Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность, виды и показатели прибыли предприятия

 

Прибыль как экономическая категория свидетельствует о ко­нечном результате деятельности субъекта хозяйствования и пре­вышении доходов предприятия над текущими расходами. При­быль, так же как и доходы, может быть получена в процессе производства продукции, работ и услуг, а также при передаче имущества третьим лицам с целью получения экономической выгоды.

Прибыль – это обобщающий показатель деятельности пред­приятия. Рост прибыли обеспечивает финансовую основу для расширенного воспроизводства активов, увеличения стоимости имущества собственников и дивидендов.

В самом слове «прибыль» содержится ответ на вопрос, что это такое. Прибыль – это прибавка, рождающаяся в денежном обороте, в том случае если выручка превышает затраты. Таким образом,прибыль – это превышение вы­ручки над затратами. В противном случае мы имеем убы­ток. В силу определенных обстоятельств или упущений в работе (превышение себестоимо­сти продукции над ценой, уменьшение количества продаж, невы­полнение договорных обязательств, штрафные санкции и прочее) предприятие может нести убытки. Убытки уменьшают стоимость его чистых активов и могут привести к банкротству.

Показатели прибыли или убытка являются исходной пози­цией для определения уровня экономической эффективности субъекта хозяйствования. Высокий уровень экономической эффективности является сигналом для инвесторов о целесообраз­ности совместной инвестиционной деятельности. Инвестицион­ная привлекательность, в свою очередь, способствует развитию производства, повышению конкурентоспособности продукции и, следовательно, увеличению прибыли. Возникает эффект си­нергии, когда положительные факторы накладываются один на другой. Низкий уровень экономической эффективности, а тем более убыточность, не стимулируют инвестиционную актив­ность внешних инвесторов и являются причиной хронического ухудшения финансового состояния.

Прибыль различают:

по видам деятельности (прибыль от промышленной про­дукции, ремонтных работ, транспортных услуг и т. д.);

по видам продукции;

по разновидностям дохода от управления капиталом (прибыль от сдачи имущества в аренду, от долгосрочных финансовых вло­жений в уставный капитал создаваемых предприятий, от передачи объектов интеллектуальной собственности по лицензионному со­глашению, от ценных бумаг, от курсовой разницы и т.д.);

по структурным подразделениям предприятия (прибыль бри­гады, цеха, центра финансовой ответственности, предприятия);

по времени получения (прибыль за месяц, квартал, год);

по полноте составных элементов (прибыль валовая, балансо­вая, чистая);

по направлениям использования (прибыль капитализированная, выплаченная в качестве премии, переданная безвозмездно для благотворительных целей и т. д.);

по методу группировки доходов и расходов (прибыль эконо­мическая, бухгалтерская, налогооблагаемая, нераспределенная- остающаяся в распоряжении предприятия и т. д.);

по степени обобщения (прибыль консолидированная и рест­руктурированная).

Для расчета показателей прибыли необходимо знать доходы (Д) и текущие расходы (Е). В общем виде:

П = Д – Е.

Расходы бывают двух видов: текущие и капи­тальные. Капитальные расходы – это вложения в активы, то есть инвестиции. Текущие расходы – это затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг, то есть себестоимость товара по видам деятельности. В себестоимости продукции находит отражение перенесенная стоимость основных средств в виде амортизации и списанные на производство про­дукции материальные запасы как составная часть оборотных фондов. Текущие расходы, учитываемые при определении при­были от управления капиталом выступают в виде:

· текущих издержек;

· отрицательной курсовой разницы;

· расходов, связанных с демонтажем оборудования и т. д.

