Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гендерно-ориентированная терапия и эмпауэрмент

Те, кто занимается вопросами гендерно-ориентированной терапией для женщин [4], совпадают во мнении относительно следующих пунктов:

  • Терапевтический процесс для женщин неотделим от эмпауэрмента. Поэтому не существует и не может существовать «политически нейтральной» или «ориентированной на общечеловеческие ценности» психотерапии для женщин. «Любое пространство становится мужским, если только женщины не прикладывают осознанных и специфических усилий для того, чтобы оно оставалось женским» (Шейла Джеффрис). Эта специфика терапии для женщин происходит из ситуации работы в условиях колонизированного внешнего, внутреннего и телесного пространства.
  • (Кратко)срочность терапевтического процесса и его социальная ориентация. Традиционные терапевтические подходы, несомненно, наносят женщинам вред, вместо того, чтобы помогать им, так как нарочно игнорируют социальные причины психологических расстройств и большинства физических заболеваний у женщин.Традиционная терапия никак не трактует вопросы влияния на психику женщины несогласия и протеста против навязанной им социальной роли, против вменяемой им необходимости соответствовать женской роли; не занимается вопросами неудовлетворённых потребностей и желаний в контексте отсутствия личного жизненного проекта; а также не занимается проблемой комплексной зависимости женщин от мужчин и отсутствия личной автономии; игнорирует или обвиняет женщин в гендерном насилии. Женщинам либо предлагается медикализация проблемы, либо долгое копание в семейной истории и в себе, оторванное от социального контекста.Женщины формулируют запрос на терапию в момент жизненного кризиса, чаще всего — в контексте абьюза и насилия, поэтому терапия для них должна быть одновременно социальной ориентацией, помощью в осознании действующих вокруг и внутри них социальных механизмов подчинения и эксплуатации, а также совместным с женщиной-терапевтом поиском и высвобождением личных ресурсов женщин. Терапевтическая помощь для женщин должна организовываться вокруг принципа её личной активности и ответственности за перемены в жизни, мобилизации её внутренних ресурсов на самопомощь, а главное — женщина должна быть активным действующим лицом на терапии (встреча с терапевтом лицом к лицу). Терапия, продолжающаяся больше года, контрпродуктивна, так как способствует поддержанию идеи «инвалидности» женщины: шесть месяцев индивидуальной терапии и шесть месяцев групповой терапии вполне достаточно (если нет ПСТР и истории инцеста).Особенно вредна псевдо-терапевтическая установка на «спасение своего внутреннего ребёнка»: якобы внутри нас живут испуганные маленькие девочки, которые в ключевые моменты нам пакостят, а если мы их «спасём» и обласкаем, то и они будут счастливы, и у нас всё будет хорошо. Во-первых, предприятие по «спасению своего внутреннего ребёнка» даёт результатом ещё больший вгон в депрессию (депрессия — избыток прошлого, тревожность — избыток будущего), во-вторых, отвлекает наши силы на шизофренические поиски каких-то отдельных личностей из прошлого, якобы живущих внутри нас, вместо того, чтобы направить эти силы на анализ конкретной проблемной ситуации в настоящем и на поиски реалистических способов её исправления.
  • Последовательность во времени индивидуальной и групповой терапии. Необходимость групповой терапии/участия в группах самосознания важно для женщин уже потому, что это даёт им возможность преодолеть социальную изоляцию и осознать свой личный опыт как идентичный опыту других женщин и как часть женского коллективного опыта.Однако, как показывает опыт гендерно-ориентированной терапии для женщин, терапевтические группы должны набираться из женщин, успешно прошедших личный курс терапии, в ходе которой женщина бы успела приобрести некоторые навыки интроспекции, получила бы необходимую информацию о гендерной проблематике, а также приняла бы на себя обязательства по 1) личной ответственности за процесс перемен в жизни 2) базовым нормам честности 3) приобретению навыков самостоятельной работы (письменные практики между сессиями) 4) пунктуальности.Кроме того, в ходе индивидуальной терапии женщина-терапевт может определить, показана ли данной женщине гендерно-ориентированная терапия.Существует несколько показателей, по которым можно заключить, что женщине не рекомендована гендерно-ориентированная терапия, ни индивидуальная, ни, тем более, группальная:
    • Женщина показывает сильную убеждённость в правильности традиционной концепции "феминности"/"женственности" и одновременно демонстрирует сильную поведенческую ригидность (например, фанатическая религиозность, настойчивая трансляция сексистских установок и стереотипов, приверженность сабмиссивной и манипулятивной модели поведения «женская мудрость», мизогинные убеждения (например, «дочь сексуально соперничает с матерью и соблазняет отца»), нормализация и оправдывание мачистского поведения у мужчин).
    • Женщина не считает гендерную систему несправедливой, так как согласна с собственной ролью в ней и считает эту систему «выгодной женщине» (например, считает, что муж должен содержать жену, а жена должна уметь привлечь и удержать настоящего мужчину).
    • Женщина отказывается принять на себя ответственность за перемены в собственной жизни, игнорирует необходимость выполнения письменных практик в период между терапевтическими сессиями, избегает интроспекции.
    • Женщина на принимает на себя формальные обязательства: отсутствие пунктуальности, нерегулярное посещение терапии, равнодушие и показная «скука», неучастие в сессиях, безучастность. Позиция по отношению к терапевту: «вот и попрыгай вокруг меня!»
    • Женщина использует терапию как пространство для агрессивного поведения, конфронтации и «вымещения» (например, отказывается обсуждать собственные мизогинные установки, отношения с нетаким, пытается переубедить терапевта, ведёт себя высокомерно).
    • Женщина превращает терапию в пространство, где можно было бы «оттянуться», отвлечься, познакомиться с интересными людьми, завязать личные отношения с терапевтом (то есть, активно строит трофическую цепь).
    • Женщина демонстрирует на терапии такие манипулятивные техники как виктимизм (направленный на завоевание и удержание протагонизма, утверждение личной значимости: «мои страдания самые страдательные»), попытки вызвать жалость и угрызения совести за то, что у неё все так плохо, попытки соблазнения, лесть (направленные на то, чтобы избежать необходимости работать самой и заставить терапевта «прыгать вокруг»).
  • Примат письменных практик. О письменных практиках в сети достаточно материала, в том числе на русском языке (настоятельно рекомендую). Для женского эмпауэрмента этот тип практик чрезвычайно важен именно в контексте проблемы колонизации тел женщин, их субъективного пространства (=эмоции + мысли) и пространства вокруг них (в том числе, символически организованного: язык).

Письменные практики являются первым шагом для восстановления индивидуальности, это практически единственная возможность для женщины создать пространство для себя, создать или воссоздать личную генеалогию (=обрести историю), а также начать работу по выявлению и нейтрализации иррациональных суждений [5]. Записи не нужно никому показывать (если только это не специфические терапевтические задания, которые должны выполняться между сессиями), но можно поделиться с подругами (например, в виде поста в соцсетях) итоговыми размышлениями на ту или иную тему и обсудить её. Пока что наша ситуация в РФ такова, что ни на какие учебники и пособия по феминистской психотерапии, доступные широким слоям, надеяться не приходится, как и на быстрое распространение грибными спорами и (опять же) доступность гендерно-ориентированных хорошо подготовленных женщин-терапевтов [6]; так что придётся самим своими силами (как обычно). В этой ситуации нам доступны только самостоятельные индивидуальные письменные практики и группы роста самосознания.

  1. "Нас научили бояться свободы; бояться принимать решения, бояться одиночества. Страх одиночества - это мощное препятствие обретению автономии" Марсела Лагарде.
  2. Не знаю ни одного случая развития у ребёнка способностей к "сверх-чувственным восприятиям", которое не было бы следствием абьюза.
  3. Хотя бывают неожиданные и впечатляющие исключения.
  4. Например, не близкая мне идеологически, но уважаемая за профессионализм ассоциация "Женщины для Здоровья", которые недавно опубликовали практическое руководство по феминистской психотерапии
  5. В письменном тексте легче заметить поверхностную или стереотипированную аргументацию, эмоциональную фальшь.
  6. Ассоциация "Женщины для Здоровья", например, специально оговаривают и настаивают на не-инклюзивности в теме гендерного состава психологов, работающих с женщинами: это должны быть только женщины. Совершенно согласна.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...