Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Целевая нравственная программа «Гражданин»

Литература

1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М., Айрис-пресс, 2002 – 224 с.

2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - №4 – С. 23

3. Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // - 2005 - №6 – С. 59

4. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2005 №8 – С. 5. Историческое краеведение / Под ред. Г-Н. Матюшина. — М.,1980.

6. Краеведение: Пособие для учителя / Под ред. А.В. Даринского. — М., 1987.219

7. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика – 1998 - №5 – С. 8. Милонов Н.А. Литературное краеведение. — М., 1985.

9. Проходчик А.Ф. Практикум по краеведению. — Минск, 1981.

10.Туристско-краеведческие кружки в школе /Под ред. В.В. Титова. М., 1988.

11.Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе. — М., 1987.

12.Андреева И.Н. Формирование культурных ценностей молодёжи в сфере досуга;

13.Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте;

14.Вестник военной информации - 2000 год;

15.Аронов, А.А. Воспитывать патриотов: кн. для учителя/ – М.: А.А.Аронов. - Просвещение, 1989.

16.Вырщиков, А.Н. Военно-патриотическое воспитание школьников/ – М.: А.Н.Вырщиков. - Педагогика, 1990.

17.Караковский, В.А. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса/ – В.А.Караковский. - М.: Нов. Школа, 1993.

 

 

Целевая нравственная программа «Гражданин»

 

«В царские времена цель суммировалась в “За Веру, Царя и Отечество”;

в советские времена – “шли к светлым далям коммунизма”.

А что сегодня»?

Радиоузел «Мысли о России».

 

1. Анализ проблемы.

Сегодня нельзя ставить и решать актуальные вопросы социального и духовного развития человека и общества, в том числе — школы и педагогики, без учета современного положения в мире, тенденций его развития, открывшихся возможностей разностороннего и плодотворного сотрудничества. Сотрудничество, расширяющиеся контакты позволяют не только освоить достижения мирового сообщества и отдельных стран, но и лучше раскрыть собственные потенциальные возможности и стимулировать поиск оптимального решения аналогичных или сходных проблем. Патриотизм — важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства. Перед педагогическим коллективом школы стоит задача установить под воздействием каких факторов у обучающихся формируется или, напротив, не формируется осознание личной свободы, гражданского равноправия и уверенности в завтрашнем дне, то есть складывается гражданская позиция, и создать условия для формирования гражданских качеств личности воспитанника.

На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление. Следовательно, важнейшая цель патриотического воспитания — учить миру. А это значит:

1) помочь детям увидеть, что можно изменить мир: группу, семью, школу, микрорайон, страну, регион, прекрасную и богатую нашу планету — к лучшему;

2) вовлекать детей в поиск путей и средств решения проблем и участие в работе по улучшению жизни для всех;

3) помогать осознанию того, что плохо, а что хорошо, что содействует добру, а что нет;

4) помочь видеть угрозу добру, а затем каждому человеку, группе — научиться содействовать необходимым переменам.

Только любовь, осмысление своей истории, уважение к предкам, искреннее сопереживание достижениям и недостаткам всех реформ государства могут выявить в человеке те душевные качества,которые и определяют его как личность, как гражданина. В прошедшем веке Россия пережила всплески и антипатриотизма (Первая мировая и Гражданская войны), и патриотизма (Великая отечественная война). На рубеже XX-XXI вв. необходимость воспитания патриотизма у россиян вновь стала актуальна. Нынешние школьники растеряны, поскольку не могут найти объяснения всем противоречиям хода истории. В советские времена достижения Руси, России игнорировались учителями истории, в послеперестроечное время аннулировались все достижения советского времени. Необходимость воспитания исторически грамотного гражданина, тем не менее, не вызывает сомнения, если мы не хотим больше быть “Иванами, не помнящими родства”.

В последнее десятилетие у детей и подростков наметилась устойчивая тенденция роста интереса к прошлому своей семьи. Многие дети расспрашивают родителей о том, кем были их предки, где жили, чем занимались и т. д. Дошкольники и младшие школьники очень любят хвастаться перед сверстниками этими знаниями (“А мой дедушка... А моя бабушка...” и т. п.), подростки пытаются составить “древо фамилии”, или родословную. Следует отметить, что и взрослые проявляют большой интерес к подобным сведениям.

Патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения все­гда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формиро­вание у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школь­ников должно вырабатываться чувство гордости за свою Роди­ну и свой народ, уважение к его великим свершениям и дос­тойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость.

Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.

Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу, других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только в социальную, но и духовно-нравственную, идеологическую, культурно-историческую, военно-патриотическую сферы общества. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. Цель данной программы охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся. Поэтому работа по военно-патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно. Главной идеей этой программы является нравственных, морально-психологических и физических качеств.

Итак, из всего изложенного можно сделать вывод, что стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм и интернационализм.

Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия «патрио­тизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения парода. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в интернациональном воспитании занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства. В этом процессе велика роль подлинно народной многонациональной куль­туры, верной правде жизни.

Главные идеи программы:

1.формирование гражданской и правовой направленности, активной жизненной позиции;

2.воспитание гордости за своё Отечество и ответственности за судьбу своей страны;

3.понимание учащимися избранной ими программы поведения для будущего самоопределения.

 

Цель программы «Гражданин» состоит в том, чтобы развить у учащихся гражданственность, патриотизм, как важнейшую духовно-нравственную и социальную ценность, воспитать патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

 

Задачи программы «Гражданин»:

1.утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям;

2.воспитание высоких нравственных качеств личности;

3.воспитание гражданского достоинства;

4.уважение к истории отечества, родного города и людям, создающим славу отечеству и родному городу;

5.сохранять историческую память поколений в памяти потомков.

На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя часть. Общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

Программа направлена на развитие у детей таких важных ка­честв, как ответственность, чувство долга, уважение к истории края и Ро­дины, верность традициям, стремление к сохранению и приумножению исто­рических и культурных ценностей и строится на принципах: научность; гуманизм; демократизм; приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций; системность, преемственность и непрерывность в развитии учащихся; многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания; его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода; тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.

 

Программное содержание.

Духовно-нравственное направление:

Освоение детьми и подростками традиционной культуры своего народа, развитие творческой деятельности, сохранение и развитие русской культуры через изучение народных обычаев, традиций, ремесел. Изучение истории Отечества

Привитие художественного вкуса, изучение произведений и творчества местных писателей, поэтов, композиторов, воспитание музыкальной культуры.

формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;

воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;

формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;

воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;

формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.

Культурно историческое направление, предполагающее:

воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине. Родному краю, её замечательным людям;

вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;

формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.

Воспитание потребности в изучении истории родного края, изучение шедевров народной и мировой культуры, воспитание грамотного зрителя, умеющего отличать высокохудожественные образы традиционной и современной Российской культуры от низкопробных. Знакомство с памятниками культуры и архитектуры России.

Воспитание любви к природе, потребности в её защите от негативных воздействий – загрязнения, вырубки лесов, истребления редких видов растений, изучение природы родного края.

 

Гражданско-правовое направление:

изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России.

формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;

формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;

развитие реально действующего школьного самоуправления.

 

Военно - патриотическое:

изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;

сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;

формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.

 

Организация работы

Структура и организация данного воспитательного процесса строится с учётом возраста учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами формирования готовности к защите Отечества у учащихся разного школьного возраста. Процесс формирования готовности к защите Отечества у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач. Воспитательный эффект всех форм патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о защите Отечества, их нравственное, эмоционально - волевое отношение к деятельности по защите Родины. Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у них чувства восхищения воинами РА, вызвать желание в будущем встать в их ряды.

 

Формы, методы работы:

соревнования;

конкурсы;

смотры;

экскурсии;

походы;

игры;

турниры;

эстафеты и т.д.

 

Формы работы с педагогами в процессе реализации программы:

1.заседания педагогического и методического совета;

2.заседание методического совета классных руководителей;

3.родительские собрания;

4.конференции;

5.встречи.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...