В хозяйственной практике расчет прибыли осуществ­ляется следующим образом. Этот процесс представлен по схеме:

           
 
  Валовая прибыль
 
Чистая выручка (нетто, т. е. выручка от реализации продукции за минусом НДС, акцизов и аналогичных платежей
 
Постоянные издержки (амортизация, реализационные, внереализационные, административные расходы


 

 

= –

 

 

               
 
Балансовая прибыль
 
Валовая прибыль по видам деятельности
 
Валовая прибыль от управления капиталом
 
Валовая прибыль от внереализационных операций    

 


= + +

 

 

или

           
 
Балансовая прибыль
 
Экономический доход
 
Текущие расходы с амортизацией прибыль по видам деятельности
 


= –

 

 

           
 
Чистая прибыль (прибыль после выплаты налогов – нераспределенная)
 
Балансовая прибыль
 
Налоги из прибыли


= –

 

 

               
 
Капитализированная прибыль
 
Чистая прибыль  
 
Дивиденды
 
Текущие выплаты из прибыли


= – –

 

Изменение суммы прибыли во времени происходит под воз­действием множества факторов. Классификация факторов, влия­ющих на прибыль предприятия, имеет важное значение для поиска резервов ее увеличения.

Существует три основных направления увеличения прибыли: технологическое, организационное, экономическое.

Технологические способы повышения прибыли базируются на совершенствовании технологии производства и приобретении современного оборудования с целью снижения себестоимости продукции и приведения ее качества в соответствие с междуна­родными стандартами.

Организационные пути увеличения прибыли проявляются в улучшении организации производства, труда и управления.

Экономические пути роста прибыли следующие:

– стимулирование предприятий через принимаемые законы, постановления и другие нормативные документы;

– наличие конкурентной среды, способствующей поиску ре­зервов снижения себестоимости продукции и выпуску конкурен­тоспособной продукции;

– материальное поощрение персонала за творческую и от­ветственную работу, обеспечивающую рост деловой активности.

По направленности влияния на прибыль все факторы делят­ся на внешние (не зависящие от деятельности предприятия) и внутренние (зависящие от работы трудового коллектива).

В числе внешних факторов основное влияние на размер и темпы изменения прибыли оказывает налоговая система госу­дарства. Она является сильнейшим экономическим рычагом, ре­гулирующим взаимоотношения товаропроизводителей и госу­дарства. Эффективная налоговая система оказывает благоприятное влияние на экономическое поведение хозяйствующих субъектов и усиливает инвестиционную активность.

Внутренние факторы, в свою очередь, делятся на производственные и непроизводственные. Производственные факторы отра­жают наличие и использование основных элементов производст­венного процесса, участвующих в формировании прибыли (это средства труда, предметы труда и труд персонала). Внепроизвод­ственные факторы связаны с коммерческой деятельностью фир­мы, с выполнением природоохранной и социальной функции, с юридическими и кредитными отношениям партнеров.

В составе производственных факторов выделяются экстен­сивные и интенсивные группы факторов. К экстенсивным фак­торам относятся те, которые отражают увеличение количества используемых производственных ресурсов (приобретение нового оборудования, увеличение численности работников, изменение коэффициента сменности и другие). К интенсивным факторам относятся те, которые обусловливают повышение эффективности работы при тех же производственных ресурсах (повышение квалификации персонала и производительности труда, оптимизация загрузки производственных мощностей и др.) В процессе производства продукции и услуг все факторы находятся в тесной взаимосвязи и зависимости.

Получение предприятием прибыли, несомненно, говорит о том, что доходы превышают расходы. Однако сам факт получения прибыли не характеризует эффективность работы предприятия. Иными словами важна не прибыль, а прибыльность, т. е. ответ на вопрос: сколько рублей прибыли приносит каждый рубль затрат? На этот вопрос отвечают показатели рентабельности, как ключевые показатели или индикаторы результата дея­тельности предприятия.

 

Эффективность и рентабельность

 

Понятие эффективности является едва ли не самым важным в экономической теории и практике. Каждое предприятие крайне заинтересовано в эффективном ведении своего хозяйства. Поэтому чрезвычайно важно понять суть этого явления. Это тем более важно, потому что изу­чение использования любого ресурса подразумевает рассмотрение показателей эффективности их использо­вания.

Эффект –от лат. (effectus)результат, воздействие. Соот­ветственно, эффективность – это результативность. Иными словами, характеризуя любую деятельность важно знать не только, каков результат, но и какой «це­ной» он достигнут, какие для этого были использованы ресурсы. Поэтому, в общем смысле,эффективность – это соотношение результатов и затрат или ресурсов, которые этот результат вызвали.

Соотнесение результатов с затратами может произво­диться различными способами.

• логически (например, при определении эффектив­ности обучения).

• в виде разности, когда из результата вычитают зат­раты (например, прибыль определяется как разница меж­ду результатом — выручкой и затратами на ее получение. Такие показатели называются абсолютными;

• в виде отношения затрат и результатов (например, производительность труда как соотношение между ре­зультатами труда и затратами труда и т. д.). Такие показатели называются относительными. Относи­тельные показатели бываютпрямыми и обратными.

Прямые показатели называют показателями отдачи. Эти показатели призваны ответить на вопрос, сколько единиц результата «снимается» с единицы затрат или какова «результатоотдача» затрат.

Обратные – показателями емкости. Эти показатели призваны ответить на вопрос, сколько необходимо еди­ниц затрат для получения единицы результата или како­ва «затратоемкость» результата.

В любом случае,определить эффективность – это зна­чит соотнести результат с затратами (или ресурсами), кото­рые этот результат вызвали. Однако содержание показате­ля эффективности, то, на какой вопрос он будет давать ответ, зависит от того, что исследователь берет в качестве результата и что в качестве затрат. В зависимости от целей анали­за возможна любая детализация результатов и затрат.

Часто можно слышать, что задачей какой-либо дея­тельности является «получение максимума результатов при минимуме затрат». С точки зрения математики, такое выражение некорректно, поскольку это означает, что ре­зультат должен стремиться к бесконечности, а затраты к нулю. То есть предлагается получить все из ничего. С точ­ки зрения экономики это очень трудно осуществимая за­дача. Чаще всего повышения эффективности достигают двумя путями:

– либо достижения максимума результата при фикси­рованном объеме затрат;

– либо достижения минимума затрат при фиксиро­ванном объеме результата.

Следовательно, для того чтобы добиться повышения эффективности производственно-хозяйственной деяте­льности, необходимо рассмотреть, что собою представля­ют результаты деятельности предприятия, и что собой представляют его ресурсы и затраты.

Таким образом, показатели эффективности работы предприятия это:

– показатели эффективности использования основных производственных фондов;

–показатели эффективности использования оборотных средств;

– показатели использования трудовых ресурсов;

– показатели использования финансовых ресурсов.

Как говорилось выше, прибыль свидетельствует о ко­нечном результате деятельности субъекта хозяйствования. Но, для оценки эффективности работы промышленного предприя­тия недостаточно использовать только показатель прибыли.

Напри­мер, два предприятия получают одинаковую прибыль, но имеют различную стоимость производственных фондов, т.е. сумму основ­ного капитала и оборотных средств. Более эффективно работает то предприятие, у которого стоимость производственных фондов мень­ше. Таким образом, для оценки эффективности работы предприя­тия необходимо сопоставить прибыль и производственные фонды, с помощью которых она создана. Это и есть рентабельность.

Рентабельность – доходность, прибыльность предприятия; по­казатель экономической эффективности производства промышлен­ного предприятия, который отражает конечные результаты хозяй­ственной деятельности. Рентабельность как понятие характеризует экономическую эффективность деятельности предприятия. Рентабельность, как показатель – это относительная величина, в числителе которой представлена прибыль, а в знаменателе затраты. Рентабельность, как правило, определяется в процентах. Модель вычисления уровня рентабельности выглядит следующим образом:

Рентабельность = (прибыль / затраты) × 100% или .

Поскольку есть несколько видов и множество показателей прибыли, а также существует много видов и показателей затрат, количественная характеристика рентабельности также нуждается в классификации.

Исходя из понимания видов прибыли (по видам деятельности и от управления капиталом) можно выделить следующие виды рентабельности:

– рентабельность продукции, работ, услуг;

%.

– рентабельность имущества, переданного третьим лицам с целью получения дохода или рентабельность продаж %.

С учетом видов затрат можно представить следующие виды рентабельности:

– рентабельность текущих затрат, т. е. отношение прибыли к себестоимости продукции, работ, услуг;

– рентабельность (доходность) капитальных затрат, т. е. отношение прибыли к активам (пассивам) или к их составным частям.

рентабельность активов %;

рентабельность капитала %,

где А – сумма активов предприятия (основные и оборотные фонды, нематериальные и финансовые активы);

Е – себестоимость продукции;

Д – выручка от реализации;

К – капитал предприятия (основные и оборотные фонды, нематериальные активы).

По каждому виду рентабельности рассчитываются показатели, в которых детализируются количественные значения исходных данных по различным признакам, а именно:

по времени – рентабельность продукции за год, квартал, месяц;

месту – рентабельность предприятия, корпорации, произ­водства, цеха, торгового подразделения и т. д.;

степени детализации производственной программы – рентабельность единицы продукции или всего объема производства, рентабельность по одному виду деятельности или по всем видам деятельности;

разновидностям доходов с капитала – рентабельность арен­ды, лизинга, вложений в производственные предприятия или в финансовые учреждения; рентабельность франчайзинга; рента­бельность объектов интеллектуальной собственности переданных по лицензионным соглашениям; рентабельность от долгосрочных или от краткосрочных финансовых вложений и др.

Показатель рентабельности взаимосвязан со всеми показателя­ми эффективности производства, в частности с себестоимостью продукции, фондоотдачей и фондоемкостью продукции, скоростью оборачиваемости оборотных средств и др. Так, например показатель фондоотдачи – это выпуск продукции с 1 рубля стоимости основных производственных фондов, определяемый в натуральном и стоимостном выражении:

ФОн = ТП / ;

ФОс = D / ,

где ТП – товарная продукция;

D – общая величина доходов;

– среднегодовая стоимость основных фондов.

Фондоёмкость– величина, обратная к фондоотдаче. Характеризует оснащенность производства основными фондами. Определяется отношением среднегодовой стоимости основных производственных фондов к объёму выпущенной продукции в натуральном выражении или к доходам в стоимостном выражении:

ФЕн = /ТП;

ФЕс = /D.

Фондовооруженность характеризует оснащенность труда основными фондами, т. е. уровень автоматизации и механизации. Определяется отношением среднегодовой стоимости основных фондов к среднесписочной численности работников:

Фв = / Ч,

где Ч – среднесписочная численность работников.

Основные направления повышения рентабельности те же, что и направления роста прибыли. Однако увеличение рентабельности связано не только с суммой прибыли, но и с уменьшением текущих и капитальных затрат. Поэтому снижение текущих издержек предприятия и более эффективное использование имущества также оказывает влияние на показатель рентабельности.

 

 

4 Цены и ценообразование

Важной составляющей результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия является цена, так как на ее основе формируются основной результат – выручка от реализации продукции.Ценаэто количество денег, за которое продается товар. Прежде чем рассмот­реть политику ценообразования, необходимо рассмотреть структуру цены как экономической категории.

По К. Марксу, цена – это денежное выражение стоимости товара, а стоимость – это овеществленный в товаре труд. Поэтому цена представляет собой сово­купность элементов, отражающих интересы всех участ­ников процесса производства и реализации продук­ции.

Цена – количество денежных единиц, за которые продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги. Следует обратить внимание на различие в понятиях: цена и стоимость. Различие заключается в том, что цена – это декларированный покупатель, она в любой момент времени однозначна, а стоимость покупатель расчетный и она многозначна. В результате цена колеблется и принято выделять: цену продавца – цену предложения, цену покупателя – цену спроса. Равновесная цена – это цена такого уровня, при котором предложение соответствует спросу.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...