Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
РАЗДЕЛ 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ГЕНДЕРОЛОГИЯ И ФЕМИНОЛОГИЯ
Учебно-методическое пособие для студентов по специальности 040101 «Специалист по социальной работе»
Волгоград 2010 УДК:
Составитель: к.пед.наук, преп. кафедры социальной работы Волгоградского государственного медицинского университета Чумаков В.И.
Рецензенты: к.п.н, проф. кафедры педагогики Волгоградского государственного педагогического университета Л.И.Столярчук к.п.н, доц. кафедры социальной работы Волгоградского государственного педагогического университета Хвостунов К.О.
Печатается по решению Центрального методического совета Волгоградского государственного медицинского университета
Генднрология и феминология:учебно-методическое пособие для студентов по специальности 040101 «Социальная работа в системе здравоохранения» / Сост. к.п.н. В.И. Чумаков; – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010.
Методическое пособие адресовано студентам медицинских вузов, обучающихся по специальности социальная работа со специализацией в системе здравоохранения и освещает базовые категории и вопросы курса, входящего в блок по специальности 040101 «Специалист по социальной работе».
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Изучение гендерологии и феминологии выступает необходимым элементом в подготовке специалиста по социальной работе. Актуальность изучения гендерных аспектов социальной работы подтверждается международными документами (Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин) и основным законом РФ (3 часть статьи 19 Конституции РФ от 1993 г.) где декларируется: «мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации». Проблемы женщин, их социальный статус в обществе всегда были в центре внимания ученых. Но, несмотря на это, в обществе скрыто и явно проявляется неравноправие женщин и мужчин в экономике, политике, социальной сфере общества. Это требует особого социального осмысления, а также выработки новых технологий социальной работы. Таким образом, без знания основ феминологии и гендерологии в современных условиях не может обойтись ни один специалист социальной сферы, профессионально занимающийся проблемами человека, его потребностями, интересами. По мнению современных ученых, эффективность социальной работы зависит от того, насколько она отражает интересы того или иного гендерного сообщества (Р.Г. Петрова, 2007). Цель гендерологии и феминологии как учебной дисциплины — дать целостную концепцию, в которой должны быть отражены социальная, экономическая, политическая и духовная роль женщин и мужчин в современном обществе; их реальные возможности и место в общественном развитии; сущность гражданской позиции женщины. Исследованием положения женщин и мужчин, социального конструирования мужественности и женственности занята гендерология. Социально-политическое и экономическое положение женщин в обществе, отношения между полами и отражение этих отношений в общественном сознании изучает феминология. Методическое пособие формирует научно-исследовательские и технологические навыки, определяет систему понятий и категорий гендерологии и феминологии, знакомит с междисциплинарным подходом в разработке исследовательских и социально-политических программ, показывает междисциплинарный характер гендерных исследований, Ориентирует студентов в вопросах истории возникновения, становления и развития гендерных исследований и феминологии как отрасли знания. Слушатель знакомится с особенностями возникновения и эволюции гендерных исследований за рубежом и в России, с основными понятиями и темами гендерных исследований в русле социологии, теоретическими принципами гендерной социологии; Учебно-методическое пособие рассматривает гендерные аспекты профессиональной деятельности в сфере социальной работы. Курс представляет основные модели объяснения гендерного неравенства в обществе и пути его преодоления, анализирует законодательство РФ, затрагивающее вопросы гендерных отношений и гендерной культуры.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ. Цель преподавания дисциплины – научить студентов факультета социальной работы и клинической психологии гендерной грамотности, которая является необходимым условием социально-личностной компетентности специалиста по социальной работе, а формирование у студентов целостного научного представления о гендерных особенностях социальной работы сориентирует их на повышение качества своей профессиональной деятельности. Задачи преподавания дисциплины –овладение понятийным аппаратом, описывающим гендерные проблемы социальной работы; выработка навыков работы, основанных на применении гендерного подхода при решении практических задач в социальной работе; изучение социальных факторов, определяющих как общее, так и особенное в функционировании мужчин и женщин, анализ причин существующих противоречий между полами; ориентирование студентов в комплексе основных направлений гендерных исследований, ознакомление с феминизмом как идеологического течения; ориентация студентов на профессиональную деятельность, предусматривающую дифференциацию социальной работы с мужчинами-клиентами и женщинами-клиентами, с целью содействия повышению социального статуса женщин и повышения качества социальной работы.
ГЕНДЕРОЛОГИИ И ФЕМИНОЛОГИИ Гендер - это совокупность социальных и культурных норм, смыслов и ожиданий, которые общество предписывает индивидам в зависимости от их пола. Гендер - один из способов социальной стратификации, влияющих на социальное положение женщин и мужчин, на доступ к ресурсам, на их жизненные стратегии и практики. Т. В. Бендас дает следующую трактовку понятий маскулинность и фемининность: Маскулинность(лат. masculinus - мужской) – набор личностных и поведенческих черт, соответствующих стереотипу «настоящего мужчины»: мужественность, уверенность в себе, властность и т.д. Фемининность(лат. femina – женщина) – набор личностных и поведенческих черт, соответствующих стереотипу «настоящей женщины»: мягкость, заботливость, нежность, слабость, беззащитность и т.д. Андрогинность –набор личностных и поведенческих черт, которые характеризуются как сильно выраженные мужские, так и сильно выраженные женские.
МЕТОДЫ ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Вопросы к семинару: I. Понятие метода. Специфика методологии гендерологии и феминологии. II. Методы гендерных исследований III. Акционистские и партисипаторные гендерные исследования в социальной работе
Методы гендерных исследований В предметную область гендерологии активно привлекаются методы гуманитарных и естественных дисциплин, идет выработка новых методов и пересмотр традиционной научной методологии. Исследовательские методы гендерологии могут быть заимствованы как из естественно-научных дисциплин,так и изгуманитарных и социальных наук. Следовательно, в равной степени допустимо говорить о применимости методов психодиагностики, количественных и качественных методов социологии, метода историзма, интерпретативных стратегий гуманитарных и некоторых социальных наук, количественных методов биологических наук. Поэтому можно сделать заключение, что «гендерные исследования в настоящий момент не являются дисциплиной, а скорее междисциплинарной областью исследований» (Петрова, 2007). В гендерных исследованиях в социальной работе наиболее часто используются методы социологии. Различают количественную и качественную исследовательские методологии. В количественных – массовых социальных исследованиях конкретный человек не рассматривается как уникальная личность, но лишь как представитель определенного пола, возраста, рода занятий, типа поведения, то есть как представитель определенной группы. - В результате количественного исследования накапливается массив данных, и поскольку связи в количественном исследовании носят статистический характер, количество респондентов здесь имеет большое значение. - Философской методологией таких исследований выступает позитивизм — уверенность в возможности изучения социального мира таким же способом, каким изучается физический мир естественными науками. В качественной методологии в фокусе анализа находится индивид, организация или определенная социальная практика. - Это малые выборки, где нет строгого требования к количеству информантов (тех, кто предоставляет информацию, рассказывая о своем опыте). - В результате сбора данных исследователь получает совокупность полевых материалов, которые подвергаются, по преимуществу, описательному анализу. - Выводы не носят такой статистической определенности и строгости, как в количественном исследовании - это обобщении, имеющие характер предположений. Выделяются методы исследования, которые наиболее часто используются в гендерных исследованиях (в частности в социальной работе). Биографический метод. Центральным объектом исследования на основе биографического метода является индивидуальная жизнь человека, связанная с его непосредственным окружением, микросредой. Основными аспектами исследования становятся субъективные представления индивида о своей жизни и социальной реальности. Предмет биографического метода - жизненный опыт личности. Эти документы включают автобиографии, биографии, некрологи, жизненные истории, истории персонального опыта, устные и личные Case-study.В методологическом аспекте биографический метод иногда может рассматриваться как вариант «исследования случая» (от англ. case study). Метод сase study предусматривает использование различных техник для получения наиболее полного представления об изучаемом феномене, но он шире биографического метода в смысле отсутствия ограничений на природу объекта исследования: это может быть предприятие или цех, организация или малая социальная группа. Биографическое интервью.Принято различать три основных типа «историй жизни»: полные, тематические и отредактированные. Полная «история жизни» в идеале очерчивает весь жизненный опыт субъекта. Наблюдение.Наблюдение – метод сбора первичной социальной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они могут быть зафиксированы наблюдателем. Критическая этнография пересматривает традиционные дистанции и отношения между исследователем и информантами или местным сообществом. Эта методология направлена на преодоление социального, в том числе, гендерного и расового неравенства, зачастую воспроизводимого в языке науки, основанном на позитивистских схемах сбора и анализа социальных данных. Критическая этнография это практика эмпирического исследования, подразумевающая не только длительное включенное наблюдение, вживание в сообщество, описательную манеру изложения результатов полевой работы, но и антидискриминационную направленность работы ученого. Этнографические исследования социальной работы, социального обслуживания позволяют вскрыть проблемы и увидеть перспективы как в отношениях между социальным работником и клиентом, так и в организационной культуре самой службы, которая воплощается в иерархии властных отношений между разными специалистами, между начальством и подчиненными в различных культурах (Е.Р. Ярская-Смирнова, 2004). Тема пола в русской философии В России проблемы пола обсуждались в работах таких отечественных философов, как В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, В.В. Розанов. Общим для всех работ является противопоставление психологических качеств мужчин и женщин. Так, например, по мнению С. Н. Булгакова, мужчины и женщины существенно различаются, мужчина деятелен, логичен, полон инициативы; женщина инстинктивна, склонна к самоотдаче, мудра нелогической мудростью простоты. В работах русских философов подчеркивается специфическая роль женщины в культурном наследии, например, Н.А. Бердяев пишет о том, что сила женственности играла огромную, но не всегда видимую и часто таинственную роль в мировой истории. При этом способность женщины к культурному творчеству отрицается, а лишь признается ее роль как вдохновительницы мужчин для созидательной и творческой деятельности. Значимость женщины в культуре определяется только степенью ее влияния на мужчину. О. А. Воронина подчеркивает глубинно патриархатные основы русской философии пола. По ее мнению, в русской философии существовал весьма своеобразный подход к восприятию и оценке дифференциации маскулинного и фемининного: 1) в русской философии и теологии пола дифференциация мужского и женского начал рассматривается как метафизический или духовно-религиозный принцип, а западная философия рассматривает такую дифференциацию скорее как онтологический или гносеологический принцип; 2) в русской философии расставляются иные культурно-символические акценты: то, что в европейской философской традиции ассоциируется с маскулинным началом: божественное, духовное, истинное, в русской культуре ассоциируется - через категорию любви - с фемининным, женским началом. Таким образом, очевидно, что и философские представления, противопоставляя понятия «мужское» и «женское», отражают принцип дифференциации и поляризации полов. Эти представления характеризуют не только дихотомию «мужского» и «женского», но и иерархичность и субординированность. Понятая таким образом половая дифференциация превращается в иерархическую стратификацию. Андрогинная концепция. Осмысление темы пола в русской философии конца XIX — начала XX в. отличается необычайной глубиной анализа. Русские философы в вопросах пола оказались под влиянием работы О.Вейнингера «Пол и характер». В фокусе внимания русских философов находится не роль мужчины и женщины в обществе, а место половых различий в системе мироздания. В.С. Соловьев, поэт-символист и философ, одним из первых поставил философскую проблему пола и половой любви. В своих работах он затронул две темы, которые определили дальнейшее развитие русской философии пола — тему андрогинности человека и тему Вечной Женственности. Н.А. Бердяевв работах «Смысл творчества» (1916) и «Метафизика пола и любви» (1907) утверждал, что истинный облик человека представляет не мужчина и не женщина, а андрогин. Бердяев отрицательно относился к современному ему движению за права женщин, считая, что феминистки и суфражистки обедняют женский образ, превращают женщину из полноценного существа, имеющего собственное призвание, в «недомужчину». Л.Н. Толстой в работе «Крейцерова Соната» выразил идеи о греховности любви мужчины к женщине. В.В. Розанов в произведениях «Семья как религия» (1901), «Люди лунного света» (1911) выступил против основной тенденции русской философии: дискредитации любви, особенно деторождения. Резкое неприятие философа вызывали как призывы к аскетизму и безбрачию, так и женоненавистничество.
Ученые в России отмечали, что чисто медицинское понимание, хотя оно и составляет ядро науки о поле, не может объяснить многочисленные отношения половой жизни к разным областям человеческого существования, поэтому предпринимали попытки исследовать эту проблему с биологической, антропологической, философской, социологической, психологической, педагогической и др. точек зрения. В работах П. Е. Астафьева, вышедших в 1899 г. – «Понятие психического ритма как научное основание психологии полов» и «Психический мир женщины, его особенности, превосходства и недостатки» выделяется время как важный фактор психической жизни (быстрота смены психических актов и событий) и по нему различает психические типы мужчин и женщин. Таким образом, призвание женщины заключается в том, чтобы быть надеждой общества – женственной женщиной, а мужчинам свойственны противоположные характеристики: аналитическое мышление, способность к сосредоточению внимания, сильная воля. Работа Л. П. Кочетковой «Вымирание мужского пола в мире растений, животных и людей» содержит уникальный статистический материал о рождаемости и смертности детей разного пола (в России даже по губерниям), однако сам характер повествования и выводы, которые делает автор, пронизаны духом ненависти к мужскому полу. В Советской России общественно-политическая атмосфера для развития гендерных исследований изменилась. Было декларировано формальное равенство мужчин и женщин, что привело к тому, что не признавалось существование различий между полами, и в отечественной науке на долгое время психология, педагогика, социология становятся «бесполыми». Вопросы пола интересовали ученых и они проводили свои исследования: В. М. Бехтерев, И. П. Павлов, И. М. Сеченов, а также исследовалось психосексуальное развитие детей Е. А. Аркин, П. П. Блонский, Л. С. Выготский и др., что имело важное значение для построения гендерного подхода. К сожалению, подобные исследования прекратились в конце 1930-х гг., и в отечественной науке возник вынужденный перерыв до середины 1960-х гг., социально-политическое развитие страны прервало научный поиск и поставило советскую науку в условия идеологической изоляции.
Понятие феминизм. Термин феминизм появился уже в XIX в. Отечественные ученые определяют его как: - женское движение за уравнение женщин в правах смужчинами, убежденность в равных правах и возможностях женщин (Е. А. Рыболова); - разного рода действия в защиту прав женщин, основанные на представлениях о правовом равенстве полов (Т. А. Карченкова). Женское движение в России В России вусловиях абсолютной монархии не только женщины, но и мужчины не имели избирательных прав. Женское движение в России возникло в контексте борьбы за право получения высшего образования и труд. Значимую роль в борьбе за женское образование и труд в России сыграли М. В. Трубникова, Н. В. Стасова, А. П. Философова. В 1878 г. появляются высшие женские курсы в Москве, в 1880 г. — в Петербурге, затем во многих других городах. Однако преподавание женщин в университетах было запрещено практически до 1917 г. Выделяются буржуазный и радикальный феминизм. Исследователь женского движения О. А. Хасбулатова выделила марксистскую (пролетарскую) концепцию женского движения, которая сформировалась в начале XX в. Ее представители – А. М. Коллонтай и И. Ф. Арманд решение женского вопроса связывали с радикальным революционным переустройством общества. Женское движение за предоставление политических прав и права на образование рассматривалось как «женская сторона» рабочего движения. Согласно марксистской концепции, имевшей в основе идеи К. Маркса, Ф. Энгельса и А. Бебеля, зависимое положение женщины сформировалось в период возникновения частной собственности в рамках индивидуальной семьи. Путями достижения эмансипации женщины назывались вовлечение их в общественное производство, предоставление профессионального образования, а также уничтожение частной собственности. В работе «О социальных основах материнства» (1913) А. М. Коллонтай писала о необходимости снять с женщины функции воспитания потомства и создать государственную систему поддержки материнства и детства. 1. Первый период развития женского движения в России – период становления – от реформы 1861 года до революции 1905 года. Тогда решались самые насущные вопросы женского труда, образования. Вопрос об их гражданских и политических правах не вставал потому, что этих прав в России не имел никто. Революция 1905 года совершенно изменила эту ситуацию. Мужская часть населения страны после публикации Манифеста 17 октября 1905 г. получила определенные гражданские и политические права и свободы. Женщины гражданского признания не получили. И сразу же начали требовать, добиваться его. 2. Второй период в развитии женского движения в России. Это пора его зрелости – с 1906 по 1917 год. Женское движение крепнет. Появляются такие женские организации, как «Русское женское взаимно-благотворительное общество», радикальный «Союз равноправности женщин», «Женская прогрессивная партия», «Российская Лига равноправия женщин». Однако цель у всех его потоков одна — уравнивание женщин в гражданских и политических правах с мужчинами перед лицом закона. Знаменателен 1-й Всероссийский женский съезд. После подписания царем Николаем II Манифеста 17 октября 1905 г. о созыве парламента женщины не получили от правительства ожидаемых прав. В декабре 1909 г. делегаты от женских организаций провели Первый Всероссийский женский съезд в Петербурге, целью которого была попытка создания объединенного российского женского движения. Однако сторонницы революционного пролетарского «крыла» движения во главе с А. М. Коллонтай обвинили большинство съезда в реформизме и покинули заседание. В итоге женское движение в России так и не стало единым. Главными достижениями женского движения в дореволюционной России стало право женщин на труд и образование. Темы рефератов:
Задание самостоятельной работы: Проанализируйте работы феминисток О. де Гуж, М. Уоллстоункрафт, Э. Голдман, А.М. Коллонтай. Сравните идеи, которые предложили эти авторы.
Феномен кризиса маскулинности В 1970-х гг., в западном научном дискурсе а затем и в СССР отмечался «кризис маскулинности». Однако сущность, причины кризиса маскулинности и возможные пути его преодоления трактуются по-разному и даже противоположно. · Одни авторы усматривают проблему в том, что мужчины как социальная группа отстают от требований времени: их установки, деятельность и особенно групповое самосознание, представления о том, каким может и должен быть мужчина, не соответствуют изменившимся социальным условиям и подлежат радикальному изменению и перестройке.
Американский социолог М.Месснер, выделяет три специфических фактора мужской общественной жизни: 1) Мужчины как группа пользуются институциональными привилегиями за счет женщин как группы. 2) В силу узких определений маскулинности, обещающих им высокий статус и привилегии, для мужчин свойственны ухудшающее здоровье и преждевременная смерть. 3) Неравенство в распределении общественных благ в условиях патриархата распространяется не только на женщин, но и на мужчин: в социуме выявляется гегемонистская маскулинность белых гетеросексуальных мужчин
Мужское движение за рубежом Тема 10. МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ Неомарксистский анализ гендера Неомарксизм –течение западной социально-философской мысли, представители которого (Д.Лукач, К.Корш, Э.Фромм, Г.Маркузе, М.Хоркхаймер) интерпретировали философию К.Маркса на основе неогегельянства, фрейдизма, экзистенциализма и структурализма. Влияние марксизма на феминизм.На Западе социалистические феминистские концепции прибегают к марксистской теории для объяснения дискриминации женщин и неравенства внутри общества. Каковы их основные идеи? - экономическая структура общества рассматривается как решающая в определении материальных и иных условий жизни людей. Возникновение капитализма и международный характер его влияния и власти над жизнью людей считаются основной причиной угнетения женщин; - мужчины и женщины оказываются вовлеченными в «половое разделение труда», которое помогает удовлетворению потребности капитализма в рабочих и бесплатному получению связанных с ним услуг; - женщины являются дешевой и доступной рабочей силой, «резервной армией», которую используют, когда необходимы дополнительные рабочие руки. Работа Хейди Хартманн«Неудачный брак марксизма и феминизма» оказала влияние на феминистскую социологию тем, что в ней было указано, что патриархальные отношения дома и капиталистические отношения па работе идут параллельно с точки зрения эксплуатации женского труда. Сильвия Уолбив книге «Теория патриархата» указывает, что патриархальные отношения, существующие в частной сфере, воспроизводятся и консолидируются в сфере общественной. В книге Беа Кэмпбелл «Снова на дороге на пирс Уиган» с точки зрения социал-феминизма и одновременно с позиции радикальных феминисток на патриархат, описывает политическое и социальное предательство женщин из рабочего класса мужчинами из их же класса, которые из «мужской солидарности» действуют сообща с работодателями мужского пола и правительством в защиту так называемых мужских работ, тарифных ставок и домашних привилегий. Делфи и Леонардв работе «Привычная эксплуатация» с экономических позиций и с помощью методологии марксизма поддерживают радикально феминистские взгляды на то, что именно мужчины присваивают и эксплуатируют труд женщин дома, чтобы создать личные и частные отношения власти, чтобы способствовать своим интересам как в частных, так и в общественных отношениях. Они считают, что ответственность за угнетение женщин несет в первую очередь не капитализм, а скорее мужчины, ведущие себя как капиталисты, и мужчины, применяющие теории капитализма на практике.
СОВРЕМЕНОЙ КУЛЬТУРЕ Вопросы: I. Формирование концепций гендер-типов II. Общенаучные критерии классификации гендеров III. Гендерная структура общества: классификационный подход Гендерная политика в СССР Социальная политика Российской Федерации является производной от советской практики социальной политики. Социальная политика советского государства была основана на идеологеме равенства, в том числе и равенства полов. Советская власть предложила следующую схему гендерных отношений, которая должна была осуществиться после победы социализма: • мужчины и женщины уравнены в политических и социальных • буржуазная семья (эгоистическая и замкнутая) прекращает • женщина трудится в общественном производстве наравне с • в качестве гарантии тендерного равенства материнство пере • двойная мораль, характеризующая отношения мужчины и Выделяются два этапа в развитии гендерной политики в СССР, противоположных по своей направленности. 1) Первый вошел в историю как период сексуальной революции и «отмены семьи». В чем это выразилось: До предела упрошенная процедура заключения брака и развода должна была искоренить отношения насилия и зависимости, существовавшие в семье. Первые законы о семье формально дискриминировали мужчин, установив крайне упрощенную процедуру установления отцовства (по письменному заявлению матери ребенка). В 1920 г. к первым уравнительным декретам советской власти добавился декрет о разрешении медицинских абортов по желанию женщины. Его целью стала ликвидация препятствий, стоявших на пути сексуального и семейного раскрепощения женщины. Перечисленные положения нашли свое подкрепление в принятом в 1926 г. законодательстве о браке и семье. С начала 30-х годов начинается второй этап в семейной политике советской власти. К 1960-м годам в СССР была создана не просто одна из самым лучших систем социального обеспечения в мире, но практически одна из самых первых эмансипаторских и дефамилизационных систем социального обеспечения. Речь идет о широком спектре социальных гарантий и льгот, существовавших в СССР, как всеобщих (их называют гендерно-нейтральные нормы социальной политики), так и специфически женских (гендерно-чувствительные нормы и практики социальной политики): - гарантированный государством доступ к всеобщему среднему образованию, - бесплатное высшее образование и трудоустройство, - помощь в получении квартиры, - профессиональное образование и профессиональный рост, - существование сети государственных дошкольных и школьных учреждений, - существование системы внешкольного образования и развития школьников, - гарантированные и оплачиваемые больничные, отпуск по беременности, родам и т.д.
3. Международное и федеральное законодательство по улучшению положения женщин Улучшение положения женщин стало одной из задач ООН с середины XX в. Утверждается принцип эгалитаризма – гендерного равенства мужчин и женщин во всех сферах общества. Международное законодательство. Задача по улучшению положения женщин нашла отражение во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), в Конвенции о политических правах женщин (1954 г.), в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.), в материалах четырёх Всемирных конференций по положению женщин, организованных и проведённых по инициативе ООН (1975-1995 гг.). Положения, закрепляющие принцип эгалитаризма, закреплены в следующих документах: Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о политических правах женщин, Декларация прав ребенка, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Декларация об искоренении насилия в отношении женщин и др. Суть этих документов международного уровня заключается в том, что для построения гражданского общества необходимо в первую очередь разрешить «женский вопрос», что означает реструктурировать общество и его институты, чтобы женщины получили возможность реализовать свой половой потенциал в качестве равноправных партнёров мужчин во всех сферах жизнедеятельности и гендерные конфликты потеряли свою остроту. Что в свою очередь обеспечит более устойчивое развитие общества и в конечном итоге выживание человечества. Законодательство РФ. Конституция РФ.Гендерное равенство граждан России утверждается основным законом РФ (3 часть статьи 19 Конституции РФ от 1993 г.) где декларируется: «мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации». В 1996 году Правительство РФ утвердило «Концепцию улучшения положения женщин в РФ». Одной из стратегических задач, согласно этой Концепции, являлось оказание содействия участию женщин в процессе принятия решений на всех уровнях». Но Концепция носила лишь декларативный, рекомендательный характер. Пункт 2 гласит: «право на равное участие лиц обоего пола в принятии решений на всех уровнях законодательной, исполнительной и судебной власти и местного самоуправления». В пункте 2.1 содержится предложение Совету Федерации и Правительству РФ принять «законодательные акты и целевые программы, направленные на обеспечение равного представительства лиц обоего пола в органах государственной власти». Содержится еще одна рекомендация, адресованная законодателю на случай принятия Закона о политических партиях: «в партийных избирательных списках представительство лиц одного пола не должно превышать 70% от общего числа кандидатов». В 1996 году был издан Указ президента РФ «О повышении роли женщин в системе федеральных органов власти и органов государственной власти субъектов РФ» (указ № 1005 от 30.06.96). Он постановляет «рассмотреть вопрос о возможности введения минимальной квоты для замещения женщинами государственных должностей федеральной государственной службы». Все это было призвано обеспечить женщинам равные с мужчинами стартовые возможности. В Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федер< |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |