрифирменного планирования можно конкретизировать и представить в виде последовательности выполнения следующих шагов: постановка цели, поиск и сопоставление альтернатив, выбор альтернатив, собственно составление плана, исполнение и контроль.

Эффективное осуществление процесса планирования возможно лишь при наличии системы планирования, составные элементы которой должны соответствовать сложности планируемой деятельности предприятия.

Основные задачи планирования деятельности предприятия состоят: в увеличении объема продаж, доли на рынке, обеспечении финансовой устойчивости и высокой рентабельность капитала.

Процесс разработки планов программ и проектов должен строится на научной основе с использованием экономических законов и передового опыта.

Методы планирования и прогнозирования

Существует разные методы планирования: балансовый, расчетно-аналитический, экономико-математические, графоаналитический, программно-целевые.

Балансовый метод – обеспечивает сопоставление потребностей с ресурсами по каждому разделу плана. Различают материальные, трудовые и финансовые балансы.

■ Экономико-математические методы – позволяют разработать модели взаимозависимости показателей и на основе сравнения по основным показателям подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный.

■ Метод экономико-математического прогнозирования – позволяет сделать научно обоснованный прогноз о возможных состояниях объекта в будущем и об альтернативных путях и сроках их выполнения.

■ Графоаналитический метод – позволяет выявить количественную зависимость между сопряженными показателями. Графические методы планирования могут иметь различные формы, напри­мер, в виде сетевого и линейного графика. Сетевой метод при­меняется при планировании подготовки производства новой продукции.

Программно целевые методы – позволяют составлять план в виде программы, т. е. комплекса задач и мероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам. Характерная черта программы это ее нацеленность на конечные результаты.

Как правило, при планировании на предприятии использу­ется не один из вышеперечисленных методов, а весь их комплекс.

Планирование начинается с постановки цели. Затем осуществляется поиск и сопоставление альтернативных вариантов достижения поставленной цели. По результатам сопоставления выбирается оптимальный вариант и составляется план. Для обеспечения достижения поставленной цели определяется круг исполнителей, организация управления, система мотивации трудового коллектива и система контроля достижения поставленной цели по основным показателям.

Составление и реализация плана это непрерывный процесс, который может быть наглядно представлен следующей схемой (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Составление и реализация плана

 

Таким образом, план можно расценивать как:

1. Экономический прогноз предполагаемого объема работ, доходов, расходов и необходимых инвестиций.

2. Средство координации производства, снабжения производства необходимыми ресурсами, реализации продукции, услуг и т. д.

3. Основу контроля выполнения планируемых показателей.

4. Средство делегирования полномочий структурным подразделениям предприятия в установленных планом границах.

Планирование осуществляется на долгосрочный и краткосрочный периоды.

В зависимости от содержания, целей и задач выделяют три формы планирования: стратегическое и перспективное – 5–10 лет, среднесрочное – 3–5 лет, текущее (бюджетное, оперативное) от месяца до года.

Стратегическое планирование представляет собой процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями организации, ее реальными возможностями и шансами на успехи в области реализации продукции и услуг. Отличие стратегического планирования от перспективного заключается в направленности его формирования от будущего к настоящему.

Стратегическое планирование опирается на программное заявление о стратегической цели компании с формулировкой конкретных целей и задач по объемам производства и ресурсам и стратегии роста. Основные принципы стратегического планирования заключается в следующем:

■ устремленность в долгосрочную (5–15 и более лет) и среднесрочную (до 3–5 лет) перспективы деятельности компании;

■ ориентация на решение ключевых целей и задач, от достижения которых зависит прогресс в развитии организации;

■ увязка намеченных целей с объемом и структурой наличных и перспективных ресурсов:

■ учет воздействия на деятельность организации многочисленных внешних факторов, оказывающих как позитивное, так и негативное влияние (инфляция, налоги, конкуренция и т.п.);

■ адаптивность системы, то есть способность предвидеть изменения внутренней и внешней среды и приспособить к ним процесс функционирования компании.

Стратегическое планирование начинается с анализа перспектив развития предприятия на основе маркетинговых исследований рынков, изучения конкурентов, развития внешнеэкономической деятельности и социальной политики государства. Одновременно проводятся комплексный экономический анализ собственных ресурсов, определение конкретных позиций отрасли на рынке, выявление сильных и слабых сторон деятельности предприятия.

По результатам анализа вырабатывают стратегию работы предприятия. Это может быть– увеличение объемов работ, выпуск новых видов продукции, использование новых технологий, обновление и внедрение новых образцов техники, новых информационных технологий, оптимизация издержек, внедрение на новый рынок и т. д.

Заключительная работа по стратегическому планированиюсвязана с разработкой прогнозов объемов продаж, размеров необходимых материально-технических ресурсов, производительной силы системы, инвестиционных программ и бюджетов. При этом на основе имитационного модулирования разрабатывают несколько вариантов стратегического плана: оптимистический, пессимистический и базовый (средний) по показателям: прибыль, рентабельность, производительность труда, объем инвестиций (в том числе привлеченных).

Таким образом, основным видом планирования является перспективный план, в нем определяются цели и основные показатели развития. Цели и задачи перспективного долгосрочного плана конкретизируются в среднесрочном плане. Объектами среднесрочного планирования могут быть организационная структура, производственные мощности, капитальные вложения, потребности в финансовых ресурсах, исследования и разработки, доля рынка и т. п.

Особым видом планирования является бизнес-планирование. Бизнес-план представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта или при создании нового предприятия. Бизнес-план состоит из двух частей описательной и расчетной. В зависимости от поставленной задачи служит для: развития действующего предприятия; создания нового предприятия; реализации инвестиционного проекта; акционирования предприятия; санации или финансового оздоровления; слияния или реструктуризации; получения кредита в банке.

Для обеспечения контроля поставленных в среднесрочном и бизнес-плане целей и решения поставленных задач их разбивают по годам (текущее планирование), конкретизируя объемы и способы достижения.

Годовой план, с этой же целью, в свою очередь подразделяется на квартальные и месячные планы, в них определяют конкретные задания и показатели развития производства на год, квартал, месяц.

Квартальные, месячные суточные, сменные планы называют оперативно-производственными.

Отраслевые предприятия разрабатывают оперативные планы на более короткие сроки – декаду, неделю, сутки, смену. По существу эти планы являются графиками движения производства. Годовые и оперативные планы должны быть увязаны между собой.

 

Годовой технико-экономический план обычно содержит следующие разделы:

· основная деятельность – производство и реализация продукции (производственная программа);

· капитальные вложения;

· капитальный ремонт;

· инновационная и научно-техническая деятельность;

· материально-техническое обеспечение;

· труд и заработная плата;

· издержки и себестоимость;

· финансовый план. На основе данного раздела плана составляется платежный баланс.

В целом перспективное, текущее и оперативное и бизнес-планирование должны быть взаимосвязаны, и образовывать единую систему. Только в этом случае план будет оптимальным, экономичным и стабильным.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...