Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальное исключение, поглощённость, колонизация и эмпауэрмент

Если необходимо привести пример примата «социального» над «биологическим», то конструирование женской субъективности (не путать с субъектностью) вполне может служить таким примером. Женская субъективность является отражением структурного общественного неравенства, интериоризация которого приводит женщину к сабмиссивности и принятию практикуемого по отношению к ней гендерного насилия. Обобщая, можно сказать, что главной задачей гендерной социализации (= воспитания) женщин является купирование и/или извращение процесса развития личной автономии. Практически, гендерная социализация представляет собой процесс внушения определённого набора из иррациональных мыслей, убеждений, ценностей и габитуса (=гендерные мандаты), то есть, гендерная социализация — это дрессировка, начинающаяся в самом раннем детстве (когда ещё нет возможности критического осмысления происходящего), натаскивание на запоминание и усвоение многочисленных стереотипов и предрассудков, что само по себе предполагает необходимость «отключения» рациональности и гипертрофированного задействования эмоциональной сферы. Гендерная социализация у женщин направлена не только на предотвращение развития личной автономии, но и на формирование строго определённого эмоционального фона, который крайне трудно поддаётся изменениям: «женской триады» печаль-вина-страх [1]. Обычная (= невыраженно насильственная) схема гендерной социализации — это невербальное внушение через семейную гендерную модель и мощное аффективное подкрепление при выполнении ребёнком гендерных требований, что впоследствии делает чрезвычайно трудным критическое восприятие и модификацию усвоенной модели психофизиологического функционирования. Что всё это означает? — То, что «женская» идентичность, то, что делает нас женщинами, представляет собой отсутствие личной автономии. То, что принимается нами за «персональные» желания, предпочтения, «черты характера», душевную и духовную утончённость [2] и т.д., представляет собой смесь невроза/ов и различных (но обычно очень стереотипных) проявлений колонизированного сознания. Вот то «дно», от которого нам нужно отталкиваться, иначе к нам всё время будут стучаться снизу. В каждой из нас, в каждой из тех, кого называют женщинами, глубоко поражены все те аспекты, которые необходимы для развития личной автономии: ПСПС, ассертивность, сексуальная сфера и отношения с матерью. Личная автономия не означает «независимость», хотя соотносится с ней. Личная независимость как и абсолютная свобода для человека являются утопией. Личная автономия в практическом плане означает некоторую минимальную способность человека эффективно контролировать свою жизнь и выбирать среду обитания. Личная автономия предполагает способность самостоятельно обеспечивать себе прожиточный минимум в соответствии с общим уровнем экономического развития общества. Также личная автономия предполагает свободу передвижения, свободу (и возможность) участия в общественной деятельности и правовую субъектность индивида. Вышеупомянутая гендерная социализация женщин и её конечный продукт («женщина») находятся в тесной связи с определённой экономической реальностью. Так как бытие определяет сознание, личность, гендерная идентичность женщины должны быть структурированы и функционировать строго в соответствии с отведённым ей местом в базовой экономической структуре патриархата. Мы уже это «место» расписывали так и этак неоднократно, заходили (и нам ещё предстоит много таких заходов) с той и другой стороны. В этот раз я «зайду» со стороны прямой взаимосвязи экономики и психологии (каким образом у женщин достать пожрать бытие определяет сознание):

«... необходимо обратить внимание на особенность экономического устройства, присущую человеческой расе, аналога которой не существует в органическом мире. Мы являемся единственным видом животных, у которого получение еды самкой зависит от самца, единственным видом, у которого сексуальные отношения являются отношениями экономическими. У нас, людей, жизнь одного пола полностью зависит от другого, и экономические отношения комбинируются с отношениями сексуальными. Экономический статус самки человека зависит от её сексуальных отношений. ... еда представляет собой наиболее решающий пассивный фактор развития; процессы, с помощью которых еда добывается, являются наиболее решающим активным фактором развития. ... Дикая лошадь экономически независима. Она добывает себе пищу самостоятельно, действуя активно, не принимая во внимание для достижения этой цели никакое другое существо. Однако, в своём современном рабском положении, лошадь зависима экономически. Она получает пищу из рук хозяина, а её тяжёлая изматывающая работа никак не соотносится с получаемым ею питанием... Разумеется, лошадь работает, но то, что она получает взамен своего труда, зависит от власти и воли её хозяина. Лошадь в рабстве добывает еду опосредованно, через другое существо. Она зависима экономически... Труд женщин является собственностью других людей: женщины работают по воле другого; и то, что женщины получают в обмен на свой труд, зависит не от качества и количества труда, а от власти и воли этого другого. Женщины являются экономически зависимыми, и это — истина для самки человека, индивидуально и коллективно... Женщина — это работница par excellence, но её работа не считается таковой и поэтому сама по себе не влияет на экономический статус женщины. Получение женщинами средств для выживания... никак не соотносится с их работоспособностью, с их работой по дому или с материнством. Выживание женщины зависит исключительно от мужчины, с которым она состоит в браке, то есть, от того, сколько собственности находится в распоряжении у мужчины, и сколько он согласен выделить женщине. Соотношение сил нарушается в тот момент, когда самка становится экономически зависимой от самца... Когда оба пола добывают себе пищу с помощью одного и того же вида деятельности, из одного и того же источника, оба пола одинаково детерминированы окружающей средой и развиваются в одном и том же направлении. Когда каждый из полов добывает себе пищу в неравных условиях, и когда это неравенство подразумевает, что один из полов распоряжается пищей другого, то тогда пол, владеющий пищей и доступом к ней превращается в окружающую среду для пола, который он кормит. Согласно естественному отбору все живые существа детерминированы окружающей средой, в которой они живут, и обязательно развивают те качества, которые необходимы для того, чтобы выжить в данной окружающей среде. ... Когда половой партнёр становится одновременно хозяином, когда к экономической нужде добавляется половое влечение, то результатом становятся две великие эволюционные силы, которые действуют сообща в одном и том же направлении, а именно: увеличение степени сексуальной специализации самки человека. Так как самка зависит от самца, её сексуальная специализация становится для неё средством добывания пищи и сохранения жизни, положение, которое не наблюдается ни у одного из других видов живых существ. По причине экономической зависимости самка человека развивает избыточную сексуальную специализацию... Речь идёт не о нормальной тенденции, общей для всех живых существ, а об аномальной сексуальной тенденции, происходящей из и поддерживающейся аномальными экономическими отношениями, в рамках которых один из полов вынужден выживать за счёт своих сексуальных функций. ... женщины, исключительно детерминированные половой принадлежностью и принуждённые держаться вдали от любой специфически человеческой деятельности, инвестируют всю свою жизнь в любовь; последствия неудачи в этом являются для них непоправимыми.»

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...