Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как выживает человек в ситуации страха и отсутствия контроля над событиями собственной жизни?

Рационализация. Профиль социального заложника. Loving to survive. Постоянный страх — это самый мощный генератор стресса и надежды. Пытаясь выжить, человек интерпретирует в терминах надежды на лучшее любой положительный знак со стороны источника страха (а если таких знаков нет, то придумывает их). Страх заставляет нас культивировать положительные эмоции в отношении того, кто нам его внушает: если мы будем делать так, как того хотят другие, и любить их, то они нас тоже полюбят и не будут к нам враждебны. Первое, что предпринимают женщины, — это отрицание негативных эмоций. Мы подменяем неудовольствие собой и комплекс неполноценности энтузиазмом, с которым мы боремся с лишними килограммами, морщинами, целлюлитом. Так мы минимизируем возможность осознания того, что часто близки к состоянию паники, чувству, которое уничтожило бы нас психологически. Мы просто не думаем, мы не задумываемся. Также мы отрицаем чувство гнева, раздражения, которое вызывают у нас постоянные требования со стороны окружающих, потому что если мы попытаемся дать прямой ответ на ежедневную агрессию, которой подвергаемся, нас осмеют и изолируют, объявят конфликтными. Мы пытаемся избежать конфликта подавлением собственных реакций, мы дискредитируем собственные восприятия («не понимаю, отчего я так взбесилась?»), это входит в привычку, и после многих лет тренировок мы становимся пассивными и нерешительными. Пассивность и нерешительность, в свою очередь, являются психологическим фундаментом для эмоционального отделения от происходящего, известного как редукция апперцепции, когда женщина способна сосредоточиться только на самом конкретном, непосредственном и буквально неспособна воспринимать ни сенсорно, ни интеллектуально никакие другие аспекты внешних событий. Но эмоциональное отчуждение невозможно практиковать бесконечно, подавляемые негативные эмоции в отношении себя и окружающих проявляются в амбивалентности: мы быстро переходим от довольства собой к ненависти к себе и наоборот. Все это — попытки уверить самих себя в том, что мы контролируем неконтролируемые для нас и/или случайные события. Чем ничтожнее и слабее чувствует себя человек, тем более необходимым становится чувство осуществляемого контроля или личной причастности к принятию каких-то глобальных решений, знанию скрытой природы вещей или внутреннего оккультного смысла событий. Это — адаптивная реакция на стресс и средство повышения сопротивляемости организма. Чем меньше реального контроля за событиями чувствует женщина, тем более вероятна возможность, что она станет приписывать себе ответственность (и часто — ответственность на другом, высшем, астральном, магическом и пр. планах) за происходящие события. В применении к сексуальному насилию, во многих случаях мы сталкиваемся с ситуациями, когда жертва, в результате рационализации:

  • не признает себя жертвой, говорит о слишком жестком сексе или неприятном сексе;
  • заявляет, что в ней есть" что-то" (потустороннее, привлекательное, мистическое, сексуальное, силовое), что вызывает у мужчин неконтролируемые реакции;
  • просто пытается не думать, не вспоминать;
  • старается скрыть происшедшее от окружающих, опасаясь их негативной реакции, и представить эпизод сексуальной агрессии как нечто анекдотическое, придумать хэппи-энд (в котором бы ей удалось контролировать и пересилить агрессора), или попытаться уверить себя и других в том, что пережитый опыт был позитивным.

Loving to Survive: Sexual Terror, Men’s Violence and Women’s Lives Dee L. R. Graham New York University Press, 1994. Эта книга считается наиболее реалистичным и важным исследованием «женской психологии». Главным тезисом книги является тезис о том, что стереотипное поведение женщин соответствует поведению заложника. ФБР : «если вы взяты в заложники, старайтесь вести себя, как женщина» (далее цитируется по книге К. Барэа «Учебник для женщин, подвергающихся насилию», русскоязычное издание, 2013).

«Оказывайте психологическую поддержку террористу. Старайтесь казаться спокойным и своим послушанием старайтесь внушить террористу уверенность в положительном исходе. Старайтесь не выделяться, не формулируйте просьб и/или требований, не создавайте неудобств. Старайтесь предугадать желания и мысли террориста и вести себя соответственно. Старайтесь не поддаваться на дурное настроение террориста, будьте предупредительным. Убедите террориста в том, что вы на его стороне. Будьте предельно осторожным при попытке к бегству, взвесьте все варианты: неудача повлечет репрессивные меры в отношении Вас, успех повлечет репрессивные меры в отношении других заложников».

Шансы выжить повышаются у тех заложников, кто следует тройному правилу: симуляция — пробуждение сострадания у похитителя — вхождение в доверие (три кита «женственности»): — Симуляция. Женщины симулируют сексуальное удовлетворение, которого не испытывают; симулируют восхищение и благодарность за каждое, самое бездарное и глупое действие «своего мужчины» (или не своего, вообще любого); хвалят и одобряют, скрывают свои истинные чувства; используют манипулятивные приемы, стараясь добиться желаемого без того, чтобы прямо сформулировать запрос/требование; пытаются обеспечить собственную безопасность поддержкой и инфляцией мужского эго. — Попытки пробудить сострадание. Женщины страдают разнообразными загадочными «расстройствами» и «недомоганиями», нервными срывами, обмороками, головокружениями и прочими соматизациями, в помощью которых осуществляют попытку сказать: «Ты же будешь меня любить и не бросишь? Видишь, какая я слабая, впечатлительная? Ты не причинишь мне вреда, не так ли? Ты будешь обо мне заботиться?» — Инфантильность (вхождение в доверие). Инфантильным поведением мы даем понять окружающим, что мы не конкуренты, мы зависимы и не представляем собой потенциальную опасность. Женщины стараются не проявлять инициативу, не выражать уверенность в своих действиях. Они не утверждают, а сюсюкают «детскими голосами» с вопросительными интонациями. Им постоянно «нужны» помощь и внимание. Женщины улыбаются и смеются «невпопад», «хихикают», опускают глаза (смотреть другому человеку в глаза везде и всегда воспринимается как вызов и самоутверждение). Женщины просят советы, в которых не нуждаются, ждут одобрения и похвалы. Ждут. Молча. Женщины всегда молчат-молчат-молчат-молчат. Вымещают злость и отчаяние на более слабых. Не проявляют ни сочувствия, ни солидарности к себе подобным. Всё это делают женщины, мы действительно так поступаем.

 

 

Изнасилование. Маскулинность

Воспроизведение (мимеcис/μίμησις) — ключевое понятие в процессе передачи опыта от одних людей к другим и превращения его в догмы, универсальности, реалии. Средством, с помощью которого человек вовлекается в коллективный мимеcис, является характер (греч. «характеин» — «наносить отпечаток»). Маскулинность, как уже говорилось, представляет собой шизоидную структуру, построенную вокруг «ядерного» комплекса «невежества-страха-тщеславия» . Под шизоидной структурой (по теории К. Наранхо) я понимаю поведенческое разрешение «невежества-страха-тщеславия» в «жадность-ненависть-зависть-ярость». Главной чертой шизоидного характера является жадность — стремление к присвоению, основанное на тайном убеждении в недостаточности собственных ресурсов, в собственной «нищете». Присвоение здесь концентрируется в стремлении «не отдавать», «удержать», на скупости в противоположность щедрости. Когнитивная мотивация позиции присвоения — уверенность в том, что контакт с другими истощает и ослабляет. Контакт с внешним миром и другими людьми мыслится жадным человеком как угроза обеднения и банкротства, как угроза невосполнимой утраты того немногого, что он имеет. Жадность характеризуется параноидальным стремлением к контролю, а стремление к контролю ведет к стремлению стереть чужие границы, что, в свою очередь, возвращается к человеку в форме иррационального, суеверного страха «быть поглощенным» другими. Жадный человек никогда не просит (т.к. боится, что ему сформулируют ответные требования), он ожидает, что другие удовлетворят его желания просто по факту его присутствия в мире. Это ожидание имеет две линии разрешения: претензия (зависть) и агрессия (ненависть), замыкающиеся на ярости, старательно рационализируемой и возводимой в теоретические системы (среди которых мизогиния всегда на первом месте). По моим наблюдениям, маскулинность в первую очередь отличается базовой индиффирентностью/базовым равнодушием — «после меня хоть потоп». Эта индифферентность формируется вокруг внушаемого с детства чувства избранности, некоего «права рождения», так как общество внушает, что все, и в первую очередь, женщины, обязаны, а мужчины лишь получают от них то, что должны иметь по праву рождения. В социальной психологии давно установлено, что люди меньше сочувствуют тем, кто стоит ниже их на социальной лестнице и больше — тем, кто стоит выше (потому что стараются идентифицироваться с социально более ценными), именно поэтому мужчины меньше сочувствуют женщинам, чем наоборот. У избранных сочувствие к остальным (не избранным) предположить более, чем странно, и поэтому маскулинность — это равнодушие, индифферентность. Маскулинность объясняет многое в побуждениях мужчин совершающих сексуальное насилие.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...