Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика этнических конфликтов и их причины

ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ

Основные понятия.

 


АПАРТЕИД — принцип раздельного про­живания представителей различных этнорасовых групп.

ГЕНОЦИД - истребление отдельных групп населения по расовым, нацио­нальным или религиозным мотивам.

ГЕТТО — первоначально часть города, отведенная на поселения евреев; обо­значение района города, а котором се­лятся определенные этнические мень­шинства, нередко дискриминируемые или испытывающие социальный дис­комфорт в иноэтническом окружении.

ДЕПОРТАЦИЯ — насильственное пере­селение групп населения или даже целых народов с их этнической роди­ны или территории длительного про­живания.

ДИАСПОРА—пребывание значитель­ной части народа (этнической общнос­ти) вне страны его происхождения.

ДИСКРИМИНАЦИЯ - ограничение или лишение прав определенной катего­рии граждан но признаку расовой или национальной принадлежности, по признаку пола, по религиозным и по­литическим убеждениям и т.д.

НАРОД — субъект истории; совокуп­ность классов и социальных групп об­щества; население государства, стра­ны.

НАРОДНОСТЬ - исторический тип эт­носа, следующий за племенем и пред­шествующий нации; возникает в ре­зультате смешения племен и образова­ния племенных союзов.

НАЦИОНАЛИЗМ - идеология, общест­венная психология, политика и обще­ственная практика, сущностью кото­рых являются идеи национальной исключительности, обособленности, пренебрежения и недоверия к другим нациям и народностям.

НАЦИЯ — исторический тип этноса, представляющий собой социально-экономическую целостность, которая складывается и воспроизводится на ос­нове общности территории, экономи­ческих связей, языка, некоторых осо­бенностей культуры, психологическо­го склада и этнического самосознания.

НЕГРИТЮД — учение об особой сущнос­ти африканской культуры, ее выделе­ние в качестве идеала и образца, эта­лона для всех других, прежде всего ев­ропейских культур.

ПАССИОНАРИЙ - человек с повышен­ной тягой к действию.

ПАССИОНАРНОСТЬ - повышенная тяга к действию.

ПАССИОНАРНЫЙ ТОЛЧОК - мута­ция, возникающая под действием спе­цифического вида космического излу­чения и приводящая к появлению пас-сионарности; может стать спусковым механизмом этногенеза.

РАСА — исторически сложившаяся груп­па людей, объединенная общностью происхождения, выражающейся в об­щности наследственных, передавае­мых потомству второстепенных внеш­них физических особенностей.

РАСИЗМ — идеология и общественная психология, сущностью которых явля­ются представления о биологическом превосходстве или, наоборот, непол­ноценности отдельных расовых групп. .

СЕГРЕГАЦИЯ — принудительное разде­ление групп населения по определен­ному социальному признаку, чаще всего — расовому и этническому; вид расовой дискриминации.

. СУБКУЛЬТУРА - совокупность норм, ценностей, идеалов, символов какой-либо этнической или социальной груп­пы, существующей относительно неза­висимо от культуры общества в целом.

СУБЭТНОС - этническая система, воз­никающая внутри этноса и отличаю­щаяся своими хозяйственными, быто­выми, культурными и другими особен­ностями.

СУПЕРЭТНОС - этническая система, состоящая из нескольких этносов, воз­никающих одновременно в одном ре­гионе, связанных идеологически, эко­номически и политически.

ТИТУЛЬНЫЙ ЭТНОС - народ, давший наименование тому или иному нацио­нально-государственному образованию.

УРБАНИЗАЦИЯ — 'процесс сосредото­чения населения и экономической жизни в крупных городах; распростра­нение черт и особенностей, свойствен­ных городу, промышленному центру.

ХОЛОКОСТ(греч. "всесожжение") — один из видов жертвоприношений, совершавшихся в древнем иу­дейском храме. В наши дни холокостом называ­ется уничтожение нацистами в годы Второй мировой войны около шести миллионов евреев.

ШОВИНИЗМ (франц. chauvinisme), крайняя форма на­ционализма, проповедь нац. исключительности, проти­вопоставление интересов одной нации интересам всех др. наций, распространение нац. чванства, разжигание нац. вражды и ненависти. Термин «Ш.» появился во Франции [в 1831 в комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трёх­цветная кокарда» («La cocarde tricolore») одним из героев был агрессивно-воинственный новобранец Никола Шовен; считается, что прообразом этого персонажа была реаль­ная личность — ветеран наполеоновских воин Н. Шовен (N. Chauvin), воспитанный в духе преклонения перед импе­ратором — создателем «величия» Франции]. Словом «Ш.» стали обозначать различные проявления националпстич. экстремизма. В Великобритании Ш. получил с кон. 70-х гг. 19 в. особое наименование — джингоизм.

Оппортунистич. течение в междунар. соцпалистич. движении, представители к-рого поддерживали в период 1-й мировой войны шовинистич. политику буржуазии своих стран, получило название социал-шовинизма.

Разновидность Ш.— великодержавный Ш.— идеология и политика господствующих классов нации, занимаю­щей главенствующее (державное) положение в гос-ве, объявляющих свою нацию «высшей» нацией. Великодер­жавный Ш. направлен па порабощение др. наций, их диск­риминацию в экономич., полптич. и культурной жизни.

ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ - форма гражданского, политического или во­оруженного противоборства, в кото­рой стороны или одна из сторон мо­билизуются, действуют и страдают по принципу этнических различий.


 


Ареалы распространения рас следующие.

Европеоиды сегодня населяют не только Европу. Они зани­мают всю Северную Африку (алжирцы и египтяне), запад Азии (турки и арабы), Сибирь— русские, почти весь Кавказ, часть Сред­ней Азии, Ирак, Афганистан, Индию. За последние 400 лет-евро­пеоиды стали главной частью населения Северной Америки и мно­гих стран Южной Америки.

Негроиды сегодня живут в Африке, на многих островах Ти­хого океана, очень много в свое время их было привезено в Америку, где и сегодня живут их потомки.

Австралоиды, во многом близкие к негроидам, живут в Ав­стралии, Меланезии.

Монголоиды (азиатская ветвь) населяют Китай, Вьетнам, Японию, Индонезию, Филиппины. К ним относятся казахи, кирги­зы, некоторые другие народы Средней Азии, коренные народы Се­вера и Дальнего Востока.

В составе четырех больших рас выделяют примерно 25 малых рас (которые называют иногда этногенетическими пучками или ло­кальными расами). Между большими и малыми расами существует довольно много переходных форм. Например, между негроидами и европеоидами — эфиопы и мулаты; между монголоидами и австра-лоидами — южноазиатская раса, японцы и т.д. Так, лица эфиопов примерно того же типа, что у их соседей-арабов, а кожа темная, не светлее, чем у представителей многих негрских этносов. У японцев сочетаются одновременно признаки австралоидов, монголоидов и европеоидов.

Расы не могут не смешиваться между собой. Поэтому сейчас у многих людей, на первый взгляд представляющих собой «чистый» тип той или иной большой расы, антропологи находят признаки, свидетельствующие о древних или сравнительно недавних смеше­ниях крови. Так, знаменитый Александр Дюма, автор «Графа Монте-Кристо» и «Трех мушкетеров», был внуком негритянки. А Александр Пушкин был потомком не только знатных русских родов, но и «арапа Петра Великого» (Абрама Ганнибала), привезенного в Россию из Северо-Восточной Африки.

То же происходит и с целыми народами. Например, четыре-пять тысяч лет назад из Азии в Европу пришли племена (предки индоев­ропейцев) — носители признаков монголоидной расы. Смешавшись с представителями европеоидных народов, они оставили общим по­томкам и некоторые особенности своей внешности. Поэтому взгляд специалиста отмечает, например, у некоторых жителей Эстонии близость разреза глаз к монголоидному, некоторую уплощенность лиц. С юга в Европу в течение тысячелетий проникали африканцы. Примесь их крови антропологи находят не только у испанцев, пор­тугальцев, итальянцев, жителей юга Франции, но и дальше на севе­ро-западе — в Ирландии.

Вообще, вся история человечества представляет собой историю переселений и завоеваний народов. Народы-завоеватели, пришель­цы оказывали довольно большое влияние на культуру завоеванного народа, а антропологические последствия переселений были менее заметны, поскольку завоевателей не может быть слишком много и во всяком случае их значительно меньше, чем коренного населения, даже если часть его истребляется в ходе нашествия. Во внешности общих потомков наследие побежденных чаще всего оказывается го­раздо заметнее, чем наследие победителей.

По этим следам антрополог может узнать многое об истории на­рода, не отраженной ни в фольклоре, ни в письменных источниках, авторы которых предпочитали умалчивать о подобных вещах — всег­да приятнее происходить от победителей, чем от побежденных. Так появились многочисленные мифы об истории и происхождении раз­ных народов. И лишь антропологические исследования могут вы­членить в них рациональное зерно.

Этническая картина Российской Федерации является дос­таточно пестрой в расовом аспекте, так как здесь проживают свы­ше 130 наций, народностей и этнических групп (самый большой этнос — русские — насчитывает 120 млн человек, самая маленькая этническая группа — керки — около 100 человек). В составе населе­ния России этнологи насчитывают 10 малых рас. Это объясняется тем, что в нашей стране проходит граница между основными ареа­лами распространения двух больших рас — европеоидной и монго­лоидной. Процессы расового смешения имеют здесь многовековую историю, поэтому населению России никогда не был свойствен ра­сизм как неприятие представителей какой-либо расы.

 

История расовых теорий

К сожалению, в общем для истории человечества характерны и этноцентризм, и расизм. Еще древне­греческий историк Фукидид сообщал, что персы самым лучшим на свете народом считают себя, а относительно других народов пола­гают, что они тем хуже, чем дальше живут от Персии; т.е. такой модели отношения к чужеземцам — многие тысячи лет.

Европейская наука (этнология, антропология, культурология) пыталась подвести научную базу под эти взгляды. Например, в био­логии имя Карла Линнея глубоко уважается и сегодня. Это великий систематизатор живого мира, во многом заложивший основы совре­менной биологической науки. Менее известно, что он пытался сис­тематизировать и человеческие расы. В его классификации американец — красноват, холерик, строен; европеец — бел, сангвиник, мя­сист; азиат — желтолик, меланхолик, крепкого сложения; африка­нец — черен, флегматик, дрябл. Линней также утверждал, что аме­риканец — упрям, доволен собой, свободолюбив; европеец — подви­жен, остроумен, изобретателен; азиат — жесток, любит роскошь и скуп; африканец — лукав, ленив и равнодушен.

Но откровенно расистские концепции, делавшие вывод о праве на власть предпочитаемой расы (европейцев), появились только в конце XVIII в. Особенно популярны они были в Америке, так как обосновывали рабство тем, что негры — низшая раса и не способны жить без постоянной опеки.

В 1853 г. вышла книга французского графа А. Гобино «Опыт о неравенстве человеческих рас» — настоящий манифест расизма. В этой книге он показывал, что причина, источник разного уровня развития народов и культур состоит в расовых особенностях людей. При этом он исходил из идеи полигенизма — учения, отрицающего единство человеческого рода, считавшего, что каждая раса появи­лась вполне самостоятельно. Именно поэтому расы различаются не только по «красоте» и внешним признакам, но и по психологическим качествам и умению создавать и усваивать культуру. Дикари явля­ются таковыми, потому что они — представители низших рас и выше им никогда не подняться.

Низшей расой Гобино считал черную, несколько более разви­той — желтую. Но единственно способной к прогрессу и созданию полноценной культуры называлась белая раса, особенно ее элита — арийцы. Свой тезис Гобино доказывал, рассматривая развитие де­сяти цивилизаций, известных в истории человечества (индийская, египетская, ассирийская, греческая, китайская, римская, герман­ская, аллеганская, мексиканская и перуанская), и считая, что они созданы высшей разновидностью белой расы — арийцами. Чтобы до­казать это, он использовал самые фантастические допущения (на­пример, он был убежден, что китайская культура создана белыми людьми, прибывшими из Индии). Идеалом для Гобино была герман­ская культура в лице средневекового Рима. Но о будущем человече­ства ему думалось весьма пессимистически; он сожалел, что белая раса (включая арийцев), создавая повсюду новые типы культуры, смешивалась с другими народами, теряла свою чистоту и изначаль­ный импульс энергии.

Более наукообразное оформление подобные взгляды получили в теориях Ж. Ляпужа во Франции и О. Аммона в Германии. Они выдвигали тезис о зависимости психических качеств людей и их культуры от головного показателя (процентного отношения наи­большей ширины головы к ее наибольшей длине). Согласно данной «теории», чем длинноголовое человек, тем более он одарен, спосо­бен и т.д. Длинноголовые — представители европейской расы, со­здательницы великих культур в истории человечества. Если же среди европейцев обнаруживаются короткоголовые, то обычно это бед­ные классы и слои населения, потоки негерманского местного на­селения, что и объясняет их «неполноценность».

Аналогичные концепции разрабатывал немецкий биолог Л. Вольтман, убежденный в превосходстве европеоидной (кавказской) расы, и английский историк X. Чемберлен, который высшей считал «тев­тонскую» расу, наследницу «арийского» духа.

Начало «научным» концепциям расизма положила европейская наука, отражая во многом реальную практику колониализма. Впос­ледствии постепенно стало формироваться ответное движение со стороны бывших колониальных и зависимых народов, создавших в противовес белому расизму собственные теории о своей расовой исключительности — появились идеи превосходства индийской, японской, африканской, китайской культур и народов над нынеш­ними европейцами. Так, еще в середине XIX в. в Латинской Америке возникло серьезное общественное течение «индеанизм», ставившее своей целью улучшение положения индейцев. От утверждения «ин­дейцы тоже люди» они постепенно пришли к выводу о том, что ин­дейская раса — самая лучшая и высшая, потенциально имеет возмож­ность — и должна — стать самой высокой на Земле. В XX в. сторон­ники индеанизма уже утверждали, что только чистокровные индей­цы имеют право жить на индейской земле. В Мексике в рамках этого течения возникло общество «касканес» («борцы за»), члены кото­рого требовали изгнания из Мексики всех, в ком течет хотя бы капля европейской крови.

В США девиз «черное—прекрасно», под которым выступали многие борцы за равноправие негров, для черных расистов приоб­рел новое значение: «белое — отвратительно». В Африке в 60-х гг. XX в. после освобождения многочисленных африканских стран от колониальной зависимости бывшим президентом Сенегала Л.С. Сен-гору была создана концепция негритюда (расизма наоборот). Он отмечал преимущества и особенности африканцев как детей приро­ды, непосредственно сливающихся с ней, подчиняющихся ее рит­мам, запахам, звукам. Поэтому вся африканская культура пронизана ритмами, связывающими ее с космическими колебаниями. Белый же человек — разрушитель, потерявший гармонию в отношениях с самим собой, другими людьми и природой, и его ожидают беды, если он не изменит своей культуры.

 

ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ

Основные понятия.

 


АПАРТЕИД — принцип раздельного про­живания представителей различных этнорасовых групп.

ГЕНОЦИД - истребление отдельных групп населения по расовым, нацио­нальным или религиозным мотивам.

ГЕТТО — первоначально часть города, отведенная на поселения евреев; обо­значение района города, а котором се­лятся определенные этнические мень­шинства, нередко дискриминируемые или испытывающие социальный дис­комфорт в иноэтническом окружении.

ДЕПОРТАЦИЯ — насильственное пере­селение групп населения или даже целых народов с их этнической роди­ны или территории длительного про­живания.

ДИАСПОРА—пребывание значитель­ной части народа (этнической общнос­ти) вне страны его происхождения.

ДИСКРИМИНАЦИЯ - ограничение или лишение прав определенной катего­рии граждан но признаку расовой или национальной принадлежности, по признаку пола, по религиозным и по­литическим убеждениям и т.д.

НАРОД — субъект истории; совокуп­ность классов и социальных групп об­щества; население государства, стра­ны.

НАРОДНОСТЬ - исторический тип эт­носа, следующий за племенем и пред­шествующий нации; возникает в ре­зультате смешения племен и образова­ния племенных союзов.

НАЦИОНАЛИЗМ - идеология, общест­венная психология, политика и обще­ственная практика, сущностью кото­рых являются идеи национальной исключительности, обособленности, пренебрежения и недоверия к другим нациям и народностям.

НАЦИЯ — исторический тип этноса, представляющий собой социально-экономическую целостность, которая складывается и воспроизводится на ос­нове общности территории, экономи­ческих связей, языка, некоторых осо­бенностей культуры, психологическо­го склада и этнического самосознания.

НЕГРИТЮД — учение об особой сущнос­ти африканской культуры, ее выделе­ние в качестве идеала и образца, эта­лона для всех других, прежде всего ев­ропейских культур.

ПАССИОНАРИЙ - человек с повышен­ной тягой к действию.

ПАССИОНАРНОСТЬ - повышенная тяга к действию.

ПАССИОНАРНЫЙ ТОЛЧОК - мута­ция, возникающая под действием спе­цифического вида космического излу­чения и приводящая к появлению пас-сионарности; может стать спусковым механизмом этногенеза.

РАСА — исторически сложившаяся груп­па людей, объединенная общностью происхождения, выражающейся в об­щности наследственных, передавае­мых потомству второстепенных внеш­них физических особенностей.

РАСИЗМ — идеология и общественная психология, сущностью которых явля­ются представления о биологическом превосходстве или, наоборот, непол­ноценности отдельных расовых групп. .

СЕГРЕГАЦИЯ — принудительное разде­ление групп населения по определен­ному социальному признаку, чаще всего — расовому и этническому; вид расовой дискриминации.

. СУБКУЛЬТУРА - совокупность норм, ценностей, идеалов, символов какой-либо этнической или социальной груп­пы, существующей относительно неза­висимо от культуры общества в целом.

СУБЭТНОС - этническая система, воз­никающая внутри этноса и отличаю­щаяся своими хозяйственными, быто­выми, культурными и другими особен­ностями.

СУПЕРЭТНОС - этническая система, состоящая из нескольких этносов, воз­никающих одновременно в одном ре­гионе, связанных идеологически, эко­номически и политически.

ТИТУЛЬНЫЙ ЭТНОС - народ, давший наименование тому или иному нацио­нально-государственному образованию.

УРБАНИЗАЦИЯ — 'процесс сосредото­чения населения и экономической жизни в крупных городах; распростра­нение черт и особенностей, свойствен­ных городу, промышленному центру.

ХОЛОКОСТ(греч. "всесожжение") — один из видов жертвоприношений, совершавшихся в древнем иу­дейском храме. В наши дни холокостом называ­ется уничтожение нацистами в годы Второй мировой войны около шести миллионов евреев.

ШОВИНИЗМ (франц. chauvinisme), крайняя форма на­ционализма, проповедь нац. исключительности, проти­вопоставление интересов одной нации интересам всех др. наций, распространение нац. чванства, разжигание нац. вражды и ненависти. Термин «Ш.» появился во Франции [в 1831 в комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трёх­цветная кокарда» («La cocarde tricolore») одним из героев был агрессивно-воинственный новобранец Никола Шовен; считается, что прообразом этого персонажа была реаль­ная личность — ветеран наполеоновских воин Н. Шовен (N. Chauvin), воспитанный в духе преклонения перед импе­ратором — создателем «величия» Франции]. Словом «Ш.» стали обозначать различные проявления националпстич. экстремизма. В Великобритании Ш. получил с кон. 70-х гг. 19 в. особое наименование — джингоизм.

Оппортунистич. течение в междунар. соцпалистич. движении, представители к-рого поддерживали в период 1-й мировой войны шовинистич. политику буржуазии своих стран, получило название социал-шовинизма.

Разновидность Ш.— великодержавный Ш.— идеология и политика господствующих классов нации, занимаю­щей главенствующее (державное) положение в гос-ве, объявляющих свою нацию «высшей» нацией. Великодер­жавный Ш. направлен па порабощение др. наций, их диск­риминацию в экономич., полптич. и культурной жизни.

ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ - форма гражданского, политического или во­оруженного противоборства, в кото­рой стороны или одна из сторон мо­билизуются, действуют и страдают по принципу этнических различий.


 


Ареалы распространения рас следующие.

Европеоиды сегодня населяют не только Европу. Они зани­мают всю Северную Африку (алжирцы и египтяне), запад Азии (турки и арабы), Сибирь— русские, почти весь Кавказ, часть Сред­ней Азии, Ирак, Афганистан, Индию. За последние 400 лет-евро­пеоиды стали главной частью населения Северной Америки и мно­гих стран Южной Америки.

Негроиды сегодня живут в Африке, на многих островах Ти­хого океана, очень много в свое время их было привезено в Америку, где и сегодня живут их потомки.

Австралоиды, во многом близкие к негроидам, живут в Ав­стралии, Меланезии.

Монголоиды (азиатская ветвь) населяют Китай, Вьетнам, Японию, Индонезию, Филиппины. К ним относятся казахи, кирги­зы, некоторые другие народы Средней Азии, коренные народы Се­вера и Дальнего Востока.

В составе четырех больших рас выделяют примерно 25 малых рас (которые называют иногда этногенетическими пучками или ло­кальными расами). Между большими и малыми расами существует довольно много переходных форм. Например, между негроидами и европеоидами — эфиопы и мулаты; между монголоидами и австра-лоидами — южноазиатская раса, японцы и т.д. Так, лица эфиопов примерно того же типа, что у их соседей-арабов, а кожа темная, не светлее, чем у представителей многих негрских этносов. У японцев сочетаются одновременно признаки австралоидов, монголоидов и европеоидов.

Расы не могут не смешиваться между собой. Поэтому сейчас у многих людей, на первый взгляд представляющих собой «чистый» тип той или иной большой расы, антропологи находят признаки, свидетельствующие о древних или сравнительно недавних смеше­ниях крови. Так, знаменитый Александр Дюма, автор «Графа Монте-Кристо» и «Трех мушкетеров», был внуком негритянки. А Александр Пушкин был потомком не только знатных русских родов, но и «арапа Петра Великого» (Абрама Ганнибала), привезенного в Россию из Северо-Восточной Африки.

То же происходит и с целыми народами. Например, четыре-пять тысяч лет назад из Азии в Европу пришли племена (предки индоев­ропейцев) — носители признаков монголоидной расы. Смешавшись с представителями европеоидных народов, они оставили общим по­томкам и некоторые особенности своей внешности. Поэтому взгляд специалиста отмечает, например, у некоторых жителей Эстонии близость разреза глаз к монголоидному, некоторую уплощенность лиц. С юга в Европу в течение тысячелетий проникали африканцы. Примесь их крови антропологи находят не только у испанцев, пор­тугальцев, итальянцев, жителей юга Франции, но и дальше на севе­ро-западе — в Ирландии.

Вообще, вся история человечества представляет собой историю переселений и завоеваний народов. Народы-завоеватели, пришель­цы оказывали довольно большое влияние на культуру завоеванного народа, а антропологические последствия переселений были менее заметны, поскольку завоевателей не может быть слишком много и во всяком случае их значительно меньше, чем коренного населения, даже если часть его истребляется в ходе нашествия. Во внешности общих потомков наследие побежденных чаще всего оказывается го­раздо заметнее, чем наследие победителей.

По этим следам антрополог может узнать многое об истории на­рода, не отраженной ни в фольклоре, ни в письменных источниках, авторы которых предпочитали умалчивать о подобных вещах — всег­да приятнее происходить от победителей, чем от побежденных. Так появились многочисленные мифы об истории и происхождении раз­ных народов. И лишь антропологические исследования могут вы­членить в них рациональное зерно.

Этническая картина Российской Федерации является дос­таточно пестрой в расовом аспекте, так как здесь проживают свы­ше 130 наций, народностей и этнических групп (самый большой этнос — русские — насчитывает 120 млн человек, самая маленькая этническая группа — керки — около 100 человек). В составе населе­ния России этнологи насчитывают 10 малых рас. Это объясняется тем, что в нашей стране проходит граница между основными ареа­лами распространения двух больших рас — европеоидной и монго­лоидной. Процессы расового смешения имеют здесь многовековую историю, поэтому населению России никогда не был свойствен ра­сизм как неприятие представителей какой-либо расы.

 

История расовых теорий

К сожалению, в общем для истории человечества характерны и этноцентризм, и расизм. Еще древне­греческий историк Фукидид сообщал, что персы самым лучшим на свете народом считают себя, а относительно других народов пола­гают, что они тем хуже, чем дальше живут от Персии; т.е. такой модели отношения к чужеземцам — многие тысячи лет.

Европейская наука (этнология, антропология, культурология) пыталась подвести научную базу под эти взгляды. Например, в био­логии имя Карла Линнея глубоко уважается и сегодня. Это великий систематизатор живого мира, во многом заложивший основы совре­менной биологической науки. Менее известно, что он пытался сис­тематизировать и человеческие расы. В его классификации американец — красноват, холерик, строен; европеец — бел, сангвиник, мя­сист; азиат — желтолик, меланхолик, крепкого сложения; африка­нец — черен, флегматик, дрябл. Линней также утверждал, что аме­риканец — упрям, доволен собой, свободолюбив; европеец — подви­жен, остроумен, изобретателен; азиат — жесток, любит роскошь и скуп; африканец — лукав, ленив и равнодушен.

Но откровенно расистские концепции, делавшие вывод о праве на власть предпочитаемой расы (европейцев), появились только в конце XVIII в. Особенно популярны они были в Америке, так как обосновывали рабство тем, что негры — низшая раса и не способны жить без постоянной опеки.

В 1853 г. вышла книга французского графа А. Гобино «Опыт о неравенстве человеческих рас» — настоящий манифест расизма. В этой книге он показывал, что причина, источник разного уровня развития народов и культур состоит в расовых особенностях людей. При этом он исходил из идеи полигенизма — учения, отрицающего единство человеческого рода, считавшего, что каждая раса появи­лась вполне самостоятельно. Именно поэтому расы различаются не только по «красоте» и внешним признакам, но и по психологическим качествам и умению создавать и усваивать культуру. Дикари явля­ются таковыми, потому что они — представители низших рас и выше им никогда не подняться.

Низшей расой Гобино считал черную, несколько более разви­той — желтую. Но единственно способной к прогрессу и созданию полноценной культуры называлась белая раса, особенно ее элита — арийцы. Свой тезис Гобино доказывал, рассматривая развитие де­сяти цивилизаций, известных в истории человечества (индийская, египетская, ассирийская, греческая, китайская, римская, герман­ская, аллеганская, мексиканская и перуанская), и считая, что они созданы высшей разновидностью белой расы — арийцами. Чтобы до­казать это, он использовал самые фантастические допущения (на­пример, он был убежден, что китайская культура создана белыми людьми, прибывшими из Индии). Идеалом для Гобино была герман­ская культура в лице средневекового Рима. Но о будущем человече­ства ему думалось весьма пессимистически; он сожалел, что белая раса (включая арийцев), создавая повсюду новые типы культуры, смешивалась с другими народами, теряла свою чистоту и изначаль­ный импульс энергии.

Более наукообразное оформление подобные взгляды получили в теориях Ж. Ляпужа во Франции и О. Аммона в Германии. Они выдвигали тезис о зависимости психических качеств людей и их культуры от головного показателя (процентного отношения наи­большей ширины головы к ее наибольшей длине). Согласно данной «теории», чем длинноголовое человек, тем более он одарен, спосо­бен и т.д. Длинноголовые — представители европейской расы, со­здательницы великих культур в истории человечества. Если же среди европейцев обнаруживаются короткоголовые, то обычно это бед­ные классы и слои населения, потоки негерманского местного на­селения, что и объясняет их «неполноценность».

Аналогичные концепции разрабатывал немецкий биолог Л. Вольтман, убежденный в превосходстве европеоидной (кавказской) расы, и английский историк X. Чемберлен, который высшей считал «тев­тонскую» расу, наследницу «арийского» духа.

Начало «научным» концепциям расизма положила европейская наука, отражая во многом реальную практику колониализма. Впос­ледствии постепенно стало формироваться ответное движение со стороны бывших колониальных и зависимых народов, создавших в противовес белому расизму собственные теории о своей расовой исключительности — появились идеи превосходства индийской, японской, африканской, китайской культур и народов над нынеш­ними европейцами. Так, еще в середине XIX в. в Латинской Америке возникло серьезное общественное течение «индеанизм», ставившее своей целью улучшение положения индейцев. От утверждения «ин­дейцы тоже люди» они постепенно пришли к выводу о том, что ин­дейская раса — самая лучшая и высшая, потенциально имеет возмож­ность — и должна — стать самой высокой на Земле. В XX в. сторон­ники индеанизма уже утверждали, что только чистокровные индей­цы имеют право жить на индейской земле. В Мексике в рамках этого течения возникло общество «касканес» («борцы за»), члены кото­рого требовали изгнания из Мексики всех, в ком течет хотя бы капля европейской крови.

В США девиз «черное—прекрасно», под которым выступали многие борцы за равноправие негров, для черных расистов приоб­рел новое значение: «белое — отвратительно». В Африке в 60-х гг. XX в. после освобождения многочисленных африканских стран от колониальной зависимости бывшим президентом Сенегала Л.С. Сен-гору была создана концепция негритюда (расизма наоборот). Он отмечал преимущества и особенности африканцев как детей приро­ды, непосредственно сливающихся с ней, подчиняющихся ее рит­мам, запахам, звукам. Поэтому вся африканская культура пронизана ритмами, связывающими ее с космическими колебаниями. Белый же человек — разрушитель, потерявший гармонию в отношениях с самим собой, другими людьми и природой, и его ожидают беды, если он не изменит своей культуры.

 

Специфика этнических конфликтов и их причины

Природа этнических конфликтов. Современное человечество представляет собой довольно сложную этническую структуру, вклю­чающую в себя несколько тысяч различного рода этнических об-щностей (наций, народностей, племен, этнических групп и т.п.), от­личающихся как численностью, так и уровнем развития. Неравно­мерность социально-экономических, этнических и демографичес­ких процессов в развитии народов мира сказалась на политической карте мира. Все этнические общности Земли входят в состав немно­гим более 200 государств. Поэтому большинство современных госу­дарств полиэтнично. Полиэтничность особенно характерна для раз­вивающихся стран. Так, в Индии проживает несколько сотен этни­ческих общностей разного типа, в Индонезии их насчитывается более 150, в Нигерии официально живет 200 народов, в Кении — более 70 и т.д.

Неоднородность этнической структуры закономерно порождает различного рода проблемы, противоречия, напряженность, кон­фликты в отношениях между народами. Одни из них носят затяжной характер и продолжаются уже несколько десятилетий (ирландцы и англичане в Ольстере, фламандцы и валлоны в Бельгии, англо- и франкоканадцы в Канаде), другие резко обострились в последние 10-15 лет (в республиках бывшего СССР и Югославии, в ряде стран Африки). По данным Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира, в середине 90-х гг. XX в. более 70% военных конфликтов по всей планете были межэтническими. Поэ­тому проблема этнических конфликтов в этнологической науке яв­ляется, пожалуй, самой важной и актуальной.

Природа любого социального конфликта, в том числе и этничес­кого, всегда сложна и противоречива, поскольку обусловлена ком­плексом причин и конфликтогенных факторов, связана с явными и латентными (скрытыми) интересами сторон, проходит определен­ные этапы развития и формы противоборства. Однако всякий эт­нический конфликт начинается с состояния этнической напряжен­ности — особого психического состояния этнической общности, ко­торое формируется в процессе отражения групповым этническим сознанием совокупности неблагоприятных внешних условий, ущем­ляющих интересы этноса, дестабилизирующих его состояние и за­трудняющих его развитие.

Как и всякий живой организм (а этнос является биосоциокуль-турным образованием) этническая общность либо противится де­структивным действиям, либо ищет формы адаптации, чтобы осла­бить эти действия. Можно сказать, что состояние межэтнической напряженности — не только психологический фон конфликта, но и способ мобилизации внутренних психологических ресурсов этноса для защиты своих интересов.

Степень этнической напряженности зависит от структуры и со­держания межэтнических коммуникаций, особенностей этнической культуры взаимодействующих общностей и исторического характе­ра отношений между ними. Эти компоненты обретают свое сущест­вование в виде представлений, мнений, убеждений, выражающих отношение к практике межэтнических отношений в государстве; в виде этнокультурных установок, поведенческих моделей; в виде от­дельных фрагментов исторической памяти этноса, включающей оценочное знание исторических событий в сфере межэтнических отношений.

В формировании межэтнической напряженности большую роль играет история межэтнических отношений. В истори­ческой памяти особенно хорошо сохраняются национальные обиды и признательности, причем митинги на исторические темы способ­ствуют переводу социальной напряженности в межэтническую. Всег­да проще указать на исторического врага, чем разобраться в том, кто виноват в сегодняшнем положении народа и, самое главное, что нужно сделать, чтобы изменить это положение. В таком случае про­шлое начинает восприниматься через призму настоящего.

Этническая напряженность как массовое психическое состояние основана на эмоциональном заражении, психическом внушении и подражании. Социально-психологические процессы в митингующей толпе близки к массовой психологии толпы. Здесь ин­дивид снижает уровень критического отношения к себе и ответст­венности за свое поведение, происходит сдвиг от рационального к эмоциональному, осознание общей силы и личной анонимности.

По Наблюдениям психологов, толпе свойствен кумулятивный эф­фект — усиление эмоциональной, волны, как правило, тревожного или агрессивного содержания. В толпе очень легко перейти от эмо­ций к действию — для этого толпе нужен лидер или лидирующая группа. Очень велика вероятность перехода к насилию, что еще более усиливает межэтническую напряженность.

Процесс нагнетания межэтнической напряженности стимулиру­ют слухи, циркулирующие в системе неформальных коммуника­ций. Слух — это неточное описание реального или вымышленного события, отражающее общие настроения в обществе, этнические установки и стереотипы. Нельзя не обращать внимания на слухи, ибо информационный вакуум или искаженная информация в сред­ствах массовой информации вызывают новый круг слухов.

Межэтническая напряженн

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...