Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Православные традиции о социальном статусе женщинХристианские догматы стали руководством для наставления в повседневной жизни христиан как католического, так и православного вероисповеданий. Строгие законы, регламентирующие семейно-брачное поведение, подчиняющее его церковным канонам и бытовым запретам, существовали у русских. Одной из главных особенностей будничного поведения мужчин и женщин в русской деревне было их обособление. Обособление мужчин и женщин в крестьянской среде сохраняло архаическую семантику этого явления: представления о сакральной причастности полов к светлому и темному времени, его рождению и смерти, детству и старости, к внутреннему и внешнему пространству, «низу» и «верху». Обычно в семьях обособлялись невесты, роженицы, старые, больные женщины: им выделялись особые места в доме, четко регламентировалось пространственно-временное передвижение; вменялось носить особую одежду, есть «специальную» пищу и придерживаться определенных норм поведения. Особенно строго это соблюдалось по отношению к роженице: ей. например, запрещалось есть вместе с другими членами семьи. По прошествии определенного времени после родов женщина подвергалась очистительным ритуальным процедурам. Развитие семьи в России неразрывно связано с Православием. Христианская система ценностей, с одной стороны, и христианское понимание брака — е другой составили ту основу, на которой строились представления об идеальной женщине и счастливых семейных отношениях. Вместе с тем, евангельские идеалы укоренялись в массовом сознании, проходя сквозь народную культуру, обладавшую своеобразием и долгой приверженностью языческим началам. В результате сложилось непростое сочетание некоторых пропущенных через народную культуру евангельских духовно-нравственных установок с особыми представлениями о семейных правах и обязанностях. Выделим несколько наиболее важных, на наш взгляд, положений. Одно из них связано с евангельской добродетелью терпения и смирения. На русской почве добродетели долготерпения и смирения приобрели особые черты, прежде всего, в характере женщины. При этом терпение и смирение воспринимались как однонаправленные, ориентированные на подчинение всякой «власти», будь то государственная или семейная в лице мужа — главы семьи. Безропотное подчинение всякой «власти», в данном случае мужу; добровольно принимаемое на себя незаслуженное страдание — физическое или моральное; готовность «пострадать» — все это воспринималось как единственно верный и правильный способ жизни женщины, а в ряде случаев и как кратчайший путь к спасению и святости. Тема 5. РАЗВИТИЕ ФЕМИНОЛОГИИ В РОССИИ Вопросы к семинару:
Т. А. Карченкова в исследовании «Женский вопрос в российской публицистике второй половины XIX века» (2006) в осмыслении женского вопроса выделяет следующие подходы: 1) патриархатный (основа социума – естественное разделение функций между полами: женщина – мать, мужчина – общественный деятель), 2) экономический (женщины – специфический субъективный фактор производства, эффективность их труда невысока), демографический (подход к женскому вопросу с точки зрения воспроизводства нового поколения) 3) эгалитарный (отношения личностной взаимодополнительности в семье и обществе, которые могут быть реализованы лишь в «пространстве свободного выбора») Социальный статус женщины в России был сопряжен с правом на получение образования. Здесь выявляются два направления – гуманистическое и консервативное. Гуманистическое направление женского образования было представлено в работах русских педагогов-гуманистов (В. Г. Белинский, Н. А. Вышнеградский, П. Ф. Лесгафт, Н. И. Пирогов, В. Я. Стоюнин, К. Д. Ушинский и др.), обосновывавших идею о том, что образование является глубокой потребностью каждого человека, независимо от пола. Выделяются следующие концепции женского вопроса: - консервативная, - демократическая - радикальная Главный тезис публицистов консервативной ориентации (М. Н. Катков, Н. С. Лесков, М.Н. Погодин, Н. Н. Страхов, Л. Н. Толстой, П. К. Щебальский и др.) – женщины из-за природных свойств и особенностей должны занимать подчинённое положение; единственная сфера самореализации женщин - семья, а основное предназначение – рождение детей. Представители демократической (либеральной) концепции женского вопроса (Н.И. Пирогов, К Д. Кавелин, И.С. Тургенев, A.M. Евреинова и др.) акцентировали внимание на женском воспитании и образовании. Основной путь преодоления неравноправия полов они видели в последовательных социальных, экономических и политических реформах. Радикальная концепция женского вопроса (А.М. Коллонтай, Н.К. Крупская, Н.П. Огарев, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский) связывала проблему уравнения женщин и мужчин в правах с революционным переустройством общества. Тема пола в русской философии В России проблемы пола обсуждались в работах таких отечественных философов, как В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, В.В. Розанов. Общим для всех работ является противопоставление психологических качеств мужчин и женщин. Так, например, по мнению С. Н. Булгакова, мужчины и женщины существенно различаются, мужчина деятелен, логичен, полон инициативы; женщина инстинктивна, склонна к самоотдаче, мудра нелогической мудростью простоты. В работах русских философов подчеркивается специфическая роль женщины в культурном наследии, например, Н.А. Бердяев пишет о том, что сила женственности играла огромную, но не всегда видимую и часто таинственную роль в мировой истории. При этом способность женщины к культурному творчеству отрицается, а лишь признается ее роль как вдохновительницы мужчин для созидательной и творческой деятельности. Значимость женщины в культуре определяется только степенью ее влияния на мужчину. О. А. Воронина подчеркивает глубинно патриархатные основы русской философии пола. По ее мнению, в русской философии существовал весьма своеобразный подход к восприятию и оценке дифференциации маскулинного и фемининного: 1) в русской философии и теологии пола дифференциация мужского и женского начал рассматривается как метафизический или духовно-религиозный принцип, а западная философия рассматривает такую дифференциацию скорее как онтологический или гносеологический принцип; 2) в русской философии расставляются иные культурно-символические акценты: то, что в европейской философской традиции ассоциируется с маскулинным началом: божественное, духовное, истинное, в русской культуре ассоциируется - через категорию любви - с фемининным, женским началом. Таким образом, очевидно, что и философские представления, противопоставляя понятия «мужское» и «женское», отражают принцип дифференциации и поляризации полов. Эти представления характеризуют не только дихотомию «мужского» и «женского», но и иерархичность и субординированность. Понятая таким образом половая дифференциация превращается в иерархическую стратификацию. Андрогинная концепция. Осмысление темы пола в русской философии конца XIX — начала XX в. отличается необычайной глубиной анализа. Русские философы в вопросах пола оказались под влиянием работы О.Вейнингера «Пол и характер». В фокусе внимания русских философов находится не роль мужчины и женщины в обществе, а место половых различий в системе мироздания. В.С. Соловьев, поэт-символист и философ, одним из первых поставил философскую проблему пола и половой любви. В своих работах он затронул две темы, которые определили дальнейшее развитие русской философии пола — тему андрогинности человека и тему Вечной Женственности. Н.А. Бердяевв работах «Смысл творчества» (1916) и «Метафизика пола и любви» (1907) утверждал, что истинный облик человека представляет не мужчина и не женщина, а андрогин. Бердяев отрицательно относился к современному ему движению за права женщин, считая, что феминистки и суфражистки обедняют женский образ, превращают женщину из полноценного существа, имеющего собственное призвание, в «недомужчину». Л.Н. Толстой в работе «Крейцерова Соната» выразил идеи о греховности любви мужчины к женщине. В.В. Розанов в произведениях «Семья как религия» (1901), «Люди лунного света» (1911) выступил против основной тенденции русской философии: дискредитации любви, особенно деторождения. Резкое неприятие философа вызывали как призывы к аскетизму и безбрачию, так и женоненавистничество.
Ученые в России отмечали, что чисто медицинское понимание, хотя оно и составляет ядро науки о поле, не может объяснить многочисленные отношения половой жизни к разным областям человеческого существования, поэтому предпринимали попытки исследовать эту проблему с биологической, антропологической, философской, социологической, психологической, педагогической и др. точек зрения. В работах П. Е. Астафьева, вышедших в 1899 г. – «Понятие психического ритма как научное основание психологии полов» и «Психический мир женщины, его особенности, превосходства и недостатки» выделяется время как важный фактор психической жизни (быстрота смены психических актов и событий) и по нему различает психические типы мужчин и женщин. Таким образом, призвание женщины заключается в том, чтобы быть надеждой общества – женственной женщиной, а мужчинам свойственны противоположные характеристики: аналитическое мышление, способность к сосредоточению внимания, сильная воля. Работа Л. П. Кочетковой «Вымирание мужского пола в мире растений, животных и людей» содержит уникальный статистический материал о рождаемости и смертности детей разного пола (в России даже по губерниям), однако сам характер повествования и выводы, которые делает автор, пронизаны духом ненависти к мужскому полу. В Советской России общественно-политическая атмосфера для развития гендерных исследований изменилась. Было декларировано формальное равенство мужчин и женщин, что привело к тому, что не признавалось существование различий между полами, и в отечественной науке на долгое время психология, педагогика, социология становятся «бесполыми». Вопросы пола интересовали ученых и они проводили свои исследования: В. М. Бехтерев, И. П. Павлов, И. М. Сеченов, а также исследовалось психосексуальное развитие детей Е. А. Аркин, П. П. Блонский, Л. С. Выготский и др., что имело важное значение для построения гендерного подхода. К сожалению, подобные исследования прекратились в конце 1930-х гг., и в отечественной науке возник вынужденный перерыв до середины 1960-х гг., социально-политическое развитие страны прервало научный поиск и поставило советскую науку в условия идеологической изоляции.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |