Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность, виды и показатели прибыли предприятия
Прибыль как экономическая категория свидетельствует о конечном результате деятельности субъекта хозяйствования и превышении доходов предприятия над текущими расходами. Прибыль, так же как и доходы, может быть получена в процессе производства продукции, работ и услуг, а также при передаче имущества третьим лицам с целью получения экономической выгоды. Прибыль – это обобщающий показатель деятельности предприятия. Рост прибыли обеспечивает финансовую основу для расширенного воспроизводства активов, увеличения стоимости имущества собственников и дивидендов. В самом слове «прибыль» содержится ответ на вопрос, что это такое. Прибыль – это прибавка, рождающаяся в денежном обороте, в том случае если выручка превышает затраты. Таким образом,прибыль – это превышение выручки над затратами. В противном случае мы имеем убыток. В силу определенных обстоятельств или упущений в работе (превышение себестоимости продукции над ценой, уменьшение количества продаж, невыполнение договорных обязательств, штрафные санкции и прочее) предприятие может нести убытки. Убытки уменьшают стоимость его чистых активов и могут привести к банкротству. Показатели прибыли или убытка являются исходной позицией для определения уровня экономической эффективности субъекта хозяйствования. Высокий уровень экономической эффективности является сигналом для инвесторов о целесообразности совместной инвестиционной деятельности. Инвестиционная привлекательность, в свою очередь, способствует развитию производства, повышению конкурентоспособности продукции и, следовательно, увеличению прибыли. Возникает эффект синергии, когда положительные факторы накладываются один на другой. Низкий уровень экономической эффективности, а тем более убыточность, не стимулируют инвестиционную активность внешних инвесторов и являются причиной хронического ухудшения финансового состояния. Прибыль различают: – по видам деятельности (прибыль от промышленной продукции, ремонтных работ, транспортных услуг и т. д.); – по видам продукции; – по разновидностям дохода от управления капиталом (прибыль от сдачи имущества в аренду, от долгосрочных финансовых вложений в уставный капитал создаваемых предприятий, от передачи объектов интеллектуальной собственности по лицензионному соглашению, от ценных бумаг, от курсовой разницы и т.д.); – по структурным подразделениям предприятия (прибыль бригады, цеха, центра финансовой ответственности, предприятия); – по времени получения (прибыль за месяц, квартал, год); – по полноте составных элементов (прибыль валовая, балансовая, чистая); – по направлениям использования (прибыль капитализированная, выплаченная в качестве премии, переданная безвозмездно для благотворительных целей и т. д.); – по методу группировки доходов и расходов (прибыль экономическая, бухгалтерская, налогооблагаемая, нераспределенная- остающаяся в распоряжении предприятия и т. д.); – по степени обобщения (прибыль консолидированная и реструктурированная). Для расчета показателей прибыли необходимо знать доходы (Д) и текущие расходы (Е). В общем виде: П = Д – Е. Расходы бывают двух видов: текущие и капитальные. Капитальные расходы – это вложения в активы, то есть инвестиции. Текущие расходы – это затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг, то есть себестоимость товара по видам деятельности. В себестоимости продукции находит отражение перенесенная стоимость основных средств в виде амортизации и списанные на производство продукции материальные запасы как составная часть оборотных фондов. Текущие расходы, учитываемые при определении прибыли от управления капиталом выступают в виде: · текущих издержек; · отрицательной курсовой разницы; · расходов, связанных с демонтажем оборудования и т. д. В хозяйственной практике расчет прибыли осуществляется следующим образом. Этот процесс представлен по схеме:
= –
= + +
или
= –
= –
= – –
Изменение суммы прибыли во времени происходит под воздействием множества факторов. Классификация факторов, влияющих на прибыль предприятия, имеет важное значение для поиска резервов ее увеличения. Существует три основных направления увеличения прибыли: технологическое, организационное, экономическое. Технологические способы повышения прибыли базируются на совершенствовании технологии производства и приобретении современного оборудования с целью снижения себестоимости продукции и приведения ее качества в соответствие с международными стандартами. Организационные пути увеличения прибыли проявляются в улучшении организации производства, труда и управления. Экономические пути роста прибыли следующие: – стимулирование предприятий через принимаемые законы, постановления и другие нормативные документы; – наличие конкурентной среды, способствующей поиску резервов снижения себестоимости продукции и выпуску конкурентоспособной продукции; – материальное поощрение персонала за творческую и ответственную работу, обеспечивающую рост деловой активности. По направленности влияния на прибыль все факторы делятся на внешние (не зависящие от деятельности предприятия) и внутренние (зависящие от работы трудового коллектива). В числе внешних факторов основное влияние на размер и темпы изменения прибыли оказывает налоговая система государства. Она является сильнейшим экономическим рычагом, регулирующим взаимоотношения товаропроизводителей и государства. Эффективная налоговая система оказывает благоприятное влияние на экономическое поведение хозяйствующих субъектов и усиливает инвестиционную активность. Внутренние факторы, в свою очередь, делятся на производственные и непроизводственные. Производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли (это средства труда, предметы труда и труд персонала). Внепроизводственные факторы связаны с коммерческой деятельностью фирмы, с выполнением природоохранной и социальной функции, с юридическими и кредитными отношениям партнеров. В составе производственных факторов выделяются экстенсивные и интенсивные группы факторов. К экстенсивным факторам относятся те, которые отражают увеличение количества используемых производственных ресурсов (приобретение нового оборудования, увеличение численности работников, изменение коэффициента сменности и другие). К интенсивным факторам относятся те, которые обусловливают повышение эффективности работы при тех же производственных ресурсах (повышение квалификации персонала и производительности труда, оптимизация загрузки производственных мощностей и др.) В процессе производства продукции и услуг все факторы находятся в тесной взаимосвязи и зависимости. Получение предприятием прибыли, несомненно, говорит о том, что доходы превышают расходы. Однако сам факт получения прибыли не характеризует эффективность работы предприятия. Иными словами важна не прибыль, а прибыльность, т. е. ответ на вопрос: сколько рублей прибыли приносит каждый рубль затрат? На этот вопрос отвечают показатели рентабельности, как ключевые показатели или индикаторы результата деятельности предприятия.
Эффективность и рентабельность
Понятие эффективности является едва ли не самым важным в экономической теории и практике. Каждое предприятие крайне заинтересовано в эффективном ведении своего хозяйства. Поэтому чрезвычайно важно понять суть этого явления. Это тем более важно, потому что изучение использования любого ресурса подразумевает рассмотрение показателей эффективности их использования. Эффект –от лат. (effectus)результат, воздействие. Соответственно, эффективность – это результативность. Иными словами, характеризуя любую деятельность важно знать не только, каков результат, но и какой «ценой» он достигнут, какие для этого были использованы ресурсы. Поэтому, в общем смысле,эффективность – это соотношение результатов и затрат или ресурсов, которые этот результат вызвали. Соотнесение результатов с затратами может производиться различными способами. • логически (например, при определении эффективности обучения). • в виде разности, когда из результата вычитают затраты (например, прибыль определяется как разница между результатом — выручкой и затратами на ее получение. Такие показатели называются абсолютными; • в виде отношения затрат и результатов (например, производительность труда как соотношение между результатами труда и затратами труда и т. д.). Такие показатели называются относительными. Относительные показатели бываютпрямыми и обратными. Прямые показатели называют показателями отдачи. Эти показатели призваны ответить на вопрос, сколько единиц результата «снимается» с единицы затрат или какова «результатоотдача» затрат. Обратные – показателями емкости. Эти показатели призваны ответить на вопрос, сколько необходимо единиц затрат для получения единицы результата или какова «затратоемкость» результата. В любом случае,определить эффективность – это значит соотнести результат с затратами (или ресурсами), которые этот результат вызвали. Однако содержание показателя эффективности, то, на какой вопрос он будет давать ответ, зависит от того, что исследователь берет в качестве результата и что в качестве затрат. В зависимости от целей анализа возможна любая детализация результатов и затрат. Часто можно слышать, что задачей какой-либо деятельности является «получение максимума результатов при минимуме затрат». С точки зрения математики, такое выражение некорректно, поскольку это означает, что результат должен стремиться к бесконечности, а затраты к нулю. То есть предлагается получить все из ничего. С точки зрения экономики это очень трудно осуществимая задача. Чаще всего повышения эффективности достигают двумя путями: – либо достижения максимума результата при фиксированном объеме затрат; – либо достижения минимума затрат при фиксированном объеме результата. Следовательно, для того чтобы добиться повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности, необходимо рассмотреть, что собою представляют результаты деятельности предприятия, и что собой представляют его ресурсы и затраты. Таким образом, показатели эффективности работы предприятия это: – показатели эффективности использования основных производственных фондов; –показатели эффективности использования оборотных средств; – показатели использования трудовых ресурсов; – показатели использования финансовых ресурсов. Как говорилось выше, прибыль свидетельствует о конечном результате деятельности субъекта хозяйствования. Но, для оценки эффективности работы промышленного предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли. Например, два предприятия получают одинаковую прибыль, но имеют различную стоимость производственных фондов, т.е. сумму основного капитала и оборотных средств. Более эффективно работает то предприятие, у которого стоимость производственных фондов меньше. Таким образом, для оценки эффективности работы предприятия необходимо сопоставить прибыль и производственные фонды, с помощью которых она создана. Это и есть рентабельность. Рентабельность – доходность, прибыльность предприятия; показатель экономической эффективности производства промышленного предприятия, который отражает конечные результаты хозяйственной деятельности. Рентабельность как понятие характеризует экономическую эффективность деятельности предприятия. Рентабельность, как показатель – это относительная величина, в числителе которой представлена прибыль, а в знаменателе затраты. Рентабельность, как правило, определяется в процентах. Модель вычисления уровня рентабельности выглядит следующим образом: Рентабельность = (прибыль / затраты) × 100% или . Поскольку есть несколько видов и множество показателей прибыли, а также существует много видов и показателей затрат, количественная характеристика рентабельности также нуждается в классификации. Исходя из понимания видов прибыли (по видам деятельности и от управления капиталом) можно выделить следующие виды рентабельности: – рентабельность продукции, работ, услуг; %. – рентабельность имущества, переданного третьим лицам с целью получения дохода или рентабельность продаж %. С учетом видов затрат можно представить следующие виды рентабельности: – рентабельность текущих затрат, т. е. отношение прибыли к себестоимости продукции, работ, услуг; – рентабельность (доходность) капитальных затрат, т. е. отношение прибыли к активам (пассивам) или к их составным частям. рентабельность активов %; рентабельность капитала %, где А – сумма активов предприятия (основные и оборотные фонды, нематериальные и финансовые активы); Е – себестоимость продукции; Д – выручка от реализации; К – капитал предприятия (основные и оборотные фонды, нематериальные активы). По каждому виду рентабельности рассчитываются показатели, в которых детализируются количественные значения исходных данных по различным признакам, а именно: – по времени – рентабельность продукции за год, квартал, месяц; – месту – рентабельность предприятия, корпорации, производства, цеха, торгового подразделения и т. д.; – степени детализации производственной программы – рентабельность единицы продукции или всего объема производства, рентабельность по одному виду деятельности или по всем видам деятельности; – разновидностям доходов с капитала – рентабельность аренды, лизинга, вложений в производственные предприятия или в финансовые учреждения; рентабельность франчайзинга; рентабельность объектов интеллектуальной собственности переданных по лицензионным соглашениям; рентабельность от долгосрочных или от краткосрочных финансовых вложений и др. Показатель рентабельности взаимосвязан со всеми показателями эффективности производства, в частности с себестоимостью продукции, фондоотдачей и фондоемкостью продукции, скоростью оборачиваемости оборотных средств и др. Так, например показатель фондоотдачи – это выпуск продукции с 1 рубля стоимости основных производственных фондов, определяемый в натуральном и стоимостном выражении: ФОн = ТП / ; ФОс = D / , где ТП – товарная продукция; D – общая величина доходов; – среднегодовая стоимость основных фондов. Фондоёмкость– величина, обратная к фондоотдаче. Характеризует оснащенность производства основными фондами. Определяется отношением среднегодовой стоимости основных производственных фондов к объёму выпущенной продукции в натуральном выражении или к доходам в стоимостном выражении: ФЕн = /ТП; ФЕс = /D. Фондовооруженность характеризует оснащенность труда основными фондами, т. е. уровень автоматизации и механизации. Определяется отношением среднегодовой стоимости основных фондов к среднесписочной численности работников: Фв = / Ч, где Ч – среднесписочная численность работников. Основные направления повышения рентабельности те же, что и направления роста прибыли. Однако увеличение рентабельности связано не только с суммой прибыли, но и с уменьшением текущих и капитальных затрат. Поэтому снижение текущих издержек предприятия и более эффективное использование имущества также оказывает влияние на показатель рентабельности.
4 Цены и ценообразование Важной составляющей результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия является цена, так как на ее основе формируются основной результат – выручка от реализации продукции.Цена–это количество денег, за которое продается товар. Прежде чем рассмотреть политику ценообразования, необходимо рассмотреть структуру цены как экономической категории. По К. Марксу, цена – это денежное выражение стоимости товара, а стоимость – это овеществленный в товаре труд. Поэтому цена представляет собой совокупность элементов, отражающих интересы всех участников процесса производства и реализации продукции. Цена – количество денежных единиц, за которые продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги. Следует обратить внимание на различие в понятиях: цена и стоимость. Различие заключается в том, что цена – это декларированный покупатель, она в любой момент времени однозначна, а стоимость покупатель расчетный и она многозначна. В результате цена колеблется и принято выделять: цену продавца – цену предложения, цену покупателя – цену спроса. Равновесная цена – это цена такого уровня, при котором предложение соответствует спросу.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |