Программа курса «Юный патриот»
(возрастной диапазон: 6- 10 лет; срок реализации – 1года)
Составители: С.С.Ковалёва, И.Н.Гвоздик, С.А.Радченко, Н.В.Ганжа
учителя начальных классов
МОУ СОШ №1 с. Александровского Александровского р-на
Пояснительная записка
Начальная школа призвана с воспитывать лучшие нравственные качества учащихся, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.
Спецкурс «Юный патриот» носит личностно ориентированный характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, с уважением относящегося к культурному достоянию человечества.
Ведущей задачей курса является воспитание патриотических чувств: любви к своему городу (селу), к своей Родине, её историческому прошлому и традициям; формирование обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме.
На этой основе у ребенка развивается чувство сопричастности к жизни общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность, патриотизм.
При этом средствами курса целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Особенностью курса является возможность для реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы. Курс «Юный патриот» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры.
В основе методики преподавания курса «Юный патриот» лежит проблемно – поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения:. Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воин, людьми военных профессий, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице, музее.
Занятия курса разделены на теоретические и практические.
В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы плакатов с символами страны, края, села, школы; портреты участников ВО войны, великих полководцев; наборы открыток городов-героев; репродукции картин и фотоальбомы. Целесообразно использование ИКТ и ресурсов Интернета.
Изучив курс «Юный патриот», учащиеся должны знать:
- название страны, региона, где живет учащийся, родного города(села);
- нимволику страны, края, села, школы;
- государственные праздники;
- имена великих полководцев и названия городов-героев, изученных в курсе.
должны уметь:
- описывать изученные события истории Отечества;
- оценивать поступки других с позиции добра и зла;
- уважительно относиться к своему дому, семье, истории русского народа;
- поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
Тематическое планирование
№ п\п
| Тема занятия
| Теория (часов)
| Практика (часов)
| Тип занятия
| Вид занятия
| Раздел I. Я – гражданин (9ч)
|
1-3
| Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России.
|
|
|
ОНЗ, Р
| Беседа, конкурс рисунков
|
| Родной край – частица России. Символика края.
|
|
| ОНЗ
| Урок – путешествие
|
|
Село моё родное.
|
|
| ОНЗ
| Учебный диалог, презентация учителя
|
| Экскурсия «Наша улица».
|
|
| ОНЗ
| Экскурсия
|
| Я - ученик.
|
|
| ОНЗ
| Экскурсия по школе
|
| Родной дом и семья.
|
|
| ОНЗ
| Беседа
|
| Традиции семьи. Примечай будни, а праздники сами придут.
|
|
|
ОНЗ
|
Игра
| Раздел II. Живые страницы прошлого (7ч)
|
| Как жили наши предки славяне.
|
|
| ОНЗ
| Урок – путешествие
|
| Богатырская наша сила
|
|
| ОНЗ
| Урок
|
| Русские героические сказки.
|
|
| Р
| Викторина
|
| Русский солдат сам черт ему не брат.
|
|
| ОНЗ
| Учебный диалог
|
| Русские полководцы. Дмитрий Донской и Александр Невский.
|
|
|
ОНЗ
|
Урок
|
| Русские полководцы. А.В. Суворов.
|
|
| ОНЗ
| Урок
|
| Военные забавы юного Петра.
|
|
| ОНЗ
| Учебный диалог, презентация
| Раздел III. Прошлое рядом (14ч)
| 17-20
| Путешествие по городам – героям.
|
|
| ОНЗ
| Путешествие
|
| Село в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия в музей боевой славы села Александровского.
|
|
|
ОНЗ
|
Экскурсия
|
| История школьного памятника. Ученики – герои.
|
|
| ОНЗ
| Экскурсия
|
| День защитника Отечества.
|
|
| ОНЗ
| Устный журнал
|
| Проект «Военная летопись нашей семьи».
|
|
| Р
| Проект
|
| Дети войны.
|
|
| ОНЗ
| Урок
|
| День космонавтики.
|
|
| ОНЗ
| Беседа
|
| День Победы.
|
|
| ОНЗ
| Урок
|
| Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы».
|
|
|
Р
|
Конкурс
|
| Встреча с участниками боевых действий. Экскурсия к мемориалу Воинской славы.
|
|
|
Р
|
Встреча, экскурсия
|
| Экскурсия в районную детскую библиотеку.
|
|
| ОНЗ
| Экскурсия
| Раздел III. Заключение (3ч)
|
| Зарничка.
|
|
| Р
| Соревнования
|
| Конкурс рисунков «Мы за Мир!»
|
|
| Р
| Конкурс
|
| Что мы узнали и чему научились за год.
|
|
| Р
| Урок
| Содержание курса «Юный патриот»
1 класс (33 часа)
Раздел I. Я – гражданин (9ч)
Занятие 1-3.
Тема: Россия – Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России.
Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн). История появления символов.
Цель: развивать познавательный интерес к своей стране; дать понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов; воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства; формировать чувство гордости за свою Родину.
Понятия: герб, флаг, гимн, символ, значение цветов и образов.
Занятие 4.
Тема: Родной край – частица России. Символика края.
Ставропольский край – житница России. Символика края. Город Ставрополь. Достопримечательности края. Люди и их занятия.
Цель: вызвать у детей интерес к познанию родного края; познакомить с символикой края, правами и обязанностями граждан; воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма.
Понятия: гражданин, права и обязанности граждан, патриот.
Занятие 5.
Тема: Село моё родное.
Основание Александровской крепости. Село Александровское в наши дни. Символика села (флаг, герб). Достопримечательности села. Аллея Славы. Мы о селе стихами говорим.
Цель: познакомить с историей основания родного села, его символикой (флаг, герб), достопримечательностями; познакомить со стихами местных поэтов А. Линева, Л. Шубной, Б. Черкасова, А. Бобровского о селе Александровском.
Понятия: односельчанин, достопримечательность.
Занятие 6.
Тема: Экскурсия «Наша улица».
Знакомство с улицами родного села. История названий улиц. Правила поведения на улице.
Цель: познакомить с историей образования улиц родного села, развивать логическое мышление.
Понятия: улица, дом.
Занятие 7.
Тема: Я - ученик.
Я – ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника.
Цель: познакомить с традициями школы, её символикой (герб, флаг, гимн), правилами поведения и обязанностями школьников; воспитывать чувство причастности к коллективу школы, её традициям; развивать желание поддерживать традиции школы и приумножать их.
Понятия: ученик, традиция.
Занятие 8.
Тема: Родной дом и семья.
Родной дом и семья. Члены семьи. Родословная. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.
Цель: формирование понятия «я – сын (дочь)»; учить быть внимательными к близким людям, помогать им, поддерживать в трудную минуту; воспитывать чувство ответственности за честь семьи.
Понятие: семья, родословная, труд, отдых.
Занятие 9.
Тема: Традиции семьи. Примечай будни, а праздники сами придут.
Народные праздники России (Рождество, Масленница, Троица). Русские народные песни и игры. Государственные праздники. Праздники в моей семье.
Цель: познакомить с традиционными народными праздниками России, формировать понятия «семейный праздник» и «семейная традиция»; развивать речевые умения.
Практическая работа: разучивание народных игр и песен.
Понятия: семейная традиция, праздник.
|