Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гендерный подход в социальной политике

Социальная политика, понимаемая как деятельность государства/общества с целью согласования интересов различных социальных групп через перераспределение ресурсов общества, являлась и является универсальной формой воздействия на социальную сферу и/или социальные отношения в обществе.

Под гендерными аспектам социальной политики чаще всего понимают подход, основанный на антидискриминационных политических практиках в отношении женщин, или же подход, анализирующий положение женщин в рамках семейной политики.То есть, так или иначе, под гендерным подходом в социальной политике, в основном, подразумевают анализ практических политических решений и последствий их принятия для различных социальных групп женщин с несовершеннолетними детьми.

Гендерные аспекты социальной политики акцентируют внимание на различиях в социальном положении женщин и мужчин при планировании и принятии политических решений по социальным вопросам. Политические решения, оформленные и реализованные в виде социальных программ, существующего законодательства и всей государственной политики, оказывают разное воздействие на социальную жизнь женщин и мужчин.

Гендерные аспекты социальной политики предполагают рассмотрение широкого круга социальных вопросов, касающихся социальных интересов женщин и мужчин, как представителей разных социальных групп общества.Гендерный подход в социальной политике направлен на выявление, критику и устранение механизмов воздействия социальных программ и политических действий, усугубляющих или воспроизводящих гендерное неравенство.

Чаще всего социальное положение женщин, как и социальную политику в отношении женщин, рассматривают в рамках подхода, называемого в социологии фамилизацией.

Фамилизация - подход, в рамках которого социальное положение женщины рассматривается через призму семейной политики и интересов семьи.

Реакцией на идеологию фамилизации является феминистская идеология дефамилизации.

Дефамилизация - подход, в рамках которого социальное положение женщины определяется как процесс создания таких условий, в которых они могут поддерживать свой статус и приемлемый стандарт жизни вне зависимости от наличия семьи и внутрисемейных отношений.Это такой статус, который гарантирует приемлемый стандарт жизни, поддерживающийся либо через оплачиваемую работу, либо через систему социального обеспечения.

Государства, проводящие подобную социальную политику, называют "государствами, дружественными женщинам". Этот термин используется для характеристики государств, политика которых стремится к ликвидации всех форм и последствий гендерной дискриминации. В исследовательской литературе это понятие используется как индикатор, тестирующий социальную политику государств по двум направлениям:

  • наличие специальных социальных программ по дефамилизации (развитие сети дошкольных учреждений, системы пособий, индивидуальных пенсий и т.д.);
  • степень вовлечённости женщин в сферу принятия политических решений.

 

Гендерная политика в СССР

Социальная политика Российской Федерации является производной от советской практики социальной политики.

Социальная политика советского государства была основана на идеологеме равенства, в том числе и равенства полов.

Советская власть предложила следующую схему гендерных отношений, кото­рая должна была осуществиться после победы социализма:

• мужчины и женщины уравнены в политических и социальных
правах;

• буржуазная семья (эгоистическая и замкнутая) прекращает
свое существование и уступает место свободному союзу мужчины и женщины;

• женщина трудится в общественном производстве наравне с
мужчиной, а домашнее хозяйство должно быть упразднено;

• в качестве гарантии тендерного равенства материнство пере­
стает быть частным делом отдельной женщины как следствие со­
здания государственной системы содержания и воспитания детей;

• двойная мораль, характеризующая отношения мужчины и
женщины в буржуазном обществе, в результате перевоспитания мужчин и женщин уступает место отношениям солидарности тру­дящихся индивидов разных полов.

Выделяются два этапа в развитии гендерной политики в СССР, противоположных по сво­ей направленности.

1) Первый вошел в историю как период сексуальной революции и «отмены семьи». В чем это выразилось:

До предела упрошенная процедура заключе­ния брака и развода должна была искоренить отношения насилия и зависи­мости, существовавшие в семье. Первые законы о семье формально дискриминировали мужчин, установив крайне упрощенную проце­дуру установления отцовства (по письменному заявлению матери ребенка).

