Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Специфика этнических конфликтов и их причиныЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ Основные понятия.
АПАРТЕИД — принцип раздельного проживания представителей различных этнорасовых групп. ГЕНОЦИД - истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам. ГЕТТО — первоначально часть города, отведенная на поселения евреев; обозначение района города, а котором селятся определенные этнические меньшинства, нередко дискриминируемые или испытывающие социальный дискомфорт в иноэтническом окружении. ДЕПОРТАЦИЯ — насильственное переселение групп населения или даже целых народов с их этнической родины или территории длительного проживания. ДИАСПОРА—пребывание значительной части народа (этнической общности) вне страны его происхождения. ДИСКРИМИНАЦИЯ - ограничение или лишение прав определенной категории граждан но признаку расовой или национальной принадлежности, по признаку пола, по религиозным и политическим убеждениям и т.д. НАРОД — субъект истории; совокупность классов и социальных групп общества; население государства, страны. НАРОДНОСТЬ - исторический тип этноса, следующий за племенем и предшествующий нации; возникает в результате смешения племен и образования племенных союзов. НАЦИОНАЛИЗМ - идеология, общественная психология, политика и общественная практика, сущностью которых являются идеи национальной исключительности, обособленности, пренебрежения и недоверия к другим нациям и народностям. НАЦИЯ — исторический тип этноса, представляющий собой социально-экономическую целостность, которая складывается и воспроизводится на основе общности территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры, психологического склада и этнического самосознания. НЕГРИТЮД — учение об особой сущности африканской культуры, ее выделение в качестве идеала и образца, эталона для всех других, прежде всего европейских культур. ПАССИОНАРИЙ - человек с повышенной тягой к действию. ПАССИОНАРНОСТЬ - повышенная тяга к действию. ПАССИОНАРНЫЙ ТОЛЧОК - мутация, возникающая под действием специфического вида космического излучения и приводящая к появлению пас-сионарности; может стать спусковым механизмом этногенеза. РАСА — исторически сложившаяся группа людей, объединенная общностью происхождения, выражающейся в общности наследственных, передаваемых потомству второстепенных внешних физических особенностей. РАСИЗМ — идеология и общественная психология, сущностью которых являются представления о биологическом превосходстве или, наоборот, неполноценности отдельных расовых групп. . СЕГРЕГАЦИЯ — принудительное разделение групп населения по определенному социальному признаку, чаще всего — расовому и этническому; вид расовой дискриминации. . СУБКУЛЬТУРА - совокупность норм, ценностей, идеалов, символов какой-либо этнической или социальной группы, существующей относительно независимо от культуры общества в целом. СУБЭТНОС - этническая система, возникающая внутри этноса и отличающаяся своими хозяйственными, бытовыми, культурными и другими особенностями. СУПЕРЭТНОС - этническая система, состоящая из нескольких этносов, возникающих одновременно в одном регионе, связанных идеологически, экономически и политически. ТИТУЛЬНЫЙ ЭТНОС - народ, давший наименование тому или иному национально-государственному образованию. УРБАНИЗАЦИЯ — 'процесс сосредоточения населения и экономической жизни в крупных городах; распространение черт и особенностей, свойственных городу, промышленному центру. ХОЛОКОСТ(греч. "всесожжение") — один из видов жертвоприношений, совершавшихся в древнем иудейском храме. В наши дни холокостом называется уничтожение нацистами в годы Второй мировой войны около шести миллионов евреев. ШОВИНИЗМ (франц. chauvinisme), крайняя форма национализма, проповедь нац. исключительности, противопоставление интересов одной нации интересам всех др. наций, распространение нац. чванства, разжигание нац. вражды и ненависти. Термин «Ш.» появился во Франции [в 1831 в комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трёхцветная кокарда» («La cocarde tricolore») одним из героев был агрессивно-воинственный новобранец Никола Шовен; считается, что прообразом этого персонажа была реальная личность — ветеран наполеоновских воин Н. Шовен (N. Chauvin), воспитанный в духе преклонения перед императором — создателем «величия» Франции]. Словом «Ш.» стали обозначать различные проявления националпстич. экстремизма. В Великобритании Ш. получил с кон. 70-х гг. 19 в. особое наименование — джингоизм. Оппортунистич. течение в междунар. соцпалистич. движении, представители к-рого поддерживали в период 1-й мировой войны шовинистич. политику буржуазии своих стран, получило название социал-шовинизма. Разновидность Ш.— великодержавный Ш.— идеология и политика господствующих классов нации, занимающей главенствующее (державное) положение в гос-ве, объявляющих свою нацию «высшей» нацией. Великодержавный Ш. направлен па порабощение др. наций, их дискриминацию в экономич., полптич. и культурной жизни. ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ - форма гражданского, политического или вооруженного противоборства, в которой стороны или одна из сторон мобилизуются, действуют и страдают по принципу этнических различий.
Ареалы распространения рас следующие. Европеоиды сегодня населяют не только Европу. Они занимают всю Северную Африку (алжирцы и египтяне), запад Азии (турки и арабы), Сибирь— русские, почти весь Кавказ, часть Средней Азии, Ирак, Афганистан, Индию. За последние 400 лет-европеоиды стали главной частью населения Северной Америки и многих стран Южной Америки. Негроиды сегодня живут в Африке, на многих островах Тихого океана, очень много в свое время их было привезено в Америку, где и сегодня живут их потомки. Австралоиды, во многом близкие к негроидам, живут в Австралии, Меланезии. Монголоиды (азиатская ветвь) населяют Китай, Вьетнам, Японию, Индонезию, Филиппины. К ним относятся казахи, киргизы, некоторые другие народы Средней Азии, коренные народы Севера и Дальнего Востока. В составе четырех больших рас выделяют примерно 25 малых рас (которые называют иногда этногенетическими пучками или локальными расами). Между большими и малыми расами существует довольно много переходных форм. Например, между негроидами и европеоидами — эфиопы и мулаты; между монголоидами и австра-лоидами — южноазиатская раса, японцы и т.д. Так, лица эфиопов примерно того же типа, что у их соседей-арабов, а кожа темная, не светлее, чем у представителей многих негрских этносов. У японцев сочетаются одновременно признаки австралоидов, монголоидов и европеоидов. Расы не могут не смешиваться между собой. Поэтому сейчас у многих людей, на первый взгляд представляющих собой «чистый» тип той или иной большой расы, антропологи находят признаки, свидетельствующие о древних или сравнительно недавних смешениях крови. Так, знаменитый Александр Дюма, автор «Графа Монте-Кристо» и «Трех мушкетеров», был внуком негритянки. А Александр Пушкин был потомком не только знатных русских родов, но и «арапа Петра Великого» (Абрама Ганнибала), привезенного в Россию из Северо-Восточной Африки. То же происходит и с целыми народами. Например, четыре-пять тысяч лет назад из Азии в Европу пришли племена (предки индоевропейцев) — носители признаков монголоидной расы. Смешавшись с представителями европеоидных народов, они оставили общим потомкам и некоторые особенности своей внешности. Поэтому взгляд специалиста отмечает, например, у некоторых жителей Эстонии близость разреза глаз к монголоидному, некоторую уплощенность лиц. С юга в Европу в течение тысячелетий проникали африканцы. Примесь их крови антропологи находят не только у испанцев, португальцев, итальянцев, жителей юга Франции, но и дальше на северо-западе — в Ирландии. Вообще, вся история человечества представляет собой историю переселений и завоеваний народов. Народы-завоеватели, пришельцы оказывали довольно большое влияние на культуру завоеванного народа, а антропологические последствия переселений были менее заметны, поскольку завоевателей не может быть слишком много и во всяком случае их значительно меньше, чем коренного населения, даже если часть его истребляется в ходе нашествия. Во внешности общих потомков наследие побежденных чаще всего оказывается гораздо заметнее, чем наследие победителей. По этим следам антрополог может узнать многое об истории народа, не отраженной ни в фольклоре, ни в письменных источниках, авторы которых предпочитали умалчивать о подобных вещах — всегда приятнее происходить от победителей, чем от побежденных. Так появились многочисленные мифы об истории и происхождении разных народов. И лишь антропологические исследования могут вычленить в них рациональное зерно. Этническая картина Российской Федерации является достаточно пестрой в расовом аспекте, так как здесь проживают свыше 130 наций, народностей и этнических групп (самый большой этнос — русские — насчитывает 120 млн человек, самая маленькая этническая группа — керки — около 100 человек). В составе населения России этнологи насчитывают 10 малых рас. Это объясняется тем, что в нашей стране проходит граница между основными ареалами распространения двух больших рас — европеоидной и монголоидной. Процессы расового смешения имеют здесь многовековую историю, поэтому населению России никогда не был свойствен расизм как неприятие представителей какой-либо расы.
История расовых теорий К сожалению, в общем для истории человечества характерны и этноцентризм, и расизм. Еще древнегреческий историк Фукидид сообщал, что персы самым лучшим на свете народом считают себя, а относительно других народов полагают, что они тем хуже, чем дальше живут от Персии; т.е. такой модели отношения к чужеземцам — многие тысячи лет. Европейская наука (этнология, антропология, культурология) пыталась подвести научную базу под эти взгляды. Например, в биологии имя Карла Линнея глубоко уважается и сегодня. Это великий систематизатор живого мира, во многом заложивший основы современной биологической науки. Менее известно, что он пытался систематизировать и человеческие расы. В его классификации американец — красноват, холерик, строен; европеец — бел, сангвиник, мясист; азиат — желтолик, меланхолик, крепкого сложения; африканец — черен, флегматик, дрябл. Линней также утверждал, что американец — упрям, доволен собой, свободолюбив; европеец — подвижен, остроумен, изобретателен; азиат — жесток, любит роскошь и скуп; африканец — лукав, ленив и равнодушен. Но откровенно расистские концепции, делавшие вывод о праве на власть предпочитаемой расы (европейцев), появились только в конце XVIII в. Особенно популярны они были в Америке, так как обосновывали рабство тем, что негры — низшая раса и не способны жить без постоянной опеки. В 1853 г. вышла книга французского графа А. Гобино «Опыт о неравенстве человеческих рас» — настоящий манифест расизма. В этой книге он показывал, что причина, источник разного уровня развития народов и культур состоит в расовых особенностях людей. При этом он исходил из идеи полигенизма — учения, отрицающего единство человеческого рода, считавшего, что каждая раса появилась вполне самостоятельно. Именно поэтому расы различаются не только по «красоте» и внешним признакам, но и по психологическим качествам и умению создавать и усваивать культуру. Дикари являются таковыми, потому что они — представители низших рас и выше им никогда не подняться. Низшей расой Гобино считал черную, несколько более развитой — желтую. Но единственно способной к прогрессу и созданию полноценной культуры называлась белая раса, особенно ее элита — арийцы. Свой тезис Гобино доказывал, рассматривая развитие десяти цивилизаций, известных в истории человечества (индийская, египетская, ассирийская, греческая, китайская, римская, германская, аллеганская, мексиканская и перуанская), и считая, что они созданы высшей разновидностью белой расы — арийцами. Чтобы доказать это, он использовал самые фантастические допущения (например, он был убежден, что китайская культура создана белыми людьми, прибывшими из Индии). Идеалом для Гобино была германская культура в лице средневекового Рима. Но о будущем человечества ему думалось весьма пессимистически; он сожалел, что белая раса (включая арийцев), создавая повсюду новые типы культуры, смешивалась с другими народами, теряла свою чистоту и изначальный импульс энергии. Более наукообразное оформление подобные взгляды получили в теориях Ж. Ляпужа во Франции и О. Аммона в Германии. Они выдвигали тезис о зависимости психических качеств людей и их культуры от головного показателя (процентного отношения наибольшей ширины головы к ее наибольшей длине). Согласно данной «теории», чем длинноголовое человек, тем более он одарен, способен и т.д. Длинноголовые — представители европейской расы, создательницы великих культур в истории человечества. Если же среди европейцев обнаруживаются короткоголовые, то обычно это бедные классы и слои населения, потоки негерманского местного населения, что и объясняет их «неполноценность». Аналогичные концепции разрабатывал немецкий биолог Л. Вольтман, убежденный в превосходстве европеоидной (кавказской) расы, и английский историк X. Чемберлен, который высшей считал «тевтонскую» расу, наследницу «арийского» духа. Начало «научным» концепциям расизма положила европейская наука, отражая во многом реальную практику колониализма. Впоследствии постепенно стало формироваться ответное движение со стороны бывших колониальных и зависимых народов, создавших в противовес белому расизму собственные