Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Психология профессиональной деятельности юриста

Вопросы:

1. Психология личности юриста. Требования, предъявляемые к работникам правоохранительных органов.

2. Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура).

3. Психологические особенности личности следователя, адвоката, прокурора, судьи, нотариуса и т.д.

Список рекомендуемой литературы по теме

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (ред. от 04.06.2014).

Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2013).

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (ред. от 21.07.2014).

Кодекс профессиональной этики адвоката (принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003) // Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2004. №3 (75) (ред. от 22.04.2013).

 

Основная:

Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2009. – С.365-404, 437-472. *

Дополнительная:

Баева Н.А. Природа и виды конфликтов в деятельности адвоката-защитника по уголовным делам / Н.А.Баева // Воронежские криминалистические чтения: сб. науч. трудов. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2006. – Вып.7. - С.11-23.

Гросс Г.О судебном следователе. См.: Юридическая психология: Хрестоматия / Сост. В.В. Романов, Е.В.Романова. - М.: Юристъ, 2000.

Дупак А.А. Особенности визуальной психодиагностики ложных сообщений сотрудниками пограничного контроля // Юридическая психология. 2013. N 2. С. 8 - 12.

Еникеев М.И. Юридическая психология: учебник / М.И.Еникеев. – М., Норма, 2008. – 512 с.

Калягин Ю.С. Некоторые вопросы социальной перцепции оперативного работника / Ю.С. Калягин // Юридическая психология. -2010. - N 1.

Кокурин А.В., Овчарова Е.В. Направления оптимизации психологического сопровождения сотрудников подразделений охраны ФСИН России // Юридическая психология. 2013. N 2. С. 23 - 26.

Ксенофонтов А.М. Динамика психологического состояния сотрудников милиции в экстремальных условиях деятельности / А.М.Ксенофонтов, И.А. Новикова // Юридическая психология. – 2010. -N 4.

Марков А.Н. Правила адвокатской профессии в России. Опыт систематизации постановлений советов присяжных поверенных по вопросам профессиональной этики / А.Н. Марков. - М., 1913.

Панфилов И.А. О роли сети Интернет в формировании общественного мнения о деятельности органов внутренних дел // Российский следователь. 2013. N 5. С. 31 - 33.

Поздняков В.М. О профессионально-психологической компетентности и психологической культуре личности юристов / М.В.Поздняков // Юридическая психология. – 2010. -N 3.

Попова Г.В. Особенности функционирования личностных защитных механизмов сотрудников патрульной службы милиции с разным стажем профессиональной деятельности / Г.В.Попова, Н.Э. Милорадова // Юридическая психология. – 2010. - N 3.

Простяков В.В. Психологические требования к личности и профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел // Юридическая психология. 2012. N 1. С. 2 - 7.

Простяков В.В. Психологические условия преодоления стресса сотрудниками органов внутренних дел / В.В. Простяков,
О.Н.Зеленцова // Юридическая психология. – 2009. - N 1.

Ратинов А.Р. Судебная психология следователей. / А.Р. Ратинов. - М., 1967.

Скворцова Е.В. Психологическое обеспечение профилактики и преодоления профессиональной деформации личности сотрудников милиции / Е.В.Скворцова // Юридическая психология. -2010. - N 2.

Собольников В.В. Ценность права как мотив правопослушного поведения сотрудников правоохранительных органов // Юридическая психология. 2013. N 2. С. 26 - 28.

Соколова Е.Н. Психологические проблемы соблюдения законности сотрудниками оперативных подразделений / Е.Н. Соколова //
Юридическая психология. – 2009. - N 1.

Фомин А.С. Проблемы формирования психологической готовности к управленческой деятельности / А.С.Фомин // Юридическая психология. - 2011. - N 1.

Чеботарева И.Н. Адвокат-защитник как субъект доказывания по уголовным делам / И.Н.Чеботарева // Адвокатская практика. – 2010. - N 4.

Экман П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь / П.Экман – СПб.: Питер, 2010. – 304с.: ил.

 

Планы практических занятий

Практическое занятие № 1

Тема: Криминальная психология

Интерактивное занятие в форме обсуждения конкретной практической ситуации.

Подготовительный этап: студенты знакомятся с планом проведения занятия, делятся на группы по 2 человека. Преподаватель оглашает цели и задачи работы, раздает карточки с текстом практической ситуации и заданием к ней.

Задача №1.Группа подростков 14-15 лет совершила несколько краж и два ограбления. Один из подсудимых, сын преуспевающего бизнесмена, свое участие в преступлении объяснил тем, что его привлекала сама опасность и соблазняла возможность проявить смелость; кроме того, он боялся показаться трусом перед своими товарищами.

Задание к задаче.

Объясните поведение подростка. Какие особенности личности несовершеннолетних наиболее ярко проявляются в противоправном поведении? Что такое полимотивация преступного поведения?

Задача №2.Изучая материалы уголовных дел о серии нераскрытых убийств, совершенных в разных районах города, следователь обратил внимание, что по ряду из них в качестве понятого при осмотре места происшествия участвует некий И.А.Ванюков. Из бесед со следователями, производившими эти осмотры, выяснилось, что они привлекали понятых из числа лиц, находящихся около места происшествия; таким же образом привлекался ими в качестве понятого и Ванюков. С учетом того, что эти убийства были совершены в разных районах города, была выдвинута подтвердившаяся позже версия о причастности Ванюкова к совершению этих преступлений (пример О.Я.Баева).

Задание к задаче.

Какая психологическая особенность поведения Ванюкова позволила раскрыть преступления? Чем еще характерно поведение серийных убийц?

Задача №3.Британская полиция применяет метод «двойного слепого опознания» - double blind sequential lineup. Опознающему сообщают, что лица, о котором он давал показания, может и не быть среди лиц, предъявленных для опознания. Проведение следственного действия поручается сотруднику, не участвующему в расследовании и не знакомого с подозреваемым. Такая организация следственного действия существенно снижает вероятность ошибочной идентификации.

Задание к задаче.

Какие психологические особенности процессуальных субъектов (следователь, подозреваемый, потерпевший) учитывает метод двойного слепого опознания? Возможно ли его применение в России?

 

Задача №4.Капитан Иванов обвинялся в покушении на убийство соседей по коммунальной квартире – супругов Тарасовых. Тарасовы, их дочь и племянница, пытаясь выжить из квартиры соседей и заполучить жилплощадь, создавали невыносимые условия для жизни соседей: ночью стучали по батареям, утром занимали ванную и туалет, пока сосед не уйдет на работу, днем третировали жену Иванова, женщину слабого здоровья. Обращения в ЖЭК, милицию, народный суд не помогали – у Тарасовых находились справки, они срывали судебные заседания. У жены Иванова стали возникать истерические припадки, ее пришлось поместить психиатрическую больницу. Иванов стал злым и молчаливым, постоянно жаловался на бессонницу, нередко засыпал на работе.

Утром в день преступления Иванову не удалось умыться и выпить чаю. Он оделся и вышел в коридор, и тут Тарасов внезапно ударил его сзади щеткой по голове. Иванов обернулся, попытался вырвать щетку из рук Тарасова. В это время жена Тарасова плеснула ему в лицо кипятком. Иванов выхватил из кобуры маузер и, не целясь, выстрелил в обоих Тарасовых. После этого явился на работу, и там был арестован. Иванов отчетливо помнил, что происходило до момента преступления: бессонную ночь, удар щеткой по голове, ожог лица кипятком. Утверждал, что вообще ни в кого не стрелял, не верил, что Тарасовы ранены. Заключение стационарной комиссионной экспертизы – истерическое поведение без признаков психического заболевания, вменяем. После окончания судебного следствия по ходатайству адвоката Брауде профессором Гуревичем была проведена амбулаторная экспертиза, признавшая Иванова невменяемым.

Суд приговорил Иванова к двум годам лишения свободы условно. Приговор опротестован и решением Военной коллегии ВС СССР дело в отношении Иванова производством прекращено.

Задание к задаче.

Обоснуйте эти судебные решения. Какие особенности психического состояния Иванова приняты во внимание в первом и во втором случае? Могут ли психически здоровые люди быть признаны невменяемыми? Какое значение приобретает заключение эксперта в делах подобного рода?

Основной этап: студенты обсуждают задачи №1, №2 и №3 в малых группах, следуя предложенному заданию, затем оглашают результаты своей работы.

Решение задачи №4 выполняется индивидуально в тетрадях для семинарских и практических занятий.

Подведение итогов: преподавательобобщаетрезультаты индивидуальной работы, выборочно заслушивая письменные ответы студентов, обращая внимание на достоинства и недостатки каждого ответа.

Список рекомендуемой литературы по теме

Основная:

Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2009. – 303-364.*

Дополнительная:

Борисова С.Е. Психологические особенности личности преступника / С.Е. Борисова // Юридическая психология.- 2007. - N 3.

Варчук Т.В. Учение о жертве преступления / Т.В. Варчук // Юридическая психология.- 2008. - N 4.

Гладких В.И. Так есть ли у преступности национальность? // Российский следователь. 2013. N 4. С. 29 - 31.

Граник В.В. Характеристика экстремистской среды националистическо-расистской направленности // Российский следователь. 2013. N 8. С. 29 - 32.

Гриб В.Г., Ростокинский А.В. Нас мало, но мы... или Феномен криминальных меньшинств // Российский следователь. 2013. N 8. С. 40 - 42.

Еникеев М.И. Юридическая психология: учебник / М.И.Еникеев. – М., Норма, 2008. – 512 с.

Еникеев М.И.Психология вины. Сознательно-подсознательная регуляция криминального поведения / М.И.Еникеев // Юридическая психология. – 2009. - N 2.
Дворянчиков Н.В. Зарубежный опыт изучения пространственных характеристик криминального поведения серийных сексуальных преступников / Н.В.Дворянчиков, О.А. Логунова // Юридическая психология. – 2010. - N 1.
Аляутдинов Д.Р. Основные приемы и правила составления психологического портрета / Д.Р. Аляутдинов //Юридическая психология. – 2010. - N1.

Иванова А.А. Современное состояние и актуальные проблемы правового статуса эксперта в уголовном судопроизводстве // Российский следователь. 2014. N 2.

Иванцов С.В. Личностные свойства лидеров организованных преступных формирований / С.В. Иванцов // Юридическая психология.- 2008. - N 4.

Из сборника Юридическая психология: Хрестоматия /Сост. В.В.Романов, Е.В.Романова. - М.: Юристъ, 2000. - 448 с.: В.М. Бехтерев. Психопатия (психо-нервная раздражительная слабость) и ее отношение к вопросу о вменении; В.М. Бехтерев. Об экспериментальном психологическом исследовании преступников; В.М. Бехтерев. Объективно-психологический метод в применении к изучению преступности; М. Геринг. Криминальная психология; Д.Л.Дриль. Психофизические типы в их соотношении с преступностью и ее разновидностями; Д.А. Дриль. Явления вырождения, преступность и типы психической неуравновешенности; С.В. Познышев. Криминальная психология. Преступные типы.

Кисленко С.Л. Пределы доступа потерпевшего к правосудию в российском уголовном судопроизводстве // Российская юстиция. 2013. N 1. С. 56 - 59.

Коваленко В.И. Криминологический портрет личности преступника-эксплуататора // Российский следователь. 2013. N 4. С. 32 - 34.

Колидзей Э.А. Психология подростков, склонных к девиантному поведению/ Э.А.Колидзей // Юридическая психология. - 2008. - N1.

Кудрявцев В.Н. Мотивы преступного поведения / В.Н.Кудрявцев // Юридическая психология.- 2007. - N 4.

Можгинский Ю.Б.Подходы к анализу тяжелых форм антисоциального поведения в детском и подростковом возрасте / Ю.Б.
Можгинский // Юридическая психология. – 2009. - N 1.

Орлова Ю.Р. Криминологические особенности личности несовершеннолетних женского пола, совершивших корыстно-насильственные преступления / Ю.Р. Орлова, О.Н. Гусева // Юридическая психология.- 2008. - N 4.

Простяков В.В. Психолого-педагогические причины и условия, влияющие на формирование девиантного поведения несовершеннолетних / В.В.Простяков //Юридическая психология. - 2011. - N 1.

Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2006. – 588 с.

Синицына Л.В. Игровая зависимость в противоправном поведении / Л.В. Синицына, Д.Л. Бурдюг // Юридическая психология. - 2008. - N2.

Соломатина Е.А. Психологическая деформация личности женщин-наркоманок / Е.А. Соломатина // Юридическая психология. - 2008. - N2.

Степанов М.Е. Криминалистические аспекты инсценировок как способа сокрытия убийств, совершенных организованными преступными группами // Российский следователь. 2013. N 4. С. 12 - 13.

Христенко В.Е. Психология поведения жертвы: Учеб. пособие. / В.Е. Христенко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

Цветков Ю.А. Кризис социально-правовой идентичности следователя и прокурора // Уголовное судопроизводство. 2014. N 1.

Шикула И.Р. К вопросу виктимологической профилактики преступного насилия в отношении лиц пожилого возраста // Российский следователь. 2013. N 8. С. 42 - 44.

Юрасова Е.Н. Психологические особенности лиц, склонных к экстремизму, терроризму и ксенофобии / Е.Н. Юрасова // Юридическая психология.- 2008. - N 4.

 

 

Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя

Учебная дисциплина«Юридическая психология» относится к комплексным прикладным наукам, изучение которых требует от студентов знания материала, уже изученного в курсе теории государства и права, отраслевых и прикладных наук. Межпредметные связи курса «Юридическая психология» с перечисленными видами юридических наук в большей или меньшей степени проявляются в каждой изучаемой теме, и изучение нового материала системно связано и базируется на остаточных знаниях. В целях более глубокого и полного усвоения материала, студентам рекомендуется повторять соответствующие темы, следуя указаниям преподавателя или самостоятельно, по мере необходимости, ориентируясь в тематическом плане.

Учебным планом предусмотрены аудиторные виды учебной работы - лекции, семинары, практические занятия, и внеаудиторные - самостоятельная работа, которые являются обязательной и необходимой учебной нагрузкой, включенной в общую трудоёмкость учебной дисциплины. Планы семинарских занятий содержат перечень основных вопросов по темам, изучаемым в рамках данного учебного курса. К каждому занятию студентам следует, помимо конспекта лекции, ознакомиться с основной и дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем. Практические занятия предназначены для закрепления знаний, умений, навыков, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом. В целях формирования профессиональных компетенций, занятия проводятся в интерактивной форме: учебная дискуссия, ролевая игра, обсуждение конкретной практической ситуации.

Контрольные задания предназначены для закрепления и углубления полученных знаний, формирования и развития самостоятельности, общих и специальных, теоретических и практических, учебных и творческих, коммуникативных и иных способностей.

Контрольные задания состоят из четырех вопросов. Первые вопросы задания направлены на закрепление и углубление теоретических знаний. Структура ответа должна быть основана на раскрытии сущности понятий, включенных в вопрос. Кроме того, теоретический вопрос содержит подвопросы, которые следует обязательно раскрыть в ответе.

Второй вопрос задания – практическая работа с нормативно-правовыми актами. Основное назначение этого вида самостоятельной работы – закрепление навыков работы с нормативно-правовыми актами, умений в использовании методов научного подхода к исследованию юридических документов. Работа оформляется в виде таблицы, что дополнительно способствует структурированию самостоятельно добытых знаний.

Третий вопрос задания - практическая работа с конкретными ситуациями, в ходе которой отрабатывается навык исследования нормативных правовых актов, обстоятельств дела, умение аргументировано оценивать ситуацию, формировать правовую позицию по делу.

Четвертый вопрос задания направлен на развитие познавательной самостоятельности студентов, навыков аргументации своей позиции в дискуссии, публичном выступлении. В профессиональной деятельности часто нужно не только сформулировать собственную позицию, но и обосновать её; нередко возникают ситуации противостояния, конфликта, в которых следует принимать во внимание позицию противоположной стороны. Кроме того, юрист, как правило, представляет, защищает, выражает интересы других людей, поэтому позиция по делу может отличаться от его собственной. В связи с этим, очень полезно и в дидактическом, и в развивающем аспекте взглянуть на проблему с разных сторон.

Ответ на четвертый вопрос рекомендуется изложить, следуя МОПС-формуле:

М - мнение (в чем заключается ваша точка зрения) – я считаю, что …

О – обоснование (на чем основываетесь, доводы в поддержку вашей позиции) – потому, что …

П – пример (2-3 факта, иллюстрирующие ваши доводы) – например …

С – следствие (вывод, или призыв к принятию вашей позиции, или необходимые действия) – поэтому…

Виды учебной работы и её объем соответствуют общему количеству часов, отведенных на изучение темы учебным планом. Индивидуальные и групповые консультации преподаватель проводит в соответствии с графиком, ознакомиться с которым можно на кафедре уголовно-процессуального права.

Методические указания по изучению тем, вынесенных на самостоятельное изучение

Самостоятельная работа студентов заочной формы обучения – один из видов учебной работы, предусмотренный учебным планом. Самостоятельная работа проводится с целью систематизации и закрепления полученных теоретических знаний, углубления и расширения представлений об изучаемом предмете; формирования умений и навыков работы с нормативно-правовыми актами, научной литературой и другими источниками; развития познавательной самостоятельности студентов.

Для студентов заочной формы обучения на базе среднего (полного) общего образования для самостоятельного изучения отведены темы №4 «Правовая психология», тема №5 «Психология профессиональной деятельности юриста».

Для студентов заочной формы обучения на базе среднего профессионального юридического образования для самостоятельного изучения отведены темы №4 «Правовая психология», тема №8 «Психологические особенности судопроизводства», тема №9 «Пенитенциарная психология».

 

 

Для студентов заочной формы обучения на базе высшего профессионального образования для самостоятельного изучения отведены темы №4 «Правовая психология», тема №8 «Психологические особенности судопроизводства», тема №9 «Пенитенциарная психология».

Самостоятельно изучая материал, студентам следует обратить внимание на содержание темы и ответить на поставленные вопросы (вопросы для самопроверки). Список рекомендуемой литературы по теме содержит основную и дополнительную литературу. Издания, помеченные звездочкой, имеются в библиотечном фонде академии. Периодические издания несложно найти, воспользовавшись поисковой правовой системой КонсультантПлюс (раздел «Пресса. Книги»).

 

Тема 4. Правовая психология.

Содержание темы

1. Социально-регулятивная сущность права. Психологический аспект правового регулирования.

2. Правовая психология и правовая идеология как элементы правосознания. Правовая культура личности.

3. Правовое воспитание как элемент правового воздействия.

Вопросы для самопроверки

1. В чем проявляется универсальность права как всеобщего социального регулятора?

2. Каковы последствия нормативно-правового воздействия на психику?

3. Какими психологическими особенностями должны обладать субъекты правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности?

 

Список рекомендуемой литературы по теме

Основная:

Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2009. – С.68-97.*

Дополнительная:

Алексеева Л.В. Правовое самоуправление личности / Л.В.Алексеева // Юридическая психология. - 2011. - N 1.

Багмет А.М. Индивидуум как участник массовых беспорядков // Юридическая психология. 2012. N 4. С. 2 - 4.

Бовина И.Б., Банников Г.С., Вихристюк О.В., Дворянчиков Н.В., Коноплева И.Н. Представления о суициде в молодежной среде // Юридическая психология. 2013. N 1. С. 14 - 18.

Гайворонская А.А. Структура содержания социальных представлений студентов об экстремизме // Юридическая психология. 2012. N 2. С. 4 - 10.

Еникеев М.И. Юридическая психология: учебник / М.И.Еникеев. – М., Норма, 2008. – 512 с.

Колесова А.С. Развитие взглядов на насилие в семье в России и за рубежом: исторический аспект // Российский следователь. 2013. N 9. С. 45 - 48.

Кондрашкин А.В., Хломов К.Д. Постановка проблемы: девиантное поведение подростков, социальная ситуация и Интернет // Юридическая психология. 2013. N 1. С. 18 - 23.

Краснова К.А. Организационные основы противодействия коррупции в Российской Федерации в условиях второго десятилетия XXI в. // Российский следователь. 2013. N 6. С. 18 - 23.

Калягин Ю.С., Тверитинова Е.Н., Есипов А.Г. Правосознание в контексте психологии содействия граждан субъектам оперативно-розыскной деятельности // Юридическая психология. 2014. N 1.

Крюкова Н.И. Сущность коррупции и ее причины // Российская юстиция. 2013. N 4. С. 50 - 51.

Михайлова М.М. Представления заключенных и законопослушных граждан о справедливости и вера в справедливый мир - сравнительный анализ / М.М.Михайлова // Юридическая психология. – 2010. - N 3.

Порох В.И., Катрунов В.А., Засыпкина Е.В. Юридические и медико-этические аспекты эвтаназии и перспективы ее легализации в России // Современное право. 2013. N 2. С. 62 - 65.

Посельская Л.Н. Правовой и психологический критерии мотивации преступной деятельности личности / Л.Н.Посельская // Юридическая психология. – 2010. -N 4.

Тасаков С.В. Регулятивная функция уголовного права и норм общественной нравственности // Российская юстиция. 2013. N 4. С. 33.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...