В 1920 г. к первым уравнительным декретам советской вла­сти добавился декрет о разрешении медицинских абортов по жела­нию женщины. Его целью стала ликвидация препятствий, стоявших на пути сексуального и семейного раскрепоще­ния женщины. Перечисленные положения нашли свое подкрепление в принятом в 1926 г. законодательстве о браке и семье.

С начала 30-х годов начинается второй этап в семейной поли­тике советской власти.

К 1960-м годам в СССР была создана не просто одна из самым лучших систем социального обеспечения в мире, но практически одна из самых первых эмансипаторских и дефамилизационных систем социального обеспечения. Речь идет о широком спектре социальных гарантий и льгот, существовавших в СССР, как всеобщих (их называют гендерно-нейтральные нормы социальной политики), так и специфически женских (гендерно-чувствительные нормы и практики социальной политики):

- гарантированный государством доступ к всеобщему среднему образованию,

- бесплатное высшее образование и трудоустройство,

- помощь в получении квартиры,

- профессиональное образование и профессиональный рост,

- существование сети государственных дошкольных и школьных учреждений,

- существование системы внешкольного образования и развития школьников,

- гарантированные и оплачиваемые больничные, отпуск по беременности, родам и т.д.

 

3. Международное и федеральное законодательство по улучшению положения женщин

Улучшение положения женщин стало одной из задач ООН с середины XX в. Утверждается принцип эгалитаризма – гендерного равенства мужчин и женщин во всех сферах общества.

Международное законодательство. Задача по улучшению положения женщин нашла отражение во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), в Конвенции о политических правах женщин (1954 г.), в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.), в материалах четырёх Всемирных конференций по положению женщин, организованных и проведённых по инициативе ООН (1975-1995 гг.).

Положения, закрепляющие принцип эгалитаризма, закреплены в следующих документах: Всеобщая дек­ларация прав человека, Конвенция о политических правах женщин, Декларация прав ребенка, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Между­народный пакт о гражданских и политических правах, Дек­ларация об искоренении насилия в отношении женщин и др.

Суть этих документов международного уровня заключается в том, что для построения гражданского общества необходимо в первую очередь разрешить «женский вопрос», что означает реструктурировать общество и его институты, чтобы женщины получили возможность реализовать свой половой потенциал в качестве равноправных партнёров мужчин во всех сферах жизнедеятельности и гендерные конфликты потеряли свою остроту. Что в свою очередь обеспечит более устойчивое развитие общества и в конечном итоге выживание человечества.

Законодательство РФ. Конституция РФ.Гендерное равенство граждан России утверждается основным законом РФ (3 часть статьи 19 Конституции РФ от 1993 г.) где декларируется: «мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации».

В 1996 году Правительство РФ утвердило «Концепцию улучшения положения женщин в РФ». Одной из стратегических задач, согласно этой Концепции, являлось оказание содействия участию женщин в процессе принятия решений на всех уровнях». Но Концепция носила лишь декларативный, рекомендательный характер.

Пункт 2 гласит: «право на равное участие лиц обоего пола в принятии решений на всех уровнях законодательной, исполнительной и судебной власти и местного самоуправления». В пункте 2.1 содержится предложение Совету Федерации и Правительству РФ принять «законодательные акты и целевые программы, направленные на обеспечение равного представительства лиц обоего пола в органах государственной власти». Содержится еще одна рекомендация, адресованная законодателю на случай принятия Закона о политических партиях: «в партийных избирательных списках представительство лиц одного пола не должно превышать 70% от общего числа кандидатов».

В 1996 году был издан Указ президента РФ «О повышении роли женщин в системе федеральных органов власти и органов государственной власти субъектов РФ» (указ № 1005 от 30.06.96). Он постановляет «рассмотреть вопрос о возможности введения минимальной квоты для замещения женщинами государственных должностей федеральной государственной службы». Все это было призвано обеспечить женщинам равные с мужчинами стартовые возможности.

В Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российс­кой Федерации»: в перечень типов учреждений социального обслуживания включаются кризисные центры помощи женщинам,
центры социальной адаптации, которые играют большую роль
в оказании необходимой помощи женщинам (консультативной, психологической, правовой и т. п.).

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...