Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ее структура и основные принципы налогообложения

Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т. е. централизованных финансовых ресурсов.

Никакое государство не может существовать без взимания налоговых платежей. Налоги и займы – два определяющих источника процветания любой страны. От их соотношения в значительной степени зависит ее платежеспособность и общее положение в мировом сообществе.

Налоги – важнейшая форма аккумуляции денежных средств бюджетом. Без налогов нет бюджета. А поддержание эластичной налоговой системы является непременным условием Сбалансированности государственной казны.

Различные страны строят свою налоговую систему на базе общепринятых принципов экономической теории о справедливости и эффективности налогообложения, с учетом новейших научных достижений. Однако принципы построения налоговой системы в целом неоднозначны и во многом зависят от приверженности к той или иной теории.

Налоговая система – совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения. В Российской Федерации проводится работа над ее формированием по трем основным принципам: налогового федерализма, налогового права и экономическому.

 

Принципы построения налоговой системы в РФ

 

           
     


Единство налоговой политики Всеобщность налогообложения Законность
Единство системы налогов Экономическая обоснованность налогообложения Ясность законодательства
Недопущение дискриминации налогоплательщика Отрицание обратной силы закона
Разграничение полномочий в области налогообложения Равномерное распределение налогового бремени Приоритет норм налогового законодательства, международных норм

 

Схема 1. Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации

 

К основным принципам налогообложения также относят:

1) равномерность, понимаемую как равнонапряженность, общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога;

2) определенность, означающую четкость, ясность, стабильность норм, ставок налогообложения;

3) простоту и удобство, понимаемое в прямом смысле этих слов;

4) неотягощенность, т. е. умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых не ложится тяжким бременем на налогоплательщика.

Эти принципы разработаны А. Смитом и применимы к современному налогообложению. Однако превращение налога из простого изъятия средств в систему регулирования доходов и тем самым воздействия на социально-экономическое развитие накладывает свой отпечаток и на принципы проведения налоговой политики.

Построить Систему налогообложения, отвечающую всем перечисленным принципам, крайне нелегко. Многие из требований диктуемых ими, трудно совместимы противоречивы. В этом, наряду с политической и экономической нестабильностью, характерной для России, состоит причина неустойчивости российского налогового законодательства, изменения и видов налогов и налоговых ставок. Вместе с тем динамичность налогов свойственна большинству государственных систем. Все дело в том, что налоги представляют собой ядро налоговой политики государства, а сама налоговая политика — часть экономической политики и социально-политического курса в целом. В связи с этим колебания политического, экономического, социального курсов способны порождать изменения в системе налогообложения.

Налоговая система Российской Федерации строится в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Часть первая НК РФ введена в действие с 1 января 1999 года, она объединяет семь разделов, составляющих основу всей налоговой системы. Налоговый кодекс (часть вторая) введен в действие с 1января 2001 года. Этот документ содержит положения о порядке исчисления и уплаты конкретных налогов.

Поскольку Налоговый кодекс РФ регулирует налогообложение в целом, остальное законодательство в данной сфере принимается только с учетом его положений. Непременное требование к законодательству субъектов Федерации и актам органов местного самоуправления – соответствие Кодексу.

Налог – одно из основных понятий финансовой науки. Основоположник экономической науки А. Смит определял налог как бремя, накладываемое государством в законодательном порядке, в котором предусмотрены его размер и порядок уплаты.

Согласно НК РФ, налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В российское понятие «налог» заложены различные моменты юридического характера, важные для понимания сути налогообложения, а именно:

а) прерогатива законодательной власти утверждать налоги;

б) главная черта налога – односторонний характер его установления;

в) налог является индивидуально безвозмездным;

г) уплата налога – обязанность налогоплательщика, она не порождает встречной обязанности государства;

д) налог взыскивается на условиях безвозвратности;

е) целью взимания налога является обеспечение государственных

расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода.

Конституцией РФ (ст. 57) установлено: каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с НК РФ сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

При многочисленности и разнообразии налогов классификация позволяет устанавливать их сходства и различия. Налоги классифицируются по субъектам власти, имеющим полномочия на установление налогов; по субъекту уплаты; по отношению к бюджету; по объектам налогообложения; по источникам обложения; по методу взимания; по назначению. Общая схема классификации налогов Российской Федерации указана на рис. 6.1.

Как видно из рис. 6.1, налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Попытки унифицировать налоги, уменьшить число их видов пока не имели успеха, но следует отличать собственно налоги, представляющие собой безвозмездные изъятия, и налоговые платежи, сборы, отчисления, изымаемые в качестве компенсации за использование налогоплательщиком природных ресурсов, предоставление ему благ и услуг.

 

 

По назначению: – общие – специальные
По субъекту уплаты: – с юридических лиц – с физических лиц   - внебюджетные

Рис. 6.1. Классификация налогов Российской Федерации

 

Библиографический список

1. Экономика предприятия: Учебное пособие /Т А. Симунина, Е.И. Симунин, В.С. Васильцов и др. 3-е изд. перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2008. – 256 с.

2. Экономика предприятия: Учебник для вузов. 4-е изд. / Под ред. акад. В.М. Семенова – СПб.: Питер, 2006. – 384 с.: ил.

3. Мокий М.С. Экономика предприятия: конспект лекций. – М.: МАЭП, 1999. – 120 с.

4. Экономика предприятия: курс лекций / О.И. Волков, В.К. Скляренко. – М.: Инфра-М, 2008. – 280 с.

5. Экономика предприятия: учебное пособие / Е.В. Суша. 24 изд. исп. перераб. и доп. – М.: ООО Новое знание., 2005. – 470 с.

6. Финансовый менеджмент – теория и практика: научное издание. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби. изд. Проспект, 2008. – 1024 с.

Содержание

1. Предприятие в рыночной экономике. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1. Управление предприятием . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2. Планирование хозяйственной деятельности предприятия. . . . . . . . . . . . .
1.3. Производственная программа и производственная мощность предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
2. Расходы и себестоимость. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. Доход, прибыль и рентабельность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.1. Доход как экономическая категория, его виды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.2. Сущность, виды и показатели прибыли предприятия . . . . . . . . . . . . . . .
3.3. Эффективность и рентабельность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4. Цены и ценообразование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.1. Функции цен в рыночной экономике. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.1.1. Ценообразование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.2. Государственное регулирование цен. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.3. Методы ценообразования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.4. Ценовая политика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5. Финансы предприятия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5.1. Сущность и функции финансов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5.2. Управление финансами предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6. Общая характеристика налоговой системы РФ, ее структура и основные принципы налогообложения. . . . . . . . . . . . . . .  
Библиографический список. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

 

 

 

 

Учебное издание

Витченко Маргарита Николаевна

СиверцеваЕлена Сергеевна

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...