Формы занятий: практическое выполнение изделий, беседа, ролевая игра, подвижная игра, экскурсии в библиотеку, по школе, просмотр компьютерных презентаций «Мойдодыр»;
Основные методы - по источникам получения знаний: практические, словесные, наглядные; в зависимости от основных дидактических задач - методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, по характеру руководства мыслительной деятельностью учащихся - объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, по организации учебно-воспитательного процесса:объяснительно-иллюстративный, репродуктивный связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися.
Им соответствуют такие приемы,как поэтапный показ выполнения работ учителем, рассказ, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Одним из видов деятельности учащихся также является поисково-исследовательский.
Большое внимание в этом модуле уделяется практическим работам.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
Раздаточный материал на занятия: салфетки, столовые приборы, цветная бумага, книги и т.д.
Форм подведения итогов: конкурс рисунков, тестирование по теме.
Модуль 2 Растения в доме. Выращивание цветочно-декоративных растений.
Формы занятий: практические работы, объяснения учителя, экскурсии по школьному двору, в теплицу школы, конкурсы;
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса демонстрация и иллюстрация, в этом блоке удачно сочетаются с практическими методами обучения. Остаются также такие методы, какобъяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский. Им соответствуют такие приемы,направленные на практическое выполнение заданий учениками: уход за комнатными растениями, черенкование, посадка луковиц и т.д.
Задача учителя состоит в том, чтобы приучать первоклассников к самостоятельному выполнению отдельных элементов практического задания.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
Комнатные растения, черенки растений, луковицы тюльпанов, гиацинтов и т.д., цветочные горшки, садовый инвентарь;
Формы подведения итогов: выращивание растений из черенков, семян, луковиц, выставки работ учащихся, проверка знаний учащихся по теме, соревнования.
Модуль 3 Работа с природным материалом
Формы занятий: практические работы, конкурсы, рассказ учителя, экскурсия по школьному двору, в теплицу школы.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: методы демонстрации и иллюстрации сочетаются с практическими методами обучения. Остаются также такие методы, какобъяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский. Им соответствуют приемы,направленные на практическое выполнение заданий учениками: работа по шаблону, вырезание, приклеивание, составление букетов;
Задача учителя состоит в том, чтобы приучать первоклассников к самостоятельному выполнению отдельных элементов практического задания.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
Природный материал, ножницы, клей, бумага и т.д.
Формы подведения итогов: правильное выполнение заданий по образцу, выставки работ уч-ся.
Модуль 4 Обработка бумаги и картона
Формы занятий: практические выполнение изделия из бумаги, беседа и объяснение учителя.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса связаны с практическими методами обучения. Остаются также такие методы, какобъяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский. Им соответствуют приемы,направленные на практическое выполнение заданий учениками: работа по шаблону, вырезание, приклеивание, составление композиций;
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
Ножницы, клей, бумага, картон и т.д.
Формы подведения итогов: правильное выполнение заданий по образцу, инструкционной карте, выставка работ учащихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:
1. Программа по Технологии 1—4 классы Науч. рук. Ю. Л. Хотунцев – докт. физ. - мат. наук, проф. МПГУ; В. Д. Симоменко — член-корр. РАО, докт. пед. наук, проф. Брянского ГПИ, 2006.
2. Н.Я. Дмитриева Мы и окружающий мир - М.: Учебная литература, 2004.
3. Методика ознакомления детей с природой в детском саду под ред. П.Г. Саморуковой, М.: Просвещение, 1998.
4. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры-занятия с детьми. Под ред. Греховой Л.И., Ставрополь, 1998.
5. Малые формы работы С. Афанасьев, А Тимонин, Л. Тимонина – М.: «Вариант», 2000.
6. . Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми - Минск, 1996.
7. Т.А.Маркова Воспитание трудолюбия у дошкольников - Москва: Просвещение, 1998.
8. С. Стейнберг Смастерим из бумаги – Таллин: «Валгус», 1998.
9. Журнал «Начальная школа» №10 1995 г.
10. Газета «Начальная школа» 3 36 2005 г.
11. Природоведение. 5 кл. Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды) – Волгоград, – Изд. Учитель, 2008.
12. Экологические сказки. Пособие для учителей. 1–6 кл. – Волгоград, Изд. Учитель, 2007.
13. Экскурсии в природу по югу России. Осень 1-4 кл. – Волгоград, Изд. Учитель, 2008.
14. Экскурсия в природу по югу России. Весна. 1–4 кл. – Волгоград, Изд. Учитель, 2008.
15. Как человек исследует, изучает природу. 2–3 кл. (для проведения уроков, внеклассной и кружковой работы) – Волгоград, Изд. Учитель, 2008.
16. Энциклопедия комнатных растений авт. сост. С.Л. Быховец – М.: АСТ,2000.
17. Комнатные растения мини-энциклопедия: пер. с итал. - М.: АСТ, 2006.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данному спецкурсу:
1. Хоровод- круглый год (инсценировки, песни, танцы; для д. /садов) – Волгоград, Изд. Учитель, 2006.
2. От осени до лета (стихи, загадки, пословицы, православные праздники, народные обычаи и поверья для д. /садов) - М.: Просвещение, 1998.
3. В гости праздник к нам пришел - М.: Просвещение, 2000.
4. Иванова С. Н. Всё о цветах - Волгоград, Изд. Учитель, 2008.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Программа курса «Закулисье»
Класс (33 ч.)
Составитель: Е. И. Мудракова,
учитель начальных классов МОУ СОШ№ 9
с.Воздвиженское Апанасенковского района
Пояснительная записка
В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальной личностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставлять ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности.
Занятия художественной практической деятельностью решают не только частичные задачи художественного воспитания, но и более глобальные - развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка.
При этом важное значение имеет организация проектной деятельности младших школьников, которая реализуется в процессе создания творческих работ. Процесс выполнения проекта, помимо работы руками, предполагает восприятие предмета или его изображения зрением, осязанием, двигательными ощущениями; анализ и синтез; поиск вариантов достижения цели; определение последовательности выполнения действий; сравнение результатов работы с оригиналом или замыслом; их корректировку.
Занятия проектной деятельностью вырабатывают такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы.
Цель:
Раскрытие творческого потенциала ребенка средствами художественного труда через проектную деятельность.
Задачи:
- совершенствование практических умений;
- развитие мелкой моторики рук в процессе освоения различных технологических приемов;
- развитие мышления, воображения, фантазии, художественного вкуса;
- расширение методов познания окружающей действительности;
- формирование умений ориентироваться в заданиях разного типа: от точного повтора образца до воплощения собственного замысла;
- формирование умения планирование последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;
- ознакомление с происхождением материалов, ручного ремесла, видов художественного творчества.
Программа данного курса рассчитана на 33 часа в 1 классе. Программа имеет несколько разделов, каждый из которых предполагает проектную деятельность, направленную на изготовление кукол и декораций для школьного кукольного театра в технике оригами, аппликации из бумаги и картона, так как этот материал более доступен детям этого школьного возраста.
Работы носят различный характер: работа по шаблону-образцу, представленного в виде рисунка, схемы, чертежа, выполнение работы по собственному замыслу, выполнение работы по заданному учителем условию.
Программа предусматривает тематические пересечения с такими дисциплинами как литературное чтение (изготовление декораций для постановок сказок), математика (расчет необходимых размеров, построение геометрических фигур), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира). Углубляются знания детей в области истории возникновения ремесел, материалов и инструментов, в области экономики (работа в группах с распределением обязанностей, реклама изделий собственного производства).
Развитие художественного вкуса и технического мастерства проводится при соединении технологии и художественного образа. Дети учатся создавать свои проекты, идя от материала к образцу и наоборот, от образца к материалу.
Занятия проектной деятельностью предполагают применение индивидуальной, групповой и коллективной формы работы, организацию выставок и показов.
Срок реализации программы: 1 год.
Продолжительность занятия: 35 минут.
Формы деятельности: кружковые занятия.
Методы:
- проектная деятельность,
- формы организации работы учащихся,
- индивидуальная работа,
- групповая работа,
- коллективная работа.
Средства:
- иллюстрации и литература;
- аудио и видеозаписи (использование технических средств);
Ожидаемые результаты:
Требования к уровню подготовки детей к концу 1 класса.
Иметь представление:
- об истории возникновения материалов и инструментов;
- о возможности выполнения работ в технике аппликаций и оригами.
Знать:
- термины, обозначающие технику изготовления объектов и их значение;
- свойства материалов, из которых можно сделать аппликацию, оригами;
- название инструментов, приспособлений и правила работы;
- разные приемы разметки деталей из бумаги;
- различные способы выполнения рисунка гуашью, акварелью.
Уметь:
- вырезать из бумаги детали прямоугольной формы, в форме круга, овала, вырезать симметричные фигуры;
- работать с гуашью, акварелью;
- самостоятельно или с помощью учителя ориентироваться в задании на точное повторение образца;
- самостоятельно выполнять творческое задание;
- самостоятельно или с помощью учителя планировать последовательность выполнения действий при работе над проектом;
- контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения.
Содержание программы
Введение. Наши волшебные помощники. (7 ч.)
Проект 1. Изготовление декораций к пальчиковому кукольному спектаклю «Курочка Ряба». (4 ч.)
Проект 2. Изготовление декораций к настольному кукольному театру «Колобок». (7 ч.)
Проект 3. Изготовление декораций к театру ложек «Репка». (7 ч.)
Проект 4. Изготовление декораций к спектаклю «Теремок». (8ч.)
Учебно-тематический план
Введение (7 часов)
Цель проекта
| № занятия
| Кол-во часов
| Планирование проектной деятельности
| Работа по осуществлению проекта
| Наши волшебные помощники
| 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
| 3ч.
2ч.
2ч.
| Бумага и картон.
Как появились ножницы.
Творческая мастерская.
| История создания бумаги.
Современные виды бумаги и картона, их свойства и способы обработки.
Традиции современного искусства оригами.
История появления ножниц. Техника вырезания ножницами (непрерывное и по частям). Традиции вырезания из бумаги. Правила безопасного труда при работе с ножницами.
Обучение детей поэтапному выполнению работы.
Правила чтения схемы, эскиза, чертежа.
| Проект 1 (4 часа)
Цель проекта
| № занятия
| Кол-во часов
| Планиро-вание проектной деятельнос-ти
| Работа по осуществлению проекта
| Изготовление декораций к пальчиковом спектаклю «Курочка Ряба»
| 8.
9.
10.
11.
| 1ч.
1ч.
2ч.
| В гостях у сказки.
Мастерская художника.
Дело мастера боится.
| Прослушивание сказки. Просмотр иллюстраций.
Изображение иллюстраций к сказке.
Создание пальчиковых кукол к спектаклю.
|
Проект 2 (7 часов)
Цель проекта
| № занятия
| Кол-во часов
| Планирова-ние проектной деятельности
| Работа по осуществлению проекта
| Изготовле-ние декораций к настольному театру «Колобок»
| 12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
| 1ч.
1ч.
4ч.
1ч.
| В гостях у сказки.
Мастерская художника.
Дело мастера боится.
Защита проекта.
| Чтение и просмотр иллюстраций.
Изображение иллюстраций к сказке.
Изготовление декораций к спектаклю.
Оформление спектакля.
| Проект 3 (7часов)
Цель проекта
| № занятия
| Кол-во часов
| Планирование проектной деятельности
| Работа по осуществлению проекта
| Изготовление декораций к театру ложек «Репка»
| 19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
| 1ч.
1ч.
4ч.
1ч.
| В гостях у сказки.
Мастерская художника.
Дело мастера боится.
Защита проекта.
| Чтение сказки «Репка». Просмотр иллюстраций.
Изображение иллюстраций к сказке.
Создание декораций к постановке спектакля.
Оформление спектакля.
|
Проект 4 (8 часов)
Цель проекта
| № занятия
| Кол-во часов
| Планирование проектной деятельности
| Работа по осуществлению проекта
| Изготовление декораций к кукольному театру «Теремок»
| 26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
| 1ч.
1ч.
4ч.
1ч.
1ч.
| В гостях у сказки.
Мастерская художника.
Дело мастера боится.
Защита проекта.
Подведение итогов.
| Просмотр мультфильма.
Иллюстрации к сказке.
Рисование эскизов декораций к спектаклю.
Изготовление декораций к спектаклю.
Оформление спектакля.
|
Методическое обеспечение
Формы занятий: выполнение проекта, практические выполнение изделия из бумаги, беседа и объяснение учителя.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса связаны с практическими методами обучения. На занятиях также использовались объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский методы. Им соответствуют такие приемы,направленные на практическое выполнение заданий учениками: работа по шаблону, вырезание, приклеивание, изготовление декораций.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
Мультимедийное оборудование, программное обеспечение, видеофильмы со сказками, книги сказок, «Кукольный театр в школе».
Ножницы, клей, бумага, картон и т.д.
Формы подведения итогов: правильное выполнение проекта – изготовление декораций к спектаклю, выставки работ уч-ся;
Формы подведения итогов: правильное выполнение заданий по образцу, выставки работ учащихся.
Литература.
1. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технологического творчества: Книга для учителя. - М.: Народное образование, 1996.
2. Леонтьев А.В., Капустин В.С., Шайхелисламов Р.Ф. Опыт внедрения образовательной области «Технология» в V-IX классах// Школа и производство 1997 №1.
3. Тихонов А.С Творческий потенциал учебного проектирования// Школа и производство. 1995 №1.
4. Хотунцев Ю.Л. и др. Проекты в школьном курсе «Технология»// Школа и производство. 1994 №4.
5. Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. – Фрунзе, 1990.
6. Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. – Магнитогорск, 1991.
7. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.
8. Клименко А.В. Проектная деятельность учащихся. ж.ПИиОбщ., 2002г., №9.
9. Мачехина В.Н. Организация проектной деятельности старшеклассников. ПИиОбщ., 2002г., №9.
|