Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие метода. Специфика методологии гендерологии и феминологии

Метод - это основной способ сбора, обработки и анализа данных.

Методологией вшироком смысле называют систему принципов научного исследования, или учение о методе. Методология в узком смысле означает совокупность исследовательских процедур, техни­ки и методов, включая приемы сбора и обработки данных.

Техникой назы­вают совокупность специальных приемов для эффективного использова­ния того или иного метода.

Методика - это совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их по­следовательность и взаимосвязь.

Процедурой называют последователь­ность всех операций, общую систему действий и способов организации исследования, систему приемов сбора и обработки социологической ин­формации. Методы могут заимствоваться, развиваться, переходить из одной научной сферы в другую.

Предметом гендерных исследованийстановятся соци­альные, политические, экономические, сексуальные и дру­гие проблемы мужчин и женщин. Они рассматриваются как междисциплинарные, находящиеся на стыке наук. В то же время гендерные проблемы могут исследоваться в рамках одной дисциплины. Сегодня они активно изучаются в социо­логии, философии, культурологии, искусстве, лингвистике, экономике, антропологии, истории, теории и технологиях социальной работы, геронтологии и т. д.

Термин «гендерные исследования» (gender studies) появился в 1980-е гг, когда в университетах США были открыты соответствующие факультеты и кафедры; в Западной Европе появились ассоциации и научно-исследовательские центры, ведущие разработки гендерной проблематики. Возраст академических курсов женских исследований (women's studies) в американских университетах примерно на десять лет старше; параллельно было учреждено и несколько академических программ феминистских исследований (feminist studies).

В основе гендерного исследования лежитгендерный анализ- это процесс оценки различного воздей­ствия, оказываемого на женщин и мужчин, существующими или предлагаемыми программами, законодательством, государствен­ным политическим курсом – во всех сферах жизни общества и го­сударства. Гендерный анализ - это также сбор качественной ин­формации и понимание гендерных тенденций в экономике и обществе, использование этих знаний для выявления потенциальных проблем, поиска решений в ежедневной работе. Одновременно это инструмент для понимания социальных процессов. Он позво­ляет увидеть и сравнить: каким образом и почему политические, экономические, социальные и иные факторы по-разному влияют на женщин и мужчин.

 

Методы гендерных исследований

В предметную область гендерологии активно привлекаются методы гуманитарных и естественных дисциплин, идет вы­работка новых методов и пересмотр традиционной научной методологии.

Исследовательские методы ген­дерологии могут быть заимствованы как из естественно-науч­ных дисциплин,так и изгуманитарных и социальных наук. Следовательно, в равной степени допустимо говорить о при­менимости методов психодиагностики, количественных и ка­чественных методов социологии, метода историзма, интерпретативных стратегий гуманитарных и некоторых социальных наук, количественных методов биологических наук. Поэтому можно сделать заключение, что «гендерные исследования в настоящий момент не являются дисциплиной, а скорее меж­дисциплинарной областью исследований» (Петрова, 2007).

В гендерных исследованиях в социальной работе наиболее часто используются методы социологии.

Различают количественную и качественную исследовательские мето­дологии.

В количественных – массовых социальных исследованиях конкретный человек не рассматривается как уникальная личность, но лишь как представитель определенного пола, возраста, рода занятий, типа пове­дения, то есть как представитель определенной группы.

- В результате количественного исследования накаплива­ется массив данных, и поскольку связи в количественном исследовании носят статистический характер, количество респондентов здесь имеет большое значение.

- Философской методологией таких исследований вы­ступает позитивизм — уверенность в возможности изучения социального мира таким же способом, каким изучается физический мир естественными науками.

В качественной методологии в фокусе анализа находится индивид, организация или определенная социальная практика.

- Это малые выборки, где нет строгого требования к количеству информантов (тех, кто предос­тавляет информацию, рассказывая о своем опыте).

- В результате сбора дан­ных исследователь получает совокупность полевых материалов, которые подвергаются, по преимуществу, описательному анализу.

- Выводы не носят такой статистической определенности и строгости, как в количественном исследовании - это обобщении, имеющие характер предположений.

Выделяются методы исследования, которые наиболее часто используются в гендерных исследованиях (в частности в социальной работе).

Биографический метод. Центральным объектом исследования на основе биографического метода является индивидуальная жизнь человека, связанная с его непосредственным окружением, микросредой. Основными аспектами исследования становятся субъективные представления индивида о своей жизни и социальной реальности.

Предмет биографического метода - жизненный опыт личности. Эти документы включают автобиографии, биографии, некрологи, жизненные истории, истории персонального опыта, устные и личные

Case-study.В методологическом аспекте биографический метод иногда может рассматриваться как вариант «исследования случая» (от англ. case study).

Метод сase study предусматривает использование различных техник для получения наиболее полного представления об изучаемом феномене, но он шире биографического метода в смысле отсутствия ограничений на природу объекта исследования: это может быть предприятие или цех, организация или малая социальная группа.

Биографическое интервью.Принято различать три основных типа «историй жизни»: полные, те­матические и отредактированные. Полная «история жизни» в идеале очер­чивает весь жизненный опыт субъекта.

Наблюдение.Наблюдение – метод сбора первичной социальной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и усло­вий, в которых они могут быть зафиксированы наблюдателем.

Критическая этнография пересматривает традиционные дистанции и отношения между исследователем и информантами или местным сообще­ством. Эта методология направлена на преодоление социального, в том числе, гендерного и расового неравенства, зачастую воспроизводимого в языке науки, основанном на позитивистских схемах сбора и анализа соци­альных данных.

Критическая этнография это практика эмпириче­ского исследования, подразумевающая не только длитель­ное включенное наблюдение, вживание в сообщество, описательную манеру изложения результатов полевой ра­боты, но и антидискриминационную направленность ра­боты ученого.

Этнографические исследования социальной работы, социального об­служивания позволяют вскрыть проблемы и увидеть перспективы как в отношениях между социальным работником и клиентом, так и в организа­ционной культуре самой службы, которая воплощается в иерархии власт­ных отношений между разными специалистами, между начальством и подчиненными в различных культурах (Е.Р. Ярская-Смирнова, 2004).

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...