теории о своей расовой исключительности — появились идеи превосходства индийской, японской, африканской, китайской культур и народов над нынешними европейцами. Так, еще в середине XIX в. в Латинской Америке возникло серьезное общественное течение «индеанизм», ставившее своей целью улучшение положения индейцев. От утверждения «индейцы тоже люди» они постепенно пришли к выводу о том, что индейская раса — самая лучшая и высшая, потенциально имеет возможность — и должна — стать самой высокой на Земле. В XX в. сторонники индеанизма уже утверждали, что только чистокровные индейцы имеют право жить на индейской земле. В Мексике в рамках этого течения возникло общество «касканес» («борцы за»), члены которого требовали изгнания из Мексики всех, в ком течет хотя бы капля европейской крови. В США девиз «черное—прекрасно», под которым выступали многие борцы за равноправие негров, для черных расистов приобрел новое значение: «белое — отвратительно». В Африке в 60-х гг. XX в. после освобождения многочисленных африканских стран от колониальной зависимости бывшим президентом Сенегала Л.С. Сен-гору была создана концепция негритюда (расизма наоборот). Он отмечал преимущества и особенности африканцев как детей природы, непосредственно сливающихся с ней, подчиняющихся ее ритмам, запахам, звукам. Поэтому вся африканская культура пронизана ритмами, связывающими ее с космическими колебаниями. Белый же человек — разрушитель, потерявший гармонию в отношениях с самим собой, другими людьми и природой, и его ожидают беды, если он не изменит своей культуры.
ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ Основные понятия.
АПАРТЕИД — принцип раздельного проживания представителей различных этнорасовых групп. ГЕНОЦИД - истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам. ГЕТТО — первоначально часть города, отведенная на поселения евреев; обозначение района города, а котором селятся определенные этнические меньшинства, нередко дискриминируемые или испытывающие социальный дискомфорт в иноэтническом окружении. ДЕПОРТАЦИЯ — насильственное переселение групп населения или даже целых народов с их этнической родины или территории длительного проживания. ДИАСПОРА—пребывание значительной части народа (этнической общности) вне страны его происхождения. ДИСКРИМИНАЦИЯ - ограничение или лишение прав определенной категории граждан но признаку расовой или национальной принадлежности, по признаку пола, по религиозным и политическим убеждениям и т.д. НАРОД — субъект истории; совокупность классов и социальных групп общества; население государства, страны. НАРОДНОСТЬ - исторический тип этноса, следующий за племенем и предшествующий нации; возникает в результате смешения племен и образования племенных союзов. НАЦИОНАЛИЗМ - идеология, общественная психология, политика и общественная практика, сущностью которых являются идеи национальной исключительности, обособленности, пренебрежения и недоверия к другим нациям и народностям. НАЦИЯ — исторический тип этноса, представляющий собой социально-экономическую целостность, которая складывается и воспроизводится на основе общности территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры, психологического склада и этнического самосознания. НЕГРИТЮД — учение об особой сущности африканской культуры, ее выделение в качестве идеала и образца, эталона для всех других, прежде всего европейских культур. ПАССИОНАРИЙ - человек с повышенной тягой к действию. ПАССИОНАРНОСТЬ - повышенная тяга к действию. ПАССИОНАРНЫЙ ТОЛЧОК - мутация, возникающая под действием специфического вида космического излучения и приводящая к появлению пас-сионарности; может стать спусковым механизмом этногенеза. РАСА — исторически сложившаяся группа людей, объединенная общностью происхождения, выражающейся в общности наследственных, передаваемых потомству второстепенных внешних физических особенностей. РАСИЗМ — идеология и общественная психология, сущностью которых являются представления о биологическом превосходстве или, наоборот, неполноценности отдельных расовых групп. . СЕГРЕГАЦИЯ — принудительное разделение групп населения по определенному социальному признаку, чаще всего — расовому и этническому; вид расовой дискриминации. . СУБКУЛЬТУРА - совокупность норм, ценностей, идеалов, символов какой-либо этнической или социальной группы, существующей относительно независимо от культуры общества в целом. СУБЭТНОС - этническая система, возникающая внутри этноса и отличающаяся своими хозяйственными, бытовыми, культурными и другими особенностями. СУПЕРЭТНОС - этническая система, состоящая из нескольких этносов, возникающих одновременно в одном регионе, связанных идеологически, экономически и политически. ТИТУЛЬНЫЙ ЭТНОС - народ, давший наименование тому или иному национально-государственному образованию. УРБАНИЗАЦИЯ — 'процесс сосредоточения населения и экономической жизни в крупных городах; распространение черт и особенностей, свойственных городу, промышленному центру. ХОЛОКОСТ(греч. "всесожжение") — один из видов жертвоприношений, совершавшихся в древнем иудейском храме. В наши дни холокостом называется уничтожение нацистами в годы Второй мировой войны около шести миллионов евреев. ШОВИНИЗМ (франц. chauvinisme), крайняя форма национализма, проповедь нац. исключительности, противопоставление интересов одной нации интересам всех др. наций, распространение нац. чванства, разжигание нац. вражды и ненависти. Термин «Ш.» появился во Франции [в 1831 в комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трёхцветная кокарда» («La cocarde tricolore») одним из героев был агрессивно-воинственный новобранец Никола Шовен; считается, что прообразом этого персонажа была реальная личность — ветеран наполеоновских воин Н. Шовен (N. Chauvin), воспитанный в духе преклонения перед императором — создателем «величия» Франции]. Словом «Ш.» стали обозначать различные проявления националпстич. экстремизма. В Великобритании Ш. получил с кон. 70-х гг. 19 в. особое наименование — джингоизм. Оппортунистич. течение в междунар. соцпалистич. движении, представители к-рого поддерживали в период 1-й мировой войны шовинистич. политику буржуазии своих стран, получило название социал-шовинизма. Разновидность Ш.— великодержавный Ш.— идеология и политика господствующих классов нации, занимающей главенствующее (державное) положение в гос-ве, объявляющих свою нацию «высшей» нацией. Великодержавный Ш. направлен па порабощение др. наций, их дискриминацию в экономич., полптич. и культурной жизни. ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ - форма гражданского, политического или вооруженного противоборства, в которой стороны или одна из сторон мобилизуются, действуют и страдают по принципу этнических различий.
Ареалы распространения рас следующие. Европеоиды сегодня населяют не только Европу. Они занимают всю Северную Африку (алжирцы и египтяне), запад Азии (турки и арабы), Сибирь— русские, почти весь Кавказ, часть Средней Азии, Ирак, Афганистан, Индию. За последние 400 лет-европеоиды стали главной частью населения Северной Америки и многих стран Южной Америки. Негроиды сегодня живут в Африке, на многих островах Тихого океана, очень много в свое время их было привезено в Америку, где и сегодня живут их потомки. Австралоиды, во многом близкие к негроидам, живут в Австралии, Меланезии. Монголоиды (азиатская ветвь) населяют Китай, Вьетнам, Японию, Индонезию, Филиппины. К ним относятся казахи, киргизы, некоторые другие народы Средней Азии, коренные народы Севера и Дальнего Востока. В составе четырех больших рас выделяют примерно 25 малых рас (которые называют иногда этногенетическими пучками или локальными расами). Между большими и малыми расами существует довольно много переходных форм. Например, между негроидами и европеоидами — эфиопы и мулаты; между монголоидами и австра-лоидами — южноазиатская раса, японцы и т.д. Так, лица эфиопов примерно того же типа, что у их соседей-арабов, а кожа темная, не светлее, чем у представителей многих негрских этносов. У японцев сочетаются одновременно признаки австралоидов, монголоидов и европеоидов. Расы не могут не смешиваться между собой. Поэтому сейчас у многих людей, на первый взгляд представляющих собой «чистый» тип той или иной большой расы, антропологи находят признаки, свидетельствующие о древних или сравнительно недавних смешениях крови. Так, знаменитый Александр Дюма, автор «Графа Монте-Кристо» и «Трех мушкетеров», был внуком негритянки. А Александр Пушкин был потомком не только знатных русских родов, но и «арапа Петра Великого» (Абрама Ганнибала), привезенного в Россию из Северо-Восточной Африки. То же происходит и с целыми народами. Например, четыре-пять тысяч лет назад из Азии в Европу пришли племена (предки индоевропейцев) — носители признаков монголоидной расы. Смешавшись с представителями европеоидных народов, они оставили общим потомкам и некоторые особенности своей внешности. Поэтому взгляд специалиста отмечает, например, у некоторых жителей Эстонии близость разреза глаз к монголоидному, некоторую уплощенность лиц. С юга в Европу в течение тысячелетий проникали африканцы. Примесь их крови антропологи находят не только у испанцев, португальцев, итальянцев, жителей юга Франции, но и дальше на северо-западе — в Ирландии. Вообще, вся история человечества представляет собой историю переселений и завоеваний народов. Народы-завоеватели, пришельцы оказывали довольно большое влияние на культуру завоеванного народа, а антропологические последствия переселений были менее заметны, поскольку завоевателей не может быть слишком много и во всяком случае их значительно меньше, чем коренного населения, даже если часть его истребляется в ходе нашествия. Во внешности общих потомков наследие побежденных чаще всего оказывается гораздо заметнее, чем наследие победителей. По этим следам антрополог может узнать многое об истории народа, не отраженной ни в фольклоре, ни в письменных источниках, авторы которых предпочитали умалчивать о подобных вещах — всегда приятнее происходить от победителей, чем от побежденных. Так появились многочисленные мифы об истории и происхождении разных народов. И лишь антропологические исследования могут вычленить в них рациональное зерно. Этническая картина Российской Федерации является достаточно пестрой в расовом аспекте, так как здесь проживают свыше 130 наций, народностей и этнических групп (самый большой этнос — русские — насчитывает 120 млн человек, самая маленькая этническая группа — керки — около 100 человек). В составе населения России этнологи насчитывают 10 малых рас. Это объясняется тем, что в нашей стране проходит граница между основными ареалами распространения двух больших рас — европеоидной и монголоидной. Процессы расового смешения имеют здесь многовековую историю, поэтому населению России никогда не был свойствен расизм как неприятие представителей какой-либо расы.
История расовых теорий К сожалению, в общем для истории человечества характерны и этноцентризм, и расизм. Еще древнегреческий историк Фукидид сообщал, что персы самым лучшим на свете народом считают себя, а относительно других народов полагают, что они тем хуже, чем дальше живут от Персии; т.е. такой модели отношения к чужеземцам — многие тысячи лет. Европейская наука (этнология, антропология, культурология) пыталась подвести научную базу под эти взгляды. Например, в биологии имя Карла Линнея глубоко уважается и сегодня. Это великий систематизатор живого мира, во многом заложивший основы современной биологической науки. Менее известно, что он пытался систематизировать и человеческие расы. В его классификации американец — красноват, холерик, строен; европеец — бел, сангвиник, мясист; азиат — желтолик, меланхолик, крепкого сложения; африканец — черен, флегматик, дрябл. Линней также утверждал, что американец — упрям, доволен собой, свободолюбив; европеец — подвижен, остроумен, изобретателен; азиат — жесток, любит роскошь и скуп; африканец — лукав, ленив и равнодушен. Но откровенно расистские концепции, делавшие вывод о праве на власть предпочитаемой расы (европейцев), появились только в конце XVIII в. Особенно популярны они были в Америке, так как обосновывали рабство тем, что негры — низшая раса и не способны жить без постоянной опеки. В 1853 г. вышла книга французского графа А. Гобино «Опыт о неравенстве человеческих рас» — настоящий манифест расизма. В этой книге он показывал, что причина, источник разного уровня развития народов и культур состоит в расовых особенностях людей. При этом он исходил из идеи полигенизма — учения, отрицающего единство человеческого рода, считавшего, что каждая раса появилась вполне самостоятельно. Именно поэтому расы различаются не только по «красоте» и внешним признакам, но и по психологическим качествам и умению создавать и усваивать культуру. Дикари являются таковыми, потому что они — представители низших рас и выше им никогда не подняться. Низшей расой Гобино считал черную, несколько более развитой — желтую. Но единственно способной к прогрессу и созданию полноценной культуры называлась белая раса, особенно ее элита — арийцы. Свой тезис Гобино доказывал, рассматривая развитие десяти цивилизаций, известных в истории человечества (индийская, египетская, ассирийская, греческая, китайская, римская, германская, аллеганская, мексиканская и перуанская), и считая, что они созданы высшей разновидностью белой расы — арийцами. Чтобы доказать это, он использовал самые фантастические допущения (например, он был убежден, что китайская культура создана белыми людьми, прибывшими из Индии). Идеалом для Гобино была германская культура в лице средневекового Рима. Но о будущем человечества ему думалось весьма пессимистически; он сожалел, что белая раса (включая арийцев), создавая повсюду новые типы культуры, смешивалась с другими народами, теряла свою чистоту и изначальный импульс энергии. Более наукообразное оформление подобные взгляды получили в теориях Ж. Ляпужа во Франции и О. Аммона в Германии. Они выдвигали тезис о зависимости психических качеств людей и их культуры от головного показателя (процентного отношения наибольшей ширины головы к ее наибольшей длине). Согласно данной «теории», чем длинноголовое человек, тем более он одарен, способен и т.д. Длинноголовые — представители европейской расы, создательницы великих культур в истории человечества. Если же среди европейцев обнаруживаются короткоголовые, то обычно это бедные классы и слои населения, потоки негерманского местного населения, что и объясняет их «неполноценность». Аналогичные концепции разрабатывал немецкий биолог Л. Вольтман, убежденный в превосходстве европеоидной (кавказской) расы, и английский историк X. Чемберлен, который высшей считал «тевтонскую» расу, наследницу «арийского» духа. Начало «научным» концепциям расизма положила европейская наука, отражая во многом реальную практику колониализма. Впоследствии постепенно стало формироваться ответное движение со стороны бывших колониальных и зависимых народов, создавших в противовес белому расизму собственные теории о своей расовой исключительности — появились идеи превосходства индийской, японской, африканской, китайской культур и народов над нынешними европейцами. Так, еще в середине XIX в. в Латинской Америке возникло серьезное общественное течение «индеанизм», ставившее своей целью улучшение положения индейцев. От утверждения «индейцы тоже люди» они постепенно пришли к выводу о том, что индейская раса — самая лучшая и высшая, потенциально имеет возможность — и должна — стать самой высокой на Земле. В XX в. сторонники индеанизма уже утверждали, что только чистокровные индейцы имеют право жить на индейской земле. В Мексике в рамках этого течения возникло общество «касканес» («борцы за»), члены которого требовали изгнания из Мексики всех, в ком течет хотя бы капля европейской крови. В США девиз «черное—прекрасно», под которым выступали многие борцы за равноправие негров, для черных расистов приобрел новое значение: «белое — отвратительно». В Африке в 60-х гг. XX в. после освобождения многочисленных африканских стран от колониальной зависимости бывшим президентом Сенегала Л.С. Сен-гору была создана концепция негритюда (расизма наоборот). Он отмечал преимущества и особенности африканцев как детей природы, непосредственно сливающихся с ней, подчиняющихся ее ритмам, запахам, звукам. Поэтому вся африканская культура пронизана ритмами, связывающими ее с космическими колебаниями. Белый же человек — разрушитель, потерявший гармонию в отношениях с самим собой, другими людьми и природой, и его ожидают беды, если он не изменит своей культуры.
Специфика этнических конфликтов и их причины Природа этнических конфликтов. Современное человечество представляет собой довольно сложную этническую структуру, включающую в себя несколько тысяч различного рода этнических об-щностей (наций, народностей, племен, этнических групп и т.п.), отличающихся как численностью, так и уровнем развития. Неравномерность социально-экономических, этнических и демографических процессов в развитии народов мира сказалась на политической карте мира. Все этнические общности Земли входят в состав немногим более 200 государств. Поэтому большинство современных государств полиэтнично. Полиэтничность особенно характерна для развивающихся стран. Так, в Индии проживает несколько сотен этнических общностей разного типа, в Индонезии их насчитывается более 150, в Нигерии официально живет 200 народов, в Кении — более 70 и т.д. Неоднородность этнической структуры закономерно порождает различного рода проблемы, противоречия, напряженность, конфликты в отношениях между народами. Одни из них носят затяжной характер и продолжаются уже несколько десятилетий (ирландцы и англичане в Ольстере, фламандцы и валлоны в Бельгии, англо- и франкоканадцы в Канаде), другие резко обострились в последние 10-15 лет (в республиках бывшего СССР и Югославии, в ряде стран Африки). По данным Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира, в середине 90-х гг. XX в. более 70% военных конфликтов по всей планете были межэтническими. Поэтому проблема этнических конфликтов в этнологической науке является, пожалуй, самой важной и актуальной. Природа любого социального конфликта, в том числе и этнического, всегда сложна и противоречива, поскольку обусловлена комплексом причин и конфликтогенных факторов, связана с явными и латентными (скрытыми) интересами сторон, проходит определенные этапы развития и формы противоборства. Однако всякий этнический конфликт начинается с состояния этнической напряженности — особого психического состояния этнической общности, которое формируется в процессе отражения групповым этническим сознанием совокупности неблагоприятных внешних условий, ущемляющих интересы этноса, дестабилизирующих его состояние и затрудняющих его развитие. Как и всякий живой организм (а этнос является биосоциокуль-турным образованием) этническая общность либо противится деструктивным действиям, либо ищет формы адаптации, чтобы ослабить эти действия. Можно сказать, что состояние межэтнической напряженности — не только психологический фон конфликта, но и способ мобилизации внутренних психологических ресурсов этноса для защиты своих интересов. Степень этнической напряженности зависит от структуры и содержания межэтнических коммуникаций, особенностей этнической культуры взаимодействующих общностей и исторического характера отношений между ними. Эти компоненты обретают свое существование в виде представлений, мнений, убеждений, выражающих отношение к практике межэтнических отношений в государстве; в виде этнокультурных установок, поведенческих моделей; в виде отдельных фрагментов исторической памяти этноса, включающей оценочное знание исторических событий в сфере межэтнических отношений. В формировании межэтнической напряженности большую роль играет история межэтнических отношений. В исторической памяти особенно хорошо сохраняются национальные обиды и признательности, причем митинги на исторические темы способствуют переводу социальной напряженности в межэтническую. Всегда проще указать на исторического врага, чем разобраться в том, кто виноват в сегодняшнем положении народа и, самое главное, что нужно сделать, чтобы изменить это положение. В таком случае прошлое начинает восприниматься через призму настоящего. Этническая напряженность как массовое психическое состояние основана на эмоциональном заражении, психическом внушении и подражании. Социально-психологические процессы в митингующей толпе близки к массовой психологии толпы. Здесь индивид снижает уровень критического отношения к себе и ответственности за свое поведение, происходит сдвиг от рационального к эмоциональному, осознание общей силы и личной анонимности. По Наблюдениям психологов, толпе свойствен кумулятивный эффект — усиление эмоциональной, волны, как правило, тревожного или агрессивного содержания. В толпе очень легко перейти от эмоций к действию — для этого толпе нужен лидер или лидирующая группа. Очень велика вероятность перехода к насилию, что еще более усиливает межэтническую напряженность. Процесс нагнетания межэтнической напряженности стимулируют слухи, циркулирующие в системе неформальных коммуникаций. Слух — это неточное описание реального или вымышленного события, отражающее общие настроения в обществе, этнические установки и стереотипы. Нельзя не обращать внимания на слухи, ибо информационный вакуум или искаженная информация в средствах массовой информации вызывают новый круг слухов. Межэтническая напряженн 12 |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |