Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы и способы урегулирования этнических конфликтов

Этнические конфликты, возникшие на постсоветском геополити­ческом пространстве, не представляют собой каких-то уникальных явлений. Все они имеют аналоги в истории и современном мире, что позволяет прогнозировать их развитие и использовать наиболее эффективные способы их разрешения.

Урегулирование этнических конфликтов имеет целью нахождение ново­го, компромиссного и приемлемого для всех основных политических сил ба­ланса властных полномочий в том полиэтничном обществе, где он возник и развивался. Урегулирование должно привести к полному вытесне­нию этнической проблематики из политической жизни полиэтнич-ного общества, поскольку для ее сохранения уже не остается осно­ваний.

Полное урегулирование возможно только в случае конфликта по культурно-языковому поводу при условии, что требования мень­шинства в этом отношении не встречают резкого неприятия у эт­нического большинства. Конфликты социально-экономического ха­рактера связаны со значительными вероятными материальными за­тратами, что делает урегулирование практически недостижимым.

В развитии этнических конфликтов происходит много сходных, однотипных процессов, но в каждом из конфликтов участвуют люди со своими представлениями, убеждениями, страстями, стереотипа­ми поведения. Атмосфера острого напряжения приводит к тому, что поведение людей в конфликтных ситуациях зачастую не под­дается логическому анализу, не основывается на здравом смысле. Поэтому вероятность найти решение конфликтной проблемы, ко­торое удовлетворило бы конфликтующих в полной мере, очень мала.

В лучшем случае стороны принимают компромиссное решение, которое не разрешает конфликт по существу, окончательно, а пере­водит его в латентное состояние. При этом нет гарантий, что сле­дующие поколения конфликтующих этнических общностей будут удовлетворены подобным решением и не возобновят открытый кон­фликт. В данном случае речь идет не об урегулировании, а о ней­трализации конфликта. Надежный перевод этнического конфликта в рамки легальной политической борьбы между соответствующими партиями и движениями достигается при гарантированной невоз­можности насильственных действий любой из сторон, а также при обоснованной уверенности в том, что этносепаратисты не смогут набрать решающего большинства в свою поддержку на выборах в органы государственной власти.

Такой вариант решения проблемы достаточно реален. При этом спецслужбы осуществляют действия по дискредитации и дезоргани­зации деятельности наиболее радикальных лидеров и организаций и одновременно поощряют и содействуют акциям и пропаганде более умеренных деятелей, выступающих от имени той же этничес­кой группы и не склонных к насилию.

Особо сложным является регулирование и разрешение этнотер-риториальных конфликтов. И трудно себе представить судьбу нашей планеты, если актуализируются все те конфликты, которые сейчас находятся в латентном состоянии. Самое главное, нет гарантии, что в результате «справедливых» разрешений все конфликтные ситуа­ции будут устранены: ведь у каждой из конфликтующих сторон свое представление о справедливости.

Еще один реальный и часто встречающийся исход — «естествен­ное» развитие и последующее затухание этнических конфликтов. В данном случае конфликт проходит все стадии своего развития, а в ходе постоянной эскалации он перерастает в насильственное про­тивостояние сторон и заканчивается в результате разрушения преж­де единого полиэтничного общества, в котором он возник. Но этот процесс уже нельзя назвать урегулированием конфликта, так как эт­нический конфликт внутри полиэтнического государства превраща­ется в межгосударственный конфликт между вновь образовавшими­ся государствами.

Обычно этот вариант разрешения проблемы протекает по одно­му из двух возможных сценариев. Территория изменяется за счет проведения новых государственных границ, разделяющих конфлик­тующие стороны, но иногда изменяется этнический состав населе­ния за счет депортации враждебных групп. В реальности чаще всего оба сценария сочетаются (Босния и Герцеговина, Нагорный Кара­бах, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье и т.д.).

Очень редки случаи саморассасывания конфликта, т.е. его угаса­ния без каких-либо существенных изменений причин и факторов, его породивших. Одним из немногих подобных примеров является отказ лужицких сербов в Германии началаXIX в. от активного на­ционального движения в пользу культурного.

Таким образом, из четырех вариантов разрешения этнических конфликтов наиболее труден и оптимален путь реального решения проблем и достижения компромисса; наименее вероятен вариант саморассасывания конфликта; наиболее катастрофично «естествен­ное» развитие событий. Очевидно, что практически приемлемым является способ нейтрализации конфликтов.

Способы разрешения этнических конфликтов. Все способы урегулирования этнических конфликтов можно объединить в три группы. Первая из них предполагает полную победу одной сто­роны над другой, т.е. решение конфликтной ситуации с позиции силы. Именно на такой результат этнического конфликта чаще всего ориентируются конфликтующие стороны на ранних этапах кон­фликта. Однако, как показывает история этнических конфликтов XX в., в большинстве из них невозможно добиться силовой победы одной стороны над другой; конфликты могут консервироваться на многие десятилетия, переходя из открытого состояния в латентное. У побежденной стороны, как правило, остается чувство националь­ной обиды, горечь поражения, которые передаются из поколения в поколение, и через значительный промежуток времени такой кон­фликт может обостриться с новой силой.

Вторая группа способов разрешения актуализированного эт­нического конфликта — взаимное поражение конфликтующих сто­рон. Чаще всего к такому результату приходят, когда обе стороны истощили свои силы в борьбе, но ни одна из сторон не смогла одер­жать заметной победы над другой. В этом случае для урегулирова­ния конфликта стороны вынуждены обращаться к посредникам, ис­кать компромиссное решение проблемы, которое обычно не удов­летворяет обе стороны. Если этим способом все-таки удается уре­гулировать конфликт, то он практически переходит в латентное состояние, при котором стороны продолжают рассматривать друг друга как противников. Данный способ разрешения конфликта также характеризуется высокой вероятностью последующей акту­ализации.

Третья группа способов разрешения конфликта может прине­сти взаимный выигрыш сторонам в виде достижения позитивного согласия по основным вопросам и установления конструктивного взаимодействия. Такой исход конфликта становится возможным при наличии у обеих сторон политической воли к позитивному раз­решению конфликта. Независимые посредники могут показать кон­фликтующим сторонам возможность их дальнейшего сотрудничест­ва для разрешения стоящих перед ними общих проблем. Такая форма урегулирования конфликта вполне реальна, поскольку при­дает конфликту не разрушительное, а созидательное содержание. Конфликт перейдет в латентное состояние на продолжительное время.

Стадииразвития этнических конфликтов. Как и любой другой социальный процесс, этнический конфликт имеет свои этапы (фазы) созревания, на каждом из которых следует использовать оп­ределенные приемы и способы его урегулирования. Согласно дан­ным современной этнической конфликтологии, каждый межэтни­ческий конфликт имеет по крайней мере четыре этапа (фазы) в своем развитии: латентный период, проявление конфликта, актив­ное течение конфликта, последствия конфликта.

В латентный период для предотвращения конфликта сле­дует прежде всего:

• добиться практической реализации принципа гражданского равноправия;

• в новых национально-государственных образованиях начать свою деятельность с нулевого варианта гражданства, т.е. все люди, живущие на территории государства, должны иметь возможность получения гражданства;

• проводить политику социально-экономического выравнивания условий жизни всех этнических групп, а особенно тех групп, кото­рые ранее подверглись дискриминации;

• реализовывать принципы федерализма равным образом для всех этнических групп.

Переход конфликта в фазу проявления конфликта можно определить по ряду характерных для нее признаков: усиление взаимных обвинений в злонамеренности; появление сообщений о зверствах, чинимых какой-либо этнической группой; требования чрезвычайных мер для защиты угнетаемых этнических групп или этнических меньшинств; начало этнической миграции. Для снятия этнической напряженности в этот период административным орга­нам необходимо:

• создавать этнически нейтральные подразделения полиции и армии с определением их четких функций и полномочий в кон­фликтных действиях;

• организовать подачу и изложение точной и непредвзятой ин­формации о конфликте во всех средствах массовой информации;

• осуществлять особый контроль за сохранностью и движением оружия;

• максимально строго преследовать по закону организаторов уличных беспорядков с неукоснительным и точным исполнением приговоров.

В период активного течения конфликта главной за­дачей правительства является максимально быстрое прекращение военных действий, для чего нужно принять следующие меры: '

• удаление из зоны конфликта, арест или временное задержание сторонников экстремистских методов решения конфликта;

• предотвращение раскола по этническому признаку в государ­ственных и силовых структурах, обеспечивающих общественный по­рядок;

• введение особого контроля за средствами связи и объектив­ностью средств массовой информации; создание механизма прекращения боевых действий и начала переговорного процесса;

• проведение комплекса мер по обеспечению минимизации че­ловеческих жертв и материального ущерба (отвод вооруженных формирований, создание нейтральных зон, организация безопас­ных населенных пунктов и городов);

• предотвращение мародерства и военных преступлений. Наконец, четвертая фаза развития конфликта (последствия конфликта) предусматривает устранение последствий конфликт­ных действий и примирение конфликтующих сторон. В соответст­вии с этими задачами властным органам необходимо:

• дать общую оценку последствий конфликта и объявить про­грамму (план) воссоздания единства гражданского общества на ус­ловиях национального примирения;

• придать восстановительному процессу этнически нейтральный характер (освобождение заложников, возврат беженцев, ответствен­ность за присвоение чужой собственности, организация медицин­ского обслуживания);

• не допускать героизации террористов и экстремистов во избе­жание превращения их в политических лидеров;

• начать общественный диалог всех этнических групп для рефор­мирования общества;

• отказаться от драматизации конфликта и не допустить его фик­сации в «исторической памяти» этноса, чтобы последующие поко­ления не могли возродить вновь «дух конфликта».

Перечисленные способы и методы регулирования этнических конфликтов на каждом из периодов их развития могут быть допол­нены методами ослабления и торможения конфликта. К ним отно­сятся следующие:

• метод деконсолидации конфликтующих сторон, который озна­чает отделение с помощью специальных мер наиболее радикальных элементов или групп от других, склонных к компромиссам и пере­говорам;

• использование разного рода санкций (от символических до военных) по отношению к конфликтующим сторонам, например прекращение поставок вооружения и боеприпасов, горюче-смазоч­ных материалов воюющим сторонам; прекращение с ними торговых и экономических отношений. Военные санкции (вооруженное вме­шательство) считаются допустимыми в этническом конфликте, если в ходе его имеют место массовые нарушения прав человека;

• прерывание конфликта на короткое время путем объявления прекращения боевых действий или моратория на них. В результате этого быстро меняется общий эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, идут на спад психозы, ослабевает общая кон-солидированность групп в конфликте.

Регулирование и прекращение межэтнических конфликтов яв­ляется жизненно важным условием существования любого полиэт­нического сообщества. Конфликтные межэтнические отношения, характер и тенденции их развития всегда негативно влияют на ос­новные процессы социально-экономического, культурного и поли­тического развития любого государства. Они не просто задержи­вают и нарушают ход общественного развития, но и способны из­менить его ориентацию, породить новые негативные тенден­ции, т.е. закладывают основу для будущих конфликтов других по­колений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.

2. Брамлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1987.

3. Дробижева Л.М. Этнополитические конфликты. Причины и типология // Россия сегодня: трудные поиски свободы. М., 1993.

4. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997.

5. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997.

6. Конфликтная этничность и этнические конфликты. М., 1994.

7. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.

8. Мнауаканян М.0. Этносоциология: нации, национальная психология и межнаци­ональные конфликты. М., 1998.

9. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.

10. Этнические процессы в современном мире. М., 1987.

11. Этносы и этнические процессы. М., 1993.

12. Этничностъ и власть в полиэтнических государствах. М., 1994.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...